Техника вращения в танце. Танцевальные вращения - рекомендации по технике выполнения. Удержание точки на ближнем предмете

Красивый и четкий поворот — это элегантная изюминка, которая украшает наш танец. Однако самая частая проблема, которая появляется при начале тренировок — это головокружение и как следствие, потеря четкости в движениях. Вот этому и будет посвящен цикл статей — какими способами избежать головокружения на повороте и что делать, если такая ситуация таки случилась.
Существует 2 абсолютно противоположные техники сохранения четкости при поворотах — удержание точки и разфокусирование взгляда.
Техника удержания точки основана на том, что во время вращения танцор выбирает точку и удерживает ее взглядом, пока его тело совершает поворот. Отсюда появились два варианта фокусирования на точке — на дальнем и на ближнем предмете.

Удержание точки на дальнем предмете

Фокусирование взгляда на дальнем предмете — это наиболее распространенный способ избежать головокружения. Рассмотрим механику движения при повороте на одном месте:
— танцор начинает поворот, голова остается направлена прямо, выбранная точка удерживается взглядом
— танцор повернулся на 90 градусов, голова остается направлена прямо, выбранная точка удерживается взглядом
— танцор поворачивается больше 90 градусов (положение, когда мы уже не можем оставлять голову в положении прямо), голова совершает поворот в сторону вращения тела с большей скоростью, чем тело, выбранная точка взглядом не удерживается
— танцор поворачивается больше, чем на 180 градусов, голова приходит в положение прямо, за счет того, что она уже повернулась в сторону поворота, выбранная точка удерживается взглядом
— танцор заканчивает вращение, завершая поворот до 360 градусов, голова находится в положении прямо, выбранная точка удерживается взглядом

Подготовка

Однако без дополнительной подготовки перед началом тренировок не обойтись. Перед дополнительной подготовкой будет стоять задача сохранить ось вращения танцора без искажений и при этом не навредить телу.

Обязательные упражнения перед исполнением удержания точки на дальнем предмете:

— поворот головы в разные стороны, удерживая голову строго вертикально.
Особенность движения человека заключается в том, что когда мы поворачиваем голову в бок, то она не остается вертикальной, а слегка «заваливается» в сторону поворота. Для исправления попросите помощника в боковом положении головы ее слегка аккуратно повернуть до строго вертикального положения. Физически это ощущается как дополнительная работа мышц шеи с противоположной стороны. Наработка и контроль позволит сохранять строго вертикальное положение головы во время любого поворота. Если момент «заваливания» головы не убрать, то при вращении тело является единой прямой осью, а голова дает излом этой оси. Следствие — ось нестабильна и нам труднее удержать поворот.

— вращение с неподвижными красиво горизонтально поставленными руками.
Проблема заключается в том, что при вращении многие из нас на инстинктивном уровне начинают подтягивать к себе одну или обе руки. В результате размер плеча поворота меняется, что опять же таки, сказывается на удержании вращения (вспомним уроки физики и фигуристок, которые изменяя положения рук и ног, управляют характеристиками своих поворотов). К тому же эта смотрится очень не эстетично. Единственный выход — это включить хорошую музыку, поставить руки и тренировать повороты, контролируя их неподвижность.

В движении

Техника удержания точки на дальнем предмете при вращении на одном месте понятна. Но что делать, если мы перемещаемся? На этот случай также есть «лайфхаки»:
— перемещение по прямой
При перемещении по прямой только кажется, что нельзя найти неподвижную дальнюю точку. Такой точкой станет первое на чем мы можем зацепить взгляд в направлении перемещения на уровне нашей головы. Говоря по-простому: смотрим туда, куда мы должны придти.
Очень удобно такую точку тренировать в зале перед зеркалом, вращаясь на зеркало. Выбираем в роли неподвижной точки отражение наших глаз и стараемся не выпускать их из виду до конца дорожки вращений
— перемещение по кругу
Тут техника удержания неподвижной точки в направлении вращения нам не подойдет, т.к. это самое направление будет постоянно меняться и нам остается выбрать то, что при вращении по кругу будет относительно неизменно — положение центра.
Если держать точку взглядом на самом полу, то часто может быть такая ошибка, как опущенная голова, поэтому выберем точку примерно на 0,5 метра над полом — и голова при такой точке не выглядит опущенной, и саму точку легко удержать

Удержание точки на ближнем предмете

Эта техника встречается намного реже техники удержания точки на дальнем предмете, однако при ней можно добиться очень высокой скорости вращения, не теряя при этом фокуса и не испытывая головокружений.
Суть техники заключается в том, что выбирается предмет, который будет виден взглядом и вращаться вместе с нами. Я для этого использую какое-нибудь мощное кольцо (чтобы видеть его при любом освещении). Начиная вращаться, мы фокусируем зрение на кольце, которое надето на горизонтально поставленную руку — оно и будет являться для нас неподвижным предметом.

Техника вращения с расфокусированным зрением

А что делать, если во время вращения наша голова не остается неподвижной, а должна совершать дополнительные вращения/махи волосами? В этой ситуации удержать взгляд на точке почти невозможно! Выход в данном случае практически только один — расфокусировка зрения.
Танцовщица перед началом исполнения элемента расфокусирует зрение и после окончания элемента вновь его собирает на одной из неподвижных точке

Послесловие

А что же делать, если голова все-таки закружилась, а дотанцевать еще надо очень большой кусок танца? Если мы при вращении получили головокружение, то на тренировках мы ее убираем вращением головы в противоположную сторону. В танце это можно обыграть совершением поворотов в противоположном направлении. 1-2 поворота бывает достаточно для восстановления фокусировки.

Надеюсь приведенные выше техники, помогут вам избежать головокружения и заноса на поворотах. Ведь не зря говорят, что у каждой танцовщицы был свой любимый столб, в который ее занесло. Всем творческих успехов и нетравматичных танцев!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АРС»

Утверждаю

Директор МОУ ДОД ДЮЦ «АРС»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«ТЕХНИКА ВРАЩЕНИЯ ТАНЦОВЩИКА»

школы народного танца

г. Кострома 2009г.

Общеизвестно, что каждая мышца имеет свои функциональные возможности. Одна работает долго и сильно, другая короче и слабее. Вместе они дополняют, гармонизируют действия друг друга. От того, в какой последовательности и силе работают мышцы в подготовительном периоде вращения, во многом зависит качество самого вращения.

При исполнении технически сложных движений необходима предельная концентрация мышечных усилий. Но не грубое напряжение, а точно управляемые, в необходимой последовательности действия мышечно-связочного аппарата. Перед различными группами мышц необходимо «ставить» точные задачи по координации и силе напряжения. Преподаватель объясняет методику и приёмы исполнения поворота. При начальном проучивании ученик выполняет поставленные педагогом задачи, контролирует их, целеустремлённо направляя работу мышц. Так в тренировочном процессе происходит передача информации от памяти произвольной, к так называемой «мышечной». Именно она вынуждает мышцы действовать почти автоматически, основываясь на предыдущих тренировочных командах. При многократных повторных действиях мышцы как бы фиксируют нужный режим своей работы в пространстве и времени. Так мышечно-связочный аппарат начинает действовать как бы автономно от коры больших полушарий.

Все движения человека в жизни и танце обусловлены сократительной деятельностью скелетной мускулатуры. Она состоит из отдельных мускулов. Мышцы, в свою очередь, состоят из пучков мышечных волокон, выполняющих ту же функцию, что и отдельно взятая мышца.

Относительно способности к вращательным движениям можно разделить на две группы.

Первая группа объединяет в себе, как правило, небольшое количество учащихся, обладающих «природным» вращением. Они, кроме того, владеют и естественной «природной» координацией. Такие учащиеся наделены от природы специфическим, интуитивным «умением» корпуса находить верное положение относительно опорной ноги в процессе вращения. Среди хореографов бытует выражение «природное вращение». Танцовщик, обладающий этим качеством, исполняет вращательные движения с видимой лёгкостью. Однажды взятый им форс действует продолжительное время, заставляя тело вращаться. Форс как бы не угасает, внутри тела нечто сущее всё время поддерживает процесс вращения.

Ко второй группе относятся учащиеся, не обладающие достаточным природными способностями к вращательным движениям и исполнение которых представляет для них определённые трудности. В этой группе особенно важно создать и тренировать внутреннюю координацию до автоматического воспроизводства необходимых мышечных усилий. Формы вращения, приёмы исполнения туров и других элементов с поворотом различны. При их обучении нужно подходить ко всем вращательным движениям с определёнными методическими рекомендациями и требованиями.

Способность вращаться у обучаемого формируется параллельно с другими необходимыми качествами танцовщика – выворотностью, гибкостью, постановкой корпуса, пространственной координацией. Вращение, как правило, является завершающей фазой развития многих движений. Одной из задач изучения туров является воспитание у танцовщика такого ощущения «внутреннего форса», когда однажды взятый форс при внешней статике формы, позы вращения поддерживается специфическими внутренними усилиями. «Внутренний форс» - некий пульс, в процессе тренировок возникающий в теле танцовщика и помогающий вращаться продолжительное время. Благодаря ему поддерживается инерция взятого первичного форса, преодолевается «затухание» вращения и действующее в противоположном направлении силы трения. Иносказательно данный импульс можно сравнить с двумя предметами – камнем и самолетом. Это качество формируется постепенно специальными упражнениями и рекомендациями преподавателя. Педагог помогает учащемуся через направленные волевые усилия придать мышцам верное исполнение движений.

Освоение ПРОЦЕССА «живого» вращения может быть достигнуто рядом тренировочных упражнений и рекомендаций, основанных на системном подходе, знаний функциональных возможностей мышечно-связочного аппарата конкретного исполнителя. Изучив существующие методики обучения вращению, а также на основе собственного практического опыта учащегося, сделаем попытку ответить на вопросы, каким образом можно добиться поддержания единожды взятого форса, как создать ощущение так называемого «внутреннего форса», какие группы мышц и в какой последовательности необходимо тренировать для более эффективного исполнения вращательных движений. Вращение рассматривается нами не просто в виде оборотов вокруг своей оси пусть подтянутого, собранного, но внутренне неподвижного корпуса, а как ПРОЦЕСС функционирования человеческого тела в состоянии вращения. Мы изучаем возможность сознательного управления этим ПРОЦЕССОМ.

На уроках особое внимание следует уделить первым «кирпичикам» в фундаменте всех вращений. Это воспитание ощущения «внутреннего форса», умения при минимуме физических усилий достигать максимальной подтянутости корпуса и опорной ноги. Наиболее эффективно эти задачи можно решать при тренировке поворотов на двух ногах.

При их проучивании необходимо формировать специальные умения и навыки согласно всем методическим требованиям, описанным в учебниках по классическому танцу. Однажды приобретенные навыки исполнения движений (полуповоротов) следует постоянно «подпитывать» закрепляющими приёмами (особенно после временных перерывов в занятиях).

Поднявшись на полупальцы, необходимо опираться на полупальцы обеих ног равномерно. Во время поворота нужно строго следить за равномерностью нагрузки на полупальцы двух ног. Исполнитель должен научиться формировать «ЛИНИИ НАПРЯЖЕНИЯ», специфический мышечный тонус. Линии напряжения проходят через ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО подтянутые мышцы ног от пальцев ног через голеностопный, коленный суставы, бедро к «бедренным косточкам». Эта условная нить взаимосвязанных, взаимоопределяющих, взаимопомогающих друг другу мышечных усилий поможет исполнителю точнее управлять распределением центра тяжести на двух ногах. Две «ЛИНИИ НАПРЯЖЕНИЯ» взаимодействуя должны поворачивать тело вокруг продольной оси вращения. Предельной подтянутости можно достигнуть, если от «бедренных косточек» через «ЛИНИИ НАПРЯЖЕНИЯ» ощутить эффект «отталкивания» полупальцами от пола.

Полуповорот на двух ногах вначале проучивания должен исполняться в медленном темпе. Рекомендую музыкальную раскладку – один полуповорот на две четверти – делать до тех пор, пока в теле не появится ощущение управляемости вращением, его скоростью и направленностью. Благодаря существованию точно организованных «ЛИНИЙ НАПРЯЖЕНИЯ» это ощущение должно возникнуть в районе передних остей тазовой кости, то есть в районе поперечной оси корпуса. Это и называется «внутренний форс».

Полуповорот в пятой позиции на двух ногах содержит в себе относительно действий опорных ног, оба направления вращения en dehors и en dedans. Следует обратить на это внимание ученика и следить за точным исполнением методической рекомендации. Полуповорот на двух ногах в 5 позиции всегда происходит в сторону сзади расположенной ноги. Если правая нога находится сзади, то поворот следует исполнять вправо. Если левая нога находится сзади, то – влево. В то время как пятка ноги, находящейся сзади, активно двигается вперёд, пятка ноги, находящейся в 5 позиции впереди с некоторым сдерживающим движение усилием, продвигается назад. Движение пятки одной ноги вперёд является признаком поворота en dedans (поворот внутрь, «к себе»). Движение пятки другой ноги назад является признаком поворота en dehors (поворот наружу, «от себя»).

Благодаря сформированным в полуповороте ЛИНИЯМ ДВИЖЕНИЯ ног, ученику ведущим элементом вращения всегда следует считать движение пятки ноги, находящейся в 5 позиции сзади. Действия ноги, находящейся в 5 позиции впереди должны быть корректирующими, компенсационными, несколько тормозящими динамику вращения. От правильности проучивания полуповорота на двух ногах зависит качество исполнения более сложных поворотов и эффективность их усвоения.

В полуповороте тренируется крепкое, уверенное положение корпуса над ногами без запрокидывания спины в грудном отделе назад или наклона вперёд. Тренируется идеальное вертикальное положение всего тела во время вращения. Хорошо поставленная ось вращения, точное ощущение её, позволяет взятому для пируэта форсу быть продолжительным во времени. В этом смысле природное вращение это и умение естественно, легко находить ось вращения при центре тяжести тела, точно расположенном над точкой опоры. Искусственно тренированное вращение – это постоянные поисковые усилия оси вращения, процесс потери и восстановления тела на этой оси.

Поперечная ось туловища, находящаяся в районе передних верхних остей тазовой кости должна быть тренирована точно поворачиваться, вокруг вертикальной оси тела. Вертикальная же ось тела в идеале проходит вдоль линии затылочной части головы, через позвоночный столб и опускается при повороте на двух ногах равномерно между ног.

Существует естественное побуждение ученика при вращении управлять его механикой в плечевом суставе. Обыденной деятельностью человека этот сустав развивается быстрее других частей тела. В силу этого в танце может происходить неосознанное смещение необходимого центра усилий из района тазового пояса в область плечевого. Такое смещение не только огрубляет движения, но и препятствует качественному вращению. Всегда нужно помнить, что те или иные качества, приобретённые искусственным путём при не востребовании их регулярными занятиями, ослабевают и в дальнейшем могут исчезнуть совсем. Следовательно, тренировать качество «внутреннего форса» следует постоянно из урока в урок, как и многие другие качества необходимые для точного исполнения движений. Переходя от простых форм вращения к более сложным, необходимо продолжать закреплять навыки и ощущения действий мышечно-связочного аппарата выработанные во время тренировки полуповорота на двух ногах в 5 позиции. Тело учащегося должно вращаться, «завинчиваясь» в пространство. Это ощущение можно сравнить с действиями шестерёнки, которая своими зубчиками, отталкиваясь от точек опоры, осуществляет движение.

Во время исполнения поворота корпус должен быть собран и подтянут. Ошибкой следует считать зажатость, закрепощённость в статическом положении. Подтянутый корпус танцовщика должен не только восстанавливать теряемую в процессе вращения ось поворота, но и направлять само вращение.

Начиная проучивание первоэлемента всех вращений – полуповорота на двух ногах, в мышечно-связочном аппарате необходимо тренировать разделение функций различных сторон корпуса. Различных, но взаимосвязанных! При вращении направо, правая сторона корпуса должна отводиться, она является отводящей стороной, левая же сторона постоянно приходит на её место. Она является стороной наводящей. Данные приёмы не должны восприниматься лишь как обозначение направления вращения, они призваны способствовать вращению функционально. Проученные и воспроизводимые в «первокирпичике» они должны действовать автоматически и в более сложных вращениях. И чем сложнее, виртуозное вращение, тем сильнее должны воспроизводиться телом учащегося выше описанные действия. Это будет способствовать лёгкости исполнения самых сложных прыжков типа tour в воздухе в два оборота, jete entrelace и других. Тренировка «внутреннего форса» происходит в самых разнообразных движениях, исполняемых с поворотом. Battement tendu en tournant, rond de jambe par terre en tournant, rond de jambe en lair en tournant, tour lent в различных позах, tours в больших и малых позах, многочисленные прыжки в повороте, разнообразные вращения в народном танце.

Принято считать, что действия головы при вращении имеют значение как ощущение танцовщика в пространстве. «Оставление головы» в избранную точку пространства, безусловно, имеет эту функцию. Но следует подчеркнуть, что исполнители чаще всего используют лишь первый момент фиксации головы, когда голова остаётся в «точке». В методике описано, что в начале поворота голова отстаёт от поворота тела, фиксируя точку вращения. В продолжении поворота голова должна обогнать поворот тела. При начале очередного поворота повторяется отставание головы, а затем опережение поворота тела. Данное функциональное действие головы имеет для качества вращения принципиальное значение. Опережая поворот корпуса, голова способна выполнить функцию стимулирования поворотов при многократно их повторении. Сила инерции поворота головы может создать дополнительный импульс для вращения только в случае хорошо подтянутого, лёгкого корпуса, усиливающего поворот даже от небольшого по силе внешнего действия. Таким образом, действия головы имеют две функции – ощущение танцовщика в пространстве и функции динамической, ускоряющей вращение.

В задачу обучения вращательным движениям входит обучение точности в пространстве. Она определяется точками плана класса, описанными в учебнике «Основы классического танца». О моменте построения позы вращения в пространстве подробно говорится в учебнике «Классический танец». Различные формы вращения обуславливают и момент появления формы, позы вращения в пространстве. Но во всех случаях относительно пространственных точек плана класса изменение позы вращения от подготовительного положения должно быть минимальным. При начале вращения не должна возникать резкая ступенька, прерывистость между взятым первичным форсом для вращения и действиями отводящей и наводящей сторон корпуса, к использованию «внутреннего форса» в процессе вращения. Необходимо научиться, возможно, быстрее и качественнее передавать инерцию первичного форса в функционирование тела танцовщика в процессе вращения. Действия отводящей и наводящей сторон корпуса должно быть логичным и динамичным продолжением и развитием первичного внешнего форса. Резкое толчкообразное действие мышц плечевого пояса и опорной ноги сделают границу перехода во вращение помехой его качественного и виртуозного исполнения.

Все виды вращений начинаются с preparation – подготовительного движения, исходного положения. Качество вращения непосредственно связано с качеством подготовительных движений. Как различные формы вращения, так же различны и многообразны действия, предваряющие вращения. Точность начала вращения относительно положения корпуса в пространстве обуславливает качество и выразительность туров и других вращательных движений. Находясь в одном положении (preparation), корпус танцовщика уже должен быть готовым воспринять форму вращения. В подготовительном положении нужно научиться «предчувствовать» дальнейшие усилия по формированию необходимой позы. Действия танцовщика должны быть минимальными по амплитуде, но максимально эффективными для возникновения «внутреннего форса» и поддержания инерции вращения. Вначале полуповорота в 5 позиции следует подняться на полупальцы, сохраняя положение корпуса в ту же точку плана класса, в которую он был направлен при исходном положении. Ошибкой следует считать вытягивание ног к моменту окончания поворота. Ошибки ведут к двум неблагоприятным для ращения последствиям. Первое невытянутые ноги – не позволяют создать ЛИНИИ НАПРЯЖЕНИЯ. Они не позволяют возникнуть в теле танцовщика ощущению «Внутреннего форса». Второе – сам поворот теряет свою необходимую выразительность. При визуальном наблюдении корпус во время поворота сохраняет статичное положение.

При тренировке целого поворота на 360 градусов вращение должно быть управляемым за счёт перемены ног в 5 позиции. Но за счёт перемены ног можно повернуться лишь на 180 градусов. И всё же вскок в положение формы вращения следует совершить в направлении точки preparation. Доворот можно завершить, переведя тяжесть корпуса на ногу, совершающую поворот en dehors, то есть находящейся в 5 позиции сзади. Ошибкой будет отделение освождающейся от опоры другой ноги, она должна быть прижата к полу, но не препятствовать вращению, не тормозить его.

Для эффективного формирования «внутреннего форса», следует остановиться и на действиях опорной ноги. Опорная нога должна быть вытянута до начала поворота. Чтобы обеспечить минимум усилий при максимуме эффективности, необходимо следовать следующим принципам. При переходе из demi plie на полупальцы, первоначально следует вытянуть коленный сустав и лишь, затем усилием голеностопного сустава подняться на полупальцы. Быстрота, чёткая направленность функциональных действий опорной ноги способствует верному формированию оси вращения. При исполнении полуповорота ноги должны быть выворотны, опорная нога натянута, полупальцы высокие. Натянутость опорной ноги зависит от портняжной мышцы. Портняжная мышца одна из наиболее длинных мышц человеческого тела. Она проходит практически через всю нижнюю конечность, соединяя её верхнюю и нижнюю части в единое целое. Закрепляется она в бедренной части ноги в подвздошной кости. Расположение портняжной мышцы имеет своеобразный характер. Она спиралевидно обвивает нижнюю конечность. При движении ноги портняжная мышца как бы охватывает все другие и направляет работу, делает их действия более целенаправленными, не даёт им расслабиться. Таким образом, портняжную мышцу следует считать главной составляющей натяжения ноги, а следовательно, в большой степени ответственной за формирование оси вращения. Если не принимать во внимание описанные свойства портняжной мышцы и не учитывать необходимости последовательного и быстрого вытягивания опорной ноги, то с формированием «внутреннего форса» неизбежно возникнут трудности. Вытягивание коленного сустава обеспечивают мышцы способные к большей амплитуде и силы действия, чем мышцы голеностопа. При подтянутых мышцах бедра подъём на полупальцы обеспечит более точное сохранение оси. Корректирующие действия по сохранению вертикали оси будут меньшей амплитудой и напряжения.

«Корпус может найти равновесие вокруг своей оси во время тура при условии очень скупых и сдержанных движений, дающих импульс для поворота…», пишет. Устойчивое равновесие – это ощущение своего тела в пространстве. Чем меньше точка опоры, соприкосновение полупальцев с полом, тем более тонкая совершенная должна быть мышечная работа по корректировке оси вращения. Нельзя допускать большой амплитуды смещения центра тяжести. Необходимо «предвидеть» потерю равновесия. При смещении центра тяжести влево следует смещать центр тяжести вправо и наоборот.

При завершении вращения действия танцовщика также должны быть управляемы, точно направленные. После исполнения заданного количества пируэтов, необходимы действия, ведущие к торможению вплоть до полной остановки, прекращения инерции вращения. Торможение возможно прекращением функций наводящей стороны. Для прерывания вращательного движения при повороте направо в момент приближения остановки нужно жестко фиксировать лопатку и плечевой сустав левого плеча. Осуществляя противоход нужно направлять напряжение в противоположную вращению сторону.

«Художественным пируэтом считается тот, который делается без видимого напряжения, при незаметной подготовке и с сохранением эквилибра корпуса, остающегося всё время в строго вертикальном положении, как при начале, так и во время его исполнения», писал С. Худяков. Для достижения виртуозного исполнения вращательных движений необходимо гармоничное участие различных мышц танцовщика, грамотно тренированных в учебном процессе.

Список использованной литературы:

1. « История танцев»

2. «Основы классического танца»

3. «Классический танец. История и современность. возникновение техники классического танца»

4. , «Азбука классического танца»

Профессиональные танцоры, прежде чем овладеть мастерством отличного вращения, проходят немалый путь обучения и практики, полные падений и растяжений. Но есть один важный момент при совершении этого действа: мысли. Когда вращаетесь, думайте о следующем:
1. Настройтесь на вращение и примите то, что оно у вас получится. У вас никогда не получится хорошо вращаться, если вы будете думать, что это очень трудно. Мужчины и женщины, не зависимо от их телосложения и гибкости, могут научиться хорошо вращаться. При этом, первое, что нужно сделать – это осознать, что все получится. Перед вами стоит цель – сделать полный оборот и на этом закончить движение. Если вы всегда будете держать в памяти эту цель, то это окажет вам большую помощь во время исполнения вращения.
2. Поворачивайте плечи с максимально возможной для вас скоростью . Профессионалы утверждают, что вращение получится только тогда, когда вы правильно распорядитесь плечами. Именно они, а не голова, руки, ноги, дают импульс к движению. Поворачивая плечи, вы добиваетесь того, что корпус следует за ними, что способствует установлению баланса в течение всего вращения.
3. Держите ноги полусогнутыми. Люди, которые пытаются вращаться с прямыми ногами, обречены на неудачу. Ноги должны быть мягкие и пружинистые, в таком случае вес тела будет ближе к полу, что прибавит вам устойчивости.
4. Распределите поровну вес на обеих ногах. Если вам приходится делать много вращений, обязательно держите ноги вместе. Не стоит перекрещивать ноги и переступать их.
5. Держите корпус прямо. Так вы будете не только красиво выглядеть, но еще и держать равновесие и контролировать тело во время вращений.
6. Напряжение в ногах. Ноги нужно напрягать как можно больше. Это только усилит баланс, который вы должны чувствовать. Нужно научиться чувствовать каждый мускул на ногах.
7. Определите место своей свободной руке – это должно быть пространство перед животом, ладонь повернута вниз, как будто она лежит на столе. Это поможет вам держать баланс. Ни в коем случае нельзя держать руки на бедре или за спиной во время вращения. Это очень некрасиво выглядит.
8. Удерживайте баланс, даже если у партнера это не очень получается. Если он во время парного вращения отпускает вас (причин может быть много: вспотели руки, неудобно сцеплены пальцы рук и ног), продолжайте вращаться, как будто этого не произошло.


Если вас интересует портал, на котором всегда есть актуальная популярная музыка самых различных исполнителей, к вашему вниманию dancelist.net – мир музыки, собранной в одном месте.

Повороты - шанэ (Из хореографии. Принцип самостоятельного крутения за счет корпуса и вкручивания в пол. Нас учили так: становишься перед зеркалом, отводишь обе руки влево и корпус частично поворачивается тоже, бедра «остаются на месте», ступни вместе. С силой, как бы рывком, поворачиваешься вправо за счет рук и прокручиваешься на ступнях. Не забудь выбрать точку, куда смотреть), а скорость развить в повороте можно за счет партнера, как сказал тренер моему партнеру - если у партнерши не получается вертеться быстро, то крути ты ее, и показал как правильно держать мою руку, чтобы скорость в повороте была. Что теперь и получается, ТТТ

(Партнер для поворотов - это не выход, есть партии, где партнер не поможет. чтобы увеличить скорость, нужно использовать корпус для «замаха» (нужно показывать, а то поймете неправильно и давление в пол. «Вкручиваться» в пол).

Для меня безразлично куда «вкручиваться» вверх или вниз. А учил меня человек профессионально занимавшийся балетом. Он говорил что нужен замах стороной при сохранении объема. Руки для начала ставятся как в балете (не помню какая позиция) локти выше кисти, как будто охватывая ствол дерева (большого. Во время вращения руки как бы прижимают ствол к себе. Голова поворачивается «щелчком» самой последней (после всего тела). Позвоночник максимально выпрямлен (как будто палку проглотил).Я, кстати, обычно делаю поворот «наверх» (вкручиваясь в потолок).

Наверх поворот чреват потерей баланса. чтобы лучше и точнее делать вращения без партнера, нужно еще стопы использовать - давление в пол, вращение идет от пола. и не плечи, не бедра начинают первыми, а все вместе.

Насколько я понимаю данную тему стоит для начала заморочиться переносом веса и правильно постановкой стопы, все таки она первая приходит с конечную точку

Самое главное, голова начинает движение последней, а заканчивает первой. Т. е. обгоняет тело. Ну в общем, видели наверное фуэте (не знаю как правильно писать) в балете. Вот так же.

Голова переводится за счет мышц. Без использования инерции. Нужно медленно отрабатывать. Медленно равномерно поворачиваетесь телом, а лицо (глаза) постоянно направлено в одну точку, и когда уже нельзя смотреть (шея не поворачивается дальше) быстро поворачивать голову и фиксировать лицо в направлении на выбранную точку (разумеется на одну и ту же.Фиксировать именно ээээ носом, куда направлен нос туда и все лицо. Если просто хватать глазами, то из-за подвижности глаз лицо будет все время смещается (относительно направления на точку) и баланс будет потерян.

Ноги никогда не идут первыми, всегда начинает движение тело, торс, а ноги идут за телом, последней начинает движение голова, а приходят в обратном порядке сначала первой голова, потом ставятся ноги и тело, заканчивает передвижение. Естественно, движения этих частей тела занимают доли секунды.

О вращениях. Как бороться с головокружением, возникающим при вращении?

Как Меня учил хореограф необходимо для центровки «держать точку»! Это приводит к тому что сам собой появляется баланс. И еще главное тянутся макушкой вверх всегда! При стремлении верха(макушки) в верх, происходит вытягивание всей спины и при этом во-первых осанка спины появляется классная, во-вторых вытягивание спины как стержня(отсюда и название Spin) до ровного и вертикального положения приводит к хорошему балансу. Удерживание точки помогает во всех видах вращения, и в любую сторону!

Как мне еще давным - давно мой тренер говорил, так сказать, вывел формулу при двойных шанэ в стороны: точка - точка - зеркало. Т.е, стоишь лицом к зеркалу и, допустим, при повороте влево заведомо выбираешь себе точку, делаешь сам поворот, глядя на нее, еще один и последний (остановка взгляда на зеркало). Голова поворачивается самой последней. Кстати, корпус в бальных танцах при вращении вытягивается, не как в классической хореографии вверх, а наоборот

Голова довольно тяжелая часть тела, поэтому часто именно она тянет вниз и теряется баланс. Так что голову надо держать стройно и поднятой. И руки сначала широко, потом стягивать прижимая к себе. И поворот на одной ноге, вторая для иллюзии прижата, но на нее опускаемся.

]

В плавании под поворотом понимают изменение направления движения на 180°.

Все повороты подразделяют на открытые и закрытые (по выполнению вдоха во время вращения), а также простые и сложные (скоростные) - по количеству осей вращения.

В целях упрощения анализа движений при поворотах и для более успешного решения задач при обучении повороты условно делят на фазы (части) движений:

  • 1-я фаза - подплывание и касание стенки бассейна;
  • 2-я фаза - вращение;
  • 3-я фаза - толчок;
  • 4-я фаза - скольжение;
  • 5-я фаза - первые плавательные движения под водой;
  • 6-я фаза - выход на поверхность воды и плавательные движения.

Фаза 1 - подплывание и касание стенки бассейна. Подплывать к повороту необходимо без снижения скорости. Для спортсменов высокой квалификации характерно выполнение пяти последовательных циклов движения без изменения их темпа.

Фаза 2 - вращение происходит в плотной группировке, что способствует преобразованию скорости поступательного движения во вращательное. Скорость вращения зависит от радиуса и момента вращения. Чем меньше радиус вращения, тем быстрее будет завершен поворот. Радиус вращения определяется удалением частей тела от центра массы тела. Чем плотнее группировка, тем меньшее сопротивление этому вращению оказывает вода. Важно своевременно разгруппироваться и занять исходное положение перед толчком.

При выполнении фазы вращения необходимо помнить, что незначительный импульс вращения задается от самого начала движения. Так, например, при плавании кролем на груди руки движутся вниз-назад, и пловец стремится коснуться кистями голеностопных суставов ног, а подбородком - груди. Вращение тела вокруг поперечной оси происходит с небольшим опережением от вращения вокруг продольной оси. Пронос согнутых ног осуществляется в наклонной или вертикальной плоскостях и выполняется с ускорением в конце движения.

Фаза 3 - толчок. Перед толчком туловище погружено под воду на глубину 0,4 -0,6 м, продольная ось туловища расположена почти горизонтально, руки вместе, голова между вытянутыми руками. Ноги согнуты, стопы на поворотной стенке. Слишком низкое (высокое) положение ног приведет при выполнении скольжения к увеличению сопротивления воды. Наибольшая сила толчка достигается при сгибании ног в коленных суставах до прямого угла.

Эффективность фазы отталкивания обусловлена уровнем развития скоростно-силовых возможностей спортсмена. От направления толчка и силы отталкивания зависят расстояние и скорость скольжения, эффективность последующих фаз. Толчок не должен быть резким и коротким, а должен быть оптимальным по времени со все возрастающим усилием до момента отрыва ног от стенки. Пловец «отжимает» себя от стенки, все время увеличивая силу отталкивания.

Некоторые спортсмены используют «уход под поток» воды в целях уменьшения сопротивления встречного потока воды движению тела.

Фаза 4 - скольжение. После выполнения толчка выпрямленные руки находятся впереди, голова находится между руками, ноги выпрямляются, пловец занимает обтекаемое положение. Длина скольжения зависит от силы, направления и быстроты толчка.

Фаза 5 - плавательные движения под водой различны для разных способов плавания, выполняются в зависимости от того, как они регламентированы правилами соревнований.

Первые плавательные движения под водой во всех способах плавания, кроме брасса, разрешается выполнять только до отметки 15 м от поворотной стенки бассейна. При плавании вольным стилем они делаются ногами или кролем, или баттерфляем, и при выходе на поверхность воды выполняются движения руками - вначале одной, а затем другой. При плавании на спине первые движения под водой выполняются ногами и туловищем способом баттерфляй. Голова пловца должна показаться на поверхности воды не далее этой отметки и после этого начинаются гребковые движения руками. Первые плавательные движения баттерфляем те же, что и на спине, только при этом пловцы могут находиться на груди или на боку, не поворачиваясь спиной вниз. При плавании брассом спортсмен может сделать под водой первый цикл движений с гребком рук до бедер, но после начала второго цикла, когда кисти рук во время гребка займут наиболее широкое положение, голова должна показаться на поверхности воды.

В настоящее время совершенствованию этой фазы поворотов уделяется большое значение в тренировке пловцов высокого класса.

Фаза 6 - выход на поверхность воды и плавательные движения. Простые повороты осваиваются при начальном обучении спортивным способам плавания и представляют собой касание одной рукой при плавании кролем на груди и на спине и касание одновременно двумя руками стенки бассейна при плавании баттерфляем и брассом. Но при всех способах плавания простой поворот выполняется вращением вокруг только одной вертикальной оси, т.е. тело пловца во время выполнения всего поворота при всех способах плавания кроме способа на спине находится грудью вниз, а на спине - спиной вниз.

Если простой поворот является открытым, то в момент вращения голова пловца находится над водой и при этом появляется возможность выполнять вдох. Если простой поворот закрытый, то пловец выполняет вращение с опущенной головой без возможности сделать вдох, что позволяет делать вращение быстрее.

В современном спортивном плавании пловцы используют три вида сложных поворотов.

Рис. 4.6. Техника поворота «маятником» (пояснения в тексте)

Поворот «маятником» является сложным открытым поворотом. Его выполняют пловцы, плывущие брассом и баттерфляем. Спортсмен, не доплыв до стенки бассейна 0,5 -0,7 м, выполняет энергичный гребок руками и касается ладонями стенки на 20 - 30 см выше поверхности воды. Затем он поворачивается на бок, одновременно принимая положение группировки и отталкиваясь одной рукой вниз, выполняет вращение. Поворот на грудь вокруг продольной оси тела завершается во время скольжения. Данный способ поворота является довольно медленным, но он соответствует регламентам правил соревнований, так как при плавании брассом и баттерфляем при касании необходимо опираться о стенку бассейна одновременно двумя руками, ниже или у поверхности воды (рис. 4.6, а, б, в). Во время этой фазы пловец вращается вокруг поперечной и продольной осей, одновременно опуская согнутые ноги вниз, а плечи поднимая вверх. Нижняя рука выводится в сторону обратного движения, а верхняя по воздуху проносится в сторону вращения (рис. 4.6, г, д).

Затем следует постановка согнутых ног под утлом 90° в коленных суставах на стенку бассейна, верхняя рука входит в воду, выполняется толчок с поворотом на грудь и занимает обтекаемое положение (рис. 4.6, е, ж, з). При выполнении вращения туловище и ноги пловца должны находиться в одной плоскости. В случае, если ноги отстают от движения плеч, продолжительность вращения заметно увеличивается.

Первые движения при плавании брассом начинаются руками, затем выполняется движение ногами, и голова должна появиться на поверхности воды к середине второго гребка руками.

При плавании баттерфляем первые движения после скольжения начинаются ногами и голова должна появиться на поверхности воды на расстоянии не более 15 м от поворотной стенки бассейна.

В 1964 г. Международная федерация плавания (FINA) специальным решением разрешила спортсменам, специализирующимся в плавании вольным стилем, производить поворот без касания стенки бассейна рукой. Этот поворот был назван «скоростной поворот сальто» .

Рис. 4.7. Техника «скоростного поворота сальто» (пояснения в тексте)

Пловец без снижения скорости подплывает к поворотному щиту (рис. 4.7, а), одной рукой заканчивает гребок, а другой начинает его в направлении назад-вверх, помогая этим движением началу вращения туловища (рис. 4.7, б). При этом пловец делает движение стопами вниз, разгибая ноги в коленных суставах, тем самым увеличивая скорость начального вращения туловища. Получив импульс для вращения, пловец наклоняет голову к груди, поддерживая скорость вращения за счет опоры руками вниз (рис. 4.7, в, г, д). Вначале вращение выполняется только туловищем, а затем ноги сгибаются в коленных и тазобедренных суставах. Окончание вращения совпадает с постановкой ног на бортик бассейна и поворотом туловища на бок (рис. 4.7, е). Спортсмен ставит стопы на стенку, начинается толчок. В момент отталкивания ногами туловище поворачивается на грудь, и пловец начинает скольжение (рис. 4.7, ж, з).

При выполнении поворота на высокой скорости пловцу нет необходимости создавать вращение с помощью движения рук и ног.

Достаточно во время подплывания к поворотной стенке бассейна заранее опустить голову и плечи под воду. Спина пловца будет опираться о «водяную подушку», и при этом возникнет вращательный момент. Руки, находящиеся при этом вдоль туловища, остаются в неподвижном положении и в конце вращения тела займут положение для скольжения, тогда в период вращения мышцы рук и туловища будут находиться в состоянии отдыха, что положительно скажется на их работоспособности.

Рис. 4.8. Техника простого открытого поворота на спине (пояснения в тексте)

Открытый простой поворот при плавании кролем на спине . Открытый поворот наиболее прост по технике выполнения и применяется в начальном обучении плаванию. При приближении к поворотному щиту пловец в положении на спине касается стенки по окончании очередного гребка, не снижая скорости (рис. 4.8, а). Непосредственно перед поворотом с последним гребком делается полный вдох.

Поворот можно выполнять в любую сторону в зависимости от того, какая рука коснется стенки - если правая, то поворот делается в сторону этой же руки, и наоборот. При повороте пловец должен коснуться стенки согнутой в локтевом суставе рукой так, чтобы ладонь под поверхностью воды была направлена немного в сторону поворота, другая рука после гребка остается у бедра (рис. 4.8, б). В этот момент делается выдох.

Вращение выполняется после касания стенки рукой, далее пловец принимает положение группировки. При этом ноги движутся стороной так, чтобы коленные суставы выступали из воды. Вращению содействуют опора одной руки о стенку и подгребающее движение другой к туловищу. Во второй половине вращения опорная рука снимается со щита и движется вперед; в этот момент выполняется вдох (рис. 4.8, в). Одновременно ноги ставятся на стенку со стопами, расположенными параллельно на ширине 0,15 - 0,20 м как можно ближе к поверхности воды, а руки соединяются впереди (рис. 4.8, г, д).

Толчок делается сразу же после того, как стопы будут на поворотном щите (рис. 4.8, е). Далее следует скольжение, плавательные движения под водой и выход на поверхность воды.

«Скоростной поворот сальто на спине» . При плавании способом на спине долгое время разрешалось выполнять поворот только при касании стенки бассейна рукой. Вращение разрешалось делать в любой плоскости, но перед отталкиванием пловец должен был принять положение на спине до того момента, когда его ноги станут отделяться от стенки бассейна.

Правила поворота на спине (1991) разрешают «касание стенки бассейна любой частью тела». Поворот без касания рукой стенки бассейна на 0,3 -0,5 с быстрее, чем с касанием. Техника выполнения сложного поворота без касания стенки рукой следующая: за два гребка до момента касания стенки бассейна пловец должен выполнить переворот на грудь одновременно с началом вращательного движения головой вниз, делая гребок одной или двумя руками. Последний гребок выполняется аналогично гребку при плавании кролем на груди. Вращение выполняется так же, как при плавании на груди, с той лишь разницей, что в момент после вращения пловец не переворачивается на грудь, а остается в положении на спине. Руки должны встретиться в положении за головой прежде, чем начнется отталкивание, затылочная часть головы находится в положении между руками в вытянутом положении. При анализе техники плавания на спине установлено, что работа ног после скольжения дельфином (баттерфляем) под водой дает пловцу преимущество во времени по сравнению с работой ног кролем. Если техника движений ногами дельфином недостаточно отработана, то пловцу рекомендуется сразу же после отталкивания всплывать на поверхность и начинать работу рук без промедления. Значение способа плавания дельфином в прикладном плавании невелико.

В комплексном плавании после проплывания дистанции баттерфляем переход к плаванию на спине происходит касанием стенки двумя руками одновременно, и поворот выполняется вращением туловища назад. Закончив этап плавания на спине, необходимо коснуться рукой стенки и выполнить вращение вперед, оказавшись в положении на груди. Заканчивая этап брассом, необходимо коснуться стенки двумя руками одновременно. Здесь возможно выполнить кувырок вперед, или «маятник».

Встречающиеся ошибки : опускание или подъем головы, опаздывание при выполнении первых движений и нерациональное выполнение первых движений.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома