Пособие для начинающих врачей! Работа над ошибками или в помощь начинающему психотерапевту

Дорогие коллеги! Сегодня я необычайно серьезен, ибо за несколько минут должен научить вас тому, чем вас не научили за шесть лет. Как быть врачом? Не как быть врачом, этого сейчас не знает никто, но как быть врачом, несмотря ни на что.
Выпускники мединститута делятся на две категории. Одни уже сейчас понимают, то шесть лет назад совершили трагическую ошибку, другие поймут эту ошибку через пару месяцев после выпуска.
Если кто-то из вас все же решится выйти на работу по специальности, его ждет совершенно новая компания, к встрече с которой нужно быть морально готовым.

САНИТАРКИ. Это существа неопределенного возраста, пола и цвета халата. Если вы не в состоянии определить возраст, пол и цвет халата, ориентируйтесь на ведро и швабру. Санитарок надо любить. Они знают о вас все, поскольку выносят за вами бутылки. Если контакт будет налажен, подробности ваших бурных дежурств останутся в тайне. Если нет - выносите бутылки сами.

СЕСТРЫ. Их тоже надо любить, но только, я подчеркиваю, ТОЛЬКО как сестер. Некоторые, особенно хирурги, придерживаются иного мнения, и за это благодарные сестры обращаются к ним на ты, что раздражает, особенно в присутствии больных. Если же вам ну очень захочется расслабиться без отрыва от производства, обратитесь в другое отделение. Сестры там такие же хорошие, но зато не такие родные. И все-таки, мой вам совет: старайтесь дежурить с самыми старыми сестрами. Это избавит вас, во-первых, от искушения, а во-вторых, от работы. Опытной сестре врач первого года службы может только помешать. Если среди ночи больному вдруг понадобиться помощь, сестра не
разбудит вас, заботясь не столько о вашем сне, сколько о здоровье больного. И боже вас упаси делать назначения или, хуже того, определять группу крови, не посоветовавшись с сестрой. Родные и близкие покойного никогда вам этого не простят.

ВРАЧИ. Это люди, забывшие все, чему их учили в институте. И их можно понять: зачем забивать голову всяческой ерундой, когда единственное, что требуется от врача - это ведение медицинской документации. Никогда не цитируйте в их присутствии учебники, монографии и лекции. В лучшем случае вас просто не поймут, в худшем - возненавидят. Поэтому напрягите свою память и постарайтесь забыть как можно больше. Это поможет вам быстро влиться в коллектив. Врачей разрешается любить, и любить не так, как сестер. Особенно, если врач относится к противоположному полу и не относится к противоположному возрасту. Есть несколько признаков, позволяющих различать врачей разных специальностей.

АКУШЕР-ГИНЕКОЛОГ. У него здоровый цвет лица, крепкий сон. Все, что он вынес из института, - это призывэкзаменаторов: <Тужьтесь!> Пьет только благородные напитки. В теплой мужской компании бывает невообразимо скучен, так как наотрез отказывается говорить и пить <за баб-с>. Если женщина жалуется, что ее от этих мужиков уже тошнит, неизменно отвечает: <Надо было предохраняться>. После нескольких лет работы у гинекологов развивается профессиональная болезнь: сращение пальцев типа <пистолета Макарова>. Это, однако, не мешает ему уверенно держать ручку, вилку и стакан. Прошу прощения, бокал. О тех, кто пользуется стаканом, речь пойдет далее.

ТЕРАПЕВТ. Отличается от гинеколога цветом лица, крепостью сна и большим количеством микробов. На обходе говорит много и о чем угодно, стараясь избытком слов компенсировать нехватку лекарств. Пьет мало, потому что мало приносят.Заветное желание - свернуть шею тому, кто придумал добавлять в спирт хлоргексидин и прочую отраву.Профессиональные болезни - смотри справочник терапевта.

ХИРУРГ. Продолжительность обхода - 45 секунд. Любимое выражение: <Что с него взять, кроме аппендикса>. Пьет много, потому что много приносят. Когда приносят мало, орет, матерится, лезет на стенку и пьет еще больше.

НАРОДНАЯ ПРИМЕТА: если врач не хочет открывать бутылку зубами, значит, это стоматолог.

ЗАВОТДЕЛЕНИЕМ. Это ваш непосредственный начальник. Любите его, если он попросит. Иначе вместо премии получите отпуск в декабре.

ГЛАВВРАЧ. В переводе на русский язык - завхоз. Последний раз видел больного лет двадцать назад и, скорее всего, остался недоволен. Выходит из кабинета только по нужде, не имеющей ничего общего с нуждами больницы. Мало кто знает его в лицо. Если вы случайно встретите незнакомого человека солидных лет в неестественно белом халате, галстуке и с отсутствующим взглядом, можете поздороваться - это он.

ПРОФЕССОР. Выглядит почти как главврач, но отличается от него нездоровым интересом к больным. Профессор, гуляющий по институту, опасен только для студентов. Профессор, гуляющий по клинике, убежден, что умеет лечить, и примерно раз в месяц пытается это продемонстрировать. Поэтому ваша задача - не подпускать его к больным. Если же обход не минуем, идите в библиотеку и ознакомьтесь с профессорскими трудами. На вопрос профессора: <Что получает
больной?> четко и с выражением расскажите схему, предложенную им в 1959 году. Профессор будет счастлив и ни за что не заглянет в лист назначений. После обхода намекните больному, что с него бутылка. И помните: единственный профессор, который никогда не ошибается, - это патологоанатом.

Кстати, о больных. В отличие от вас, они думают, что наша медицина бесплатна и общедоступна. Если вы попытаетесь их в этом разубедить, на вас могут пожаловаться. Поэтому лечите их бесплатно и общедоступно, и когда им это надоест, они сами проявят сознательность. Будьте готовы к любым неожиданностям. Если какая-нибудь старушка скажет, что она вас узнала, что именно вы лечили ее пятнадцать лет назад, сразу соглашайтесь. Тогда больные решат, что врач, во-первых, опытный - как-никак пятнадцать лет, а во-вторых, хороший, раз бабушка жива. Некоторые несознательные пациенты позволяют себе высказывания типа: <Вам за это деньги платят>. Отвечайте им так: <Если, по-вашему, это деньги, то, по-моему, вы уже здоровы>. Действует безотказно.

ЗАРПЛАТА. Это то, на что в принципе не возможно прожить и что никогда не платят по двадцатым и пятым числам. Если до вас дошли слухи, что кто-то получил ее в срок, можете не сомневаться - это главврач, его замы и главный бухгалтер. Некоторые говорят: <Как нам платят, так мы и будем работать> и ошибаются. Если вы будете работать хорошо, вам могут предложить взятку. Взятка отличается от зарплаты тем, что ее много, за нее не надо расписываться, и она не облагается налогами. Не лишайте больного возможности отблагодарить вас за ваши труды. В противном случае пойдет слух о вашей бескорыстности, и вам никто никогда ничего не даст. Многие поначалу не знают, как себя вести. Мой совет - спросите у дающего: <А сестрам заплатили?> Этим вы очистите свою девственную совесть и заслужите любовь сестер. И учтите: некоторым больным дать взятку труднее, чем вам - ее принять. Краснея и потея, они так и вертятся вокруг вас, пытаясь незаметно засунуть конвертик в ваш карман. Для облегчения процесса нашейте на халат дополнительные карманы в самых доступных для больного местах. А если вас смущает слово <взятка>, называйте ее <премия>. Это помогает.

И последнее. ЧТО ТАКОЕ МЕДИЦИНА? Медицина - это школа бизнеса. Как только человек становится хорошим врачом, он тут же бежит что-то продавать. Как же определить этот переходный момент? Вам поможет еще одна примета. Если однажды вы воскликнете: "Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!>, - значит, вы уже состоялись как врач. Успехов вам в вашем нелегком труде!

И. Полонецкий

IQ Review продолжает брать интервью у представителей самых разных профессий, которые доступным языком рассказывают всю правду о своей работе. Сегодня о своей профессии рассказывает участковый врач-терапевт. В следующих наших публикациях вы узнаете, что находится в компетенции того или иного специалиста, какие болезни он лечит и многое другое.

Всем привет, меня зовут Эльмира и мне 30 лет. Работаю участковым врачом-терапевтом в одной из государственных поликлиник нашего города, вернее в поселковой поликлинике Серафимовской районной больницы (Республика Башкортостан). Терапевтом работаю уже более 6 лет, а в данной больнице — 3,5 года.

Чем врачебная специальность отличается от всех остальных

Врач - одна из самых ответственных профессий, не в обиду представителям других, не менее интересных профессий будь сказано. Сколько себя помню, всегда знала (именно знала, а не мечтала), что буду учиться на медицинском. Как положено, после окончания университета прошла интернатуру, и начались мои трудовые будни.

Чтобы стать врачом недостаточно одного желания. В профессии врача в первую очередь огромное значение имеет теоретическая база, полученная во время учебы. А необходимые навыки, умения, способность клинически мыслить и многое другое приобретается в ходе дальнейшей работы. Врач, прежде всего, должен осознавать всю свою ответственность перед пациентом - это не просто слова, но один из главных постулатов.

Может быть, степень этой ответственности некоторые врачи осознают еще до начала работы, ко мне же ее осознание пришло только в первый год врачевания. Понятно, что ты делаешь назначения, учитываешь противопоказания применительно к конкретному больному, но осознание ответственности приходит не сразу.

Суть профессии врача

Предположим, каждый человек теоретически может прожить до 100 лет, и когда он заболевает банальной пневмонией на первой трети своего жизненного пути - только от врача зависит, будет ли он иметь возможность прожить остальные две трети своей жизни. И не только прожить, а воспитать своих детей, построить дом, исполнить самое сокровенное желание жены, присутствовать на свадьбе дочери, обнимать своих внуков и т.д. Вот что значит ответственность. Поэтому некоторые выпускники медицинских институтов, понимая эту ответственность, уже после получения диплома не берутся лечить людей, а работают в смежной профессии.

В наше непростое время будущим врачам надо быть готовыми постоянно обновлять полученные знания, непрерывно учиться до конца жизни. Ведь медицинская наука постоянно развивается и совершенствуется. Семейным врачам или терапевтам особенно важно быть в курсе современной медицинской науки. Именно к докторам первичного звена пациент обращается в первую очередь, и врач должен понимать и представлять, как помочь пациенту, применяя современные медицинские методики лечения.

Медицинское образование и ступени обучения по специальности

Профессия терапевт

Обучение в медицинском вузе

Для получения квалификации врача необходимо окончить высшее медицинское учебное заведение. В одном регионе обычно имеется только один медицинский вуз, конечно, если это не Москва или Санкт-Петербург. Поэтому будущий врач заранее представляет, куда пойдет учиться после обучения в школе. Он знает, какое учебное заведение ближе всего находится и куда он может поступить.

Выбор сделан, вуз выбран, дальше самое сложное - это поступление. В медицинский, по сравнению с другими вузами, всегда сложно было поступить. Здесь и конкурс большой, и требования намного выше. Не стоит забывать, что обучение на врача длится 6 лет, потом 2 года или больше, в зависимости от выбранной специальности - ординатура.

Процесс обучения в вузе достаточно трудоемкий и сложный. Навыки и специальные умения будущий врач приобретает в процессе обучения, а также на практических занятиях в больницах, лечебных учреждениях, как говорят еще, у постели больного. Университетские клиники имеют кафедры, учебные комнаты, симуляционные центры, где и проходят обучение будущие врачи.

Что такое ординатура

Ординатура - это врачебная практика, необходимая для получения сертификата. Только врач с сертификатом имеет полное право начать самостоятельную врачебную деятельность. В ординатуре врач совершенствует свои знания, приобретает практические навыки.

После получения сертификата врача, обычно не составляет труда найти работу, несмотря на то, что у молодого специалиста нет опыта работы. В связи нехваткой врачебных кадров, выпускника медвуза ждут в любой городской больнице. В районных больницах начинающего врача с первых дней работы будут высоко ценить.

По моему мнению, в сельской местности очень хорошо начинать работу хирургам, акушерам-гинекологам, да в общем-то, врачам любых специальностей. Потому что это такой бесценный опыт, когда один врач на все село, и он работает не только днем и ночью, но все выходные и праздничные дни. Надо быть готовыми выдержать такую непростую нагрузку.

Рабочий день участкового врача

Вот вы выбрали специальность врача-терапевта и начали работать участковым терапевтом. Что ждет вас? Рабочее время делится на две части. Первая - это амбулаторный прием пациентов, вторая - это работа на участке и с документами. На амбулаторный прием отводится 4 часа, и за это время к тебе обращаются пациенты с самыми разными заболеваниями (хроническими и острыми).

Температурящих больных принимают обычно без очереди (если не учитывать время эпидемии инфекционных болезней), здоровые пациенты, которые приходят за справкой о состоянии здоровья, проходят медосмотр или диспансеризацию. Сложно описать в двух словах, как проходит прием врача-терапевта. За это время могут случаться и экстренные ситуации, может возникнуть необходимость оказать скорую медицинскую помощь прямо в кабинете или принимать больных другого профиля (хирургических, гинекологических или даже детей).

Особенности работы врача на селе

Я говорю про свой опыт, про свою работу, а именно про работу в сельской местности. Наши пациенты не избалованы врачами узких специальностей. Вторая часть работы - это работа на участке. Сюда же относится лечение пациентов на дому, профилактическое посещение пожилых людей, инвалидов или больных, которые не в состоянии самостоятельно добираться до больницы. Здесь тоже могут случаться экстренные ситуации, хотя это редкость. Работа с документами участка (прививочная работа, диспансеризация различных групп населения, выписка льготных лекарственных препаратов и так далее) — это тоже огромная нагрузка.

Зарплата врача в России в 2016 году

Начинающий врач получает такой же оклад, что и опытный. Конечно, дополнительно оплачивается и трудовой стаж (30% - с 6 лет и до 70% с ростом стажа), дополнительная оплата идет за категорию (10% - 2 категория, 20% - 1 категория и 30% - высшая). А окончательная зарплата зависит только от самого врача, потому что у нас есть возможность получать дополнительную прибавку за дежурства.

То, сколько зарабатывает начинающий врач, как я уже сказала, полностью зависит только от него самого. Чтобы получать хорошую заработную плату, необходимо упорно трудиться. Помню свою первую зарплату, получила 3,5 тысячи рублей в 2008 году, тогда это было очень необычно, потому что до этого я получала только стипендию. Я радовалась даже этим небольшим деньгам. Сейчас я получаю намного больше, но свою первую зарплату я не забуду никогда. В этом году я получаю на участке 24 тысячи рублей, если дежурить (около 4 дежурств в месяц) - плюс еще 6 тысяч, есть возможность подработать в стационаре на 0,25 ставки - это еще 4 тысячи. В итоге, если не лениться, на руки выходит около 32 тысяч рублей в месяц. Для поселка и для молодого врача — это вполне приличные деньги ( соответствует - прим. ред.) .

Заработная плата у нас полностью белая, приходит через банк - сколько зарабатываешь, столько и получаешь. На селе не развита коммерческая медицина, поэтому полагаться на дополнительный заработок не приходится. Работа предполагает полный социальный пакет (отпускные, больничные).

Плюсы и минусы профессии врача

Иметь дома медика - это очень выгодно для любой семьи. Не только потому, что я могу лечить всех членов семьи (по мере возможности, конечно), но могу подсказать, куда можно обратиться для получения дополнительного обследования, где находятся хорошие клиники с хорошим оборудованием и грамотными специалистами. Могу попросить у своих коллег помощи, если это необходимо моим родным, могу просто посоветоваться. Взять банальную справку для садика - моему ребенку не надо стоять в очереди к педиатру. Всех плюсов не перечислить, их огромное множество. Важно, что я могу помочь моим родным, близким людям, сохранить их здоровье. А ценнее здоровья ничего нет.

Если говорить про отрицательные стороны в профессии врача - это в первую очередь касается самого доктора. Потому что это огромная нагрузка на организм, как физическая, так и эмоциональная. И только от индивидуальных качеств человека зависит, как он будет воспринимать ту нагрузку, которая выпала на его долю. Поэтому ни в коем случае не стоит заставлять своего ребенка насильно выбирать данную профессию. Нередки случаи, когда человек просто не в состоянии выдержать все это, и он оставляет данный вид деятельности. Идея стать врачом и желание работать врачом должны исходить от самого человека.

Карьера в медицине

Карьеру в медицине сделать можно, другой вопрос - а хочет ли этого сам врач? Банальная цепочка - рядовой врач, заведующий отделением, заместитель главного врача - выше только главный врач.

Обязанности рядового врача и главврача в корне отличаются. Лечащий врач (рядовой) - это доктор, который непосредственно занимается лечебной работой, а главный врач - это грамотный организатор. Он, как правило, не лечит пациентов, он руководит больницей.

Здесь кому как нравится, кто-то хочет лечить, и это у него лучше получается, а кто-то умело руководит (что, кстати, не всем дано). Карьера врача - это, в большей степени, количество пациентов, которые хотят у него лечиться. Чем грамотней и опытней становится доктор, тем больше пациентов у него появляется, тем лучше о нем отзывы. Здесь как раз хорошо срабатывает принцип сарафанного радио.

Выбор профессии - это на всю жизнь

Если у тебя есть мечта стать врачом - не надо бояться ни многолетней учебы, ни тяжелой и ответственной работы, а надо стремиться делать все, чтобы твоя мечта реализовалась. Надо быть готовым к тому, что на твоем пути будут встречаться различные трудности и даже сомнения, все через этого проходят. Но став врачом, ты сможешь смело смотреть в глаза людям и гордиться тем, что ты представитель самой гуманной профессии, что ты не боишься ни крови, ни смерти.

А если у тебя есть сомнения в правильности выбора, то не стоит идти в медицинский, потому что на этом свете наверняка есть человек, который мечтает стать врачом - не стоит занимать его место, не стоит мир лишать еще одного гениального доктора. Учить, лечить и судить - это от Бога, любили всегда повторять наши профессора. Поэтому только Бог может вселять в человека желание стать врачом.

В завершение своего рассказа хотелось бы от души поблагодарить всех своих преподавателей. Они как первые учителя, которые, не жалея сил, делились со мной своими знаниями, опытом. Низкий вам поклон!

Работа над ошибками или В помощь начинающему психотерапевту

Гештальттерапия рассматривает человека в его целостности. Мы знаем, что не существует ничего раздельного в человеке - мысли, ощущения и чувства взаимосвязаны. Но когда к нам приходит клиент, мы видим совершенно другую картину! Ощущения либо вовсе не различаются, либо различаются с трудом. А сам человек начинает говорить о них уже тогда, когда «давит», «жжет», «колет», «дрожит», «сжимает», и т.п., т.е., когда тело просто кричит: »Помоги!» Прекрасно! Главное, не начинайте срочно «реанимировать» клиента, спасая его от его телесных сигналов! Радуйтесь, что Вы нашли ниточку, за которую можно потянуть. Тело говорит на собственном языке, и может многое рассказать нам о жизни того, кто перед нами. Безусловно, вам знакома такая техника, когда терапевт просит клиента «дать голос» какой-либо части его тела, какому-либо яркому ощущению. И еще до того, как клиент расскажет Вам свою историю, вы можете начинать диалог с его телом.

Вот один из примеров. Клиентка А. пришла на первую сессию. Она достаточно бодро рассказывает о своей жизни, говорит, какая она успешная, как многого добилась. Единственное, что ее волнует- это отношения с мужем, но даже здесь она уже сама знает как и что делать, и делает! (пока не понятно, зачем вообще ей нужен психотерапевт?) Я наблюдаю, что все время, пока она говорит, ее стопы не стоят на полу. Она опирается только (!) на пальцы ног, как балерина на пуантах. Я задаю вопрос клиентке: «Достаточно ли тебе в жизни поддержки?» Она останавливает свою браваду: «Нет, я сама за все плачу!». Ее голос, поза,– все меняется. С этого момента и начинается работа. Но если бы я задала прямой вопрос клиентке, напр., « Что означает твоя поза?», вряд ли он привел бы клиентку к просветлению. Клиент правда часто этого не знает.

Большинство людей привыкло думать. Думать, думать, думать…. При этом, конечно, они что-то очень сильно переживают, иначе бы не пришли к терапевту. Но если спросить клиента о том, что он сейчас чувствует(это же наш любимый вопрос, правда?) , Вы услышите, как правило, три варианта: а) «я себя чувствую нормально»; б) «ничего»; в) «я чувствую, что…..» Главное в этот момент не начать злиться на «бестолкового» клиента и не начать его поучать. Вспомните себя до терапии, обучающей программы, в общем, того, каким Вы были в «прошлой жизни». Прислушайтесь к тому, что он называет своими чувствами – там могут содержаться очень ценные мысли, которые расскажут Вам о том, как работает Self клиента, и присмотритесь к тому, что он называет своими мыслями - за ними много его чувств. А чувства - это всегда характеристика отношений. Когда-то один из моих учителей сказал простую и важную истину, что чувства рождаются только на линии взаимоотношений с другим человеком. Конечно, в жизни клиента много важных для него людей, чувства к которым порой смешаны, и оттого сложны. Именно такие сложности клиент приносит в терапию. Но в ситуации терапии «другой» для Вашего клиента – это Вы. Поэтому какие-либо техники в гештальттерапии являются вспомогательным инструментом, главный же инструмент терапевта – его личность, способность строить с клиентом диалогичные отношения.

Мы с Вами знаем теорию контакта в гештальттерапии. И знаем, что наше общение с клиентом начинается с обращения к функциям Self. Там содержатся все «знания» человека о себе. В начале терапии, даже когда клиент, едва переступив порог кабинета психотерапевта, сразу же начинает рассказывать свою проблему, он при этом, как правило, разговаривает сам с собой, и это разговор бесполезный! Остановите его! Предложите ему сесть, осмотреться, почувствовать, удобен ли стул, устраивает ли его, какое расстояние между ним и Вами. Очень важно, чтобы Ваш клиент сначала сориентировался в пространстве. Затем, обычно, терапевт с клиентом заключают контракт. Уже только одно это действие создает для клиента первичную безопасность. Когда оговорены первичные границы (длительность сессии, стоимость сессии), желательно узнать предыдущий клиентский опыт Вашего клиента. И только после этого начать «собирать фон». Просто узнать, кто перед Вами. Не в смысле понять с первых минут сессии всю «несчастность» его жизни, а буквально: сколько лет, чем занимается, с кем живет, есть ли мама, папа, братья, сестры, муж, жена, дети. Эти простые вопросы «приводят в чувство» клиента. И он начинает видеть Вас и даже в этот момент он лучше опирается на себя. И то, что он Вам говорит в этот момент, важно помнить,(это тоже самое, что имя) потому что если на какой-нибудь 15-й сессии обнаружится, что Вы почему-то забыли эти вещи, клиент может почувствовать себя одиноким, ненужным, и даже брошенным. Такие «забывания» терапевта могут привести к нарушению психотерапевтического альянса и иногда говорят об объектном отношении терапевта к клиенту.

То, с чем сталкивается каждый терапевт в начале своего пути, это страх потерять клиента. Он рождает много такого, от чего клиент действительно скоро уходит. Этот страх не связан с тем, кто к нам пришел! Он порождается некоторыми нашими идеями: «Если он(клиент) от меня уйдет, значит, я плохой терапевт» Плохой, то бишь, незрелый, несостоятельный, непрофессиональный, и т.д., и т.п. Вас посещала когда-нибудь подобная мысль? О, да! Такая идея способна подпортить любое удовольствие от работы! Что же происходит с нами, терапевтами, на самом деле в такие моменты? Если я начинающий терапевт, и нахожусь в начале своего профессионального пути, я точно знаю про себя, что у меня пока очень мало опыта, а значит, и пресловутого профессионализма. Да и не созрел я пока как мастер. Я знаю, что мой стиль работы пока только формируется, а я пока подражаю всем мастерам, которых я успел увидеть, и которыми успел вдохновиться. И это хорошо. Проблема возникает тогда, когда я сам не очень-то хочу себе в этом признаваться, и уж тем более, никоим образом, не хочу признаваться в этом своему клиенту! И если я, не признавая реальность собственной жизни, начинаю вдруг играть роль «всезнающего», «умудренного опытом» и т.п. терапевта, я неосознанно начинаю хотеть, чтобы мой клиент ушел, а бы вернулся к своей идентичности.

С другой стороны, правда жизни состоит в том, что клиент часто приходит на терапию в инфантильном состоянии. Либо он просто ведет себя как ученик из 3класса, которому дали задачу из 10го. Либо он из 10го класса, считает, что задачу должен решить сам, и ему стыдно, что он не может этого. Иногда клиент желает видеть перед собой «мудреца», «учителя», «родителя», «доктора», т.е. того, который «просветит», « научит», скажет «как надо», избавит от того, что тяготит, и т.п. И на двух - трех первых встречах важно дать клиенту ощущение, что Вы действительно тот, которому можно довериться, на которого можно опереться, и не за счет «исполнения роли», а за счет искренности! Важно помнить, что терапевт здесь –Вы, что, хотя Вы и в начале своей карьеры, Вам не стоит обесценивает тот опыт, который Вы уже наработали там, в группах, на СВ, на мастер-классах, и т.д. , те свои знания, которые уже получили, иначе Вы сами транслируете клиенту обесценивание своей работы. Конечно, все это не исключает ситуации, когда перед Вами реально обесценивающий клиент, который пришел «специально» убедиться в том, что Вы ему не поможете! Только вот штука! Подлежащее в этом предложении-ЕМУ, а не вы! В такой ситуации помните, что его обесценивание – не Ваша заслуга, а его способ прерывания контакта!

За самим страхом потери клиента у терапевта может быть много различных подавленных чувств. Одно из самых распространенных - подавленное раздражение. Клиент может чем-то Вам не нравиться, но сказать ему об этом для Вас не представляется возможным, а иногда Вы не сразу можете это осознать. Поговорите со своим супервизором, коллегой, и с его помощью найдите «зону» вашего раздражения. Оно может иметь разную природу.

Первый вариант - раздражение терапевта на клиента имеет характер проекции и относится на самом деле к личности терапевта. Например, меня ужасно раздражает развязность /сдержанность/оценочность/ медлительность клиента, да что угодно! Первое, о чем стоит себя спросить: «А во мне это есть?» И если Ваш ответ будет категорическое: «Нет!», то несколько сессий у личного терапевта помогут разрешить ситуацию. Если же Вы обнаружите данное качество в себе и примите его, поверьте, клиент станет Вам намного симпатичнее! А может быть, вы обнаружите, что с этим качеством вам бывает нелегко, и вы начнете сопереживать своему клиенту.
Второй вариант – раздражение терапевта имеет характер контрпереносной реакции. Вероятно, клиент «навязывает» Вам некую роль какого-то значимого человека из своей жизни (родителя, начальника, партнера по отношениям, и т.д.), а Вы ее неосознанно подхватываете, и тогда, собственно, Вы реагируете на клиента так же, как эта значимая фигура из жизни клиента, лишаясь свободы самовыражения. Что делать? Спросить себя во время сессии: «Как на кого из своей жизни сейчас смотрит мой клиент, когда смотрит на меня? Как с кем из своей жизни он сейчас говорит, когда так говорит со мной?» И в этот момент, когда вы задаете СЕБЕ этот вопрос, вам уже удалось отстраниться от ситуации вашего взаимодействия с клиентом и войти в контакт со своими чувствами.
Помните, что если клиент Вас раздражает, или вызывает любое другое чувство, которое кажется вам неуместным сейчас, не стоит отмахиваться от него, или подавлять его, разрешите себе переживать это чувство, при этом оставаясь с клиентом, слушая свое дыхание, поддерживая контакт глазами, слушая его дыхание, интонацию, наблюдая его жесты и мимику. Это поможет Вам понять, как клиент организует такую реакцию мира на себя, которую он только что вызвал в Вас.

И, наконец, третий вариант – раздражение терапевта не имеет никакого отношения к клиенту, а относится к каким-то отношениям в жизни самого терапевта(возможно, Вы утром поругались с мужем/женой, или с мамой, и привнес ли свое состояние в сессию).
Другая, достаточно распространенная «ошибка», заключается в том, что терапевт очень хочет помочь клиенту. Безусловно, клиент приходит к терапевту за помощью. Иногда мы превращаем свое желание помочь в долженствование. И тогда терапевт, как правило, начинает игнорировать собственное бессилие. Если Вы уже практикуете, Вам знакомо это чувство (потому как до начала практики, пройдя стадию «Мне еще рано работать с клиентами», сам себе кажешься офигительным терапевтом, способным справиться с любой проблемой!).

Как мешает это желание помочь? Как это происходит? Клиент предъявляет Вам свою проблему. Вы работаете, опираетесь на переживание, идете за энергией клиента, определяете, в чем потребность, предлагаете эксперимент, и вот-вот должно наступить осознавание, инсайт, но! Вместо этого клиент попадает в «тупик»! Конечно, можно вспомнить про «Тупик им.Ф.Перлза» и порадоваться этому достижению. Но в реальной сессии в голове терапевта одна мысль: «Что же делать?!» Возникает неуверенность в своих силах, недовольство собой или клиентом (который никак не способен понять и осознать!). Иногда терапевт начинает прибегать к спасительным «техникам», или тут же предлагать другой эксперимент, или начинает интроецировать клиента, в чем не очень много пользы, т.к. просто предудущий его интроект, скажем, от мамы, заменяется новым от терапевта. В своем «тупике» клиент переживает бессилие. И терапевту очень важно быть способным разделять это состояние клиента, опираясь на собственное переживание бессилия. Поверьте, что вот в такой момент как раз «делать» ничего не надо, кроме как удерживать клиента в его «тупике» (так как он норовит оттуда сбежать!),что сессия идет прекрасно, раз клиент оказался лицом к лицу с тем, чего он избегает.
Терапевт может помочь клиенту, но зачастую не в тех формах, которые образует клиент. Например, клиент говорит: «Я хочу меньше нервничать». В процессе работы Вы понимаете, что контекст этой фразы, например, «я сильно злюсь!». И при этом Вы понимаете также, что перед Вами человек, постоянно подавляющий свою агрессию. Естественно, Ваша помощь заключается не в том, чтобы клиент научился еще лучше подавлять свою злость, а в том, чтобы он научился ее адекватно выражать! В этом, отчасти, и заключается парадоксальность терапии, ведь только научившись выражать злость, клиент действительно станет «меньше злиться», т.к. присвоит себе ответственность и получит возможность выбора.

Излишнее желание терапевта помочь клиенту может выражаться также в нарушении терапевтом сеттинга. Например, вместо заявленных 45мин терапевт работает час, или даже больше. Вы можете поймать себя на мысли, что «вот-вот, и что-то произойдет», или на смутном чувстве вины, что Вы не отрабатываете деньги, заплаченные клиентом. Конечно, клиент такое «существо», которое самое важное говорит, зачастую, уже на последних минутах сессии. Вы радуетесь, что наконец-то он сказал вот это «самое важное» и бросаетесь работать, хотя время сессии уже закончилось. Или он сидит сейчас весь в слезах, в жутких страданиях, и вы думаете: «Боже мой, как же я его сейчас оставлю!?» Напрасно! Ваш клиент профи в своих страданиях. И уж точно он не орущий беспомощный младенец, который действительно погибнет, если вы его «бросите» . Если время вышло, попробуйте оставить клиента с той важностью, которую он, наконец-то, озвучил, ведь это само по себе событие! Возможно, что клиент так долго «ходил вокруг да около» потому, что он привык скрывать от себя правду. Возможно потому, что в какой-то момент терапевт не рискнул задать какой-то вопрос или высказать некоторое рискованное утверждение. Ну что ж! У вас есть возможность подумать об этом после сессии, проанализировать ее ход, и спросить себя: «А что я ему(клиенту) не сказал?», «А какой такой неудобный вопрос я ему не задал?»

Иногда приходят клиенты, которые уже были в терапии у других терапевтов, и сходу говорят: «Мне нужно больше времени. Я за 40 мин не успею!». Я спрашиваю: « А что именно ты не успеешь?». Кл.: «Ну, мы не успеем поработать, я только 40 мин буду рассказывать!» Заметили, как он тут же меняет «мне» на «мы»? Это уже штрих к портрету клиента. Возможно, перед Вами клиент, склонный к слиянию, возможно, он очень контролирующий, и т.п.

Вообще, эти штрихи собираются с первых слов и первых движений. Вы назначили встречу. Вы обратили внимание, как Ваш клиент заходит, как задает свои первые вопросы (напр., «у вас здесь разуваются?», « а куда мне проходить?»), с какими интонациями? Он заходит как куда? Как в какое-то учреждение, где ему надо чего-то добиться? Как в кабинет врача, где ему предстоит раздеться перед незнакомым человеком? Как в гости, где есть маленький ребенок, который может в этот момент спать? Как в храм на исповедь, с покорностью, стыдом и смирением? Как из школы домой, к родителям, когда получил двойку?

Вы, безусловно, понимаете, что Ваш клиент тревожится, или опасается, или взволнован. Но, если Вы достаточно внимательны, то из того, что Вы видите и слышите, Вы уже можете многое предполагать о том, как ваш клиент строит преконтакт, каковы его паттерны. Например, одна кл. приходила ко мне на терапию и говорила тихо, почти шепотом, проходила на цыпочках в кабинет, так, как будто она может кому-то помешать, и только когда садилась на стул, начинала говорить обычным голосом. Когда через несколько сессий я обратила ее внимание на такое повторяющееся поведение, это вылилось в серьезную тему о ее роли в родительской семье.

Итак, вернемся к «безграничному» клиенту. Если это ваша первая встреча, такому клиенту стоит объяснить важность сеттинга. Расскажите ему, что Да, вы ограничиваете время работы, что это ограничение необходимо для создания безопасности в терапии. Т.к. ограничение- это не только запрет, а это -граница. Например. Есть пространство, которое, скажем, «моя квартира». А есть пространство, которое «не моя квартира». Если снести стены, я не знаю, что «моя квартира», а что «не моя квартира» и буду сильно тревожиться. Соседи тоже будут тревожиться. То же самое происходит и со временем. Возможно, это звучит парадоксально, но! Ограничение времени сессии - забота о клиенте и о терапевте!

Достаточно распространена и такая ситуация, когда клиент нарушает Ваши границы, продолжая после сессии что-то важное рассказывать Вам, уже стоя в дверях, или задавая Вам вопрос, который требует немедленного ответа, а порой и звонит Вам между сессиями. Поначалу, возможно, Вам это и будет нравиться(подчеркивать Вашу важность для клиента), но недолго! Нарушение Ваших границ другим (неблизким человеком) обычно сопровождается неприятным ощущением и мыслью, что Вас хотят использовать. Стоит подумать о своих границах и о том, что делаете Вы в отношениях со своим клиентом (ведь так хочется ему/клиенту нравиться!). Одновременно это показатель того, как клиент строит отношения со средой и является материалом для терапии. Безусловно, это не означает, что сразу же после сессии Вы должны вытолкать клиента за двери! Возможно, только уходя, стоя в дверях, Ваш клиент сможет посмотреть Вам в глаза, или улыбнуться, или сказать искренне «спасибо!», и именно этот момент, а не вся предыдущая сессия, станут для него тем моментом, когда он впервые увидит Вас как человека. Потому что на стуле напротив Вы для него- кто угодно: бюрократ, гинеколог, мама, гуру, рентгеновский аппарат, жилетка для слез, и т.д.! Печально, иногда- обидно, но много сессий подряд это именно так! Нужно пройти долгий совместный путь, пока клиент Вас « очеловечит», т.е., научится видеть и принимать Ваше несовершенство!

Иногда начинающий терапевт бывает настолько «благодарен» клиенту уже только за то, что тот к нему пришел, что ему неловко даже оговаривать с клиентом условия психотерапевтического контракта. И правда! Клиент уже сделал одолжение, выбрал Вас, а Вы ему: «Пропущенная сессия оплачивается», «Время сессии столько-то минут», «Периодичность раз неделю», «Оплата такая-то». Если Вы чувствуете неловкость уже на этих фразах, спросите себя: «Сколько я готов ему(клиенту) заплатить за то, что он ко мне пришел?» Это сразу отрезвляет! J Ну а если серьезно, пока Вы объясняете клиенту, что периодичность сессий обоснована процессами ассимиляции, что пропуски- это сопротивление, что временные рамки – это границы, что деньги- это Ваша ценность и его потенция к изменению, Вы уже частично возвращаете ответственность клиенту и открыто принимаете собственную ответственность.
Кстати, о благодарности. Возможно, это не совсем о первой встрече, а, скорее, о длительной терапии. Терапевт, у которого есть ощущение хорошей работы, осознанно или не вполне, но все-таки рассчитывает на благодарность. Воспитанный клиент, уходя, конечно, скажет «спасибо». Но, когда мы с вами душевно вкладываемся в какой-либо процесс, мы ведь не на вежливую благодарность рассчитываем, так ведь? На мой взгляд, благодарность- это очень тонкая материя. С ней связано очень много в отношениях двоих людей. Отношения- именно то, что мы строим в длительной терапии с клиентом. От качества этих отношений зависит очень многое в терапевтическом процессе, зависят изменения клиента и изменения терапевта. С одной стороны, отношения, которые мы строим, это особый вид отношений- терапевтические отношения. Ни в каких других отношениях мы не говорим, условно: « Я расскажу тебе, о чем моя душа болит, я заплачу тебе за это денег, а ты сделаешь так, чтобы она болеть перестала!». Скажите, у вас есть цифра, которая обозначает «перестала болеть душа», или цифра «я стал другим человеком»? нет, такой цифры нет. Об этом знает и терапевт, который «берется за дело», и клиент, который «приносит свою проблему». И тем не менее, цена за терапию существует! Терапевт, называя цену, как бы говорит клиенту: « это работа; я стою столько-то; я нечто знаю, умею; и я не жду от тебя благодарности». И клиент как бы соглашается: « да, это работа; я не знаю, сколько ты стоишь; это мне надо; я плачу столько, сколько ты сказал, и более ничего не должен». Но! Давайте посмотрим, так ли это?! Итак, что же такое благодарность.

Благодарность: (от «благо дарить») - чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, которое имеет различные способы выражения. Это сложное чувство, возникающее на базе эмоциональной и рациональной оценки происходящего.

Она бывает:

  • ·прямая и косвенная
  • ритуальная (этикетная) и эмоциональная (лично значимая)
  • мотивированная и немотивированная
  • вербальная и невербальная
  • благодарность реальному адресату и благодарность высшим силам

В разные времена и эпохи существовал разное отношение к благодарности- как к добродетели (Сенека, Цицерон), как к долгу, милосердие (христианство), как к обязанности (Кант). Обязанность к благодарности может обернуться тем, что принимаемое благодеяние становится бременем, поскольку благодеяние обрекает получателя на благодарность. Отчасти поэтому мы берем деньги за терапию. Если вы делаете свою работу бесплатно, вы «обрекаете» клиента на долг и бремя благодарности.

Благодарность- это такое чувство, испытывая которое, человек перестает концентрироваться на себе, обращает внимание на других людей и легче налаживает отношения с окружающими.

У разных людей разные отношения с благодарностью. Кто-то делает это часто, ритуально. Кому-то трудно благодарить, особенно значимых близких. Но чувствовать ее, как и все остальные чувства, могут все, кроме патологических случаев. Почему я об этом говорю? Я считаю, что при хроническом отсутствии благодарности со стороны клиента, никаких денег за нашу работу не достаточно для хорошего самоощущения терапевта! И когда в терапевтических отношениях появляется вот та самая искренняя благодарность, которую все способны чувствовать, это говорит о хорошем развитии ваших отношений с клиентом, о том, что в них есть доверие, опора.

Итак, задача гештальт-терапии - сделать внутренний мир клиента доступным для него самого, восстановить его целостность, а значит, восстановить его способность к свободному выбору. У нас нет воспитательных целей. Не мы определяем, каков будет выбор клиента, важно, чтобы он сам сделал свой выбор, жил свою жизнь, занимался своим делом и любил своей любовью. Принятие себя – это возможность и способность принимать других. Выбор – это способность не только принимать, но и отвергать, и переживать отвержение. Осознанность – не автоматическое счастье, а наполненность жизни. Ответственность – это свобода.

Удачи, дорогие коллеги!

Если в кабинете кроме вас работает еще один терапевт (как правило, с бо-о-ольшим стажем, какой-нибудь категорией и начальными когнитивными расстройствами), сразу же начинайте борьбу за пространственно-временной континуум, а то рискуете получить самую нижнюю полку в шкафчике и 3 минуты, чтобы освободить кабинет после окончания смены. Как я…

В поликлинике есть два вида сестер: молодые-шустрые и опытные. Похоже, в ходе естественного отбора некоторые виды вымирают. Остальных линчует безумная очередь. Если собираетесь в поликлинике работать, какая у вас медсестра, в общем, без разницы. Если хотите реально зарабатывать… в поликлинике этого сделать не дадут.

Проверено: если в кабинет влетает завотделением или старшая медсестра и не произносит слова «Срочно!!!», значит, завтра-послезавтра точно выпадет снег. Поэтому снега в Липецке не бывает даже зимой. Выход очевиден: первым озадачить начальство своей проблемой (лучше всего это делать, когда оно обедает или собирается домой после медсовета), и напоминать о ней каждый раз при встрече.

Теперь о полипрагмазии. Всегда будет соблазн вылечить все, стразу и радикально. Не получится (эвтаназию в нашей стране пока еще не разрешили). Придется назначать препараты для купирования побочных эффектов препаратов, которые были назначены для защиты органов-мишеней действия препаратов, которыми вы непосредственно хотите осчастливить пациента. Но лучше всего отбивает желание назначать более трех таблеток стандартная рецептурная форма Ф 107/у, в которой ровно 3 строчки. Когда представишь, что, чтобы написать еще одно (четвертое) лекарство придется полностью заполнять шапку (ФИО пациента, возраст, адрес и фамилию врача), невольно задумаешься, а так ли оно необходимо…

Кстати, обожаю медпредов. Хорошая передышка во время приема: можно выключить мозг и наслаждаться обществом людей в строгих костюмах. И не надо думать о бедных больных, которым придется ждать лишние 5 минут, потому что если вовремя не перезагрузить мозг, рискуешь заработать подострый разрыв башки. Главное на вопрос представителя кампании А «Назначаете ли Вы препатат А-ол…?» отвечать: «Конечно! По 20 упаковок в неделю!» Правда один раз очаровательная девушка меня на этом поймала, сказав: «Вообще-то наш препарат всего вторую неделю в России и в аптеках его еще нет…». Бывает… В общем, пока мои коллеги, как индейцы с бусами, игрались с цветастыми ручками и блокнотами, я получал необходимые для работы книги, подписку на периодические издания, новые халаты и стетоскопы, не брезгуя конечно и ручками. За что еще раз огромное спасибо.

Всегда буду любить участковую службу за разношерстность контингента. И, само собой, на каждой двери висит список привилегированных лиц, которые должны проходить без очереди. Конечно, на практике оказалось, что таких в этой самой очереди большинство. Что само по себе порядка не прибавляет. Поэтому очень важно иметь грамотную медсестру, которая будет фильтровать инвалидов по чувству юмора от инфантилов детства и прочих страждущих, и впускать их до того, как они успеют подняться к Главному.

Великая бабушка Мерфи говаривал.… В общем, если самая красивая девушка в коридоре кидает на меня томные взгляды, значит она (выберите вариант по-душе): 1. На 5 неделе беременности. 2. Больная на всю голову истеричка с холециститом, панкреатитом, слипчивым парапроктитом и кучей проблем. 3. Сидит в очереди к другому врачу. В моей практике было и то, и другое, и третье.

И напоследок: если, как мне, хватит глупости брать дежурства в стационаре, всегда запирайте на ночь дверь в ординаторскую. А то, помнится, лежу, сплю, никого не трогаю. Заходит бабка и начинает под бок пристраиваться. Я ей: «Бабка, ты чего?» Она молча встала и пошла к себе в палату. Вот так.

Помощь начинающим докторам – цель данной статьи. Если вы начинающий врач, то вам просто необходимо прочитать советы опытных врачей, узнать как лучше себя вести, о поведении пациентов.

Очень трудно молодому неопытному врачу войти в ритм работы, поэтому очень важно уметь двигаться и варьировать, важен в работе опыт – гибкая основа хорошей работы доктора. У многих докторов сильно развито профессиональное самолюбие, гордыня. Молодой врач говорит сам себе и всем окружающим «Я хороший врач», и считает себя на самом деле хорошим врачом. Реальность надо воспринимать адекватно, а гордыня – это преувеличение своих возможностей. Многие пациенты упрекают врача, что он не следует клятве Гиппократа, а каждый врач понимает, что клятва это всего лишь формальность. Именно непосредственный опыт важен в работе врача. Есть опыт, и есть наука. Обязательно нужно знать науку, чтобы правильно применять полученные знания на практике.

Про пациентов в научной литературе пишут одно, а на практике это выглядит совершенно иначе. Основные принципы работы врача, описанные в научной литературе, точно также расходятся с реальностью. Также совершенно иной вид приобретает в реальности клятва Гиппократа.

Вот некоторые советы врачам. Помните прежде всего основное правило: Вы – врач, пациент – пациент; Вы – знаете, пациент – не знает. Первая встреча с пациентом сопровождается оценкой. Как соперник соперника оценивает вас пациент при первой встрече. Если вы выглядите молодо и имеете красивую внешность, то на ваш возраст будут давить пациенты. С этой проблемой столкнется любой начинающий врач. Обойти этот неприятный момент можно лишь, воспринимая пациента как врага, около минуты будет у вас для того, чтобы понять кто перед вами. Прийдя к пациенту вы сначала увидите оценивающий недовольный взгляд, затем выслушаете кучу жалоб, после этого начнутся споры о нецелесообразности ваших рекомендаций. От пациента вы уйдете в совершенно неуверенном и паническом настроении. Этого можно избежать, не расстраивайтесь. Прежде всего, необходимо помнить, проблемы со здоровьем у человека и здоровье то его. А хорошее здоровье необходимо, прежде всего, пациенту, а не вам. С этой мыслью и принимайте пациентов.

Не оправдывайтесь и никогда не извиняйтесь перед пациентом, даже если вы по неопытности совершили ошибку. Не обращайте внимания, расспрашивая пациента, на его подчеркивание. Рассказывая вам о своем заболевании, он может сам подчеркивать какие-то симптомы, связывая их с конкретным заболеванием. Думать должны вы сами и именно свое принимать решение. Это очень важно.

Говорите с пациентом на языке ему понятном. Главное при работе с пациентом, это выполнение поставленных перед вами задач. Помните, что хороший врач – это человек, способный понять болезнь и способный освободить человека от этой болезни.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома