Голощекин биография. Голощекин филипп исаевич. Деятельность до революции

Введение
1 Деятельность до революции
2 Деятельность после Февральской революции 1917 года
3 Деятельность после Октябрьской революции 1917 года
3.1 Деятельность в Екатеринбурге
3.2 Деятельность в Самаре
3.3 Деятельность в Казахстане
3.4 Главный государственный арбитр СССР

4 Арест и расстрел
5 Семья
Список литературы

Введение

Фили́пп Иса́евич Голощёкин (26 февраля 1876, Невель, Витебская губерния - 28 октября 1941, посёлок Барбош, Куйбышевской области) - российский революционер и советский государственный и партийный деятель, председатель Самарского губисполкома, секретарь Казахского крайкома РКП(б). Участник борьбы за установление Советской власти на Урале и в Сибири. Принимал участие в коллективизации в Казахстане. Восстанавливал хозяйство Самарской губернии, пострадавшей в результате Гражданской войны. Один из организаторов расстрела царской семьи.

1. Деятельность до революции

Окончив зубоврачебную школу, работал зубным техником. В 1903 вступил в РСДРП большевик. Вёл революционную работу в Петербурге, Кронштадте, Сестрорецке, Москве и др. городах. Участник Революции 1905-1907 годов. С 1906 член Петербургского комитета РСДРП, с 1907 ответственный организатор и член Петербургского исполнительного комитета РСДРП. С 1909 работал в Московском комитете РСДРП. В 1909 арестован и сослан в Нарымский край, в 1910 бежал. В 1912 на 6-й (Пражской) конференции РСДРП избран членом ЦК и его Русского бюро. В 1912 избран членом ЦК РСДРП. В 1913 вновь арестован и выслан в Туруханский край в Сибири и освобождён только после Февральской Революции.

2. Деятельность после Февральской революции 1917 года

После Февральской революции 1917 года представитель ЦК в Петербургском комитете большевиков, делегат 7-й (Апрельской) конференции РСДРП(б). В мае Яков Свердлов, посылая Голощёкина на Урал, сообщал местным большевикам: «К вам на Урал поехал т. Филипп… Человек… очень энергичный, с правильной линией» («Ленинская гвардия Урала», Свердловск, 1967. с. 196). Член и секретарь Пермского комитета РСДРП(б), затем член и секретарь областного комитета. Делегат 6-го съезда РСДРП(б) (2 июля - 3 августа). Был членом Пермского, затем Екатеринбургского Советов, членом исполкома Уральского области Совета. Формировал и возглавлял Красную Гвардию.

В сер. окт. в качестве делегата II-го Всероссийского съезда Советов РСД прибыл в Петроград. Вошёл в Петроградский ВРК, участвовал в Окт. вооруж. восст. На II-м съезде Советов РСД избран членом ВЦИК. Участвовал в переговорах ВЦИК с Викжелем. Голощёкин вспоминал, что перед его отъездом на Урал В. И. Ленин ориентировал на оттягивание созыва и последующий разгон Учредительного Собрания (см. «От Февраля к Октябрю», М., 1957, с. 112-14).

3. Деятельность после Октябрьской революции 1917 года

3.1. Деятельность в Екатеринбурге

По приезде в ноябре в Екатеринбург добивался ликвидации созданного здесь объединённого Комитета Народной Власти из представителей ряда социалистических партий. Участвовал в ликвидации прежних местных государственных структур. С декабря член Екатеринбургского, комитета РСДРП(б). Один из организаторов расстрела царской семьи в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, а также - уничтожения тел убитых.

3.2. Деятельность в Самаре

С октября 1922 года по 1925 год Ф. И. Голощекин являлся председателем Самарского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, председателем самарского губисполкома и членом губкома РКП(б). Возглавил губернскую комиссию по борьбе с последствиями голода - «губпоследгол».

При нем в городе и губернии активно развивался НЭП, в рамках которого восстанавливали дореволюционные и создавали новые промышленные предприятия, возрождали транспорт, через рынки налаживали экономику села, организовывали систему ликбеза (ликвидации безграмотности) и культурных учреждений (музеев, театров и т. д.). 23 октября 1922 г. Голощекин отменил военное положение в Самарской губернии, введенное в связи с голодом, эпидемиями и разрухой.

3.3. Деятельность в Казахстане

С октября 1924 - по 1933 занимал должность первого секретаря ЦК Компартии Казахстана. Осуществлял насильственные меры по переводу кочевников на оседлый образ жизни, что привело к огромным жертвам . Первым мероприятием в Казахстане была конфискация, проведенная осенью 1928 года. Под конфискацию попали 700 хозяйств, у которых было отобрано около 150 тысяч голов скота (в переводе на крупнорогатый скот). По признанию самого Голощекина, первоначальные замыслы были вдвое масштабнее, и собирались конфисковать хозяйства от 1500 голов (все далее, согласно статистике 1920-х годов, в переводе на крупнорогатый скот), и общее число «баев-полуфеодалов» должно было составить 1500 хозяйств. Но при утверждении плана конфискации в ЦК ВКП(б) и ВЦИК СССР, Голощекина одернули, и установили другие нормы: 400 голов - кочевые хозяйства, 300 - полукочевые, 150 - оседлые. Общее число хозяйств снизилось до 700 . Жертвами голода стали 1 млн. 750 тысяч человек казахов (42 %). Другие народы тоже понесли значительные потери: украинцы - 200 тысяч человек (23 %), узбеки - 125 тысяч человек (54 %), уйгуры - 27 тысяч человек (43 %). Это, конечно, неполные данные. Все народы в Казахстане пострадали от голода. В 1931 году откочевало 1 млн. 30 тысяч человек, в том числе 616 тысяч безвозвратно , , сотни тысяч бежали в Китай. В 1954 году в Китае был даже образован приграничный Или-Казахский автономный округ (ИКАО) с центром в Кульдже.

Этот голод, получивший в народе название «Ашаршылык», документально описан в книге В. Ф. Михайлова «Хроника великого джута». Эта катастрофа подтверждается советскими источниками так по официальным данным, согласно Всесоюзной переписи населения СССР 1926 года, казахов в СССР насчитывалось 3 968 289 человек, а уже в 1939 году согласно переписи 1939 года - всего 3 100 949 млн человек. То есть за период с 1926 го по 1939 годы после Голощекинских реформ численность казахов на территории СССР по официальным данным сократилось на 867 340 человек, официальные данные значительно меньше реальных. Так, например, по переписи населения СССР 1926 года казахов было больше, чем соседних родственных узбеков (3 904 622 человек). Согласно последней Всесоюзной переписи населения 1989 года численность узбеков, которых не коснулись Голощекинские реформы 30-тых годов, составляла 16 698 тыс. человек, а казахов - всего 8 136 тыс. человек. Историк революции В. Л. Бурцев, знавший Голощекина, сказал о нем: «Это типичный ленинец. Это человек, которого кровь не остановит. Эта черта особенно заметна в его натуре: палач, жестокий, с некоторыми элементами дегенерации». В партийном быту он отличался высокомерием, был демагогом, циником. Казахов он вообще за людей не считал. Не успел Голощекин появиться в Казахстане, как заявил, что советской власти тут нет и надо устроить «Малый Октябрь». За 7 лет он ни разу не выезжал за пределы столицы, не интересовался, как живут люди. О проведении под его руководством коллективизации и раскулачивания в Казахстане вспоминают со смешанным чувством ненависти и ужаса .

3.4. Главный государственный арбитр СССР

В 1933-1939 - Главный государственный арбитр СССР.

4. Арест и расстрел

Арестован 15 октября 1939 по указанию Берия Л. П.. В связи с подходом немцев к Москве, 27 октября 1941 года Голощёкин, вместе с другими арестованными был вывезен на Барбашина (Барбошина) Поляне в поселке Барбош под Куйбышевом (ныне в черте города) и там же расстрелян. Реабилитирован в 1961 г.

5. Семья

Из семьи подрядчика, вероятно еврейского происхождения. В различных сетевых и беллетрических источниках в качестве настоящих имён указываются Исай, Шая, Шай и Исаак, отчества Исаакович, Ицович, Ицкович, Исаекович и Исаевич, a Филипп - в качестве партийного псевдонима. Согласно иной точке зрения, еврейское происхождение вообще, и такое обилие личных имён Голощёкина в частности документально не подтверждено.

Супруга Берта Иосифовна Перельман, родилась в 1876 году в семье ремесленника. Была арестована и отправлена в ссылку в Нарымский край. В ссылке Берта Перельман вышла замуж за Филиппа Голощекина. Умерла в 1918 году .

Список литературы:

Голощёкин, Филипп Исаевич

INFO.SAMARA.RU | ПРЕДСЕДАТЕЛЬ САМАРСКОГО ГУБИСПОЛКОМА ФИЛИПП ИСАЕВИЧ ГОЛОЩЕКИН

Уральская историческая энциклопедия

Голощекин Ф. И. Казакстан на путях социалистического переустройства. М. - Алма-Алта, ОГИЗ, 1931, с. 198

Народ не безмолвствует. Алматы, «Обелиск»-«Простор», 1996, с. 9

Нейшдадт С. А. Социалистическое преобразование экономики Казахской ССР в 1917-1937 годах (от докапиталистических отношений к социалистическим, минуя капитализм). Алма-Ата, 1957, с. 122-131

Главред литературного журнала «Простор» Михайлов Валерий Федорович, ГОЛОДНЫЙ БУНТ ПОДАВЛЯЛИ РАССТРЕЛОМ

Шишанов В. ФАМИЛИЯ С ОТКРЫТКИ

С. Резник. Кровавый навет в России

Перельманы из Лужков

Это делают?

Александр Антонович - со всех сторон положительный герой. Его биография - классический пример американской мечты: преподаватель психологии из Киргизии за короткий срок становится одним из богатейших людей Казахстана. У него практически нет недостатков. Он успешен, улыбчив, удачлив - и все это не может не раздражать. То обстоятельство, что он еврей, только усугубляет. Но признаться в этом стыдно. А вот ненавидеть его за то, что он якобы потомок палача и душегуба - даже как-то приятно и правильно.

Не сифилитик, а филателист

Филипп Исаевич Голощекин - на самом деле никакой не Филипп. По разным данным, он Исай (на идише - Шая, или Шай) или Исаак. С отчеством тоже не все понятно - он был то ли Исаевич, то ли Исаакович, то ли Ицкович. Но современные казахские историки уверенно величают его не иначе как Шая Ицкович. Теперь эта версия закреплена почти официально - в книге Сагата Жусипа “Ашаршылық ақиқаты” (на русский можно перевести как “Правда о голодоморе”).

В этой же книге содержатся и сведения о родственных связях Голощекина с Машкевичем. Миллиардер Александр Антонович Машкевич - родной внук по материнской линии Шая Голощекина. Автор книги ссылается на ныне покойного Хамзу Аленовича Мырзахметова , который работал заведующим кафедрой экономики Бишкекского государственного университета - того же, в котором до 1987 года трудился г-н Машкевич.

Каких-либо внятных доказательств столь компрометирующего происхождения в книге не приводится. Можно, наверное, исходить из внешнего физиономического сходства, но с тем же успехом можно найти пяток современников, которые еще больше похожи на Голощекина, а также на Троцкого, Рыкова, Бухарина и Луначарского.

Наверное, косвенным доказательством служит тот факт, что Шая Голощекин был родом из Витебской губернии, а мать Александра Машкевича - из Витебска. Но также известно, что жена Голощекина Берта Перельман умерла в 1918 году, а родители Александра Антоновича познакомились в Киргизии в 1941 году, куда их сослала Советская власть. То есть Шая за дочь не вступился, и она создала семью, когда ей было уже как минимум 24 года.

В своей книге Сагат Жусип приводит и еще один факт об ужасном Голощекине: он был гомосексуалистом. Как это сочетается с наличием у него потомков, не слишком понятно. Но ведь важно показать, насколько омерзительный был человек.

То есть только того факта, что из-за придуманной им политики конфискации скота в казахской степи начался голод, который унес жизни не менее 2,5 миллиона человек, недостаточно. Надо еще доказать, что он сам по себе выродок.

Между тем, наверное, давно пора бы сосредоточиться на его реальной вине, за которую он должен быть предан трибуналу, несмотря на прошедшее время. Он должен быть постфактум осужден за фактический геноцид казахского народа, в результате которого казахи едва не исчезли с лица земли, едва не потеряли свой язык, свою культуру. Но для такого суда нужна кропотливая работа в архивах, привлечение правоведов, настойчивость, в конце концов, а не собирание жареных фактов.

Эти факты и утверждения по отдельности служат поставленной цели - выставить Голощекина чудовищем, но все вместе, наоборот, мешают ее достичь. И вспоминается анекдот про Абрама, который, услышав, как его жена рассказывает о нем соседке, в очередной раз поправляет ее: “Сарочка, ну сколько раз можно говорить: я не сифилитик, я филателист”.

Бьют не по паспорту, а по морде

В отличие от своего якобы предка Александр Машкевич работал не против казахов, а на них. Себя он, конечно, тоже не забывал, но для Казахстана сделал немало.

Многие предъявляют ему не слишком честную приватизацию целого ряда горнодобывающих предприятий. Но это был период первоначального накопления капитала, так было во всех странах. И каждый играл по тем правилам, которые были в тот момент установлены. Вопрос в другом. Кто из “хапнувших” в то время продолжает успешно вести бизнес в Казахстане? Многие ведь перепродали активы и уехали, другие довели до ручки и сбежали, третьи выкачали все, что было можно, и смылись. А Машкевич со своими деловыми партнерами все эти годы строил, развивал, внедрял новые технологии, заботился о моногородах, которые ему достались “в нагрузку”. ССГПО, хромовая промышленность, алюминиевый завод, угольные разрезы - все это существует на нашей земле, там работают наши люди, эти предприятия платят налоги в наш бюджет. Разве это плохо?

При этом Александр Машкевич активно занимался наведением мостов с внешним миром. Именно благодаря ему Казахстан - мусульманская страна, которая дружит с арабскими государствами, поддерживает прекрасные отношения с Израилем. Машкевич привозил сюда целые еврейские делегации. Машкевич активно занимается наведением мостов между религиями, не устает повторять, что у иудаизма и ислама нет противоречий. И в качестве примера того, как могут разные народы жить в мире и согласии, неустанно приводит Казахстан. Это Машкевич обеспечивает присутствие еврейских делегатов на Съездах мира и согласия, начиная с самого первого, на котором израильтяне и палестинцы впервые за долгие годы сели за один стол.

Александр Машкевич благодаря своим еврейским связям организовал Казахстану прямой выход на реальных правителей Соединенных Штатов Америки - еврейских финансистов и банкиров. По сути, пока у нас есть Машкевич, нам не слишком важно, какого американцы изберут президента - у нас есть лояльность денежных мешков и воротил с Уолл-стрит.

Машкевич, по сути, - чрезвычайный и полномочный посол Казахстана в еврейском мире. Он ездит по разным странам и везде говорит, что в Казахстане нет антисемитизма, что евреи в Казахстане, хоть их и мало, живут вольготно, их никто не притесняет. Кажется, он убедил всех, кроме - досадное исключение! - Саши Барона Коэна. Во всяком случае, именно этот еврейский актер создал на экране отрицательный образ, который надолго приклеился к нашей стране, - образ казахского журналиста Бората.

Кажется, нет на Земле гражданина Израиля, более преданного Казахстану, чем Александр Машкевич! Что бы ни происходило в Казахстане - повышение налогов, понижение налогов, девальвация, задержка девальвации, назначение лояльного премьера, снятие лояльного премьера, введение льгот, упразднение льгот - он не устает благодарить Президента, правительство и весь народ Казахстана.

Как настоящий иудей, Александр Антонович воспринимает все происходящее с благодарностью и даже трудностям радуется сильнее, ибо они закаляют, ибо трудности в принципе помогли его народу выжить и стать конкурентоспособным.

Я не знаю, есть ли у него казахстанский паспорт - если следовать закону, наверное, нет. Но никто у него паспорта и не спрашивает: и в пору уважения, и в пору порицания на это обстоятельство никто не будет обращать внимания. Как в известном анекдоте, когда Сара говорит Мойше, что, мол, в городе евреев бьют, а он заявляет, что по паспорту он русский, Сара произносит сакраментальную фразу: “Бьют-то не по паспорту, а по морде!”.

Во всем виноваты велосипедисты

Мне кажется, не имеет никакого значения, действительно ли Александр Антонович приходится внуком Голощекину или нет. Он что, должен отвечать за своего деда? Он родился через 12 с половиной лет после того, как Голощекина расстреляли!

В конце концов, даже если господин Машкевич и впрямь является потомком Голощекина, какое это имеет значение? Учитывая, как много для Казахстана сделал Александр Антонович, упрекать его в том, что в его жилах течет кровь палача-дегенерата, не просто глупо, но даже недостойно. Вопиющая неблагодарность получается.

Думаю, это отлично понимают и те, кто вновь и вновь муссирует эту тему на бумажных и веб-страницах.

Какова же в таком случае истинная цель этих отравленных ядом подозрения стрел?

Машкевич так прочно укоренился в Казахстане, что его уже не выкорчевать. Его не выгнал ни экономический кризис конца 1990-х, ни кризис 2007-го. Его не заставил уйти из Казахстана скандал, который заставил ENRC уйти с Лондонский биржи и стать ERG. Он не уйдет и сейчас, как бы низко не упали цены на хром и алюминий.

Единственное, что может заставить его уйти из Казахстана, - антисемитизм. Которого, как он уверяет в своих публичных выступлениях, в нашей стране нет.

Есть такой шуточный тест. Говоришь человеку: “Во всем виноваты евреи и велосипедисты”, и если он спрашивает: “А велосипедисты тут при чем?” - это значит, что он антисемит, ибо вина евреев не вызывает у него никаких вопросов.

Проведение параллели между Голощекиным с акцентированием внимания на его еврействе, имени и отчестве и Машкевичем - это дорожка, ведущая в чащу антисемитизма. Не просто большевик устроил Великий джут, а еврей! Не просто еврей владеет огромной частью казахстанской экономики, а еврей - потомок того самого, виновного в голодоморе. А ну как взыграет в нем кровь, и он начнет устраивать голодомор на своих градообразующих предприятиях?! Это ж несколько сотен тысяч человек! А от него всего можно ожидать - он ведь еврей, внук того самого еврея!

Примерно так выстраивается простейшая цепочка рассуждений в общественном мнении, куда вбрасываются подобные тезисы. И если внедрить эту мысль в головы не всего народа - нет! - но небольшой части его, а главное, в головы патриотично настроенных представителей нарождающейся политической элиты, антисемитизм расцветет пышным цветом. А это для Машкевича, как казахстанского бизнесмена, смерть.

На просторах Интернета легко найти видеозапись его интервью на борту какого-то катера на фоне волн. Ему задают вопрос о том, что якобы евреи повсюду на руководящих позициях. А он говорит дословно следующее:

Все зависит от способностей человека. Если он при объективных равных обстоятельствах сумел добиться этого, если он - самый эффективный, самый грамотный, самый эрудированный, самый работоспособный, ну чем же это плохо-то? И какая разница - он эскимос или еврей, или бразилец, или гаитянин? Какая разница?

Вы думаете, это он о каком-то умозрительном человеке говорил? Он говорил о себе! И поэтому, как только он увидит, что определяющее значение имеет национальность, если она важнее способностей, эффективности и эрудиции, он предпочтет убраться из этой страны подобру-поздорову.

И, кстати, не только он один.

(1876-02-26 )
Невель , Витебская губерния Смерть: 28 октября (1941-10-28 ) (65 лет)
посёлок Барбош , Куйбышевская область Партия: Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков)

Фили́пп Иса́евич Голощёкин (настоящее имя Исай Исаакович ) 26 февраля , Невель , Витебская губерния - 28 октября , посёлок Барбош , Куйбышевской области) - российский революционер, большевистский и советский деятель, председатель Самарского губисполкома, секретарь Казахского крайкома ВКП(б). Участник борьбы за установление советской власти на Урале и в Сибири . Восстанавливал хозяйство Самарской губернии, пострадавшей в результате Гражданской войны . Один из организаторов расстрела царской семьи . Считается одним из главных виновников голода в Казахстане в 1932-1933 годах . Кандидат в члены ЦК ВКП(б) (1924-1927). Член ЦК ВКП(б) (1927-1934).

Семья

Из семьи еврейского подрядчика. В различных источниках в качестве настоящих имён указываются Исай (на идише: Шая или Шай) и Исаак, отчества Исаевич, Исаакович, Ицкович. Партийный псевдоним - Филипп.

Супруга, Берта Иосифовна Перельман, родилась в 1876 году в семье ремесленника. Была арестована и отправлена в ссылку в Нарымский край . В ссылке Берта Перельман вышла замуж за Филиппа Голощёкина. Умерла в 1918 году .

Деятельность до революции

Окончив зубоврачебную школу в Риге, работал зубным техником. В вступил в РСДРП , большевик. Вёл революционную работу в Петербурге , Кронштадте , Сестрорецке , Москве и других городах. Участник Революции 1905-1907 годов. С 1906 член Петербургского комитета РСДРП, с 1907 - ответственный организатор и член Петербургского исполнительного комитета РСДРП. С 1909 работал в Московском комитете РСДРП, руководил им. В 1909 арестован и сослан в Нарымский край, в 1910 бежал. В 1912 на 6-й (Пражской) конференции РСДРП (был её делегатом от Москвы ) избран членом ЦК и его Русского бюро. Тогда же повторно арестован и выслан в Тобольскую губернию, в город Туринск, откуда переведен в село Демьянское Тобольского уезда. В декабре 1912 года бежал. В 1913 вновь арестован и выслан в Туруханский край в Сибири и освобождён только после Февральской Революции . В письме из ссылки к жене Яков Свердлов , близко сошедшийся с Голощёкиным в ссылке, так описывал его характер: «Он стал форменным неврастеником и становится мизантропом. При хорошем отношении к людям вообще, к абстрактным людям, он безобразно придирчив к конкретному человеку, с которым приходится соприкасаться. В результате - контры со всеми… Он портится, создает сам себе невыносимые условия существования. Скверно, что у него почти нет личных связей…» .

Деятельность после Февральской революции 1917 года

После Февральской революции 1917 года представитель ЦК в Петербургском комитете большевиков, делегат 7-й (Апрельской) конференции РСДРП(б). В мае Яков Свердлов , посылая Голощёкина на Урал, сообщал местным большевикам: «К вам на Урал поехал т. Филипп… Человек… очень энергичный, с правильной линией» («Ленинская гвардия Урала», Свердловск, 1967. с. 196). Член и секретарь Пермского комитета РСДРП(б), затем член и секретарь областного комитета. Делегат 6-го съезда РСДРП(б) (2 июля - 3 августа). Был членом Пермского, затем Екатеринбургского Советов, членом исполкома Уральского области Совета. Формировал и возглавлял Красную Гвардию .

В сер. окт. в качестве делегата II-го Всероссийского съезда Советов РСД прибыл в Петроград. Вошёл в Петроградский ВРК , участвовал в Окт. вооруж. восст. На II-м съезде Советов РСД избран членом ВЦИК . Участвовал в переговорах ВЦИК с Викжелем . Голощёкин вспоминал, что перед его отъездом на Урал В. И. Ленин ориентировал на оттягивание созыва и последующий разгон Учредительного Собрания (см. «От Февраля к Октябрю», М., 1957, с. 112-14).

Деятельность после Октябрьской революции 1917 года

Деятельность в Екатеринбурге

По приезде в ноябре 1917 года в Екатеринбург добивался ликвидации созданного здесь объединённого Комитета Народной Власти из представителей ряда социалистических партий. Участвовал в ликвидации прежних местных государственных структур. С декабря член Екатеринбургского комитета РСДРП(б). Один из организаторов расстрела царской семьи в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года и уничтожения тел убитых.

Деятельность в Самаре

С октября 1922 года по 1925 год Ф. И. Голощекин являлся председателем Самарского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, председателем самарского губисполкома и членом губкома РКП(б). Возглавил губернскую комиссию по борьбе с последствиями голода - «губпоследгол».

23 октября 1922 г. Голощекин отменил военное положение в Самарской губернии, введенное в связи с голодом, эпидемиями и разрухой .

При нём в городе и губернии активно развивался НЭП , в рамках которого восстанавливали дореволюционные и создавали новые промышленные предприятия, возрождали транспорт, через рынки налаживали экономику села, организовывали систему ликбеза (ликвидации безграмотности) и культурных учреждений (музеев, театров и т. д.).

Деятельность в Казахстане

С октября 1925 по 1933 занимал должность первого секретаря ЦК Компартии Казахстана . Первым мероприятием в Казахстане была конфискация , проведённая осенью 1928 года . Под конфискацию попали 700 хозяйств, у которых было отобрано около 150 тысяч голов скота (в переводе на крупнорогатый скот). По признанию самого Голощёкина, первоначальные замыслы были вдвое масштабнее, и собирались конфисковать хозяйства от 1500 голов (всё далее, согласно статистике 1920-х годов, в переводе на крупнорогатый скот), и общее число «баев-полуфеодалов» должно было составить 1500 хозяйств. Но при утверждении плана конфискации в ЦК ВКП(б) и ВЦИК СССР , Голощёкина одёрнули, и установили другие нормы: 400 голов - кочевые хозяйства, 300 - полукочевые, 150 - оседлые. Общее число хозяйств снизилось до 700 . Жертвами политики стали до 1 млн казахов (по официальной переписи населения). В 1931 году откочевало 1 млн. 30 тысяч человек, в том числе 616 тысяч безвозвратно , сотни тысяч бежали в Китай . В 1954 году в Китае был даже образован приграничный Или-Казахский автономный округ (ИКАО) с центром в Кульдже .

Этот голод, получивший в народе название «Ашаршылык », документально описан в книге В. Ф. Михайлова «Хроника великого джута». Согласно Всесоюзной переписи населения СССР 1926 года , население Казахской ССР насчитывало 6 503 000 человек, а в 1939 году согласно переписи 1939 года - всего 6 151 102 человек. То есть за период с го по 1939 годы после Голощёкинских реформ численность населения Казахской СС по официальным данным сократилось на 5,5% (с учётом миграции за границы СССР и в другие республики)

Историк революции В. Л. Бурцев, знавший Голощёкина, сказал о нём:

Это типичный ленинец. Это человек, которого кровь не остановит. Эта черта особенно заметна в его натуре: палач, жестокий, с некоторыми элементами дегенерации. В партийном быту он отличался высокомерием, был демагогом , циником . Казахов он вообще за людей не считал. Не успел Голощёкин появиться в Казахстане , как заявил, что советской власти тут нет и надо устроить «Малый Октябрь »

Заявления, что за 7 лет он ни разу не выезжал за пределы столицы и не интересовался, как живут люди не соответствуют действительности, в частности - в апреле 1931 года Голощёкин лично объехал десять районов. О проведении под его руководством коллективизации и раскулачивания в Казахстане вспоминают со смешанным чувством ненависти и ужаса .

Главный государственный арбитр СССР

В 1933-1939 - Главный государственный арбитр СССР.

Арест и расстрел

Голощёкин был арестован 15 октября 1939 года и два года провел в следственном изоляторе. Его обвиняли в сочувствии к троцкизму , подготовке террористического акта, перегибам в деле коллективизации и пр. . Арестованный в апреле 1939 года бывший нарком внутренних дел Н. И. Ежов в своих признательных показаниях от 24.04.1939 упоминает Ф. И. Голощекина в качестве одного из своих гомосексуальных партнёров . В октябре 1941-го был переведен в Куйбышев в связи с подходом Вермахта к Москве . 27 октября 1941 года Голощёкин, вместе с другими арестованными был вывезен на Барбашину (Барбошину) Поляну в посёлке Барбош под Куйбышевом (ныне в черте города) и там расстрелян.

Имя Голощёкина дважды упоминалось в изданном в 1938 г. Кратком курсе истории ВКП(б) (в составе списков ЦК и Русского бюро ЦК большевистской партии), но после его ареста было снято (наряду с именем Ежова).

Память

Напишите отзыв о статье "Голощёкин, Филипп Исаевич"

Примечания

  1. Революция и гражданская война в России: 1917-1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. - Москва: Терра , 2008. - Т. 1. - С. 447. - 560 с. - (Большая энциклопедия). - 100 000 экз. - ISBN 978-5-273-00561-7 .
  2. БСЭ
  3. . unesco.kz. Проверено 13 февраля 2016.
  4. Интервью следователя В. Н. Соловьёва и Л. А. Аннинского (рус.) // Достоинство: Общественно-политический журнал. - 2008. - № 1 .
  5. .

См. также

Литература

  • Бузунов В., Моисеева Е., Талантливый организатор, в кн.: Ленинская гвардия Урала, Свердловск, 1967;
  • Плотников И. Ф., Во главе рев. борьбы в тылу колчаковских войск. Си6.(Урало-Сиб.) бюро ЦК РКП(б) в 1918-20 гг., Свердловск. 1989.
  • Шишанов В. Фамилия с открытки // Витебский проспект. 2006. № 51. 21 дек. С.3.
Предшественник:
Нанейшвили, Виктор Иванович
Секретарь Казахстанского крайкома ВКП(б)

12 сентября - февраль
Преемник:
Мирзоян, Левон Исаевич

Отрывок, характеризующий Голощёкин, Филипп Исаевич

– Ну, что, Михайла Иванович, Буонапарте то нашему плохо приходится. Как мне князь Андрей (он всегда так называл сына в третьем лице) порассказал, какие на него силы собираются! А мы с вами всё его пустым человеком считали.
Михаил Иванович, решительно не знавший, когда это мы с вами говорили такие слова о Бонапарте, но понимавший, что он был нужен для вступления в любимый разговор, удивленно взглянул на молодого князя, сам не зная, что из этого выйдет.
– Он у меня тактик великий! – сказал князь сыну, указывая на архитектора.
И разговор зашел опять о войне, о Бонапарте и нынешних генералах и государственных людях. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не смыслившие и азбуки военного и государственного дела, и что Бонапарте был ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических затруднений не было в Европе, не было и войны, а была какая то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, притворяясь, что делают дело. Князь Андрей весело выдерживал насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью вызывал отца на разговор и слушал его.
– Всё кажется хорошим, что было прежде, – сказал он, – а разве тот же Суворов не попался в ловушку, которую ему поставил Моро, и не умел из нее выпутаться?
– Это кто тебе сказал? Кто сказал? – крикнул князь. – Суворов! – И он отбросил тарелку, которую живо подхватил Тихон. – Суворов!… Подумавши, князь Андрей. Два: Фридрих и Суворов… Моро! Моро был бы в плену, коли бы у Суворова руки свободны были; а у него на руках сидели хофс кригс вурст шнапс рат. Ему чорт не рад. Вот пойдете, эти хофс кригс вурст раты узнаете! Суворов с ними не сладил, так уж где ж Михайле Кутузову сладить? Нет, дружок, – продолжал он, – вам с своими генералами против Бонапарте не обойтись; надо французов взять, чтобы своя своих не познаша и своя своих побиваша. Немца Палена в Новый Йорк, в Америку, за французом Моро послали, – сказал он, намекая на приглашение, которое в этом году было сделано Моро вступить в русскую службу. – Чудеса!… Что Потемкины, Суворовы, Орловы разве немцы были? Нет, брат, либо там вы все с ума сошли, либо я из ума выжил. Дай вам Бог, а мы посмотрим. Бонапарте у них стал полководец великий! Гм!…
– Я ничего не говорю, чтобы все распоряжения были хороши, – сказал князь Андрей, – только я не могу понять, как вы можете так судить о Бонапарте. Смейтесь, как хотите, а Бонапарте всё таки великий полководец!
– Михайла Иванович! – закричал старый князь архитектору, который, занявшись жарким, надеялся, что про него забыли. – Я вам говорил, что Бонапарте великий тактик? Вон и он говорит.
– Как же, ваше сиятельство, – отвечал архитектор.
Князь опять засмеялся своим холодным смехом.
– Бонапарте в рубашке родился. Солдаты у него прекрасные. Да и на первых он на немцев напал. А немцев только ленивый не бил. С тех пор как мир стоит, немцев все били. А они никого. Только друг друга. Он на них свою славу сделал.
И князь начал разбирать все ошибки, которые, по его понятиям, делал Бонапарте во всех своих войнах и даже в государственных делах. Сын не возражал, но видно было, что какие бы доводы ему ни представляли, он так же мало способен был изменить свое мнение, как и старый князь. Князь Андрей слушал, удерживаясь от возражений и невольно удивляясь, как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуживать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов.
– Ты думаешь, я, старик, не понимаю настоящего положения дел? – заключил он. – А мне оно вот где! Я ночи не сплю. Ну, где же этот великий полководец твой то, где он показал себя?
– Это длинно было бы, – отвечал сын.
– Ступай же ты к Буонапарте своему. M lle Bourienne, voila encore un admirateur de votre goujat d"empereur! [вот еще поклонник вашего холопского императора…] – закричал он отличным французским языком.
– Vous savez, que je ne suis pas bonapartiste, mon prince. [Вы знаете, князь, что я не бонапартистка.]
– «Dieu sait quand reviendra»… [Бог знает, вернется когда!] – пропел князь фальшиво, еще фальшивее засмеялся и вышел из за стола.
Маленькая княгиня во всё время спора и остального обеда молчала и испуганно поглядывала то на княжну Марью, то на свекра. Когда они вышли из за стола, она взяла за руку золовку и отозвала ее в другую комнату.
– Сomme c"est un homme d"esprit votre pere, – сказала она, – c"est a cause de cela peut etre qu"il me fait peur. [Какой умный человек ваш батюшка. Может быть, от этого то я и боюсь его.]
– Ax, он так добр! – сказала княжна.

Князь Андрей уезжал на другой день вечером. Старый князь, не отступая от своего порядка, после обеда ушел к себе. Маленькая княгиня была у золовки. Князь Андрей, одевшись в дорожный сюртук без эполет, в отведенных ему покоях укладывался с своим камердинером. Сам осмотрев коляску и укладку чемоданов, он велел закладывать. В комнате оставались только те вещи, которые князь Андрей всегда брал с собой: шкатулка, большой серебряный погребец, два турецких пистолета и шашка, подарок отца, привезенный из под Очакова. Все эти дорожные принадлежности были в большом порядке у князя Андрея: всё было ново, чисто, в суконных чехлах, старательно завязано тесемочками.
В минуты отъезда и перемены жизни на людей, способных обдумывать свои поступки, обыкновенно находит серьезное настроение мыслей. В эти минуты обыкновенно поверяется прошедшее и делаются планы будущего. Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. Страшно ли ему было итти на войну, грустно ли бросить жену, – может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки, остановился у стола, как будто увязывал чехол шкатулки, и принял свое всегдашнее, спокойное и непроницаемое выражение. Это были тяжелые шаги княжны Марьи.
– Мне сказали, что ты велел закладывать, – сказала она, запыхавшись (она, видно, бежала), – а мне так хотелось еще поговорить с тобой наедине. Бог знает, на сколько времени опять расстаемся. Ты не сердишься, что я пришла? Ты очень переменился, Андрюша, – прибавила она как бы в объяснение такого вопроса.
Она улыбнулась, произнося слово «Андрюша». Видно, ей самой было странно подумать, что этот строгий, красивый мужчина был тот самый Андрюша, худой, шаловливый мальчик, товарищ детства.
– А где Lise? – спросил он, только улыбкой отвечая на ее вопрос.
– Она так устала, что заснула у меня в комнате на диване. Ax, Andre! Que! tresor de femme vous avez, – сказала она, усаживаясь на диван против брата. – Она совершенный ребенок, такой милый, веселый ребенок. Я так ее полюбила.
Князь Андрей молчал, но княжна заметила ироническое и презрительное выражение, появившееся на его лице.
– Но надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет, Аndre! Ты не забудь, что она воспитана и выросла в свете. И потом ее положение теперь не розовое. Надобно входить в положение каждого. Tout comprendre, c"est tout pardonner. [Кто всё поймет, тот всё и простит.] Ты подумай, каково ей, бедняжке, после жизни, к которой она привыкла, расстаться с мужем и остаться одной в деревне и в ее положении? Это очень тяжело.
Князь Андрей улыбался, глядя на сестру, как мы улыбаемся, слушая людей, которых, нам кажется, что мы насквозь видим.
– Ты живешь в деревне и не находишь эту жизнь ужасною, – сказал он.
– Я другое дело. Что обо мне говорить! Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни. А ты подумай, Andre, для молодой и светской женщины похорониться в лучшие годы жизни в деревне, одной, потому что папенька всегда занят, а я… ты меня знаешь… как я бедна en ressources, [интересами.] для женщины, привыкшей к лучшему обществу. M lle Bourienne одна…
– Она мне очень не нравится, ваша Bourienne, – сказал князь Андрей.
– О, нет! Она очень милая и добрая,а главное – жалкая девушка.У нее никого,никого нет. По правде сказать, мне она не только не нужна, но стеснительна. Я,ты знаешь,и всегда была дикарка, а теперь еще больше. Я люблю быть одна… Mon pere [Отец] ее очень любит. Она и Михаил Иваныч – два лица, к которым он всегда ласков и добр, потому что они оба облагодетельствованы им; как говорит Стерн: «мы не столько любим людей за то добро, которое они нам сделали, сколько за то добро, которое мы им сделали». Mon pеre взял ее сиротой sur le pavе, [на мостовой,] и она очень добрая. И mon pere любит ее манеру чтения. Она по вечерам читает ему вслух. Она прекрасно читает.
– Ну, а по правде, Marie, тебе, я думаю, тяжело иногда бывает от характера отца? – вдруг спросил князь Андрей.
Княжна Марья сначала удивилась, потом испугалась этого вопроса.
– МНЕ?… Мне?!… Мне тяжело?! – сказала она.
– Он и всегда был крут; а теперь тяжел становится, я думаю, – сказал князь Андрей, видимо, нарочно, чтоб озадачить или испытать сестру, так легко отзываясь об отце.
– Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая то гордость мысли, – сказала княжна, больше следуя за своим ходом мыслей, чем за ходом разговора, – и это большой грех. Разве возможно судить об отце? Да ежели бы и возможно было, какое другое чувство, кроме veneration, [глубокого уважения,] может возбудить такой человек, как mon pere? И я так довольна и счастлива с ним. Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я.
Брат недоверчиво покачал головой.
– Одно, что тяжело для меня, – я тебе по правде скажу, Andre, – это образ мыслей отца в религиозном отношении. Я не понимаю, как человек с таким огромным умом не может видеть того, что ясно, как день, и может так заблуждаться? Вот это составляет одно мое несчастие. Но и тут в последнее время я вижу тень улучшения. В последнее время его насмешки не так язвительны, и есть один монах, которого он принимал и долго говорил с ним.
– Ну, мой друг, я боюсь, что вы с монахом даром растрачиваете свой порох, – насмешливо, но ласково сказал князь Андрей.
– Аh! mon ami. [А! Друг мой.] Я только молюсь Богу и надеюсь, что Он услышит меня. Andre, – сказала она робко после минуты молчания, – у меня к тебе есть большая просьба.
– Что, мой друг?
– Нет, обещай мне, что ты не откажешь. Это тебе не будет стоить никакого труда, и ничего недостойного тебя в этом не будет. Только ты меня утешишь. Обещай, Андрюша, – сказала она, сунув руку в ридикюль и в нем держа что то, но еще не показывая, как будто то, что она держала, и составляло предмет просьбы и будто прежде получения обещания в исполнении просьбы она не могла вынуть из ридикюля это что то.
Она робко, умоляющим взглядом смотрела на брата.
– Ежели бы это и стоило мне большого труда… – как будто догадываясь, в чем было дело, отвечал князь Андрей.
– Ты, что хочешь, думай! Я знаю, ты такой же, как и mon pere. Что хочешь думай, но для меня это сделай. Сделай, пожалуйста! Его еще отец моего отца, наш дедушка, носил во всех войнах… – Она всё еще не доставала того, что держала, из ридикюля. – Так ты обещаешь мне?
– Конечно, в чем дело?
– Andre, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь?
– Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет… Чтобы тебе сделать удовольствие… – сказал князь Андрей, но в ту же секунду, заметив огорченное выражение, которое приняло лицо сестры при этой шутке, он раскаялся. – Очень рад, право очень рад, мой друг, – прибавил он.
– Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к Себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, – сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы.
Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.
– Пожалуйста, Andre, для меня…
Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали всё болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок. Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо.
– Merci, mon ami. [Благодарю, мой друг.]
Она поцеловала его в лоб и опять села на диван. Они молчали.
– Так я тебе говорила, Andre, будь добр и великодушен, каким ты всегда был. Не суди строго Lise, – начала она. – Она так мила, так добра, и положение ее очень тяжело теперь.
– Кажется, я ничего не говорил тебе, Маша, чтоб я упрекал в чем нибудь свою жену или был недоволен ею. К чему ты всё это говоришь мне?
Княжна Марья покраснела пятнами и замолчала, как будто она чувствовала себя виноватою.
– Я ничего не говорил тебе, а тебе уж говорили. И мне это грустно.
Красные пятна еще сильнее выступили на лбу, шее и щеках княжны Марьи. Она хотела сказать что то и не могла выговорить. Брат угадал: маленькая княгиня после обеда плакала, говорила, что предчувствует несчастные роды, боится их, и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа. После слёз она заснула. Князю Андрею жалко стало сестру.

. . 1917 - Март. Петроград. Комитет большевиков. Представитель ЦК 1917 - Ленин. Апрельские тезисы 1917 - Апрель. Седьмая конференция РСДРП . Делегат 1917 - Май. Пермь. Комитет РСДРП . Член и секретарь 1917 - Июнь. Пермь. Областной Комитет РСДРП . Член и секретарь 1917 - 02 июля - 03 августа. Москва. 6-й съезд РСДРП . Делегат 1917 - Уральская область. Екатеринбург . Облисполком. Член. 1917 - Октябрь. Петроград. 2-й Всероссийский съезд Рабочих и солдатских депутатов. Делегат, изран членом 1917 - 25 октября . Петроград. Военнореволюционный комитет. Отдел внешней и внутренней связи. Руководитель 1917 - . Вопросы (профсоюз железнодорожников). Участник переговором в с ним 1917 - Ноябрь. Уральская область. Екатеринбург . Борется за ликвидацию Объединённого Комитена Народной Власти 1917 - Декабрь. Уральская область. Екатеринбург . Комитет РСДРП . Член 1918 - Январь. Уральская область. Комиссар юстиции 1918 - Москва. Начали создаваться специальные управления - Главтоп, Главхим, Главзолото, Главсоль и Главруда 1918 - Февраль. Уральская область. Екатеринбург . Облвоенкомат. Комиссар 1918 - Февраль. Красная Гвардия . Организатор, командир. Все на борьбу с атаманом , затем , белогвардейцами... 1918 - Март. Брестский мир . Противник 1918 - Декабрь. Член ЦК РКП(б), которое до апреля 1920 г. руководило подпольной партийной работой, а затем деятельностью алтайской, енисейской, иркутской, омской, томской, акмолинской, семипалатинской, затем новониколаевской, якутской и бурятской партийных организаций 1919 - Март. Москва. VII съезд РКП(б). Делегат... поддержал Брестский мир 1919 - Апрель-Июнь. 3-я Армия. Главный политкомиссар 1919 - Август. Челябинск. Губревком. Председатель 1919 - Октябрь. Туркменкомиссия и СНК . Член 1920 - Восточный фронт . Туркестанская армия. Реввоенсовет. Член 1921 - Москва. . Председатель 1921 - X съезд партии принял курс на НЭП 1922 - 27 марта – 02 апреля. Москва. XI съезд РКП(б). Делегат 1922 - Апрель. Кострома. Губсовет. Исполком. Председатель и член Губкома РКП(б) 1922 - Октябрь. Самара. Губернский Совет. Губисполком. Председатель, член губкома РКП(б). Принял дела у 1922 - 30 декабря. Создан Советский Союз 1922 - 23 октября. Самара. Губернский Совет. Губисполком. Отменил военное положение, введенное в связи с голодом, эпидемиями и разрухой 1922 - 16 ноября. Самара. Ввел плату за обучение в школах 1-й и 2-й ступеней 1922 - 10-14 декабря. Самара. Проводит Х-й Губернский съезд Советов 1923 - Самара. Губернский Совет. Губисполком. Возглавил борьбу с безработицей 1923 - Самара. Губернский Совет. Губисполком. Комиссия по борьбе с последствиями голода - "губпоследгол ". Председатель 1923 - 07 декабря. Визит М.И. 1923 - 22-26 декабря. Проводит ХI -й Губернский съезд Советов 1924 - Январь. Проводит траурные мероприятия, связанные со смертью и похоронами Ленина В.И. 1924 - Май. ЦК РКП(б) ликвидировано 1924 - 23-31 мая. Москва. XIII съезд 1925 - 30 января. Самара. Открыто отделение Общества старых большевиков 1925 - 14 апреля (другие источники указывают - 07 сентября). Передал дела своему заместителю - Н.П. 1925 - Октябрь. Казахский крайком РКП(б). Первый секретарь... извёл изрядное количество кочевников, переводя их на оседлый образ жизни 1925 - 18-31 декабря. Москва. XIV съезд РКП(б). Кандидат в члены ЦК 1927 - 02-19 декабря. Москва. XV съезд ВКП(б). Член ЦК 1930 - 26 июня-13 июля. Москва. XVI съезд ВКП(б). Член ЦК 1933 - Москва. СССР. Главный 1934 - 26 января-10 февраля. Москва. XVII съезд ВКП(б). Член и СССР 1939 - 15 октября. Арестован по указанию Лаврентия 1940 - 07 августа. ВС СССР задним числом назначил Генерального прокурора СССР В.М. 1941 - Октябрь. Заключение по делу подписали Прокурор СССР В.М. и Серов И.А. - Заместитель НКВД 1941 - 18 октября. Куйбышевская область . Посёлок . Растрелян 1944 - Ленинград. Родился внук - Давид Семёнович Голощёкин. 1953 - 05 марта. Смерть Сталина 1956 - 25 февраля. Хрущёв Н.С. Доклад О культе личности 1961 - Реабилитирован Литература Бузунов В., Моисеева Е., Талантливый организатор, в кн.: Ленинская гвардия Урала, Свердловск, 1967 Герои Октября, т. 1, Л., 1967, с. 283-84 История Казахстана. Белые пятна: Сборник статаей. Алма-Ата, 1991 Михайлов Владимир. "Хроника Великого джута" Плотников И.Ф., Во главе революционной борьбы в тылу колчаковских войск. Бюро ЦК РКП(б) в 1918-20 гг., Свердловск. 1989 Следы Великого джута
Газета "Наш Мир "

Оседание и коллективизация

В начале 1930 года внес еще одну директиву, которая, в сочетании с уже отмеченными явлениями, оказалась последним толчком к катастрофе. Это директива о "коллективизации на основе оседания". всегда негативно высказывался о казахском кочевом хозяйстве, и утверждал, что требуется ликвидировать и кочевание, и проживание в мелких аулах по 5-6 юрт. 17 декабря 1929 года бюро крайкома ВКП(б) приняло резолюцию о коллективизации и оседании казахских хозяйств, и достижении уровня коллективизации в 30% в 1930 году. Но уже в апреле 1930 года он заявил о коллективизации более 73% хозяйств.

План проведения оседания был огромный – 544 тысячи хозяйств в течение трех лет (то есть до 1934 года).Как можно судить из выступлений , он всерьез рассчитывал на осмотрительность своего актива, на их способность учета особенностей кочевого и полукочевого хозяйства при оседании и создании колхозов. Потом он неоднократно критиковал исполнителей за отсутствие такого внимательного подхода.

Но перед началом коллективизации и оседания у него уже не было действенных рычагов воздействия на свой актив, находившийся в аулах. Казахстан – страна большая, и тогда имела очень плохую связь и средства сообщения. Их трудно было даже проинформировать о чем-то, не говоря уже о контроле за ними. Контроль еще как-то можно было наладить вокруг городов и вдоль железной дороги, но в остальных местах активисты были предоставлены сами себе. В то же время актив уже представлял собой совокупность банд, которые пользовались крайкомовскими директивами как еще одним поводом для грабежа и злоупотреблений.Директива о коллективизации была ими воспринята как разрешение на грабеж, только теперь повальный и тотальный. Ранней весной кочевников стали срывать с зимовок и гнать на места оседания, не считаясь с падежом скота. Оседание с марта 1930 проводилось методом постановки в произвольно выбранном месте городков из юрт, выстроенных в прямые линии. Часть юрт отдавалась под скотные дворы, а их хозяев вселяли в другие юрты. В одном месте скапливалось до 300-400 юрт.

Началась повальная коллективизация скота, во многих местах имущества, личных вещей. В результате коллективизации, 87% колхозных и 52% единоличных хозяйств совершенно лишились скота, и не имели даже одного барана.

Скот исчезал с пугающей быстротой. Если в 1927 году в Казахстане было около 40 млн. голов скота, то в результате первой волны грабежа и заготовок он сократился до 29,5 млн. голов в 1930 году. При коллективизации началось отвесное падение его численности. В 1932 году в Казахстане было всего лишь 5,1 млн. голов. Основная часть его пала от бескормицы, от отсутствия ухода, но много скота было расхищено, продано, забито, в общем, разбазарено, как говорили в те времена. Разумеется, что актив, который насильно загнал кочевников в оседлые колхозы, взяв при этом значительную часть скота на свое личное пропитание, совершенно не позаботился о кормах, о сене. Резкое падение поголовья списывали на кулаков и баев, которые якобы "разбазаривали скот", и вымещали на них злобу за свои неудачи. При этом не прекращались кампании, хлебозаготовки, а зимой 1930 года новоиспеченных колхозников заставили сдать по 10 кг шерсти с хозяйства. Остриженные овцы вскоре пали. Были и другие подобные случаи.А что же , знал он или нет, что происходит? Судя по выступлениям 1930-1932 годов, наполненных критикой, вполне был в курсе событий. Он неоднократно критиковал извращения, перегибы, коллективизацию кочевых аулов без подготовки, отсутствие учета особенностей хозяйства, административное принуждение и так далее. Но ничего не делал, ограничиваясь только словесными разносами. По всей видимости, он всерьез рассчитывал на сознательность своего актива. Кроме того, он подавлял малейшие попытки критики сложившегося положения, и занимался этим вплоть до снятия с поста.

Катастрофа

Голод начался в конце 1931 года, в начале 1932 года началась массовая гибель людей, а летом он вошел в полную силу. В КазЦИК пошел поток сообщений и телеграмм о голоде, о смертях, о бредущих в города умирающих людях, о людоедстве. Осенью 1932 года во многих аулах не осталось ни одного живого человека. Габит Мусрепов находил в степи такие поселки: "Мертвый город из белых юрт на белом снегу. Заходим в одну юрту, в другую: все вещи на месте, а людей нет". По всем дорогам и на улицах городов валялись трупы умерших, Тургай оказался окружен кольцом из трупов. Мансур Гатауллин по время поездки в Каркаралинскую область в поселке Кент нашел базу для скота, забитую штабелями трупов, а потом и казан в котором варились детские руки и ноги.

Жертвами голода стали 1 млн. 750 тысяч человек казахов (42%). Другие народы тоже понесли чудовищные потери: украинцы – 200 тысяч человек (23%), узбеки – 125 тысяч человек (54%), уйгуры – 27 тысяч человек (43%). Это, конечно, неполные данные. Все народы в Казахстане пострадали от голода. В 1931 году откочевало 1 млн. 30 тысяч человек, в том числе 616 тысяч безвозвратно. Люди бежали от голода в разные стороны, кочевники Семиречья пробивались в Китай, несмотря на заслоны ОГПУ, истреблявшие беженцев из пулеметов. Сейчас потомки этих беженцев постепенно возвращаются обратно на Родину.

Уже в июле-августе 1932 даже высшие руководители Казакской АССР поняли, что произошло. Все, кроме . Когда в июле 1932 года получил письмо о голоде от пяти представителей крайкома (Мусрепов и Гатауллин были в числе подписавшихся), он заставил его авторов каяться на партсобрании и наказал выговором. После этого от него побежали даже самые близкие сторонники. В августе 1932 года Ураз Исаев, ближайший соратник , решился написать Сталину о реальном положении в Казахстане. За что в то время не брался , все валилось из рук. В 1930 году была создана Коммуна им. , которая обанкротилась, разбазарив скот и имущество на 13 тысяч рублей, и сделав убытки еще на 13,4 тысячи рублей. Поселок имени недалеко от Кустаная, в 1932 году вымер до последнего человека. Он же не нашел ничего лучшего, как устроить в октябре 1932 года в Алма-Ате "пир во время чумы" - помпезное празднование 12-летия республики.

В феврале 1933 года, после вмешательства Сталина, был снят с поста первого секретаря крайкома ВКП(б) и отозван в Москву. Вместо него был назначен Левон Исаевич Мирзоян. Ему досталось тяжелое наследство – умирающий от голода и заваленный трупами Казахстан, полный развал хозяйства. Поля с большим трудом вспахали, но зерно, по рассказу Мекемтаса Мырзахметова, весной 1933 года сеяли с самолета – семенное зерно боялись доверить людям. По указанию крайкома, людям начали раздавать скот: из колхозного стада – 470,7 тысячи голов, из совхозов – 273,9 тысячи голов, завезено – 120,2 тысячи голов. За 1933-1935 годы колхозникам было роздано 1 млн. 116,9 тысячи голов скота. На 1 января 1935 года без скота оставались 92,8 тысячи хозяйств – 18%.

Массовая раздача скота позволила подавить голод и остановить массовую смертность. Сытой жизнь после Великого джута трудно было назвать, но все же, жизнь стала налаживаться. Оставшиеся в живых стали работать в колхозно-товарных фермах, в совхозах. О возвращении к кочевью уже и речи быть не могло: не было скота, не было юрт и необходимого имущества, умерли, не передав знаний, старики, знающие секреты кочевья. Да и, похоже, люди просто стали бояться жить одним скотоводством.

Левон Мирзоян приложил огромные усилия к становлению в Казахстане зернового хозяйства, добившись массовых поставок сельхозтехники. В 1935 году Казахстан обладал парком тракторов в более чем 13 тысяч машин. Роль Мирзояна в борьбе с последствиями Великого джута, до сих пор не находила должной оценки. Ведь именно он остановил губительный голод, и ему многие казахстанцы обязаны своим рождением. Он был чутким к людскому горю, был против высылки корейцев в Казахстан, а потом был арестован и расстрелян после того, как открыто заявил Сталину и свое недовольство методами НКВД . В Алматы и Астане есть улицы его имени.

"Эй! В аду кричи, Голощёкин!"
подписал приказ об аресте .

Ему были предъявлены обвинения в участии в антисоветской организации, антипартийной деятельности, подготовке терактов, а также во вредительстве во время коллективизации в Казахстане. Все обвинения отрицал. После завершения следствия, без суда было принято решение о расстреле. 28 октября 1941 года, в поселке Барбош, Куйбышевской области, Филипп был расстрелян. Автор книги "Хроника Великого джута" Владимир Михайлов обнаружил, что все фотографии в подшивке газеты "Советская степь", были перечеркнуты и подписаны "убийца". Причем, очень давно, чернила выцвели. Народ четко выразил свое отношение к организатору голода. И сейчас можно было бы поставить небольшой памятный бюст Берии с табличкой: "Лаврентию за расстрел ". Так уж вышло, что он отомстил за голодную смерть почти половины казахов.

Следы Великого джута

Великий джут оказал огромное влияние на казахов, так, что можно сказать, что после этого страшного голода казахи стали другим народом. Был нанесен тяжелый удар по традициям и культуре народа: от кочевого скотоводческого хозяйства остались жалкие осколки, казахи в массе своей стали оседлым народом, стали жить в городах. Исчезли те основы, которые веками питали казахскую культуру.

Когда-то казахи славились своей нарядной одеждой, богато украшенной орнаментом, много было красивых юрт с богатой обстановкой. Теперь они остались в основном, только в музеях и книгах. От ремесленной культуры, традиционных промыслов, тоже остались лишь жалкие осколки.

Были подорваны условия развития казахского языка, устного и письменного творчества. В Казахстане казахи стали меньшинством, что не могло не сказаться на последующей культурной политике. Сегодняшние трудности сохранения и развития казахской культуры и языка во многом восходят ко временам этого голода. Слишком многое было утрачено, слишком много погибло людей, не сделавших свой вклад. Казахская культура не сдала своих позиций в эпоху ускоренной модернизации, не стала ненужной, как многие считали и продолжают считать. У нее был достаточный потенциал, чтобы найти свое место в новой эпохе, таланты, если бы не погибли, смогли бы соединить традиции с инновациями. Но казахская культура была убита голодом. Ее остатки сохранились только потому, что не дали завершить его бесчеловечные социальные эксперименты и вырубить казахов под корень. Теперь казахский язык и культура, помимо всего прочего, являются памятником всем погибшим в годы Великого джута. В каждом казахском слове, песне, произведении, орнаменте живет частица этой памяти.

По мере взросления он станет превращать в бойню всё, к чему притронется...

Он появился в том обличии, в котором нам известен, 9 марта 1876 года. Выходец из хасидской среды. Его судьба — типична для революционера той поры. Довольно рано он включился в оппозиционную деятельность. Ему было чуть за тридцать, а за плечами остались ссылки, побеги, тюрьмы…

Его отец владел бойней города Невеля Витебской губернии, в котором Шая (полное имя — Исай Исаакович) и родился. Вероятно, никому из его близких и в голову не приходило, что по мере возрастания он станет превращать в бойню всё, к чему притронется. .

У Шаи был скверный характер. Он с трудом уживался даже с соратниками по партии. Остальных и за людей не считал… Беспринципный, мстящий всему миру, разрушающий по вдохновению, самовластно водрузивший себя выше человеческих представлений о добре и зле, ненавидящий дворянство, презирающий русскость, карающий за всё подряд, получающий удовольствие от стравливания людей друг с другом, умело производящий шеренги предателей и стукачей-приспособленцев — он по праву может называться палачом народов и массовым убийцей.

Финалом его деятельности стал расстрел — Шаю прикончили свои же, после почти двухлетнего заключения под следствием. По наиболее распространённой версии расстрел Голощёкина состоялся в октябре 1941 года недалеко от Самары (теперь это место находится в городской черте). Спустя два десятилетия Шаю реабилитируют, его имя отмоется, с него снимутся все обвинения. Позже на месте казни водрузят памятный знак с надписью: «Установлен на месте захоронения жертв репрессий 30-40-х гг. Поклонимся памяти невинно погибших…»

Невинно?.. То есть — получается, что Шая не виноват в гибели Царской Семьи, не говоря уже про остальное?! А ведь именно это стало его первым значительным «подвигом», последствия которого коснулись не только России, но и, так или иначе, всего мира.

Именно Шая был связующим звеном между непосредственными идеологами преступления и его послушными исполнителями. Когда сегодня в официальных российских СМИ клянут Бандеру или Шухевича, стоит понимать, что они младенцы рядом с Исаем Исааковичем.

Есть и ещё один нюанс. Я вот тоже, к примеру, ненавижу коммунизм. Мне Шухевич с Бандерой куда ближе выходят, чем прокомиссаренная толпа звездастых клонов.

И ещё важное, как думается. Стоит быть последовательными! С какими глазами можно укорять соседа за то, что сделал до того сам? Даже если сравнивать Бандеру и Голощёкина (чего делать нельзя, потому что это величины противоположные, и никакой трагедии Степана Бандеры не было бы вовсе, если бы не появились прежде голощёкины-свердловы — они с Шаей как полюса), то неизбежно уткнёшься в вывод, который не обойти никак: если Бандера мстил коммунистам, то Голощёкин уничтожал Россию, Русь! Реабилитация Бандеры — показатель кипящих внутри украинского народа страстей, равно как и тихая, замаскированная даже реабилитация Шаи — красочная картинка с выставки душераздирающего духовного упадка народа русского, а точнее — русской, российской государственности.

Голощёкин, как и иные революционеры, не брезговал гомосексуальными связями внутри партийной среды. Одним из его любовников был Яков Свердлов — тот, кто воплощал многие замыслы заокеанских заказчиков краснопёрого Октября. Филиппов не только организовывал расправу, но и лично следил за уничтожением останков Царственных Мучеников.

Доказательств этому нет, но можно предположить, что Шая был посвящён и в ритуальную сторону убийства. Следя за сжиганием залитых кислотой тел мучеников, Голощёкин не без наслаждения наблюдал за уничижением русской государственности и русского народа. Командуя расчленением трупов, он видел не надругательство над покойниками, а дробление Российской Империи.

До казни, в Ипатьевском доме, Царская Семья подвергалась многочисленным издевательствам и унижениям. Смею предположить, что Шая не только находился в курсе происходящего, но и многое сознательно инициировал. Будучи неплохим организатором масс и мероприятий, он выступал, в том числе, и кем-то типа начальника отдела кадров «дома особого назначения», окружая Семью нарочито вульгарными людьми, плевавшими на пол, залезавшими грязными руками в еду на столе Императора, Его Супруги, их детей и оставшихся верными им слуг.

Утончённый садизм — ещё одно свойство характера того, о ком сейчас рассказывается. Янкель Юровский, Войков и прочие палачи находились у Шаи в подчинении. Пожалуй, сам Голощёкин не был автором сценария развернувшейся трагедии, но он, в отличие от многих остальных её участников, понимал смыслы совершаемых поступков и суть их последовательности.

За грандиозностью убийства Царской Семьи в тени осталось главное деяние Шаи. Если в Екатеринбургской трагедии он выступал соавтором и соглядатаем резни, то полноправным и полновластным творцом массового уничтожения человечества ему «посчастливилось» стать в Казахстане, куда он был назначен в 1925 году первым секретарём ЦК Компартии республики. Последствия его восьмилетнего правления казахским народом привели к вымиранию казахов. Кочевые племена, лишённые возможности разводить скот, сократились численностью вдвое. Каждый второй казах был убит!

Отзвуки этой трагедии слышны до сих пор. Дело не только в боли, которая запомнилась каждым этническим казахом и теперь живёт в сердце этого народа, но и в укоренившемся теперь неприятии многими коренными жителями республики русского как такового. Голощёкин, принёсший русскому народу не меньше зла, чем Казахстану, умудрился посеять плевела этнической ненависти одних своих жертв к другим.

Но до Казахстана в его жизни был Самарский эксперимент. Коллеги Филиппова (его партийная кличка) по партии устроили в губернии настоящий геноцид. Отдельные представители населения докатывались до людоедства. Состоявшие из изуверов продотряды и комбеды довели область до того, что людоедов определяли по дыму, идущему из трубы дома. Поскольку готовить было нечего (отнималось вообще всё) — дым из трубы свидетельствовал о приготовлении человечины.

Проходят годы, меняются вехи — но мы должны помнить всё таким, каким оно было. Тогда у нас появится возможность не стать соучастниками коммунистических преступлений.

Когда на заре Поволжского голода к Льву Троцкому пришло донесение, что, мол, люди голодают — тот ответил: когда римляне захватывали Иерусалим, еврейские матери поедали своих детей; вот когда в России матери станут есть детей, тогда и говорите мне про голод…

Когда в наше время кто-то пытается оправдывать советский строй и коммунизм, это свидетельствует о продолжении линий содомского духопреемства.

То, что было сделано Голощёкиным и такими, как он — не подлежит оправданию! Но есть одно очень важное «но»… Перед Богом и людьми каждый отвечает, в первую очередь, за себя. Это я виноват в том, что со мной происходят неприятности! Это я — инициатор всех своих проблем! В том, что нашу страну век назад наводнили интернациональные бригады — виноваты прежде всего не бригады или народы, их составлявшие, а именно мой народ! Именно я — наследник всех недугов моего народа! Я не должен переваливать свою вину и вину моих предков на сопредельные государства и народы. Латыши виноваты в том, что происходит с ними. Венгры отвечают за себя тоже сами. Те, кто считает себя русскими — в ответе за русских. И так далее…

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома