Определение понятия психические функции. Понятие высших психических функций (ВПФ). Законы и свойства ВПФ

Считается, что высшие психические функции (ВПФ) своим появлением обязаны натуральным психическим функциям. Каждый психический процесс происходит на двух уровнях — «натуральном» и «высшем»: неосознанное – осознанное, неопосредованное знаками –опосредованное знаками, непроизвольное – произвольное, биологическое – культурное и т.д. Различие между высшими и низшими психическими функциями имеет методологическое значение, поскольку определяет неоднородность (гетерогенность) психики, а сам психический процесс характеризует с точки зрения качественных изменений.

Понятие высших психических функций характеризует специфические процессы, происходящие с человеческой психикой. К ним относятся речь, мышление, память, восприятие. Впервые понятие ВПФ было определено в середине XIX века Вильгельмом Максимилианом Вундтом, немецким врачом, специалистом по человеческой физиологии и экспериментальной психологии.

В России основателем теории о высших психических функциях считается психолог Лев Семенович Выгодский, его последователями в этом направлении стали исследователи: нейропсихолог Лурия А.Р., психологи Леонтьев А.Н, Запорожец А.В, Эльконин Д.Б. и Гальперин П.Я., именуемые «кругом Выгодского». Эти исследователи дали более широкое объяснение понятию ВПФ.

Признаки ВПФ и факторы, влияющие на их развитие

Основными признаками высших психических функций считаются:

  • социальность;
  • опосредованность;
  • произвольный характер;
  • системность.

Существуют два фактора, влияющих непосредственно на развитие ВПФ:

  • биологический;
  • социальный.

Биологический фактор объясняется тем, что для осуществления человеком психической деятельности необходим мозг, который имеет наибольшую пластичность. Биологическим развитием человека определяется только условие для формирования его культурного развития. Характерной особенностью процесса является то, что структура его задается извне.

Социальный фактор характеризуется развитием человеческой психики, которое невозможно без присутствия окружающей культурной среды. Именно в ней ребенок осваивает специфические приемы психологии в соответствии с понятием высших психических функций.

Формирование высших функций психики человека

Изначально каждая высшая функция психики есть форма взаимодействия между людьми. Так объясняется интерпсихический процесс общения. На этом этапе организации понятию высших психических функций соответствует развернутая форма предметной деятельности, которая основана на простых моторных и сенсорных процессах. В процессе формирования внутренних структур психики человека через усвоение внешней социальной деятельности (интериоризации) внешние средства опосредования взаимодействия переходят во внутренние. В результате внешний психический процесс становится внутренним, умственные действия автоматизируются.

Возникновение высших психических функций относится к конкретным структурам головного мозга. Их стоит рассматривать с точки зрения сложных системных образований, формирующихся прижизненно, они имеют произвольный характер и опосредованы речью. Физиологическую основу психических функций составляют функциональные системы, состоящие из динамичных и взаимозаменяемых звеньев. Каждое такое звено связано с определенной мозговой структурой. Различные функциональные системы могут иметь общие звенья, участвовать в сопровождении других психических функций. Нейропсихологические поражения этих звеньев провоцируют возникновение нарушений функций психики, которые могут проявляться как некоторые нейропсихологические синдромы.

Развитие высших психических функций в филогенезе и онтогенезе

Одной из основ т. Выготского послужил тезис о соц происхождении ПФ у чела. Но поскольку ПФ есть уже у новорождённого, то следует различать низшие (натуральные) ПФ и ВПФ, которые являются соц. К натур формам поведения Выготский относил усл и б/усл рефлексы, а также инстинкты, дрессуру, IQ.

А.Р. Лурия. Высшие психические функции — это сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования.

То есть можно выделить такие основные свойства ВПФ:

1. социальны по существу, разделяемы между людьми,

2. опосредованы по характеру,

3. произвольны по формированию (произвольность – результат опосредованности),

4. системны по строению (созданы на основе нескольких натуральных функций; взаимосвязаны).

Но для понимания развития ВПФ необходима более тонкая дифференциация форм поведения.

Интерпсихическая функция

В первом приближении ее можно понимать как генетически исходную форму культурного (знако-опосредствованного) поведения, имеющую социальный характер, т.е. взаимодействия, а иногда и сотрудничества двух и более субъектов. Л.В. Выготский сближал «понимание» человеческой речи животными и «быстро пробегаемую в младенческом возрасте аналогичную стадию в речевом развитии ребенка»: эти явления объясняются «пассивным образованием связи на звуковые сигналы». В своей классической форме интерпсихическая функция выступает как одна из сторон совместной или квазисовместной деятельности взрослого и ребенка.

Экстрапсихическая функция

Эту высшую форму поведения (типа эгоцентрической речи) Л.С. Выготский относил к промежуточной стадии развития между интерпсихической и интрапсихической функциями.

Интрапсихическая функция

В генетическом смысле эта высшая форма поведения является результатом интериоризации экстрапсихической функции. Существенным является различение двух видов интрапсихической функции — спонтанной и произвольной.

Спонтанное поведение

Л.С. Выготский признавал, что «ряд действий, которые всегда в психологии рассматриваются как типично волевые, на самом деле не обнаруживают природу подлинно волевых действий, а лишь близко стоят к ним».

ФИЛОГЕНЕЗ ВПФ

Т.к. человек изменял природу, то его действие должно было подчиняться какому-то плану, целям. А, ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, т.е. управлять собой. Овладение же собственным поведением происходит, опосредовано, с помощью знаков. Т.к. человек трудился совместно, то ему необходимо было общаться. Общение же в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Сначала все функции приказывающего и исполнителя были разделены, и весь процесс был интерпсихическим , т.е. межличностным. Затем человек начинает сам себе приказывать, и эти отношения превращаются в отношения с самим собой, т.е. интрапсихические . Этот процесс превращения внешних средств-знаков (зарубки, узелки, жребий и т.д.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и т.д.) автор назвал интериоризацией . Таким образом, по Выготскому всякая функция появляется на сцену дважды сначала во внешнем плане между людьми, а затем во внутреннем.

ОНТОГЕНЕЗ ВПФ

Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва – в социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая .

в «Педологии подростка» дается ряд из трех законов:

1. Закон перехода от натуральных к культурным (опосредствованных орудиями и знаками) формам поведения. Его можно назвать «законом опосредствования» .

2. Закон перехода от социальных к индивидуальным формам поведения (средства социальной формы поведения в процессе развития становятся средствами индивидуальной формы поведения). Это закон социогенеза.

3. Закон перехода функций извне внутрь. Этот процесс перехода операций извне вовнутрь Выготский называет законом вращивания ».

4. «Общий закон развития состоит в том, что осознание и овладение свойственны только высшей ступени в развитии какой-либо функции. Они возникают поздно». Очевидно, его можно назвать «законом осознания и овладения ».

В итоге развитие высших психических функций можно представить на такой схеме :

№ 8. ПРИНЦИП СИГНАЛЬНОСТИ И ПРИНЦИП СИГНИФИКАЦИИ. ИХ СООТНОШЕНИЕ И РОЛЬ В ПОВЕДЕНИИ ЖИВОТНЫХ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Специфическое своеобразие чел поведения, кот проявляется не только в усложнении и развитии, количественном и качественном совершенствовании БП, а прежде всего в соц природе чел и в ином, по ср-ю с жив, сп-бе приспособления.

Самая общая основа пов-я, одинаковая у чел и жив, — сигнализация. Павлов: «основная и самая общая деятельность больших полушарий есть сигнальная, с бесчисленным количеством сигналов и с переменной сигнализацией». Это наиболее общая формулировка всей идеи условных рефлексов, лежащей в основе физиологии ВНД.

Но пов-е чела отличает то, что он создаёт искусственные раздражители (прежде всего речь), и т. о. овладевает сигнальной Д. БП. Сигнификация – создание и употребление знаков, т. е. искусственных сигналов.

Этот новый принцип Д. (сигнификацию) нельзя противопоставлять сигнализации, т. к. сигнализация – основа сигнификации.

Сигнализация - отражение природной связи явлений, всецело созданная природными условиями, не может быть адекватной основой поведения человека. Для человеческого приспособления хар-но активное изменение природы. Активное приспособление человека к среде, изменение природы человеком не могут основываться на сигнализа-ции, пассивно отражающей природные связи всевозможных агентов. Оно тре-бует активного замыкания такого рода связей, которые невозможны при чисто натуральном, т. е. основанном на природном сочетании агентов, типе поведения. Человек вводит искусственные стимулы, сигнифицирует поведение и при помощи знаков создает, воздействуя извне, новые связи в мозгу.

Возможность подобного регуляторного принципа содержится в строении усл рефлекса. Средства психоло-гической связи по самой природе и функции своей суть знаки, т. е. искусственно созданные стимулы, назначение которых состоит в воздействии на поведение, в образовании новых условных связей в мозгу человека.

Переход от социального воздействия вне личности к социальному воздей-ствию внутри личности. Соединение в одном лице активной и пассивной роли, заключается просто в установлении наличия этой формы поведения, в подчеркивании и выдвижении на передний план того, что нами уже найдено в анализе рудиментарных функций. Человек, завязывающий узелок на память или бросающий жребий, реально, на деле являет пример по-добного соединения ключа и аппарата в одних руках.

Если вдуматься глубоко в тот факт, что человек в узелке, завязываемом на память, в сущности конструирует извне процесс воспоминания, заставляет внешний предмет напоминать ему, т.е. выносит процесс запоминания наружу, превращая его во внешнюю деятельность. В одном случае нечто запоминается (временная связь устанавливается благодаря совпадению двух раздражителей, одновременно воздействующих на организм), в другом – человек запоминает нечто (человек сам создает с помощью искусственного сочетания стимулов временную связь в мозгу).

Человек активно запоминает с помощью знаков.

Понятие высших психических функций, их специфические признаки

Человек активно вмешивается в свои отношения со средой и через среду сам изменяет свое поведение, подчиняя его власти. Сама сущность цивилизации – мы нарочно воздвигаем памятники, чтобы не забыть. В узелке и в памятнике проявляется самое глубинное, самое характерное, самое главное, что отличает память человека от памяти животного.

В общем, так:

Сигнальность – пассивное образование связей на внешние биологические раздражители.

Сигнификация – активное образование опосредованных речь связей на небиологические раздражители с целью регуляции поведения.

Буриданов осёл и иже с ним.

Высшие психические функции - сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В. п. ф. - одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским. Высшие психические функции: логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия, речь, письмо, счет, движения, перцептивные процессы (процессы восприятия). Важнейшей характеристикой ВПФ является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» - знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредование ВПФ представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

Структура ВПФ

Для Выготского знак (слово) – это то «психологическое орудие», посредством которого строится сознание.

Высшие психические функции. Формирование высших функций психики человека.

Знак играет важную роль в структуре ВПФ. Он становится средством опосредования между одним актом деятельности человека и другим (например, для того, чтобы запомнить что-то мы используем систему кодирования информации, чтобы потом ее воспроизвести). При этом сам характер строения высших психических функций можно обозначить как системный. ВПФ представляет собой систему, имеющую иерархический характер, т.е. одни части этой системы подчинены другим. Но система ВПФ не является статичным образованием, на протяжении жизни человека она меняется как теми частями, из которых состоит, так и отношением между ними.

Отличительные свойства ВПФ

Произвольность (человек сам управляет своей психической функцией, т.е. человек ставит задачи, цели)

— осознанность ВПФ;

Опосредованность (используются средства). Опосредованность ВПФ видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности.

Социальность по происхождению. ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основной источник возникновения — интериоризация, т.е. перенос ("вращивание") социальных форм поведения во внутренний план.

Системность.

Возникновение ВПФ

В отличие от низших психических функций, которые врожденны, неопосредствованы, непроизвольны и изолированы одна от другой, высшие формируются социально, опосредствованы, произвольно управляемы и объединены в системы. Среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. Согласно Выготскому, ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Так, например, сначала речь – средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию. Процесс развития психики в онтогенезе Л.С. Выготский рассматривал как процесс интериоризации отношений управления и знаковых средств, т.е. перевод их из межличностной сферы во внутриличностную в ходе освоения культуры через речевое общение.

Развитие ВПФ

Законы формирования. Выготским были выделены законы формирования ВПФ:

— Закон перехода от натуральных к культурным (опосредствованных орудиями и знаками) формам поведения. Его можно назвать "законом опосредствования".

— Закон перехода от социальных к индивидуальным формам поведения (средства социальной формы поведения в процессе развития становятся средствами индивидуальной формы поведения).

— Закон перехода функций извне внутрь. "Этот процесс перехода операций извне вовнутрь мы и называем законом вращивания".

— "Общий закон развития состоит в том, что осознание и овладение свойственны только высшей ступени в развитии какой-либо функции. Они возникают поздно". Очевидно, его можно назвать "законом осознания и овладения" (интеллектуализация)

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 887 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Понятие ВПФ (Выготский). Их специфика, строение и развитие.

e-shpora.ru — шпаргалки онлайн

Понятие интериоризации.

Л.С. Выготский утверждал, что необходимо другое, не биологическое, понимание развития высших психических функций человека. Он не просто указывал на важность социальной среды для развития ребенка, но стремился выявить конкретный механизм этого влияния.

Выготский выделял низшие, элементарные психические функции (фаза натурального развития) и высшие психические функции (фаза «культурного» развития). Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения психических функций - элементарных и высших. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности , т.е. натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями (ВПФ) люди могут сознательно управлять. Выготский пришел к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером ВПФ.

Наиболее убедительная модель опосредованной активности, характеризующая проявление и реализацию высших психических функций, - «ситуация буриданова осла». Эта классическая ситуация неопределенности, или проблемная ситуация (выбор между двумя равными возможностями), интересует Выготского прежде всего с точки зрения средств, которые позволяют преобразовать (решить) возникшую ситуацию. Брошенный человеком жребий представляет, по Выготскому, средство, с помощью которого чело- век преобразует и разрешает данную ситуацию.

Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено -стимул-средство, или знак .

Знаки (или стимулы-средства ) - это психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта. Знак - это любой условный символ, имеющий определенное значение. В отличие от стимула- средства, который может быть изобретен самим человеком (например, узелок на платке или палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в общении со взрослыми. Универсальным знаком является слово. Механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека высших психических функций, - это механизм интериоризации (вращивания) знаков как средств регуляции психической деятельности.

Интериоризация - фундаментальный закон развития высших психических функций в филогенезе и онтогенезе. В этом состоит гипотеза Выготского о происхождении и природе высших психических функций. Высшие психические функции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями, или, как писал Выготский:«Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая» .

Например, если говорить о произвольном внимании как высшей психической функции, то последовательность этапов его формирования такова: сначала взрослый в общении привлекает и направляет внимание ребенка; постепенно сам ребенок усваивает указательный жест и слово - происходит вращивание, интериоризация способов организации чужого и собственного внимания. Также и речь: первоначально выступая внешним средством общения Между людьми, она проходит промежуточную стадию (эгоцентрической речи), начинает выполнять интеллектуальную функцию, и Постепенно становится внутренней, интериоризированной психической функцией. Таким образом, знак появляется сначала во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план, план сознания.

В общее понятие «развитие высших психических функций» Выготский включает две группы явлений, в совокупности образующих процесс «развития высших форм поведения ребенка»: - процессы овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления, - процессы развития специальных высших психических функций (произвольного внимания, логической памяти, понятий и т.д.).

Отличительные признаки высших психических функций : опосредованность, произвольность, системность; формируются прижизненно; складываются путем интериоризации образцов.

Выделяя два исторических этапа развития человечества, биологическое (эволюционное) и культурное (историческое) развитие, Выготский считает, что важно различить и своеобразно противопоставить их как два типа развития и в онтогенезе. В условиях онтогенетического развития обе эти линии - биологическая и культурная - находятся в сложном взаимодействии, слиты, реально образуют единый, хотя и сложный процесс. Как подчеркивал A.M. Матюшкин, для Выготского «главная проблема и предмет исследования в том, чтобы понять "сплетение" двух типов процессов, проследить их конкретное своеобразие на каждой ступени развития, раскрыть возрастную и индивидуально-типологическую картину развития на каждом из этапов и по отношению к каждой высшей психической функции. Трудность для Выготского состоит не в том, чтобы проследить и понять отдельный процесс культурного развития, но в том, чтобы понять его особенности в сложном сплетении процессов».

Высшие и низшие психические функции. Развитие высших психических функций в онтогенезе. Интериоризация.

Разработавшего учение о высших психических функциях. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики: натуральной, культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции. Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память). Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер. Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики.

Высшие психические функции-сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего существования (произвольные процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, воли, осознания себя и своих действий). Важнейшей характеристикой высших психических функций является их опосредственность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование высшие психические функции представляет собой наиболее универсальный способ и формирование. Основные характеристики высших психических функций – опосредственность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологически системы». Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально она существует как форм взаимодействия между людьми (т.е как интерпсихологический процесс) и лишь позже – как полностью внутренний (интерпсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренний психологические носит название интериоризации. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития высших психических функций,- их постепенное «свертывание», автоматизация. На первых этапах формирования высшей психической функции представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарное сенсорные и моторные процессы; затем эти действия процессы свертываются, приобретают характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура высших психических функций.

Психофизиологической основой высшей психической функцией является сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную и горизонтальную организацию. Часть звеньев функциональной системы «жестко закреплена» за определенными участками мозга, остальные — обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в постройке функциональных систем в целом. Таким образом, высшие психические функции не связаны с работой одного «мозгового центра» или всего мозга как однородного и эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговой структурой принимают дифференцированное участие.

В психологии интериоризацией называют формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве. Возможно, животные такой способностью не обладают и не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие.

Высшие психические функции

Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, то есть десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдалённых от него на сотни и тысячи километров. Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.) и советским психологом Л. С. Выготским. По мнению Л. С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека. В последующем интериоризация была изучена П. Я. Гальпериным как процесс и легла в основу планомерно-поэтапного формирования.

Понятие ВПФ

Высшие психические функции - сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В. п. ф. - одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским.(Высшие психические функции: логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия, речь, письмо, счет, движения, перцептивные процессы (процессы восприятия)). Важнейшей характеристикой ВПФ является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» - знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредование ВПФ представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

Структура ВПФ

Для Выготского знак (слово) – это то «психологическое орудие», посредством которого строится сознание. Знак играет важную роль в структуре ВПФ. Он становится средством опосредования между одним актом деятельности человека и другим (например, для того, чтобы запомнить что-то мы используем систему кодирования информации, чтобы потом ее воспроизвести). При этом сам характер строения высших психических функций можно обозначить как системный. ВПФ представляет собой систему, имеющую иерархический характер, т.е. одни части этой системы подчинены другим. Но система ВПФ не является статичным образованием, на протяжении жизни человека она меняется как теми частями, из которых состоит, так и отношением между ними.

Отличительные свойства ВПФ (специфика)

произвольность (человек сам управляет своей психической функцией, т.е. человек ставит задачи, цели). Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности, человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность.осознанность ВПФ;

опосредованность (используются средства). Опосредованность ВПФ видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы явления (например, иероглиф как единство слова и образа) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации.социальность по происхождению. ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом.

Развитие ВПФ

Законы формирования . Выготским были выделены законы формирования ВПФ:

2. 1. Закон перехода от натуральных к культурным (опосредствованных орудиями и знаками) формам поведения. Его можно назвать "законом опосредствования".

3. 2. Закон перехода от социальных к индивидуальным формам поведения (средства социальной формы поведения в процессе развития становятся средствами индивидуальной формы поведения).

4. 3. Закон перехода функций извне внутрь. "Этот процесс перехода операций извне вовнутрь мы и называем законом вращивания". Позднее, в другом контексте Л.С. Выготский сформулирует еще один закон, который, на наш взгляд, допустимо считать продолжением данного ряда.

5. 4. "Общий закон развития состоит в том, что осознание и овладение свойственны только высшей ступени в развитии какой-либо функции. Они возникают поздно". Очевидно, его можно назвать "законом осознания и овладения".

Пример. В качестве примера формирования ВПФ можно привести трактовку Л.С. Выготским развития указательного жеста у младенцев. Первоначально этот жест существует в форме неудавшегося хватательного движения ребенка, направленного на желаемый объект. Как таковой это еще не указательный жест, однако он способен приобрести значение указательного жеста, если будет соответствующим образом интерпретирован близкими взрослыми. На этой (второй) стадии хватательное движение становится опосредствовано социальным окружением ребенка и приобретает значение "помоги мне взять это", которое быстро усваивается ребенком; последний начинает использовать его как для целей коммуникации с близкими взрослыми, так и для практических целей овладения желаемым объектом, который он не может достать самостоятельно. Делая это, ребенок по-прежнему может не осознавать тот факт, что он использует данный жест как социальный сигнал. Еще позднее этот указательный жест "для-других" может быть сознательноиспользован ребенком как орудие, посредством которого ребенок осуществляет контроль над своим собственным поведением; например (моя интерпретация смысла текста Л.С. Выготского. - Е.С.), для выделения определенного фрагмента картины и концентрации внимания на нем. На этот раз ребенок понимает: то, что он делает посредством указательного пальца (или предмета, его заменяющего), есть особый акт, осуществляемый с целью не дать вниманию расползтись по картине, а сконцентрировать его на определенном избранном пункте. На этой стадии указательный жест существует "для-себя" или, точнее говоря, для ребенка, который использует его и в то же время знает, что он его использует.

Понятие интериоризции

Общение в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Это были слова-приказы (сделай то, возьми это). Потом человек стал обращать слова приказы на самого себя (говорит «встань» и встает). Сначала был процесс интерпсихологический , т.е. межличностный, коллективный. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические . Превращение интерпсихических отношений в интрапсихические – процесс интериоризации, т.е средства-знаки (зарубки, узелки) превратились во внутренние (образы, элемент внутренней речи). Интериоризация (по Выготскому) - это переход ВПФ из внешнего социального плана к внутреннему индивидуальному плану её существования. Интериоризация осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности. Сначала как форма взаимодействия между людьми (интерпсихическая стадия). Затем как внутреннее явление (интрапсихическая стадия). Обучение ребенка говорить и мыслить - яркий пример процесса интериоризации.

Стадии интериоризации

3 стадии интериоризации в онтогенезе :

1) взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать;

2) ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;

3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Пример : Л.С.В проводил опыты в виде игры с детьми 3-4 лет. Исследование произвольного внимания (когда предмет сам не бросается в глаза). Перед ребенком ставили чашки с крышками, на которые были наклеены прямоугольники, которые различались оттенками серого цвета: светло- и темно-серые. Прямоугольники и различия цвета были не очень заметны. В одну чашку помещали орех и просили детей отгадать, где он. Орех всегда находился в чашке темно-серого цвета. Если цвет был ярко-красный, то это был бы опыт на изучение НПФ. Ребенок то отгадывает, то проигрывает. Но условной связи нет, он не может выделить сигнальный признак. Затем экспериментатор на глазах у ребенка кладет орех в чашку и указывает на темно-серое пятно. После этого ребенок начинает выигрывать. Т.е. взрослый направил внимание ребенка на нужный предмет и затем ребенок сам стал направлять свое внимание на решающий признак. Здесь использовался знак – указательный палец экспериментатора. И ребенок сформулировал правило: надо смотреть на пятнышки и выбирать то, которое темное. Т.е. произошла интериоризация, знак превратился из внешней формы во внутреннюю.

В качестве примера формирования ВПФ можно привести трактовку Л.С. Выготским развития указательного жеста у младенцев. Первоначально этот жест существует в форме неудавшегося хватательного движения ребенка, направленного на желаемый объект. Как таковой это еще не указательный жест, однако он способен приобрести значение указательного жеста, если будет соответствующим образом интерпретирован близкими взрослыми. На этой (второй) стадии хватательное движение становится опосредствовано социальным окружением ребенка и приобретает значение "помоги мне взять это", которое быстро усваивается ребенком; последний начинает использовать его как для целей коммуникации с близкими взрослыми, так и для практических целей овладения желаемым объектом, который он не может достать самостоятельно. Делая это, ребенок по-прежнему может не осознавать тот факт, что он использует данный жест как социальный сигнал. Еще позднее этот указательный жест "для-других" может быть сознательноиспользован ребенком как орудие, посредством которого ребенок осуществляет контроль над своим собственным поведением; например (моя интерпретация смысла текста Л.С. Выготского. - Е.С.), для выделения определенного фрагмента картины и концентрации внимания на нем. На этот раз ребенок понимает: то, что он делает посредством указательного пальца (или предмета, его заменяющего), есть особый акт, осуществляемый с целью не дать вниманию расползтись по картине, а сконцентрировать его на определенном избранном пункте. На этой стадии указательный жест существует "для-себя" или, точнее говоря, для ребенка, который использует его и в то же время знает, что он его использует.



выготский психический культурный исторический

Высшие психические функции -- специфические человеческие психические процессы. Выготский говорит, что они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями. К высшим психическим функциям по Выготскому относятся восприятие, память, мышление и речь. Высшие психические функции являются специфически человеческим приобретением.

Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как фактора, а как источника развития личности. В этой связи Выготский говорит: «Среда (в частности, для человека социальная среда, потому что и природная среда для современного человека есть только часть социальной среды, так как никакого отношения и никаких связей вне социальных не может быть для современного человека) в конечном счете несет в себе, в своей организации те условия, которые формируют весь наш опыт». В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культуры, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, являются системы знаков-символов. Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики психологическими орудиями характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, то есть превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что человек с помощью определённого средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо натуральной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого. На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он к ним. Таким образом, пишет Выготский: «Изучая процессы высших функций у детей, мы пришли к следующему потрясшему нас выводу: всякая высшая форма поведения появляется в своем развитии на сцене дважды -- сперва как коллективная форма поведения, как функция интерпсихологическая, затем как функция интрапсихологическая, как известный способ поведения.

Интериоризация -- формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, то есть десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров. По мнению Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека.

Экстериоризация-- означает переход действия из внутреннего во внешний план, процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие. Так же это понятие, означает переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия.

Интериоризуясь, натуральные психические функции трансформируются и сворачиваются, приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс - процесс экстериоризации - вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

Специфика человеческой психики и поведения состоит в том, что они опосредованы культурно-историческим опытом. В естественно протекающие психические процессы и поведенческие функции входят элементы общественно-исторического опыта, тем самым, преобразуя их. Они становятся высшими психическими функциями. Естественная форма поведения преобразуется в культурную.

Чтобы управлять своими психическими функциями, нужно их осознание. Если нет представленности в психике, то нужен процесс экстериоризации, процесс создания внешних средств. Культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций, надстраивает новые этажи в развивающейся системе поведения человека.

В процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает новые способы поведения - специфически культурные. «Культура ничего не создает, она только видоизменяет природные данные сообразно с целями человека. Поэтому совершенно естественно, что история культурного развития ненормального ребенка будет пронизана влияниями основного дефекта или недостатка ребенка. Его природные запасы--эти возможные элементарные процессы, из которых должны строиться высшие культурные приемы поведения, -- незначительны и бедны, а потому и самая возможность возникновения и достаточно полного развития высших форм поведения оказывается для такого ребенка часто закрытой именно из-за бедности материала, лежащего в основе других культурных форм поведения», - говорит Выготский. Высшие психические функции происходят от естественных природных функций.

В процессе культурного развития у ребенка происходит замещение одних функций другими, прокладывание обходных путей. Основу культурных форм поведения составляет опосредованная деятельность, использование внешних знаков в качестве средства дальнейшего развития поведения. Высшие психические функции человека представляют собой сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования.

Социальность высших психических функций определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основной источник возникновения - интериоризация, то есть перенос социальных форм поведения во внутренний план. Интериоризация осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности. Здесь высшие психические функции проходят две стадии развития. Сначала как форма взаимодействия между людьми, а затем как внутреннее явление.

Опосредованность высших психических функций видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы явления определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом смысле мышление как оперирование символами, за которыми стоят представления и понятия, или творческое воображение как оперирование образами, представляют собой соответствующие примеры функционирования высших психических функций. В процессе функционирования высших психических функций рождаются познавательные и эмоционально-волевые компоненты осознания: значения и смыслы.

Произвольными высшие психические функции являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности, человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность высших психических функций определяется и тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия. Осознаваемое стремление к цели и приложение усилий обусловливает сознательную регуляцию деятельности и поведения.

В отличие от животного, человек рождается и живет в мире предметов, созданных общественным трудом, и в мире людей, с которыми он вступает в известные отношения. То есть он живет в мире культуры, в мире исторической культуры, в культуре которая себя создавала и теперь продолжает себя создавать. Это с самого начала формирует его психические процессы. Естественные рефлексы ребенка коренным образом перестраиваются под влиянием обращения с предметами. «Все вообще процессы поведения разлагаются на различные по длине и по числу звеньев цепи сочетательные рефлексы, в иных случаях заторможенные и не выявленные во внешней части».

Рефлекс можно определить, как закономерную целостную стереотипную реакцию организма на изменения внешней среды или внутреннего состояния, которая осуществляется при обязательном участии центральной нервной системы. Рефлекс обеспечивается объединением афферентных, вставочных и эфферентных нейронов, составляющих рефлекторную дугу. Рефлекс - реакция приспособительная, она всегда направлена на восстановление равновесия, нарушенного меняющимися условиями среды. Характер рефлекторного ответа зависит от двух особенностей раздражения: силы стимула и места, на которое он действует. Рефлекторные ответы стереотипны: повторное действие одного и того же раздражителя на один и тот же участок тела сопровождается одним и тем же ответом. Приведем цитату Льва Выготского: «Самые первые рефлексы новорожденного никуда не исчезают, они продолжают работать, но уже функционируя в составе формаций высшей нервной деятельности».

На основе этих рефлексов формируются новые двигательные схемы, создающие как бы слепок этих предметов, происходит уподобление движений их объективным свойствам. То же самое следует сказать и о человеческом восприятии, формирующемся под прямым влиянием объективного мира вещей, которые сами имеют общественное происхождение.

Сложнейшие системы рефлекторных связей, которые отражают объективный мир предметов, требуют совместной работы многих рецепторов и предполагают образование новых функциональных систем.

Ребенок живет не только в мире готовых предметов, созданных общественным трудом. Он всегда, с самого начала своей жизни вступает в необходимое общение с другими людьми, овладевает объективно существующей системой языка, усваивает с его помощью опыта поколений. Все это становится решающим фактором его дальнейшего психического развития, решающим условием для формирования тех высших психических функций, которым человек отличается от животных.

Образцом или принципиальной моделью опосредствованного строения высших психических функций может служить любая операция, решающая практическую задачу с помощью употребления орудия или решающая внутреннюю, психологическую задачу с помощью использования вспомогательного знака, который является средством для организации психических процессов. B опосредствовании психических процессов решающая роль принадлежит речи.

На ранних этапах своего развития высшие психические функции опираются на использование внешних опорных знаков и протекают как ряд специальных развернутых операций. Лишь затем они постепенно свертываются, и весь процесс превращается в сокращенное, базирующееся на внешней, а затем и на внутренней речи, действие.

Смена строения высших психических функций на различных этапах онтогенетического развития означает, что и их кортикальная организация не остается неизменной и что на разных этапах развития они осуществляются неодинаковыми констелляциями корковых зон.

Выготский наблюдал, что соотношение отдельных компонентов, входящих в состав высших психических функций, не остается неизменным на последовательных этапах их развития. На ранних этапах их формирования относительно простые чувственные процессы, служащие фундаментом для развития высших психических функций, играют решающую роль, однако на последующих этапах, когда высшие психические функции оказываются уже сформированными, эта ведущая роль переходит к более сложным, сформированным на основе речи системам связей, которые начинают определять все строение высших психических процессов.

Кратко говоря высшие психические функции - это сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями высших психических функций являются их опосредованный характер и произвольность. Выготский говорил: «Все высшие психические функции суть интериоризованные отношения социального порядка, основа социальной структуры личности. Их состав, генетическая структура, способ действия, одним словом, вся их природа социальна; даже превращаясь в психические процессы, она остается квазисоциальной».

Синонимы ВПФ: высшие церебральные функции, высшая нервная деятельность (устаревший термин), высшие корковые функции (устаревший термин), высшие психические функции.
Элементы ВПФ есть и у животных: собак, кошек, лошадей, обезьян, дельфинов. Но именно у людей ВПФ достигают максимального развития и, в свою очередь, являются основой развития человека как члена общества. Особенность ВПФ человека - способность к творчеству, открытиям, прогнозированию ситуации. Итак, ВПФ - это основа развития человека как члена общества.

Морфологический субстрат ВПФ, условия их формирования


Морфологический субстрат ВПФ:

  • кора больших полушарий головного мозга (совокупность центральных звеньев анализаторов);
  • стволово-подкорковые структуры (отсюда бытовавший ранее, а ныне оставленный термин «высшие стволово-подкорковые функции»).

Указанные образования объединены в иерархическую систему.
Между корой, стволом и подкорковыми образованиями имеются многочисленные многосторонние связи. Например, каждый из 13-14 млрд нейронов, находящихся в коре больших полушарий мозга, связан с 10 ООО своих «собратьев». Подкорково-стволовые структуры служат энергетическим источником, тонизирующим кору и обеспечивающим той или иной, необходимый по ситуации, уровень бодрствования и дифференцированную активацию той или иной функции (за счет влияний ретикулярной формации): в зависимости от решаемой организмом задачи активируются определенные центры - чтения, слуха, речи и прочее.
Современные методы исследования позволили установить, что отдельные группы нейронов «отвечают» за восприятие и распознавание различных ракурсов одного и того же лица, за восприятие главного предмета и «фона», на котором он представлен. Бытовавшая ранее точка зрения, что все возможности мозга, якобы, не используются в полной мере, несостоятельны, так как в каждый конкретный момент работают только те его части, которые задействованы для выполнения осуществляющейся функции и решения имеющейся задачи. Кроме того, в целях компенсации необходима некоторая избыточность клеточных элементов. Наконец, нельзя забывать о постоянном выведении из строя клеток мозга с постарением. Например, есть данные, что в возрасте 60 лет человек теряет до 40-50% нейронов; однако и имеющихся обычно достаточно и для выполнения социально-профессиональной деятельности, и для решения задач творческого характера.
Мозг новорожденного ребенка напоминает книгу с незаполненными, белыми страницами. Кроме некоторых инстинктов и форм врожденного поведения мозг ничем не обладает. В то же время мозг ребенка обладает уникальной особенностью всему научиться благодаря усвоению и творческой интерпретации поступающей информации. Эта способность определяется генетической программой, обучением и воспитанием. Реализация программы обучения позволяет усвоить необходимые бытовые и профессиональные навыки и знания, принципы и законы общения в социальной среде. Именно для этого дитя человека имеет самый длинный период детства, который нецелесообразно сокращать. И именно это обстоятельство - способность всему научиться и на этой основе творчески совершенствовать окружающую среду и себя самого - и определяет могущество будущего взрослого человека.
В эволюционном плане перед Природой стояла задача: каким путем ей развиваться. Обновление могло идти двумя путями:

  • путем вечной жизни созданного организма, некоторые части которого, изнашиваясь, будут отмирать;
  • путем полового размножения и гибели старых особей, дающих жизнь новым организмам и освобождающих место для них.

Очевидно, Природа избрала второй путь: это более выигрышный с точки зрения человечества и вообще живого путь, так как именно он обеспечивает и полноценное приспособление к постоянно меняющимся условиям существования, и возможность усвоения накопленного поколениями опыта. Этот путь освобождает рабочее место нашим детям, которые когда-то будут готовы его занять.
Обучение возможно в определенных условиях и определенным образом сказывается на морфологическом субстрате ВПФ. Показано, что у животных - приматов, выращенных в обогащенной сенсорной среде, слои коры больших полушарий толще, а структура нейронов сложнее, чем у особей, выросших в обедненных условиях. Таким образом, научение может влиять на строение коры головного мозга. В этой связи для правильного формирования морфологического субстрата ВПФ необходимы определенные условия, которые обеспечиваются в семье при достаточной заботе родителей и которые не могут полноценно моделироваться в условиях детского дома.

Условия формирования ВПФ:

1. Наличие социальных контактов - ребенок рождается без знаний и умений, речи. Обучение возможно только в человеческом обществе, в среде себе подобных. Крайне важен контакт с родителями, воспитание, обучение, подражание взрослым в играх (по сути - ролевых играх, где дети «примеряют» на себя будущие роли отца, матери, жены, мужа, начальника и подчиненного, товарища, моделируют решение проблем бытового, семейного, социального характера. Формирование речи возможно только при условии, если ребенок слышит названия предметов, ситуаций и действий (или ему указывают иные обозначающие их эквиваленты, при отсутствии слуха, например). В этой связи важно воспитание в обогащенной сенсорной среде, при постоянном притоке информации. С другой стороны, вредно пребывание в переобогащенной среде в связи с неумением ребенка ограничивать, «отсекать» избыточную информацию.

2. Наличие функциональных систем, то есть взаимодействующих структур, предназначенных для выполнения той или иной высшей функции.

3. Наличие генетической программы в значительной степени определяет способности человека.

Жизнь ребенка в условиях невнимания к его физическим нуждам, при недостатке общения, при психологической запущенности, когда родители не обращают внимания на ребенка, не откликаются на его обращение, крик, не разговаривают с малышом, когда родители не испытывают теплых чувств к своим детям, когда дети лишены ощущения собственной защищенности (физической и психической), - все это ослабляет развитие ВПФ и негативно влияет на формирование эмоционально-психологической сферы.
Эффективное научение возможно в первые годы жизни и «упускание» этих жестких сроков крайне негативно сказывается на формировании ВПФ, связи между структурами мозга консервируются, и эффективное обучение, прежде всего речи, ходьбе, социальным навыкам, письму спустя 7-10 и более лет становится невозможным.

Мышление

Мышление (М.) - это отвлеченное познание сущности явлений, их взаимосвязи путем мыслительных операций. В неврологии под М. понимается способность к принятию решений, определяющих поведение человека, способность к решению задач бытового, профессионального и творческого характера.

Морфологический субстрат для реализации М.:

  1. Лобные доли. Они программируют деятельность человека, направленную на решение имеющихся задач, обеспечивают «социальную» программу поведения, критическую оценку действий и их последствий, то есть оценку адекватности избранной формы поведения. Для принятия решений нужен анализ информации, содержащейся в памяти и полученной в течение жизни, и информации об окружающих условиях и о состоянии и возможностях собственного организма.
  2. Зоны зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, кожного анализаторов в коре головного мозга, с их взаимосвязями (например, в системе «зрительный образ - звук - вкус»).
  3. Гипоталамус, таламус, стволовые образования. Здесь - исходный пункт мотиваций, центры ощущений жажды, голода, полового поведения, иных инстинктов.

Для реализации М. нужна согласованная деятельность всех 3-х уровней. Логически-смысловое мышление обеспечивается левым полушарием у правши; образное, чувственное - правым полушарием.
Оценивая уровень, степень организации М., необходимо учитывать возраст (ребенок, взрослый, человек пожилого возраста), уровень образования (несколько классов, средняя школа, высшее образование и проч.), а также социальное положение, внимание, память.


Интеллект

Интеллект (И.) - способность к мышлению, к рациональному познанию. И. зависит от генетической программы, воспитания и обучения. Например, суперинтеллектуальный подросток может не уметь читать и писать, если у него не было условий для соответствующего обучения. И. можно проверить с помощью различных тестовых, в том числе невербальных программ.

Память

Память (П.) - способность к сохранению информации. Есть еще одна сторона - для использования П. необходимо иметь возможность не только запоминать, но и воспроизводить информацию. Запоминание обычно идет по принципу обобщения, из обобщений конструируется система знаний.
В реализации П. участвуют: зоны коры больших полушарий, гиппокампальные извилины левой височной доли (височно-теменно-затылочные области); подкорковые образования; ретикулярная формация.
П. по механизму и особенностям подразделяется на кратковременную, промежуточную и долговременную.
Логически-смысловая П. связана с левым полушарием (у правши), чувственно-образная - с правым.
Субстрат хранения информации - РНК, нейропептиды, энкефалины.
Эндогенный стимулятор П. - норадреналин.
Экзогенные стимуляторы П.: ноотропные средства: кавинтон (винпоцетин), семакс, глиатилин (церепро), церебролизин (не при эпилепсии), ноотропил (пирацетам, луцетам) и другие. Следует иметь в виду, что пирацетам и его аналоги не показаны при эпилептической готовности, могут повышать тревожность и не назначаются на ночь.

Праксис (праксия)

Праксия - способность к совершению сложных целенаправленных действий. Праксис - совокупность бытовых и профессиональных навыков. Утрата этой способности при сохранности мышечной силы и координации называется апраксией.
Зоны: премоторные, префронтальные поля - поля 6, 8, постцентральные отделы - поля 40, 39. Функциональная система праксиса включает в себя много корковых зон.
При повреждении постцентральных отделов мозга (поля 1, 2, 3, 5 и частично 7) возникает кинестетическая апраксия, или апраксия позы, и оральная апракция. В основе - нарушение афферентации, мешающее правильно строить движения. Нижнетеменные очаги слева дают трудности при воспроизведении положения пальцев рук при отсутствии зрительного контроля.
Оральная апраксия - затруднение моторной речи из-за невозможности сложить язык и губы трубочкой, придать определенное положение языку и губам.
При поражении премоторных областей - поля 6, 8, 44 - затруднено выполнение серии движений. Возможно возникновение динамической апракции, сочетающееся с эфферентной моторной афазией и эфферентной моторной аграцией при поражении левого полушария.
При поражении нижней теменной дольки (поля 39, 40) возможна пространственная (конструктивная) апраксия: затруднение построить из отдельных частей геометрическую фигуру, путает правую и левую стороны. В тяжелых случаях не может сам одеться (апраксия одевания), зажечь спичку, показать, как грозят пальцем, и т. д.
При страдании левого полушария присоединяются семантическая афазия, акалькулия, алексия, аграфия.
При страдании полюсов лобных долей возникает лобная апраксия - нарушена программа(действия, отсутствует контроль его результатов. Апраксия сочетается с нарушением социальных норм поведения.

В ранних классификациях выделяются 3 формы апраксии:

  • моторная: невозможность выполнить действие ни самому больному, ни по подражанию. Возможна апраксия одной половины тела (при поражении премоторных отделов - полей 6, 8 левого или правого полушария);
  • идеаторная: нарушаются планы действия;
  • конструктивная (пространственная): невозможность по словесному заданию или по образцу сложить из кубиков фигуру или построить пирамиду, колодец (при поражении теменно-затылочных отделов).

Письмо (графия)

Письмо - графия. Аграфия - нарушение функции письма: невозможность писать правильно по смыслу и по форме при сохранности двигательных функций. Страдает доминантное полушарие. Часто сочетается с сенсорной и моторной афазией (при поражении поля 6 - заднего отдела средней лобной извилины).

Чтение (лексия)

Чтение обеспечивается работой центра в области левой угловой извилины. Алексия - нарушение функции чтения из-за непонимания текста. При поражении левой угловой извилины (поле 39) наблюдается изолированно. Часто сочетается с афазией. Проявляется пропусками, перестановкой букв в словах (паралексия литеральная), заменой слов (паралексия вербальная), непониманием прочитанного. Иногда чтение невозможно.

Счет (калькулия)

Счет - способность производить арифметические действия. Акалькулия - нарушение способности производить арифметические действия, нарушение функции счета (при поражении поля 39 доминантного полушария).

Гнозис (гнозия)

Гнозис (гнозия) - способность к познавательной деятельности, к узнаванию знакомых раздражений, образов и т. д. Агнозия - нарушение способности узнавать знакомые раздражители при сохранности восприятия.

Выделяются:

  • предметная зрительная агнозия - неузнавание знакомых предметов, лиц, а также их изображений, страдают височно-затылочные области обоих полушарий;
  • цветовая агнозия в сочетании с буквенной (лево-полушарные височно-затылочные очаги поражения). Неузнавание цвета и близких по начертанию букв;
  • зрительно-пространственная агнозия (при височно-затылочных очагах, преимущественно левополушарных). Затруднения в определении пространственного расположения, а также правых-левых сторон объекта;
  • слуховая агнозия (при поражениях правой верхней височной извилины) - неузнавание знакомых ранее звуков, шумов, мелодий;
  • астереогнозия (тактильно-кинестетическая агнозия) - неузнавание знакомых мелких предметов наощупь (при поражении теменной области левого полушария);
  • агнозия на лица - неузнавание знакомых лиц или их фотографий (при поражении нижнезатылочной области правого или преимущественно правого полушария);
  • аутотопоагнозия - дезориентация в собственном теле;
  • обонятельная агнозия - неузнавание запахов;
  • вкусовая агнозия - неузнавание вкуса.

В начале 20 века под воздействием марксистской философии, отводившей орудийному труду важнейшее значение для появления человека разумного, сложилась теория , который ввёл понятие «высшие психические функции».

Согласно ей, Homo sapiens отличается способностью изменять окружающую обстановку с помощью культурного опыта. Этот опыт переходит от отцов к детям не только в виде предметов, а главным образом, через знаковую речь, которая закрепляет этот накопленный опыт.

Собственная же психика постигалась человеком посредством знаков. Они не только обозначают явления действительности, но и, обобщая, образуют понятия. Универсальным знаком является слово.

Исследуя эволюцию личности, учёный выделил естественные и собственно высшие психические функции человека. Первыми он наделён как биологическое существо, и используются они непроизвольно.

Вторые же характеризуются индивидуальным развитием при взаимодействии с социумом. Несформированность большинства психических процессов и функций у человека называют тотальным недоразвитием.

Важнейшее в нейропсихологии и общей психологии понятие высших психических функций – это сложноорганизованные модели сознательной деятельности, происходящей в психике человека, которые реализуются на базе определённых мотивов, управляются определёнными целями и схемами, зависят от законов психической деятельности.

Выделяют следующие свойства высших психических функций:

  • Сложность. ВПФ разнообразны по способам образования и развития, по строению частей и вариантам их соединения. Более того, сегодня существует множество исключительных знаковых систем, которые помогают составить представление, объяснить и понять содержание действительности. Они оказывают влияние на развитие психических процессов личности.
  • Произвольность. Человек способен регулировать свои психические процессы, определяя для себя задачи и предполагая итог, а также вносить поправки в свои действия, учитывая полученный опыт.
  • Социальность. ВПФ могут формироваться только в результате общения людей. Важнейшую роль здесь играет интериоризация.
  • Опосредованность. Восприятие и передача информации осуществляется посредством знака (слова). Это главнейшая характеристика ВПФ.

Высшие процессы, происходящие в сознании

К высшим психическим функциям относятся описанные ниже процессы, происходящие в сознании и формирующиеся всю жизнь.

Восприятие – это «отпечаток» окружающего мира в психике в результате влияния на органы чувств. Непреднамеренное восприятие спровоцировано отличительными чертами вещей (например, яркостью или необычной формой) и интересом к ним личности. Преднамеренное – вызвано задачей получить понятие о предмете или явлении. Это, например, просмотр презентации или чтение книги.

Мышление как высшая психическая функция – обобщённое отражение окружающего мира. С его помощью познаётся сущность и содержание реалий действительности, а также их внутренние качества. Важно, что отражение здесь происходит через сопоставление фактов, и оно является обобщённым познанием.

Если говорить о видах мышления, то наглядно-действенное – это реальное, физическое исследование и обобщение своих действий; наглядно-образное – мышление «картинками», увиденными ранее; отвлечённое – основано на логических рассуждениях. Понятие – это самое высокое обобщение.

Память – одно из главных качеств центральной нервной системы, характеризующееся возможностью хранить информацию о действительности. Она бывает образная, эмоциональная, словесно-логическая и двигательная.

Память как высшая психическая функция формируется в три этапа. Сначала происходит произвольное или непроизвольное запоминание информации, первое из которых более результативно. Затем сведения хранятся в долговременной или кратковременной памяти. Следующий этап – воспроизведение данных посредством извлечения их из памяти.

Речь, как определил Л.С. Выготский, занимает особое место среди высших психических функций. Без неё рождение личности нереально. Более того, благодаря ей возможно существование и других психических функций человека.

Внимание как высшая психическая функция – это сконцентрированность психики на предмете или явлении. Оно позволяет выбирать нужные сведения.

В онтогенезе интериоризация проходит в три этапа:

  • Взрослый даёт ребёнку указание что-то сделать.
  • Ребёнок усваивает услышанные слова и с их помощью оказывает влияние на взрослого.
  • Ребёнок обращается к самому себе.

Как пример приведём исследование Л.С. Выготским произвольного внимания. Перед детьми младшего дошкольного возраста поместили кружки, пометив их тёмно-серым и светло-серым цветами. В одну кружку клали орех, никогда не меняя место, и предлагали детям угадать его нахождение. Они выбирали то одну, то другую кружку.

Когда же им показали, куда кладут предмет, и обратили внимание на метку, проблем с угадыванием не стало. То есть взрослый дал знак (внешний), который теперь стал собственностью ребёнка (внутренней). Состоялась интериоризация.

Таким образом, высшие психические функции, по Л.С. Выготскому, – это социальный образ действия, направленный на себя.

Изучение ВПФ строится на следующих принципах. Во-первых, психологическое должно рассматриваться как действие. Во-вторых, важен процесс, каузально-динамические отношения и этапы формирования высших психических функций. В-третьих, особое значение имеет генетический анализ. Современные принципы анализа высших психических функций отражены в работах В.А. Пищальниковой, А.А. Залевской, В.П. Глухова и других психолингвистов. Автор: Александра Пушкова

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома