Кузьмин евгений иванович биография. Евгений Кузьмин: «Новое поколение у нас не приучено читать, а старое — читать отвыкло. И это очень опасно. Эксперты из каких стран мира съедутся в Якутск

Евгений Иванович Кузьмин - заместитель председателя Межправительственного совета и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Фото www.centerreading.blogspot.com

Интервью заместителя председателя Межправительственного совета и председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», члена Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, президента Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Евгения Ивановича Кузьмина журналу «Международная жизнь».

Одно из первых заседаний нового парламентского года в Государственной Думе было посвящено проблемам поддержки выпуска литературы на национальных языках народов России и концепции национальной программы поддержки детского и юношеского чтения. Заместитель председателя Межправительственного совета и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Евгений Иванович Кузьмин выступал на заседании по второму вопросу - о поддержке детского и юношеского чтения в России. В беседе с обозревателем журнала «Международная жизнь» Еленой Студневой Евгений Иванович пояснил суть проблем.

- «Международная жизнь» : Евгений Иванович, еще недавно Россию называли «читающей страной», а сегодня власти принимают государственную программу для поддержки чтения в обществе - в чем глубина проблемы?

- Е.И.Кузьмин : Проблема заключается в том, что во всем мире дети и юное поколение граждан читают все меньше и меньше. Вернее, они читают все более и более простые тексты, - не книги. Так происходит потому, что и взрослые этим занимаются. Мы живем в совершенно новой информационной среде. Экранная культура с детства приучает нас к картинкам, отучая от чтения. От самостоятельного чтения, от совместного с родителями чтения, когда попутно у детей возникают вопросы и есть, кому помочь ответить на них.

- «Международная жизнь» : Раньше СМИ помогали дополнительному интересу к чтению через радиоспектакли, экранизацию литературных произведений, - теперь же выполняют прямо противоположную функцию? Где же та грань, за которой начинается обратный процесс? Как предотвратить его необратимость?

- Е.И Кузьмин : Мы «потребляем» картинки и думаем, что не нужно читать книги для того, чтобы представить себе отдаленный окружающий мир. Средства массовой информации предлагают нам огромное количество развлечений, пропагандируют: «Развлекайся, наслаждайся жизнью, ты этого достоин». Но чтение - это всегда усилие. Если с детства ребенку не привита потребность в чтении, если он не обучен чтению, если чтение для ребенка первоначально не только труд, а удовольствие, тогда вырастает малочитающее поколение. К чему это приводит? - К тому, что знание, смыслы, которые накоплены человечеством и сосредоточены именно в письменной культуре в текстах, они не усваиваются в необходимом и достаточном количестве для того, чтобы принимать верные решения, понимать, что происходит в мире и как на это нужно реагировать. Всё это возможно только через чтение книг, документов, газет, журналов. Чтение в массовом обыденном сознании большинством людей воспринимается как некое развлекательное занятие. На самом же деле чтение - это намного более широкое и серьезное понятие, охватывающее всю нашу сколько-нибудь интеллектуальную деятельность.

- «Международная жизнь» : Вы, как представитель ЮНЕСКО, можете отследить хотя бы поверхностно, в каких странах наиболее востребовано чтение книг?

- Е.И.Кузьмин : Ваше слово «поверхностно» - правильно и справедливо, потому что сравнительных исследований по всему миру не проводится, не разработаны методики. Очень мало людей могут операционализировать это понятие - чтение. На обыденном уровне - это все воспринимается довольно просто: читали книжку, что-то забыли, но что-то в памяти осталось. Есть некоторые исследования, на основании которых можно сказать, что наиболее благополучная ситуация с чтением именно книг в маленьких северных скандинавских странах - Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании. Есть и объяснение того, почему в северных культурах ориентация на чтение гораздо больше, чем - в южных. Прежде всего, во многом это объясняется и климатическим фактором - дождь, холод, короткий день - есть, чем заняться дома и на досуге. В южных странах - солнце, море, активный туризм, больше прекрасного искусства, карнавалы. Это первое. Во-вторых, Россия - северная страна, - нам ни в коем случае нельзя себя сравнивать с какими-то западными странами и говорить, что у них дела обстоят в этой области не лучше, чем у нас. У России гораздо больше задач по обустройству страны. Следовательно, нам нужно больше энциклопедически образованных людей, эрудитов, а это возможно только через чтение литературы - любой: познавательной, художественной, научно-популярной, научной, философской, политологической, социологической, политической и т.д. Суть проблемы - во взрослых. Взрослые должны, наконец, осмотреться и начать по-другому оценивать такие серьезные навыки, как потребность детей в чтении.

- «Международная жизнь»? Как Вы оцениваете потребность в русской литературе в мире, снижается ли интерес к ней?

- Е.И.Кузьмин: К сожалению, потребность в нашей литературе снижается, и нынешнему поколению, не только у нас в стране, но и в других государствах, все труднее и труднее воспринимать классику, например, XIX века. Там описывается совсем другая реальность, другая жизнь, другие герои, другой язык, - не тот, который они слышат в повседневной жизни. Все это приводит к тому, что взаимодействие человека и литературы заметно сокращается, - а это очень опасно.

- «Международная жизнь»: Но есть понятие - «удерживающий». В этом смысле Россия, наверное, удерживающая страна, которая стремится сохранить такое явление, как неотъемлемая потребность человека в книге, в чтении? Как не дать исчезнуть этому?

- Е.И.Кузьмин : Россия - это великая страна, несмотря на сложности, которые все мы периодически переживаем, то устраиваем революцию, то реформы. Россия велика не только потому, что её территория велика, не потому, что страна выигрывала войны, а потому что она создала великую культуру. И с этим вряд ли кто поспорит. Мы - один из пяти народов, которые создали великую литературу. Англичане, французы, немцы и, пожалуй, всё. Где в Испании великая литература после Сервантеса? Где в Италии после Петрарки и Данте великая литература? А русская художественная литература отличается от западных литератур невероятным погружением во внутренний мир человека, в вечные ценности, в смысл жизни, - этого больше всего у нас, в русской литературе.

Больше скажу - сравните Льва Толстого и Вильяма Шекспира: два гения, два фантастических знатока человеческой души, её природы, движения, грандиозного понимания истории. О чем писал Шекспир, и что делают его герои, чем живут? - Борьба за власть, убийства, интриги, кровосмешение, подлость, измена на каждом углу. О чем размышляет Толстой? - Смысл жизни, я и Бог, достоин или не достоин я Бога, зачем я живу, муки совести, проблема греха, духовные искания.

- «Международная жизнь»: Там ситуационные коллизии, здесь - психологические.

- Е.И.Кузьмин : Совершенно верно! Это очень важно, - о чем литература. Сегодня мы наблюдаем рациональный мир, корыстный, всё строится вокруг денег, капитализм пришел вместе с демократией, и очень важно в таком мире значение слова - литературного слова, высокохудожественного. Если русские не будут читать, - что же говорить о других? Наследники и носители великой русской литературы должны, обязаны сохранить культуру чтения.

- «Международная жизнь»: Спасибо, Евгений Иванович!

4 апреля 2015 года Евгению Ивановичу Кузьмину , одному из наиболее авторитетных российских специалистов в информационно-библиотечной сфере, исполняется 60 лет .

Евгений Иванович Кузьмин - бессменный председатель Российского национального комитета Межправительственной программы ЮНЕСКО «Информация для всех», который он создал в2000 годупо поручению Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и Министерства культуры РФ. Эта программа является одной из двух главных программ ЮНЕСКО в сфере коммуникации и информации. В 2010-2014 гг. также был председателем Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Сегодня возглавляет Рабочую группу ЮНЕСКО по сохранению языков и их развитию в киберпространстве, которая была учреждена по его инициативе.

Представляя Россию в структурах ЮНЕСКО, Е. И. Кузьмин последовательно продвигает идеи создания справедливого глобального информационного общества для всех, отстаивает интересы России на международном уровне, транслирует в Россию передовое научное знание в таких областях как сохранение электронной информации, доступность информации, медиа- и информационная грамотность и т.д. По его инициативе и при личном участии разработан ряд важных международных документов, значимых для построения справедливого информационного общества.

Широко известны заслуги Е. И. Кузьмина в развитии российской культуры, в частности, библиотечного дела, особенно в тот период, когда он работал начальником Управления библиотек Министерства культуры России. Именно в это время (в 1992-2005 гг.) по его инициативе и под его личным руководством были разработаны и реализованы ключевые для развития библиотечного дела всероссийские программы: информатизации библиотек, создания информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ, сохранения библиотечных фондов, создания общероссийской сети публичных центров доступа населения к правовой информации и другие. Е. И. Кузьмин избирался членом Правления Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) в 2003-2005 гг. В 2005-2007 гг. был вице-президентом Российской библиотечной ассоциации.

C 2003 года является президентом общественной организации «Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества», которая наряду с большой собственной деятельностью, является рабочим органом Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Е. И. Кузьмин продолжает заниматься вопросами развития информационной и библиотечной сферы: под его руководством реализуются общероссийские и международные проекты.

В2006 годупо поручению Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Е. И. Кузьмин руководил разработкой Национальной программы поддержки и развития чтения.

В 2003-2007 гг. возглавлял кафедру управления библиотечным делом Московского государственного университета культуры и искусств, в настоящее время является профессором Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.

Е. И. Кузьмин - автор более 400 статей, составитель, научный редактор и издатель более 60 книг по проблемам развития сферы культуры, образования, информации и коммуникации. Заслуженный работник культуры РФ (2001). Лауреат Премии Правительства РФ в области культуры (2005), а также других наград, включая медаль Российской библиотечной ассоциации.

Поздравляем с юбилеем и желаем новых профессиональных свершений!

Штаб-квартира РБА


КУЗЬМИН Александр Константинович (17.03.1947, г. Ленинск-Кузнецк Кемеровской обл.), заслуженный тренер России (2000). Окончил Омский ин-т физ. культуры (1969), Высшую шк. тренеров (1982). Слу­жил в СА (1970-71). Выступал в хоккейн. командах «СКА» (Новосибирск), «Трактор» (Челябинск), «Водник» (Тюмень). В 1973 при­глашён в хоккейный клуб «Рубин» (Тюмень). С 1982 - нач. команды, а с 1983 - гл. тренер. Награждён орденом Дружбы (1996).

  • БЕСКОВ Константин Иванович - БЕСКОВ Константин Иванович (род. 1920), спортсмен и тренер (футбол), з. м. с. (1948), заслуженный тренер СССР (1968). В 1941-54 нападающий команды "Динамо" (Москва). Чемпион (1945, 1949) и обладатель...
  • ГОМЕЛЬСКИЕ - ГОМЕЛЬСКИЕ, спортсмены и тренеры (баскетбол), братья. Александр Яковлевич (род. 1928), защитник ленинградских команд - Спортивного клуба Института физкультуры (СКИФ; 1945-48) и СКА (1949-1953). Тренер...
  • ДАВЫДОВ Виталий Семёнович - ДАВЫДОВ Виталий Семёнович (род. 1939), спортсмен (хоккей с шайбой), з. м. с. (1963), заслуженный тренер СССР (1979). Защитник (1957-73) и старший тренер (1979-1981) команды "Динамо" (Москва), многокра...
  • ЛАРИОНОВ Игорь Николаевич - ЛАРИОНОВ Игорь Николаевич (род. 1960), спортсмен (хоккей с шайбой), з. м. с. (1982). Нападающий команды ЦСКА (1981-89). Чемпион Олимпийских игр (1984, 1988), мира (1982, 1983, 1986, 1989), Европы (198...
  • МАЙОРОВЫ - МАЙОРОВЫ, спортсмены (хоккей с шайбой), братья. Борис Александрович (род. 1938), з. м. с. (1963), заслуженный тренер РСФСР (1979). Нападающий (1956-69) и старший тренер (1969-71 и 1985-89) команды "Сп...
  • МИХАЙЛОВ Виктор Павлович - МИХАЙЛОВ Виктор Павлович (1907-1986), боксёр, з. м. с. (1936), заслуженный тренер СССР (1957). Неоднократный чемпион СССР, победитель ряда международных соревнований в 1927-39 в полутяжёлом весе. В 19...
  • МОРОЗОВ Борис Афанасьевич - МОРОЗОВ Борис Афанасьевич (род. 1944), режиссёр, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1992). С 1973 в различных московских театрах. В 1983-87 главный режиссёр Театра им. А. С. Пушкина, с...
  • СИМОНЯН Никита Павлович - СИМОНЯН Никита Павлович (Пого-сович) (род. 1926), спортсмен, один из лучших центральных нападающих отечественного футбола, з. м. с. (1954), заслуженный тренер СССР (1970). Играл в составе команды "Спа...
  • ТАРАСОВ Анатолий Владимирович - ТАРАСОВ Анатолий Владимирович (1918-95), один из основоположников отечественной школы хоккея с шайбой, з. м. с. (1949), заслуженный тренер СССР (1957), кандидат педагогических наук. Нападающий армейск...
  • ТИХОНОВ Виктор Васильевич - ТИХОНОВ Виктор Васильевич (род. 1930), спортсмен (хоккей с шайбой), заслуженный тренер СССР (1978). Защитник команд ВВС Московского ВО (1949-53) и "Динамо" (Москва; 1953-63). Чемпион СССР (1951-54). В...
  • ТРОФИМОВ Вас - ТРОФИМОВ Василий Дмитриевич (род. 1919), спортсмен (футбол, хоккей с шайбой и с мячом), з. м. с. (1945), заслуженный тренер СССР (1963). Нападающий команды "Динамо" (Москва) по футболу (1938-1953), хо...
  • ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна - ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна (род. 1939), спортсменка (фигурное катание), заслуженный тренер СССР (1970), балетмейстер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994). Чемпионка СССР в одино...
  • ЧЕРНЫШЁВ Аркадий Иванович - ЧЕРНЫШЁВ Аркадий Иванович (1914-92), один из основоположников отечественной школы хоккея с шайбой, з. м. с. (1948), заслуженный тренер СССР (1956). Нападающий команды "Динамо" (Москва) по футболу (193...
  • ЯКУШЕВ Александр Сергеевич - ЯКУШЕВ Александр Сергеевич (род. 1947), спортсмен (хоккей с шайбой), з. м. с. (1970). Нападающий московской команды "Спартак" (1963-80). Чемпион Олимпийских игр (1972, 1976), мира, Европы, СССР (неодн...

12 июля с.г. в Якутске начинает свою работу Вторая международная конференция «Языковое и культурное разнообразие в киберпространстве». Мы попросили идейного вдохновителя и организатора этой конференции Евгения Кузьмина ответить на наши вопросы.

Наша справка.

Евгений Иванович Кузьмин - председатель Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества. Инициатор и организатор крупных национальных программ в области библиотечного дела. Разработчик Национальной программы поддержки и развития чтения. Автор монографии «Библиотеки России на рубеже тысячелетий. Государственная библиотечная политика: смена парадигмы», более 350 статей в российской и зарубежной печати, составитель и редактор более 50 аналитических сборников по проблемам международной и национальной культурной и информационной политики.

Был членом Межправительственных советов Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (2001-2005) и Программы ЮНЕСКО «Память мира» (1997-2001), членом правления Международной федерации библиотечных ассоциаций (2003-2005). Является единственным в России экспертом, которому Совет Европы и ЮНЕСКО заказывали доклады по проблемам развития культуры других стран.

Начальник управления библиотек Министерства культуры РФ (1992-2005), обозреватель «Литературной газеты» (1984-1992), научный сотрудник Института металлургии АН СССР (1978-1984). Окончил Московский институт электронного машиностроения и Литературный институт имени A.M. Горького. Стажировался в США, Франции, Германии. Кандидат педагогических наук.

– Евгений Иванович, несколько слов о значении проведения этой конференции…

– Во-первых, невозможно переоценить важность самой темы конференции для современной цивилизации. Сохранение языков – это сегодня одна из важнейших проблем, ведь глобализация и урбанизация приводят к тому, что языки вымирают гораздо быстрее, чем раньше. По прогнозам, если всё пойдёт так, как идёт, к концу XXI века останется лишь 10 процентов языков. Однако новые информационные технологии дают шанс если не повернуть этот пагубный процесс вспять, то хотя бы затормозить его. Именно это и будет в центре дискуссий на конференции. Сегодня создано множество инструментов сохранения и развития языков в киберпространстве, есть институты, которые могут эти инструменты использовать и совершенствовать. Нужна благоприятная среда, чтобы институтам в этом никто не мешал, а наоборот помогал.

Во-вторых, конференция имеет самый высокий мировой статус. Подобной крупной конференции нигде не было в прошлом году, и нигде, насколько я знаю, не планируется в следующем. Наша конференция – главная в мире на эту тему. Нас поддержал Адама Самассеку, всемирно известный политический и культурный деятель, который был, по решению ООН, главным организатором Всемирного саммита по информационному обществу. Человек блестящего ума и выдающегося таланта. Теперь он задумал Всемирный саммит по многоязычию. И наша конференция рассматривается как подготовительный этап к этому саммиту. Огромно доверие к Адама Самассеку во всём мире. А он доверяет России – Российскому комитету Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Якутии, а также тем, кто всегда понимал значение этой темы – прежде всего, бывшему Вице-президенту Республики Саха (Якутия), а ныне ректору СВФУ Евгении Исаевне Михайловой, и вашему бывшему первому заместителю министра культуры, а ныне проректору Надежде Михайловне Зайковой, которые в 2008 году внесли огромный вклад в проведение первой конференции. Доверие к стране всегда персонифицировано. Не бывает доверия абстрактного. Организуя вместе с нами эту конференцию, СВФУ делает огромное дело для самого себя, для Якутии, для России, для ведущих зарубежных экспертов и международных организаций, занимающихся сохранением культуры, включая ЮНЕСКО – то есть для всего мира.

Наша конференция – междисциплинарная и межотраслевая. Она отнюдь не только для лингвистов. Она ещё и для руководителей образовательных учреждений, научных институтов, библиотек, архивов, социологов, политологов, культурологов, издательств, представителей индустрии информационных технологий, органов власти, крупнейших политических институтов, которые озабочены проблемой сохранения в мире языкового и культурного разнообразия. Без культурного разнообразия мир если и не умрет быстро, то уж точно – быстро одичает. Это, кстати, заметно уже сегодня. А основа культурного разнообразия – это лингвистическое разнообразие. Так что наша конференция - это глобальная политическая конференция.

- Как я понимаю, не случайно Якутск второй раз выбран местом проведения?

Знаете, когда я изучал на основе опубликованных источников и на личном опыте то, что происходит в Якутии в сфере языковой и культурной политики, я стал намного больше гордиться своей страной. Как председатель Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», я сегодня имею трибуну рассказывать об этом всему миру, и я хочу это делать. Россия должна выдвигать крупные инициативы для решения проблем, интересующих весь мир, особенно в тех сферах, где у нас есть важные наработки. Первая конференция прошла в Якутске и имела большой международный резонанс. Переносить конференцию в другое место – на мой взгляд, было бы и глупо, и рискованно, и не этично по отношению к Якутии. Якутия не заслужила того, чтобы вторая конференция проходила в другом месте. Якутяне достойны того, чтобы закрепить и развить и свой собственный, и наш общий успех. Когда я предложил провести вторую конференцию снова в Якутии, это было с колоссальным одобрением воспринято главными экспертами мира. К тому же надо понимать, что успех любой конференции – это не только её профессиональная программа, но и атмосфера, в которой она проходит. Участники конференции из Доминиканской Республики, Аргентины, Бразилии, Южной Африки, Австралии и других очень далеких стран, предпринимая изнурительное путешествие в Россию, безусловно, должны отсюда увести с собой самые живые и яркие впечатления о наших просторах, о нашем богатейшем культурном и природном разнообразии. С этой точки зрения, Якутия с её интереснейшей культурой и грамотной культурной политикой, с великой рекой Леной и почти фантастическими Ленскими столбами для меня лично выглядит предпочтительнее в сравнении с другими регионами России. Татарстан, например, очень тоже очень интересный регион, но там языковая политика проще – там ведь нет вымирающих языков коренных малочисленных народов Крайнего Севера, потому что они растворяются и ассимилируются. В плане языковой политики Якутия – уникальное место в мире. Небольшая титульная нация, миноритарий в масштабах всей страны, заботится не только о себе, но и несёт ОСНОВНУЮ ответственность за миноритариев в масштабах своей республики. Где ещё это есть? В Татарстане много делается для других языков, например, для чувашского, но ведь основную ответственность за сохранения чувашского языка несёт Республика Чувашия.

– Могла ведь претендовать и Москва?

– Москва – это самый многоязычный город в России, но она не дает живого образа той этнолингвистической политики, которая проводится в России, и которая может быть поучительной для многих стран мира. Основная политика в отношении сохранения языков проводится у нас в республиках. Конференцию в Москве провести и легче и намного дешевле, но она не будет столь запоминающейся, она не станет ярким событием в жизни её участников.

Я очень желаю, чтобы всем было понятно: проведение такой конференции - это слава Республики Саха (Якутия) и слава университета. Я желаю, чтобы Якутия продолжила эту линию и через три года провела третью международную конференцию, чтобы Якутск постепенно становился такой признанным и авторитетным городом в мире в вопросах многоязычия. Все города мира, все культуры стремятся к признанию и славе. Это правильно и естественно. Но слава не приходит к тем, кто всеяден. Нужно создавать точки роста своей славы. Конференция по языковому и культурному разнообразию в киберпространстве – это и есть точка роста славы Якутии. Мы в этом уверены, и видим, что в этом всё больше и больше убеждаются другие страны.

- Что дает конференция в целом Российской Федерации?

Мы прославляем Россию. Мы показываем, что Россия готова предпринимать большие организационные, финансовые и интеллектуальные усилия к тому, чтобы объединять другие страны и сообща направлять мировые процессы в верном направлении. Мы помогаем другим странам лучше узнать друг друга, мы организуем площадку для выработки общих решений. И мы помогаем России. Мы ведь должны поддерживать многоязычие внутри страны, потому что у нас многоязычная страна. Мы должны отстаивать идею многоязычия во всем мире, потому что у нас есть задача продвижения русского языка, позиции которого сейчас ослабляются с каждым годом как внутри страны, так и за рубежом. Нужно много мудрости в формировании и осуществлении этнокультурной и этнолингвистической политики в такой большой многоязычной стране, как наша. В этом отношении мы очень благородная страна, потому что у нас поддерживаются в живом состоянии около 100 языков коренных народов России. Очень мало есть в мире стран, где языки коренных народов не просто живы, но на них можно получать начальное, среднее и даже высшее гуманитарное образование. Но чтобы такое положение не ухудшалось, а улучшалось, мы все должны постоянно думать, изучать опыт и положение дел в других многоязычных странах, брать на вооружение всё то лучшее, что там есть. Для этого мы и приглашаем выдающихся специалистов из других стран, чтобы получить от них информацию из первых рук, установить контакты и в дальнейшем работать вместе к обоюдной пользе.

У меня нет никаких сомнений, что эта конференция будет способствовать и прославлению России, популяризации Якутии. На конференции будет очень много интересных людей, которые своей деятельностью, своим умом, талантом, преданностью делу заслужили известность в своих странах и во всём мире. Совместно мы делаем огромное дело для ЮНЕСКО, потому что никто, кроме нас, не выдвинул идею и не приложил большого труда для того, чтобы организовать такой форум.

Конференция проходит под эгидой ЮНЕСКО и под эгидой Правительства России. Президент России Дмитрий Медведев повторяет, что надо продвигать достижения России и способствовать повышению авторитета России через международные организации, через ЮНЕСКО в первую очередь. Это записано в Концепции внешней политики России, которая утверждена Президентом. Конференция проводится на основании плана мероприятий по обеспечению активного представительства России в Программе ЮНЕСКО «Информация для всех». Этот план был сформирован тремя федеральными министерствами и двумя федеральными агентствами по поручению вице-премьера России Александра Жукова в ответ на обращение первого заместителя министра иностранных дел Андрея Денисова к премьер-министру России Владимиру Путину. Министр иностранных дел России, председатель комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Сергей Лавров сказал, что избрание российского представителя руководителем межправительственной программы ЮНЕСКО свидетельствует о международном признании достижений Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и отражает надежды государств-членов ЮНЕСКО на то, что под руководством России межправительственная программа «Информация для всех» выйдет на новый уровень.

- Как организована конференция?

Это элитарная «закрытая» конференция. На такие конференции приглашают не всех желающих, а только самых крупных, самых известных экспертов мира. Министерство культуры Российской Федерации и ЮНЕСКО платят за то, чтобы они доехали сначала до Москвы, а потом от Москвы до Якутска. СВФУ платит за их пребывание в Якутске. Такая сложная в организации конференция возможна только тогда, когда существуют годами и многими делами проверенные профессиональные и человеческие связи. Эти связи существуют у Российского комитета с Республикой Саха (Якутия) – с Министерством культуры и духовного развития, с Национальной библиотекой, с Арктическим институтом искусств, с Северо-Восточном федеральным университетом. Именно в СВФУ, и именно благодаря тому, что существуют эти давние профессиональные и человеческие отношения, создан Центр поддержки многоязычия в киберпространстве. Нигде больше в стране он не создан. Только здесь. Потому что в 2008 году в Якутии была проведена первая международная конференция, которая показала, что в Якутии есть интереснейшая этнолингвистическая, культурная и образовательная политика. Именно здесь была принята Ленская резолюция о языковом и культурном разнообразии в киберпространстве, которая стала очень известной в мире, и теперь на неё ссылаются и в учёных трудах, и в документах международных организаций. Подобных международных документов очень мало. У такого рода конференции должна быть интересная культурная программа, интересное место проведения. И Лена, и Ленские столбы работают на эту идею, они тоже вносят огромный вклад. Но самое главное – есть доверие к Якутии.

- Эксперты из каких стран мира съедутся в Якутск?

Япония, Китай, Индия, Корея, Франция, Норвегия, Нидерланды, Центральная Африканская Республика, Египет, Украина, Австрия, Норвегия, Финляндия, Англия, Мали, Бельгия, Берег Слоновой Кости, Испания, Доминиканская Республика, Казахстан, Таиланд, Австралия, Бразилия, США, Великобритания и другие. Всего – 33 страны. В прошлый раз было 15. Блистательный состав. Ведущие специалисты мира. Так что Россия и Якутия, в первую очередь, получают доступ к современным мировым знаниям из первых уст. Надеюсь, что дальше Якутия будет делиться этими знаниями со всеми остальными субъектами РФ. Я уверен, что в Северо-Восточном федеральном университете лингвисты, политологи, культурологи, этнологи и другие специалисты вместе переплавят эти знания в какие-то новые формы. Получат новую, как теперь говорят, «добавленную стоимость». И эти знания будут полезны не только всей России, но и всему миру. В этом смысле большая моральная и культурная ответственность возложена на Якутию, в первую очередь, на СВФУ. Эту ответственность ни в коем случае нельзя недооценивать. И эти возможности нельзя упустить.

- Какую особенность конференции Вы бы подчеркнули?

На конференции будут представлены новейшие издания Российского комитета Программы «Информация для всех», сборники материалов первой конференции на русском и на английском языках, Пособие для библиотек по продвижению языкового разнообразия. Состоится презентация всемирного руководства по развитию языков в киберпространстве, которое готовится Латинским Союзом и Всемирной сетью в поддержку языкового разнообразия MAAYA при поддержке ЮНЕСКО и вот-вот выйдет в свет. В его подготовке принимали участие представители 15 стран, в том числе и ваш покорный слуга. Мой материал посвящён анализу того, что необходимо делать для того, чтобы обеспечить полноценное функционирование миноритарного языка, который находится в тени другого языка, более значимого в той или иной стране, и кто всё это может и должен делать. Якутии уделено центральное место в этом материале, информацию мне помогали собирать и консультировали Надежда Зайкова, Галина Леверьева, Анатолий Жожиков, Сергей Васильев и Людмила Жиркова, руководитель вашего Центра поддержки многоязычия, молодой перспективный сотрудник. На конференции планируется подписание соглашения о сотрудничестве между СВФУ и MAAYA.

– В завершение, Евгений Иванович несколько слов о Комитете. В прошлом году общественность отметила десятилетие создания Российского комитета «Информация для всех». Когда ЮНЕСКО принимало программу, что вкладывалось в это название - «Информация для всех»?

Здесь есть два пласта. С одной стороны, это название отражает веру в идеал – в информационном обществе наиболее важная, социально значимая информация должна быть доступна всем. А иначе, что же это за информационное общество? С другой стороны, название программы обобщает целый комплекс ключевых направлений деятельности. В Программе «Информация для всех» есть пять четко очерченных, принятых всеми странами мира приоритетов: доступность информации, сохранение информации, информационная этика, информационная грамотность и политика построения общества знаний. Задача этой программы ЮНЕСКО – помогать всем странам в выработке рамок национальной информационной политики. Поддержка многоязычия в киберпространстве – очень важный элемент этой политики. Как построить такую политику? Проводя нашу конференцию, мы способствуем тому, чтобы все страны мира и, в том числе, Россия, формировали более эффективную, научно-обоснованную политику поддержки языкового и культурного разнообразия в киберпространстве.

- Спасибо. Успехов Вам во всем.

Олег СИДОРОВ

В прошлом году Россия была единогласно переизбрана на второй срок в качестве страны – председателя Межправительственного совета Программы «Информация для всех». Это беспрецедентный случай как в истории нашей страны, так и в истории ЮНЕСКО. При этом, несмотря на красивое и несколько философское название Программы, это направление очень важное политически и чрезвычайно проблемное по сути. Очевидно, что всеобщий доступ к качественной актуальной информации невозможен без её сохранения, без информационной грамотности, без эффективной и нацеленной на развитие информационной политики, без выработки и соблюдения принципов информационной этики, без предоставления информации на тех языках, которыми люди владеют. О международном позиционировании нашей страны и знаковых инициативах России, о политическом закулисье в ЮНЕСКО и «языковом раскладе» в Интернете «УК» беседует с Председателем Межправительственного совета Программы «Информация для всех» Евгением КУЗЬМИНЫМ .

- Евгений Иванович, Вы являетесь Председателем Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», в который входят 26 стран, избираемых каждые два года всеми государствами – членами ЮНЕСКО. Какие направления курирует Программа? Каковы её цели и приоритеты сегодня?

В рамках Программы изучаются такие проблемы формирующегося глобального информационного общества, как доступность информации, сохранение информации, информационная этика, использование информации, информационная грамотность. Это и есть на сегодняшний день официально одобренные приоритеты Программы. Они определены её Стратегическим планом, который был принят ЮНЕСКО в 2008 г. и действует до конца 2013 г. В последние годы по инициативе России и при поддержке ряда стран де-факто утверждается шестой приоритет – сохранение и развитие многоязычия в киберпространстве.

Основная задача Программы заключается в том, чтобы помогать государствам – членам ЮНЕСКО формировать подходы и формулировать политику построения обществ знаний путём выработки рекомендательных рамок такой политики – причём как в отдельных предметных областях, так и в целом.

Подчеркну, это единственная международная Программа, которая изучает вышеназванные проблемы комплексно, в их взаимосвязях, на основе междисциплинарного подхода, с участием всех заинтересованных сторон. Мы приглашаем участвовать в наших проектах и мероприятиях специалистов из сферы культуры, образования, науки, коммуникации и информации, практиков, теоретиков, управленцев, политиков. Мы считаем важным организовывать нашу деятельность именно таким образом, поскольку на стыке разных наук и разных подходов вырабатывается целостный взгляд на мир, на процессы и проблемы в глобальном информационном обществе, на способы и средства их решения.

- Скажите, а в чём проблемы, например, в доступе к информации? Сегодня многие считают, что такой проблемы больше нет, ведь у каждого есть Интернет.

Ну, во-первых, в масштабах мира и даже нашей страны – далеко не у каждого. Во-вторых, доступ к Интернету – это ещё не доступ к информации. К какой информации мы имеем свободный, т.е. бесплатный, доступ в Интернете? Это ведь, в основном, всё информация для бедных – разрозненная, противоречивая, чаще всего непонятно, кем и в каких целях распространяемая. Зачастую это просто информационный шум. Серьёзная актуальная аналитическая информация, которая позволяет принимать верные политические, экономические решения, – отнюдь не в Интернете. Она – в столах и компьютерах политиков, глав корпораций, ведущих учёных. Когда она появляется в Сети, все решения уже давно приняты. Простой пример: войдите на сайт любого нашего государственного ведомства. Чаще всего Вы там увидите информацию о том, с кем встретился тот или иной министр, какое прошло совещание, но какие решения, в чьих интересах готовятся в недрах этого органа – этого Вы не узнаете из открытых источников.

Соответственно, в процессе развития интернет-пространства возникает много вопросов. К какой актуальной, точной, выверенной информации должны иметь доступ преподаватели вузов, школьные учителя, врачи? К какой информации правительства должны гарантировать доступ людям, живущим, например, на селе и обладающим сравнительно низким уровнем образования? Какая информация должна быть бесплатной, какая – платной? Серьёзная информация стоит очень дорого.

Доступ к ней очень ограничен, особенно если она в частном владении. А общественный сектор информации сегодня по мере развития капитализма сужается, причём во всём мире. Кто отвечает за производство и актуализацию общедоступной информации? Есть ли у органов государственной власти деньги и квалифицированный персонал, чтобы готовить эту информацию надлежащим образом? И если нет, то кто это должен делать? Неужели частные корпорации будут тратить большие деньги, чтобы потом предоставлять её бесплатно?!

А кто осуществляет политику в сфере доступа к информации на национальном и международном уровнях? Сегодня информация не имеет государственных границ. Вы живёте в России, работаете на сервере, который физически находится в другой стране, принадлежит он компании, которая зарегистрирована в третьей стране, а её владельцы – граждане четвёртой страны. Вы даже не понимаете, в чьей юрисдикции находится всё то, что происходит. Злоупотреблений и преступлений в киберпространстве огромное количество – кибератаки, хакерство, кражи данных, нарушения авторских прав, пиратство, клевета, оскорбления, троллинг и т.д. Всё это оказывает большое влияние на обеспечение доступа к информации. Какова здесь роль правительств, транснациональных корпораций, которые владеют каналами связи, осуществляют интернет- и контент-провайдерство? Каковы права и ответственность государственных информационных – библиотек, архивов, музеев, центров научно-технической информации, издательств, СМИ? Каковы этические регуляторы? Это всё – вопросы сложные сами по себе, но при этом они ещё и взаимосвязаны.

Для того чтобы обсуждать все эти проблемы и вырабатывать рекомендации для правительств и информационных институтов, в 2000 г. в ЮНЕСКО и была создана Межправительственная программа «Информация для всех». По каждому из её приоритетных направлений функционируют международные рабочие группы.

- А почему, кстати, Программа называется «Информация для всех»? Разве возможна в принципе «информация для ВСЕХ»?

По-моему, у Программы красивое и благородное название. Знаете, название романа ведь не всегда отражает, а тем более исчерпывает, его содержание. «Информация для всех» – это высокий идеал, утопический, в известной степени романтический, назовите как угодно. Без идеалов нельзя. И каким ещё должен быть идеал, если сегодняшнее общество называют информационным и почти все страны мира говорят о том, что они строят общества знаний?

- Какие проекты Россия инициирует и ведёт в Программе?

Каждый год мы инициируем и проводим крупные тематические международные конференции, и участвуют в них ведущие мировые эксперты.

Например, в 2011 г. это были большие форумы по вопросам развития многоязычия в киберпространстве и сохранения цифровой информации. Первый состоялся в Якутске, второй в Москве. В 2012 г. в Москве мы организовали международную конференцию по медиа- и информационной грамотности.

Все эти форумы завершились принятием значимых для соответствующих сфер политических документов, имеющих очень высокий индекс цитирования.

В нынешнем году в феврале мы организовали большое специальное мероприятие на ООНовском форуме в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, который назывался WSIS+10, где подводились итоги десятилетней реализации решений Всемирного саммита по информационному обществу.

В июне на ежегодной Крымской конференции – крупнейшем в Восточной Европе форуме информационных и библиотечных специалистов – по традиции в 12-й раз прошёл День Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

В сентябре в Южно -Сахалинске состоится международная конференция на тему «Интернет и социокультурные трансформации».

Всё это знаковые для мирового сообщества форумы, организованные нами впервые в мире.

В рамках Программы мы регулярно готовим и издаём сборники информационно-аналитических материалов, рекомендации и монографии по всем областям нашей компетенции.

Кроме того, мы продвигаем в мире достижения России, которых немало. Это и наша сеть центров доступа к правовой, экологической и иной социально значимой информации, это и наши замечательные уникальные достижения в сфере сохранения языков и их развития в киберпространстве. Такого нигде больше в мире нет. Продвигаем и российских специалистов.

Активно председательствуя в Программе ЮНЕСКО «Информация для всех», мы заявляем о себе как о стране, которая может эффективно организовывать международное сотрудничество для решения острых проблем современности, причём в такой инновационной области, как применение ИКТ.

За последние три года в различных мероприятиях и проектах Программы «Информация для всех» принимали участие представители почти всех стран мира. Только в мероприятиях, которые прошли в России, участвовали ведущие эксперты из 120 стран со всех континентов.

- В прошлом году Вы были переизбраны председателем Программы на второй срок. Насколько я понимаю, Россия никогда не председательствовала в подобного уровня организациях так долго. А какую роль играет наша страна в таких организациях, каков уровень её позиционирования и влияния на мировой арене?

ЮНЕСКО отвечает за формирование инфоструктуры, международной политики по отношению к информационным институтам, которые производят, собирают, упорядочивают, хранят информацию и предоставляют её для общественного использования.

У ЮНЕСКО есть всего две крупные межправительственные программы, связанные с коммуникацией и информацией. Одна – это Межправительственная программа развития коммуникаций, фактически это развитие СМИ, и сегодня к ней добавились социальные сети. Вторая – это Межправительственная программа «Информация для всех», где, как я уже сказал, шесть важнейших направлений.

В Программе «Информация для всех» у России сейчас ключевые позиции. Что же касается Программы развития коммуникаций, то де- факто за этим направлением стоит западный мир, прежде всего США, Англия, потому что СМИ, Интернет, социальные сети – это сегодня мощнейший канал их влияния на общественное сознание, в том числе и продвижения западной демократии в страны третьего мира.

У ЮНЕСКО заслуженно очень благородный имидж. ЮНЕСКО имеет дело с высокими смыслами, продвигает гуманистические идеалы, и это работа на перспективу. Но очень немногие отдают себе отчёт в том, какая изматывающая политическая борьба идёт в ЮНЕСКО, как тяжело даётся там каждый серьёзный шаг, особенно в такой стратегически важной сфере, как киберпространство, которое всё больше и больше влияет на реальную жизнь и которое именно поэтому стало инструментом реализации политических, экономических и культурных интересов ведущих мировых игроков – не только государств, но и транснациональных корпораций. Сегодня мы оказались в эпицентре этой борьбы, и вокруг нас в ЮНЕСКО далеко не только наши друзья и единомышленники, но и много некомпетентных, равнодушных, эгоистичных, корыстных и при этом очень влиятельных людей, которые являются скрытыми и явными противниками того, что делается в рамках Программы «Информация для всех». Это ведь программа, которая имеет дело с очень серьёзными проблемами.

- Впервые за 19 лет существования Рунета на прошедшей в апреле конференции РИФ+КИБ 2013 была поднята тема катастрофически слабого уровня информационной грамотности. Интернет -сообщество, которое было крайне далеко от философских и академических измышлений на эту тему, пришло к пониманию проблемы, но уже через потерю денег, репутации (обман, интернет-мошенничество, киберпреступления из-за безграмотности пользователей), что не лучшим образом сказывается на бизнесе в целом. Корпорации вкладываются в масштабные исследования этой проблемы, поддерживают соответствующие программы. Есть ли какое-либо взаимодействие Программы и бизнес-сообщества?

Прекрасно, что и бизнес-сообщество, наконец, дозрело до того, о чём уже 15 лет говорят библиотекари и исследователи. Значит, есть шанс, что будут предприняты усилия и на уровне государств. Без целенаправленной подготовки человека к жизни в информационном обществе, причём на всех уровнях образования, нормального развития страны не будет. Пока, на мой взгляд, ничего серьёзного нет. И говорить сегодня уже надо не об информационной грамотности, а о медийной информационной грамотности. Буквально два года назад произошло первое событие в истории, когда специалисты в области медиаобразования объединились со специалистами в области информационной грамотности.

Несколько лет назад ЮНЕСКО поставила перед ведущими мировыми специалистами задачу разработать индикаторы медийной информационной грамотности населения, чтобы можно было учитывать региональные, стратификационные факторы и принимать надлежащие меры. И такая рабочая группа уже сформирована, работа идёт, прежде всего, благодаря нашей московской конференции 2012 г. Сегодня мы уже имеем и необходимые разработки и документы, в которых зафиксировано то, что люди должны знать и уметь в сфере коммуникации и информации в зависимости от возраста, уровня образования и профессии. Но общепризнанных учебных программ на сегодняшний день не существует нигде в мире. Фрагментарно это есть в продвинутых странах, в Финляндии дело обстоит очень хорошо, есть много полезного на английском языке, кое-что даже переведено, но ничего пока не адаптировано. Необходимо формировать научно-педагогические коллективы, которые станут разрабатывать программы для подготовки педагогов медийной информационной грамотности. Это надо делать довольно быстро, на ходу.

- Ещё одно направление, курируемое Программой, – сохранение информации. При этом возникает колоссальное количество вопросов, что и как сохранять, нет ни единой терминологии, ни стандартов, фактически эксперты говорят на разных языках. Как Вы можете прокомментировать происходящее?

Огромное количество ценнейших электронных информационных ресурсов уже потеряно. Почти никто в нашей стране всерьёз и надолго не сохраняет электронную информацию и не умеет этого делать, никто не несёт ответственности, нет научных исследований, мониторинга, подготовки специалистов, общепризнанных передовых практик. Потеряна или украдена книга в библиотеке – скандал. Сгорели в одну секунду в той же библиотеке или в музее электронные массивы – никто на это не обращает внимания. Поохали в дирекции и забыли. В российском Интернете есть потрясающие ресурсы, страшно даже подумать о том, что никто не отвечает за их долгосрочную сохранность. Среднее время жизни одного сайта – три месяца.

Для того чтобы научиться сохранять информацию в традиционном виде, человечеству потребовалось две тысячи лет. У нас столько времени нет, поэтому уже много потеряно, ещё очень многое будет потеряно, и вопрос, насколько быстро осознают это и скоординируются специалисты из разных профессиональных сфер – те, кто умеет сохранять информацию, производить, распространять и агрегировать контент, от кого зависит финансирование этой деятельности. Должна возникнуть общая терминология, но с этим очень сложно даже в продвинутых западных странах. В традиционном виде всё понятно – книга, журнал, плакат, открытка, а в Интернете – динамический цифровой объект, который изменяется каждую секунду. На каждое событие в Интернете очень важны комментарии специалистов, но они находятся внутри огромного массива комментариев пользователей, которые по большей части непрофессиональны, безобразно поданы.

Недавно я прочитал, что, оказывается, оригиналы видеофайлов о ходе российских выборов хранятся в… Калифорнии. Кто сегодня владеет другой нашей информацией и кто будет владеть ей в будущем? Что с ней планируют делать – продавать, фильтровать, направлять в нужные каналы? Все пишут в социальные сети, Twitter. А где сохраняется эта информация? Весь архив Twitter передан в Библиотеку Конгресса, т.е. правительству США. А архив Facebook, «ВКонтакте»? Кто их будет сохранять – РГБ, Государственный архив России или Google?

Перед нами целый ряд вопросов, на которые сегодня у нас нет ответа: что сохранять, кто будет сохранять, как, в каком виде, на какой момент времени, кто разрабатывает критерии отбора для долгосрочного сохранения? Дело это, кстати, дорогостоящее, и сегодня в Америке развивается новая наука – экономика сохранения электронной информации.

Необходимо стимулировать работу межведомственных рабочих групп, обеспечивая их необходимыми ресурсами – деньгами, временем, назначать ответственных за эту работу. Это фактически должен быть общегосударственный заказ.

- На том же РИФе произвучал интересный тезис Министра связи и массовых коммуникаций Н. Никифорова о том, что русский язык стал вторым по популярности в Интернете. Тема сохранения языков в киберпространстве является одной из основных для Программы «Информация для всех». Каков «языковой расклад» в Сети сегодня, каковы тенденции и политические амбиции стран по доминированию? Какие действия предпринимаются на уровне ЮНЕСКО для сохранения языков малых народов как неотъемлемой части образовательной, творческой, исследовательской составляющей мировой культуры?

Присутствие русского языка в Интернете – это особая тема, которой нужно активно заниматься, продвижение русского языка в Сети должно быть самостоятельным направлением в решении задач сохранения и продвижения русского языка в мире. Невозможно сохранять такую страну, как Россия, не продвигая русский язык. Но что такое популярность русского языка в Интернете, я не вполне понимаю. Как и кто её замерял? По данным наших партнёров – Латинского союза и Фонда сетей и развития FUNDREDES, которые ведут измерения присутствия языков в Интернете, доминирует английский язык, хотя его доля неуклонно снижается. В 2007 г. она равнялась 45%, в то время как в 1998 г. – 75%. Его теснят испанский, французский, португальский, немецкий, русский. А все вместе европейские языки уступают место азиатским – китайскому, японскому и другим.

По данным других наших партнёров из Технологического университета японского города Нагаока, в африканских доменах присутствие русского языка (доля страниц на русском языке от общего количества страниц на всех языках) составляет 0,8% (7-е место), в то время как английского языка – 78,4% (1-е место), французского – 7,1% (2-е место). Впереди нас – африкаанс, арабский, китайский, португальский. В азиатских доменах: китайский – 20,5%, японский – 13,82%, английский – 12,7%, русский – 4,2%, далее идут корейский, вьетнамский и т.д.

В армянском и азербайджанском доменах доля русского языка составляет примерно 80%, а английского – примерно 12,5%. А вот в грузинском домене русский язык – это только 1%.

Безусловно, мы должны вести борьбу за продвижение русского языка в Интернете, в том числе борьбу против его вытеснения, во-первых, государственными языками других стран, во-вторых – другими языками, более распространёнными, чем русский. Это необходимо для того, чтобы в картине мира современных жителей планеты в максимально возможной степени присутствовала российская картина мира и российская оценка текущих событий. Успехи в этой области зависят от насыщенности Интернета ресурсами на русском языке, полезными и привлекательными для образованных жителей зарубежных стран, в первую очередь такими, которые отсутствуют в информационном пространстве этих стран на их государственных языках. Также очень важна степень интегрированности русскоязычных ресурсов в мировые информационные системы и базы данных.

Что касается языков малых народов, то их, безусловно, надо всячески сохранять. Реальность такова, что языки всегда отмирали в результате войн, природных катаклизмов, ассимиляции и т.д. Сегодня, в условиях глобализации, миграции, урбанизации, языки миноритарных народов умирают более быстрыми темпами, чем когда- либо. Вместе с этим утрачиваются знания, накопленные народами, необходимые для дальнейшего развития и поддержания культурного многообразия. Но с помощью ИКТ можно замедлить процесс вымирания языков, и даже оживить их. Совсем малые языки возможно задокументировать. Россия, как показали наши исследования, это образцовая страна с точки зрения сохранения культурного и языкового разнообразия: мы соединялись с другими народами, а не порабощали их.

- Вы многие годы возглавляли Управление библиотек Минкультуры России. Являясь одним из ведущих экспертов библиотечного дела, как Вы оцениваете текущую ситуацию в библиотеках России и ведомственные инициативы по их оптимизации и модернизации?

В библиотечном деле всегда присутствуют ярко выраженные полюсы инноваций и стагнации, богатства и бедности. По-прежнему где-то строятся новые современные библиотеки, в то время как в других местах финансирование на нуле и система разваливается. Очень велика опасность демонтажа библиотек как важнейшего социального института. К сожалению, в условиях торжества теорий эффективного менеджмента и механистических показателей эффективности, законов, направленных вроде бы на повышение финансовой прозрачности, выхолащиваются суть и смысл какой-либо деятельности, включая библиотечную. Выросло новое поколение, которое не привыкло ходить в библиотеки, искренне убеждённое в том, что без них можно обойтись, что всё есть в Интернете. Уже одно это утверждение является показателем глубочайшей необразованности и невзыскательности. Отсюда – плагиат, пиратство, переписывание рефератов, диссертаций и всего остального.

Существует серьёзная опасность того, что Россия, создавшая великую литературу, великую книжную и библиотечную культуру, в скором времени может её утратить, в отличие от бурно развивающихся стран, таких как «азиатские тигры», от стран Скандинавии, где огромные деньги вкладываются в развитие библиотек, в их архитектуру, дизайн, интерьеры, в новые формы обслуживания, связанные с массовым культурным просвещением, формированием медийной информационой грамотности и читательской компетентности, работой с электронным контентом, социализацией людей и объединением их вокруг книг и чтения. Китай, Южная Корея, Япония, Сингапур, африканские страны строят новые современные библиотеки и понимают, что без них не будет ни политического, ни экономического, ни культурного развития. На этом фоне в России происходят в целом прямо противоположные процессы: нелепые объединения, бухгалтерские расчёты посещений. Разве в этом суть? В селе важно наличие одного умного человека, который ходит в библиотеку и оказывает позитивное влияние на всех односельчан. На основе показателей, которые сейчас вводятся, никаких оргвыводов делать нельзя, тем более что в мире не существует теории оценки социальной эффективности учреждений культуры. У нас ведь под этим чаще всего понимают экономическую рентабельность, как будто библиотека – это завод или торговая точка. Подсчитывать экономическую эффективность культуры – просто бред. Мы – единственная организация, которая создала первые разработки по оценке социальной эффективности, и они ничего общего не имеют с теми формальными показателями, которые пытаются сегодня применять по отношению к библиотекам.

Попытки противостоять демонтажу и ослаблению библиотек должны предпринимать в первую очередь производители контента – издатели, писатели, журналисты, учёные, интеллигенция, а не только наиболее умные и ответственные работники органов власти и сами библиотекари.

- Серьёзную обеспокоенность специалистов отрасли вызывают предложения ряда ведущих экспертов кардинально изменить библиотечную систему страны, закрывая библиотеки, трансформируя их в интернет- и культурно-досуговые центры. Честно говоря, уже сегодня во многих регионах библиотека «поёт и танцует». Но столько «танцевальных площадок» действительно не нужно. При этом крайне мало внимания уделяется именно экспертной функции библиотек по отбору качественной и достоверной информации. Каково Ваше мнение по этой проблеме?

- Есть разные типы библиотек, к университетским и школьным это не относится, значит, мы говорим о публичных. Эффективность публичной библиотеки должны оценивать местные жители. Если в каком-то селе есть старенькая библиотека и один библиотекарь, который своим душевным теплом согревает читателей и поит их чаем с баранками, то этого уже достаточно. В другой библиотеке, где интеллектуальная публика хочет читать, должно быть много полезных, хороших книг, чтобы удовлетворить читательский спрос. Переименовывать библиотеки в информационно-консультационные центры – абсурд. Интеллект-центр – это такой же абсурд! Библиотека – это библиотека, все её новые названия – от лукавого. Библиотека должна быть хорошей, привлекательной, чтобы туда хотелось заходить всем образованным и обеспеченным людям, поездившим по миру, чтобы туда тянуло детей местного начальника и самого местного начальника. Хорошая библиотека должна быть оснащена кадровыми ресурсами, хорошо оплачиваемыми, хорошо образованными, способными организовывать серьёзные культурно- просветительские акции с участием университетских профессоров, учёных, политиков, умных управленцев, библиофилов, оказывать информационные услуги в правовой, экологической, потребительской и других сферах. Библиотека должна быть клубом для общения, в совершенстве использовать современные ИКТ, консультировать на предмет доступа к электронному контенту, в том числе и платному, создавать свой собственный контент.

История библиотечного дела на Западе свидетельствует, что все попытки сделать библиотеку рентабельной не увенчались успехом. Как библиотека может заработать?

Размножать что-то на ксероксе, сдавать помещения в аренду? Ну тогда надо строить такие помещения, чтобы библиотека могла на них зарабатывать, кстати, на Западе многие так и делают.

- В сентябре Межправительственная программа «Информация для всех» инициирует международную конференцию «Интернет и социокультурные трансформации в информационном обществе» в Южно-Сахалинске, участие в которой уже подтвердили на сегодняшний момент более 40 стран. Каковы цели и задачи мероприятия, почему был выбран именно Сахалин?

Новая инициатива России как страны – председателя Межправительственного совета Программы «Информация для всех» заключается в том, чтобы провести конференцию обобщающего характера, не по частной теме, а вообще о влиянии киберпространства на реальную жизнь. Таких конференций в мире ещё не было. Содержательных публикаций на эту тему очень мало. Это и понятно: социокультурные трансформации совершаются в течение столетий. Но сейчас всё очень убыстряется. Нужен хоть какой-то коллективный прогноз.

Сахалин был выбран потому, что они первыми обратились к нам с предложением о сотрудничестве, в результате чего возникла сначала идея, а потом и конкретный план совместно организовать большую международную конференцию юнесковского масштаба. Интерес в мире к этой конференции очень большой.

- А кто Вас поддерживает в этих инициативах?

Помогают Министерство культуры России, причём на протяжении 12 лет – все сменявшие друг друга министры, заместители министров, начальники департаментов и отделов; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Министерство иностранных дел; Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. У нас прекрасные партнёры на уровне регионов – особо хочется выделить Правительство Якутии и Северо-Восточный федеральный университет. Кстати, уже принято решение о проведении в Якутске в следующем году Третьей международной конференции по языкам в киберпространстве. Языковая политика в Якутии образцовая. Помогают наши библиотеки, университеты. Когда-то должно наладиться и сотрудничество с Министерством образования и науки (до сих пор оно держалось в стороне) и с нашими бизнес-структурами. На международном уровне помогают Секретариат ЮНЕСКО, Московское Бюро ЮНЕСКО, очень хорошие отношения с ИФЛА, со Всемирной сетью в поддержку языкового разнообразия, с огромным количеством ведущих мировых экспертов.

- Наш традиционный вопрос – Ваши читательские предпочтения по книгам и их форматам?

Года три назад я вернулся к самому лучшему на свете чтению – отечественной и зарубежной классике. Много перечитал Льва Толстого, гениальность которого с возрастом всё больше поражает, зарубежных писателей-реалистов. Самый волнующий сейчас мой ум писатель – Лион Фейхтвангер, особенно его романы про ХХ век и про то, что ему предшествовало – об эпохе Просвещения, возникновении США, французской революции. Я считаю, что без Фейхтвангера очень сложно вживую ощутить и понять происходившее в мире в XX в., как и то, что сейчас в России происходит. Фейхтвангер – это такой же гигант, каким в XIX в. был Лев Толстой, «глыба, матёрый человечище»! Довольно много в последнее время я прочитал мемуаров известных деятелей культуры, как изданных ещё в советское время, так и совсем недавних. Очень интересны дневники композитора Георгия Свиридова. Большое впечатление произвела книга, которую написал сын президента Академии наук Франции Эмманюэль Каррер – роман «Лимонов». Помимо того, что сам Лимонов показан в ней как такой загадочный русский тип, про которого герой Достоевского сказал «широк человек, даже слишком широк, я бы сузил», это очень интересная книга о России и о восприятии России иностранцами. Сейчас читаю воспоминания руководителей царской охранки о событиях перед революцией – потрясающие умные и прозорливые люди были, всё понимали, что в России происходило и к чему всё шло. В дороге люблю «заглотить» хороший зарубежный политический детектив. Электронных книг не читаю, хотя и «живу» в Интернете.

- Спасибо!

Беседовала Елена Бейлина

NB !

Евгений Иванович КУЗЬМИН, Председатель Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» с 2010 г., председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» с 2000 г., член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества». Кандидат педагогических наук. Доцент.

  • Родился в 1955 г.
  • Окончил с отличием Московский институт электронного машиностроения (1978 г.) и Литературный институт им. А.М. Горького (1986 г.).
  • С 1978 г. по 1984 г. научный сотрудник Института металлургии АН СССР.
  • С 1984 г. по 1992 г. обозреватель «Литературной газеты».
  • С 1992 г. по 2005 г. возглавлял различные структурные подразделения Министерства культуры РФ. Инициировал, руководил разработкой и реализацией масштабных программ модернизации российских библиотек, таких, как создание информационно-библиотечной компьютерной сети «ЛИБНЕТ», создание публичных центров правовой информации, Национальной программы сохранения библиотечных фондов России и др.
  • В 2003 г. был избран членом Правления Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА).
  • В 2006 г. по поручению Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям руководил разработкой Национальной программы поддержки и развития чтения.
  • В 2005–2012 гг. организовал шесть крупнейших международных конференций под эгидой ЮНЕСКО и Правительства России с участием представителей 120 стран, восемь всероссийских конференций и более 70 межрегиональных семинаров разной тематики.
  • Автор и составитель более 80 книг и более 400 статей в российской и зарубежной печати.
  • С 1998 по 2008 гг. преподавал в Московском государственном университете культуры и искусств, в 2003–2007 гг. был заведующим кафедрой управления информационно-библиотечной деятельности. С 2000 г. преподаёт в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.
  • Заслуженный работник культуры РФ. Лауреат Премии Правительства России в области культуры за 2005 год. Награждён медалями Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и ФАПСИ. Имеет почётные грамоты и благодарности всех министров культуры России, министра иностранных дел России, руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, министров культуры Казахстана и Азербайджана, президента ИФЛА, руководства ЮНЕСКО, глав администраций и министров культуры многих субъектов РФ. Почётный доктор Бишкекского гуманитарного университета.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома