Интерактивные методы обучения. Интерактивный урок: технология обучения

Рисунок 1.3 Интерактивный метод

Интерактивный метод (рис.1.3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

· пробуждение у обучающихся интереса;

· эффективное усвоение учебного материала;

· самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

· установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

· формирование у обучающихся мнения и отношения;

· формирование жизненных и профессиональных навыков;

· выход на уровень осознанной компетентности студента.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту - собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.


Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

· Круглый стол (дискуссия, дебаты)

· Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)

· Деловые и ролевые игры

· Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

· Мастер класс

В данных методических рекомендациях предложены к рассмотрению ведущие интерактивные формы обучения. Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и д.р.), которые можно использовать в процессе обучения студентов. Кроме того, преподаватель кафедры может применять не только ныне существующие интерактивные формы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентов. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.

Принципы работы на интерактивном занятии:

· занятие - не лекция, а общая работа.

· все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.

· каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

· нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

· все сказанное на занятии - не руководство к действию, а информация к размышлению.

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовка занятия

Ведущий (куратор, педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

1) Участники занятия, выбор темы:

· возраст участников, их интересы, будущая специальность.

· временные рамки проведения занятия.

· проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.

· заинтересованность группы в данном занятии.

2) Перечень необходимых условий:

· должна быть четко определена цель занятия.

· подготовлены раздаточные материалы.

· обеспечено техническое оборудование.

· обозначены участники.

· определены основные вопросы, их последовательность.

· подобраны практические примеры из жизни.

3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:

· уточнение проблем, которые предстоит решить.

· обозначение перспективы реализации полученных знаний.

· определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).

4) Раздаточные материалы:

· программа занятия.

· раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).

· материал должен быть структурирован.

· использование графиков, иллюстраций, схем, символов.

2. Вступление:

Сообщение темы и цели занятия .

Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;

Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;

При необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное);

Добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.

Примерные правила работы в группе:

· быть активным.

· уважать мнение участников.

· быть доброжелательным.

· быть пунктуальным, ответственным.

· не перебивать.

· быть открытым для взаимодействия.

· быть заинтересованным.

· стремится найти истину.

· придерживаться регламента.

· креативность.

· уважать правила работы в группе.

3. Основная часть:

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:

3.1. Выяснение позиций участников;

3.2. Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (Это означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Затем - организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации);

3.3. Интерактивное позиционирование включает четыре этапа интерактивного позиционирования :

1) выяснение набора позиций аудитории,

2) осмысление общего для этих позиций содержания,

3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом,

4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла)

4. Выводы (рефлексия)

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия - оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

· что произвело на вас наибольшее впечатление?

· что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

· есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

· чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

· учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?

· как вы оцениваете свои действия и действия группы?

· если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Преподавателю кафедры необходимо глубоко вникнуть в данный вид обучения. Применение и подготовка студентов к той или иной интерактивной форме обучения для изучения конкретной дисциплины (темы занятия) должны быть отражены в рабочей программе дисциплины и в методических рекомендациях по подготовке к занятию в интерактивной (конкретной) форме.

С увеличением объема получаемых знаний и ростом требований к качеству образования классическая классно-урочная система постепенно вытесняется интерактивными методами обучения. Как следует из самого термина, такой способ ведения урока предусматривает интенсивное внутригрупповое взаимодействие. Новые знания приобретаются и проверяются в непрерывном контакте одного ученика с другими и учителем.

Требования к проведению интерактивных занятий

Использование интерактивных методов обучения предполагает, что учитель или преподаватель обладают достаточной квалификацией. Именно от руководителя зависит, насколько хорошо члены коллектива будут взаимодействовать друг с другом.

Между групповыми формами активности и индивидуальным подходом должен существовать баланс. Коллектив имеет свойство "растворять" в себе отдельного человека, в то время как основа интерактивных методов обучения - формирование личности.

Занятие должно быть выстроено таким образом, чтобы учащиеся проявляли активность и заинтересованность на всех его этапах. Для этого необходимо иметь дидактическую базу и достаточное количество наглядного материала, а также учитывать накопленный ранее опыт.

И, наконец, урок должен соответствовать возрасту и принимать во внимание психологические особенности учащихся. Интерактивные в начальной школе значительно отличаются по своим целям и содержанию от аналогичных занятий в дошкольной или студенческой группе.

Принципы и правила

Интерактивные формы и методы обучения предполагают свободу выбора, то есть учащийся должен иметь возможность изложить свою точку зрения на предлагаемую проблему в наиболее оптимальной для него форме выражения. При этом преподаватель не должен ограничивать свою аудиторию только рамками изучаемого вопроса.

Другой принцип интерактивных методов обучения состоит в обязательном обмене опытом как учителя c учениками, так и между учащимися внутри группы. Полученное в ходе занятия знание должно проверяться на практике, для чего необходимо создавать надлежащие условия.

Третье правило состоит в постоянной наличии обратной связи, которая может выражаться в закреплении пройденного материала, его обобщении и оценке. Действенным методом является обсуждение самого образовательного процесса.

Активный групповой метод

Хотя в центре методики интерактивного обучения стоит отдельный учащийся, его способности и личностные качества, сам процесс является коллективным, поэтому первостепенное значение имеют групповые методы. Роль учителя сводится к тому, чтобы направить деятельность класса на коммуникацию в рамках какой-либо цели: учебно-познавательной, творческой, коррекционной. Такой подход к обучению называется активным групповым методом. В нем выделяется три основных блока:

  1. Дискуссия (обсуждение какой-либо темы, разбор полученного на практике знания).
  2. Игра (деловая, ролевая, творческая).
  3. Сенситивный тренинг, то есть тренировка межличностной чувствительности.

Наиболее важную роль в организации учебного процесса с применением технологии интерактивных методов обучения играет активность обучаемых. При этом необходимо понимать, что цель коммуникации состоит не только в накоплении и сравнении опыта, но и в достижении рефлексии, учащийся должен выяснить, как он воспринимается другими людьми.

Интерактивные занятия с детьми дошкольного возраста

Личность человека начинает формироваться в раннем детстве. Интерактивные методы обучения позволяют ребенку с помощью контакта со сверстниками и воспитателем научиться не только высказывать собственное мнение, но и научиться принимать во внимание чужое.

Активность дошкольника может проявляться в различных формах. Во-первых, получение новых знаний можно облечь в игровую форму. Это позволяет ребенку реализовать его творческие способности, а также способствует развитию воображения. реализуется как в виде выполнения логических упражнений, так и в имитации реальных ситуаций.

Во-вторых, важную роль играет проведение экспериментов. Они могут быть как умственными (например, определение количества возможных способов решения одной и той же задачи), так и предметными: изучение свойств какого-либо предмета, наблюдение за животными и растениями.

При проведении интерактивного занятия в младшей возрастной группе следует понимать, что для поддержания интереса к обучению, нужно поощрять попытки ребенка разобраться в проблеме самостоятельно, пусть даже его решение оказалось неправильным. Главное - дать дошкольнику наработать свой собственный опыт, в число которого входят в том числе и ошибки.

в начальной школе

Поступление в школу - всегда тяжелый период для ребенка, поскольку с этого момента ему нужно привыкнуть к новому режиму, осознать, что время расписано по часам, а вместо привычных игр придется слушать не всегда понятные объяснения учителя и выполнять на первый взгляд бесполезные задания. В силу этого применение на уроках интерактивных методов обучения становится настоятельной необходимостью: именно они наиболее эффективно позволяют ребенку включиться в учебный процесс.

На первом плане состоит создание такой обстановки, где познавательная активность ребенка постоянно бы мотивировалась. Это способствует и глубокому усвоению материала, и внутреннему стремлению к получению новых знаний. Для этого применяется ряд методов: поощрение стараний ребенка, создание ситуаций, в которых он чувствует себя успешным, стимулирование поиска нестандартных и альтернативных решений.

Ситуация в классе должна ориентировать ребенка на сопереживание, оказание взаимопомощи. Благодаря этому школьник начинает ощущать себя полезным, стремится вносить вклад в общее дело и быть заинтересованным в результатах коллективной работы.

Препятствуют восприятию занятий в школе как скучной необходимости. Благодаря им подача материала осуществляется в яркой и образной форме, благодаря чему познавательная активность ребенка всегда находится на высоком уровне, и параллельно формируются навыки межличностного общения и совместной работы.

Стратегия "Зигзаг"

Одна из важнейших задач обучения состоит в формировании у детей навыков критического мышления. Этот процесс тоже может быть осуществлен в игровой форме, например, с применением стратегии "Зигзаг".

Этот прием предполагает разделение класса на небольшие группы (4-6 человек в каждой), перед которой ставится определенный вопрос. Цель рабочей группы состоит в разборе задачи, определении возможных методов ее решения и наметить план достижения цели. После этого учителем формируются экспертные группы, в которые должен войти как минимум один человек из рабочей группы. Им предлагается изучить определенный элемент из поставленной задачи. Когда это осуществлено, воссоздаются изначальные группы, в которых теперь есть эксперт в своей сфере. Взаимодействуя, дети передают друг другу полученные знания, делятся опытом и на основании этого решают поставленную перед ними задачу.

Применение интерактивной доски

Использование современного оборудования позволяет повысить наглядность изучаемого вопроса, а также способствовать увеличению заинтересованности класса в теме. Интерактивная доска синхронизируется с компьютером, но не привязывается жестко к нему: основные действия выполняются непосредственно с доски при помощи электронного маркера.

Формы применения такого оборудования могут быть самыми разнообразными. Прежде всего, наличие интерактивной доски избавляет учителя от необходимости контролировать наличие наглядного материала и следить за его сохранностью. Например, на уроках математики интерактивное обучение с применением доски позволяет делать чертежи к задачам, соотносить задания с их ответами, измерять площади, периметры и углы фигур.

Расширение области применения интерактивной доски зависит только от фантазии и заинтересованности учителя в работе класса.

Особенности применения интерактивных методов в средней и старшей школе

На поздних этапах обучения формы проведения интерактивного занятия усложняются. Ролевые игры имеют целью не столько имитировать какую-либо ситуацию, а создавать ее. Так, в старших классах можно провести игру "Аквариум", несколько напоминающую реалити-шоу. Ее суть состоит в том, что несколько учеников разыгрывают какую-либо сцену по заданной проблеме, в то время как остальные члены класса наблюдают и комментируют развитие действия. В конечном итоге необходимо добиться всестороннего рассмотрения проблемы и найти оптимальный алгоритм ее решения.

Кроме того, учащиеся могут выполнять проектные задания. Одному человеку или нескольким учителем дается задание, которое выполняется самостоятельно. Результаты своей работы такая группа представляет на занятии, что позволяет классу сформулировать свое мнение по проекту и оценить качество его выполнения. Форма реализации проектов может быть разной: от коротких выступлений на уроке до проектной недели, причем в последнем случае к обсуждению результатов могут быть привлечены и другие классы.

Цель этой методики состоит в быстром разрешении поставленной задачи в результате индивидуального или коллективного поиска. В первом случае один учащийся записывает возникающие у него в ходе размышлений идеи, которые затем обсуждаются всем классом.

Однако большее предпочтение отдается коллективному мозговому штурму. После объявления проблемы члены коллектива начинают высказывать все приходящие в голову идеи, которые затем анализируются. На первом этапе важно набрать как можно большее количество вариантов. В ходе обсуждения постепенно устраняются наименее эффективные или неправильные. Позитивный эффект от метода проявляется в том, что невозможность обсуждения идей на первом этапе устраняет страх ученика, что его мысль будет осмеяна, что позволяет свободно высказывать свои мысли.

Интерактивные методы в высшей школе

В вузе позволяют студентам контактировать друг с другом и с преподавателем при обсуждении заданной проблемы. Однако, применение интерактивных методов обучения позволят значительно увеличить варианты чтения лекций. В этом случае уравниваются все, а студенты получают возможность открыто высказывать свое мнение по изучаемой дисциплине. Сама лекция из материала для зубрежки превращается в информацию для размышления.

Применение методов интерактивного обучения в вузе позволяет по-разному представлять лекционный материал. Он может быть роздан студентам в электронном виде, его можно вывести на экран и усовершенствовать в процессе коллективного обсуждения, или он может стать основой презентации, где на слайдах будут выделены ключевые положения темы.

Использование видеоконференций

Развитие информационных технологий позволяет использовать опыт других вузов при проведении занятия. В последнее время становятся популярными вебинары: специалист в своей области в режиме реального времени объясняет проблему, делится опытом и отвечает на возникающие у аудитории вопросы, находясь в другом городе. Кроме того, видеоконференции делают возможным прослушивание лекций известных преподавателей и взаимодействие с ними. Современное оборудование позволяет не только студентам видеть лектора, но и осуществлять обратную связь.

Электронные образовательные ресурсы

Современный студент сталкивается с обилием информации по практически любой теме, и в этом потоке порой бывает сложно подобрать необходимый материал. Во избежание этого ведущие вузы создают электронные порталы, где необходимая информация структурирована по проблематике, а доступ к ней свободен благодаря наличию электронных каталогов.

Помимо этого, на порталах размещается организационная информация: расписание занятий, образцы курсовых и дипломных работ и требования к ним, "электронный деканат".

Значение интерактивных методов

Опыт интерактивных методов обучения показывает, что только прямое и открытие взаимодействие учащихся и преподавателя позволят сформировать заинтересованность в получении новых знаний, мотивировать на расширение уже имеющихся, а также заложить основы межличностной коммуникации. Новая информация постоянно проверяется и подтверждается опытом, что облегчает ее запоминание и последующее использование на практике.

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко)

Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

® пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

® активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

® интерактивная - взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Цель работы – изучить особенности применения интерактивных методов в современных учреждениях среднего профессионального образования.

Задачи работы:

1. Рассмотреть состояние интерактивных методов на современном этапе развития образования.

2. Изучить сферу применения интерактивных методов в современном образовательном процессе.

3. Выявить особенности современных интерактивных методов.

Объект исследования – интерактивные методы.

Предмет исследования – особенности применения интерактивных методов в современных СПО.

Методы исследования – анализ литературы по теме педагогики, психологии и вопросам инновационных методов образования.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Теоретические основы педагогического обеспечения интерактивного взаимодействия

1.1. Классификация интерактивных методов интерактивного взаимодействия на учебных занятиях со студентами колледжа

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Ведущий (преподаватель, тренер) вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся. Интерактивные методы могут применяться при организации куратором следующей работы со студентами:

® организация тематических занятий,

® организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом,

® формирование портфолио студента,

® организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе,

® для создания образовательных ресурсов.

Для решения воспитательных и учебных задач куратором могут быть использованы следующие интерактивные формы:

1. Интерактивная экскурсия.

2. Использование кейс-технологий.

3. Проведение видеоконференций.

4. Круглый стол.

5. Мозговой штурм.

6. Дебаты.

7. Фокус-группа.

8. Деловые и ролевые игры.

9. Case-study (анализ конкретных, практических ситуаций).

10. Учебные групповые дискуссии.

Приобретение ключевых компетенций зависит от активности самого студента. Поэтому одной из важнейших задач является внедрение в учебный процесс активных методов, которые в совокупности дают возможность организовать интерактивное обучение. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Совместная деятельность означает, что каждый вносит в нее свой особый вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности студентов колледжа. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели: развитие интеллектуальных способностей студентов, самостоятельности мышления, критичности ума; достижение быстроты и прочности усвоения учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений; развитие творческого потенциала – способности к «видению» проблемы, оригинальности, гибкости, диалектичности, творческого воображения, легкости генерирования идей, способности к самостоятельной поисковой деятельности; эффективности применения профессиональных знаний, умений и навыков в реальной производственной практике.

1.2. Сравнение традиционного и интерактивного подходов

Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими. Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.

Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки среднего профессионального учебного заведения. Достаточно сложно развеять данное сомнение прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала. Подтверждение вышесказанному - слова Ш. А. Амонашвили: «Раньше, в том далеком прошлом, когда я был императивным учителем, я не жил со своими учениками одним творческим горением, да и сложности, с которыми они сталкивались, оставались мне неведомыми. Для них я был только контролер, а они для меня - правильно или неправильно решенными задачами».

2.1. Круглый стол, дискуссия, дебаты

2.2. Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)

2.3. Деловые и ролевые игры

2.4. Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

2.5. Мастер класс

    ДРУГИЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общие положения

В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и студентов, которые для наглядности представим схемами.

1. Пассивные методы

2. Активные методы

3. Интерактивные методы

Каждый из них имеет свои особенности.

Пассивный метод

Рисунок 1.1 Пассивный метод

Пассивный метод (рис.1.1) – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

Активный метод

Рисунок 1.2 Активный метод

Активный метод (рис.1.2) – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод

Рисунок 1.3 Интерактивный метод

Интерактивный метод (рис.1.3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

    пробуждение у обучающихся интереса;

    эффективное усвоение учебного материала;

    самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

    установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

    формирование у обучающихся мнения и отношения;

    формирование жизненных и профессиональных навыков;

    выход на уровень осознанной компетентности студента.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

    Круглый стол (дискуссия, дебаты)

    Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)

    Деловые и ролевые игры

    Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

    Мастер класс

В данных методических рекомендациях предложены к рассмотрению ведущие интерактивные формы обучения. Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и д.р.), которые можно использовать в процессе обучения студентов. Кроме того, преподаватель кафедры может применять не только ныне существующие интерактивные формы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентов. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.

Принципы работы на интерактивном занятии:

    занятие – не лекция, а общая работа.

    все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.

    каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

    нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

    все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовка занятия

Ведущий (куратор, педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

1) Участники занятия, выбор темы:

    возраст участников, их интересы, будущая специальность.

    временные рамки проведения занятия.

    проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.

    заинтересованность группы в данном занятии.

2) Перечень необходимых условий:

    должна быть четко определена цель занятия.

    подготовлены раздаточные материалы.

    обеспечено техническое оборудование.

    обозначены участники.

    определены основные вопросы, их последовательность.

    подобраны практические примеры из жизни.

3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:

    уточнение проблем, которые предстоит решить.

    обозначение перспективы реализации полученных знаний.

    определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).

4) Раздаточные материалы:

    программа занятия.

    раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).

    материал должен быть структурирован.

    использование графиков, иллюстраций, схем, символов.

2. Вступление:

Сообщение темы и цели занятия.

– участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;

– педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;

– при необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное);

– добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.

Примерные правила работы в группе:

    быть активным.

    уважать мнение участников.

    быть доброжелательным.

    быть пунктуальным, ответственным.

    не перебивать.

    быть открытым для взаимодействия.

    быть заинтересованным.

    стремится найти истину.

    придерживаться регламента.

    креативность.

    уважать правила работы в группе.

3. Основная часть:

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:

3.1. Выяснение позиций участников;

3.2. Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (Это означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации);

3.3. Интерактивное позиционирование включает четыре этапа интерактивного позиционирования: 1) выяснение набора позиций аудитории, 2) осмысление общего для этих позиций содержания, 3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, 4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла)

4. Выводы (рефлексия)

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

    что произвело на вас наибольшее впечатление?

    что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

    есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

    чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

    учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?

    как вы оцениваете свои действия и действия группы?

    если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Преподавателю кафедры необходимо глубоко вникнуть в данный вид обучения. Применение и подготовка студентов к той или иной интерактивной форме обучения для изучения конкретной дисциплины (темы занятия) должны быть отражены в рабочей программе дисциплины и в методических рекомендациях по подготовке к занятию в интерактивной (конкретной) форме.

1

Анализируются традиционные подходы к подготовке и ведению учебных занятий и нетрадиционные: активные и интерактивные. Определены факторы, способствующие совершенствованию учебно-познавательного процесса в вузе. Рассматриваются определения понятий: «активное обучение», «интерактивное обучение». Приведены примеры классификаций интерактивных методов обучения. Представлены различные интерактивные формы учебно-познавательного процесса. Предложен алгоритм проведения интерактивного занятия, рассмотрены правила, перечень необходимых условий, влияющих на эффективность обучения студентов в вузе. Установлено: интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, учит работать в команде, расширяет спектр образовательных возможностей.

учебно-познавательный процесс

коммуникативная среда

методы обучения

активизация учебно-познавательной деятельности

интерактивные формы занятий

активные

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н. Новгород: ННГАСУ. – 2013. – 97 с.

2. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетентностей // Электронное научно-техническое издание «Наука и образование». – 2011. - № 4 [Электронный ресурс] http://technomag.edu.ru/doc/172651.html (дата обращения: 28.04.2014).

3. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика. – СПб. : ВИТУ, 1998. – 308 с.

4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – 4-е изд., стер. – М.– 2008. – 176 с.

5. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 2009. – 192 с.

6. Солодухина, О.А. Классификация инновационных процессов в образовании // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 10. – С.12 -13.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предъявляет среди множества требований к учебному процессу - использование активных и интерактивных форм занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Отмечено, что удельный вес таких занятий определяется содержанием конкретных дисциплин и составляет в целом 20 - 25 процентов аудиторных занятий по многим направлениям подготовки.

Целью данного исследования является определение наиболее эффективных методов обучения, способствующих активизации учебно-познавательных действий студентов вуза. Для начала следует рассмотреть понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения.

Учебный процесс с применением активных и интерактивных методов, в отличие от традиционных занятий, где студент является пассивным слушателем, строится на основе включенности в него всех студентов группы без исключения, причем каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями, способами деятельности. К сожалению, на сегодняшний день не существует четкого разграничения между активными и интерактивными методами обучения, одни и те же виды методов относят как к активным, так и к интерактивным, поэтому нет и четкой классификации интерактивных методов обучения.

По мнению исследователя В.Н. Кругликова, активное обучение представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования, как дидактических, так и организационно-управленческих средств, и методов активизации .

Исследователь А.П. Панфилова предлагает свою классификацию интерактивных методов обучения :

  1. Радикальные - стремление перестроить учебный процесс на основе использования компьютерных технологий (дистанционное обучение, виртуальные семинары, конференции, игры и пр.).
  2. Комбинаторные - соединение ранее известных элементов (лекция-диалог, лекция в вдвоем и т.д).
  3. Модифицирующие (совершенствующие) - улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения (например, деловая игра).

Исследователи Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения по трем группам :

  1. Дискуссионные: диалог; групповая дискуссия; разбор ситуаций из практики.
  2. Игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые и ролевые,организационно-деятельностные игры.
  3. Тренинговые: коммуникативные тренинги; сензитивные тренинги (направлен- ные на формирование образной и логическойсфер сознания).

Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе, где преподавательпоказывает не только свою компетентность иэрудицию, но и умеетувлечь студентов новыми формами учебно-познавательной деятельности. Для этого организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная деятельность, проводятся ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Преподаватель создает такую среду образовательного общения, которая будет способствовать деловому взаимодействию участников при взаимной оценке и контроля.

Интерактивный («Inter» - взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Преподаватель, как и прежде, разрабатывает план и содержание занятия, используя интерактивные методы с целью представления нового материала в наиболее интересной и эффективной форме .

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт и обязательной обратной связи. Преподаватель на таком занятии выполняет роль помощника в исследовательской работе студентов. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Участники активно вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы. Организация занятия ведется преподавателем заблаговременно, тщательно отбираются задания и вопросы для обсуждения в группах .

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Главная цель состоит в создании педагогических условий обучения в вузе, при которых студент сможет стать уверенным в своей интеллектуальной состоятельности, что делает продуктивным сам процесс обучения. Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, а также между самими обучающимися :

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у студентов интереса к обучению;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • обучение работе в команде: проявление толерантности к различным точкам зрения, уважение прав каждогона свободу слова;
  • формирование у обучающихся собственного мнения, опирающегося на определенные факты;
  • выход на уровень осознанной компетентности студента.

Самыми распространенными среди преподавателей являются следующие интерактивные формы:

  • круглый стол (дискуссия, дебаты);
  • мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака);
  • сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);
  • мастер-классы;
  • работа в малых группах;
  • обучающие игры (ролевые, имитационные, деловые, образовательные и др.);
  • использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
  • социальные проекты и другие внеаудиторные формы обучения (соревнования, фильмы, спектакли, выставки и др.);
  • интерактивная лекция с применением видео- и аудиоматериалов;
  • сократический диалог;
  • обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула);
  • «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»;
  • тренинги и др. .

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной формы обучения для изучения конкретной темы, но и в возможности сочетанияметодов обучения, что, несомненно, способствует наиболее глубокому осмыслению темы. При этом нужно опираться на следующие методологические принципы:

  • интерактивное занятие - это не лекция, а совместная работа обучающихся по определенной проблеме;
  • все участники учебного процесса равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы;
  • каждый участник имеет право на собственное мнение по изучаемому вопросу.
  • критика личности недопустима (подвергнуться критике может только идея или неверная информация).

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовка занятия

Ведущий производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций. При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие компоненты:

  • возраст участников, их интересы, будущая профессия;
  • временные рамки проведения занятия;
  • заинтересованность группы в данном занятии.

2. Перечень необходимых условий:

  • четкое определение цели занятия;
  • уточнение проблем, которые предстоит решить;
  • подготовка программы занятия;
  • подготовка раздаточного материала;
  • обеспеченность технического оборудования;
  • подбор основных вопросов, определение их последовательности;
  • подбор практических примеров из жизни;
  • использование графиков, иллюстраций, схем, символов;
  • доверительные, позитивные отношения между обучающимися;
  • многообразие форм и методов предоставления информации, форм деятельности обучающихся и др.

Вступление занятия состоит из сообщения темы и цели занятия. Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, ставят перед собой цель, определяют задачи. Педагог информирует участников об условиях, дает четкие инструкции о правилах работы в группах. Если есть необходимость, то нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное).

В ходе занятия следует добиваться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т. п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочее определение изучаемой темы. Своевременное уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов привычку оперировать только хорошо понятными терминами, избегать малознакомых слов или попутно выяснять их значение, систематически пользоваться справочной литературой.

3. Примерные правила работы в группе:

  • быть активным и доброжелательным;
  • не перебивать собеседников, уважать мнение других участников;
  • быть открытым для взаимодействия;
  • стремиться дойти до истины;
  • придерживаться регламента;
  • проявлять креативность и т.д.

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия. Определение позиций участников следует делать очень корректно. Интерактивное позиционирование участников заключается в осмыслении общего для их позиций содержания, а также в формировании нового набора позиций на основании приведенных фактов и доводов.

4. Рефлексия проводится на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Обязательным этапом является оценочный, который определяет отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др. Рефлексия заканчивается общими выводами, сделанными обучающимися с помощью наводящих вопросов преподавателя.

Примерные вопросы для проведения рефлексии:

  • произвела ли на вас впечатление проведенная дискуссия?
  • была ли ситуация, которая удивила вас в процессе занятия?
  • чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
  • учитывалось ли вами мнение других участников группы?
  • как вы оцениваете свои действия и действия группы?
  • что бы вы хотели изменить в организации подобных занятий?

Рассмотрим интерактивные методы обучения, которым отдают предпочтение преподаватели вуза, и отметим некоторые их особенности. Самыми популярными среди педагогов являются такие методы, как:

  • работа в малых группах , дающая возможность всем обучающимся участвовать в работе группы, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, разрешать возникающие разногласия;
  • ролевая игра , в ходе которой происходит разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями, отражающими определенные жизненные ситуации;
  • мини-лекция - одна из эффективных форм преподнесения теоретического материала, излагаемого на доступном для обучающихся языке, при этом каждому термину обязательно дается определение со ссылкой на авторитетных авторов и источники. По окончании выступления происходит обсуждениевозникшихвопросов, а также способы использования полученной информацию на практике;
  • разработка проекта позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект действий по обсуждаемому вопросу, главное, чтобы каждыйимел возможность защитить свой проект, доказать его преимущество перед другими;
  • «мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи») - это метод, при котором принимается любой ответ обучающихся на заданный вопрос, при этом оценка высказываемым точкам зрения дается не сразу, а после всех выступлений, главное - это выяснение информированности и/или отношения участников к определенному вопросу;
  • лекция-вдвоем позволяет распределитьучебный материал проблемного содержания в диалогическом общении двух преподавателей, при этом профессиональные дискуссии как бы разворачиваются между разными специалистами, например, теоретиком и практиком, сторонником и противником определённой концепции. Этот вид лекций заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс, сравнивать разные точки зрения и свой выбор;
  • лекция с заранее запланированными ошибками направлена на умение студентов обнаружить ошибки занести их в конспект и вынести на обсуждение. Такая лекция выполняет, как правило, не только стимулирующую функцию, но и контрольную;
  • лекция-визуализация способствует преобразованию устной и письменной информации в визуальную форму при использовании схем, рисунков, чертежей и т.п. Такая лекция способствует успешному решению проблемной ситуации, т.к. активно включается мыслительная деятельность обучающихся при широком использованиинаглядности и т.д.

Исследование, проведенное нами, показало, что в условиях интерактивного обучения у студентов наблюдается повышение точности восприятия, мыслительной работоспособности, происходит интенсивное развитие интеллектуальных и эмоциональных свойств личности: устойчивости внимания, наблюдательности, способности анализировать и подводить итоги. Интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыковобучающихся, помогает установлению эмоциональных контактов между ними, активизирует работу в команде, расширяет спектр образовательных возможностей.

Рецензенты:

Жуков Г.Н., д.п.н., профессор, директор филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Кемерово.

Петунин О.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин ГОУ ДПО (ПК) «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Кемерово.

Библиографическая ссылка

Привалова Г.Ф. АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13161 (дата обращения: 05.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома