Что значит социально значимые объекты? Социальная значимость проекта Значит социальная значимость

дипломная работа

1.2 Значение социальной защиты в жизни общества

Развитие института социальной работы неотделимо от общественной истории. Как показывают исторические исследования, первые ростки того, что сегодня принято называть социальной работой, появились еще в период общинно-родового строя в качестве института общинной или мирской взаимопомощи, для которого уже тогда были характерны формы материальной и социально-психологической поддержки, оказываемой общиной своим членам в трудные моменты их жизни. Безусловно, содержание помощи, ее размер и процедуры предоставления значительно варьируются в зависимости от времени и от культурных особенностей. Однако во всех случаях просматриваются общие черты:

Оказание помощи всегда регулируется морально-нравственными нормами действующими в общине;

Носит, говоря современным языком, адресный и целевой характер, т.е. неизменно связано с конкретным человеком или людьми и направлено на преодоление той сложной ситуации, в которую он или они попали;

Так или иначе снимает социальное напряжение и поддерживает связи и отношения внутри общины, чем обеспечивает ее целостность.

Государство в первую очередь ориентировано на выражение общего интереса и уже через него на удовлетворение интереса частного, в то время как институт социальной работы, напротив, направлен на создание благоприятных общественных условий для реализации частных интересов, благодаря чему поддерживается ценность жизнедеятельности в данном обществе для отдельных людей и обеспечивается интерес общественный. Таким образом, государство и социальная работа противоположны друг другу по своей сути, что, однако, не мешает им объединять усилия при решении насущных проблем общества.

Важный этап развития социальной работы - процесс формирования системы пенсионного обеспечения, исторически пришедшийся на расцвет абсолютизма государственной власти. Однако это была система государственная и обеспечивающая государственных людей от преданности которых зависело существование абсолютной монархии. Здесь зародилось социальное государство, поскольку государство впервые выступает как нравственный субъект, добровольно принимающий на себя социальные обязательства, которые теперь носят целевой и адресный характер. К Х1Х в. государство гарантировало штатским и военным чиновникам выплату материального содержания (пенсий), обеспечивающего им и их семьям определенный прожиточный минимум (в зависимости от ранга) в старости, болезни, а также после увольнения со службы по собственному желанию. Более того, в ряде случаев государство предоставляло также льготы по поступлению и обучению в учебных заведениях для детей чиновников.

Однако социальная работа не становится видом государственной деятельности. Институт социальной работы никогда не был и не должен быть институтом государства, хотя нельзя отрицать, что государство, особенно современное социальное, всячески к этому стремится.

Институт социальной работы, является одним из социальных институтов гражданского общества, а значит, ей свойственны те же закономерности развития, что и гражданскому обществу.

Понятие «социальная работа» вошло в обиход в конце Х1Х века вследствие изменения некоторыми благотворительными организациями политики оказания помощи людям. Эти организации первыми отошли от принципа разделения нуждающихся на «достойных» и «недостойных». В качестве основной причины бедности стали рассматривать объективную социально-экономическую ситуацию в обществе, вследствие чего получают развитие новые модели оказания помощи. К социальной работе начали привлекать добровольцев, которые с готовностью несли помощь «бедным», которая перестала сводиться только к материальной поддержке, но и включала в себя морально-психологическую и социальную поддержку. Не получая материального вознаграждения за свой труд, добровольцы действовали по собственной инициативе, руководствуясь, в первую очередь, нравственными побуждениями.

Однако чистосердечного отношения к делу недостаточно, практика высветила целый ряд проблем, требующих научного осмысления и специальной подготовки к работе. Начали проводиться научные исследования, а также предпринимались первые попытки научного обоснования социальной работы как особого вида деятельности. Важным шагом в этом направлении стала «Научная социальная работа» Мэри Ричмонд, в которой она предложила обширный обзор схем оценок, экспертиз качества социальной работы, диагностики социальных проблем, которые приходится решать социальному работнику, осуществляющему свою деятельность в благотворительных организациях. В то же время в ряде стран Запада по инициативе и на деньги благотворительных организаций открылись специальные школы социальной работы, занявшиеся профессиональной подготовкой желающих посвятить себя оказанию помощи нуждающимся.

Постепенно в западном обществе начинает формироваться система некоммерческих социальных служб, финансируемых из средств различных благотворительных организаций. В числе важных особенностей этой системы можно назвать:

Индивидуальный подход к клиенту и его проблеме;

Гуманитарный характер деятельности;

Стремление к комплексному подходу в оказании помощи;

Активное использование в работе добровольцев, которые не только были непосредственными исполнителями, но и нередко выступали с инициативой организации социальных служб.

Одновременно развивалась и ширилась система профессиональной подготовки социальных работников, формировалось профессиональное сообщество, в котором большое внимание уделялось поддержанию гуманистического и альтруистического духа в среде специалистов, а также, что отличало его от других сообществ, выражение активной гражданской позиции по проблемам человека и общества.

Социальные работники осознали, что проблемы общества напрямую связаны с социально-экономической обстановкой в стране. Это послужило основанием для борьбы за изменение существующего устройства государства и проведение целенаправленной государственной социальной политики сначала в области создания государственной системы социальной защиты населения, а впоследствии повышения ее эффективности.

Социальная работа последовательно проходит в своем развитии от общественного вида деятельности в его негосударственном состоянии к государственным формам организации.

На нынешний день социальной работе по-прежнему присуща важная особенность, кардинально отличающая ее от других сфер профессиональной деятельности, которая заключается в сохранении за добровольческим сектором активной роли в решении значительного круга проблем клиентов. Во многом именно благодаря добровольцам сохраняется гуманистический дух социальной работы, который когда-то и породил ее.

Нельзя не заметить, что отношения между «бюрократической» и «небюрократической» формами социальной работы носят сложный, противоречивый характер. Приятен тот факт, что в государственной системе не редкость социальный работник, который не только выполняет обязанности службы, но и стремится найти возможность индивидуального подхода к человеку, необходимые для решения проблемы ресурсы или же выступает с инициативой реформирования системы. В то же время и в некоммерческих организациях, занимающихся социальной работой, можно встретить самого «типичного бюрократа».

Качественные изменения в содержании деятельности института социальной работы неминуемы. Более того, здесь они происходят намного чаще, чем в других профессиональных областях, поскольку именно в повседневной жизни индивида проявляются его потребности и интересы, которые всегда содержат элемент некоторой новизны, а значит и скрытую в этом потенциальную проблему его реализации в существующих социальных условиях, которая может проявиться от бытового и до общесоциального уровня.

Современных социальных работников в западных странах в основном готовят к двум типам работ: к работе с социальной микросредой сообщества (community work Community work - (англ.) общественная работа.) и к работе с индивидуальным случаем (casework Casework - (англ.) изучение условий жизни неблагополучных семей и лиц, нуждающихся в материальной моральной поддержке).

Социальной работе с микросредой сообщества отводится особое место, поскольку сообщество служит промежуточным звеном между системой общества в целом и системой семейной и личной поддержки. Для индивида же именно эта промежуточная система образует естественную опору в случае потери семьи или ближайшего окружения, а также является источником обогащения его жизни за счет дополнительных социальных контактов.

В рамках сообщества возможно сочетание формальных и неформальных видов оказания социальной помощи. Известно, что если у людей есть возможность выбора, то они предпочитают, чтобы в случае нужды им оказывалась помощь на дому и желательно близкими людьми. Лишь при отсутствии такой возможности они соглашаются отправиться в официальное учреждение на попечение платного персонала. Для государственной системы обслуживания это выгодно потому, что содержание человека в стационаре обходится дороже, чем уход за ним на дому. Сама система социальных связей складывается так, что общество поощряет естественное для человека предпочтение неформальных видов помощи. Скажем, неспособность обеспечить себя и свою семью воспринимается как нечто постыдное. Степень осуждения может варьироваться от общества к обществу, но этот момент практически всегда существует. Подобные установки отражают характерную для социальной организации систему межличностных отношений и отношений власти, поддерживают ее и в свою очередь поддерживаются господствующей системой взглядов на общество. В случае отсутствия семьи как основного источника заботы о человеке активизируются другие типы межличностных связей. Сообщество, будучи инструментом организации связей такого рода, облегчает ориентацию индивида в этой сложной системе, складывающейся спонтанно, но в определенной мере поддающейся и планомерному формированию. Социальная работа на уровне сообщества как раз и представляет собой возможные каналы преднамеренного воздействия на этот важный элемент социальной организации.

Работа с индивидуальным случаем - второй тип организации социальной работы. В ней непосредственным объектом воздействия оказывается именно человек в сообществе, а не само сообщество, как это было в предыдущем типе. Обычно ее проводят с индивидами или семьями с целью профилактики, устранения или смягчения социальных последствий действия различных неблагоприятных факторов. Социальный контекст самого направления заданы классической формулой «человек в ситуации». Социальный работник пытается воздействовать не только на человека, но и на ситуацию, добиться гармонии между ними. Работа с индивидуальным случаем проводится, исходя из следующих принципиальных установок:

Каждый клиент является личностью, способной к изменениям и развитию, как под воздействием внутренних факторов, так и внешних условий жизнедеятельности;

Отношения клиента с социальным работником не постоянны и в процессе работы могут изменяться;

Отношения клиента с его социальным окружением также не постоянны и могут быть подвержены изменениям;

Оказываемая клиенту помощью должна учитывать индивидуальность клиента, его социально-экономическое положение в обществе, национальную и социальную принадлежность;

В процессе оказания помощи происходит коррекция поведения клиента, изменяется его мировоззрение.

Целью работы с индивидуальным случаем является организация самопомощи, то есть социальный работник решает задачу научить клиента справляться с его жизненными проблемами самостоятельно, грамотно используя ресурсы, предоставляемые системой государственных и частных организаций и учреждений.

Социальный работник как главный важный элемент реализации социальной политики

Социальная работа - это профессиональная деятельность, ориентированная на комплексное решение проблем клиента. Поскольку всякую проблему клиента можно рассматривать как проблему целостности и ценности, то социальный работник выступает здесь как профессионал, позволяющий преодолеть «узким» специалистам ограниченность их профессионального видения проблемы, определиться с их местом и ролью в рамках ее комплексного решения. Благодаря выработке общей картины видения проблемы различными специалистами создаются реальные условия для их продуктивной совместной деятельности, а само решение социальных проблем переходит на качественно новый, более эффективный уровень. В результате не только человек, социальная группа, общество с их проблемами приобретают абсолютную ценность и значимость, но и совместная деятельность приобретает особый смысл и ценность для участвующих в ней разнообразных специалистов.

В наше время большинство социальных работников работает в государственных и иных официальных учреждениях. Но при всем том их отличает от обычных государственных работников особая нравственная позиция и обладание знаниями, опираясь на которые, они не только самостоятельно оценивают ситуацию, но и выбирают вариант своего дальнейшего поведения. Гуманистические профессии основаны на научной объективности и часто ставят задачу «инженерии», «проектирования» человеческих отношений, но непременно с целью, определяемой интересами клиента. В основе профессиональной позиции социальных работников лежат две концепции: во-первых, сама идея профессионализма; во-вторых, представление о правах человека.

Идея «профессионализма» существенно повлияла на организацию социальной работы на всех уровнях общественной жизни. Несмотря на разнообразие сфер деятельности (различные категории клиентов, разные стили работы, разные теоретические подходы), в социальной работе определилась общая специфика, которая позволяет считать ее единой профессией, а не просто пестрым перечнем функций и организаций.

Профессионализм - ключевое понятие в определении сути социальной работы. Важнейшим фактором, определяющим профессиональную автономию специалиста и независимость его позиции, наряду со знаниями, навыками, умениями, выступает профессиональная этика. Именно в этических принципах заложены основы ценностной профессиональной позиции, очерчен предел допустимого со стороны специалиста поведения, заданы некие «правильные» способы общения с клиентами, коллегами, внешними инстанциями. В преамбуле международных этических стандартов сказано: «Социальная работа исходит из гуманитарных, религиозных и демократических идеалов и философских теорий и является универсальной возможностью удовлетворения человеческих потребностей, возникающих в процессе взаимодействия между личностью и обществом, а также развития потенциала человека. Предназначением социальных работников является служение во имя повышения благосостояния человека и его самореализации, помощь в нахождении ресурсов для удовлетворения потребностей и чаяний индивидов, групп, наций, в достижении социальной справедливости».

Социальная работа отстаивает необходимость комплексной социальной политики, ориентирующейся в первую очередь на индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Сегодня она остается верна идеям прав человека и профессионализма и придерживается следующих принципах профессиональной этики.

Человек ценен своей индивидуальностью, которую следует учитывать и уважать;

Человек имеет право на самореализацию до той степени, пока не нарушаются подобные права других людей;

Общество должно функционировать так, чтобы предоставлять максимум благ всем его членам;

Социальные работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам;

Социальный работник должен оказывать помощь каждому, кто нуждается в ней вне зависимости от пола, возраста, физических и умственных способностей, цвета кожи, социальной и расовой принадлежности, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации клиентов;

Социальный работник должен уважать основные человеческие права;

Социальный работник соблюдает принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации о своей деятельности;

Социальный работник тесно сотрудничает со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным;

Социальный работник должен свести до минимума применение правового и иных видов принуждения при решении проблем клиента.

Но не все так идеально на практике. Постепенное огосударствление социальной работы сковывает свободу индивидуального выбора специалиста, отдаляет от человека, реальных проблем, мешает увидеть и оценить их индивидуальность. В системе все более выражено проявляются бюрократические тенденции и стремления найти универсальный и рациональный подход к решению проблем клиентов.

Осуществляемая социальным работником в нашем случае систематизация знания относительно проблемы не исключает позиционного подхода. Однако позиция эта не является раз и навсегда заданной, а каждый раз заново формируется в процессе работы с проблемной ситуацией и обусловлена как ее спецификой, так и индивидуальностью личности клиента (самобытностью сообщества). Эффективность деятельности социального работника во многом зависит от того, насколько его профессиональная позиция по отношению к проблеме отвечает требованиям полидисциплинарности, а если быть еще более точными, требованиям полипозиционности.

Профессиональная позиция социального работника должна допускать существование и включать в себя как можно больше объясняющих и разрешающих проблему гипотез, каждая из которых может иметь как узко специальную, так и полидисциплинарую ориентацию. Фактором, объединяющим все это многообразие подходов к проблеме в единое целое, в профессиональную позицию, является конкретный человек, абсолютная ценность и целостность которого для социального работника безусловны. Основным критерием выбора практического способа разрешения социальной проблемы можно назвать адекватность предполагаемых результатов интересам, ценностям и возможностям как отдельного человека, социальной группы, так и общества в целом.

Работа с проблемой изначально предполагает целенаправленные действия по изменению существующего в обществе порядка вещей, а также некоторую структурную организацию предпринимаемых ходов. Все это дает нам основания для того, чтобы по аналогии с технической сферой определить социальную работу как своего рода социальную инженерию, конструирующую «технику» решения социальных проблем. В этом контексте социальная работа, как и привычная для нас технически ориентированная инженерия, должна включать в себя выполнение в обществе работ двух типов:

Социально - инновационных, создающих и совершенствующих «механизмы» решения социальных проблем;

Обеспечивающих качественное функционирование существующих в обществе «механизмов» решения социальных проблем.

Социальная работа - это вид профессиональной деятельности, направленной на поддержание конкретного человека и создание в обществе условий для его наиболее полной самореализации и гармоничного сосуществования с другими людьми. Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников. Усилия социальных работников связаны не только со снятием социальной напряженности, они также участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоев населения. Целью и ценностью социальной работы является конкретный человек с его индивидуальностью.

Архивы - как социокультурный феномен. Сущность понятия "архив". Значение архивов для общества

Возникновение архива имело большое значение в истории культуры человечества. Благодаря архиву мы узнаем накопленный хозяйственный и нравственный опыт народа и культурных достижений прошлого...

Социальная политика -- сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей, с учётом, одобряемой обществом, системы ценностей...

Методология классификаций качества жизни

Результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения. Уровень жизни -- это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей...

Модель социальной защиты в Республике Беларусь

Основы социально–гуманитарных наук

Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации. Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика...

Особенности досуга молодёжи

Потребность человека в отдыхе вызывается утомлением, точнее, она-- следствие этого утомления. Отдых предполагает осуществление человеком одной из фундаментальных своих потребностей в релаксации, расслаблении...

Роль семьи и карьеры в жизни женщины

В ходе данного исследования рассматривалось значение в жизни женщины семьи и карьеры. Респондентами выступали женщины города Иваново. Всего в исследовании приняли участие 30 женщин...

Социальная защита в Республике Беларусь

Социальная политика современного государства - это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, направленных на ослабление неравенства в распределении доходов и имущества; защиту населения от безработицы...

Социальная защита и обеспечение населения на муниципальном уровне (на примере МО "Сосновоборский городской округ")

Социальная защита населения в Республике Беларусь

Система социальной защиты - это сфера жизненно важных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального и экономического развития государства и общества...

Социальное государство

социальный государство общество население В последнее время для РФ проблема построения социального государства становится одним из главных приоритетов развития национальной государственности...

Социологический анализ образа жизни молодежи новой России в г. Ставрополе

Категория "образ жизни" широко используется представителями различных дисциплин, связанных с изучением общественной и культурной жизни людей: экономики, социологии, социальной психологии, истории, теории культуры и т.п...

Социология образования

Образование - важнейшая предпосылка решения основных задач общества, государства, специфическая отрасль общественной жизни, необходимое условие общественного воспроизводства и успешной трудовой деятельности...

Стареющая личность и образ жизни

При изучении повседневной жизни человека концепция образа жизни очень полезна: она отражает внешнее повседневное поведение и интересы отдельных людей и целых общественных групп...

Уровень жизни и социальная защита населения России

Социальная значимость понимается как способность человека оказывать влияние на ход дел в обществе.

Социальная значимость с точки зрения общественных интересов может быть как положительной, так и отрицательной. Вообще говоря, желательно, чтобы люди стремились к положительной социальной значимости, когда их деятельность приводила бы к полезным для общества результатам. Но на практике воспитать всех «законопослушными» не удается.

Социальная значимость – главный стимул деятельности людей как социальных существ. Она означает способность оказывать воздействие на ход событий в обществе. Любая деятельность, так или иначе влияющая на развитие общества, является социально значимой.

Социальная значимость заключается в:

Создании благоприятных условий для населения, получении образования в интересах общества и государства, забота об образовании - приоритетное направление демократического государства, образование положительно воздействует на социальные процессы, подготовке квалифицированных специалистов, воздействие на изменение производительных сил и всей системы производственных отношений. , воспитании и социализации обучающихся, их самоидентификации, посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления.

Развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества. Социально-экономического развития России среднее профессиональное образование играет значительную роль в обеспечении модернизации экономики и качества человеческих ресурсов, создании условий для профессионального самоопределения и удовлетворения образовательных потребностей личности. Система среднего профессионального образования не только играет важную роль в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы, но и способствует удовлетворению образовательных потребностей населения с ограниченными экономическими возможностями.

На современном этапе одной из наиболее важных тенденций развития образовательной системы является регионализация, сущность которой состоит в последовательной ориентации деятельности учебных заведений на нужды региона с формированием на этой основе единой, многофункциональной, скоординированной системы образования как органичной составной части регионального социально-экономического комплекса. Регионализация выступает как очередной этап социальной институционализации в системе среднего профессионального образования, когда утверждаются определенные процедуры, системы контроля за выполнением норм, функций.

Тенденция регионализации играет значительную роль в развитии средней профессиональной школы, что обусловлено, с одной стороны, многочисленностью средних специальных учебных заведений и их распределением по территории страны, с другой стороны - значимостью среднего профессионального образования как одного из системообразующих элементов региональных социально-экономических структур.

Принципы образовательной политики в России:

Общедоступность (доступность обучения без национальных и возрастных ограничений);

Приспособленность системы образования к потребностям учащихся;

Право человека на свободное развитие, приоритет общегуманистических ценностей;

Светский, а не религиозный характер обучения;

Свобода и плюрализм обучения (свободный выбор образовательных учреждений учащимися);

Самостоятельность образовательных учреждений.

В современных условиях общему переосмыслению социально-экономического значения образования, квалификации и роли сложного труда более других способствовала теория "человеческого капитала", рассматривающая общие и специальные знания наемных работников в качестве важнейшего фактора роста эффективности производства.

Формирование теории человеческого капитала в качестве самостоятельного течения мировой экономической мысли проходило в конце 50-х начале 60-х годов нынешнего века. Возникновение и формирование концепции человеческого капитала в ее современном виде стало возможным благодаря публикациям американских экономистов, представителей "чикагской школы" Т.Шульца и Г.Беккера. которым в научной литературе отводится роль "первооткрывателей" данной концепции.

В отечественной экономической литературе проблеме человеческого капитала долгое время не уделялось сколь-нибудь серьезного внимания. Лишь в 70-80-х годах стали появляться отдельные исследования, посвященные рассмотрению тех или иных аспектов западной теории человеческого капитала и экономики образования. Специфика таких исследований заключалась в том, что большинство из них носило характер критического разбора буржуазных концепций человеческого капитала и экономики образования с позиций, обусловленных методологическими установками политической экономии социализма. Однако данное обстоятельство вовсе не умаляет научной значимости проведенных исследований, выполненных на высоком научном уровне. К разряду таких исследований можно отнести работы таких авторов, как В.С.Гойло. А.В.Дайновский Р.И.Капелюшников. Корчагин В.П., В.В.Клочков, В.И.Марцинкевич.

Понятие "человеческий капитал" прочно утвердилось в экономической литературе и обозначает имеющийся у человека определенный запас здоровья, знаний, навыков и умений, которые используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту его производительности труда и тем самым влияют на рост доходов данного человека.

Сейчас модным стало употребление слов «социально значимый». Но что они значат? О каких преимуществах или специфике они нам говорят? Какие задачи выполняют социально значимые проекты? Всё это мы рассмотрим в рамках данной статьи.

Общая информация

Давайте обратимся к самому главному законодательному документу - Конституции. Согласно ей, государство берёт на себя обязанности по обеспечению своих граждан базовыми потребностями. К таковым относятся еда, образование, работа, жилье, здоровье, защита от внешних и внутренних угроз и так далее. Поэтому всё, что работает на выполнение этой задачи, - это социально-значимый объект.

Следует отметить, что когда эти слова применяют по отношению к проблеме, то это значит, что она волнует не одного человека, а как минимум значительную часть общества. Как пример, можно привести низкие пенсии, высокий уровень преступности и так далее. Среди объектов для нас интерес (в рамках данной статьи) представляют те, что имеют определённое социальное значение, поскольку, обеспечивают потребности человека в жизненно важных услугах, продуктах и товарах:

  1. Объекты здравоохранения, социально обеспечения, образования.
  2. розничная торговля, заведения общественного питания и бытового обслуживания.
  3. Объекты культуры, досуга и физической культуры.
  4. Кредитно-финансовые ритуального и похоронного обслуживания населения.

Как видите, на титул «социально значимый» может претендовать довольно много различных организаций и заведений.

Классификация

А как же проводится разделение на отдельные типы? Для этого используется группирование по похожим параметрам. А если приходится говорить о людях? Тогда большое значение имеют социально значимые качества. В качестве примера можно рассмотреть процесс подготовки учителей. Ведь это важные специалисты, от деятельности которых зависит будущее общества. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы они обладали всеми необходимыми для работы качествами и навыками.

Пример социальных качеств

Итак, учитель должен уметь:

  1. Организовывать процесс воспитания детей школьного возраста, а также мероприятия, что направлены на увеличение адаптивных возможностей у них, развивая умения конструктивно взаимодействовать на межличностном уровне.
  2. Осуществлять консультационно-просветительскую работу с родителями, чтобы сотрудничать в процессе воспитания ребенка.
  3. Оперативно решать педагогические задачи, что требует знаний не только правил и законов, но и значительной доли импровизации и творчества.
  4. Конструктивно выстраивать межличностные отношения.

Что такое социальный проект?

Так называют открытое пространство, где может происходить взаимодействие различных людей, которые в обычной жизни не пересекаются. Социально значимые проекты способствуют их объединению для решения какой-то конкретной проблемы. Участниками процесса могут быть как общественные институты, так и отдельные люди или их объединение. Если развивать затронутую ранее ситуацию с педагогами, то можно в качестве примера рассмотреть работу библиотеками, детскими домами или развивающими центрами и так далее. Так, подобный социально значимый проект может работать в таких направлениях:

  1. Силами студентов и преподавательского состава организовывать и проводить праздничные и развлекательные мероприятия для детей сотрудников университета, в школах, детских садах и так далее.
  2. Проводить консультации и оказывать помощь родителям с детьми в решении проблем.
  3. Студенты-педагоги могут попробовать свои силы в подготовке учеников ещё в момент обучения в университете и посмотреть, как они смогут заинтересовать своих подопечных.

Во время таких проектов можно проверить совокупность социально значимых качеств, которыми обладает один конкретный человек. На основании наблюдения студенту можно дать рекомендации относительно его работы и направления деятельности.

Социально значимые темы

Так называют определённые вопросы, которые беспокоят значительное количество людей. Так, если болит зуб - это проблема отдельного человека. А вот если стоматологическая отрасль страны пребывает в упадке - то это недостаток для всей страны. Тогда такими темами начинают заниматься социально значимые организации. Таковыми можно считать объединение стоматологов или движение за высококачественную медицину. Ещё одним показателем важности темы можно назвать регулярно возникающие дискуссии, конфликты и так далее. Как пример, можно вспомнить о коррупции. Все относятся к ней негативно (по крайней мере, на словах), хотят её исчезновения - но это всё никак не происходит. Поэтому бурлят дискуссии об этом явлении, причем очень часто они перерастают в яростные перепалки и взаимные обвинения. Что ж, как знать, возможно, это просто своего рода шоу, представление для отвлечения народа.

Мотивация

Итак, человек может принимать участие в чем-то социально значимом и важном. В основе его деятельности лежит мотивация. Она может выражать широкий спектр потребностей: в самореализации, в общении, в применении своего лидерского потенциала и так далее. Причем участие может выражаться в значительном диапазоне действий, начиная от работы грубой силой и заканчивая ценностно-ориентированным проявлениям. Следует отметить, что мотивационная активность, которая не подкреплена глубинной потребностью, является, как правило, ситуативной, непродолжительной и легко может перестать существовать. Благодаря этому можно наблюдать большое количество всевозможных инициатив, которые были брошены ещё до того, как их довели до конца. Немало этому поспособствовали трудности реализации.

Заключение

Как видите, социально значимое "что-то" имеет определенную важность. Конечно, в наших условиях наибольшее внимание уделено именно темам. Так, как не вспомнить экономический кризис, который продолжается уже два года, заморозку накопительной части пенсии (продолженную до 2019-го) и иные проблемы, которые упорно не хотят решаться. С ними могли бы помочь справиться социально значимые проекты, но, увы, в наших реалиях они не являются чем-то излишне распространённым и масштабным. Хотя с чего-то ведь следует начинать. Возможно, кто-то из читателей этой статьи сможет придумать свежее решение какой-то социально значимой темы или же предложит проект, которые позволит ответить на большое количество вопросов, актуальных на сегодняшний день. Как бы там ни было, необходимо учиться и думать, что делать со сложившимся положением. Причем не прятать свои мысли в далёкий ящик, а выносить их на суд общества. Ведь даже если у одного человека нет сил реализовывать что-то, это не значит, что кто-то другой не возьмется за решение проблемы. А вместе даже горы свернуть будет намного легче.

2.1. Социальная значимость проектаРезультативность и эффективность проекта

Общество обязано заботиться о маломо­бильных гражданах, в том числе инвалидах, не только с точки зрения «выгодно - невыгодно». Это такие же граждане, как и все остальные. Все граждане достойны уважения. А УВАЖЕНИЕ предполагает РАВЕНСТВО. Люди с инвалидностью должны иметь рав­ные возможности участия в жизни общества. Инвалидность - не в людях, а в окружаю­щей среде. Не инвалидам надо приспосабли­ваться к жизни, а окружающая среда должна изменяться, адаптируясь под их потребности.

В мае 2012г. РФ ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Этот документ говорит о необходимости полного и эффективного вовлечения инвалидов в жизнь общества, требует от государств-участников ликвидировать дискриминации по признаку инвалидности, а также содержит важные положения в области создания доступной среды. Эффективность реализации положений Конвенции во многом зависит от эффективности действий органов власти и представителей общественных объединений инвалидов на местах.

Значимость проекта главным образом выражается в том, что его реализация способствовала активизации гражданского контроля за созданием доступной среды на местах путем вовлечения в эту деятельность заинтересованных представителей гражданского общества (общественных объединений инвалидов). Это позволит избежать многих ошибок в процессе создания доступной среды, в результате чего улучшится жизнь людей с инвалидностью, повысится эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на создание доступной среды. Кроме того, в реализацию проекта были вовлечены люди с активной жизненной позицией, которым эти изменения остро необходимы. Их знания и практический опыт, накопленные годами преодоления различных барьеров были использованы при подготовке учебных материалов проекта. Это в полной мере соответствовало принципу «Ничего для нас без нашего участия», сформулированному еще в прошлом веке защитниками прав инвалидов, и закрепленному в Конвенции о правах инвалидов.

Благодаря средствам гранта проведена реконструкция помещений офиса для проведения в них занятий со слушателями, имеющими различные формы инвалидности.

Ежемесячно обновлялась электронная информационно-справочная система «Гарант». С ее использованием на регулярной основе юристом проекта проводился мониторинг законодательства, регламентирующего различные аспекты создания и функционирования безбарьерной среды. По результатам этой работы составлен перечень международных, федеральных и региональных нормативных актов в этой сфере. Этот материал был использован при подготовке и проведении лекций и семинаров в рамках проекта (семинары школы общественного эксперта, семинары для студентов ВУЗов Нижнего Новгорода и др.) распечатан для раздаточного материала и размещен на сайте проекта. Помимо этого полученные результаты нередко использовались в ходе предоставления консультаций гражданам по различным вопросам создания доступной среды.

Была подготовлена Программа и методические указания спецкурса «Универсальный дизайн». Программа получила положительные отзывы от ведущих специалистов факультета «Архитектура и Дизайн» Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Организацией было предложено рассмотреть возможность использовать программу для изучения студентами по выбору в цикле специальных дисциплин государственного стандарта подготовки специалистов по специальности «Дизайн». Программа нацелена на подготовку специалистов-проектировщиков, строителей и дизайнеров, участвующих в решении проблем инвалидов и инвалидности. Это предполагает: изучение основных подходов и принципов в осуществлении деятельности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам города, овладение знаниями и практическими навыками в разработке проектов на строительство и реконструкцию, изучение нормативно-правовой базы по данному направлению. В рамках проекта были использованы план и методические указания этой программы в сокращенной 24-х часовой версии.

С 29 по 31 мая НРООИ «Инватур» провела для специалистов социально ориентированных НКО школу общественного эксперта по созданию безбарьерной среды. Это основное и наиболее важное мероприятие проекта. Его актуальность была вызвана тем, что предпринимаемые в последние годы государством и местными органами власти серьезные усилия по созданию доступной среды требуют широкой экспертной поддержки и компетентного контроля со стороны гражданского общества.

Школа преследовала цель предоставить специалистам социально-ориентированных НКО региона знания и практические навыки в области создания безбарьерной среды для людей с различными формами инвалидности и других маломобильных групп населения. В работе школы приняли участие 31 человек. Это прежде всего люди с инвалидностью, являющиеся специалистами и активистами социально-ориентированных НКО региона, объединяющих людей с различными формами инвалидности из Выксы, Кулебак, Балахны и районов города Нижнего Новгорода, а также представитель прокуратуры Нижегородской области Денис Андреевич Тараканов.

Участники школы получили базовые знания о различных подходах к созданию доступной среды, о правовых механизмах ее создания и функционирования, а также об информационной доступности и методике паспортизации объектов социальной инфраструктуры. В качестве эксперта к работе школы была привлечена руководитель общественной организации инвалидов «Свободное движение» г.Екатеринбурга Елена Леонтьева, которая является признанным экспертом в области создания доступности, автором ряда широко известных работ на эту тему. Помимо теории, «Школа общественного эксперта» включала в себя практическую часть. Она состояла в обследовании конкретных объектов социальной инфраструктуры, составление их паспортов, выработку рекомендаций по повышению степени их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. По итогам школы ее выпускникам были вручены сертификаты.

В дальнейшем участники школы смогут использовать полученные знания при проведении обследований объектов социальной инфраструктуры, составлении их паспортов и выработке рекомендаций по повышению степени доступности этих объектов для инвалидов различных категорий и других маломобильных групп населения. Благодаря такому общественному контролю повысится эффективность реализации федерального законодательства, положений Конвенции ООН о правах инвалидов, а также государственных программ и программ органов местного самоуправления по созданию доступной среды. Значимость проведенных мероприятий проекта состоит еще в том, что повысилась социальная активность, гражданская ответственность у участников школ. Это подтверждают записи в оценочных анкетах и отзыв приглашенного эксперта, а также информация поступившая из города Выксы Нижегородской области о том, что участник школы был назначен членом муниципальной комиссии по мониторингу и проверке социальных объектов района на доступность для людей, относящихся к маломобильным группам населения.

В ходе проекта юристом организации проводились запланированные личные и групповые правовые консультации. Всего было проведено более 140 консультаций, был дан ответ на 300 вопросов. Поскольку барьеры, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью, носят различный характер, тематика вопросов была весьма разнообразной. Консультации предоставлялись в офисе организации «Инватур», а также по телефону, электронной почте и посредством программы Skype. Помимо этого в течение периода проектной деятельности совместно с партнерами были организованы выездные юридические консультации в городах Нижегородской области: Лысково, Арзамас и Выкса. Поступившие вопросы распределились по темам следующим образом: - Вопросы о праве на безбарьерную среду 40%, препятствия при реализации прав людей с инвалидностью в сфере образования 30%, Реализация жилищных прав 18%, барьеры в сфере реализации права на труд, проблемы с получением необходимых лекарств, проблемы при получении санаторно-курортного лечения и тд. – 12%.

К одному из важных результатов проект мы относим и результат юридического сопровождения по делу о нарушении жилищных прав инвалида-колясочницы Татьяны К., в результате чего она получила право на получение жилья вне очереди.

Для информационного сопровождения проекта был разработан сайт www.invadostup.ru. На нем размещены в свободном доступе материалы курса, что позволяет самостоятельно ознакомиться с методикой обследования социальных объектов и современными технологиями обеспечения архитектурной и информационной доступности, а также задать вопросы.

Специалистов организации, прошедших Школу, приглашают исполнительные органы власти, органы местного самоуправления, собственники социальных объектов для проведения консультаций, обследования реконструируемых объектов на предмет их доступности для людей с инвалидностью, участия в мероприятиях, посвященные архитектурному развитию города.

Издано тиражом 1000 экз. справочно-информационное пособие «Проверка доступности», которое поможет помочь в обследовании социально значимых объектов, выработать рекомендации по их адаптации. Пособие предназначено для специалистов и участников рабочих групп по заполнению и проверке паспортов зданий и сооружений, для активистов социально ориентированных некоммерческих организаций, а также для собственников зданий.

2.3. Итоги реализации проекта

Данный проект является единовременно выполненной задачей. Вместе с тем работа по различным аспектам создания доступной среды нашей организацией будет продолжена, в том числе в рамках других социально значимых проектов. Она будет включать в себя информирование общественности, представителей органов власти и специалистов о различных аспектах создания доступной среды, разработку и внесения предложений по совершенствованию законодательства, консультирование граждан и организаций, консультирование общественных экспертов.

2.4. Тиражируемость полученного опыта и результатов проекта

По нашему мнению, опыт и наработки, накопленные в ходе реализации проекта, нуждаются в тиражировании. Это связано с низкой степенью информированности о различных аспектах создания и функционирования доступной среды. Проектом был охвачен не весь круг заинтересованных лиц, так или иначе участвующих в этой деятельности. С этой целью нами будет распространяться справочное пособие, содержащее информацию о различных аспектах создания доступной среды. Кроме того, при наличии запросов со стороны заинтересованных лиц (органов власти и общественных организаций инвалидов из районов области и других регионов), наличии у нашей организации финансовых и других ресурсов либо при условии возмещения затрат со стороны заинтересованных лиц может быть рассмотрена возможность проведения подобных семинарах в районах области или других регионах.

ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

3.1. Календарный план проекта

Выполнен в первоначально запланированном объеме во время реализации проекта.

Смета проекта

Смета выполнена в полном объеме.

3.3. Софинансирование проекта

Соинвесторы не были заявлены на этапе старта проекта. Из собственных средств организации оплачивалась часть зарплаты участникам проекта, закупка оборудования и обновление справочно-правовой информационной системы¸ адаптация помещений для занятий, расходы на аренду и коммунальные услуги, закупку канцтоваров.

Попробуем разобраться с формулировкой: что значит «социально значимые объекты»? В настоящее время они являются подлинными артериями для общества. Без их возведения не может обойтись ни один населенный пункт нашей страны.

Перечень

На самом деле социально значимые объекты представлены в большом количестве. Появились они сразу после возникновения человеческой цивилизации, за историю своего существования модернизировались и расширились по количеству. На сегодня социально значимые объекты - это:

  • школы;
  • больницы;
  • театры;
  • библиотеки;
  • цирки;
  • суды;
  • храмы;
  • музеи;
  • мемориалы;
  • дворцы детского творчества и спорта

Также к ним можно отнести и здание администрации конкретного населенного пункта.

Значимость медицины для общества

На настоящий момент социально значимые объекты представляют собой в первую очередь учреждения здравоохранения. Именно они имеют огромное значение для сохранения здоровья населения, то есть являются основой существования всего человеческого общества. Независимо от того, будет ли это областная больница, либо небольшой фельдшерский пункт, со стороны населения к такому объекту приковано пристальное внимание.

Образование

Анализируя социально значимые объекты, нельзя оставить без должного внимания учреждения образования. С их помощью люди приобретают знания, умения, навыки, которые необходимы им для успешной социализации.

Строительство социально значимых объектов: детских садов, школ, учреждений дополнительного и последипломного образования — это важная задача государства. Без выделения денег на подобное строительство невозможно будет формировать гармонически развитых, духовно богатых людей, следовательно, у государства не будет шансов на развитие и процветание.

Строительство храмов

Рассуждая над тем, какие социально значимые объекты необходимо возводить в наши дни, нельзя обойти стороной строительство и восстановление церквей. В последние годы в России наблюдается тенденция восстановления храмов. Люди, понимающие, что важна не только материальная, но и духовная составляющая, все чаще приходят в храмы. Люди готовы вкладывать деньги в строительство, реставрацию церквей, так как они осознают, что духовная гармония — это необходимое условие для саморазвития и самосовершенствования.

Безопасность социально значимых объектов — это важная задача, для решения которой необходимо привлечение помощи государства.

Дворцы спорта

В России в наши дни повышается интерес к здоровому образу жизни. Сегодня модно быть спортивным, успешным человеком, не имеющим вредных привычек.

В реестр социально-значимых объектов входят не только учреждения образования и здравоохранения, сюда же относятся и спортивные центры. В них может прийти любой гражданин, проживающий на территории РФ, записаться в одну из многочисленных спортивных секций. Социальная значимость подобных объектов состоит в том, что они помогают людям сохранять здоровье. Здоровый человек будет приносить обществу пользу, следовательно, государству не придется тратить деньги на его лечение.

Музей

Что представляет собой этот социально значимый объект? Закон РФ охраняет различные раритеты, имеющие историческую и общественную ценность. Именно они представлены в экспозициях музеев, являются достоянием народа. Исторические ценности выполняют социальную функцию, повествуя об укладе быта предков. Знакомство подрастающего поколения с музейными экспонатами имеет существенное воспитательное значение. Среди частых гостей музея — ученики начальной школы и средних классов.

Цирки и театры

Такие социально значимые объекты являются не только местом для развлечения населения. Театральные постановки выполняют воспитательную роль, пробуждают в человеке высокие чувства. Юные зрители, пришедшие на представление, улавливают причинно-следственные связи между определенными событиями, получают собственный опыт от чужих ошибок. Безусловно, государство должно изыскивать меры материальной поддержки «храмам культуры», а не оставлять их без пристального внимания и финансирования.

Социальная инфраструктура

Она представляет собой совокупность предприятий и объектов, обеспечивающих функциональную жизнь и деятельность населения, способствует формированию интеллектуального развития каждого человека.

Именно объекты социальной инфраструктуры способствуют созданию условий, необходимых для нормального функционирования разных сфер жизни.

Принято подразделять социальную инфраструктуру на «точечную» и «линейную».

Первый вариант — это непосредственно сами объекты: средние и высшие учебные заведения, больницы и поликлиники, школы, развлекательные центры, дворцы творчества. Линейной социальной инфраструктурой именуют сети железных дорог, связи, линии электропередач.

В производственных организациях в большей степени используется точечная инфраструктура, а для экономики необходимы обе разновидности.

Основные объекты социальной инфраструктуры

К ним принято относить следующие элементы:

  • предприятия торговли;
  • культурно-массовые комплексы;
  • водообеспечение и канализацию;
  • различные виды пассажирского транспорта;
  • объекты здравоохранения;
  • финансовые организации;
  • стадионы, плавательные бассейны, дома отдыха

В паспорта социально значимых объектов включают всю основную информацию, касающуюся строительства, обслуживания, источников финансирования.

Рассматривать социальную инфраструктуру можно по уровням социальной организации человеческого общества.

В управлении применяют и общие показатели, и расчетные параметры, характеризующие обеспеченность конкретных объектов инфраструктуры. Ее разработка позволяет изучать связь материальной базы с содержательными процессами в развитии социального общества.

Среди основных требований, которые к ним предъявляются, — доступность инфраструктуры. Процесс разработки доступной среды предполагает продумывание малейших деталей, чтобы человек был окружен средствами связи: транспортом, досуговыми организациями, необходимой информацией. В настоящее время в РФ реализуется программа «Доступная среда», направленная не только на формирование толерантного отношения к инвалидам среди здоровых членов общества, но и на доступ инвалидов к социально-значимым объектам, вовлечение таких людей в общественную и культурную жизнь.

В сферах физической культуры, образования, социальной защиты, информатизации, здравоохранения реализуются специальные государственные программы.

Существует два варианта адаптации объектов социальной инфраструктуры для жизни и деятельности инвалидов:

  • ремонтно-строительные работы;
  • предоставление социально значимых услуг

К примеру, теперь с помощью планировочных и инженерных средств детский сад, школа, поликлиника стали доступными для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Оценка доступности

На базе строительных нормативных документов была создана технология оценки организаций и объектов, имеющих право на оказание населению определенных социальных услуг.

Объект паспортизации — это организация, которая поставляет конкретный пакет социальных услуг, располагается в объекте недвижимости либо в какой-то его части. Если у организации есть сразу несколько сооружений, все они описываются с позиции доступности для инвалидов как отдельные объекты социальной инфраструктуры.

В настоящее время выделяют шесть частей такого объекта:

  • участок, который прилегает к сооружению;
  • одни либо несколько входов в здание;
  • пути эвакуации, маршруты передвижения по зданию;
  • санитарно-гигиенические помещения;
  • участки целевого посещения сооружения;
  • система средств связи на объекте

Все требования указаны в СНиП в 2001 г., утверждены Министерством регионального развития РФ. Территория, которая непосредственно прилегает к участку, состоит из нескольких элементов: входов, лестниц, пандуса, путей передвижения; автостоянки и парковки. Существуют определенные требования к данной зоне. В частности на участок с социально значимым объектом должно быть несколько входов, чтобы инвалиды могли спокойно передвигаться по нему. Также предполагается наличие пешеходных и транспортных путей, места для отдыха, расположения транспорта.

Социально значимые объекты являются показателем стабильности общества. Именно они являются демонстрацией заботы со стороны государства о своих гражданах.

Государство должно выступать гарантом доступности всех социально значимых объектов: детских садов, школ, техникумов, поликлиник, театров, музеев, спортивных школ для обычного человека.

Всеобщность и доступность — это основные столпы жизни любого развитого государства. Сложно представить себе развитую страну, в которой нет достаточного количества учреждений культуры, здравоохранения.

В европейских государствах особое внимание уделяют именно социальным объектам, создают комфортные условия для жизни и работы населения. Подобный подход оправдывает себя. Население, которое имеет возможность саморазвиваться, следить за своим здоровьем, имеет высокую трудоспособность, приносит государству существенную пользу.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома