Страна которая поставляет пресную воду в нидерланды. Жилье на воде в нидерландах. Климатические зоны Нидерландов

Королевство Нидерланды , также нередко называемые Голландией (хотя это лишь одна из провинций страны), рождают множество разных ассоциаций: мельницы и тюльпаны, каналы и сыр, наконец, марихуана и кварталы «красных фонарей» – небольшое европейское королевство оставило изрядный след в массовой культуре и сознании. Страна очень популярна именно для экскурсионного туризма – ежегодно её посещают около 11 миллионов туристов, что немногим меньше её населения, и это при том, что своим климатом она едва ли способна кого-то привлечь. Зато это самая что ни на есть классическая Европа, с обширным архитектурным и культурным наследием, свободными нравами и спокойной жизнью, старинными городишками и живописными деревеньками. Каждый город способен влюбить в себя любого посетителя, все они имеют свою яркую индивидуальность, и каждый уголок Голландии способен предложить что-то новое.

Климатические зоны Нидерландов

Нидерланды полностью лежат в зоне умеренного морского климата, разница между областями минимальна из-за небольших размеров и равнинного рельефа. Можно выделить лишь одну существенную особенность – чем ближе к морю, тем мягче климат, в удалённых же от него провинциях перепады между сезонами чувствуются сильнее. Лето жарким не назвать, но и зима довольно теплая, практически в любое время года часты дожди и ветрено – отсюда и обилие ветряных мельниц. Едва ли не половина Голландии располагается ниже уровня моря, здесь в Северное море впадают три крупные реки – Рейн, Шельда и Маас, из-за чего уровень влажности воздуха высок круглый год.

Мягкость климата и малые перепады температур между сезонами вызваны близостью моря и ветрами, задувающими с его стороны, охлаждающими Нидерланды в тёплое время года, и наоборот греющими зимой – хотя при этом они всё равно довольно холодны, и зимние ветра могут быть крайне неприятными. Из-за этого же погода переменчива, она может меняться буквально раз в несколько часов. Солнечные дни – настоящий праздник, пасмурных здесь гораздо больше. Из-за всего этого сами голландцы склонены постоянно жаловаться на свою погоду, но это смотря с чем сравнивать! При всей пасмурности, прохладном и нестабильном лете, она всё же отличается мягкостью.

Чтобы попасть в страну вам потребуется Шенгенская виза. Если у вас её нет, то лучше начинать оформление минимум за три месяца до поездки. Гражданам Украины Шенгенская виза не требуется.

Туристические сезоны

Когда лучше всего посетить Нидерланды?

Продолжается туристический сезон круглогодично, ведь в первую очередь отдых в Нидерландах – это экскурсии, а для них здесь условия мало меняются что летом, что зимой. И всё же можно выделить высокий сезон – пик туристической активности, и низкий – когда она на спаде.

Высокий сезон

Он начинается с середины весны и длится до конца лета. Весна – пора цветов, и немало людей приезжают сюда, чтобы посмотреть на многочисленные цветочные выставки, проходящие по всей стране. Что до лета, то на этот период приходятся каникулы у студентов, составляющих немалую часть приезжающих, а у европейских офисных работников чаще всего именно в эти месяцы отпуск – и нередко они выбирают целью поездки именно Голландию, ведь это зимой тянет в тропики, а лето – самое время для поездок по Европе. Также в наиболее тёплые месяцы (июль и август) будет приятно совершить поездку по амстердамским каналам или даже вдоль всего голландского берега – а то и отправиться дальше, к берегам бельгийским и французским.

Низкий сезон

Если сентябрь ещё тёплый – его можно сравнить с июнем, то в октябре холодает и активность туристов угасает. Этот период продолжается вплоть до марта, за исключением рождественских и новогодних каникул, на которые приходится всплеск посещений. Отдых в низкий сезон обойдётся куда дешевле, при этом особенных неудобств, связанных с климатом, вы испытывать не будете – разве что небо постоянно будет хмурым, и дожди станут вашими постоянными спутниками – но так в Голландии круглый год.

Немало туристов стремятся попасть в Нидерланды именно в месяцы наиболее активного цветения, ведь королевство знаменито своими цветами, которые продаются во многих странах мира. Главная гордость голландцев – тюльпаны, и их цветение начинается в последних числах марта, а продолжается вплоть до конца мая.

Примечательные места Нидерландов

Именно во время цветения тюльпанов стоит приезжать в крупнейшие цветочные парки в стране – такие как Кёкенхоф, известный как «Сад Европы». Помимо тюльпанов здесь представлено и множество других цветов, таких как гиацинты, крокусы, нарциссы, лилии, герберы, розы, ирисы, орхидеи и другие. Но преобладают всё же тюльпаны – парк раскинулся на площади в 32 гектара, на которой разместилось 7 миллионов цветов – и 4,5 миллиона из них именно тюльпаны, относящиеся к сотне разновидностей! Помимо цветов в парке представлено множество деревьев, озёр, водопадов, каналов. Везде пролегают ухоженные дорожки, украшенные скульптурами, можно посетить ферму, павильон «Королевских шляп», чайный павильон, детский и так далее – развлекательная программа не даст заскучать. В конце апреля здесь можно застать «парад цветов», в ходе которого едут огромные цветочные платформы и проводятся выставки.

Помимо Кёкенхофа в Голландии ещё множество крупных садов, ведь цветы разводят по всей стране – в первую очередь стоит выделить сады Аппельтерна, Беннеброка и Лиссе. А если вы пропустили весенние цветочные выставки, то в начале сентября проходит ещё один цветочный парад, в ходе которого они перевозятся из Алсмера до Амстердама. Путешествие туриста чаще всего начинается именно с него, и вряд ли этот город вас разочарует: здесь прекрасная архитектура, множество каналов и мостов – всё это создаёт отличный образ города, по которому можно путешествовать часами, постоянно находя в нём что-то интересное. Больше всего достопримечательностей в старинном центре – от королевского дворца и до квартала красных фонарей, обосновавшегося здесь ещё в XIV веке – теперь это историческая достопримечательность.

Амстердам вместе с Роттердамом, Гаагой, Утрехтом, Лейденом и другими городами входит в Рандстад – крупную агломерацию, в которой проживает почти половина населения Нидерландов. Гаага – настоящая столица, именно здесь располагаются все органы власти и проживает монарх. Здесь можно найти множество архитектурных достопримечательностей – замков и дворцов, а ещё и морские пляжи, на которых летом будет приятно искупаться. Утрехт славится старинной архитектурой: колоритными средневековыми улочками, мостами и каналами. Вместе с Лейденом это университетские города со своей атмосферой. Ну а завершает черёд крупнейших городов агломерации современный Роттердам с клубами и магазинами.

Север страны куда менее густо населён и не облюбован туристами из-за рубежа, но сами голландцы любят отправляться сюда в короткий отдых на выходные, особенно популярна Фрисландия со своими островами и озёрами.

Южные провинции, такие как Лимбург или Северный Брабант, отличаются от центральных и северных укладом – они живут на «бургундский манер» и привержены католичеству. Здесь же можно найти умиротворяющие пейзажи: бескрайние поля с пасущимися стадами, деревушки и замки. Эти места словно сошли с открыток, настолько они умиротворённые и уютные, и за это их очень любят велосипедисты – действительно, очень приятно провести здесь несколько дней, просто катаясь на велосипеде по прекрасным лимбургским просторам.

Погода по месяцам

Март-апрель

Погода в эти месяцы не слишком-то тёплая: в марте в среднем 7 °C, в апреле всего на два-три градуса теплее. Зато природа расцветает с каждым днём! К концу марта начинается период цветения тюльпанов, после чего можно постоянно любоваться цветочными полями по всей Голландии. Радует апрельская погода и относительной сухостью – солнечными дни выдаются довольно-таки часто.

Май-июнь

В мае приходит летнее тепло – не то чтобы оно истинно летнее, скорее как раз-таки майское, то и в следующие месяцы существенно теплее в Голландии уже не станет. Продолжают цвести тюльпаны и другие цветы, а вот в июне их остаётся куда меньше. Погода становится стабильнее, насколько это возможно в Нидерландах, по крайней мере неожиданных заморозков уже можно не опасаться, но по ночам в мае всё ещё может быть холодно.

Июль-август

Пик тепла, когда можно купаться в море, но всё же погода остаётся переменчивой – внезапно может стать довольно прохладно. Очень часто идут дожди, а потому ясная погода становится настоящим поводом для радости. Зато жары уж точно не стоит опасаться: средняя температура составляет 20 °C, и даже тридцатиградусная жара – очень редкое явление.

Несколько вещей, которые необходимо сделать в Голландии: совершить прогулку на велосипеде, посвятив ей целый день; вживую посмотреть на поле тюльпанов; покататься по каналам; попробовать местные сыр и селёдку. Без выполнения всех этих пунктов можете считать, что вы здесь и не были!

Сентябрь-октябрь

Сентябрь даже чуть теплее мая, почти не отличаясь в этом отношении от июня, хотя к последней неделе может похолодать. Большую часть месяца стоит приятная погода, располагающая к экскурсиям, а вот в октябре уже может стать довольно холодно. Вернее сказать, дело не столько в холоде, сколько в ветрах и усиливающихся дождях, которые могут испортить поездку, если при этом окажется ещё и холоднее обычного. Зато осенние Нидерланды очень красивы.

Ноябрь-декабрь

В эти месяцы холодно, ветрено и слякотно. Средняя температура составляет 6-7 °C, но по ощущениям кажется, что холоднее. Стоит запастись тёплыми вещами, которые спасут вас от пронизывающих голландских ветров, и обязательно непромокаемой обувью – и тогда экскурсия может оказаться вполне приятной. А к концу года здесь открываются рождественские ярмарки, позволяющие весело провести праздники.

Январь-февраль

Если повезёт, то на новогодние каникулы может выпасть снег, но чаще всего стоят плюсовые температуры. Они не слишком приятны из-за того, что постоянно моросят холодные дожди, и потому холодные зимы в Голландии любят, ведь можно покататься на коньках по замёрзшим рекам.

Погода в городах и курортах по месяцам

Амстердам

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 6 6 10 14 17 20 22 22 19 15 10 6
Средний минимум, °C 1 1 3 5 8 11 12 12 11 8 4 2
Погода в Амстердаме по месяцам

Арнем

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 5 6 10 14 18 21 23 23 19 14 9 5
Средний минимум, °C -0 -1 2 4 8 10 12 12 10 7 3 0
Погода Арнем по месяцам

Гаага

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 6 6 9 13 17 19 21 22 18 15 10 7
Средний минимум, °C 1 1 3 5 8 11 13 13 11 8 5 2
Погода Гаага по месяцам

Гронинген

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 5 5 9 13 17 20 22 22 19 14 9 5
Средний минимум, °C -0 -1 1 3 7 10 12 12 9 6 3 0
Погода Гронинген по месяцам

Зволле

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 3 2 8 12 16 19 20 20 18 13 8 6
Средний минимум, °C 0 -2 2 4 8 12 14 14 11 8 3 2
Погода Зволле по месяцам

Маастрихт

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 5 6 10 14 18 21 23 23 19 15 9 6
Средний минимум, °C 0 0 3 5 9 11 14 13 11 7 4 1

Первое время моего пребывания в Голландии мне и в голову не приходило, что здесь может быть пляжный отдых или его подобие. В стране, где часто идут дожди, сильные ветра, Северное море, мало солнца и почти не бывает жаркой погоды, какой пляжный отдых? Но приближалось лето, а знакомство с Голландией проходило все ближе. Так выяснилось, что голландцы очень жаркий народ, жаркий в том смысле, что даже в +10 градусов могут ходить в одних кофтах, и дети поздней осенью у них гуляют без шапок и в куртках нараспашку. Чуть солнце выглядывает из-за туч, голландцы высыпают на улицы, в открытые террасы кафе - пить кофе и в свои дворики - жарить барбекю и наслаждаться солнцем. Оказалось, что местные жители очень любят проводить время на пляжах. Поэтому я тоже как большой любитель морских прогулок, решила изучить этот вопрос и побывать на голландских пляжах в разные времена года, летом мне даже удалось искупаться на одном из них.

Общая протяженность голландских пляжей на Западном побережье и Западно-Фризских островах больше 280 километров. На некоторые пляжи сложно попасть ввиду их удаленности от населенных пунктов, поэтому я расскажу о 3 самых популярных и легкодоступных пляжах Голландии.

Особенности голландских пляжей

Но для начала остановлюсь на характерных особенностях отдыха на голландском побережье Северного моря. Собираясь провести время на голландском пляже, не забывайте, что:

  • В Голландии очень сильные ветра. В летнее время вы можете не заметить, как припекает солнце, и сгореть. Кстати, для защиты от ветра на пляжах стоят мини-палатки-ширмы. Я такие больше нигде не встречала. В другие же времена года вас может просто продуть во время прогулок. Каждый раз, собираясь на Северное море, я смотрю прогноз погоды, вроде бы достаточно тепло, не беру с собой теплые вещи, в надежде, что в этот раз будет по-другому, и каждый раз я уезжаю оттуда вся продрогшая, ветер сильнейший! Даже если обещают достаточно теплую погоду, возьмите с собой не продуваемые и теплые вещи.
  • Северное море на то и Северное, чтобы температуры воды в нем была невысокая, в самые жаркие дни температура не превышает 20 градусов. Но с другой стороны и остывает она куда медленнее, поэтому можно попробовать искупаться там и не в самый сезон. Но весной вода казалась очень холодной, возможно, из-за сумасшедшего ветра. А так купальный сезон в Голландии с июля по конец августа.
  • Все пляжи объединяет чистота, протяженность и мелкий песок.
  • На всем побережье красивейшие закаты.
  • Все городские пляжи с хорошей инфраструктурой - кафе, ресторанчики, фудтраки.
  • На пляжах есть все морские развлечения, начиная от прогулок на катере и заканчивая кайт-серфингом.

Пляж в Гааге – Схевенинген

Мое знакомство с пляжами Голландии началось с поездки в Гаагу. Чем ближе подходишь к морю, тем больше ощущается морской воздух, даже строения вокруг меняются на типичные курортные домики. Когда я первый раз оказалась на пляже в Гааге, у меня перехватило дух от такой красоты. На улице стоял май, бескрайний песчаный пляж, люди гуляют по песку около воды, жуткий ветер, сильные волны, вдалеке Англия, спортсмены в гидкостюмах на досках, дети с воздушными змеями и по колено в воде, милые кафешки на берегу и рыбные ларьки, где можно отведать разных морских гадов. Когда попадаешь на этот пляж, сразу возникает ощущение морского курорта. Пляж Схевенинген является самым большим на территории Голландии. Он имеет протяженность до 3 километров (!) оборудованной территории. Пляж очень чистый, специальные машины очищают территорию 2 раза в день. Конечно, не в летний период никто не купается, но приехать туда стоит обязательно даже для того, чтобы просто прогуляться у воды, полюбоваться песчаными дюнами, посидеть в одном из уютных кафе и отведать голландской рыбы, которую вылавливают прямо здесь же.

Проходя по бульвару около пляжа нельзя пройти мимо работ американского скульптора Тома Оттернесса, которые являются экспозицией современного музея, расположенного недалеко от пляжа. Это забавные человечки разных размеров и в разных позах заполонили часть набережной.

Этот пляж не только самый большой, но и самый популярный, туда приходят и местные жители, и туристы. В летнее время, когда погода все-таки радует голландцев, на пляже не протолкнуться, весь пляж усыпан загорающими, в море плещется куча людей – от самых маленьких до людей почтенного возраста. Но если голландцы привыкли к такому морю, то для приезжих оно может показаться холодноватым. Но помимо спокойного отдыха на пляже есть еще и масса развлечений. Для детей да и для взрослых самый большой аквапарк в Голландии – Дуинрел. Он соединен вместе с зоопарком морских обитателей Северного моря. Кстати, для детей на пляже есть детские зоны, а еще оборудованные площадки для игры в волейбол, баскетбол и футбол.

О, кстати, будьте аккуратны, чайки на пляжах прямо-таки атакуют людей с едой. Они пикируют прямо к вам руки и пытаются ухватить кусочек. Здесь они не из стеснительных обитателей, а настоящие хозяева пляжа.


Как же добраться до Схевенингена? Самый простой и удобный вариант из 2 видов транспорта:

Сначала нужно преодолеть путь от Амстердама до Гааги (Amsterdam Centraal- Den Haag Centraal), который составляет всего 46 минут. Билет на поезд стоит 11,2 евро в одну сторону. Но чтобы сэкономить деньги, перед поездкой не забудьте посетить 2 сайта Spoordeelwinkel и Treinreiziger , где собраны все предложения на транспорт. Так, например, в одном из магазинов Амстердама (Hema, Albert Heijn, Kruidvat и др.) в дни акций можно купить дневной билет на поезда за 14 евро в 2 стороны. Существенная экономия!

Приехав в Гаагу, нужно пересесть на трамвай № 1 или №9 по маршруту Station Den Haag Centraal - strand Scheveningen Noorderstrand, Den Haag, который и довезет до пляжа. Трамваи ходят достаточно часто, а на электронном табло можно посмотреть время ожидания. Стоит проезд в одну сторону 1,76 евро, купить билет можно у водителя. И вот через 20 минут вы на пляже.

Мы же решили не садиться на трамвай, а отправиться смотреть город, посетить парк миниатюр Мадуродам, а дальше уже подойти к морю, поэтому мы выбрали пеший маршрут до пляжа. Ради чудесной прогулки вдоль живописного канала и знакомства с городом можно выбрать этот вариант, но только если вы рассчитываете свои силы. Потому что обратный путь до вокзала мы были уже не в состоянии преодолеть и выбрали поездку на трамвае. Ради экономии времени и сил вполне оправдано.

Пляж Зандворт: 30 минут на поезде и мы у моря!

Второе место, где мы оказались на голландском побережье - это Зандворт, а рядом с ним и Блоемендааль (в 20 минутах ходьбы от Зандворта). Это местечко находится всего в получасе езды от Амстердама. Пляж даже иногда называют амстердамским из-за близости к столице. Что может быть лучше: стоимость проезда в одну сторону от Амстердама до Зандворта (Amsterdam Centraal- Zandvoort aan Zee) – 5,4 евро. И идти до пляжа здесь всего 7 минут. Территория пляжа чуть меньше чем в Гааге, но из-за близости к столице и маленьких тратах на дорогу, можно выбрать этот вариант.

На этом пляже нам удалось искупаться и немножко погреться на солнышке. Море было холодное и очень мутное, вероятно, из-за сильных волн и большого количества народа в воде. Но пляж в Зандворте идеально подходит для детей, потому что береговая линия здесь очень ровная, долго-долго идешь вперед, а вода все равно тебе по колено. В подтверждение слов о чистоте голландского побережья пляжи Зандворта и Блоемендааля отмечены Голубым флагом.

На пляже ездят фудтраки с едой: сначала подъезжает с мороженым, потом с рыбой, потом с напитками, вам даже не надо никуда бежать. Но, конечно, в Зандворте есть и приятные кафешки на берегу, которые с радостью встречают своих посетителей. Кафе работают круглый год, разница только в том, где вы будете сидеть: в летнее время можно расположиться на террасе или под зонтиком, а зимой насладиться приятными интерьерами. Летом на пляжах регулярно проводятся разные вечеринки, тусовки, музыкальные фестивали и диджей-сеты.

Оказалось, что здесь же находится главный нудистский пляж, мы правда его не видели.


На пляж в Зандворт лучше отправляться, если у вас не так много времени: шаговая доступность от вокзала и близость к Амстердаму - главные козыри этого местечка. Не так масштабно как в Гааге, но тоже довольно мило, можно прогуляться вдоль берега, побегать босиком и насладиться морским воздухом.

Остров-мечта Тессель

Пляжи острова Вессель – где солнце садится на воду, где бескрайние просторы, а морская гладь сливается с горизонтом. Все это было показано в фильме «Достучаться до небес». Именно на этот пляж Западно-Фризских островов Голландии приезжали главные герои фильма. Там были показаны потрясающие виды, поэтому очень хочется побывать на этом острове, но моя мечта пока еще не осуществилась. Связано это, прежде всего, с непростой дорогой:

  • Сначала нужно добраться на поезде от Амстердама до Ден Хелдера (Amsterdam Centraal- Den Helder), время в пути 1 час 14 минут, стоимость проезда в одну сторону - 14,1 евро.
  • От станции Ден Хелдера на автобусе до места отправления парома.
  • И затем уже на пароме до острова. Билет продается в обе стороны и стоит 2,5 евро.
  • От порта Тессела отходит маршрутка или автобус 28, который отвозит в столицу Ден Бург или к морю в город Де Коог.

Это экологически чистый район, где вся территория острова занята полями, пастбищами и туристическими зонами. Самое популярное место на острове - город Де-Коог, где проходили съемки фильма. Когда просматриваешь фильм и фотографии оттуда, хочется обязательно оказаться там во время заката. Говорят, что на острове много велосипедных и пеших маршрутов, поэтому можно выбраться туда и не на один день. И главное, опять не забыть теплые и не продуваемые вещи!

July 5th, 2017

Это всем известная история о том, что голландцы давно и упорно строили дамбы и увеличивали территорию своей страны таким образом. Но когда начинаешь читать все подробности, все сложности, которые были связаны с этим процессом, начинаешь по другому смотреть на это историческое действо.

Ведь треть территории современной Голландии отвоёвана у моря. Давайте узнаем подробнее как это происходило...

Около 1/3 территории Нидерландов лежит ниже нулевой отметки. Но не только эти земли были бы залиты, не будь плотин. Жертвой моря стали бы дюны и некоторые участки низменностей; всего было бы затоплено и смыто около 50% площади страны, где сосредоточено в настоящее время 3/4 всего населения - более 10 млн. человек. Как голландцам удалось отвоевать у моря такие обширные территории? Об этом рассказывается в книге Леонида Бондарева «Суша отвоёванная у моря» (издательство «Мысль», 1979 год).

Терпы

Холмы-убежища возвышаются на 9-12 м. На них расположены многочисленные населенные пункты. В Нидерландах такие холмы называют терпами («терп» по-фризски означает «деревня»), а на немецком побережье Северного моря - варфтами. Наиболее старые терпы имеют возраст более 2000 лет, их стали насыпать ещё со времен римского владычества. В Вемелдинге, в западной части страны, есть терп высотой в 16 м. Его склоны террасированы - на уступах можно разместить стада скота.


(Распространение терпов на побережье Северного моря)

Крупные терпы создавались в течение длительного времени в несколько приёмов. Раскопки у Эзинге (северо-восточная часть Нидерландов) показали следующее. В 300 г. до н. э. обнесенное частоколом первоначальное поселение - два прямоугольных жилища со стенами из хвороста, обмазанными глиной, и амбар на сваях - располагалось прямо на поверхности марша (марш - низменный берег, который подвергается затоплению время высоких приливов и штормовых нагонов воды). Затем был устроен холм из торфянистого дёрна высотой 1,2 м и 35 м в поперечнике, на котором нашли приют четыре фермы. Эти жилища были перестроены около 50 г. до н. э., когда терп поднялся до 2,1 м, а его ширина увеличилась до 100 м. Наконец, в римское время высота искусственного холма достигла 3,4 м, а диаметр - 150 м. В III в. н. э. селение было уничтожено пожаром, но впоследствии восстановлено. Затем, в 800-950 годы и в XII веке, терп надстраивался и расширялся; он был обитаем до XIII века.

(Археологические исследования показали, что не только местные племена, но и пришлые римляне насыпали искусственные холмы. Близ Утрехта раскопан римский терп высотой около 6 м над уровнем марша. Найденные таблички с римкими надписями позволили установить, что терп был обитаем с 42 по 260 годы.)


(Территория Нидерландов в римское время (I в. до н.э. - III в. н.э.): 1 - дюны; 2 - крупные озёра; 3 - крупные болотные массивы; 4 - современная граница Нидерландов)

В начале XIX века выяснилось, что насыпной грунт терпов - своеобразный культурный слой, богатый органическим веществом, - содержит много фосфатов и представляет собой великолепное удобрение. Крестьяне стали срывать холмы и разбрасывать землю на полях для подкормки трав. Неразумность такой практики обнаружилась очень скоро - во время штормового нагона воды в 1825 года, когда было затоплено 2/3 страны. Но богатая черная земля терпов (terpaarde) ценилась столь высоко, что разрушение островов спасения продолжалось во всё возрастающих масштабах. Холмы срывали до заборов стоявших на них ферм, до церковных стен. Один терп мог принести доход в 40-50 тыс. франков. После 1830-х годов многие терпы продавались целиком: Они рассеивались на окрестных полях, на отвоеванных у моря польдерах, загружались в лодки и в трюмы судов, которые развозили плодородную землю в другие части Нидерландов.

Разрушение достигло апогея в последней четверти XIX столетия. Из 1250 некогда заселённых искусственных холмов более 600 совершенно исчезли с лица земли, и от них не осталось никаких следов. Другие были срыты частично - их неправильная форма и крутые склоны - не первоначальный облик, а результат позднейшего вмешательства человека. Больше всего пострадали терпы Фрисландии, в меньшей степени - провинции Гронинген.

Безудержная волна уничтожения терпов, порожденная алчностью, была в конце концов остановлена. Причин несколько. Во-первых, терпы до сих пор все ещё не перестали играть роль островов спасения, для которой они и предназначались. Далее, при их истреблении безвозвратно утрачивался ценнейший археологический материал. В настоящее время в Нидерландах работает Общество по изучению терпов.

Резонными были также и возражения гигиенистов. Основания терпов лежат ниже уровня окружающих их полей и лугов. После полного изъятия земли возникали западины, которые заполнялись грунтовыми водами и становились рассадниками комаров.

Терпы вновь стали разрушать во время второй мировой войны. В «Голландских письмах» М. Шагинян пишет: «Немцы, в последнюю войну грабившие все оккупированные ими страны, вывозили из Голландии вагонами - знаете что? Почву. Почву, ювелирно возделанную, творчески созданную столетиями почву, дающую (цифры 1948 года) с одного гектара 4260 кг урожая пшеницы, в то время как Англия в этом же году дала 2820 кг, Франция 1910, а Америка-1110».

Первые дамбы

В Нидерландах первые дамбы возникли вдоль речных русел. Их предшественниками были римские дороги. Территория нынешних Нидерландов - холодной, болотистой, сырой и туманной страны имела важное стратегическое значение. Расположенные там римские гарнизоны прикрывали с северо-востока от германских племен богатую провинцию Галлию. Укрепления были связаны судоходством по Рейну и Маасу, и по этим же долинам проходили дороги, которые, избегая болот, тянулись по песчаным отмелям вдоль рек. Полотно дороги надстраивалось, поднималось, и получалось, что в одно и то же время строятся и дорога, и дамба. Прошло некоторое время, и проницательный римский военачальник Друск уже стал возводить на Рейне специальные насыпи для защиты от разливов.


(Разные типы дамб в Нидерландах, сменяющие друг друга во времени: 1 - торфяные кирпичи; 2 - утрамбованная земля; 3 - камень; 4 - прокладка из камыша или морских водорослей; 5 - глина; 6 - песок)

Что касается побережья Северного моря, то там самые первые дамбы были построены на южном берегу эстуария Шельды и на острове Толен у Весткерке и Схерпениссе. Они датируются VII веком. Около 1000 года были построены дамбы на правом берегу эстуария Мааса к западу от современного Роттердама; прежде заболоченный район осваивается. Появляются первые польдеры - так называют в Нидерландах участки низменной земли, отвоеванные у моря, озера или реки и защищенные от них дамбами.

В Фрисландии еще в середине X века не было плотин. Однако уже в то время существовали их предшественники - диквегены (dijkwegen) - поднятые тропы, ведущие от одного терпа к другому или соединявшие фермы на низких берегах.

На рубеже X-XI веков набеги викингов прекращаются, к тому же ослабевает морская трансгрессия. Обитатели Нидерландов, избавленные от бешеных атак людей и природы, начинают осваивать марши. Каждодневный опыт показывает им, что диквегены, утоптанные ногами людей и лошадиными копытами, сдерживают проникновение соленых морских вод на обрабатываемые земли и пастбища при приливах и ветровых нагонах воды. Постепенно в населённых местностях диквегены развиваются в систему защитных сооружений. Там, где они пересекали небольшие естественные русла или дренажные канавы, ставились предшественники шлюзов - простые деревянные щиты, которые можно было опустить при морских наводнениях и избежать засоления используемых земель. Когда нагон морской воды прекращался, щиты поднимали и сбрасывали скопившуюся пресную воду. В X веке щиты заменяются створками, похожими на открывающиеся в сторону моря ворота. Они действовали автоматически: приливная волна смыкала створки, а во время отлива створки распахивались.

Человек не мог не обратить внимание на подсказку природы - естественные дамбы - дюны, которые протягиваются почти вдоль всего внешнего побережья Фландрии и Голландии и представляют собой естественную плотину, преграду на пути морских волн. Выделяют две генерации дюн - древние и современные. Формирование первых относят к атлантическому времени (5-2-е тысячелетия до н. э.). Они располагаются вдоль внутреннего края полосы молодых дюн, то примыкая к нему вплотную, то удаляясь на некоторое расстояние. Максимальная высота холмов не превышает 4 м. Молодые дюны возникли в историческое время. Их высота доходит до 60 м - для низинной Голландии это настоящие горы. В некоторых местах они надвинуты на древние дюны.



(Осушение бухты Долларт)

Дамбы в полосе дюн начали сооружать около 1000 года в тех местах, где прерывались естественные песчаные гряды, защищавшие материк от набегов морских волн. Один из таких прорывов образован руслом Старого Рейна. Бреши были заполнены, болота вдоль внутреннего края пояса дюн осушены и превращены в пашню и пастбища.

Привлекают внимание и ватты - земли у внешнего края дюн, которые освобождаются от воды при отливе. Ослабление подъема уровня моря после 950 года позволило начать их освоение. Обвалованные и освоенные участки у внешнего края дюн голландцы называют коогами (koog); их появление относится к 1100-1200 годам.

В XIII веке в Северной Голландии вместо простых насыпей из утрамбованной земли появляется новый тип дамб - «дамбы из грязи» (slikkerdijk). Их внешняя часть обкладывалась «кирпичами», вырезанными из торфянистого дерна, или комьями вязкой глины, затем на склон набрасывали слой морских водорослей, назначение которых было воспрепятствовать быстрому размыву. Водоросли имели хорошее сцепление со склоном, прилипали к нему, но постепенно сгнивали, и тогда покрытие из них приходилось обновлять. При отсутствии водорослей внешнюю часть дамбы покрывали вязанками камыша, укладывая их вдоль склона. Такая облицовка была еще менее долговечной, чем из водорослей, - её меняли через 5-6 лет.

К исходу XIII века практически все нидерландские берега были ограждены валами, насыпанными человеком. Дамбы опоясывают острова, лежащие у эстуариев Шельды и Мааса, сопровождают берега крупных рек. Наиболее сложная система плотин сформировалась в Северной Голландии, в так называемой Водяной стране (Waterland). Своему названию она обязана множеству существовавших тогда озер, соединённых протоками друг с другом и с морем. Положение осложнялось тем, что подъём уровня моря при штормах и при аномальных приливах затруднял сток внутренних вод и озера выходили из берегов. Во время больших наводнений опасность в этом лабиринте угрожала повсюду. Извне морские волны часто вторгались через Зьепп, где прерывалась полоса дюн. Но постепенно здесь везде на границе воды и суши выросли плотины.

Начиная с XV века при строительстве дамб широко используется дерево. Эластичная подушка из водорослей на внешнем склоне защищается частоколом. Сначала его ставят вертикально, но очень скоро практика показала, что гораздо успешнее противостоят волнам наклонно вбитые сваи.


(Осушение земель в Нидерландах. Земли, осушенные: 1 - в 1200-1600; 2 - в 1600-1900; 3 - в 1900-1970; 4 - земли, которые могут быть осушены к 1980; 5 - дамбы; 6 - горизонталь +1 м. Эту линию условно можно считать границей освоенных земель в том случае, если бы человек не противостоял морю)

Позднее стали сооружаться плотины с каркасом из здоровенных бревен. Громадные сваи связывались друг с другом толстыми дубовыми поперечными досками. В основании внешней части Весткаппельской плотины таких параллельных рядов свай насчитывалось одиннадцать! Нижняя часть больших плотин складывалась из камней. Строя дамбы, голландцы целиком очистили свою страну от валунов - нигде на поверхности не увидеть ни одного камня. Гранитные глыбы привозились даже из Норвегии! Использовался и кирпич. Верхушка насыпалась из глины, внутри которой укладывались прокладки из хвороста. Ширина в основании составляла 50-100 м, а средняя высота - 8-10 м. Обращённый к морю склон делался пологим и защищался рядами свай от набегающих волн. Это были настоящие крепости из земли, камня и дерева.

Постепенно технология строительства становилась более дешёвой. Плотины стали возводить из песка с фашинной «арматурой» (из хвороста), камни укладывали лишь в основании.

«Летние», «зимние», «спящие» - такая своеобразная терминология сложилась по отношению к нидерландским плотинам. Летними называют новые плотины, строительство которых ещё окончательно не завершено. Они выполняют свое назначение летом, но не дают гарантированной защиты от жестоких зимних бурь, когда штормовые волны иногда перехлестывают через гребень и временно заливают и засоляют земли, используемые как пастбища. Зимние дамбы - самые высокие, крепкие, надёжные, выдержавшие не одно тяжелое испытание, защищающие города и плодородные обрабатываемые земли. И наконец, спящими, уснувшими называют те старые дамбы, которые по мере отвоевания земель у моря оказались далеко от берега внутри страны. Это ветераны, выполнившие свой долг. Часто шлюзы этих дамб разобраны и дороги ведут через проломы. А иногда их разбирают для строительства новых дамб.

Золотой век и нашествие червя-древоточца

XV век называют золотым веком Нидерландов. Стихия успокаивается. Штормы пошли на убыль. Повреждённые плотины приведены в порядок, укреплены, надстроены и расширены. Осушаются озера, прорываются каналы, устраиваются шлюзы. Тысячи мельниц перекачивают воду. На осушенных пространствах создаются ухоженные поля.

Голландцы соперничают с англичанами, французами, португальцами, испанцами. Голландские капитаны бороздят все моря. Они открывают Австралию (одно время материк назывался Новой Голландией), Новую Зеландию, обосновываются на мысе Доброй Надежды, скупают пряности в Ост-Индии, торгуют с Японией и Китаем, закладывают в устье Гудзона город Новый Амстердам, ставший впоследствии Нью-Йорком. А в 1667 году голландцы поднялись по Темзе и сожгли пригороды Лондона.

Торговый флот Нидерландов насчитывал 34 тыс. судов и был равен объединённому флоту всех других народов. Морская торговля приносит неисчислимые доходы. В Амстердам, Утрехт, Лейден, Гарлем, Гаагу

Опрятные голландские города отгорожены от неспокойного моря настоящими крепостями, громадинами из земли и дерева. Специальная служба неусыпно следит за состоянием плотин, защитные валы с каждым годом становятся крепче и надёжнее.

Но недолог был золотой век. Соперничество Нидерландов с Англией и Францией становится всё более напряжённым и переходит в длительные, изнурительные войны, истощающие страну.



(Основание будущего Нью-Йорка голландцами)

Для ведения войн нужны были деньги. Неудержимо растут налоги - их были десятки. Облагалась продажа дома (4,5% стоимости), содержание прислуги, учеников и вся недвижимость - дом и двор, печь, мельница, переправа, земля, лес. Брались налоги на чай и кофе - только присяга в том, что эти напитки совершенно не потреблялись в доме, освобождала от обложения. Налог на соль был вдвое больше стоимости самой соли. Взималась церковная десятина и налоги на вино, пиво, водку, мыло, уголь, повозки, табак, убой скота, помол, наследство. Был налог на весы, причем особо облагалось взвешивание масла и сыра. Хозяин коровы должен был раскошеливаться 5 раз - за саму корову, за масло, сыр, пастбище и шкуру. Большие налоги на плотины и польдеры отбивали охоту осваивать новые земли, и во второй половине XVII - начале XVIII века строительство плотин приходит в упадок.

А тут ещё новая беда, которая пришла неожиданно.

В 1731 году в Зеландии и Западной Фрисландии появляется и необычайно быстро размножается древоточец тередо (Teredo limmoria или Т. navalis), завезённый судами, возвратившимися из дальних плаваний. Древоточец этот - двустворчатый моллюск, раковина которого в процессе эволюции переформировалась в своеобразное сверло с раздвинутыми створками и зазубренными гребнями и бугорками.


(Червь-древоточец)

Уже через одну-две недели после появления на свет тередо прикрепляется к дереву и начинает пробуравливать в нем ходы, делая 8-12 сверлильных движений в минуту. Он решаетпри этом две задачи - создаёт убежище для своего мягкого тела и получает пищу. Желудок корабельного червя всегда набит опилками. Он питается также планктонными организмами, которых засасывает через сифон. Тередо избегают друг друга - их ходы в древесине самым причудливым образом меняют направление, но никогда не пересекаются. Поверхность ходов покрыта известковистыми выделениями.

Морской древоточец издавна был опасным врагом парусных судов, теперь же он набросился на деревянные части нидерландских дамб. В один прекрасный день голландцы с ужасом увидели, как ломаются и крошатся изъеденные сваи и море начинает размывать откосы плотин, лишенные защитного покрытия.

Новость быстро облетела Европу. Гибель Нидерландов близка! Вред в самом деле был очень велик. Уже в 1732 году червями были совершенно уничтожены сваи Вестфризензейской дамбы на протяжении 50 км, а на соседнем участке в 20 км повреждения также были весьма значительными. Тогда для защиты от червей бревна стали сплошь покрывать гвоздями с широкими шляпками и железными пластинами, а в некоторых местах использовали привезенную за тысячи километров твёрдую тропическую древесину. Сваи из красного и чёрного дерева! Для борьбы с морским червем применяли препараты мышьяка.

Но в конце концов стало ясно, что неизбежно придется отказаться от привычных традиций возведения плотин. Их внешние откосы от подножия до гребня одеваются камнем. При строительстве шлюзов стали использовать кирпич. Реконструкция стоила очень дорого - более 5,5 млн. гульденов - громадная сумма для того времени. Зато угроза плотинам миновала - позднее тередо упоминается очень редко. Но и червь приспосабливается: в 1931 году он был обнаружен поселившимся в фашинах из хвороста одной из наполовину построенных дамб в районе Зёйдерзе, причем успел нанести ощутимый вред - пришлось переделывать выполненную работу. Вместо прокладок из хвороста стали применять соломенные маты.


Нацисты: последнее испытание

Последнее испытание нидерландским защитным сооружениям пришлось на годы Второй Мировой войны. В мае 1940 года Нидерланды были оккупированы фашистской Германией. В 1944 и в начале 1945 года фашисты, опасаясь высадки десанта союзников, взорвали дамбы и затопили большие площади земель вдоль больших рек и морского побережья.

Под водой оказалась широкая полоса по Рейну - от устья до германо-нидерландской границы, многие низины в Фрисландии. Почти целиком скрылись под водой острова Волхерен, Толен, Схаувен. Всего было затоплено более 3,6 тыс. кв. км - примерно столько же, сколько было осушено голландцами к концу XIX столетия в результате многовекового упорного труда. Затопление земель совершалось буквально до последних дней войны. Так, дамба, защищавшая Вирингермер, первый польдер, освоенный после перекрытия Зёйдерзе, была взорвана 17 апреля 1945 года. С военной точки зрения эта акция была совершенно бессмысленной, ибо советские войска уже штурмовали Берлинский укрепленный район, а союзники перешли Рейн.

Генерал Зейс-Инкварт, отдавший варварский приказ о взрыве дамб, был впоследствии судим в Нюрнберге как военный преступник и приговорен к смертной казни через повешение.

источники

Отдыхая в Голландии, вы будете использовать наши сети энерго-, газо- и водоснабжения. Они могут отличаться от тех, к которым вы привыкли дома. На этой странице вы найдете всю необходимую информацию, чтобы обеспечить себе приятное пребывание.

Электричество

Напряжение в нидерландской сети – 230 вольт. В гостиничных номерах часто есть розетки на 110 и 120 В для электрических бритв, но рекомендуется брать с собой адаптер для штепселей с двумя штырями, а также штепселей с круглыми штырями и контактом заземления сбоку.

Если вы остаетесь в Нидерландах на длительный срок, возможно, вам стоит приобрести на месте такие приборы, как фен или бритва. Или же вы можете пользоваться приборами, работающими от батареек, если вас не обременяет их замена.

Вода

Водопроводная вода в Нидерландах – замечательного качества. Если не указано иное, вы можете везде пить воду из-под крана. Воду в бутылках и бутылочках можно приобрести в супермаркетах, закусочных и киосках.

Газ

В большинстве нидерландских домов готовят на газу. Газ также используется для отопления и нагрева воды.

Единицы измерения

В Нидерландах принята метрическая система, и, соответственно, единицей измерения длины является метр, объема жидкостей – литр, а веса - килограмм. Эта отличает Голландию от стран, в которых принята британская система мер и весов. Пересчет между двумя системами осуществляется следующим образом:

Километры и мили
1 миля = 1,609 километра
1 километр = 0,621 мили

Литры и галлоны
1 галлон = 4,546 литра
1 литр = 0,220 галлона

1 фунт = 0.453 килограмма
1 килограмм = 2,204 фунта

Аннотация

Инженерная история Нидерландов, насчитывающая более 2000 лет, – это непрекращающаяся борьба с гидрогеологическими угрозами. На протяжении веков море наступало на территорию Королевства, а со стороны материка речные паводки «подмывали» экономику страны. В данной статье рассматривается летопись инженерных изысканий и решений в вопросе защиты от наводнений, описываются самые значимые проекты, прослеживается путь от стихийного берегоукрепления к интегральному подходу к работе с водными ресурсами в XX – XXI веке, когда вопросы экономического освоения территорий, жилого строительства, экологии и туризма стали нераздельно связаны.

Нидерланды – старинный центр высокоинтенсивного сельского хозяйства и ключевой транспортный хаб, снабжающий страны Центральной Европы поступающими по морю товарами. Необходимость защиты земли от морских приливов и речных наводнений, а также давняя традиция осушения неглубоких морских зон обусловили развитие крайне сложной гидротехнической инфраструктуры страны.

География

Нидерланды расположены в нижнем течении трёх крупных европейских речных бассейнов: Рейна, Мааса и Шельды. Площадь европейской части страны (без зависимых территорий в Карибском регионе) составляет 41,5 тысяч км², население – 16,5 млн. человек. Около 30% поверхности Нидерландов расположены ниже уровня моря и защищены с запада и севера комплексом дюн и водозащитных дамб.

Нидерланды – старинный центр высокоинтенсивного сельского хозяйства и ключевой транспортный хаб, снабжающий страны Центральной Европы поступающими по морю товарами. Необходимость защиты земли от морских приливов и , а также давняя традиция осушения неглубоких морских зон обусловили развитие крайне сложной гидротехнической инфраструктуры страны. Сочетание физических условий и целенаправленных действий человека привело к созданию уникальной системы управления водными ресурсами: уровень воды практически в каждом водоёме находится под человеческим контролем.

При достаточно высоком количестве атмосферных осадков (769 мм в год) летом в Нидерландах ощущается дефицит водных ресурсов. Около 10% территории страны подвержены частому снижению уровня грунтовых вод, что делает истощение водных ресурсов серьёзной проблемой для сельского хозяйства и охраны окружающей среды. Ситуация осложняется необходимостью масштабного использования грунтовых вод для ирригации и получения питьевой воды. Только с 1950 года обеспечение водой сельскохозяйственных территорий привело к увеличению зон, страдающих от нехватки воды, на 25%.

Две трети населения Нидерландов проживает в зонах с высоким риском наводнений: территории, находящиеся ниже уровня моря, требуют постоянной защиты, как и более высокие территории, подверженные периодическим паводкам.

Нидерланды сталкиваются не только со значительной нехваткой питьевой и сельскохозяйственной воды, но и с дефицитом территории. Пространство вокруг рек необходимо не только для обеспечения безопасности при наводнениях, но и для поддержания экологической устойчивости и сохранения у речных бассейнов их транспортных функций.

Королевство Нидерланды состоит из 12 провинций, разделённых на 647 муниципалитетов (здесь и далее мы не рассматриваем владения Королевства Нидерландов в регионе Карибского моря). В области управления водными ресурсами функционирует 55 водных комитетов, управляющих территориями различных муниципалитетов. Управление водными ресурсами в Нидерландах осуществляется на национальном, провинциальном уровне и на уровне водных комитетов.

История

Ранний этап

Первые дамбы на территории Нидерландов появились более 2 тысяч лет назад. В тот период уровень моря был примерно на полтора метра ниже современного. Его постепенное неуклонное повышение обусловило постоянное строительство и разрушение защитных сооружений вдоль морских и речных берегов. Активное сельское хозяйство, осушение болот и разработка торфяных месторождений привели к изменениям в водном режиме территорий и вызвали усиление и учащение наводнений, регулярно повреждавших защитные дамбы.

В период между 800 и 1250 годом значительная часть территории Северных и Юго-Восточных Нидерландов была потеряна из-за наступления моря, чему способствовали активная разработка торфа в прибрежных зонах и серия сильных штормовых приливов.

В XII столетии речные наводнения были относительно редки в Нидерландах, но при этом приливы значительно изменили форму берега. Количество наводнений постепенно увеличивалось в течение XIII века, а в XIV веке они стали представлять серьёзную проблему.

Средневековый климатический оптимум стимулировал активный рост населения и городской ремесленной и торговой экономики Нидерландов. Повышение уровня грунтовых вод привело к переносу пахоты на более высокие территории вглубь страны и переводу прибрежных территорий в пастбищные угодья. Орошение новых пашенных земель, вместе с обезлесением соседних германских территорий, привело к повышению риска наводнений. Рост стоимости земли, активная урбанизация и общее увеличение благосостояния населения формировали необходимость в развитии средств защиты от наводнений.

Высокое и позднее средневековье

В XIII веке в Голландии и Утрехте была создана первая современная система дамб. Были сформированы первые водные комитеты (нидерл. «waterschap»), в сферу ответственности которых входило обеспечение дренажа, строительство и эксплуатация защитных дамб. Наиболее старые (до 1250 года) водные комитеты появились в южной части Утрехта, южном Горинхеме и северном Лейдене. Многие из старинных водных комитетов функционируют до сих пор.

Водные комитеты являлись относительно независимыми сельскими органами, подчинявшимися графу Голландии и епископу Утрехта. Формирование водных комитетов в XIII веке стало первым проявлением влияния природных рисков на формирование центральных органов государственной власти в Нидерландах. Законы, правила и распределение обязанностей по содержанию защитных дамб с 1273 года кодифицировались в “дамбовых грамотах” (нидерл. «dijkbriefis»).

Начало четырнадцатого столетия было временем масштабных бедствий на территории всей Европы. Нидерланды не стали исключением: в 1313 и 1315 годах страну поразили крупные наводнения, а в 1314 – 1317 годах серьёзные неурожаи привели к голодной смерти каждого десятого жителя страны. Реакцией на разрушения 1313 – 1315 годов стало создание к 1350 году в дельтах всех крупных голландских рек системы защитных дамб. Организационная структура управления гидрогеологическими рисками, основанная на местных органах власти, оставалась неизменной до середины XVIII века, когда была создана должность генерального инспектора дельты Рейна.

Малый ледниковый период (с 1480 года) также привёл к ухудшению природных условий во всей Западной Европе. Со второй половины XV века в Нидерландах частым явлением стали ледовые заторы, с которыми жители региона столкнулись впервые. Песчаные отмели и защитные дамбы вдоль берегов рек мешали стоку льда – в результате образовывались огромные ледяные плотины, перегораживающие реки.

Серия крупных штормовых нагонов воды в XV – XVII веках привела к масштабной потере прибрежных земель и изменению строения дельты Рейна. Штормовые нагоны со стороны моря сопровождались крупными наводнениями. Постепенное обмеление привело к снижению пропускной способности рек и общему увеличению гидрологических рисков. Опускание почв, защищаемых дамбами, особенно после внедрения новых технологий дренажа, вызвало необходимость усиления защитных конструкций за счёт строительства дополнительных малых дамб и отводящих каналов.

Новое время

В XVI-XVII веках Соединённые провинции стали крупнейшим мировым экономическим центром. Тому было несколько причин. Нидерланды перехватили лидерство в посреднической океанской торговле у Португалии, что позволило голландцам получать колоссальные доходы за счет неравенства цен в различных регионах мира. В течение долгого времени Нидерланды обладали монополией на торговлю индонезийскими пряностями – исключительно дорогим товаром того времени. Нидерланды также являлись лидером во многих отраслях промышленности, в частности, в кораблестроении. Городская популяция страны уже к XVII веку составляло около 60% населения.

Вплоть до XVII века борьба с водными угрозами в низколежащей территории Нидерландов носила чисто оборонительный характер. Если дамба разрушалась, то на её месте возводилась новая. В ряде случаев требовалось строительство дополнительных дамб позади ранее построенных сооружений, причём жителям приходилось оставлять освоенные земли между двумя дамбами. Иногда из-за наступления моря или изменения русел рек приходилось покидать целые деревни.

Однако после изобретения ветряной мельницы, способной перекачивать воду на более высокий уровень, а также серии усовершенствований в конструкции защитных дамб появилась возможность обратить этот процесс вспять и перейти в «наступление на море». Экономический рост и увеличение численности населения Соединённых Провинций стимулировали расширение сельскохозяйственных угодий. За счёт инвестиций амстердамских купцов осуществлялось осушение и освоение прибрежной полосы. К концу XVIII столетия значительная часть приморской территории была превращена в высокопродуктивные сельскохозяйственные районы. Строительство плотин и польдеров на территории наиболее экономически развитых провинций – Голландии и Западной Фрисландии – за относительно короткое время значительно изменило внешний вид этих земель. Города были связаны плотной сетью коммуникаций в рамках единого рынка сельскохозяйственной продукции. Осушение прибрежных зон осуществлялось за счёт возведения польдеров – окружённых дамбами зон, на которых контроль за уровнем грунтовых вод осуществлялся за счёт работы насосных станций.

В 1795 году закончила своё существование крайне децентрализованная Республика Соединённых Провинций, сменившаяся сначала Батавской Республикой (1795 – 1806), а позже Королевством Нидерланды. Страна подпала под значительное влияние французского центризма, что повлияло и на сферу управления водными рисками. В 1798 году появился первый орган центрального управления водными рисками – Совет по управлению водой (Rijkswaterstaat). В XIX веке были внесены значительные изменения в законодательство, позволившие центральным властям вмешиваться в вопросы строительства и содержания защитных сооружений на местах.

Распространяющиеся по европейскому континенту паровые машины были практически сразу после своего появления внедрены в систему управления водными ресурсами: в 1820 году по приказу короля Вильгельма I при помощи энергии пара был осушен Зюйдпласпольдер (Zuidplaspolder), ставший наиболее низкой точкой Нидерландов (на 7 метров ниже уровня моря). С 1820-х по 1850-е годы прежние специалисты по дамбам из числа ремесленников были заменены профессионалами, подготовленными в Корпусе инженеров, на который с 1849 года была возложена функция надзора над защитными сооружениями.

Распространение использования энергии пара во второй половине XIX века позволило осуществлять более точный контроль над уровнем грунтовых вод на глубине 0,5 – 1 метр, что заметно увеличило производительность земель. Впоследствии, дизельные и электрические насосные станции позволили контролировать уровень грунтовых вод на глубине более одного метрах, следствием чего стала возможность перейти к более продуктивному сельскому хозяйству.

XX век

XX век стал временем реализации огромных транспортных, энергетических и инженерных проектов во всех регионах мира. Не обошла эта тенденция и Нидерланды, в которых начиная с 1920 года было осуществлено множество крупных инженерных решений в сфере инженерной защиты территорий и управления водными ресурсами.

Проект Южного Моря (Зейдерзе).

В 1891 году министр Корнелис Лели предложил между провинциями Северная Голландия и Фрисландия. Согласно проекту, внутреннее Южное Море превращалось в озеро Эйсселмер.

План Лели включал в себя создание многочисленных польдеров. Значительный стимул к реализации проекта был придан крупным наводнением 1916 года, а также опытом чрезмерной зависимости Нидерландов от импорта продовольствия во время Первой Мировой Войны. Новые польдеры должны были обеспечить необходимое расширение сельскохозяйственных земель и увеличить производство продовольствия.

Строительство дамбы началось в 1920 году и было закончено в 1932. К тому времени уже два года функционировал крупный польдер Верингермер в северной части будущего озера. В дальнейшем были сооружены оставшиеся запланированные польдеры: Северо-Восточный (48 тыс. гектар, 1942 год), Восточный Флеволанд (54 тыс. гектар, 1957 год) и Южный Флеволанд (43 тыс. гектар, 1968 год).

Проект Дельта

Вторым важным и символически значимым проектом в сфере управления водными ресурсами стал проект Дельта – комплекс работ по защите Юго-Восточной части Нидерландов от наводнений и засоления почв.

После нескольких десятилетий исследований и подготовительного проектирования в 1940 году государственная комиссия пришла к выводу о плохом состоянии дамб в Зеландии и других провинциях. 29 января 1953 были представлены две проектные концепции работ. Всего через два дня сильный шторм привел к наводнению в провинции Зеландия, в результате которого погибло более 1800 человек. Необходимость нового строительства стала очевидной и начало грандиозного проекта было ускорено.

Важной частью проекта было фундаментальное исследование проблемы наводнений, результатом которого стало создание концепции “Норма дельта”, описывающей основные принципы : Вместо того чтобы подробно анализировать опыт предыдущих наводнений и проектирования средств защиты от угроз прошлого, специалисты комиссии проекта Дельта выпустили прорывную концепцию, описывающую процесс осуществления инвестиций в защиту от наводнений.

Рамочная концепция была названа “Нормой дельта” и включала в себя следующие принципы:

  • Были определены основные зоны, нуждавшиеся в защите от наводнений; им дали название “зоны круговой дамбовой защиты”.
  • Была разработана статистическая модель, по которой рассчитывалась стоимость возможного наводнения, включая ущерб для частной собственности, потери в промышленном производстве и стоимость человеческих жизней. В рамках данной модели стоимость человеческой жизни, утерянной из-за наводнения, расценивается в 2,2 миллиона евро (на 2008 год).
  • Для всех территорий страны на компьютере “Deltar” (Delta Getij Analogon Rekenmachine) был подсчитан риск речных наводнений и морских штормов.

Наиболее важной зоной круговой дамбовой защиты стало побережье Южной Голландии, население которой составляет более четырёх миллионов человек. Большая их часть проживает ниже уровня моря. В данном регионе людские потери в случае катастрофического наводнения могли стать исключительно высокими из-за крайне незначительного времени на предупреждение о штормах в Северном море. При этом невозможна была бы для побережья Голландии и полномасштабная эвакуация населения.

Первоначально комиссия установила уровень допустимого риска прорыва для всех “зон круговой дамбовой защиты” как 1 раз в 125 тысяч лет. Но такой уровень защиты подразумевал строительство циклопических сооружений, которые были не по карману даже достаточно богатым Нидерландам. Поэтому для различных регионов были установлены следующие допустимые риски:

  • Северная и Южная Голландия – 1 прорыв раз в 10 тысяч лет
  • Другие зоны риска прибрежных наводнений – 1 прорыв раз в 4 тысячи лет
  • Остальные территории, находящие в зоне риска наводнений – 1 прорыв раз в 2 тысячи лет

Территории, подверженные речным наводнениям, получили более высокий уровень допустимого риска, в силу более длительного времени предупреждения об опасности и возможности провести масштабную эвакуацию населения:

  • Территории Южной Голландии, находящиеся в зоне риска речных наводнений – 1 прорыв раз в 1250 лет
  • Другие территории в зоне риска речных наводнений – 1 прорыв раз в 250 лет

Уровень приемлемого риска наводнений был закреплён в “Законах Дельты”, согласно которым соблюдение заданных параметров, поддержание в порядке и, при необходимости, обновление защитных сооружений стало обязанностью правительства Нидерландов. Уровни риска были также включены в последнюю редакцию Законов о воде, действующих с 2009 года.

С 1953 по 1997 год было возведено 13 огромных дамб, значительно увеличивших безопасность всего региона. Всего было построено более 2,4 тысяч км основных дамб и 14 тысяч км вспомогательных дамб. Такой масштаб работ делает проект «Дельта» одним из крупнейших в мире.

Новые концепции управления водными ресурсами в XXI веке

В конце 1990-х был организован Комитет по управлению водными ресурсами в XXI веке, выпустивший в 2001 году доклад “Иной подход к управлению водными ресурсами”. Ключевой новаторской идеей доклада стал акцент на создании дополнительного пространства для движения водных масс при наводнениях, а не на механическом укреплении берегов. По замыслу авторов, это привело бы к сокращению вероятности разрушений из-за наводнений, затоплений местности во время проливных дождей и стало бы способом хранения воды на период засухи. В целом, новый документ означал переход от подхода “выкачивать и дренировать как можно быстрее” к стратегии “удерживать, хранить и дренировать”.

Примерами новой стратегии управления водными ресурсами стало развитие региональных водохранилищ, проект Маас и национальный проект “Пространство для рек”.

Проект «Маас»

В 2006 году Генеральный директорат гражданского строительства и управления водными ресурсами и региональные власти Лимбурга приступили к крупном инфраструктрурному проекту, ставшему известным как “Проект Маас” (Maaswerken). Задачей проекта стало уменьшение рисков наводнения в регионах Лимбург, Северный Брабант и Гелдерланд.

Для этого было запланировано расширение и углубление русла реки Маас, что не только сократило бы риск наводнения, но и увеличило бы судоходность рек на протяжении 150 километров и удовлетворило бы спрос на гравий. Проект включал в себя создание сотен гектар новых сельхозугодий и создание двух судоходных каналов в Северном Лимбурге. Также недалеко от Рурмонда началась разработка водозадерживающей зоны с двумя водохранилищами и укреплённой набережной длиной 40 км. Завершение проекта назначено на 2015 – 2017 годы. Общий бюджет работ составил 500 млн евро.

Проект «Пространство для рек»

Территории, непосредственно прилегающие к речным дамбам, становятся всё более заселёнными и насыщенными сельскохозяйственными и промышленными объектами, что заметно повышает сумму ущерба в том случае, если защитным сооружениям не удаётся справиться с наводнением. Для того чтобы значительно снизить риск наводнения на этих территориях, а также повысить их населённость и инвестиционную привлекательность, правительство Нидерландов в 2006 году приступило к реализации проекта “Пространство для рек”.

Для проекта было обозначено три ключевые цели:

  • К 2015 году все протоки Рейна должны пропускать 16 тыс. м3 воды в секунду
  • Следует улучшать качество прилегающего пространства
  • Нужно сохранить дополнительное пространство для будущего расширения русла рек

Работы по проекту начались в 2007 году и включали в себя ряд мер:

  • создание специальных пойм, заполняемых водой в случае наводнений;

  • дноуглубительные работы;

  • создание новых водохранилищ;

  • строительство запасных речных русел;

  • отдаление дамб от русла реки;

  • углубление волноломов;

  • уменьшение площади польдеров;

  • устранение препятствий для водного потока;

  • укрепление дамб;

Завершение проекта запланировано на 2015 год.

Значение нидерландского опыта

За восемь столетий Нидерланды . За тот же период у моря было отвоёвано 520 тысяч гектаров. Соответственно, территория страны сократилась на 50 тысяч гектаров по сравнению с 1200 годом. Проект, способный свести этот баланс к нулю – польдер «Markerwaard» – был закрыт в 1991 году по причине снижения темпов роста населения страны, сокращения потребности в сельскохозяйственных землях и высоких экологических рисков. Многие старые методы работы гидрогеологическими рисками в настоящее время отошли на второй план.

Важным аспектом нового подхода к строительству систем инженерной защиты в Нидерландах является придание им значительной эстетической функции. Многие дамбы и иные защитные сооружения становятся бульварами и парками. Управление водными рисками стало рассматриваться в качестве элемента пространственного планирования. В результате симбиоза последних достижений науки в сфере управления гидрогеологическими рисками и новейших разработок современного дизайна, создание безопасных пространств для экономической деятельности и проживания воспринимается не только как инженерный, но и как архитектурный проект. В программах национальной значимости – таких, как «Пространство для рек» – прямо обозначается, что именно вода делает Нидерланды красивыми. Приоритетным стал интегральный подход к работа с водными ресурсами – не разделяемыми с вопросами экономического освоения территорий, жилищного строительства, экологии и туризма. При создании новых защитных сооружений учитываются не только прямые финансовые затраты, но социальная стоимость строительства.

Нидерландская история взаимодействия человека и воды крайне интересна во многих отношениях. Немногие страны мира были столь тесно связаны с водой, как Нидерланды. И тот факт, что страна, имеющая опыт и локальной, децентрализованной работы с природными рисками, и опыт государственного строительства колоссальных защитных сооружений, в настоящий момент переходит к нетривиальным, интегральным подходам, указывает инженерам и планировщикам всего мира, что является наиболее прорывным направлением.

В чистом виде нидерландский опыт безусловно мало где возможно воспроизвести, особенно на территории таких крупных стран, как Россия. Однако существующие в настоящее время проекты освоения новых экономических зон в прибрежных регионах России делают нидерландские практики обязательными к изучению для отечественных специалистов.

Справка

Традиция согласований

Одной из типичных черт Нидерландов является долговременная традиция правительственных консультаций с различными группами в обществе. Корни этой традиции лежат в периоде 1917 – 1967 годов, когда государству требовалось осуществлять режим так называемой “демократии замирения” для достижения согласия между различными группировками в голландском обществе (хотя следует отметить, что метод коллективного принятия решений было основным для Республики Соединённых Провинций и столетия назад). В тот период общество Нидерландов состояло из католиков, протестантов, социалистов и либералов – причём каждая группа обладала сильной корпоративной структурой и имела свои средства массовой информации, школы, спортивные клубы и т.д. Сосуществование в политической и общественной жизни нескольких организаций со сходными целями, но различными идеологиями привело к необходимости проведения взаимных консультаций и постоянной выработке консенсуса. Несмотря на то что жёсткое разделение нидерландского общества на группы несколько ослабилось после 1967 года, традиция постоянных согласований осталась неизменной.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома