Анализ оды «Вольность. Ода "Вольность": анализ произведения

Пушкин написал свою знаменитую оду «Вольность» в 1817 году, после окончания лицея. Поэт написал это произведение, когда ему было 18 лет. Несмотря на юный возраст, личность автора полностью сформировалась. Ода «Вольность» подчеркивает четкую политическую позицию автора. Спустя многие годы это произведение смогли оценить читатели и критики. При жизни Пушкина это произведение не печаталось. После того как Александр Сергеевич написал это творение его отправили в ссылку. Правительство не смогло понять и принять данное произведение.

В своем произведении Пушкин протестует против правящего режима. Он указывает на торжество свободы при французской революции, которая была в 1789 году. Ода «Вольность» направлена против тирании во власти, против властелинов, которые ставят себя выше простого народа. Автор считает, что закон должен быть один для всех. Соблюдая закон в стране можно обеспечить свободу граждан.

В то время Пушкин находился под влиянием декабристов, и в своем произведении он выражал их позицию. Воинственный стиль написания оды, придавал произведению революционный оттенок. Главная задача написанного произведения, призвать народ к восстанию в стране и свергнуть несправедливую власть.

Природа наградила поэта необычайным талантом, и он не хотел растратить его на пустяки. Пушкин решил, что в своих произведениях должен призывать к свободе и равенству среди людей. Гневные высказывания в сторону высшего общества являются благородными и необходимыми в стране, где нет справедливости и закона.

В глубине души Пушкин понимает, что изменений к лучшей жизни не произойдет, но все же пытается изменить общество в лучшую сторону. Поэт определил для себя главные составляющие России: рабство и сила. В прежние времена русский народ прославлял себя великими подвигами и мужественностью в боях. Сейчас же это бесправный народ, крепостные и рабы.

Поэт часто думает о жизни, в которой не будет существовать крепостное право, все люди будут сыты и свободны. Ода показывает презрительное отношение автора к правящему режиму России. Пушкин верил, что после революции народ станет жить лучше, но для этого должна пролиться кровь.

Ода нашла отклик в сердцах большевиков и повлияла на начало революции 1917 году. Произведение написано в виде монолога с оттенком лирики. В концовке своего произведения Александр Сергеевич призывает власть с уважением относиться к простому народу и соблюдать законы.

Сочинение-анализ стихотворения Вольность

Ода «Вольность» - яркий пример свободолюбивых устремлений Пушкина. В произведении поэт гневно обличает неограниченную власть монарха и несправедливые общественные порядки.

В начале оды Пушкин демонстративно отбрасывает любовную и схожую тематику, олицетворяемую в образе царицы Цитеры, острова, где располагался храм богини любви Афродиты. Под впечатлением революций в Европе и идей, витавших в среде его друзей – декабристов, поэт восхваляет конституционный строй. Он не побуждает уничтожить монархию, как таковую, так как призывает царей склониться перед силой закона. В стихотворном произведении заметны следы влияния модной в XVIII веке идеологии Просвещения.

Злом для Пушкина являются не троны сами по себе, а восседающий на них порок. Монархи для него – вполне допустимый элемент государственного устройства. Однако подчеркивается, что источником их власти является не наследственное, данное свыше право, а существующие для блага общества государственные законы. Неправедное правление, по мнению Пушкина, само навлечет на правителей неизбежную кару.

Вольнолюбивый поэт желает не столько построения некого нового, построенного на абсолютно других принципах общества, а искоренения преступлений и злоупотреблений. Его цель не достижение абстрактного идеала, а переустройство существующего. Пушкин восхваляет равенство всех перед законом. Его идеал – правосудие, карающее виновного вне зависимости от его социального статуса, богатства и близости к власти. Поэт воспевает волю, которая в данном случае, также скорее представляет собой обычное гражданское равенство.

Вместе с тем, оде «Вольность» Пушкин не мирный реформист, пытающийся добиться своих целей маленькими шагами за долгий период времени, он зовет рабов к восстанию. Он не сторонник мирных ненасильственных методов давления через выражение общественного мнения, митинги и акции гражданского неповиновения. Поэт прямо говорит о радости при погибели тиранов и даже их детей. Здесь он точно отражает воззрения, циркулировавшие в кругах декабристов, готовых пойти жестокие меры.

В оде «Вольность» Пушкин выражал ненависть к деспотизму и симпатии к правовому государству, основанному на справедливых и разумных началах.

9, 10 класс

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Авдия Каллистратова в рассказе Плаха Айтматова сочинение
  • Сочинение по картине Сурикова Портрет дочери художника Оли

    На очень трогательной картине Сурикова Василия Ивановича, мы видим девочку, которая является старшей дочерью автора по имени Ольга. Она была написана в 1888 году и имела грандиозный успех

  • Образ и характеристика Пети Ростова в романе Война и мир Толстого 5 класс сочинение

    Роман описывает определённый временной отрезок, на протяжении которого меняются главные герои и внешне, и духовно. Один из них - Петя Ростов. Это пятый, самый младший ребёнок в семье

Во Франции обусловила крушение западноевропейского феодализма, борьбу угнетенных народов за свободу и рост их национального самосознания. В России того времени лучшие представители дворянства осознавали, что отмена крепостного права политически необходима, поскольку оно служило преградой для экономического и социального развития государства. Но задача деятелей прогресса была еще шире - они ставили перед собой цели раскрепощения личности, ее духовной свободы. Победа России над Наполеоном, посягавшим на мировое господство, породила надежды на то, что в стране, наконец, произойдут социальные реформы. Многие деятели того времени призывали царя к скорым, решительным действиям.

Тема вольности в творчестве Александра Сергеевича Пушкина

Через все творчество Александра Сергеевича проходит идея свободной России. Уже в ранних произведениях он выступал против деспотизма и несправедливости современного общественного строя, обличал тиранию, губительную для народа. Так, еще в возрасте 16 лет им было написано стихотворение "Лицинию", а в 1818 году - одна из самых пылких песен, посвященных свободе, - "К Чаадаеву", в которой слышится вера в то, что страна "вспрянет ото сна". Тема вольности звучит и в стихотворениях "Арион", "Во глубине сибирских руд", "Анчар" и др.

Создание оды "Вольность"

Однако взгляды Пушкина наиболее четко и полно выразились в его знаменитой оде "Вольность", написанной в 1817 году, вскоре после выхода его из лицея. Она была создана в квартире братьев Тургеневых. Ее окна выходили на то место, где был убит Павел I, - Михайловский замок.

Влияние оды Радищева на пушкинскую

Само название говорит о том, что Александр Сергеевич взял за образец стихотворение другого русского поэта с тем же названием. Ода "Вольность" (Радищев), краткое содержание которой схоже с одноименным творением Александра Сергеевича, все же немного отличается от пушкинской. Попытаемся ответить, чем же именно.

Пушкин подчеркивает, что его произведение связано с радищевским и вариантом одной строки из стихотворения "Памятник". Как и его предшественник, Александр Сергеевич прославляет политическую свободу, вольность. Оба поэта указывают на примеры торжества вольности в истории (Радищев - на произошедшую в 17-м веке а Пушкин - на революцию во Франции 1789 года). Александр Сергеевич вслед за Александром Николаевичем считает, что закон, единый для всех, - залог существования в стране политической свободы.

Ода "Вольность" Радищева - это призыв народа к революции, к ниспровержению власти царя вообще, а у Александра Сергеевича она направлена лишь против ставящих себя выше любого закона "тиранов". Именно об этом пишет позволяет сказать о том, что он в своем творении выражал взгляды ранних декабристов, которым сочувствовал и под влиянием которых находился.

Особенности пушкинской оды

Сила стиха Александра Сергеевича, его художественное мастерство придавали более революционное значение этому произведению. Как призыв к открытому выступлению воспринималась передовой молодежью ода "Вольность", анализ которой предложен в данной статье. Например, Пирогов, известный русский хирург того времени, вспоминая о своих молодых годах, рассказывает следующий факт. Заговорив о политических взглядах Александра Сергеевича, отразившихся в произведении "Вольность", один из его товарищей, в то время еще студент, сказал, что революция по-нашему - так революция, "с гильотиной", как французская.

Революционно звучали, в частности, строки, завершающие вторую строфу: "Тираны мира! Трепещите!..."

Ода "Вольность": краткое содержание

Пушкин свое стихотворение, следуя примеру Радищева, написал в форме оды. Начинается она с обращения к музе - грозной для царей певице свободы. Здесь же намечается тема - автор пишет, что хочет "воспеть свободу миру" и поразить порок на тронах. После этого идет изложение главного положения: для народного блага необходимо сочетать с вольностью святой мощные законы. Оно иллюстрируется примерами из истории (Павел I, Изображая исторические события (казнь Людовика во время французской революции, убийство Павла I в Михайловском дворце руками наемников), поэт относится с неприязнью не только к тирании, но и к тем, кто уничтожает поработителей, поскольку удары этих людей бесславны: они противозаконны и вероломны.

Призывая к восстанию самосознания, духа, Александр Сергеевич понимает важность разрешения конфликтов законным путем - именно на это указывает проведенный Пушкиным исторический анализ. Вольность следует попытаться добыть, избежав при этом кровопролития. Другой способ губителен как для тиранов, так и для самого русского народа.

Ода "Вольность", анализ которой предлагается вашему вниманию, завершается, как обычно, обращением к самому государю с призывом извлечь урок из вышесказанного.

Композиционная стройность помогает нам наблюдать за движением чувств и мыслей поэта. Словесные средства выражения содержания находятся в соответствии с ним. Ода "Вольность", краткое содержание которой представлено выше, - образец высокого художественного совершенства.

Особенности поэтики

Поэтическая речь (взволнованная, приподнятая) отражает разнообразные чувства, владевшие автором: страстное желание свободы (в первой строфе), негодование против угнетателей и тиранов (вторая строфа), скорбь гражданина государства при виде творящегося беззакония (третья строфа) и т. д. Поэту удалось найти точные и одновременно образные слова для того, чтобы передать владевшие им чувства и мысли. Например, именует "свободы гордою певицей", "грозой царей" музу политической оды Пушкин. "Вольность", анализ которой предлагается вам в данной статье, - это произведение, вдохновленное свыше. Именно муза внушает поэту "гимны смелые".

Революционизирующее значение оды

Ода "Вольность" (анализ см. выше) оказала значительное революционизирующее влияние на современников Александра Сергеевича Пушкина, использовалась в революционной агитации декабристами.

Вскоре поэт разочаровывается в своих прежних идеалистических представлениях о том, что монарх стремится сделать все что может для улучшения жизни своего народа, ведь Александр Первый не мог решиться на радикальные реформы, которые положили бы конец крепостному праву. Россия все еще оставалась феодальным государством. Дворяне, мыслящие прогрессивно, в том числе друзья Александра Сергеевича, создавали с целью насильственно свергнуть самодержавие и таким образом ликвидировать различные революционные общества.

Пушкин не принадлежал формально ни к одному из них, однако родственный революционерам образ мыслей привел к тому, что он осознал невозможность в России либеральных преобразований "сверху". Эту мысль он и отразил в своих дальнейших произведениях. Ода "Вольность", анализ которой дает ее лучше понять, также призывала к свержению тиранической власти "снизу" путем революции.

Основной темой произведения является выраженный поэтом протест против жестокости режима абсолютизма, его тирании, беззакония, вседозволенности и желанная мечта об обретении народом долгожданной свободы.

Идея поэта заключается в утверждении единой конституции (закона), который предусматривает равные для всех права и обязанности, а также идеалы свободомыслия, гуманные принципы равноправия и духовной свободы.

Произведение состоит из трех концептуальных частей в виде лирического монолога, первая из которых представляет собой преамбулу, вступление к ключевому повествованию, описывающее главную задачу поэта о желании с помощью его литературного дара воспевать свободу, поражающую пороки общества.

Во второй части стихотворения отражаются его основные идеи, описанные на примерах судеб великих императоров мира Людовига, Наполеона, Павла с изображением яркой, реалистичной картины исторических событий.

Заключительной частью оды поэт считает сделанный им вывод из всего изложенного о горячем призыве к правящему классу исполнять принятые законы наравне с его народом.

Стихотворение написано с использованием четырехстопного ямба и применением различных художественных средств, позволяющих более выразительно передать мысли поэта, сделать их ярче и красочнее, а именно метафор, олицетворений, риторических фигур, сравнений, эпитетов, анафоры. Кроме того, поэт часто использует при употреблении частей речи глаголы и деепричастия, создающие динамичность текста и его особый ритм, а также применяет в смешанной рифмовке женский вид безударной рифмы. При этом в произведении полностью отсутствуют риторические вопросы и афоризмы.

Все произведение наполнено болью поэта о несправедливо ущемленных правах человеческих личностей, отражая гражданскую позицию автора творения.

Поэт считает, что если в обществе при несправедливой власти невозможно существование законов вольности святой, то результатом попустительства властей является появление преступлений как со стороны тиранических правителей, так и со стороны народы, убивающего своих властителей.

Закон, с точки зрения автора, должен содействовать любым свободным проявлениям человека, не препятствуя им и не ущемляя. Правящая власть должна самостоятельно издать праведные и равноправные законы, утвердив тем самым свою государственную мощь.

Создание вольнодумного произведение повлекло за собой отправку поэта в ссылку, поскольку явилось истинной революционной песней, призывавшей к немедленным и решительным поступкам, провозглашавшей высокие патриотические чувства и стремящейся к разрешению проблем социального неравенства в обществе. Мысли поэта о несправедливости существующей власти были подхвачены будущими декабристами, которые также остро сопереживали провозглашенной поэтом идее.

Вариант 2

Ода «Вольность» относится к петербургскому периоду творчества А.С.Пушкина. Можно сказать, что это самый вольнолюбивый период в творчестве поэта. Покинув замкнутые стены лицея в 1817 году, поэт начинает осваивать многообразие окружающего мира и воплощать его в своих новых произведениях.

В конце второго десятилетия 19 века мир северной столицы был насквозь пронизан политическими идеями, жаждой политических действий. Пушкину эти идеи оказываются близки, поэтому он пишет произведения, в которых они находят выражение. Ода «Вольность» среди них занимает главное место: она сразу пришлась по душе декабристам и стала в среде свободолюбивой молодежи очень популярна. Ода «Вольность» могла бы стать манифестом декабристов, если бы не ряд моментов, которые свидетельствуют, что их взгляды все-таки не полностью совпадают с пушкинскими.

Хотя у Пушкина не было периода ученичества, в петербургский период он творит в рамках определенных традиций. Что касается оды «Вольность», то она возникает на пересечении литературной традиции, к которой принадлежал Радищев, и собственных размышлений поэта той поры. Вослед А.Н.Радищеву Пушкин свою оду также называет «Вольность», чтобы читатель сразу мог понять, какую тему он собирается развивать. Как и Радищев он берет за основу триаду Народ – Закон – Цари, но от традиции развития заявленной темы существенно отходит. Если для Радищева главную ступень пьедестала занимает Народ, который творит Законы и вершит судьбы Царей – казнит их, если считает необходимым, то для Пушкина главным является справедливый Закон, которому в одинаковой степени должны подчиняться и Народы, и Цари.

Также отличие пушкинского мировоззрения от радищевского проявляется в том, что исторические примеры, которые приводятся в произведениях, несут разную смысловую нагрузку. Радищев оправдывает казнь монарха, у Пушкина же нет безоговорочного принятия этого акта. Пушкин главной ценностью считает свободу, боготворит ее – в этом он близок и декабристам. Но он против насилия, не призывает свергнуть политический строй. Политические взгляды Пушкина, которые нашли отражение в оде «Вольность», позволяют увидеть в нем сторонника конституционной монархии, но никак не революционера. Монархи, по мнению Пушкина, должны склоняться главою «под сень надежную Закона»: в оде метафорически показано, что монарх должен стоять во главе государства, если власть его не будет абсолютной, если будут учтены интересы народа.

Ода «Вольность» интересна не только своей политической злободневностью: она имеет и художественную ценность. Написанная в жанре, который был наиболее любим предшественниками поэта – классицистами, ода демонстрирует все особенности высокого стиля. Ода написана торжественным четырёхстопным ямбом, демонстрирует использование высокой книжной лексики и различных риторических фигур. Эти художественные средства помогают поэту передать тот справедливый гнев, который он испытывает, видя беззаконие, неправедную власть, а также его искреннюю веру в то, что разум восторжествует, и народы получат вольность и покой.

Трехчастная композиция оды позволяет Пушкину последовательно рассмотреть тему в разных аспектах. Несмотря на то, что Пушкину было всего 18 лет, когда было написано это произведение, видно, что он уже сформировавшийся поэт и гражданин с ярко выраженной политической позицией.

Анализ стихотворения Пушкина Вольность 9 класс

Знаменитое произведение «Вольность» была создана на свет одним из выдающихся русских людей, великим писателем Пушкиным Александром Сергеевичем в 1817 году, а опубликована и выставлена на суд читателей и критиков лишь спустя многие годы. Стоит отметить тот факт, что при жизни писателя это стихотворение не было издано. Также стоит отметить то, что после создания данного произведение и оценки его правительственными органами писателя отправляют в ссылку, не приняв и не поняв данного произведения.

Очень интересным является и то, что это стихотворение, а точнее ода стало объектом, которое каким-то образом оказало довольно крупное влияние на известную революцию тысяча девятьсот семнадцатого года, то есть через десять лет после своего создания.

Главное темой произведения стал протест правившей тогда абсолютной монархии, и полнейшее не согласие с ней. Этим произведением автор старается выразить свое негативное и отрицательное отношение к абсолютизму, не скрывает своих чувство несправедливости и вопиющего неудовлетворения к людям, которые стоят во главе государства.

Именно в данном произведении Александр Сергеевич решается показать и проявить свой решительный настрой, прославить вольность, свободу слова, а так же политическую свободу.

Свой главной целью, и целью создания этого произведения автор видит убеждение и призыв всех, без исключения людей к началу масштабного перевороту в родной стране, к свержению алчной, несправедливой, и неуместной власти самодержавия.

Что касается литературных и художественный моментов, то они помогают автору передать весь смысл его мыслей и его желание показать, кто же является настоящей ценностью для государства. Конечно, Александр Сергеевич был человеко патриотического воспитания, именно поэтому всегда считал, что главную ценность для государства приносит народ, который и является государством по сути говоря. Он очень уважал и любил русский народ, считая что только в России живет такое количество талантливых и одаренных людей, которые вынуждены страдать от самодержавной власти и жить не в полную силу, постоянно подчиняясь кому-либо.

Образец 4

Тема этого произведения это явное сопротивление против жестокого режима, беззакония и вседозволенности и жажда простого человека свободы. Поэт располагает мыслями о едином законе, равных правах для всех и каждого в отдельности, а также свободы духовной и мысли.

Написано это произведение в 1817 году, покинув лицей в котором он учился. Поэт уже тогда начинает осознавать и изучать окружающий мир и описывать его в своем творчестве. Политические идеи в 19 веке захлестнули северную столицу, жажда их действий была высока.

Ода "Вольность" пришлась по душе декабристам, таким же свободолюбивым юношам, среди них она нашла явную популярность. Еще немного и Ода "Вольность" стала бы главным вдохновителем декабристов, но увы взгляды поэта и декабристов не полностью совпадали.

Главная цель поэта и этого произведения призыв к перевороту на своей Родине, к свержению власти ее без контрольной тирании. Падение самодержавия и провозглашение свободы человека и мысли отраженная мечта и цель поэта в данном произведении.

С помощью литературы автор хочет показать кто является реальной ценностью для государства. Ода "Вольность" известна своим художественным моментом. Написана она своим привычным стилем классицистов, она демонстрирует высший стиль. Художественные моменты дают автору возможность передать гнев который является гласом народа, смотря на беззаконие и несправедливость власти, и о том что выиграет разум, и народы получат мир и спокойствие.

Также Александр Сергеевич в данном произведении выражает свои эмоции и отношение к самодержавию. Он всяческий противник тех, кто запрещает свободы и равноправия для людей. Поэт считает что духовно и мыслями человек должен быть свободен, а власть всячески противоборствует этому.

Ода "Вольность" написано в строгом, но понятном стиле простому человеку. Поэт считал, что через произведение он доносит мысль что закон превыше всего, это была его главная и простая мысль.

Ода А.С Пушкина утверждает гуманность и чувство свободы. Поэт очень любил Россию и русский народ и считал что он несправедливо страдает от самодержавия, постоянно подчиняясь его вечной тирании.

Анализ стихотворения Вольность по плану

Возможно вам будет интересно

Стихотворение Блока «На лугу» было написано в 1912 году. Это стихотворение было предназначено для детей, так как стих написан на понятном, доступном для детей языке. На первом месте в стихотворении Блока – луг

  • Анализ стихотворения Милому Ахматовой

    Первые стихи Анны Ахматовой были изданы в 1911 году. Ранняя лирика поэтессы была всецело наполнена темой любви и страдания из-за нее. Хотя Ахматова и была поэтом-акмеистом

  • ПУШКИНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

    К 200-летию со дня pождения А. С. Пушкина

    ОДА "ВОЛЬНОСТЬ"

    "Вольность" (1817) - одно из наиболее заметных политических стихотворений раннего Пушкина, пример поэзии откровенной гражданской устремленности. Написано в Санкт-Петербурге, приблизительно через полгода после выхода поэта из Лицея. Об обстоятельствах написания известно из воспоминаний Ф. Ф. Вигеля (по выражению Ю. М. Лотмана, "правдоподобной биографической легенды" - Лотман Ю. М. "А. С. Пушкин. Биография писателя". Л., 1981, с. 39): "Из людей, которые были его старее, всего чаще посещал Пушкин братьев Тургеневых; они жили на Фонтанке, прямо против Михайловского замка, что ныне Инженерный, и к ним, то есть к меньшому, Николаю, собирались нередко высокоумные молодые вольнодумцы. Кто-то из них, смотря в открытое окно на пустой тогда, забвенью брошенный дворец, шутя предложил Пушкину написать на него стихи... вдруг вскочил он на большой и длинный стол, стоявший перед окном, растянулся на нем, схватил перо и бумагу и со смехом принялся писать. Стихи были хороши, не превосходны; слегка похвалив свободу, доказывал он, что будто она одна правителей народных может спасать от ножа убийцы; потом с омерзением и ужасом говорил в них о совершенных злодеяниях в замке, который имел перед глазами" ("Пушкин в воспоминаниях современников", 1974, с. 220).

    Свидетельство Вигеля подтвердил Н. И. Тургенев, который показывал, что часть оды "Вольность" Пушкин написал в одно из посещений у него дома, ночью у себя завершил ее и на другой день принес полный текст стихотворения (см.: "Декабрист Н. И. Тургенев. Письма к бpату С. И. Туpгеневу". М.-Л., 1936, с. 59). В архиве Н. И. Тургенева сохранился переписанный Пушкиным текст оды с собственноручным же рисунком поэта в стихе "Погиб увенчанный злодей", изображающим шаржированный профиль Павла I (А. С. Пушкин. Изд. "Русский библиофил", 1911, с. 10/11). Я. И. Сабуров располагал сведениями (он их сообщил биографу поэта П. В. Анненкову), что "Вольность " была "подсказана" Пушкину именно Н. И. Тургеневым. В доме Тургеневых, где, возможно, бывали М. Ф. Орлов, участник войны 1812 г. и заграничных походов, член Союза Благоденствия; граф М. А. Дмитриев-Мамонов (1790-1863), в 1814 г. составлявший с Орловым план создания оппозиционного правительству "Оpдена pусских рыцарей", и ряд лиц из их ближайшего окружения. Пушкин мог принимать участие в политических беседах, в обсуждении актуальных социальных проблем. Осознание необходимости либеральных институтов, монархического конституционализма объединило в это время на какой-то момент представителей различных групп русского общества, порою идеологически весьма далеких друг от друга. Общее, единодушное во всех общественных слоях в годы борьбы с Наполеоном осуждение деспотизма вело к признанию необходимости установления и соблюдения твердых законов, одобрения конституционализма, который должен был, с одной стороны, предостеречь русского монарха от участи французского короля, а с другой - предотвратить возможность кровавой народной революции. Н. И. Тургенев готовил к изданию свой труд "Опыт теории налогов"; посетители его вечеров, по-видимому, были в курсе основных идей книги: необходимость освобождения крестьян и обретения конституционных свобод. Младший брат Тургеневых Сергей находился за границей, но отношения с ним поддерживались перепиской. Так же как и Н. Тургенев в 1817-1818 годах, Сергей Тургенев не принимал разрушительного пафоса Французской революции; вариант С. Тургенева - это путь медленных реформ, ведущих к конституции, в которой он видел способ предупреждения сокрушающего основы переворота. Эти идеи младшего Тургенева получили свое поэтическое выражение - в его стихах, посвященных кн. А. Голицыной (1815), в эти годы чрезвычайно увлеченной идеей конституционного государственного устройства, которое, по ее мнению, должно быть осуществлено без участия русских якобинцев. В стихах С. Тургенева начертана программа действий, которые должны привести отчизну к общественной свободе: распространение либеральных идей, благодаря чему народ, не покушаясь на трон и августейшее происхождение монарха, придет к осознанию своих прав, обретет вольность, которую будет гарантировать имеющий силу закон. Весьма скромный и абстрактный вариант С. Тургенева безусловно был известен в доме его братьев и обсуждался наряду с иными путями общественно-политического преобразования России. Пушкин, оппозиционные настроения которого вполне определились в последние лицейские годы, был хорошо подготовлен к участию в подобных политических диспутах - прежде всего недавними лицейскими уроками А. П. Куницына, читавшего в числе других дисциплин курс естественного права, в основе которого лежали идеи Монтескье. Противник абсолютизма, Куницын утверждал, что именно принцип равенства всех граждан перед законом является гарантией против деспотии. Мнения Куницына были, пожалуй, наиболее близки Пушкину в конце 1817 г., еще в полной мере зависимому от своего первого политического наставника. Н. Тургенев сменил на этом поприще Куницына; в общении с поэтом Н. Тургенев основное внимание обращал на гражданское воспитание юноши, внушая ему мысль о том, что основная цель поэзии - политическое образование общества. Того же мнения придерживался и С. Тургенев: "Мне опять пишут о Пушкине, как о развертывающемся таланте. Ах, да поспешат ему вдохнуть либеральность и... пусть первая его песнь будет: Свободе" ("Декабрист Н. И. Тургенев", с. 59). Такова идеологическая и эмоциональная атмосфера, в которой родилась "Вольность" и которая получила свое очевидное отражение в тексте оды.

    Показательно в этом отношении начало "Вольности", где Пушкин отрекается от "изнеженной лиры" - его стихи, так же как "смелые гимны" французского революционного поэта, названного в оде "возвышенным галлом" (наиболее вероятно, что Пушкин имел в виду Э. Лебpена, хотя не исключена и фигура А. Шенье; назывались также имена французского поэта, автора "Марсельезы" (1792) Руже де Лиля (1760-1836) и К. Делавиня, но последние гипотезы представляются малоубедительными), призваны воспеть Свободу, "на троне поразить порок". Пушкин прославляет законность, утверждает ее всеобщую власть; невыполнение законов, по мысли Пушкина, общественное бедствие, ибо именно беззаконие ведет к тирании и преступлению. В качестве иллюстраций Пушкин предлагает два сюжета - из истории Франции (народ нарушил закон, казнив Людовика ХVI; казнь эта привела к господству тирании Наполеона) и из русской истории (убийство Павла I, преступления которого были еще живы в памяти современников, явилось актом мщения тирану, нарушителю закона: преступление породило преступление). Ручательством общественного спокойствия, благополучия всех и каждого объявляется всеобщее равенство перед законом, достигаемое "сочетанием" законов с вольностью народов: "И днесь учитесь, о цари... / Склонитесь первые главой под сень надежную Закона, / И станут вечной стражей трона / Народов вольность и покой".

    "Вольность" зафиксировала определенный этап в развитии русского либерального сознания - веру в победу и действенную силу конституционных начал в России; в 1817 г. эти иллюзии еще были живы. Как следует из представленной в оде трактовки исторических событий, Пушкин как историк, как политик пока еще не самостоятелен. Предложенная им схема интерпретации событий Французской революции - народное возмущение, казнь короля, тирания Наполеона - была общим местом в либеральных историко-политических учениях конца 1810-х гг. Впоследствии у Пушкина сформируется свой собственный взгляд на события 1789-1794 гг.

    В рукописи "Вольность" обозначена как "ода". Идеологическое наполнение и поэтика "Вольности" обнаруживают ее связь с русской одической традицией первой четверти ХIХ в. Пушкинские стихи естественно вписываются в круг характерных для этого времени философских од-размышлений на нравственно-политические темы. Именно к такому типу оды в конечном счете восходит практически вся современная Пушкину одическая поэзия. В 1817 г. в соответствии с представлениями, идущими от ХVIII в. и особенно отчетливо проявившимися в творчестве Радищева ("Вольность", 1783), И. П. Пнина (1773-1805), Ф. И. Ленкевича (?-1810) и др., оду понимали как философский, политический трактат в стихотворной форме, которая считалась наиболее удобной для выражения некоего комплекса идей (типичный образец - антидеспотическая ода А. Г. Родзянки "Властолюбие" (1812), имеющая ряд точек соприкосновения с "Вольностью"). Таковыми по существу являются и воспевающие царей и героев "похвальные" оды, поскольку неотъемлемой их частью, начиная с Ломоносова, оказывается определенная философская, историческая доктрина, та или иная социально-политическая программа. Эти последние имели особенное значение для Пушкина, автора "Вольности", и прежде всего - вызванные событиями Отечественной войны 1812 г. и имеющие в своей основе просветительскую концепцию этой войны оды и послания Карамзина ("Освобождение Европы и слава Александра I", 1814) и Жуковского ("Императору Александру", 1814); на них по преимуществу ориентировался юный поэт, перенося центр тяжести на социально-политические мотивы. В поэтико-идеологический контекст "Вольности", являющейся совершенным образцом политической поэзии, следует включить и стихи самого Пушкина. В "Вольности" явственны отзвуки гражданской лирики лицейской поры, в первую очередь послания "К Лицинию" (1815), где уже отчетливо проявляются приметы гражданской патетической поэзии, образцом которой для юноши послужили военно-патриотические стихи с их особой стилистикой - торжественно-героической, ораторски-пафосной (ср. также отрывок из "Воспоминаний в Царском Селе": "Страшись, о рать иноплеменных!"). Прием, с помощью которого в стихах "К Лицинию" достигается их гражданское звучание, раздвигающее тематические рамки, использован и в "Вольности". Это сосредоточение в стихотворении политических терминов, подбор слов-понятий строго определенного лексического ряда (свобода, рабство, тираны, трон, порок, закон, власть, самовластительный злодей и т.д.), вызывающих столь же строго определенные ассоциации: круг современных идей, выявляющих и формулирующих исторические позитивные силы, способные изменить состояние русского общества. "Вольность" прочитывалась как превентивные стихи, относящиеся к александровскому царствованию. При этом "Вольность" не воспринимается как сухое, логически строгое изложение политической доктрины; пушкинская ода привлекает внимание прежде всего как выражение героической, гражданской эмоции ("Вольность", по выражению С. Д. Полторацкого, полна "одушевления, поэзии и возвышенных идей". - "Revue Encyclopedique", 1822, т. 16, кн. 46) - в этом ее смысл и цель. Стилистически "Вольность" чужда рационалистической уравновешенности классицистической оды. О последней напоминают лишь сохранившееся как реликт традиционное одическое обращение ("Тираны мира! трепещите! / А вы, мужайтесь и внемлите, / Восстаньте, падшие рабы!"), одический размер - четырехстопный ямб, создающий торжественные декламационные интонации, и "негладкость" отдельных стихов, что позволило Вяземскому определить некоторые строки "Вольности" как "херасковские". В целом же "Вольность" лишена характерной одической тяжеловесности; поэтическая мысль развивается бурно, стремительно, динамично ("Беги, сокройся от очей, / Цитеры слабая царица... Приди, сорви с меня венок, / Разбей изнеженную лиру..."). Поэтику "Вольности" определяют взволнованность, лирическая напряженность, героическая патетика - те элементы, которые образуют романтический пафос преддекабристской и декабристской гражданской поэзии (ср. оду Рылеева "Гражданское мужество", 1823). Именно поэтому весьма скромная по своей политической программе "Вольность" воспринималась как произведение откровенно революционное. Публикация оды была исключена; "Вольность" распространялась в списках (как вспоминал И. И. Пущин, "тогда везде ходили по рукам, переписывались и читались наизусть его (Пушкина. - И. Ч.) "Деревня", "Ода на свободу"..." - Пушкин в воспоминаниях современников, 1974. Т. 1, с. 97), выполняя тем самым агитационную роль в период активизации тайных обществ в России (ср. показания П. А. Бестужева: "Мысли свободные зародились во мне уже по выходе из корпуса, около 1822 года, от чтения разных рукописей, каковы: "Ода на свободу", "Деревня"..." - "Русская мысль", 1910, июнь, с. 4, 2-я пан.). Среди вольнолюбивых стихов Пушкина, за которые поэт был выслан из Петербурга в мае 1820 г., "Вольность" по силе своего оппозиционного звучания занимает первое место; именно она вызвала особенное раздражение властей. Н. М. Карамзин писал И. И. Дмитриеву 19 апреля 1820 г.: "Над здешним поэтом Пушкиным если не туча, то по крайней мере облако, и громоносное (это между нами): служа под знаменами либералистов, он написал и распустил стихи на вольность, эпиграммы на властителей, и проч., и проч. Это узнала полиция ect. Опасаются следствий. Хотя я уже давно, истощив все способы образумить эту беспутную голову, предал несчастного Року и Немезиде, однакож, из жалости к таланту, замолвил слово, взяв с него обещание уняться" (Письма Н. М. Карамзина к И. И. Дмитриеву. СПб., 1866, с. 286-287). В официальном письме к Инзову, которое было дано Пушкину при его отъезде в южную ссылку, отмечалось, что "некоторые поэтические произведения, а в особенности Ода на свободу, привлекли внимание правительства на г. Пушкина. Среди великих красот замысла и слога это последнее стихотворение свидетельствует об опасных началах, почерпнутых в современной школе, или, лучше сказать, в системе анархии, недобросовестно именуемой системой прав человека, свободы и независимости народов" (РС. 1887. Т. 53, с. 239). Не мог простить Пушкину его оды, содержащей строфу с описанием убийства Павла I, и непосредственно сам император, имевший косвенное отношение к насильственной смерти отца (см.: П. И. Бартенев о Пушкине. М., 1992, с. 439).

    И. С. Чистова



    «Хочу воспеть свободу миру … ». Анализ оды «Вольность»
    Знакомство с одой предваряем беседой о свободе.

    О какой же свободе мечтал и писал Пушкин? Попробуем разобраться.

    Для него понятие свободы имело огромное значение. Недаром в послании к лицейскому другу Дельвигу в 1821 году он говорит: «Одна свобода мой кумир», а подводя итоги своей творческой деятельности, подчёркивает: «И долго буду тем любезен я народу что в мой жестокий век восславил я свободу».

    Свободолюбивый дух был взращён в поэте ещё в лицее. Преподаватели внушали воспитанникам смелые мысли о свободе, равенстве и
    братстве.

    Не случайно пушкинский выпуск считался «рассадником вольномыслия», а само понятие «лицейский дух» было символом бунтарства и преступного вольнолюбия, приведшего к восстанию декабристов.

    Ничего удивительного, что выпускник лицея Александр Пушкин сразу оказался среди бурлящей смелыми бунтарскими идеями петербургской молодёжи, в кругу будущих декабристов.

    Какое впечатление произвела на вас это стихотворение? Почему?

    Ода поражает девятиклассников своей взволнованностью, бурей чувств: гневом,
    возмущением, надеждой. Они чувствуют её эмоциональный накал.

    Каким же предстаёт перед нами восемнадцатилетний поэт в этом произведении?

    Это неравнодушный человек, страдающий от несправедливости, царящей вокруг, а несправедливость — это прежде всего несвобода, рабство. Он не может смириться с жесткостью и насилием и мечтает о возвращении людям законного права на свободу.

    Какую задачу ставит перед собой Пушкин в начале стихотворения?

    Хочу воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок.

    Кого и почему он прогоняет из своей поэзии и от какой «изнеженной лиры» отказывается?

    Ему больше не нужна «Цитеры слабая царица ». то есть Афродита — богиня любви, храм которой был воздвигнут на острове Цитеры (Киферы), это она подарила поэту «изнеженную лиру» — лиру любовной поэзии, но теперь не любовь занимает воображение поэта.

    Кто же нужен ему теперь и почему? Теперь он зовет «Свободы гордую певицу»,
    «грозу царей », потому что только она может помочь «на тронах поразить порок» и воспеть вольность.

    Мысленно поэт обращается к образу «возвышенного Галла», который слагал «гимны смелые Свободе».

    Кто же этот «возвышенный Галл»?

    Существуют разные точки зрения на этот счёт, но более всего распространена версия о французском поэте Андре Шенье. Этот поэт был певцом свободы, но восставал против кровопролития и террора, за что был гильотинирован правительством Робеспьера.

    К образу Шенье Пушкин обращался не раз. В стихотворении «Андре Шенье » (1825) он пишет:
    Но лира юного певца
    О чём поёт? Поёт она свободу:
    Не изменилась до конца!
    Почему именно этот образ волнует русского поэта?

    Верность самому себе, своим идеалам, внутренняя свобода от чьих-либо влияний и обстоятельств, гимны, сложенные в честь свободы, служат для Пушкина примером, вдохновляют его.

    В своей оде он обращается к страницам русской и французской истории, описывая последние мгновения жизни Людовика XVI и Павла Первого.
    С каким чувством описывает поэт эти страшные мгновения? Обоснуйте.

    Они вызывают у него ужас, неприятие. Это можно понять по эпитетам («преступная секира». «злодейская порфира», «страшными стенами», «убийцы потаенны», «бесславные удары», сравнению («как звери, вторглись янычары»), метафорам («кровавой плахе Вероломства», «Врата отверсты в тьме ночной /
    Рукой предательства наёмной») и др.

    Быть может, он сочувствует казнённым тиранам? Обоснуйте.

    Врядли. Поэт ненавидит тиранию. Вспомним, какую задачу он поставил перед собой в начале произведения:

    Хочу воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок.
    Власть тиранов он называет неправедной:
    Увы! куда ни брошу взор —
    Везде бичи, везде железы,
    Законов гибельный позор,
    Неволи немощные слезы;
    Везде неправедная Власть
    В сгущённой мгле предрассуждений
    Воссела — Рабства грозный Гений
    И Славы роковая страсть.
    К Наполеону обращены его гневные слова:
    Самовластительный злодей!
    Тебя, твой трон я ненавижу,
    Твою погибель, смерть детей
    С жестокой радостию вижу.
    Читают на твоём челе
    Печать проклятия народы,
    Ты ужас мира, стыд природы,
    Упрёк ты Богу на земле.

    Павла 1 называет «увенчанным злодеем». Однако и убийства тиранов поэт не принимает. Почему?

    Потому что убийство, по Пушкину, это преступление, кто бы ни был его жертвой. Выходит, и тираны — преступники, так как угнетают свой народ («везде бичи, везде железы … неволи немощные слезы») и народ, убивающий своего властителя, преступен («падёт преступная секира»).

    Почему же стали возможны эти обоюдные преступления?

    Там, где изначально попираются неправедной властью «законы Вольности святой», естественным следствием этого становятся преступления.

    Можно ли избежать этого? Когда, по мнению поэта, исключаются преступления и страдания?

    Лишь там над царскою главой
    Народов не легло страданье,
    Где крепко с Вольностью святой
    Законов мощных сочетанье;
    Где всем простёрт их твёрдый щит.
    Пушкин утверждает, что «вечный Закон»
    выше венцов и тронов:
    Владыки! Вам венец и трон
    Даёт Закон — а не природа;
    Стоите выше вы Закона,
    Но вечный выше вас Закон.

    Что же это за «вечный Закон»? Что имеет в виду Пушкин?

    «Вечный Закон» — это закон, данный свыше, закон естественной свободы любого живого существа.

    Возможен ли союз между «Вольностью святой» и «Законом»? Если да, то какое значение слова «свобода» подразумевается?

    Если вольность — это возможность проявления своей воли в разумных пределах, то закон в состоянии не ущемлять её, не препятствовать свободным проявлениям человека и даже содействовать им. Такое возможно в государстве, которое живёт по законам равенства, где закон, «сжатый верными руками / Граждан над равными главами … без выбора скользит».

    К чему призывает Пушкин царей?

    Склонитесь первые главой
    Под сень надёжную Закона,

    И станет вечной стражей трона
    Народов вольность и покой.

    По мнению поэта, владыки должны сами утвердить праведный закон и склониться перед ним. Он не сторонник насилия и насильственных пере мен — недаром в стихотворении слово «закон» звучит чаще других: «Законов гибельный позор», «Законов мощных сочетанье», «вам венец и трон даёт Закон», «молчит Закон»
    и т. д. И написано оно с прописной буквы.

    Задумаемся, почему Пушкин выбрал для этого стихотворения жанр оды. Чем необычна его ода? Вспомните особенности этого жанра. Ода — это высокий жанр, призванный прославлять великих людей, царей, своеобразная хвалебная песнь.

    Цель её – утверждение государственной мощи. Но если обычно ода воспевает властителей, то ода Пушкина, напротив, развенчивает их, даёт им уроки и воспевает не их, а Свободу. Не цари, а Свобода, по мнению молодого поэта, достойны хвалебной песни.

    Анализ оды А.С. Пушкина «Вольность»

    Ода «Вольность» была написана А.С. Пушкиным в 1817 году, а опубликована Герценом в сборнике «Полярная Звезда» (при жизни Пушкина издана не была). Также стоит отметить то, что весной 1820 г. она дошла до правительства и явилась одной из причин ссылки Пушкина.
    Это произведение оказало большое влияние на революцию 1917 года (Февральская буржуазно-демократическая революция).
    Тема оды - протест против абсолютной монархии, которая была в то время в России. В своем произведении автор выражает свое негативное отношение к абсолютизму, не скрывает своих взглядов и чувств:
    «Самовластительный злодей!
    Тебя, твой трон я ненавижу,
    Твою погибель, смерть детей
    С жестокой радостию вижу.
    Читают на твоем челе
    Печать проклятия народы,
    Ты ужас мира, стыд природы,
    Упрек ты Богу на земле »

    Главная мысль - протест против абсолютизма.
    В своем произведении Пушкин, прославляет вольность и политическую свободу. Автор пытается убедить и призвать людей к перевороту в стране, к свержению самодержавия.
    Окраска лексики - высокая. Отсутствуют афоризмы, риторические вопросы и др. Ода написана в форме лирического монолога. Рифма - женская, рифмовка - смешанная. Размер: ямб. Он придает тексту динамичность и четкий ритм. Строгая композиция помогает следить за движением мыслей и чувств поэта.
    В этом произведении очень много различных художественных средств. Например, эпитетов: «слабая царица», «благородный след», «неправедная Власть», «сгущенная мгла», «роковая страсть», «царскою главой», «Главой развенчанной», «злодейская порфира». Олицетворениий: «Молчит Закон», «Спокойный сон отягощает». Они помогают сделать текст ярче и красочнее.
    Также мы можем заметить, что глаголы и деепричастия повторяются чаще других частей речи:
    «Беги, сокройся от очей…
    Разбей изнеженную лиру.
    А вы, мужайтесь и внемлите,
    Восстаньте, падшие рабы!»
    Это помогло автору придать особый ритм и динамизм действию.
    В своем произведении Пушкин открыто выражает свои чувства. Он желает свободу для народа:
    «Хочу воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок
    Негодует из-за тиранов и беззакония:

    «Тираны мира! трепещите!
    А вы, мужайтесь и внемлите,
    Восстаньте, падшие рабы!»

    «Увы! куда ни брошу взор -
    Везде бичи, везде железы,
    Законов гибельный позор,
    Неволи немощные слезы;
    Везде неправедная Власть
    В сгущенной мгле предрассуждений
    Воссела - Рабства грозный Гений
    И Славы роковая страсть»

    Автор смог очень точно и в тоже время понятно для каждого человека донести важные вопросы и проблемы, начать говорить о них.
    Ода «Вольность» состоит из трех частей. Она начинается с обращения к музе:
    «Хочу воспеть свободу миру,
    на тронах поразить порок».

    «Самовластительный злодей!
    Тебя, твой трон я ненавижу,
    Твою погибель, смерть детей
    С жестокой радостию вижу.
    Читают на твоем челе
    Печать проклятия народы,
    Ты ужас мира, стыд природы,
    Упрек ты Богу на земле »

    Заканчивается она обращением к царю:

    «И днесь учитесь, о цари:
    Ни наказанья, ни награды,
    Ни кров темниц, ни алтари
    Не верные для вас ограды.
    Склонитесь первые главой
    Под сень надежную Закона,
    И станут вечной стражей трона
    Народов вольность и покой»

    Мне очень понравилось это произведение! Интересным для меня показалось то, что А. С. Пушкин не побоялся, открыто выразить свои мысли, взгляды и собственную точку зрения. Также мне понравился стиль написания оды: с одной стороны высокая, книжная лексика, а с другой стиль написания понятный и интересный для любого человека.

    48869 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Вольность»

    Именно из-за стихотворения «Вольность» А.С. Пушкин попал в ссылку. Он написал это произведение после окончания лицея. Поэт всегда боролся за свободу и справедливость, за что все время получал наказание. Он считал, что каждый человек рождается свободным, а общество помещает его в некие рамки условностей, которым должен следовать человек.

    Пушкин рьяно ненавидел всех правителей и руководителей. Он переживал за простой народ, который страдал больше всех. Люди из высшего общества жили, как хотели, а обычные люди были как самые настоящие рабы. Конечно, страна была самой могучей, но это могущество меркнет перед нищетой народа. Поэт считал, что все люди рождаются одинаковыми, и никто не вправе подчинять себе кого-либо. Он призывал к свержению власти.

    Он понимал, что его «Вольность» может привести к печальным последствиям, поэтому не публиковал данное стихотворение. Однако в 1820 году каким-то образом это стихотворение дошло до высших чинов и Пушкина сослали в ссылку. Поэт не понимал, как общество докатилось до такого, и до конца верил, что когда-нибудь в мире будут царить справедливость и свобода.

    Жанр «Вольности» - ода. Повествование идет в виде лирического монолога. Для того чтобы стихотворение имело четкий ритм был использован такой размер как ямб. Используется смешанная рифмовка, а если говорить о рифме, то здесь она женская. Пушкин использует множество эпитетов, чтобы добавить яркости стихотворению, а также глаголы и деепричастия, которые призывают к действию.

    «Вольность», анализ произведения Александра Пушкина

    В 1817 году, сразу после блестящего окончания Царскосельского лицея русский поэт и писатель А. С. Пушкин написал оду под названием «Вольность» . Местом написания стала квартира братьев Тургеневых на набережной Фонтанки в Санкт-Петербурге. Им же (местом) был навеян и исторический сюжет произведения. Окна Тургеневского жилища открывали взору Михайловский замок, в котором некогда был убит император Павел I. При жизни Александра Сергеевича ода не была издана, напротив – стала одной из главных причин его ссылки на юг, когда дошла до правительственных органов в 1820 году. Впервые «Вольность» была напечатана только в 1856 году Герценом в сборнике «Полярная звезда» в Лондоне.

    На момент написания Пушкину было 18 лет. Многие произведения раннего творчества поэта были уже пронизаны свободолюбивыми и благородными настроениями. В то время Александр Сергеевич еще не знал о действии цензуры, думая, что имеет право открыто говорить о своих помыслах. Юный Пушкин считал литературный дар даром свыше, предназначенным для честных, благородных и простых целей. Идей раскрепощения личности, утверждения духовной свободы и равенства придерживались и другие лучшие представители дворянского сословия в России. Французская революция вдохновила многих прогрессивных деятелей российского государства.

    Тема произведения

    Тема произведения – утверждения Закона, перед которым все равны, идеалов свободомыслия, духовной свободы, равенства и гуманности. Идейным вдохновителем Пушкинской «Вольности» стала «Вольность» Радищева, в которой поэт отстаивает власть и интересы народа. Поэтическими строками Александр Васильевич гневно обрушивается на тиранию, беззаконие и вседозволенность господствующих правителей. Ода отражает гражданского чувство творца и боль за несправедливо ущемленные права человеческой личности.

    В создании единого для всех закона (конституции) художник видит ключевое решение проблемы социального неравенства и несправедливой власти. Во многом источником подобных умозаключений являются лекции Александра Куницына, в которых есть высказывания о «естественном праве человека», праве на независимость и равное социальное положение с другими людьми в обществе. Пушкин провозглашает высокие идеи с великой эмоциональной силой. Для современников поэта «Вольность» стала подлинным революционным гимном, призывом к решительным действиям. Среди остро сопереживающих провозглашенным идеям были и будущие декабристы, в которых строки Пушкинского произведения пробуждали патриотическое чувство и стремление свершениям.

    Сюжет и структура произведения

    Оду условно можно разделить на три части. Первая часть является своего рода вступлением, преамбулой к основному повествованию. В нем Пушкин говорит о своей задаче:

    Хочу воспеть свободу миру,
    На тронах поразить порок.

    После вступления разворачивается основная идея стихотворения. Вторая часть оды напоминает читателю о Людовике, Наполеоне, Павле I, заставляя воображение рисовать яркую, реалистичную картину судьбы русского императора. Заключительная часть произведения – вывод, горячий призыв к правителям склониться перед Законом:

    Ни кров темниц, ни алтари
    Не верные для вас ограды.
    Склонитесь первые главой
    Под сень надежную закона,
    И станут вечной стражей трона
    Народов вольность и покой.

    Стихотворный размер, которым написано произведение – четырехстопный ямб . Пушкин использует различные средства художественной выразительности: метафоры (например, «молчит закон» ), эпитеты («гибельный позор» . «изнеженная лира» ), риторические фигуры («Тираны мира! Трепещите!» ), анафору («Где дремлет он неосторожно, где иль народу, иль царям Законом властвовать возможно!» ).

    Сочинение — Анализ Оды «Вольность»

    Восприятие, толкование, оценка

    Ода «Вольность» была написана А.С. Пушкиным в 1817 году. Она получила распространение в списках и явилась главной при­чиной ссылки поэта на юг. Исторический сюжет был навеян ме­стом написания: Пушкин писал эту оду в квартире братьев Турге­невых на набережной Фонтанки в Петербурге, откуда был хоро­шо виден Михайловский замок. Впервые ода была опубликова­на А.И. Герценом в «Полярной звезде» в 1856 году в Лондоне.

    Произведение относится к гражданской лирике. Основная идея его — просветительская. Если Радищев в своей оде «Воль­ность» отстаивает интересы народа и провозглашает власть на­рода, то А.С. Пушкин в своей оде провозглашает власть Закона, перед которым едины народ и правитель. Только подчиняясь власти Закона, можно достичь главной цели — вольности и по­коя народов.

    В стихотворении можно выделить три части. Первая часть открывается своеобразным вступлением, в котором обозначает­ся авторская задача: «Хочу воспеть свободу миру, На тронах по­разить порок». Далее начинает разворачиваться основная мысль стихотворения: закон выше венца и трона, беззаконие же ведет к страданиям народа и злодействам. Во второй части мысли.поэта иллюстрируются примерами из французской (Людовик и Напо­леон) и русской (Павел I) истории. Рассказ о судьбе Павла I пред­ставляет собой уже реалистическую зарисовку: «мрачная Нева», сверкающие звезды, часовой, «мост подъемный». Третья часть оды — своеобразный вывод и одновременно призыв к царям скло­ниться «под сень надежную закона»:

    И днесь учитесь, о цари:

    Ни наказанья, ни награды,

    Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды.

    Склонитесь первые главой Под сень надежную закона,

    И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой.

    Ода написана четырехстопным ямбом. Поэт использует раз­нообразные средства художественной выразительности: эпите­ты («изнеженную лиру», «гибельный позор», «немощные сле­зы»), метафору («неволи немощные слезы», «молчит закон», «Чи­тают на твоем челе Печать проклятия народы…»), анафору («Где дремлет он неосторожно, Где иль народу, иль царям Законом вла­ствовать возможно!), риторическое обращение («Тираны мира! трепещите!») и риторический вопрос: («Где ты, где ты, гроза ца­рей, Свободы гордая певица?»).

    Таким образом, ода А.С. Пушкина утверждает идеалы свобо­домыслия, гуманности. Это было оценено А.И. Герценом, пи­савшим: «Песнь Пушкина продолжала эпоху прошлую, напол­няла мужественными звуками настоящее и посылала свой голос отдаленному будущему».

    Здесь искали:
    • анализ оды вольность
    • история создания оды вольность
    • какая политическая идея высказывается в оде вольность

    Слушать стихотворение Пушкина Ода вольности

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Ода вольности

    © 2024 nowonline.ru
    Про докторов, больницы, клиники, роддома