Признаки, симптомы, причины возникновения аутизма у детей. Признаки аутизма у детей Причины возникновения аутизма

Детский аутизм – страшный диагноз для родителей. Известно, что отсутствует лечение, которое полностью бы могло излечить ребенка от аутизма. Вместе с тем симптомы и признаки данной болезни настолько разнообразны, что порой родители сталкиваются не с классическим аутизмом, а лишь с некоторыми его проявлениями. «Частичный» аутизм возникает по причине условий, в которых ребенок проживает. Если их устранить, то возможно и выздоровление.

Следует отличать детей, действительно , от тех, кто лишь неправильно развивается. В первом случае специалист диагностирует аутизм и лечит его от этой болезни. Во втором случае достаточным становится целенаправленное обучение и развитие малыша, создание благополучных условий жизни, чтобы он стал нормальным.

Согласно статистике, около 8 детей на каждую тысячу являются аутистами. Хотя ранее считалось, что их количество составляет 1-2 ребенка на тысячу. Количество аутистов растет, что делает болезнь проблематичной для современного общества, которое пока не научилось избавлять людей от данного диагноза.

Что такое детский аутизм?

Что это такое – детский аутизм? Данным термином называют расстройство головного мозга, которое приводит к социальной изоляции, повторяющимся, шаблонным действиям, отставанию в развитии речи, мышления и эмоций, отстраненности от окружающих, уходу в себя.

Когда ребенок не разговаривает в 2-3 годика, родители списывают это на то, что ребенок является индивидуальностью. На самом деле специалисты могут поставить диагноз «детский аутизм», «умственная отсталость», « » и пр. Не следует медлить с визитом к врачу, который определит точную причину того, почему ребенок молчит и не идет на контакт с окружающими.

Аутизмом чаще болеют мальчики (в 5 раз), нежели девочки. Однако у девочек симптомы протекают намного тяжелее, чем у мальчиков.


Аутизм определяется по отсутствию контакта ребенка с окружающими, повторяющимся действиям, которые перерастают в ритуал, деструктивности поведения, что проявляется в виде , криках, самоповреждениях и пр. Среди аутистических болезней выделяют такие виды:

  • Детский аутизм (синдром Каннера, инфантильный психоз, инфантильный аутизм, аутистическое расстройство). Проявляется в симптомах:
  1. Задержка развития личности.
  2. Неспособность контактировать с окружающими с рождения.
  3. Страх изменений в окружающей среде.
  4. Отгороженность с игнорированием внешних раздражителей, пока они не доставляют боли.
  5. Эхолалия.
  6. Дефицит речи и ее использования.
  7. Проявления симптомов не позднее 2-3 лет.
  8. Частичное или полное отсутствие зрительного контакта.
  9. Стереотипные игры с неигровыми предметами.
  • Синдром Ретта. Проявляется в 8-30 месяцев на фоне полного благополучия и развития, за исключением двигательной моторики. Симптомами являются:
  1. Регресс – потеря речевых и прочих навыков, которые ребенок уже успел приобрести.
  2. Отрешенность.
  3. Развитие сколиоза, атрофии мышц, кифоза, дистонии, атоксии.
  4. Жевание заменяется сосанием.
  5. Эпилептические приступы в трети случаев.
  6. Сохранение эмоциональной адекватности и привязанности.
  7. Наступают периоды возвращения способности к обучению.
  • Атипичный аутизм, который развивается после 3 лет. Проявляется в симптомах:
  1. Отсутствие социального взаимодействия.
  2. Повторяющееся, стереотипное, ограниченное поведение.
  • Аутистическая психопатия (синдром Аспергера). Проявляется в симптомах:
  1. Отсутствие логики в поведении.
  2. Импульсивность.
  3. Ограниченный круг интересов и отгороженность от реальности.
  4. Коммуникативный дефицит.
  5. Сохранение логического мышления, но неспособность репродуцировать знания.
  6. Пустой взгляд.
  7. Речевые навыки не нарушены.
  8. Движения неритмичные и стереотипные.

Причины детского аутизма

Детский аутизм развивается по непонятным для многих ученых причинам. Поэтому специалисты сайта психиатрической помощи сайт могут лишь выдвинуть предположения по данному вопросу. Выделяют несколько факторов, которые могут способствовать развитию болезни:

  • Аффективная среда и слабость инстинктов.
  • Расстройство восприятия и блокада информации.
  • Расстройство слухового восприятия, что мешает социальным контактам.
  • Ретикулярная формация ствола мозга.
  • Расстройство обмена серотонина и серотонинергических систем.
  • Расстройство лобно-лимбического комплекса, что приводит к нарушению поведения и планирования.
  • Расстройство парного функционирования обоих полушарий.

Провоцирующими аутизм факторами являются:

  1. Генетика. Если в семье есть аутист, то велика вероятность появления аутичного ребенка.
  2. Сложности во время беременности или родов ребенка, например, асфиксия, тяжелые роды, инфекционные болезни во время внутриутробного развития и т. д.
  3. Психотравмирующие ситуации, которые возникли в раннем детском возрасте.
  4. Прививки.
  5. Психические болезни, например, эпилепсия.
  6. Органические изменения в головном мозгу, что может происходить после вирусной инфекции матери в период беременности: краснухи, кори, ветрянки.
  7. Эмоциональная холодность родителей.
  8. Ртутное отравление.
  9. Нарушение обмена веществ и гормональные сбои.
  10. Химическое воздействие, которое оказывалось на организм матери при беременности.
  11. Злоупотребление антибиотиками.

Симптомы и признаки детского аутизма

Примечательным симптомом и признаком детского аутизма становится стереотипное поведение. Ребенок подолгу может махать руками, прыгать, потряхивать, совершать однотипные действия. В разговоре, играх и рисовании он также придерживается однотипных тем. Он не любит изменения. Если в окружении что-то меняется, его это сильно расстраивает. Малыш склонен к наведению порядка и установленным правилам поведения, к которым он уже привык.


Другими характерными особенностями аутизма являются расстройство речи и отсутствие социальной коммуникации. Ребенок предпочитает оставаться наедине с собой. Он не идет на контакт, не реагирует на вопросы. В речи преобладают шаблоны. Некоторые аутисты вообще могут не говорить, другие используют фразы, которые они раз за разом повторяют.

Выявить аутизм можно по следующим симптомам и признакам:

  • Проявление характеристик в 2-3 года.
  • Отсутствие улыбки в ответ.
  • Игнорирование и отторжение объятий.
  • Сонное, задумчивое, отрешенное лицо.
  • Отсутствие контакта глазами с собеседником.
  • Неспособность устанавливать контакты с окружающими, детьми.
  • Сохранение спокойствия в незнакомой обстановке, при разлуке с близкими.
  • Задержка или полное отсутствие речи.
  • Склонность к уединению.
  • Склонность к стереотипному поведению, когда малыш привыкает не только совершать одни и те же действия, но и приспосабливается к определенному порядку вещей (например, ходить по одной и той же дороге в магазин).
  • Причудливая манерность: хлопать в ладоши, кружиться, теребить пальцы и пр.
  • Необычные игры, в которые ребенок предпочитает играть сам, при этом используются неигровые материалы.
  • Чрезмерно слабое или сильное реагирование на внешние стимулы.
  • Атипичная реакция на боль, снижение болевого порога.
  • Обращение внимания на звуки, при этом игнорирование речи окружающих.
  • Внезапный приступ ярости, раздражения, страха без веских причин.
  • Рассеянность и гиперактивность с ударами головой, покусываниями, царапаньем.
  • Судорожные припадки в 25% случаев.

Ранний детский аутизм

Детский аутизм можно выявить еще на ранних стадиях его развития. Проявляется он в эмоциональном безразличии или слабом реагировании на родителей, малой активной подвижности. Постепенно поступки ребенка становятся стереотипными, эмоции притупленными, реакция на окружающий мир ослабленной.

Ранний детский аутизм проявляется такими признаками:

  1. Стереотипность движений, которые совершаются не к месту.
  2. Ощущение, будто ребенок плохо слышит или видит.
  3. Отсутствие контакта с окружающими, игнорирование людей.
  4. Отсутствие обращения малыша за помощью к людям.
  5. Игнорирование и отсутствие отклика на свое имя.
  6. Отсутствие контакта глаза в глаза.

Ребенку трудно установить эмоциональный контакт с другими людьми. Он не способен проявлять свои эмоции, при этом не понимает чувств окружающих. В основном контакт абсолютно отсутствует у ребенка с чужими или малознакомыми людьми.


Ранний детский аутизм делится на 4 степени тяжести:

  1. Первая степень проявляется в отсутствии ответной реакции малыша, его отрешенности от мира. Ребенок избегает объятий, взгляда в глаза, также не реагирует на потребности в еде.
  2. Вторая степень проявляется в полной отрешенности от мира, сужении круга общения до близких людей. Ребенок аффективно реагирует на изменения в обстановке. Избирательно подходит к еде, одежде и внешним проявлениям. Присутствует чувство страха, что вызывает агрессию. Стереотипность наблюдается в действиях и речи.
  3. Третья степень проявляется в ограниченности мира ребенка, который теперь погружен в себя. Его интересы носят мрачный, устрашающий характер. ребенок может говорить на одну и ту же тему, совершать однотипные действия. Игры его монотонные и не носят познавательного характера.
  4. Четвертая степень является самой легкой формой аутизма, при которой отмечается лишь трудности при контакте с окружающим миром. Дети данной группы ранимы, чувствительны к чужой оценке, уязвимы, избегают отношений.

Ранний аутизм у детей объясняется неправильной работой отдела головного мозга, который отвечает за стирание ненужной информации, которая уже была получена. При аутизме информация не стирается. Мозг со временем активизирует функцию невосприятия новой информации из-за загруженности. Это осуществляется путем расфокусировки взгляда и расстройства слуха. Головной мозг просто прекращает воспринимать новую информацию.

Лечение детского аутизма

Практически не существует действенной методики лечения детского аутизма. Все направлено на развитие у ребенка социальных навыков, которые максимально адаптируют его к окружающей среде. Здесь проводится:

  1. Семейная терапия.
  2. Исправление поведения.
  3. Медико-психолого-педагогическая коррекция.


Медикаменты активно используются лишь до 7 лет. После данного возраста можно лишь купировать симптоматику. Используются такие лекарства:

  • Амитриптилин – психотропное средство.
  • Витамин В6.
  • Нейролептик Рисполепт (Рисперидон).
  • Фенфлурамин – антисеротонинергический препарат.
  • Аминалон, Пантогам, Ноотропил, Баклофен, Фенибут, Пирацетам.

Основной упор делается на психоэмоциональную коррекцию ребенка, создание благоприятных условий для его развития:

  1. Строгий распорядок дня.
  2. Прививание жизненно необходимых навыков.
  3. Запрещена резкая смена привычек и обстановки.
  4. Максимальный комфортный телесный контакт с малышом.
  5. Постоянное пребывание с малышом, общение с ним.
  6. Избегание стрессов и совершение различных физических упражнений.
  7. Избегание переутомления.
  8. Отсутствие спешки в обучении ребенка.

Прогноз

Многие прогнозы зависят от того, как вовремя была выявлена болезнь, какие меры предпринимались для ее коррекции, как индивидуально прогрессировал ребенок и пр. Может быть так, что уже к 7 годам ребенок станет полноценным, если заболевание было выявлено в возрасте 1,5 года и прошло полное лечение. Если детский аутизм был выявлен после 5 лет, тогда ребенок, скорее всего, навсегда останется больным.


Хоть 80% аутистов считаются инвалидами, многим со временем снимают данную категорию по мере их прогрессивного развития и приспособления к социальной среде.

Раньше мало кто слышал об этом заболевании, сегодня же часто рождаются дети-аутисты (называемые «детьми дождя»). Статистика выглядит удручающе. В семидесятых годах прошлого столетия один аутист приходился на десять тысяч здоровых детей, сейчас соотношение составляет 1 к 88. Возможно, стремительный рост отчасти можно объяснить тем, что раньше не умели диагностировать болезнь. Многие дети с аутизмом оставались не учтенными.

В наше время больных этой патологией малышей рождается больше, что пугает потенциальных родителей и тех, кто стал таковыми недавно. Молодые мамы с папами тревожно присматриваются к чаду, пытаясь понять, не присутствуют ли аутичные черты у ребенка. Статья поможет получить ответы на интересующие многих вопросы о сути, причинах, симптомах и возможности лечения заболевания.

Описание синдрома

Начнем с описания патологии. Согласно медицинским источникам, аутизм – это общее расстройство развития человека, проявляющееся нарушением его речи, психики в целом и социальной адаптации. Заболевание относится к генетическим патологиям, имеет несколько форм, характеризующихся отдельными симптомами. Простыми словами аутизм – это неспособность человека полноценно контактировать с внешним миром. Его действия, слова жесты и т.д., направлены внутрь себя – социальная нагрузка отсутствует.

Как правило, умственные способности аутистов снижены. Если речь не идет о высокофункциональном аутизме, встречающемся редко. Он характеризуется нормальным или даже высоким IQ, отличной памятью, богатым словарным запасом, развитой речью. Но люди с таким диагнозом испытывают трудности в общении, абстрактное мышление у них отсутствует совсем, имеются и другие типичные особенности поведения.

Важно! Аутизм – недуг генетический, он в полной мере проявляется в возрасте до трех лет. Иногда болезнь впервые диагностируют позже.

Причины аутизма

Каждому потенциальному родителю, хотелось бы знать, что провоцирует рождение ребенка с отклонениями. Зная об этом, можно попытаться снизить риски. Специалисты считают, что имеет смысл говорить не о каком-то одном факторе, а о целом комплексе. К тому же точных причин возникновения аутизма у детей пока не выявлено. Среди возможных называют:

  • мутации на генном уровне;
  • поражения центральной нервной системы органического типа;
  • нарушение обмена веществ;
  • гормональные сбои;
  • инфекции вирусного или бактериального характера;
  • отравление ртутью другими химическими веществами;
  • злоупотребление антибиотиками.

Примерно в 9 из 10 случаев дети-аутисты появляются на свет таковыми в результате генетических сбоев. Причем оба родителя могут быть абсолютно здоровы. То есть, речь идет о совершенно спонтанной мутации, которую, могут спровоцировать негативные внешние факторы, перечисленные выше.

Внимание! Аутизм – генетическое заболевание, но не наследственное! Семейственность ему несвойственна.

Поведенческие проявления аутизма

Дети с синдромом рождаются на вид абсолютно здоровыми, внешне ничем не отличаясь от других. Поэтому сразу после появления на свет распознать аутизм у ребенка невозможно. Первые признаки появляются несколько позже. Чтобы выявить болезнь, родителям нужно очень внимательно наблюдать за малышом, придавая значение любым особенностям в его развитии.

Если у новорожденных детей (и с синдромом, и без) поведение практически одинаковое, то уже месяцам к трем разница начинает проявляться. Малыши с аутизмом не улыбаются родителям, отсутствует реакция на их голос, на игрушки. Во многом они напоминают слепых или глухих.

Признаки аутизма у детей до 1 года еще несколько стерты, но кое-что понять уже можно. Грудники в положенном возрасте не гулят. Звуки, издаваемые ими, очень однообразны. Они не тянутся к родителям, часто агрессивно пресекают попытки взять их на руки, обнять, поцеловать. Совершенно одинаково относятся к своим и чужим. Интерес к игрушкам практически отсутствует. К признакам аутизма у грудничка также относят такую примечательную особенность: малыш не жестикулирует самостоятельно, а свои желания пытается проявить, используя руку другого. Он остается равнодушным к смене позы во время кормления или тона и мимики родителя.

Позже определить аутизм становится еще проще. Появляется такой признак, как стереотипные движения. Малыш копирует какой-то элемент в поведении взрослого и бесконечно его повторяет. То же самое относится к словам. Но нормально говорить при этом он не начинает. Обычно у детей 2 лет словарный запас уже состоит из 15-20 единиц. Аутисты же могут запомнить несколько слов и твердить их, вне всякого контекста, без конца и края. Либо повторяют сказанное взрослыми, подобно эху.

Время идет, симптомы становятся все явственнее. У ребенка 3 лет, страдающего аутизмом, отсутствует способность складывать слова во фразы. Зато он может придумывать собственные понятия, называя всем знакомые предметы так, как хочется ему. На попытки вступить с ним в контакт малыш часто реагирует агрессивно либо прячется. Болезненно воспринимает смену привычного распорядка или других обстоятельств.

У детей 4 лет часто наблюдается нетипичное использование игрушек. То есть, вместо того чтобы катать машинку по полу, ребенок часами вращает ее колесо. При этом малыши не могут совершать действия, связанные с абстрактным мышлением. Например, «размешать чай» для куклы, взяв вместо ложки палочку. Они способны лишь копировать увиденное.

У детей 7 лет в большинстве случаев уже наблюдается серьезное отставание от сверстников. Это касается чтения, письма, устной речи, а также других навыков. К тому же они не умеют играть с ровесниками – держатся обособленно. В детском саду, в школе им приходится туго.

У подростков на фоне гормональных перестроек признаки заболевания обостряются. Ребята уже осознают свою непохожесть на других, страдая по данному поводу. Им требуется психологическая поддержка.

Замечание! У детей до 3-х лет симптомы аутизма могут проявляться не все, а только некоторые из них, что часто сбивает родителей с толку, и диагноз долго остается неподтвержденным.

Физиологические признаки

Помимо поведенческих часто присутствуют другие. Их называют физиологическими признаками аутизма у детей. Они достаточно типичны и проявляются в обычно уже с самого начала. К таким сигналам относят:

  • расстройства сна (частые пробуждения среди ночи, трудности с засыпанием);
  • пониженный мышечный тонус;
  • нарушенная координация движений;
  • судороги;
  • притупленное или наоборот обостренное сенсорное восприятие;
  • проблемы с поджелудочной и щитовидной железами;
  • синдром раздраженного кишечника.

Физиологические симптомы аутизма у детей так же, как и поведенческие не обязательно присутствуют «оптом». Это может быть один признак, два, три. Кроме того, наблюдаются не у всех аутистов.

Формы заболевания

Что касается классификации заболевания, то основных форм аутизма существует две: тяжелая и легкая. В первом случае большинство типичных симптомов ярко выражены, ребенок нуждается в помощи родителей и педагогов. Ему необходимо находиться под наблюдением доктора.

Легкая форма аутизма может быть даже не совсем заметна окружающим. Качество жизни снижено незначительно. Симптомы слабо выражены. При должном уходе со стороны родителей из такого ребенка может вырасти достаточно социализированный, практически нормальный психически взрослый.

Различают также следующие виды аутизма:

  • с полным отсутствием потребности в контактах с людьми (больной молчит и не умеет себя обслуживать);
  • с резким отвержением окружающей действительности и отсутствием чувства самосохранения (при этом ребенок-аутист повторяет звуки, слова, жесты, действия);
  • с замещением реального мира (человек живет в своих фантазиях и иллюзиях, к близким практически не привязан);
  • с гипертормозимостью (это самая легкая форма, при которой ребенок очень раним, всего боится, быстро утомляется, но в остальном вполне нормален).

В последнее время болезнью аутизм стали считать и смежные с ней состояния. В частности, синдром Ретта, основное отличие которого заключается в том, что примерно до полутора лет ребенок развивается совершенно нормально, а затем начинает утрачивать освоенные навыки. При этом деформируется костно-мышечная система, двигательная активность нарушается, и в итоге наступает умственная отсталость тяжелой степени. Данный синдром встречается лишь у девочек. Виной его становится поврежденный ген в Х-хромосоме.

Особенности восприятия мира аутистом

Родители деток с синдромом очень переживают, считая, что ребенок обречен на несчастную жизнь. Данное мнение безосновательно. Конечно, аутисты отличаются от других людей, но и потребности у них своеобразные. Они не нуждаются в общении, поэтому, не получая его, негативных эмоций испытывать не будут.

Наблюдая аутистическое поведение, может показаться, что человек замкнут, угрюм, недоволен. А он сосредоточен на чем-то важном лично для него. Аутист способен сутками рассматривать трещины на стене, находя все новые, и новые узоры. И испытывать при этом счастье от своих маленьких открытий.

Аутист – это человек, который склонен систематизировать, упорядочивать все вокруг. И это тоже приносит ему истинное удовлетворение. При легкой степени заболевания отличить его от других можно, порой, лишь по отсутствию чуткости и гибкости в общении. Будучи увлеченным каким-то объектом, человек может подробно рассказывать о нем собеседнику часами, не замечая, что тому это неинтересно. Аутисты не умеют анализировать мимику людей, тон голоса и т.д. Кстати, и лицо их напоминает маску. Эмоций на нем не прочтешь.

Родители детей с синдромом аутизма беспокоятся еще и по поводу их отношения к себе. Порой создается впечатление, что оно равнодушное. Дети любят родителей и нуждаются в их заботе. Более того, — они страдают, если что-то меняется в семье. Например, в привычное время мама не подала обед, или папа не почитал книжку. Аутист – это прирожденный консерватор и приверженец традиций.

Диагностика заболевания

Диагностировать аутизм непросто. Многое зависит от грамотности и внимательности родителей. Если ребенок первый, и сравнить не с чем, они могут не придать значения отклонениям, посчитав их нормой.

Сегодня обязательным является тест на аутизм у детей, который делают в роддоме (скрининг новорожденных – кровь из пятки). Но его результаты не всегда адекватны. Часто бывает, что тест оказался отрицательным, а позже появились симптомы. Скрининг направлен на выявление нескольких генетических отклонений. Если результат плохой, о какой именно патологии идет речь, понять без дополнительных обследований нельзя.

На западе есть специальные программы, позволяющие определить аутизм у ребенка. Это профессионально составленные опросники, и на основании ответов родителей делается заключение. В России пока такие программы особо не распространены. Поэтому приходится надеяться на внимательность родителей и грамотность врачей.

В ходе диагностики аутизма у детей проводят следующие исследования:

  • электроэнцефалографию;

С ребенком должны поработать психиатр, сурдолог и невролог, чтобы исключить другие заболевания и поставить точный диагноз – аутизм. Симптомы синдрома похожи на эпилепсию, умственную отсталость, шизофрению, депривационный симптом, развивающийся на фоне длительной разлуки малыша с матерью, и т.д. Также ребенок может быть глухим или слепым – отсюда его специфическое поведение.

Важно! Первые признаки аутизма проявляются в младенческом возрасте, но поставить точный диагноз можно по достижению ребенком трех лет, когда картина уже полная.

Коррекция аутизма

Вести речь о лечении аутизма у детей бессмысленно. Выздоровление невозможно, целесообразно говорить о комплексной коррекции, проводящейся силами родителей, педагогов, психологов и психиатров. Болезнь не уйдет, но ребенок при успешной коррекции будет полноценным членом общества.

Есть различные методики, которые понадобится изучить родителям. Рекомендации:

  1. Аутизм у ребенка требует четкого выполнения режима дня.
  2. Резко менять обстановку, окружающую малыша, запрещено.
  3. С ребенком следует проводить много времени, общаясь, играя.
  4. Кроху следует почаще обнимать, целовать, говорить нежности.
  5. Обязательны физические упражнения, без допущения переутомления.
  6. Детский аутизм проявляется механическим наследованием действий окружающих. Следует воспользоваться этим, привив ребенку полезные навыки.
  7. Проявленную ребенком инициативу подавлять нельзя.

Для детей-аутистов важна похвала. Поэтому, прививая им навыки, следует придумать различные методы поощрения: ласковые слова, сладостей, подарки в виде игрушек. Постепенно в поведении ребенка негатив исчезнет.

Сейчас множество способов коррекции аутизма: дельфинотерапия, лечение лошадьми, собаками, гидротерапия. Полезно посещать с ребенком театры, концерты, смотреть кино. Зто поможет ему развить коммуникативные способности.

Лечить аутизм желательно, заручившись поддержкой психолога. Детям с синдромом полезны групповые занятия и индивидуальные. В тяжелых случаях придется воспользоваться услугами психиатра.

Поведенческая терапия и образование

Роль в коррекции аутизма играют образование, поведенческая терапия. Проводят их в специализированных центрах. Корректируется поведение и нарушение коммуникаций ребенка при помощи:

  • гидротерапии;
  • занятий с логопедом;
  • музыки;
  • театрального и киноискусства;
  • дельфинотерапии, ипотерапии (прогулки с лошадьми), канистерапии (лечение собаками).

Родителям малышей-аутистов доктора советуют пройти подготовку. Они узнают, как развить способности ребенка и реагировать на его поведение. Дом – это место, где малыш приобретает навыки самостоятельности, спокойствия, общительности.

Врачи советуют начинать коррекцию с обучения ребенка базовым навыкам:

  • самостоятельному одеванию;
  • правильному поведению;
  • технике приема пищи;
  • фиксированию зрительного и слухового контакта.

Малыш должен привыкнуть, что за хорошее поведение хвалят. Можно поощрять его объятиями, поцелуями, сладким десертом, игрушками. Грамотно подобранная тактика откорректирует поведение ребенка.

Медикаментозное лечение

Аутизм имеет физиологические симптомы, и лечение часто показано медикаментозное. Оно зависит от отклонений, наблюдающихся у ребенка. Если малыша мучает дисбактериоз, прописывают пробиотики. Если диагностирован авитаминоз, назначают соответствующие препараты. Жирные кислоты омега-три хорошо влияют на психику, уравновешивая и успокаивая ее. Для устранения расстройства желудка и кишечника не помешает давать пациенту пищеварительные ферменты.

Чтобы получить адекватное медикаментозное лечение, родителям ребенка с диагнозом «аутизм» нужно рассказать педиатру, как он проявляется в физиологическом плане. Возможно, придется пройти ряд дополнительных обследований. Выяснив все нюансы, можно лечить ребенка медицинскими препаратами.

Совет! Желательно получить и консультацию диетолога, поскольку аутизм у детей требует специального питания.

Народная медицина и диета

Рецепты народной медицины при коррекции аутизма можно использовать для снижения уровня тревожности. Решить проблему помогут травы. Можно давать ребенку чай из мяты и мелисы (столовая ложка растительного сбора на стакан кипятка).

Благотворное воздействие на нервную систему и мозг оказывает шлемник байкальский. Высушенный корень растения измельчается и дается ребенку по утрам в течение трех месяцев. Двухлетнему малышу достаточно объема, равного спичечной головки. С каждым годом доза увеличивается на пару грамм.

Определенной диеты при аутизме придерживаться не стоит. Но родителям важно помнить, что заболевание часто провоцирует дефицит витаминов группы В. Их следует восполнять, включив в рацион ребенка говяжью печень, куриные яйца, петрушку, укроп, авокадо, орехи, черный хлеб. У некоторых деток с аутизмом бывает непереносимость глютена или молочного белка. Продукты с их содержанием из меню придется исключить.

Успокаивающие травы

Успокаивающие народные рецепты на основе применения трав пригодятся для понижения агрессии, раздражительности, тревожного состояния ребенка-аутиста. Еще они нормализуют сон. Терапия продолжается ежегодно курсами по 2 месяца. Пить успокаивающие отвары детям разрешено с двухлетнего возраста.

  1. Чай с листьями мелиссы и мяты. Растения смешиваются в равных пропорциях, заливаются кипятком: стакан на 1 ст. л. трав. Можно добавить меда. Дозировка: 2-4 года – 50 мл 2 раза в сутки; 5-8 лет – 100 мл трижды в день; от шести лет – стакан 3 раза в сутки.
  2. Чай из душицы. Делается концентрированным – 0.5 л воды на 50 г травы. Душица заливается кипятком в какой-нибудь посуде, накрывается крышкой, обматывается одеялом либо кофтой, настаивается 2-3 часа. Двухлетним малышам пить по 25 мл 3 раза в сутки. Дозировка увеличивается на 25 мл с каждым годом.
  3. Настой из мелиссы с валерьяной. Оказывает успокаивающий эффект и благоприятно влияет на ЦНС, избавляет от страха, повышает умственную производительность. Корни валерьяны измельчаются и смешиваются с листьями мелиссы, пропорции 2:1. Ст. л. смеси варится 5 м в 300 мл воды, затем процеживается. Дозировка, как в первом рецепте.
  4. Успокаивающий сбор, повышающий активность головного мозга, устраняющий страх. В равных пропорциях смешиваются плоды шиповника, красной рябины, боярышника, цветы календулы, корень солодки, листья дербенника иволистного. Сбор тщательно измельчается. На 20 г берется стакан кипятка, настаивать час. Малышу следует пить по четверти стакана до еды.

Информация пригодится для коррекции детского аутизма.

  1. Популярные в определенной среде люди страдали расстройствами аутического спектра: Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон.
  2. Родителям следует поддерживать контакты с лечащим врачом малыша.
  3. У ребят-аутистов с младенчества часто проявляется трудный характер.
  4. Раннее диагностирование задержки развития малыша вместе с оперативным вмешательством улучшат прогноз дальнейшего протекания патологии.
  5. Следует приобщить чадо к культурным мероприятиям.
  6. Аутизм вылечить невозможно.

Следить за малышом, корректировать его поведение помогут советы-предупреждения:

  • у некоторых малышей развивается умственная отсталость и эпилепсия;
  • иногда проявляются расстройства психического, неврологического характера;
  • дети-аутисты часто испытывают сенсорные проблемы, дефицит внимания со стороны родителей;
  • запрещено говорить малышу, что он страдает неизлечимой болезнью!

Прогноз заболевания

Аутизм – не приговор. Что касается жизни пациента – прогноз благоприятный. Если говорить о ее качестве, все зависит от формы заболевания и его коррекции. Известно множество случаев, когда люди с аутичностью получают образование, создают семьи, работают и совершают научные открытия, создают шедевры в сфере искусства.

Родителям, услышавшим диагноз, не стоит впадать в панику и отчаиваться. Для детей с аутизмом важно, чтобы их любили. Семья тут играет главенствующую роль. Чем больше заботы, понимания, терпения проявят родственники, тем выше шансы ребенка на полноценную счастливую жизнь.

Мы выяснили, что причины аутизма у детей обычно не связаны с образом жизни родителей, не наследственны. Посыпать голову пеплом и винить себя в рождении малыша с отклонениями не стоит. Природа – штука непредсказуемая.

Важно как можно раньше выявить у крохи аутизм и начать корректирующие мероприятия. В нежном возрасте человек поддается им лучше. Не стоит полагаться на собственные силы, пытаясь социализировать ребенка. Помощь специалистов необходима. Но роль родителей в данной ситуации – первостепенна.

Смотрите видео доктора Комаровского — Аутизм у детей:

Аутизм — что это за болезнь? Причины развития аутизма, симптомы и ранние признаки

Аутизм у детей – это особое расстройство личности, которое, хоть и характеризуется нарушением социального поведения и приспособления к окружающим условиям, болезнью не является.

Развивается синдром в первые годы жизни ребенка, когда отмечается отсутствие или неадекватная реакция на слуховые или зрительные раздражители, странные страхи, повторяющееся поведение. Если же подобные симптомы отмечаются у подростка, данный диагноз сомнителен.

Уровень интеллектуального развития при этой болезни может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в ряде случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом - инвалиды.

Что это такое?

Аутизм - это психическое расстройство, возникающее из-за различных нарушений в головном мозге и отмечающееся всесторонним, выраженным дефицитом общения, а также ограничением социального взаимодействия, незначительными интересами и повторяющимися действиями.

Данные признаки аутизма обычно возникают с трёх лет. Если возникают похожие состояния, однако с менее выраженными признаками и симптомами, то их относят к заболеваниям аутистического спектра.

Причины аутизма

Чаще всего дети с РДА физически абсолютно здоровы, никак видимых внешних недостатков у них не проявляется. У матерей беременность протекает без особенностей. У больных малышей строение мозга практически не отличается от нормы. Многие замечают даже особую привлекательность лицевой части у малыша-аутиста.

Однако в отдельных случаях другие признаки болезни все же проявляются:

  • инфицирование матери краснухой в период беременности;
  • хромосомные аномалии;
  • туберозный склероз;
  • нарушение обмена жиров – женщины с ожирением имеют высокий риск родить ребенка с врожденным аутизмом.

Все вышеперечисленные состояния отрицательно отражаются на мозге ребенка и способны привести к развитию аутизма. Согласно данным исследований, свою роль играет генетическая предрасположенность: при наличии в семье аутиста риск развития болезни увеличивается. Однако достоверные причины не названы до сих пор.

Как аутичный ребенок воспринимает мир?

Считается, что аутист не может объединять детали в единый образ. То есть человека он видит как несвязанные уши, нос, руки и другие части тела. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт. Малыш пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.

Симптомы аутизма у ребенка

У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста (см. фото).

Поведенческие характеристики, используемые для описания синдрома аутизма:

Нарушено развитие неречевой и речевой коммуникации. Характерно:

  1. Речь нормальная, но беседовать с другими ребенок не может;
  2. Речь ненормальная по содержанию и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации;
  3. Отсутствие мимики и жестов. Может отсутствовать и речь;
  4. Ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза;
  5. Речь ненормальная фонетически (проблемы с интонацией, ритмом, монотонность речи).

Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов. Характерно:

  1. Предпочтение отдает уединению, играм с самим собой;
  2. Отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям;
  3. Тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках;
  4. Неестественное, нервное, отчужденное поведение;
  5. Ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки;
  6. Испытывает требование точно повторять одни и те же действия;
  7. Концентрирует свое внимание на чем-то одном.

Нарушено развитие социальных навыков. Характерно:

  1. Игнорирование чувства и существование других людей (даже родителей);
  2. Не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости;
  3. Дети не желают общаться и дружить с ровесниками;
  4. Никогда не подражают ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией.

Люди, страдающие аутизмом, отличаются неровным развитием, что дает им возможность быть талантливыми в какой-то узкой области (музыка, математика). Для аутизма характерно нарушение развития социальных, мыслительных, речевых умений.

Аутизм у ребенка старше 11 лет

Простые навыки общения освоены, но ребенок предпочитает проводить время в безлюдном помещении. Отмечаются и другие признаки:

  • интерес направлен только на одну область, игрушку, мультфильм, передачу;
  • дефицит внимания;
  • бесцельные сложные движения;
  • соблюдение собственных, часто нелепых со стороны, правил;
  • непонятные страхи также имеют место;
  • гиперактивность;
  • потребность в однообразном расположении мебели и вещей в доме – если ее переместить, у ребенка может быть истерика или паническая атака;
  • ребенку надо соблюдать определенную последовательность при одевании, пробуждении, отходе ко сну;
  • агрессия, направленная на себя.

Обучение детей с аутизмом затруднено, но это не значит, что у всех аутистов имеется низкий IQ – им трудно быстро сменять род деятельности и рассеивать внимание одинаково на несколько предметов. Воспитание требует огромных сил со стороны родителей: ведь если малыш научился ходить на горшок или переодеваться дома, это не значит, что он сможет это сделать в гостях или в детском саду.

Симптомы заболевания в возрасте от 2 до 11 лет

Дети с аутизмом в этом возрасте все также испытывают актуальную для предыдущего периода симптоматику. Ребенок на собственное имя не отзывается, в глаза не смотрит, любит находиться в одиночества, отсутствует интерес к другим детям. Помимо этого отмечаются и другие характерные симптомы заболевания:

  1. Возможно, опять же, повторение однотипных действий (своеобразных ритуалов), при смене привычной для себя обстановки у него возникает сильное беспокойство.
  2. Ребенок знает лишь несколько слов, может вообще не разговаривать.
  3. Возможно постоянное повторение ребенком одного и того же слова, беседу он не поддерживает.
  4. В основном своем большинстве дети с аутизмом с большими усилиями приобретают навыки, для них новые, в школьном возрасте у них отсутствует способность к чтению или к письму.

У некоторых детей развивается интерес к определенному типу деятельности, к примеру, к математике, к музыке, рисованию и т.д.

Признаки раннего детского аутизма до 2 лет

В большинстве случаев проявления заболевания отмечаются у детей в течение уже первого года их жизни. Могут наблюдаться характерные отличия поведения больного ребенка от поведения ровесников. Отмечаются и следующие симптомы:

  1. Ребенок крайне редко улыбается;
  2. Отсутствует привязанность к матери. Так, ребенок не плачет, как другие дети, когда она куда-то уходит, он ей не улыбается и не тянется на ручки;
  3. Ребенок с аутизмом не смотрит на лицо родителей, в их глаза;
  4. Возможно неадекватное реагирование ребенка на раздражители, для других незначительные (свет, приглушенные звуки и пр.), помимо этого он может испытывать страх из-за них.
  5. Отмечается агрессивность ребенка в отношении других детей, он не стремится к общению с ними и к общим играм;
  6. Больной ребенок отдает предпочтение в игре лишь одной игрушке (либо отдельной ее части), интерес к остальным игрушкам отсутствует;
  7. Отмечается задержка в развитии речи. Так, к 12 месяцам ребенок не гулит, не использует простейших слов к возрасту 16 месяцев, к возрасту 24 месяцев не воспроизводит простых фраз.

Между тем важно заметить, что такие симптомы вовсе не являются исключительными показателями актуальности аутизма, хотя и требуют определенного беспокойства. А потому избегание ребенком общества, его молчаливость, погруженность в себя – все эти проявления необходимо обсудить с педиатром.

Уровень интеллекта при аутизме

Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.

Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам. Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области,называют савантизмом. Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз. Или нарисовать картину, увиденную единожды, с точностью до полутонов. Или держать в голове столбики цифр, производя сложнейшие вычислительные операции без дополнительных средств.

Степени тяжести

Выделяют несколько степеней тяжести, по которым еще более понятно, что такое аутизм:

1 степень Дети могут общаться, но в необычной обстановке легко теряются. Движения неловкие и медленные; ребенок не жестикулирует, его речь амимична. Иногда таким малышам ставят диагноз Задержка психического развития.
2 степень Дети не создают впечатление замкнутых или отрешенных. Они много говорят, но при этом ни к кому не обращаются. Особенно они любят повествовать о сфере своих интересов, которую изучили досконально.
3 степень В привычной обстановке ребенок нормально себя ведет, но при посещении новых мест у него случается приступ паники или самоагрессии. Такой больной путает местоимения, отвечает бесполезными штампами.
4 степень Дети не реагируют на обращение, не смотрят в глаза, практически не говорят. Если им комфортно, они часами сидят, глядя перед собой, дискомфорт проявляется в криках и плаче.

Диагностика аутизма

Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу.

Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.

Основными методами диагностики аутизма у детей являются:

  • осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости;
  • ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
  • УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
  • проведение тестов со специальными опросниками.

Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.

Лечение аутизма

Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? –Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.

Принципы воспитания ребенка-аутиста:

  1. Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у аутиста и заставляют еще глубже «уходить в себя».
  2. Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.
  3. Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.

На современном этапе помощь больным детям может оказать только составленная грамотным специалистом коррекционная программа – последовательность действий, которые проводят не для того, чтобы вылечить аутизм (он не лечится), а с целью максимальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды.

Для выполнения этой программы очень важна помощь родителей, ведь для малыша весь мир непонятен и враждебен.

Коррекция проводится в особых реабилитационных центрах (например, Наш солнечный мир или Детство). Коррекционная программа зависит от формы и степени тяжести заболевания. В нее входят:

  • медикаментозное лечение;
  • безглютеновая диета;
  • иппотерапия;
  • поведенческая терапия;
  • музыкальная терапия;
  • игротерапия;
  • дельфинотерапия;
  • массаж.

Занятия разными видами терапии могут проводиться в различных центрах. Так, иппотерапия проводится обычно в специально оборудованном манеже, лечение музыкой – в особых кабинетах. Лечебная физкультура и массаж обычно проводятся в условиях одной клиники.

Что делать?

Да, аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни. Но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

  1. Самое важное - не маскировать диагноз за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке как о гениальном также вредно, как и подавленное состояние от его неуспешности.
  2. Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

Помните, что без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.

Обучение ребенка-аутиста

Аутичный ребенок, как правило, в обычной школе учиться не может. Чаще обучением на дому занимаются родители или приходящий специалист. В крупных городах открыты специальные школы. Обучение в них проводится по специальным методикам.

Наиболее распространенные учебные программы:

  • «Время на полу»: методика предлагает лечение и обучение навыкам общения проводить в игровой форме (родитель или педагог по несколько часов играют с ребенком на полу).
  • «Прикладной поведенческий анализ»: поэтапное обучение под руководством психолога от простых навыков до формирования разговорной речи.
  • Методика по программе «Больше, чем слова» обучает родителей пониманию невербального способа общения с ребенком с помощью жестов, мимики, его взгляда и др. Психолог (или родители) помогают ребенку в формировании новых методов для общения с другими людьми, более понятных им.
  • Методика обучения с помощью обмена карточками: используется при тяжелой форме аутизма и при отсутствии речи у ребенка. В процессе обучения ребенку помогают запомнить значение различных карточек и использовать их для общения. Это дает возможность ребенку проявлять инициативу и облегчает общение.
  • «Социальные истории» – это своеобразные сказки, написанные педагогами или родителями. В них следует описывать ситуации, вызывающие страхи и тревогу ребенка, а мысли и эмоции героев историй подсказывают желаемое поведение ребенка в подобной ситуации.
  • Программа ТЕАССН: методика рекомендует индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей, цели обучения. Эта техника может сочетаться с другими технологиями обучения.

Строгий распорядок дня, постоянные и не всегда успешные занятия с ребенком, страдающим аутизмом, накладывают отпечаток на жизнь всей семьи. Такие условия требуют от членов семьи необыкновенного терпения и толерантности. Но только любовь и терпение помогут достичь хоть малейшего прогресса.

Прогноз при аутизме

Число британских исследований, говорящих о качественных изменениях и посвящённых долгосрочному прогнозу, небольшое. Некоторые повзрослевшие аутисты приобретают незначительные улучшения в коммуникативной сфере, но у большего числа эти навыки только ухудшаются.

Прогнозы развития аутистов такие: 10 % взрослых больных имеют несколько друзей, требуют некоторую поддержку; 19 % имеет относительную степень независимости, однако остаются дома и нуждаются в повседневном наблюдении, а также значительной поддержке; 46 % нуждаются в попечении специалистов по аутистическим расстройствам; а 12 % больным необходим высокоорганизованный больничный уход.

Шведские данные за 2005 год в группе, где было 78 взрослых аутистов, показали результаты еще хуже. Из общего числа только 4 % жило независимой жизнью. С 1990-х, а также с начала 2000-х рост сообщений новых случаев аутизма значительно увеличился. С 2011-2012 года расстройство аутистического спектра наблюдалось у каждого 50-го школьника в США, а также у каждого 38-го школьника Южной Кореи.

Аутизм — это серьезное расстройство психического здоровья у детей. Первые клинические симптомы заболевания проявляются в раннем возрасте - до 2 лет. В основе болезни лежат отклонения, связанные с нарушением развития головного мозга.

Основными признаками патологии является ярко выраженная ограниченность социального общения и отсутствие каких-либо интересов. Дети, страдающие аутизмом, не способны построить в будущем нормальные человеческие отношения.

Это заболевание распространено в современном мире. По данным статистики, на 1000 новорожденных приходится 6 случаев аутизма. Болезнь в 4 раза чаще поражает мальчиков.

Ученые до сих пор спорят о возможных причинах мутации генов, с целью найти лекарство от аутизма. Но вопрос о том, почему происходит сбой в генах, несущих ответственность за созревание синаптических связей в мозге, - остается открытым.

Не существует четкого перечня факторов, которые могут вызвать этот недуг. Учеными было выдвинуто немало теорий, относительно этиологии аутизма, но несмотря на многочисленные исследования многие из них, остались неподтвержденными. Возможно, эта проблема будет до конца изучена в будущем.

Наследственная предрасположенность

Несмотря на многочисленные споры, специалисты сходятся в одном: болезнь начинает формироваться уже в процессе внутриутробного развития плода. Поэтому нет сомнений в генетической природе этого недуга.

Доказано, что наличие в кругу ближайших родственников человека, страдающего аутизмом, значительно увеличивает вероятность рождения на свет ребенка с таким же диагнозом. По мнению многих ученых, феномен развития этой патологии заключается в неудачном соединении генов и неблагоприятном воздействии на организм будущей матери окружающей среды (токсинов, вирусов, соматических заболеваний и т. п.).

Химические и биологические факторы

Следующей причиной развития аутизма являются расстройства гормональной и иммунной природы, а также различные нарушения, затрагивающие нервную систему. Некоторые ученые уверены, что стать провокатором заболевания могут обыкновенные вакцины для детей, но это мнение до сегодняшнего дня остается неподтвержденным.

Поэтому если после проведения прививки в поведенческих реакциях и самочувствии ребенка возникли какие-либо выраженные изменения, скорее всего, речь идет о наличии не обнаруженного в прошлом расстройства, которое до этого момента являлось скрытым и ничем себя не проявляло. То есть вакцинация в данной ситуации вполне может сыграть роль так называемого патологического пускового механизма.

Также популярностью пользуется теория негативного влияния на развитие головного мозга мучной и молочной продукции - пищи, содержащей такие вещества, как глютен и казеин. Ученые, занимающиеся этой проблемой, утверждают, что белки вызывают серьезные расстройства нервной системы новорожденных и грудных детей, в связи с чем и диагностируются ранние симптомы аутизма.

Неблагоприятное влияние на детский организм может оказать неблагополучие воздушной атмосферы, окружающей человека: всевозможные соли тяжелых металлов, выхлопные газы, химические растворители, никотин и токсины отражаются на уровне развития головного мозга и нервной системы ребенка, поэтому они вполне могут являться одной из причин развития аутизма.

Перинатальная патология

У некоторых детей вскоре после рождения диагностируются органические поражения отдельных участков головного мозга, которые появились еще во время периода внутриутробного развития. Причины возникновения этих аномальных явлений обусловлены инфекционными заболеваниями матери в период беременности (в частности, ), физическими и психическими травмами, а также риском, связанным с профессиональной деятельностью женщины (отравление организма солями тяжелых металлов, облучение и пр.).

Известны случаи, когда сама природа в первые недели беременности «отбраковывает» нездоровое потомство, которое обладает определенными нарушениями на генетическом или органическом уровне. Поэтому существует теория, согласно которой вероятность рождения на свет ребенка, страдающего аутизмом, повышается, если у будущей матери вовремя гестации диагностировалась .

Прием антибиотиков

Излишнее употребление антибактериальных препаратов негативно отражается на организме детей и может послужить внешней причиной, провоцирующей развитие аутизма. Дело в том, что антибиотики - это не просто вещества, которые направлены на борьбу с инфекционным фактором, но и чужеродные по своей природе компоненты для человеческого организма, проникающие внутрь него. Они чрезмерно активизируют детскую иммунную систему.

Курсовое лечение препаратами антибактериальной терапии должно назначаться со строгим учетом патогенеза инфекции, не являться токсичным и давать терапевтический эффект.

Антибиотики должны использоваться в самых минимальных для возраста ребенка дозах. В противном случае бесконтрольный длительный прием препаратов способен нанести ущерб клеточным структурам головного мозга, что, в свою очередь, может стать толчком к развитию психических расстройств, в частности, аутизма.

Особенности воспитательного процесса

Поведение родителей серьезно сказывается на психическом здоровье малыша. Отклонения в этой сфере может вызвать напряженная обстановка внутри семьи, систематические скандалы с рукоприкладством, физические наказания, которые применяются непосредственно к ребенку, - все это может говорить ему о том, что его не любят и отвергают.

Даже в раннем возрасте он начинает замыкаться, чтобы найти причины в себе. Это может привести к формированию психического расстройства с последующим развитием аутизма. Отрицательные эмоции накапливаются.

На этом фоне его головной мозг защищаясь, затормаживает основные процессы развития, стремясь оградить детскую психику от влияния внешней действительности, подталкивая решение всех имеющихся проблем к простым стереотипным действиям и поступкам. Этим и обусловлен повторяющийся механизм действий у детей, страдающих аутизмом.

Стрессовый фактор

Под влиянием стресса в кровь выбрасывается гормон дофамин - секрет, влияющий на передачу импульсов в тканях головного мозга. Хронический стресс может стать причиной медленного формирования аутизма, с постепенным появлением симптомов, характерных для этого заболевания: отчужденность к окружающим, отсутствие интереса к внешнему миру, повторение одного и того же механизма действий.

Гормональный фактор

Дать начало развитию аутизма у детей может недостаточное количество таких гормонов, как адреналин и норадреналин. Нехватка также провоцирует неадекватную психическую реакцию со стороны больного - отсутствием улыбки, нежеланием контактировать с окружающими, выраженной апатичностью.

Гормональные нарушения приводят к патологическим изменениям метаболизма, то есть происходит нарушение его нормальной физиологической внутренней среды.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома