Сказки на калмыцком языке. Японские народные сказки. Калмыцкие народные сказки

Бьют-кипят ключи, кричат олени-маралухи 1 , цветы распускаются. Зелень лугов разливается, кукуют тонкоголосые кукушки, колышет ветер деревья сандаловые, что ветвей своих поднять не в силах. Кричат ястребы и беркуты, кустарники меж собой переплетаются, зелёная мурава стоит грядой.

Тянется синий дымок, голубь воркует, дерево-лиственница красою становится. Природа и люди рады.


Некогда на краю кочевьев одного хана жил старик. У него было три дочери; младшая, по имени Кооку, отличалась не только красотою, но и мудростью.

Однажды старик вздумал гнать на ханский базар для продажи скот и попросил, чтобы каждая дочь сказала откровенно, какой подарок привезти ей.


У одного калмыка померла мать. Просил калмык гелюнга, чтобы тот отправил своими молитвами душу матери прямо в рай.

Взял гелюнг мальчишку-манджика и отправился к кибитке калмыка. Хотелось ему побольше заработать; для этого дела поймал он дорогой степного мышонка, передал манджику 1 и велел: когда запоют они молитву изгоняющему душу старухи, манджик должен выпустить мышонка. Калмык примет мышонка за душу старухи и заплатит подороже,- так решил хитрый гелюнг 2 .


В далёкие времена у одного земледельца был сын. Он продал своё поле, купил три сажени полотна и поехал по чужим краям торговать.

Повстречалась ему дорогой толпа ребятишек, которые привязали на шнурок мышь и бросали её в воду, а потом вытаскивали. Стал он упрашивать детей, чтобы они пожалели мышь и отпустили её. А дети дерзят в ответ:


Стояло в поле дерево, было в дереве дупло, в дупле - гнездо, в гнезде - трое птенцов, а с ними их мать, Куклухай-птица.

Пробегал однажды полем хан-волк, увидал Куклухай с её детками и зарычал:


Жили старик и старуха. Был у них только один сын. Жили в нищете. Заболел старик, умер. Не во что старика завернуть схоронить. Жалко сыну отца голым в землю зарыть. Разорвал он бешмет, завернул тело отца, схоронил.

Прошло время. Заболела мать-старуха, умерла. Остался он круглым сиротой. Жалко сыну мать голой зарыть. Снял с себя рубашку, разорвал, завернул в неё тело матери и похоронил.

Много лет тому назад жила вдова-старуха. Было у неё четверо детей: три сына и дочь. Сыновья хороши собой, дочь ещё лучше. Красавицы такой за тысячу вёрст кругом не сыскать. Кто хоть раз девушку эту увидел - всю жизнь красоту её помнил.

Давным-давно у одного хана была красавица дочь. Многие сыновья ханов, нойонов*, зайсангов* хотели засватать эту красавицу, но хан никому не давал согласия.
Однажды хан объявил: кто ему расскажет красиво и интересно семьдесят одну небылицу, тому он отдаст свою красавицу дочь и полцарства.

О ХАНЕ ЦЕЦЕНЕ И О ЕГО МУДРОЙ НЕВЕСТКЕ.
Давным-давно, когда калмыцкие ханы монгольского происхождения были еще самостоятельными, жил некий хан Цецен. Этот хан имел многочисленных подданных, много золота и скота, но имел только одного сына, да и тот был полоумный. В надежде, что может быть потомство будет получше его сына, хан Цецен женил своего сына.

После свадьбы хан Цецен, выезжая на охоту, приказал своему сыну последовать за ним.
Вот едут они вдвоем по диким местам, и вдруг хан Цецен заметил лежащего на земле оленя. Чтобы проверить смекалку своего сына, хан говорит ему:
- Скорей беги, поймай оленя за рога!- Сын послушал отца и изо всех сил побежал к лежащему оленю, чтобы схватить его за рога. Ну, конечно, олень не такой, чтобы его можно было взять за рога голыми руками: услышав человеческие шаги, олень поднялся и ускакал.

Хан Цецен, державший свой лук на изготове, спустил тетиву лука. Сраженный стрелой олень, сделав два-три бешеных прыжка, упал и растянулся на земле.

Сразив оленя, хан Цецен быстро подошел к своему сыну, стоявшему в стороне с разинутым ртом, поймал его и стал бить плетью за то, что он оказался таким глупым, не понял смысла его слов. Разгневанный и раздосадованный хан Цецен бросил строгий взгляд на сына, истекавшего на земле кровью, сел на своего коня и помчался домой.

СОДЕРЖАНИЕ
Семьдесят две небылицы (пер. И. Кравченко)
О хане Цецене и его мудрой невестке (пер. И. Кравченко)
Смена времени (пер. И. Кравченко)
Неприсужденная награда (пер. Лунина)
Кедя (пер. Лунина)
Храбрый Овше (пер. Лунина)
Старик сам в четверть, а борода в три четверти (пер. Лунина)
Богатырь Шарада (пер. Лунина)
Сын Аралтана (пер. А. Скрипова)
Два брата (пер. А. Скрипова)
Сказка про три чуда (пер. /VI. Вайнштейн)
Сказка про восьмитысячелетнего старика Намджила Красного.
Три брата
Охотник Иестир
Юноша, понимавший язык птиц и зверей
Лотос
Волшебный камень
Сказка о родном крае
Почему у совы нет ноздрей (пер. И. Кравченко)
Храбрый лев (пер. Лунина)
Храбрый. Мазан (пер. Лунина)
Почему комар жалобно поет
Массанг
Манжик-Зарлик и его работник (пер. А. Скрипова).


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Калмыцкие народные сказки, 1978 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Понятие калмыцкие сказки

Классификация сказок

Анализ предпосылок овладения родным языком

Методика работы со сказкой

Использование калмыцких сказок в воспитательно –образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

Калмыцкая сказка в работе с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Калмыцкие народные сказки в развитии речи и обучении родному языку детей дошкольного возраста

Ведение (цели и задачи)

Глава1

Понятие калмыцкие сказки

Классификация сказок

Анализ предпосылок овладения родным языком

Методика работы со сказкой

Глава 2

Калмыцкая сказка в работе с родителями

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Ты спрашиваешь, как родится сказка,

Где начинается, в краях каких? ..

Что ж, помолчи!.. Закрой глаза на миг

И облака их форму, их окраску –

В уме своем отчетливо представь,

Приблизь к твоей мечте неугомонной…

Теперь открой глаза! И удивленный,

Мечту увидишь пред собою въявь.

Д. Н. Кугультинов.

Своё высокое мнение о воспитательном и образовательном значении народных сказок выражали передовые педагоги прошлого и современные их исследователи. Мы наконец стали понимать что теле и компьюторные мультяшки с их ядовитым цветом бессмысленными поступками не дают нашим детям правильного развития. Сказка со всем своим многообразием является источником личностного развития ребенка.

Знакомясь с исследования Е.М.Верещагина, В.Г.Костомарова, Г.В.Роговой, выделяется важная роль сказки в передаче культурного наследия.

Живой и естественный язык сказки соответствует целям формирования языковой и речевой компетенции дошкольников. Сказочная лексика вызывает у детей яркие и образные представления, способствует пониманию сказки, запоминанию слов и выражений, даёт богатый материал для развития устной речи дошкольников.

Калмыцкая сказка как один из жанров фольклора способствует приобщению дошкольников истории калмыцкого народа.

Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, народная сказка воспитывает нравственные качества маленького патриота, оказывая тем самым влияние на становление личности в целом.

Цель – Обобщить опыт использования калмыцкой народной сказки в воспитательной – образовательной работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающий развитие личности ребенка его нравственных качеств и творческих способностей.

Взять за основу сказку как средству обучение калмыцкому языку и овладения общения в устной форме.

Основные задачи обучения дошкольников калмыцкому языку в процессе использования калмыцких сказок:

Коммуникативные: формирование речевых навыков (лексическое, грамматическое произношение), речевая культура, речевые умения (аудирование, говорение).

Развивающие: (психические функции ребёнка внимания, памяти, мышления, воображения), фонематический слух, способность к имитации.

Воспитательные: воспитание толерантности, взаимопонимания, уважительного отношения к людям, чувства товарищества, гуманизма, собственного достоинства.

Глава 1

Понятие калмыцкие сказки

1 «Калмыцкие народные сказки – одно из ярких и высокохудожественных проявлений духовной культуры народа, - создавшиеся на протяжении многих веков талантливыми представителями народа» канд. филол. наук. . Т. Г. Басангова

2 «Калмыцкая сказка – это менталитет, психология и мудрость Востока, буддийское учение, история жизнь и быт кочевой цивилизации, оставившей заметный след на Земле.» профессор доктор педагогических наук О. Д. Мукаева.

3 «Изумительным педагогическим шедевром является калмыцкая сказка, поражающая своей мудростью» академик РАО Г.Н. Волков.

4 «Поистине неисчерпаемым источником народной мудрости являются калмыцкие сказки. Калмыцкие сказки это завершенные художественные произведения, в которых используются веками сложившиеся приёмы и способы отображения трудовой жизни и восприятия природы. У.Э.Эрдниев.

5 «Калмыцкие сказки – это драгоценное наследие оставленное нам далёкими предками, сказки переходят из рук в руки, идут из сердца к сердцу, помогая нам стать добрыми и смелыми надёжными и бескорыстными, учат любить Родину свою землю из них узнаёте о своеобразии народного характера и быта, одежды и обычаев калмыков, познакомитесь с удивительной природой» Президент Республики Калмыкия К. Н. Илюмжинов.

Таким образом калмыцкая сказка является усилителем воспитательного значения педагогических средств.

Классификация калмыцких сказок

Мир калмыцких сказок разнообразен и подвижен.

Волшебные или фантастические

Бытовые (новеллистические)

Сатирические

Богатырские

Аллегорические сказки о животных

Как дошли к нам калмыцкие сказки

В прошлом калмыки были кочевым народом. Хозяйственные заботы заполняли всё время калмыка. Но случались и счастливые минуты отдыха которые они проводили за слушанием сказок. Их рассказывали повсеместно люди всех возрастов, от мала до велика, мужчины, женщины, дети. Они передавались из уст в уста из поколения в поколение.

Калмыцкие сказки как жанр были открыты и в некоторой степени описаны, благодаря научным устремлениям русских и немецких учёных. Первые публикации калмыцких сказок связаны с именем Б.Бергманом, Г Рамстедт финский учёный, профессор В. Л. Котвич, и его учеником гордостью нации, первым калмыцким учёным Номто Очировым.

« Хотя у калмыков имеется весьма много сказок, они небыли опубликованы лишь по тому, что им не придавали никакого значения. Русскому человеку крайне затруднительно собирать и записывать калмыцкие сказки. И только по тому, что я искренне и от всего сердца люблю калмыцкий народ, я не жалея своих сил, взялся за изучение калмыцкого языка и собрал калмыцкие народные сказки с тем, чтобы все люди, населяющие земной шар, знали об этих сказках» донской казак, калмыковед И. И. Попов. Многие сказочные сюжеты переведены И. И. Поповым на русский язык.

Калмыки не смотря на свою сложную историю, сохранили национальную культурную традицию.

Методика работы с калмыцкой сказкой

Психологическая природа сказки такова, что она позволяет создать на занятиях уникальную развивающую среду, которая вводит ребёнка в мир культуры народа, создаёт мотивацию к изучению родного языка.

Существуют различные методы работы со сказкой, я использую в своей работе нетрадиционные методы. Это методы развивающего обучения, способствующие развитию творческих качеств личности дошкольников. Сущность этих методов заключается в том, что детям не дается готовая информация, а наоборот ребенок ставится в такую ситуацию, в которой он решает проблему, задачу и делает для себя открытие.

1. Метод проблемных ситуаций – развивает у детей умение представить ситуацию и найти средства для её разрешения (например: А что было бы если… верблюд оказался бы первым? (сказка «Как звери попали в название калмыцкого календаря») А что было бы если… комар не встретил бы ласточку? (сказка «Почему комар так жалобно пищит»)

2. Метод моделирования – учит детей использовать различного рода условные заместители (модели) для разыгрывания сказок (это могут быть геометрические фигуры, полоски различного цвета и размера) .

3. Метод разрешения противоречий – учит детей выявлять противоречивые свойства явлений, предметов и т. д. и разрешать эти противоречия (например: что хорошего в том, что пошел дождь? Что плохого в том, что пошел дождь)

4. Метод мозгового штурма помогает снять психологическую инерцию у детей и получить максимальное количество идей за минимальное время. (например: как прогнать чудище не прыгая в колодец в сказке «Храбрый лев») Принимаются все ответы детей, ответы не критикуются, в конце анализируются выбирается наиболее оригинальный и практичный.

5. С помощью метода эмпатии дети учатся передавать эмоции через вхождение в образ героя, персонажа. Это театрализованная деятельность.

Глава 2

Использование калмыцких сказок в воспитательно –образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

Текстовой материал сказки мною отбирался по следующим принципам:

Связанности - текст должен быть связным и последовательным « Галун болн тогрун»,(сказка «Журавль и гусь»).

Наглядности - содержать иллюстрации, соответствующие содержанию сказки, «Эр така баавуха хойр» (сказка« Петух и летучая мышь»).

Доступности - быть доступным с точки зрения психологического развития дошкольника «Залху ковюн» (сказка «Ленивый мальчик»), « Ухата Цаган» (сказка «Умная Цаган»)

Постепенного лексического наполнения - среди знакомых слов должны встречаться несколько незнакомых, о значении которых можно догадаться в контексте уже знакомого материала. «Шалохч» (Репка но не русская известная сказка).

Обрабатывая тексты калмыцких сказок я адаптировала содержания текстов, изменение заголовка, сокращение содержания. Например: калмыцкие сказки « Почему петух и летучая мышь не могут дружить», (Петух и летучая мышь), «Как собака друга искала» (Человек и собака), « Почему комар жалобно поёт» (Комар и ласточка), « Как мышь попала в название года калмыцкого календаря» (Мышь и верблюд),

Тематический критерий позволил отобрать сказки о животных и бытовые сказки. С учётом языкового критерия были отобраны тексты сказок, отличающиеся современностью и доступностью языка,

Эмоциональной окрашенностью лексики,

Изобразительно – выразительных средств

Близостью к разговорным нормам современного калмыцкого языка

Развивающий критерий позволил отобрать сказки и интегрировать обучение

Родному языку с другими видами детской деятельности для обогащения и активизации словарного запаса, формирования речевых навыков и умений детей.

Основным методическим приёмами, обеспечивающими эффективность работы с калмыцкими сказками являются:

Со рассказывание,

Моделирование,

Драматизация,

Игровые упражнения.

В качестве основного средства обучения калмыцкому языку использованы пособия сделанные мною когда я начала работу в национальной группе, и методические пособия « Герин болн зерлг ангуд» (домашние и дикие животные), «Шовуд» (птицы), пиктограммы сказок.

Использование пиктографических изображений позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий;

Развивает логику, мышление, умение оперировать символами, знаками;

Обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

Ребёнок сначала с педагогом выбирает количество картинок, которые соответствуют содержанию сказки, затем с помощью пиктограммы изображает их. Н-р « Журавль и гусь».

Овладение дошкольниками калмыцким языком осуществляется в учебно – воспитательном процессе на фронтальных занятиях, и в индивидуальной работе с детьми.

Формами организации обучения являются:

Игры – путешествия;

Занятия по сказочным сюжетам с приёмами рассказывания, со – рассказывания, моделирования, драматизации;

Словесно- дидактические игры, игровые упражнения для усвоения языкового материала;

Театрально – игровая (инсценирование, театрализация сказок);

Изобразительная деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация) по содержанию калмыцких сказок.

Прежде всего из года в год сказки не повторяются, а усложняются. Фольклорный материал изучается в определённой последовательности с учётом раннее усвоенного и доступного для дошкольника способностям.

Например персонаж калмыцкой сказки « Кок галзн хуцта Кеедэ овгн» (дедушка Кеедя на рыже – лысом кочкаре) Кеедя в младшей группе дедушка- сказитель он рассказывает им сказки, играет сказки доступные их возрасту; « Арат, чон хойр»(лиса и волк), «Эр така болн тогстн» и др. В средней группе Кеедэ сам персонаж сказок « Кеедэ и баранья лопатка», «Хитрости Кееды». В старшей группе Кееда удивляет ребят смекалкой, находчивостью, им хочется узнать развязку сказки, и тут я задаю вопрос прерывая чтение « как по вашему поступит Кеедэ?» и по придуманным сюжетам определяется сформировано ли у дошкольников речевые умение, имитация образа сказочного героя.

Использование калмыцкой сказки в работе с родителями.

Следует отметить особую роль родителей в работе со сказкой, объяснение важности калмыцкой сказки в развитии и обучении детей калмыцкой разговорной речи. Развитии личности ребёнка его творческой, эмоциональной сферы чувств.

Виды работы с родителями:

Тематическое родительское собрание на калмыцком языке « Тууҗас уха авдг, тууляс мерг авдг» («Из истории извлекают уроки из сказки набираются мудрости») на калмыцком языке.

Дни открытых дверей.

Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям « Шалохч» (Репка), « Залху ковун» (Ленивый мальчик).

Творческие домашние задания для родителей и детей, придумай и нарисуй «тәәльвртя туульс» загадки, « Наша книга сказок».

Оформление выставки « Мы рисуем сказку», « Сказки дедушки Кеедэ».

Заключение

Таким образом мною подтверждается что процесс развития устной речи на калмыцком языке детей дошкольного возраста будет более эффективным, если сказка будет важнейшим компонентом содержания и основной единицей обучения калмыцкому языку и будет осуществляться на основе технологий обучения, предполагающей использования приёмов рассказывания, моделирования. драматизации и игровых упражнений

Литература

1 Басангова. Т. Г – Сандаловый ларец Элиста -2002.

2 Бичкдудин садт хальмг кел даслгна котлвр. Э – 2010.

3 Верещагин. Е. М – Психологическая и методическая характеристика двуязычия М- 1969.

4 Волков. Г. Н. – Педагогика национального спасения Э -2003.

5 Дошкольное воспитание Сказочные задания на занятиях по ТРИЗ – 1994 № 1, 1995 № 10.

6 Емельяненко. В.Г, Аюшова.Ц. Н – О Родном крае Э – 2000.

7 Зимняя. И. А. – Психология обучения народному языку М- 1989.

8 Кугультинов. Д. Н. Сказки М – 1986.

9 Мукаева. О.Д. –Этнопедагогика калмыков: история, современность. Э – 2003.

10 Калмыцкие народные сказки. Э – 1997.

11 Калмыцкие сказки Э – 1983.

13 Туульс – сказки Э -2014.

14 Эрдниев. У. Э. Калмыки. Э-1985.

15 Эрендженов. К. Б. Золотой родник. Э – 1985.

16 Хальмг туульс. Э – 1986.


КАЛМЫКИ (самоназвание - хальмг) - это народ, живущий в России, коренное население Калмыкии. Численность калмыков в России 174 тысячи человек, из которых 156 тысяч проживают в Калмыкии. Говорят на калмыцком языке, который относится к монгольской группе алтайской языковой семьи. Калмыцкий алфавит был создан в середине 17 века на старомонгольской графической основе. В 1925 году был принят новый алфавит на базе кириллицы, в 1930 году он был заменён на латинизированный, а с 1938 года снова используется кириллица. Верующие калмыки - ламаисты, но есть и православные.

КАЛМЫКИЯ (Республика Калмыкия - Хальмг Тангч) находится в Российской Федерации. Площадь 76,1 тыс. км 2 . Население 314,3 тыс. человек (2001 г.), из которых около 50% калмыки, около 40% русские. Столица - город Элиста .

В 13-14 веках предки калмыков входили в состав Монгольской державы. С конца 14 века часть западномонгольских племён - ойраты - выделились в самостоятельную политическую силу под названием «дервен орд». Созданное ими государство представляло объединение сложных по этническому составу образований. Самоназвание калмыков - «хальмг» - тюркский термин, означающий «остаток»; имелась в виду часть ойратов, не принявших ислам. В конце 16 - первой трети 17 века происходило перемещение ойратов из Западной Монголии в пределы России, в Нижнее Поволжье и Прикаспий. В процессе миграции и заселения новых земель формировалась калмыцкая народность, основным ядром которой были ойраты. В русских письменных источниках этноним «калмык» появился в конце 16 века, с конца 18 века им стали пользоваться сами калмыки.

С 1667 года в составе России существовало относительно автономное Калмыцкое ханство. Оно было ликвидировано в 1771 году, когда часть калмыков, недовольных политикой русского правительства, вмешательством в дела ханства, ушла на историческую родину. Группа влиятельных нойонов во главе с наместником Убаши повела своих подвластных (две трети проживавших в России) обратно в Джунгарию (Центральную Азию). Меньше половины ушедших калмыков уцелело. Ныне почти 150 тысяч их потомков проживает в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Оставшаяся в России часть калмыцких улусов вскоре утратила статус ханства. Сюда стали переселяться русские и украинские крестьяне из малоземельных губерний. В конце 18 века начался постепенный процесс отказа от кочевого образа жизни калмыков.

Основу хозяйства большинства калмыков составляло кочевое и полукочевое скотоводство. Скот круглогодично содержался на пастбище, лишь с 19 века стали запасать корм на зиму. Отдельные группы калмыков занимались рыболовством. С 1830-х годов калмыки в Ергенях начали заниматься хлебопашеством. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц. У калмыков были развиты ремёсла, в том числе обработка кож, валяние войлока, резьба по дереву, тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.

До начала 20 века традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. В 19 веке появились стационарные поселения с линейной планировкой. Основным жилищем кочевых калмыков была юрта монгольского типа.

Мужчины-калмыки носили белые рубахи с длинными вшивными рукавами и круглым вырезом ворота, синие или полосатые штаны. Поверх носили сшитый в талию бешмет и ещё одни штаны, обычно суконные. Бешмет подпоясывался кожаным ремнём, богато орнаментированным серебряными бляхами, он был показателем благосостояния владельца, к поясу с левой стороны подвешивали нож в ножнах. Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Женская одежда была более разнообразна. Белая длинная рубаха имела открытый ворот и разрез спереди до талии. Женские штаны были обычно синего цвета. Бииз (длинное платье) шили из ситца или шерстяной ткани, в талии он стягивался поясом с металлическими накладными бляхами. Женщины также носили бирз - широкое платье без пояса. Женской обувью были кожаные сапоги. Многочисленны были женские украшения - серьги, заколки, шпильки из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней, мужчины носили серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет.

Традиционной пищей калмыков были мясо и молоко. Мясные блюда готовились из баранины и говядины, другие виды мяса использовались редко. В прибрежных районах получили распространение рыбные блюда. Повседневным напитком калмыков был джомба - чай с молоком, маслом, солью, мускатным орехом и лавровым листом. Из мучных изделий калмыки предпочитали лепёшки в бараньем жиру. Алкогольный напиток калмыков - эрк (молочная водка).

Традиционное общество калмыков имело развитую социальную структуру. Оно состояло из нойонов и зайсангов - потомственной знати, буддийского духовенства - гелюнгов и лам. Сохранялись родоплеменные отношения, значительную роль в общественных отношениях играли патронимические объединения, которые занимали отдельные поселения и состояли из малых семей. Брак заключался путем сговора между родителями молодых, согласия парня и девушки обычно не спрашивали. Девушку выдавали замуж за пределы своего хотона. Калыма не было, но ценности, которые семья жениха передавала семье невесты могли быть значительными. В религии калмыков наряду с ламаизмом были распространены традиционные верования и представления - шаманизм, культ огня и домашнего очага. Эти представления отразились в календарных праздниках. В феврале отмечался праздник начала весны - цаган сар . В духовной культуре калмыков большую роль играл фольклор, особенно героический эпос «Джангар» , содержащий несколько десятков тысяч стихов и исполняемый сказителями-джангарчи .

После Октябрьской революции 1917 года калмыки получили автономию. 4 ноября 1920 года образована Калмыцкая Автономная область. До 1927 года центром её была Астрахань. 20 октября 1935 года область была преобразована в Калмыцкую АССР. В годы Гражданской войны часть калмыков, воевавших на стороне белой армии, вместе с беженцами покинула Россию и образовала диаспоры, существующие до сих пор в Югославии, Германии, Франции, США и других странах.

В 1929-1940 годах калмыки перешли к осёдлому образу жизни, в Калмыкии возникли города и посёлки современного типа. С переходом на оседлость стало практиковаться разведение свиней.

Мнoгo лет тому назад жили старик и старуха. У них были жёлтая собака и бурая кобылица. Кобылица жеребилась в день по три раза: утром, в полдень и вечером. Однажды старуха сказала старику: Читать...


В давно минувшие времена жил-был некий хан. У хана был единственный сын. Был он дурак дураком. Это очень печалило хана. И хан решил во что бы то ни стало при жизни подыскать сыну-глупцу умную жену. Читать...


У одного калмыка померла мать. Просил калмык гелюнга, чтобы тот отправил своими молитвами душу матери прямо в рай. Читать...


В далёкие, седые времена жили соседи: петух и павлин. Красив и наряден был петух. Золотистые его перья, ослепительно блестя, переливались под солнечными лучами. Все птицы завидовали петуху. Многие из них, сидя на деревьях, жалобно пели: почему они не имеют такого красивого наряда, как у петуха? Читать...


Один хан, желая знать мудрость своего народа, сделал объявление... Читать...


Бьют-кипят ключи, кричат олени-маралухи, цветы распускаются. Зелень лугов разливается, кукуют тонкоголосые кукушки, колышет ветер деревья сандаловые, что ветвей своих поднять не в силах. Кричат ястребы и беркуты, кустарники меж собой переплетаются, зелёная мурава стоит грядой. Читать...


Жили старик и старуха. Был у них только один сын. Жили в нищете. Заболел старик, умер. Не во что старика завернуть схоронить. Жалко сыну отца голым в землю зарыть. Разорвал он бешмет, завернул тело отца, схоронил. Читать...


Некогда на краю кочевьев одного хана жил старик. У него было три дочери; младшая, по имени Кооку, отличалась не только красотою, но и мудростью. Читать...


С ветки на ветку, с крыши на землю - скок. - Чик-чирик! Чик-чирик! - С утра до вечера порхает воробышек. Весёлый, неугомонный. Всё ему, малому, нипочём. Там зёрнышко клюнет, здесь червячка найдёт. Так и живёт. Читать...


Стояло в поле дерево, было в дереве дупло, в дупле - гнездо, в гнезде - трое птенцов, а с ними их мать, Куклухай-птица. Читать...


В далёкие времена у одного земледельца был сын. Он продал своё поле, купил три сажени полотна и поехал по чужим краям торговать. Читать...


Жили в травяной кибитке дед и бабка. Села на ту кибитку ворона старая, да попала на терновый куст и бок себе уколола. Читать...


Давным-давно жил некий хан. Когда ему нужно было перекочевывать, он на месте своего новоселья ставил рога антилопы, чтобы они очистили местность от аламасов. Читать...


Жила-была старуха. У неё было три сына: два строптивых, а младший - добрый и умный. Перед смертью позвала старуха своих сыновей и сказала... Читать...


Да, идут годы, текут седые века, и никто никогда не удержит их могучего бега. Будто недавно мои сморщенные руки были сильными и молодыми. Была молодой и та, лежащая в храме Тюменя.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома