Биология в лицее. Неотложная терапия при заболеваниях органов дыхания Первая помощь повреждении органов дыхания

В ходе этого урока мы узнаем о том, каким образом необходимо оказывать первую помощь пострадавшим с поражением органов дыхания. Эти знания помогут сохранить жизнь окружающим Вас людям.

Тема: Дыхательная система

Урок: Первая помощь при поражениях органов дыхания

При неосторожном поведении мелкие предметы могут попасть в дыхательные пути, что может вызвать затрудненное дыхание. Поэтому необходимо уметь оказывать первую помощь в таких ситуациях.

При попадании посторонних предметов в нос необходимо закрыть 1 ноздрю и попытаться с силой выдуть попавший предмет. Если это сделать не удается, необходимо доставить пострадавшего в травмпункт.

Рис. 1. Действия при попадании предмета в нос

Попадание посторонних частиц в гортань сопровождается сильным кашлем. Благодаря этому происходит самопроизвольное удаление этих частиц из гортани.

Рис. 2.

Если кашель не помогает необходимо сильно ударить пострадавшего по спине, предварительно перегнув его через колено так, чтоб голова оказалась как можно ниже. Если это не помогает, необходимо вызывать скорую помощь.

Иногда происходят обвалы и другие несчастные случаи, которые вызывают травмы прекращающие поступление воздуха в легкие. Если мозг в течение 2-3 минут не получает достаточного количества кислорода, он умирает.

В результате несчастного случая человек может потерять сознание. У него прекращается сердцебиение и дыхание. И если в течение 5-7 минут восстановить его нормальное дыхание и пульс, человек будет жить. Для этого необходимо провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Сначала больного надо положить на спину, на твердую поверхность. Запрокинуть его голову, расстегнуть одежду и обнажить грудь. Нос или рот накрыть марлей и энергично вдыхать воздух 16 раз/мин.

При оказании первой помощи утопающему в первую очередь нужно освободить его ротовую полость от ила и песка, а легкие от воды. Для этого пострадавшего перекидывают через живот или колено и резкими движениями надавливают на живот или встряхивают его.

Рис. 3. Первая помощь утопающему

Если сердце не бьется, то искусственное дыхание сочетают с непрямым массажем сердца. Для этого ритмически надавливают на грудину 60 раз/мин. Через каждые 5-6 надавливаний производят вдувание воздуха. Периодически необходимо проверять пульс. Его появление - первый признак возобновления работы сердца.

Рис. 4.

Оказание первой помощи заканчивают, когда пострадавший приходит в себя и начинает дышать самостоятельно.

1.Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8 М.:Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа - с. 153, задания и вопрос 3,4,5,9,10.

2. Что необходимо предпринять при попадании постороннего предмета в нос?

3. Каким образом проводят непрямой массаж сердца?

4. Представьте, что Вы вытащили из воды утопающего. Какие будут Ваши дальнейшие действия?

Что необходимо сделать, если человек возле вас начинает задыхаться?

Первая помощь при утоплении, завалах землей, удушении осуществляется в несколько этапов. На первом этапе очищаются верхние дыхательные пути от грязи, удаляется вода из желудка и легких, на втором - приступают к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца. При электротравмах прежде всего необходимо выключить рубильник, отбросить провод деревянным предметом. При остановке дыхания и сердечной деятельности применяют искусственное дыхание изо рта в рот и непрямой массаж сердца.

1. Как удаляют инородные тела, попавшие в нос; в гортань?

Разговоры во время еды, неосторожные игры часто приводят к тому, что посторонние предметы - рыбные кости, фасоль, горох и даже монеты и камешки, с которыми играли дети, - попадают в дыхательные пути: в нос, в гортань, трахею. При попадании такого предмета в нос необходимо зажать вторую ноздрю и попытаться выдуть посторонний предмет. Если это не получается, надо обратиться к врачу, поскольку неумелыми действиями можно загнать постороннее тело еще дальше. Попадание посторонних тел в гортань происходит при недостаточном закрытии гортани надгортанником. Это сопровождается сильными приступами кашля, благодаря которому происходит удаление посторонних частиц из гортани. Если кашель не помогает, можно несколько раз ударить пострадавшего по спине, предварительно перегнув его через колено так, чтобы голова опустилась как можно ниже. Маленьких детей просто поднимают за ноги. Если эго не помогло, надо срочно отвезти пострадавшего в медицинское учреждение.

2. В каком порядке следует оказывать помощь извлечённому из воды тонувшему человеку?

После того как тонувшего извлекли из воды, прежде всего надо очистить его рот от грязи, удалит!» воду из легких и желудка. С этой целью пострадавшего перекидывают через колено и резкими движениями сдавливают живот и грудную клетку или встряхивают. При остановке дыхания и сердечной деятельности не следует дожидаться удаления всей воды из органов дыхания, важнее приступить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.

3. Каковы причины прекращения дыхания при обмороке, как их обнаружить и устранить?

Удушение может произойти при сдавливании горла, при западании языка. Последнее часто случается при обмороках, когда человек внезапно на короткое время теряет сознание. Поэтому прежде всего надо прислушаться к дыханию. Если оно сопровождается хрипом или прекращается вовсе, необходимо открыть рот и оттянуть язык вперед или переменить положение головы, откинув ее назад. Полезно дать понюхать нашатырный спирт или другие вещества с резким запахом. Это возбуждает дыхательный центр и содействует восстановлению дыхания.

4. Как помочь человеку, попавшему в завал?

Особенно тяжелые поражения органов дыхания бывают при завалах землей. При длительном сдавливании скелетных мышц в них накапливаются ядовитые соединения. Когда тело человека освобождают от сдавливания, эти вещества устремляются в кровоток и нарушают функции почек, сердца и печени. После извлечения человека из завала необходимо прежде всего восстановить дыхание: очистить рот и нос от грязи и начать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Только после восстановления этих важных процессов можно приступить к осмотру повреждений, наложению жгутов и шин. При заваливании землей или утоплении важно согреть пострадавшего. Для этого его растирают, закутывают в теплую одежду, дают чай, кофе и другие горячие напитки. Согревать пострадавшего грелками, бутылками с горячей водой нельзя, так как можно вызвать ожоги и нарушить нормальное распределение крови между органами.

5. Что надо делать при электротравме?

Поражение молнией и электротоком имеет много общего, а потому их объединяют одним понятием - электротравма. При поражении человека техническим электрическим током прежде всего надо обесточить провод. Сделать это не всегда легко: если человек схватился рукой за провод, оторвать его от провода практически невозможно, поскольку его мышцы парализованы. Легче выключить рубильник или просто откинуть провод от пострадавшего, конечно предварительно изолировав себя от действия тока (следует использовать резиновые перчатки и обувь, сухую деревянную палку). Пострадавшего от молнии обесточивать не надо. К нему можно смело прикасаться. А вот последствия поражения во многом сходны. Они зависят от силы и направления тока, от того, под каким напряжением оказался человек, в каком состоянии находились его кожные покровы, одежда. Влага снижает сопротивление кожи, а потому поражение током оказывается более сильным. В местах входа и выхода технического тока видны воронкообразные раны, напоминающие ожоговые повреждения. Ток поражает нервную систему, человек теряет сознание, перестает дышать. Сердце работает слабо, и не всегда удается прослушать пульс. Если электротравма была сравнительно слабой и человек сам вышел из обморока, необходимо осмотреть внешние поражения, наложить повязку и немедленно отправить пострадавшего в больницу, поскольку может наступить повторная потеря сознания из-за сердечной недостаточности. В стационар пострадавшего доставляют тепло укрытым. Полезно дать обезболивающее, например анальгин, и соблюдать полный покой. Полезны также сердечные препараты: валерьянка, капли Зеленина. При тяжелых случаях происходит остановка дыхания. Тогда применяют искусственное дыхание, а при остановке сердца - его непрямой массаж.

6. Как проводят искусственное дыхание изо рта в рот и непрямой массаж сердца?

В результате несчастных случаев (при утоплении, ударе молнии, сильном ожоге, отравлении, ранении) человек может потерять сознание. У него останавливается сердце, прекращается дыхание, наступает клиническая смерть. В отличие от биологической это состояние обратимое. Мероприятия, связанные с выводом человека из клинической смерти, называются реанимацией (букв.: оживление). Биологическая смерть наступает после гибели мозга. Если в течение 5-7 мин восстановить работу сердца и легких, человек будет жить. Спасти его могут немедленные действия - искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. В первую очередь больного надо положить на спину на твердую поверхность, голову запрокинуть. Затем расстегнуть одежду, обнажить грудь. Нос или рот накрыть марлей и энергично вдувать воздух (16 раз в 1 мин). При оказании помощи тонувшему нужно предварительно освободить ротовую полость от ила песка, а легкие и желудок от воды. Если сердце не бьется, искусственное дыхание сочетают с непрямым массажем сердца - ритмическим надавливанием на грудину (60 раз в 1 мин). Через каждые 5-6 надавливаний производят вдувание воздуха. Периодически необходимо проверять пульс. Появление пульса - первый признак возобновления работы сердца. Искусственное дыхание, массаж сердца иногда приходится делать долго - 20-50 минут. Оказание первой помощи заканчивают, когда пострадавший приходит в сознание и начинает дышать самостоятельно.

Тип урока: урок биологии с использованием информационных технологий, урок - обобщение.

Целеполагание учителя:

Образовательная:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Дыхание»;
  • познакомить с последовательностью оказания первой помощи при поражении органов дыхания;
  • акцентировать внимание на необходимость знаний и умений по оказанию первой помощи при попадании инородных тел в дыхательные пути, при утоплении, при электротравмах.

Развивающая:

  • развить креативное и логическое мышление, умение анализировать и делать соответствующие выводы;
  • формировать навыки оказания первой помощи при попадании инородных тел в дыхательные пути, при утоплении, при электротравмах;
  • развивать навык планирования работы, организации работы с дополнительным материалом.

Воспитательная:

  • формировать экологическую компетентность и стремление к здоровому образу жизни;
  • помочь учащимся осознать их значимость при оказании первой помощи пострадавшему.

Целеполагание ученика:

  1. Повторить материал о строении дыхательной системы.
  2. Познакомиться с последовательностью оказания первой помощи при попадании инородных тел в дыхательные пути, при утоплении, при электротравмах.
  3. Научиться оказывать первую помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, при утоплении, при электротравмах.

Оборудование и дидактические материалы: ПК, проектор, интерактивная доска, таблицы, карточки.

Ход урока:

1. Организационный момент. (2 мин.)

Учитель: Ребята, доброе утро. Меня зовут Кузнецова Ольга Александровна, я учитель биологии.

Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца)! А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение.

У нас прекрасное настроение, но говорить нам придется о серьёзных, значимых вещах, касающихся нашего здоровья.

2. Актуализация знаний (3 мин.) на выполнение заданий. (Мотивация).

Учитель: В нашей жизни очень много опасностей. Наша современная жизнь неотъемлемо связана с транспортом, электроприборами, все мы ходим купаться и бывает так, что не соблюдаем элементарные правила когда кушаем в столовой.

Войны, катастрофы, крупные аварии… уносят десятки, сотни, тысячи жертв…

Как вы думаете: «А могло ли быть меньше жертв?»

Каким способом можно помочь пострадавшим?

Действительно, вовремя оказанная первая доврачебная помощь могла бы уменьшить количество жертв на 1/3.

Поэтому уже изучив строение дыхательной системы, работу органов дыхания и их регуляцию мы можем сегодня узнать…

Тема нашего урока: Первая помощь при поражении органов дыхания

А ты сможешь оказать первую помощь при остановке дыхания?

Задачи урока:

  • повторить и систематизировать знания учащихся по пройденной теме;
  • вооружить себя знаниями оказания первой доврачебной помощи при поражении органов дыхания.

3. Работа по карточкам (5мин.).

А) Учитель раздаёт задания учащимся (1 мин.)

Работать мы будем следующим образом.

Первый ряд (Знатоки) расскажут нам:

1 парта - о строении дыхательной системы;

Второй ряд (Исследователи) изучат материал учебника с.115-117 и назовут нам причины и первую помощь при:

1 парта - попадании инородных тел в дыхательные пути;

2 парта - утоплении или заваливании землёй;

3 парта - удушье;

4 парта - электротравмах.

Причина нарушения

Признаки нарушения

Первая помощь

Попадание инородных тел

а) в носовую полость

б) в ротовую полость (гортань)

  1. затруднённое носовое дыхание, кровотечение, а также выделение слизи из носа
  2. удушье и кашель
  1. Зажать свободную ноздрю и попытаться выдуть посторонний предмет.
  2. Сильный кашель, если не помогает пострадавшего можно несколько раз хлопнуть по спине, предварительно перегнув его через колено, так чтобы голова опустилась как можно ниже; детей поднимают за ноги.

Утопление

Лицо и шея синего или серого оттенка, сосуды шеи ярко выражены.

Нет пульса

Осмотреть полость носа и рта.

Удалить песок и инородные предметы.

Положить пострадавшего лицом вниз на бедро согнутой в колено ноги спасающего так, чтобы голова касалась земли.

Резкими движениями сдавить живот и грудную клетку и встряхнуть.

Маленьких детей поднимают за ноги.

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

Западание языка

Дыхание с хрипами или отсутствует

Открыть рот.

Оттянуть язык вперед или переменить положение головы откинув ее назад.

Дать понюхать нашатырный спирт

Отек гортани

Дыхание с шумом, удушье, кожа и слизистые покровы синеют

На наружную поверхность шеи наложить компресс.

Ноги погрузить в таз с горячей водой.

Доставить в больницу.

Заваливание землей

Осмотреть полость носа и рта.

Удалить грязь и инородные предметы.

После восстановления дыхания пострадавшего согреть: растереть спиртом, закутать в тёплую одежду, дать горячий напиток.

Электротравма:

б) молнией

  1. Бледная кожа, отсутствие дыхания, пульса.
  2. Тёмно-синие пятна на коже в виде дерева, отсутствие дыхания, пульса.
  1. Отключить источник тока.

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

  1. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

После восстановления дыхания пострадавшему дать горячий напиток.

Отравление угарным газом

Потеря сознания, синюшность слизистых оболочек и лица, остановка дыхания

Вынести пострадавшего на свежий воздух.

Придать горизонтальное положение тела пострадавшего.

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

После восстановления дыхания пострадавшего согреть: растереть спиртом, положить согревающие грелки к ногам, дать понюхать нашатырный спирт.

Третий ряд (Эврика) работают с творческим заданием.

1 парта - составить алгоритм действий по оказанию первой доврачебной неотложной помощи

а) применение средств индивидуальной защиты;

б) устранение причин воздействия угрожающих факторов;

в) срочная оценка состояния пострадавшего;

г) вызов помощи, в том числе «скорой»;

д) придание пострадавшему безопасного положения;

е) устранение опасных для жизни состояний;

ж) контроль за состоянием пострадавшего до прибытия медицинских работников.

2 парта - сформулировать определение первой доврачебной неотложной помощи и ее задачи

Первая доврачебная неотложная помощь (ПДНП) - комплекс простейших мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья человека, проводимых до прибытия медицинских работников

Задачи:

а) проведение необходимых мероприятий по ликвидации угрозы для жизни пострадавшего;

б) предупреждение возможных осложнений;

в) обеспечение максимально благоприятных условий для транспортировки пострадавшего.

Б) Заканчиваем выполнение заданий.

Скажите мне пожалуйста ребята: Когда нужно делать выдох на сгибании или на разгибании мышц?

4. Физкультминутка (1 мин.).

1 упражнение

Руки на поясе. На счет раз, два - вдох.

На счет - три, четыре - выдох.

2 упражнение

Руки к плечам, вверх - вдох.

Руки к плечам, вниз - выдох.

3 упражнение

Руки на поясе. На счет раз (выдох) - поворот туловища вправо,

два (вдох) - исходное положение.

На счет три (выдох) - поворот туловища влево,

четыре (вдох) - исходное положение.

5. Проверка заданий (10 мин).

6. Просмотр видеофрагмент «Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца» (5 мин).

1. Зачем голову пострадавшего нужно запрокидывать назад (чтобы шея и подбородок составляли единую линию)

2. Как соблюдают личную гигиену при выполнении искусственного дыхания (нагнетание воздуха проводится через марлю или платок)

3. Почему нужно закрывать нос при выполнении искусственного дыхания рот в рот, и наоборот при рот в нос

4. Почему при непрямом массаже сердца от края грудины нужно отступить, и на сколько?

5. Сколько спасателей нужно задействовать делая искусственное дыхание и непрямой массаж сердца?

6. На сколько сантиметров нужно продавливать грудину?

7. Д/З. Подведение итогов. Рефлексия настроения.

Д.з. Совместно с учителем информатики поместите информацию которую вы узнали сегодня на уроке в буклет

Ребята, большое спасибо вам за работу. Мне было очень приятно, что вы были так активны на уроке и соответственно получили хорошие результаты.

И в завершении:

Перед вами таблички:

Если вам на уроке было всё понятно и интересно;

Если вам не всё было понятно, но интересно;

00- если вам всё было непонятно и не интересно.

Какое сейчас у вас настроение? Спасибо, я очень рад за вас!

Доврачебная помощь при ушибах грудной клетки заключается в следующем; необходимо создать полный покой, полусидячее положение пострадавшему, при резкой боли во время дыхания следует наложить круговую повязку бинтом на выдохе или полотенцем, простыней хорошо стянуть ребра (чтобы повязка не сползла вниз, перед ее наложением надо через плечо повесить кусок бита, концы которого потом завязать на втором плече) и вызвать врача.

Не исключено развитие пневмоторакса . При открытом пневмотораксе накладывается герметичная повязка;1 необходимо вызвать врача.

2.5. Оказание первой помощи при несчастных случаях на воде

Извлечение из воды. Основное правило при спасении то­нущего - действовать обдуманно, спокойно и осторожно.

Если услышан призыв тонущего о спасении, надо ему обязательно ответить, что его положение замечено, и помощь будет оказана. Это обод­ряет и придает силы тонущему.

Если возможно, то нужно подать тонущему или уставшему при плавании человеку шест или конец одежды, с помощью которых при­тянуть его к берегу, лодке, или же бросить ему подручный плавающий предмет, специальную спасательную принадлежность. Бросать спаса­тельный предмет следует так, чтобы не ударить спасаемого. Если этихпредметов нет или применение их не обеспечивает спасение тонущего, необходимо плыть к нему на помощь.

Оказывающий помощь должен сам не только хорошо плавать и ны­рять, но и знать приемы транспортировки пострадавшего, уметь освобо­ждаться от его захватов.

При массовых несчастных случаях нужно стараться помочь каждо­му тонущему в отдельности. Спасать вплавь одновременно нескольких человек невозможно.

Если нужно срочно прыгнуть в воду для оказания помощи, то сле­дует снять одежду и обувь. Нельзя нырять в воду вниз головой в мес­тах, где неизвестны состояние дна водоема и глубина. Место для прыж­ка в воду следует выбрать так, чтобы, используя силу течения, скорее приплыть к месту происшествия.

При низкой температуре воды или от переутомления у плывущего могут начаться судороги в икроножных, бедренных мышцах или мыш­цах пальцев. При судорогах в икроножных мышцах рекомендуется, плы­вя на спине, вытянуть ногу, которую свела судорога, и потянуть на се­бя ее пальцы. При судороге мышц бедра помогает сильное сгибание но­ги в колене, причем следует прижимать ступню руками к тыльной сто­роне бедра. При судороге мышц пальцев руки нужно сжать руку в ку­лак и, вытянув ее из воды, сильно встряхнуть.

Помощь уставшему при плавании человеку можно оказать следую­щим образом. Оказывающий помощь должен подставить свои плечи подкисти вытянутых рук уставшего человека и транспортировать его, плы­вя стилем «брасс». Хорошо, если уставший человек сможетгрести ногами в такт движениям оказывающего помощь. Нужно следить, чтобы руки уставшего не соскользнули с плеч оказывающего помощь.

Помощь тонущему необходимо оказывать сзади, защищаясь от его захватов. Отчаяние и смертельный страх часто придают тонущему ог­ромные силы, и захват может угрожать жизни оказывающего помощь.

Если тонущий все же схватил оказывающего помощь, то нужно сделать вдох и погрузиться под воду. Тогда тонущий, стараясь остать­ся у поверхности воды, отпустит спасающего его человека.

Для освобождения от захватов тонущего есть еще несколько прие­мов: если тонущий схватил оказывающего помощь за туловище или за шею спереди, нужно, одной рукой удерживая его за поясницу, ладонью другой руки упереться в подбородок тонущего, зажав пальцами ему нос, и сильно толкнуть в подбородок. В крайнем случае оказывающему помощь нужно упереться коленом в низ живота тонущего и с силой от­толкнуться от него (рис.2.8); если тонущий схватил оказывающего помощь за шею сзади, нужноодной рукой захватить кисть руки тонущего, а другой подтолкнуть ло­коть этой же руки, затем резко перебросить руку тонущего толчком че­рез свою голову и, не освобождая руки, повернуть его к себе спиной и буксировать к берегу (рис.2.12);

Если тонущий схватил оказывающего помощь за кисти рук, нужно сжать их в кулаки и сделать сильный рывок наружу, одновременно, подтянув ноги к животу, упереться в грудь тонущего и оттолкнуться от него (рис.2.10);

Если тонущий схватил оказывающего помощь за ноги, то для ос­вобождения нужно одной рукой прижать его голову к себе, а другой захватить его подбородок и повернуть от себя (рис.2.11). Если тонущий скрылся под водой, следует нырнуть за ним. Не най­дя его сразу, нужно сделать несколько параллельных ныряний.

Если подплыть к тонущему сзади не удается, лучше всего в несколь­ких метрах от него нырнуть и, подплыв сбоку, одной рукой оттолкнуть его колено, а другой захватить другую ногу, рывком повернуть его спи­ной к себе и буксировать к берегу (рис. 2.9).

Если пострадавший лежит на дне водоема лицом вверх, оказыва­ющий помощь должен нырнуть и подплыть к нему со стороны головы, а если он лежит лицом вниз - подплыть к нему со стороны ног. И в том, и в другом случае оказывающий помощь должен взять пострадавшего подмышки, приподнять, затем сильно оттолкнуться ногами от грунта, всплыть с тонущим на поверхность и буксировать к берегу.

Буксировать тонущего можно несколькими способами:

за голову (рис. 2.12). Для этого оказывающий помощь должен пере­вести тонущего в положение на спину, поддерживая его в таком поло­жении, обхватить его лицо ладонями (большими пальцами за щеки, а мизинцами под нижнюю челюсть, закрывая уши ладонями) и, держа над водой, транспортировать его к берегу. Плыть нужно на спине;

за руки (рис. 2.13). Для этого оказывающий помощь должен подплыть сзади, стянуть локти тонущего назад за спину и, прижимая его к себе, плыть к берегу вольным стилем;

Рис.2.8. Освобождение от захвата спереди

Рис.2.9. Освобождение от захвата за ноги

Рис. 2.11.Освобождение от захвата сзади

Рис.2.10. Освобождение от захва­та за кисти рук

Рис. 2.13. Буксировка тонущего

а)«под руку» через грудь;

б) под спину

Рис. 2.12. Поворот тонущего

к себе спиной

Буксировка тонущего за голову

под руку (рис. 2.13). Для этого оказывающий помощь должен под­плыть к тонущему сзади, быстро подсунуть свою правую (левую) ру­ку под его правую (левую) руку, взять тонущего за другую руку выше локтя, прижать его к себе и плыть к берегу на боку.

Для буксировки человека, находящегося без сознания, оказываю­щий помощь должен плыть на боку и тянуть пострадавшего за волосы или воротник одежды. При всех способах буксировки тонущего необходимо, чтобы его нос и рот находились над поверхностью воды.

Спасение тонущего с помощью лодки. Отправляясь на лодке спасать утопающего без специальных спасательных принадлежностей, следует захватить с собой шест, палку и т. п., чтобы подать тонущему, если он не потерял сознание. Если в лодке находится только один человек, ему лучше не прыгать в воду, иначе неуправляемую лодку легко может отнести. Лодку нужно подводить к тонущему кормой или носом, но не бортом. Брать тонущего в лодку следует всегда с кормы или носа, так как при втаскивании через борт лодка может опрокинуться. Если второй человек, оказывающий помощь, может удержать тонущего в воде с кормы, то его можно не брать в лодку.

У большинства тонущих вода попадает в легкие и быстро всасывается в кровь; кожа у них синеет, вены набухают, изо рта и носа выделяется пена, иногда окрашенная кровью. Через 3-5 мин после утопление в организме возникают необратимые изменения. Поэтому из желудка и легких надо быстро удалить воду, очистить рот от тины и пены. Для этого пострадавшего кладут на согнутое колено спасающего так, чтобы грудь свеши­валась, и слегка нажимают на спину между лопатками. После этого его кладут на спину и делают искусственное дыхание в сочетании с массажем сердца (если нет пульса).

В ходе этого урока мы узнаем о том, каким образом необходимо оказывать первую помощь пострадавшим с поражением органов дыхания. Эти знания помогут сохранить жизнь окружающим Вас людям.

Тема: Дыхательная система

Урок: Первая помощь при поражениях органов дыхания

При неосторожном поведении мелкие предметы могут попасть в дыхательные пути, что может вызвать затрудненное дыхание. Поэтому необходимо уметь оказывать первую помощь в таких ситуациях.

При попадании посторонних предметов в нос необходимо закрыть 1 ноздрю и попытаться с силой выдуть попавший предмет. Если это сделать не удается, необходимо доставить пострадавшего в травмпункт.

Рис. 1. Действия при попадании предмета в нос

Попадание посторонних частиц в гортань сопровождается сильным кашлем. Благодаря этому происходит самопроизвольное удаление этих частиц из гортани.

Рис. 2.

Если кашель не помогает необходимо сильно ударить пострадавшего по спине, предварительно перегнув его через колено так, чтоб голова оказалась как можно ниже. Если это не помогает, необходимо вызывать скорую помощь.

Иногда происходят обвалы и другие несчастные случаи, которые вызывают травмы прекращающие поступление воздуха в легкие. Если мозг в течение 2-3 минут не получает достаточного количества кислорода, он умирает.

В результате несчастного случая человек может потерять сознание. У него прекращается сердцебиение и дыхание. И если в течение 5-7 минут восстановить его нормальное дыхание и пульс, человек будет жить. Для этого необходимо провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Сначала больного надо положить на спину, на твердую поверхность. Запрокинуть его голову, расстегнуть одежду и обнажить грудь. Нос или рот накрыть марлей и энергично вдыхать воздух 16 раз/мин.

При оказании первой помощи утопающему в первую очередь нужно освободить его ротовую полость от ила и песка, а легкие от воды. Для этого пострадавшего перекидывают через живот или колено и резкими движениями надавливают на живот или встряхивают его.

Рис. 3. Первая помощь утопающему

Если сердце не бьется, то искусственное дыхание сочетают с непрямым массажем сердца. Для этого ритмически надавливают на грудину 60 раз/мин. Через каждые 5-6 надавливаний производят вдувание воздуха. Периодически необходимо проверять пульс. Его появление - первый признак возобновления работы сердца.

Рис. 4.

Оказание первой помощи заканчивают, когда пострадавший приходит в себя и начинает дышать самостоятельно.

1.Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8 М.:Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа - с. 153, задания и вопрос 3,4,5,9,10.

2. Что необходимо предпринять при попадании постороннего предмета в нос?

3. Каким образом проводят непрямой массаж сердца?

4. Представьте, что Вы вытащили из воды утопающего. Какие будут Ваши дальнейшие действия?

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома