Справочные материалы егэ обществознание. Готовимся к ЕГЭ по обществознанию: справочный материал

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

Воронцова Ю.Н.

Учитель истории

МКОУ НГО «Павдинская СОШ»

Раздел I. Человек и общество.

Тема 1. Человек и природа.

Природа - весь мир в его многообразии форм и проявлений (биосфера + ноосфера + космос - широкий смысл).

Природа – биосфера, естественные условия жизни общества, человека(узкий смысл)

Тема 2. Человек, индивид, личность.

Человек – биологическое, психологическое, социальное существо.

Индивид – («атом» - греч) один из многих людей.

Индивидуальность – человек, обладающий неповторимыми особенностями, отличающийся творчеством и оригинальностью в действиях.

Личность – человеческое существо с индивидуальными особенностями характера, темперамента, интеллектуальными и волевыми качествами, проявляющихся в общественных отношениях и сознательной деятельности.

Тема 3. Мировоззрение, его виды.

Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, его миропонимание.

Виды мировоззрений:

 Обыденное мировоззрение - житейское мировоззрение, формируется стихийно, опирается на жизненный опыт человека.

 Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основой которого являются религиозные учения Библии, Корана, других священных книг.

 Научное мировоззрение – мировоззрение, опирающееся на достижения науки, обобщённые итоги человеческой деятельности.

 Гуманистическое мировоззрение – мировоззрение людей, стремящихся осуществить развитие общества на благо людей по пути научно-технического, социального и экологического прогресса.

Тема 4. Истина и её критерии.

Все, кто признаёт познаваемость мира, различают две формы познания: чувственного – через ощущения, восприятия и представления и рационального через понятия, суждения, умозаключения. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и выступают как единое целое.

Но знания могут оказаться как истинными, так и ложными.

Истина - достоверное правильное знание, утверждение, соответствующее действительности, подкреплённое практикой.

Тема 5. Понятие «общество».

Общество – группа людей, объединившихся для совместной деятельности (общество книголюбов, общество журналистов).

Общество – конкретный этап в историческом развитии народов (феодальное общество, рабовладельческое общество), часть материального мира, состоящая из людей с характерными способами взаимодействия (российское общество, китайское общество)

Тема 6. Типология обществ.

Общества со сходными признаками или критериями составляют типологию обществ.

По наличию письменности: письменные и дописьменные.

По степени социального расслоения: простые(нет богатых и бедных) и сложные(с социальным расслоением).

По способу производства и форме собственности (по общественно-экономическим формациям предложил разделять К.Маркс) :

Первобытное

Рабовладельческое

Феодальное

Капиталистическое

Коммунистическое (в будущем).

Современная наука использует все признаки и типологии и разделяет все существовавшие и существующие общества на три типа:

Доиндустриальное(или традиционное)

Индустриальное

Постиндустриальное – термин ввели А.Тоффлер и Д.Белл (сегодня называют информационное)

Тема 7. Основные сферы общества.

Экономическая сфера: производство обмен распределение потребление

Политическая сфера: государство, местные органы власти, политические партии, общественные объединения

Социальная сфера: социальные слои, классы, нации, организации обеспечивающие благосостояние

Духовная сфера: культура, наука, образование, религия

Тема 8. Социальные институты общества

Социальные институты – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемые нормами, традициями, обычаями и направленные на удовлетворение фундаментальных потребностей общества:

 Производство(завод, фирма)

 Школа (образование)

 Церковь (религия)

 Государство (армия)

Функции социальных институтов:

Воспроизводство и воспитание детей,

Производство и распределение жизненных благ,

Социализация - передача знаний, общественных ценностей, наследия культуры

Решение духовных проблем,

Управление, контроль, поддержание законов, порядка, безопасности

Тема 9. Культура. Формы и разновидности культуры.

Культура (от лат. cultura – возделывание, обработка) - все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты. Различают материальную культуру (производство, жилища, одежда, орудия труда и т. д.) и духовную культуру (наука, искусство, ценности, мораль, законы и т.д.).

Формы культур:

 Народная – национальная культура, создаваемая народом (этносом), передающаяся из уст в уста в виде фольклора, нравов, обычаев.

 Массовая - культура больших масс людей различных национальностей как единое целое, сложившееся в XX веке в связи с размыванием границ. Она имеет коммерческую направленность, ориентируется на массового потребителя, проста, доступна и развлекательна.

 Элитарная – культура, рассчитанная на узкий круг людей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.

 Субкультура – система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура может быть позитивной (профессиональные субкультуры) и негативной (контркультурой - культурой тех групп общества, которые бросают вызов обществу, претендуя на универсальность).

Тема 10. Социальный прогресс.

Социальный прогресс – поступательное развитие общества от простого к сложному, от низшего к высшему, от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Социальный прогресс: экономический, технический, культурный

Процессом противоположным прогрессу, является регресс - отступление общества от завоёванных позиций, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени.

Социальный прогресс имеет глобальный характер. Прогресс идёт постепенно - путём реформ или скачками - путём революций.

Тема 11. Глобальные проблемы человечества.

Глобальными называют проблемы, которые ставят под угрозу существование человечества на Земле и могут разрешаться на основе международного сотрудничества. Сегодня выделяют следующие глобальные проблемы:

1. Экологические: нарушение газового состава атмосферы, разрушение ионосферы, стратосферного озона, что вызывает парниковый эффект (глобальное потепление) и нарушает равновесие в биосфере.

2. Загрязнение литосферы (почв и подземных вод) из-за захоронения отходов, проведения ядерных испытаний.

3. Видовое обеднение животного и растительного мира, сокращение лесов, опустынивание земель.

4. Загрязнения гидросферы (мирового океана), истощение запасов пресной воды.

5. Проблемы вооружения и угроза ядерной войны.

6. Демографические проблемы (на севере планеты снижение народонаселения, на юге – увеличение и общее перенаселение планеты - голод).

7. Истощение полезных ископаемых, источников энергии.

8. Неравномерное развитие северных (Европа, Северная Америка – «золотой миллиард») и южных стран (Азии и Африки).

9. Неизлечимые болезни (СПИД, атипичная пневмония и т.д.).

Тесты для закрепления по теме: Человек и общество

а) государство в) общество

б) страна г) сообщество

А. В пределах одной страны в различные исторические периоды сохраняется один и тот же тип общества.

Б. Общество исторически возникло раньше государства

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения не верны

а) экономической сфере

б) политической сфере

в) социальной сфере

а) экономическая сфера 1) религия

б) политическая сфера 2) политическая партия

в) социальная сфера 3) банки

г) духовная сфера 4) здравоохранение

а) общественно-экономическая формация

б) научный коммунизм

в) способ производства

г) постиндустриальное общество

а) больше развита промышленность, чем сельское хозяйство

б) информация является одной из основных ценностей и ресурсов

в) преобладающее положение в экономике занимает сфера обслуживания

г) натуральное хозяйство

д) машинный труд

А. Прогрессивное развитие общества идёт равномерно и полностью исключает периоды ускорения или замедления, а также какие-либо возвратные движения.

Б. Прогресс в одной сфере общества может сопровождаться регрессом в другой сфере.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

а) гениальным в) великой личностью

б) личностью г) индивидом

(несколько вариантов ответа)

а) человек с рождения является личностью

б) личность формируется в течении длительного времени

в) личностью становятся в процессе социализации

г) проявляется вне общества

д) выражается в самостоятельных поступках

а) физиологические в) престижные

б) социальные г) духовные

а) воспитания в) самовоспитания

б) социализации г) самоконтроля

Речевое общение, повседневное общение, служебное общение, ритуальное общение, межкультурное общение.

«Из обезьян прекраснейшая безобразна, если её сравнивать с человеком. Из людей мудрейший – обезьяна по сравнению с Богом по красоте, по мудрости…»(Гераклит)

2 вариант

а) государством в) общество

б) страной г) сообщество

2. Верны ли следующие суждения об обществе?

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения не верны

а) политической сферы на духовную

б) экономической сферы на политическую

в) политической сферы на экономическую

г) социальной сферы на экономическую

4. Установите соответствие между сферами общества и их компонентами

а) экономическая сфера 1) наука

б) политическая сфера 2) завод

в) социальная сфера 3) государство

г) духовная сфера 4) пенсионное обеспечение

а) общественно-экономические формации

б) общества охотников и собирателей

в) простые и сложные

г) традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества

(несколько вариантов ответа)

а) начало книгопечатания

б) появление экологических проблем

в) переход от мануфактуры к фабрике

г) изобретение компьютерных технологий

д) установление фашистского режима

е) рост смертности населения

А. Развитие человеческого общества не может существенно повлиять на состояние природной среды.

Б. Социальный прогресс идёт параллельно с природным прогрессом.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения не верны

а) доиндустриальное общество

б) индустриальное общество

г) традиционное общество

а) индивид 1) человек с характерными чертами характера, темперамента,

интеллекта, результат социализации

б) личность 2) биосоциальное существо, один из многих

в) индивидуальность 3) сумма неповторимых черт внешности, характера, оригинальность в действиях

а) врождённые потребности

б) духовные потребности

в) удовлетворённые потребности

г) неудовлетворённые потребности

а) физиологических потребностей

б) социальных потребностей

в) престижных потребностей

г) потребностей в безопасности

Семья, школа, природа, СМИ, район проживания.

«Самый непобедимый человек – это тот, которому не страшно быть глупым» (В.О.Ключевский)

III вариант.

а) динамичную систему

б) часть природы

в) весь окружающий человека материальный мир

г) не подверженную изменениям систему.

а) престижной профессии

б) творческом самовыражении

в) уважении окружающими

г) сохранении здоровья.

А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б. Политика, проводимая властями, может способствовать успешному экономическому развитию страны.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

4. Труд в отличие от общения

а) является видом деятельности

б) может доставлять удовольствие

в) направляется на преобразование объектов окружающей среды

г) предполагает наличие цели.

а) подражание как путь овладения умениями

б) способность абстрактно мыслить

в) общение с помощью членораздельной речи

г) потребность быть в обществе.

а) предмет познания

б) познаваемые явления природы

в) научный прибор

г) познающий человек.

а) фиксирует наглядный образ предмета

б) формирует суждение о предмете

в) абстрагируется от второстепенных черт

г) раскрывает сущность предмета.

а) создание новых материальных ценностей

б) выработку нравственных норм

в) раскрытие смысла жизни

г) выявление закономерностей развития мира.

А. Истина – это знание, соответствующее предмету познания.

Б. Истина – это знание, соответствующее идеалам справедливости.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны.

а) субъективность творчества и его оценки

б) формирование в процессе деятельности чувства прекрасного

в) стремление к достоверности результатов и выводов

г) проведение экспериментов

д) обоснованность предположений

е) создание художественных образов.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ОСОБЕННОСТИ

1) эксперимент а) используется не сам изучаемый предмет

а его упрощенное изображение

2) моделирование б) изучаемый объект исследуется в его

естественном состоянии

3)наблюдение в) исследуемый объект изолируется,

подвергается специальному воздействию

а) инстинктивное поведение

б) наличие разума

в) целесообразная активность

г) социальная оценка поступков и их последствий

д) постоянное развитие в процессе жизнедеятельности

е) эмоциональные проявления.

«Наука – это истина, помноженная на сомнения» (П. Валерии).

«Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой (И.Шерр).

1 вариант

1. Территория, имеющая определённые границы и обладающая государственным суверенитетом это

2. Верны ли следующие суждения об обществе?

б) верно только Б+

3. Здравоохранение, коммунальное обслуживание, общественное питание относится к

в) социальной сфере+

4. Установите соответствие между сферами общества и их компонентами

5. Учёные А.Тоффлер и Д. Белл ввели в научный оборот понятие:

г) постиндустриальное общество+

6. Найдите характерные черты индустриального общества (несколько вариантов ответа)

а) больше развита промышленность, чем сельское хозяйство+

д) машинный труд+

7. Верны ли следующие суждения о прогрессе и регрессе?

б) верно только Б+

8. Каждый рождающийся в мире младенец является

г) индивидом+

9. Найдите в предложенном списке утверждения, характерные для личности

(несколько вариантов ответа)

б) личность формируется в течении длительного времени+

в) личностью становятся в процессе социализации+

д) выражается в самостоятельных поступках+

10. Основными (базисными) потребностями согласно иерархии потребностей выступают

а) физиологические+

11. После выхода на пенсию Л. увлёкся рыбалкой и вступил в общество рыболовов-любителей. Это пример

б) социализации +

12. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к классификации форм общения в зависимости от характера и содержания информации. Найдите и укажите понятие, выпадающее из этого ряда.

Речевое общение,

«Из обезьян прекраснейшая безобразна, если её сравнивать с человеком. Из людей мудрейший – обезьяна по сравнению с Богом по красоте, по мудрости…»

(Гераклит)

II вариант.

1. Группу людей объединившихся для совместной деятельности называют

в) общество+

2. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Все сферы общества взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Б. Все сферы общества развиваются обособленно и не могут оказывать друг на друга существенного влияния.

а) верно только А+

3. В ходе революции 1917 г. в России свою собственность потеряли банкиры, владельцы фабрик и заводов, крупные землевладельцы. Это пример влияния

в) политической сферы на экономическую+

4. Установите соответствие между сферами общества и их компонентами

5. Карл Маркс разделил историю развития общества на

а) общественно-экономические формации+

6. Найдите в предложенном списке проявления социального прогресса

(несколько вариантов ответа)

а) начало книгопечатания+

в) переход от мануфактуры к фабрике+

г) изобретение компьютерных технологий+

7. Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества?

г) оба суждения не верны+

8. В современных государствах – США, Япония, Франция, Великобритания – существует

б) индустриальное общество+

9.Установите соответствие между понятиями и их характеристиками

10. Побудительной силой обладают только

г) неудовлетворённые потребности+

11. Певец Б. целый год усиленно готовился к победе на международном конкурсе вокалисов. Жюри присудило Б. первое место. Это пример удовлетворения

в) престижных потребностей+

12. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к понятию «социальная среда». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

природа ,

13. Эссе. «Самый непобедимый человек – это тот, которому не страшно быть глупым» (В.О.Ключевский)

III вариант.

1.Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как

а) динамичную систему+

2. С биологической сущностью человека связана его потребность в

г) сохранении здоровья.+

3.Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

в) верны оба суждения+

4. Труд в отличие от общения

в) направляется на преобразование объектов окружающей среды+

5. К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится

а) подражание как путь овладения умениями+

6. Субъектом познавательной деятельности является

г) познающий человек.+

7. Чувственное познание в отличие от рационального

а) фиксирует наглядный образ предмета+

8. Научное познание направлено, в первую очередь, на

г) выявление закономерностей развития мира.+

9. Верны ли следующие суждения об истине?

а) верно только А+

10. Выберите из списка отличительные черты искусства

а) субъективность творчества и его оценки +

б) формирование в процессе деятельности чувства прекрасного +

е) создание художественных образов. +

11. Установите соответствие между способом проверки результатов познания и его особенностью.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ

12. Найдите в приведенном списке черты, определяющие отличия человека от других живых существ

б) наличие разума +

в) целесообразная активность +

г) социальная оценка поступков и их последствий+

ЕГЭ по обществознанию пользуется большой популярностью у школьников. Экзамен считается легким: не нужно делать расчеты, не нужны трудоемкие вычисления. Эта легкость обманчива, и сдать экзамен бывает сложно по двум причинам. Во-первых, курс обществознания состоит из нескольких разделов, которые лишь условно связаны между собой, поэтому структурировать полученные знания может быть непросто. Во-вторых, по время испытания придется быстро переключаться между разными разделами, что потребует собранности, умения сосредотачиваться.

Особенности предмета

Обществознание представляет собой дисциплину, которая включает в себя комплекс наук, так или иначе связанных с социумом. Это социология, психология, социальная философия, история, история, культурология, политология, экономика, юриспруденция, этика и др.

Учебный курс разделен на несколько тем:

  • Человек и общество
  • Право
  • Политика
  • Экономика
  • Социальные отношения

На экзамене вас ждут вопросы по всем этим темам. Справиться с заданиями без подготовки будет очень непросто даже тем, кто получал хорошие оценки на уроках обществознания с пятого по одиннадцатый класс. Необходимо освежить знания, вспомнить определения, систематизировать пройденное. Для этого требуется изучение теории по обществознанию.

Экзамен

Каждый экзаменационный билет содержит четыре типа заданий:

  • с необходимостью выбрать один или несколько верных ответов;
  • на выявление структурных элементов понятий;
  • на знание терминологии, определение понятий;
  • на установление соответствий позиций.

На 20 заданий требуется дать краткий ответ, на 9 – развернутый. Также выпускникам предстоит написать эссе. При сдаче экзамена без знания теории обойтись никак нельзя.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

    Начинайте подготовку заранее. Предмет лишь на первый взгляд кажется легким: получить высший балл не так-то просто.
  • В процессе подготовки придется учить наизусть многие термины и определения. Не стоит просто механически зубрить предложенные в учебнике формулировки, факты, события, фамилии. Постарайтесь уяснить суть, и тогда вам проще будет запомнить материал.
  • Все, что требуется выучить наизусть, выписывайте в специальную тетрадь.
  • Начинайте с заданий, которые кажутся вам легкими. Пропускать их не стоит – даже если вы уверены в себе, не помешает освежить знания.
  • После этого переходите к более сложным темам. Изучите теорию, повторите несколько раз определения, а затем приступайте к практическим упражнениям. В завершение снова удостоверьтесь, что точно помните терминологию.
  • Выполняя пробные варианты, тренируйтесь внимательно читать вопросы. Практика показывает, что непонимание вопросов – одна из распространенных причин ошибок.
  • Опытные репетиторы рекомендуют начинать подготовку в декабре-январе с изучения экономики. Этот раздел невелик по объему.
  • После этого следует взяться за самое сложное – право. Практика показывает, что именно этот раздел обществознания вызывает у выпускников наибольшие затруднения. Уделите изучению права побольше времени.
  • Социальные отношения, человек и общество – сравнительно простые разделы. За них можно приняться в последнюю очередь.
  • В идеале изучение теории следует закончить в апреле. После этого дайте себе небольшой отдых и займитесь повторением. Убедитесь, что помните все формулировки и определения, можете наизусть повторить все нормативно-правовые акты.

Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Под ред. Баранова П.А.

3-е изд. - М.: 2017. - 544 с. М.: 2016. - 544 с.

В справочнике, адресованном выпускникам средней школы и абитуриентам, в полном объёме дан материал курса "Обществознание", который проверятся на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания - контрольно-измерительные материалы ЕГЭ (КИМы). В справочнике представлены блоки-модули "Человек и общество", "Экономика", "Социальные отношения", "Политика", "Право", составляющие основу школьного курса "Обществознание". Краткая и наглядная - в виде схем и таблиц - форма изложения обеспечивает максимальную эффективность подготовки к экзамену. Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждую тему, помогут объективно оценить уровень знаний, умений и навыков.

Формат: pdf ( 2017 , 3-е изд., 544с.)

Размер: 2,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf ( 2016 , 544с.; белый)

Размер: 8 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf (2016 , 544с.; синий)

Размер: 8,1 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 6
БЛОК-МОДУЛЬ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Тема 1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) 12
Тема 1.2. Мировоззрение, его виды и формы 17
Тема 1.3. Виды знаний 20
Тема 1.4. Понятие истины, её критерии 26
Тема 1.5. Мышление и деятельность 30
Тема 1.6. Потребности и интересы 41
Тема 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность 45
Тема 1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы 50
Тема 1.9. Основные институты общества 55
Тема 1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры 58
Тема 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки 65
Тема 1.12. Образование, его значимость для личности и общества 78
Тема 1.13. Религия 81
Тема 1.14. Искусство 89
Тема 1.15. Мораль 95
Тема 1.16. Понятие общественного прогресса 101
Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 106
Тема 1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы) 109
БЛОК-МОДУЛЬ 2. ЭКОНОМИКА
Тема 2.1. Экономика и экономическая наука 116
Тема 2.2. Факторы производства и факторные доходы 122
Тема 2.3. Экономические системы 126
Тема 2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение 134
Тема 2.5. Постоянные и переменные затраты 145
Тема 2.6. Финансовые институты. Банковская система 147
Тема 2.7. Основные источники финансирования бизнеса 154
Тема 2.8. Ценные бумаги 160
Тема 2.9. Рынок труда. Безработица 163
Тема 2.10. Виды, причины и последствия инфляции 173
Тема 2.11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП 177
Тема 2.12. Роль государства в экономике 184
Тема 2.13. Налоги 191
Тема 2.14. Государственный бюджет 195
Тема 2.15. Мировая экономика 202
Тема 2.16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина 210
БЛОК-МОДУЛЬ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Тема 3.1. Социальная стратификация и мобильность 216
Тема 3.2. Социальные группы 227
Тема 3.3. Молодёжь как социальная группа 232
Тема 3.4. Этнические общности 235
Тема 3.5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения 240
Тема 3.6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ 249
Тема 3.7. Социальный конфликт 252
Тема 3.8. Виды социальных норм 260
Тема 3.9. Социальный контроль 264
Тема 3.10. Семья и брак 267
Тема 3.11. Отклоняющееся поведение и его типы 272
Тема 3.12. Социальная роль 276
Тема 3.13. Социализация индивида 280
БЛОК-МОДУЛЬ 4. ПОЛИТИКА
Тема 4.1. Понятие власти 283
Тема 4.2. Государство, его функции 291
Тема 4.3. Политическая система 304
Тема 4.4. Типология политических режимов 307
Тема 4.5. Демократия, её основные ценности и признаки 310
Тема 4.6. Гражданское общество и государство 314
Тема 4.7. Политическая элита 323
Тема 4.8. Политические партии и движения 327
Тема 4.9. Средства массовой информации в политической системе 336
Тема 4.10. Избирательная кампания в РФ 342
Тема 4.11. Политический процесс 351
Тема 4.12. Политическое участие 355
Тема 4.13. Политическое лидерство 360
Тема 4.14. Органы государственной власти РФ 364
Тема 4.15. Федеративное устройство России 374
БЛОК-МОДУЛЬ 5. ПРАВО
Тема 5.1. Право в системе социальных норм 381
Тема 5.2. Система российского права. Законотворческий процесс в РФ 395
Тема 5.3. Понятие и виды юридической ответственности 401
Тема 5.4. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ 409
Тема 5.5. Законодательство РФ о выборах 417
Тема 5.6. Субъекты гражданского права 421
Тема 5.7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности 428
Тема 5.8. Имущественные и неимущественные права 433
Тема 5.9. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора 440
Тема 5.10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака 448
Тема 5.11. Особенности административной юрисдикции 453
Тема 5.12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты 460
Тема 5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени) 468
Тема 5.14. Споры, порядок их рассмотрения 473
Тема 5.15. Основные правила и принципы гражданского процесса 476
Тема 5.16. Особенности уголовного процесса 484
Тема 5.17. Гражданство РФ 495
Тема 5.18. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба 501
Тема 5.19. Права и обязанности налогоплательщика 509
Тема 5.20. Правоохранительные органы. Судебная система 513
Тренировочный вариант экзаменационной работы по обществознанию 523
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию 536
Литература 540

Справочник включает материал школьного курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене (ЕГЭ). Структура книги соответствует Федеральному государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету, на основе которого разработаны экзаменационные задания - контрольные измерительные материалы (КИМ), составляющие экзаменационную работу по обществознанию.
В справочнике представлены следующие содержательные блоки-модули: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право», которые образуют ядро содержания школьного обществоведческого образования и соответствуют кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ.

Общество в широком и узком смысле. Признаки общества.

Тема 2 .

Функции общества: производство благ,
управление, воспроизводство, социализация, формирование идеологии, передача опыта поколениям.

Тема 3.

Общество- это система. Общество- развивающаяся система. Сферы общества: экономическая, политическая, социальная, духовная.

Тема 4.

Понятие, виды, структура, признаки и функции социальных институтов.

Что относится к субъективным и объективным факторам развития общества и какова их роль.

Тема 6.

Прогресс. Критерии и противоречивость прогресса.

Регресс.Признаки регресса в обществе.

Тема 7.

Эволюция, революция, реформы- пути развития общества. Их особенности.

Тема 8.

Признаки модернизации и инновации, их роль в обществе.

Тема 9.

Важность правильного выбора альтернативного пути развития общества.

Тема 10.

Понятие общественных отношений. их особенности и виды.

Понятие цивилизации. Локальные и линейно-стадиальные цивилизации. Западная и восточная цивилизация.

Понятие формации, особенности пяти типов формаций по К.Марксу.

Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество. Открытое- закрытое, простое- сложное общество.

Тема 14 .

Природа в узком и широком смысле, взаимодействие природы и общества, общее и различия между обществом и природой, защита природы.

Понятие глобальных проблем, их признаки и причины появления. Типы глобальных проблем, пути решения.

Что такое глобализация? Причины и последствия глобализации

Что изучает археология, история, политология, правоведение, социология, экономика, философия и другие науки об обществе?

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома