Какой мозг за что отвечает. Любые травмы в этой части мозга чреваты. Симптомы поражения лобной доли мозга

Что является носителем сознания – клетки мозга или электрические сигналы, генерируемые ими? Откуда появляются и куда уходят сознание и личность человека в конце его пути? Эти вопросы волнуют многих.

Человеческий мозг – один из самых загадочных органов человеческого организма. Учёные до сих пор не могут до конца понять механизма мыслительной деятельности, функционирования сознания и подсознания.

Структура

В ходе эволюции вокруг человеческого мозга сформировалась прочная черепная коробка, предохраняющая этот уязвимый к физическим воздействиям орган. Мозг занимает более 90% пространства черепа. Он состоит из трёх основных частей:
  • большие полушария;
  • ствол мозга;
  • мозжечок.

Также принято выделять пять разделов головного мозга:
  • передний мозг (большие полушария);

  • задний мозг (мозжечок, Варолиев мост);

  • продолговатый мозг;

  • средний мозг;

  • промежуточный мозг.

Первым на пути от спинного мозга начинается продолговатый мозг , являясь его фактическим продолжением. Он состоит из серого вещества – ядер нервов черепа, а также белого вещества – проводящих каналов обеих мозгов (головного и спинного).

Далее идёт Варолиев мост – это валик из нервных поперечных волокон и серого вещества. Через него проходит главная артерия, питающая мозг. Начинается выше продолговатого мозга и переходит в мозжечок.

Мозжечок состоит из двух маленьких полушарий, соединённых «червячком», а также белого вещества и серого вещества, покрывающего его. Этот отдел соединён парами «ножек» с продолговатым мостом, мозжечком и средним мозгом.

Средний мозг состоит из двух зрительных бугров, и двух слуховых (четверохолмие). От этих бугров отходят нервные волокна, связывающие головной мозг со спинным.

Большие полушария мозга разделены глубокой щелью с мозолистым телом внутри, которое соединяет эти два раздела головного мозга. Каждое полушарие имеет лобную, височную, теменную и затылочную. Полушария покрывает кора головного мозга, в которой и происходят все мыслительные процессы.

Кроме того, выделяют три оболочки головного мозга:

  • Твёрдую, представляющую собой надкостницу внутренней поверхности черепа. В этой оболочке сконцентрировано большое количество болевых рецепторов.

  • Паутинную, которая тесно прилегает к коре мозга, однако не выстилает извилины. Пространство между ней и твёрдой оболочкой заполнено жидкостью серозного характера, а пространство между ней и корой головного мозга заполнено спинномозговой жидкостью.

  • Мягкую, состоящую из системы кровеносных сосудов и соединительной ткани, контактирующую со всей поверхностью вещества мозга, и питающую его.

Функции и задачи


Наш мозг принимает участие в обработке информации, поступающей от всей совокупности рецепторов, управляет движениями человеческого тела, а также осуществляет высшую функцию человеческого организма – мышление. Каждый отдел головного мозга отвечает за выполнение определённых функций.

Продолговатый мозг содержит в себе нервные центры, обеспечивающие нормальную работу защитных рефлексов – чихание, кашель, моргание, рвота. Также он «рулит» дыхательным и глотательным рефлексами, слюновыделением и выделением желудочного сока.

Варолиев мост отвечает за нормальное движение глазных яблок и координацию работы мимических мышц.

Мозжечок осуществляет контроль над согласованностью и координацией движения.

Средний мозг обеспечивает регулятивную функцию по отношению к остроте слуха и чёткости зрения. Этот отдел мозга управляет расширением-сужением зрачка, изменением кривизны хрусталика глаза, отвечает за мышечный тонус глаза. Также он содержит нервные центры рефлекса ориентации в пространстве.



Промежуточный мозг включает в себя:
  • Таламус – своеобразный «коммутатор», который обрабатывает и формирует ощущения из информации от температурных, болевых, вибрационных, мышечных, вкусовых, тактильных, слуховых, обонятельных рецепторов, один из подкорковых зрительных центров. Также данный участок отвечает за смену состояний сна и бодрствования в организме.

  • Гипоталамус – этот маленький участок выполняет важнейшую задачу контроля сердечного ритма, терморегуляции тела, кровяного давления. Также он «заведует» механизмами эмоционального регулирования – влияет на эндокринную систему с целью выработки необходимых для преодоления стрессовых ситуаций гормонов. Гипоталамус регулирует чувство голода, жажды и насыщения. Это центр удовольствия и сексуальности.

  • Гипофиз – этот мозговой придаток вырабатывает гормоны роста полового созревания, развития и функционирования.

  • Эпиталамус – включает в себя эпифиз, который осуществляет регуляцию суточных биологических ритмов, выделяя ночью гормоны для нормального засыпания и продолжительного, а днём – для нормального режима бодрствования и активности. Непосредственно с регуляцией режимов сна и бодрствования связан контроль приспосабливания организма к условиям освещённости. Эпифиз способен улавливать колебания световых волн даже через черепную коробку, и реагировать на них выделением необходимых гормонов. Также этот маленький участок мозга регулирует темпы обмена веществ в организме (метаболизма).

Правое большое полушарие мозга - отвечает за сохранение информации об окружающем мире, опыте взаимодействия человека с ним, двигательную активность правых конечностей.

Левое большое полушарие мозга – осуществляет контроль над речевыми функциями организма, осуществлением аналитической деятельности, математическими вычислениями. Здесь формируется абстрактное мышление, контролируется движение левых конечностей.

Каждое из полушарий головного мозга делятся на 4 доли:

1. Лобные доли – их можно сравнить со штурманской рубкой корабля. Они обеспечивают поддержание вертикального положения тела человека. Также этот участок ответственен за то, насколько человек активен и любознателен, инициативен и самостоятелен в принятии решений.

В лобных долях происходят процессы критической самооценки. Любые нарушения в лобных долях приводят к проявлению неадекватности в поведении, бессмысленности поступков, апатии и резким сменам настроения. Также «рубка» осуществляет управление поведением человека и контроль над ним – предотвращение девиаций, социально неприемлемых поступков.



Действия произвольного характера, их планирование, освоение навыков и умений также зависят от лобных долей. Здесь часто повторяемые действия доводятся до автоматизма.

В левой (доминантной) доле осуществляется контроль над речью человека, обеспечение абстрактного мышления.

2. Височные доли – это хранилище долговременной . Левая (доминантная) доля хранит информацию о конкретных названиях предметов, связями между ними. Правая доля отвечает за зрительную память и образы.

Немаловажной их функцией является также распознавание речи. Левая доля расшифровывает для сознания смысловую нагрузку сказанных слов, а правая обеспечивает понимание их интонационной окраски и мимического рисунка лица, разъясняя настроение говорящего и степень его доброжелательности к нам.

Височные доли также обеспечивают восприятие обонятельной информации.

3. Теменные доли – участвуют в восприятии болевых ощущений, чувства холода, тепла. Функции правой и левой долей отличаются.

Левая (доминантная) доля обеспечивает процессы синтезирования информационных фрагментов, объединение их в единую систему, позволяет человеку читать и считать. Эта доля отвечает за усвоение определённого алгоритма движений, приводящих к конкретному результату, ощущение отдельных частей собственного тела и чувства его целостности, определения правой и левой сторон.

Правая (недоминантная) доля осуществляет преобразование всей совокупности информации, поступающей из затылочных долей, формируя трёхмерную картину мира, обеспечивает ориентацию в пространстве, определение расстояния между объектами и до них.

4. Затылочные доли – занимаются обработкой зрительной информации. воспринимают объекты окружающего мира как совокупность раздражителей, по-разному отражающих свет на сетчатку. Затылочные доли преобразуют световые сигналы в информацию о цвете, движении и форме объектов, понятные теменным долям, которые и формируют трёхмерные образы в нашем сознании.

Заболевания головного мозга

Перечень заболеваний головного мозга довольно велик, приведём наиболее распространённые и опасные из них.

Условно их можно разделить на:

  • опухолевые;

  • вирусные;

  • сосудистые;

  • нейродегенеративные.


Опухолевые заболевания. Количество опухолей головного мозга весьма разнообразно. Они могут носить злокачественный и доброкачественный характер. Возникают опухоли в результате сбоя в репродукции клеток, когда клетки должны умирать и уступать место другим. Вместо этого они начинают бесконтрольно и быстро размножаться, вытесняя здоровую ткань.

Симптомами могут являться: приступы тошноты,

Если височная доля повреждена на одной сто­роне мозга, процессы запоми­нания могут еще протекать, хотя и с некоторыми наруше­ниями. Но при двустороннем повреждении способность со­знания к записи и хранению информации полностью про­падает. Это происходит в ре­зультате физической травмы или в связи с дефицитом нейрохимических элементов, как, например, при болезни Альцгеймера.

Работа памяти обусловлена деятельностью нервных кле­ток - нейронов. Сигналы от одного нейрона к другому пе­редают так называемые нейромедиаторы - особые веще­ства (ацетилхолин), которые в большом количестве содержатся в гиппокампе. При нехватке ацетилхолина пропа­дает способность к усвоению знаний и функционирует лишь спонтанная память, основан­ная на чувственных реакциях организма.

Метаболические процессы организма включают в себя окисление глюкозы и жиров для получения энергии, часть которой расходуется на синтез ацетилхолипа в мозгу. При гар­монично протекающем старе­нии организма количество син­тезируемого ацетилхолипа уменьшается, но остается до­статочным для того, чтобы нормально мыслить. Одним из возможных последствий недо­статка ацетилхолина и других нейромедиаторов может слу­жить торможение мыслитель­ных процессов, наносящее ущерб памяти: у человека на­блюдается несколько замед­ленная реакция на внешние сигналы как во время наблю­дения и записи информации, так и во время извлечения ее из памяти. Чтобы по мере ста­рения не терять способности к нормальной жизнедеятельнос­ти, разумно всегда сохранять спокойствие (известно, что па­мять человека слабеет пропор­ционально росту его беспокой­ства). Если человек начинает нервничать по поводу кратков­ременных задержек в работе своей памяти, то он только ухудшает положение. Для ком­пенсации снижения умствен­ной активности нужно обу­читься новым стратегиям мышления, облегчающим и ус­коряющим извлечение инфор­мации из памяти, тогда будет обеспечена её нормальная рабо­та до глубокой ста­рости.

2.1.От чего зависит качество памяти?

С возрастом память слабе­ет, но эффективность ее рабо­ты неодинакова у пожилых людей, как неодинакова она и у детей. Наиболее однородны­ми в этом отношении являют­ся люди среднего возраста. Дети и пожилые люди испы­тывают много идентичных трудностей в отношении дея­тельности памяти. В частно­сти, у них более короткий, по сравнению с обычным, пери­од концентрации внимания. Они испытывают затруднения при анализе информации и не способны к спонтанной орга­низации мыслительного про­цесса. Они не умеют точно оценивать для себя значение воспринимаемой информации и испытывают затруднения при формировании ассоциа­ций, относящихся к информа­ции, которую необходимо за­помнить. И те, и другие плохо фиксируют информацию в памяти. Главное же различие между детьми и стариками состоит в том, что дети лучше помнят недавние события, в то время как старики - собы­тия, более удаленные во вре­мени (поскольку новые впе­чатления они обрабатывают недостаточно эффективно).

В целом память адаптиру­ется к жизненным условиям и нормально функционируетдо глубокой старости, но только если человек постоянно ис­пользует ее. При недостаточ­ной мотивации она слабеет, часто переключается на рабо­ту в других сферах.

На качество работы челове­ческой памяти оказывают вли­яние многие факторы. Главные причины неудовлетворитель­ной работы памяти имеют пси­хологический характер (за ис­ключением патологических случаев).

Ум такого человека занят исключительно негативными мыслями, и в нем не остается места ни для чего иного, что могло бы стимулировать память. В сознании расстроен­ного человека мысль о постиг­шей его неприятности влечет за собой длинную цепь воспо­минаний о прошлых бедах. Подобное болезненное состо­яние усугубляется навязчивы­ми мыслями, когда человек силится и не может вспомнить совсем не относящийся к су­ществу дела факт. Нервное на­пряжение окончательно бло­кирует память

Если перед вами встанет трудный вопрос, и вы не смо­жете сразу же извлечь из па­мяти нужную информацию, просто проигнорируйте его, продолжая разговор на ту же тему. Таким образом, вы су­меете справиться с волнени­ем и не потеряете нити раз­говора. Кроме того, при этом выигрывается время, необходимое для восстановления в памяти забытого. Память редко возвращается мгно­венно, и чем больше факто­ров затрудняют ее работу, тем больше времени требует­ся подсознанию для поиска нужной информации.

Забыв какое-то слово, чело­век начинает беспокоиться, волнуется, не понимая, что тем самым он только ухудшает свое положение. У памяти есть парадоксальная особенность: чем дольше и сильнее мы ста­раемся вспомнить слово, кото­рое "вертится на языке", тем больше времени требуется нам для сознательного извлечения его из памяти. Дело в том, что при попытке ускорить процесс вспоминания мы начинаем нервничать и этим затрудняем работу мозга. Только переключив внимание на другой пред­мет, мы позволяем нашему подсознанию занять­ся поиском нужной информации с удобной для него скоростью.

На работу памяти пагубное влияние оказывают все хими­ческие вещества и медицин­ские препараты, вызывающие состояние сонливости. Список их весьма длинен. Это успокаивающие сред­ства, антидепрессанты, антигистаминные препараты и многие антиэпилептики.

Одна из основных причин проблем с памятью заключает­ся в злоупотреблении снотвор­ными, поскольку ими пользуют­ся чаще и регулярнее, нежели другими средствами. Снотвор­ные вызывают сонливость и заторможенность, притупляя бди­тельность и внимание. Анало­гичный эффект обусловливают некоторые сердечные препара­ты. Нарушение памяти заметно у алкоголиков любого возраста. Алкоголь снижает способность к обучению и замедляет мысли­тельные процессы, в результате чего запись и хранение инфор­мации осуществляется некаче­ственно. Всего несколько глот­ков спиртного достаточно для того, чтобы нарушить кратков­ременную память. Даже уме­ренные дозы алкоголя пагубно отражаются на познавательных процессах мозга (абстрактное мышление, обработка информа­ции, запоминание).

Последствия алкогольного опьянения весьма долго сказы­ваются на работе головного мозга.

Избыток кофеина в крови вызывает нервозность, возбу­димость, сердцебиение, несов­местимые со вниманием. В иде­але, для нормального функци­онирования памяти мозг дол­жен быть одновременно насто­рожен и расслаблен. Злоупот­ребление же табаком и кофе лишает человека возможности расслабиться.

Существует много иных физических расстройств, кото­рые плохо сказываются на функции памяти: повышенное артериальное давление, сахар­ный диабет (даже в легких формах), заболевания щито­видной железы, последствия анестезии, снижение слуха и зрения, отравление пестицидами, авитаминоз (особенно ал­когольный).

Проблемы с памятью воз­никают при различных опухо­лях мозга, хотя последние про­воцируют в основном эпилеп­сию и нарушение моторной функции организма.

Память, виды памяти. Отделы мозга, отвечающие за память. Возрастные особенности

Биологическая Память-это способность живых организмов воспринимать информацию о раздражении, закреплять и сохранять её и в последующем использовать объем хранящейся информации для организации поведения.

Различают память генетическую и приобретенную. Генетическая память –информация, получаемая от родителей через половые клетки. Носителем генетической памяти являются нуклеиновые кислоты. На молекулах ДНК в виде генетического кода записана информация о строении конкретного организма и его функционировании. Приобретенная(индивидуальная) память - возникает в онтогенезе на основе жизненного опыта и связана со свойствами нервной системы. Выделяют четыре вида осознаваемой памяти: двигательную , связанную с запоминанием и воспроизведением движений; образную , основой которой является запоминание предметов и их свойств; словесно-логическую , связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий; эмоциональную память , ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с объектами, их вызывающими.

Краткосрочная память- память на только что состоявшиеся события. (память держится 0,5 ч).

Долгосрочная память- основной вид память человека, благодаря которой он может существовать как индивидуум. В этой памяти хранятся все без исключения образы, события, знания, умения, навыки. Эта память является основой условно- рефлекторной деятельности человека.

Отличительной характеристикой памяти дошкольников является преобладание образной памяти, особенно зрительной, над словесной. С 4 лет начинают проявляться умения произвольной памяти, выражающейся в принятии задачи «запомнить». Особенно успешно произвольная память проявляется в игровой форме. Основными способами запоминания служат повторения. В возрасте 6 лет у детей уже есть представления о произвольных способах запоминания в повседневной жизни, но они не переносятся на учебную ситуацию. По мере общего психического развития, происходят коренные изменения памяти. Младшие школьники в ходе усвоения учебного материала широко пользуются суждениями, умозаключениями, хотя при этом стараются точно подражать образцу учителя. Наглядно-образный характер памяти и ориентация на точное усвоение того, что предлагает учитель, приводят к такой особенности памяти, как буквальность, которая проявляется в воспроизведении текстов. С возрастом не обязательно становятся мудрее, но часто теряют уверенность в себе. Нас начинает беспокоить забывчивость по пустякам, которой раньше мы не придавали значения, например то, что мы то и дело теряем ключи или забываем, куда поставили машину. Такого рода забывчивость бывает у кого угодно в любом возрасте. Но в 20 лет она ни капельки не беспокоит, а в 40 лет мы уже задумываемся: «Что со мной происходит? Или я уже приближаюсь к закату жизни?»;

Отделы мозга, отвечающие за память.отвечает преимущественно левое полушарие, в то время как правое полушарие доминирует в непроизвольных формах памяти. Травма затылочной области может повлечь за собой дефекты зрительной памяти, а нарушения в теменной области могут сказаться на памяти тактильной. Неполадки в моторной области мозга могут повлечь за собой нарушения двигательной памяти.

Сон, фазы сна, гипногенные зоны мозга.

Сон – это особое физиологическое состояние человека.

В настоящее время выделяют 2 основные фазы сна:

1. Быстрый сон – продолжительность быстрого снамин. В это время человеку снятся сновидения. Отмечается повышение тонуса конечностей, подергивание конечностей, вращение глазных яблок, учащаются дыхание и сердцебиение. Если человек проснётся в фазу быстрого сна, то он способен запомнить сновидения.

2. Фаза медленного сна – длится примерно 1,5-2 час. Для неё характерно полное расслабление организма, урежение дыхания и сердцебиения. Сновидения не снятся.

Нормальная продолжительность сна для взрослого человека составляет 8 часов. За это время фазы сна неоднократно меняются местами (примерно 4 раза). За ночь человеку снится 4 сна как минимум.

Какая часть головного мозга отвечает за память?

Оперативная память, т. е. постоянная, увеличивающаяся по мере взросления индивидуума, предполагаю, располагается в коре головного мозга, но самое важное то, что рисунок поверхности коры мозга и есть записанная, нарезанная, генетическая врожденная память на двух дисках полушарий мозга. Темная материя мозга - желе, в котором происходят электро-химические процессы, и как в любом желе,существуют сгустки, так и в мозге есть эти сгустки, которые являются центрами, т.е. нейронными узлами, которые взаимодействуют между собой. В течении времени жизнедеятельности индивидуума желе мозга сгущается и располагается по внутренней поверхности коры головного мозга, так сказать отработанный материал, который перекрывает взаимодействие основных нейронных узлов, расположенных в темной материи мозга с корой (с рисунком коры),т.е. генетической формой памяти. В этом случае появляется псевдо память - по есть под сознание, которое работает искаженно. в связи с тем что ресурс клеток уже был отработан. Вот почему мы забываем,не помним все с рождения.

Может это и чушь. Хотя как знать:-)

Видов памяти существует несколько - слуховая память, зрительная, осязательная, обонятельная и вкусовая. Насколько я понял, за функционирование памяти в мозге отвечает Гиппокамп, который находится в Переднем мозге.

Память - способность воспроизводить и, важное удерживать длительное неограниченное время запомненный и обработанный материал.Различают:кратковременную память, это самая используемая память человека,как вид кратковременной- оперативная- пользуются мнемонисты и шулера за ломберным столом.Долговременная память- закрытый вид памяти,удерживающий 75 процентов информации индивидуума.А так же зрительная слуховая и осязательная, последняя развивается при слепоте.Не подлежит самостоятельному извлечению, только под гипнотическом сне.В целом вся ЦНС индивида отвечает за мыслительный процесс, и память в том числе, при стойком и необратимом амнезийном синдроме, индивид подлежит наблюдению у психиатра в ПНИ.

Четкой локализации нет. Память долговременная - это нейронные связи коры головного мозга. Часть мозга, а именно гиппокамп располагается глубоко, в медиальных височных отделах полушарий головного мозга, на основании черепа. Отвечает лишь за перевод информации из одного вида- кратковременной в другой вид - долговременную память.

Анатомия мозга

Человеческий мозг до сих пор остаётся загадкой для учёных. Он является не только одним из самых важных органов человеческого тела, но и самым сложным и малоизученным. Узнайте больше о самом загадочном органе человеческого тела, ознакомившись с данной статьёй.

«Мозг Введение» - кора головного мозга

В этой статье вы узнаете об основных составляющих мозга, а также о том, как мозг работает. Это вовсе не является каким-то углублённым обзором всех исследований особенностей мозга, ведь такая информация заняла бы целые стопки книг. Основной же целью этого обзора является ваше ознакомление с основными составляющими мозга и функциями, которые они выполняют.

Кора головного мозга является составляющим, благодаря которому человеческое существо является уникальным. За все присущие исключительно человеку черты, включая более совершенное умственное развитие, речь, сознание, а также способность мыслить, рассуждать и воображать, отвечает кора головного мозга, так как все эти процессы происходят именно в ней.

Кора головного мозга является как раз тем, что мы видим, когда смотрим на мозг. Это внешняя часть головного мозга, которую можно разделить на четыре доли. Каждая выпуклость на поверхности мозга известна как извилина, а каждая выемка - как борозда.

Четыре доли мозга

Кору головного мозга можно разделить на четыре секции, которые известны как доли (см. изображение выше). Каждая из долей, а именно лобная, теменная, затылочная и височная, отвечает за определённые функции, начиная от способности к рассуждению и заканчивая слуховым восприятием.

  • Лобная доля расположена в передней части мозга и отвечает за способность рассуждать, двигательные навыки, познавательные способности и речь. В задней части лобной доли, рядом с центральной бороздой, лежит двигательная кора мозга. Эта область получает импульсы от разных долей головного мозга и использует эту информацию для приведения в движение частей тела. Повреждение лобной доли мозга может привести к сексуальным расстройствам, проблемам с социальной адаптацией, снижению концентрации внимания, или же способствовать увеличению риска наступления таких последствий.
  • Теменная доля расположена в средней части мозга и отвечает за обработку осязательных и сенсорных импульсов. Сюда относятся давление, осязание и боль. Часть мозга, известная как соматосенсорная кора, находится именно в этой доле и имеет большое значение для восприятия ощущений. Повреждение теменной доли может привести к проблемам с вербальной памятью, нарушению способности контролировать взгляд, а также к проблемам с речью.
  • Височная доля расположена в нижней части головного мозга. В этой доле также находится первичная слуховая кора, необходимая для интерпретации звуков и речи, которые мы слышим. Гиппокампус также находится в височной доле - вот почему эта часть мозга связана с формированием памяти. Повреждение височной доли может привести к проблемам с памятью, языковыми навыками и восприятием речи.
  • Затылочная доля расположена в задней части мозга и отвечает за интерпретацию зрительной информации. Первичная зрительная кора, которая получает и обрабатывает информацию с сетчатки глаза, находится именно в затылочной доле. Повреждение этой доли может вызвать проблемы со зрением, такие как трудности в распознавании объектов, текстов, а также неспособность различать цвета.

Ствол мозга

Ствол мозга состоит из так называемых заднего мозга и среднего мозга. Задний мозг, в свою очередь, состоит из продолговатого мозга, варолиева моста и ретикулярной формации.

Задний мозг

Задний мозг является структурой, соединяющей спинной мозг к головному мозгу.

  • Продолговатый мозг расположен прямо над спинным мозгом и контролирует многие жизненно важные функции вегетативной нервной системы, включая частоту сердечных сокращений, дыхание и кровяное давление.
  • Варолиев мост соединяет продолговатый мозг с мозжечком и помогает в координации движения всех частей тела.
  • ретикулярная формация является нейронной сетью, расположенной в продолговатом мозге и способствующей контролю таких функций, как сон и внимание.

Средний мозг

Средний мозг является самой маленькой областью головного мозга, которая действует как своего рода ретрансляционная станция для слуховой и зрительной информации.

Средний мозг контролирует многие важные функции, включая зрительную и слуховую системы, а также движение глаз. Части среднего мозга, называемые как «красное ядро» и «чёрное вещество», участвуют в контроле движения тела. Чёрное вещество содержит большое количество дофамин-продуцирующих нейронов, расположенных в нём. Дегенерация нейронов в чёрном веществе может привести к болезни Паркинсона.

Мозжечок

Мозжечок, также называемый иногда как «малый мозг», лежит на верхней части варолиева моста, за стволом мозга. Мозжечок состоит из небольших долей и получает импульсы от вестибулярного аппарата, афферентных (сенсорных) нервов, слуховой и зрительной систем. Он участвует в координации движения, а также отвечает за память и способность обучения.

Таламус

Расположенный над стволом мозга таламус обрабатывает и передаёт моторные и сенсорные импульсы. По существу, таламус является ретрансляционной станцией, принимающей сенсорные импульсы и передающей их в кору головного мозга. Кора головного мозга, в свою очередь, также отправляет импульсы в таламус, который затем посылает их в другие системы.

Гипоталамус

Гипоталамус представляет собой группу ядер, расположенных вдоль основания мозга рядом с гипофизом. Гипоталамус соединяется со многими другими областями мозга и отвечает за контроль голода, жажды, эмоций, регулирования температуры тела и циркадных (циркадианных) ритмов. Гипоталамус также контролирует гипофиз путём секреции гормонов, позволяющих гипоталамусу осуществлять контроль над многими функциями организма.

Лимбическая система

Лимбическая система состоит из четырёх основных элементов, а именно: миндалины, гиппокампуса, участков лимбической коры и септальной области мозга. Эти элементы образуют связи между лимбической системой и гипоталамусом, таламусом и корой головного мозга. Гиппокампус играет важную роль для памяти и способности обучения, в то время как сама лимбическая система является центральным звеном в контроле эмоциональных реакций.

Базальные ганглии

Базальные ганглии представляют собой группу больших ядер, частично окружающих таламус. Эти ядра играют важную роль в контроле движения. Красное ядро и чёрное вещество среднего мозга также связаны с базальными ганглиями.

Головной мозг обзор

Кора головного мозга (см. верхний рисунок). Этот отдел головного мозга, который в свою очередь, подразделяется на: затылочную долю, височную долю, теменную долю и лобную долю. Здесь расположены участки, отвечающие за деятельность таких функций организма, как зрение, речь, слух и т.д. Некоторые из этих участков отвечают сразу за несколько функций. А теперь рассмотрим подробней основные отделы головного мозга (см. нижний рисунок):

1)Передний мозг – связан с важнейшими умственными процессами, такими как мышление, планирование и принятие каких-либо решений. Гиппокамп отвечает за функционирование памяти. Таламус же служит как ретранслятор всей поступающей в мозг информации. Ну а нервные клетки, расположенные в гипоталамусе обрабатывают информацию, поступающую от вегетативной нервной системы (таким образом, служа проводником для регулятивных систем организма) и затем подают организму сигналы к какому-либо действию.

2)В среднем мозге расположены две маленьких возвышенности – иначе говоря, колликулы. Колликулы – скопления клеток, передающие информацию от органов чувств в мозг.

3)Задний мозг состоит из варолиева моста и продолговатого мозга, контролирующих процесс дыхания и сердцебиение; и мозжечка, который отвчает за движение и когнитивные процессы связанные с точным контролем временни.

Ежегодные расходы на лечение заболеваний нервной системы и головного мозга (опрос проводился среди жителей США):

В нашей стране, к огромному сожалению, этим заболеваниям не уделяется должного внимания и подобная статистика недоступна, но очевидно, что они есть и необходимо заниматься этими вопросами.

Нейрон – основная «рабочая сила» человеческого мозга. Первоочерёдная функция нейронов – передавать информацию в другие нервные клетки, мышцы или в железистые клетки. Множество взаимосвязанных друг с другом нейронов формируют саму структуру мозга. В среднем, человеческий мозг содержит от одного до ста миллиардов нервных клеток (этот показатель может варьироваться в зависимости от многих факторов).

Нейрон состоит из: тела клетки, дендритов, а также аксона. Тело клетки состоит из ядра и цитоплазмы. Аксон, получивший электрический импульс, вырывается за пределы тела клетки и в большинстве случаев устанавливает взаимосвязь с нервными окончаниями.Дендриты также выходят за пределы тела клетки, после чего они принимают информацию, исходящую от других нервных клеток. Синапс – область контакта нервных клеток между собой или с иннервируемыми ими тканями. Формируясь из остатков аксонов, полученных от других нервных клеток, синапс полностью покрывает собой тело клетки и дендриты. Нейронный сигнал представляет собой передачу аксоном электрических импульсов, чья протяжённость может колебаться от пары сантиметров до одного метра и более. Многие аксоны также покрыты оболочкой из миелина, который служит как катализатор процесса передачи информации. Состав этой оболочки может варьироваться в зависимости от местонахождения самой нервной клетки: к примеру, в головном мозге эту оболочку составляют так называемые олигодендроциты, а в периферической нервной системе – шванновские клетки (или нейролеммоциты). Также нервные импульсы влекут за собой цикличное открытие и закрытие ионных каналов (проницаемых водонаполненных образований), благодаря чему ионы (заряженные атомы) и меньшие частицы могут двигаться не только в пределах клетки, но и выходить за её пределы. А затем поток ионов создаёт небольшой поток электичества, который влечёт за собой незначительные изменения в клеточной мембране.

Нейроны могут вырабатывать электричество главным образом благодаря тому, что их внутренняя и внешняя часть имеют различную полярность. Когда возникает электрический импульс, то смена полярности с отрицательной на положительную влечёт за собой накопление электрического заряда в клеточной мембране. Это явление уже вошло в науку под названием «потенциал действия». Затем, накопленный импульс со скоростью околокилометров в час проходит через мембрану.

Пройдя через мембрану и достигнув границы аксона, электрический заряд стимулирует выброс нейротрансмиттеров (вырабатываемые организмом вещества, незаменимые в большинстве процессов жизнедеятельности). Нейротрансмиттеры, как правило, выбрасываются в районе нервных окончаний. Затем они прицепляются к поверхности какой-либо клетки так, чтобы могли перемещаться вместе с ней. Чаще всего в качестве своей «жертвы» они избирают нервную клетку, но бывает и так, что это оказывается железистая клетка или часть мышечной ткани. Рецепторы клетки служат своего рода «выключателем». За каждым из них закреплён свой чётко обозначенный участок головного мозга, который может совершенно по-разному реагировать на рецепторы, в зависимости от того, какой из нейротрансмиттеров они несут. То, как нейротрансмиттеры попадают на этот самый участок, можно сравнить с тем, как ключ открывает замок. Когда трансмиттер наконец окажется на месте, он тут же вызывает реакцию, которая может быть разной: накопление потенциала действия, сокращение определённой мышцы или группы мышц, стимуляция выработки ферментов или временное блокирование выброса нейротрансмиттеров.

В целом, понятие «нейротрансмиттеры» и то, как они появляются и какие функции выполняют в нашем организме – один из основных и наиболее тщательно исследуемых разделов нейрологии.

Поведение нейротрансмиттеров главным образом изучается у животных, но учёные уверены, что сделанные в этой области открытия смогут найти применение и для людей – к примеру, помогут выявить (и в дальнейшем устранить) причины возникновения болезни Альцгеймера или болезни Паркинсона. Изучая циркуляцию различных химических веществ в организме, можно узнать и понять очень многое: как работает наша память, почему у нас такая высокая сексуальная потребность, как ментальные заболевания или расстройства проявляются в организме и т.д.

Нейротрансмиттеры и нейромодуляторы.

ACh формируется на концевых участках аксона (также называемых «аксонные терминали»). Когда потенциал действия (импульс, описанный выше) достигает нервных окончаний, происходит массовый выброс заряженных ионов кальция, после чего ацетилхолин проходит сначала через синапс, а затем присоединяется к рецепторам клетки. Находясь в мышечных тканях, ACh стимулирует циркуляцию натрия, что вызывает сокращение мышц. Затем ацетилхолин расщепляется другим веществом, называемым «Ацетилхолинэстераза» (AChE), после чего повторно синтезируется вновь. Существуют также антитела, блокирующие клеточные рецепторы, к которым присоединяется ACh. Доказано, что эти антитела вызывают бульбоспинальный паралич – болезнь, характеризующуюся повышенной утомляемостью и слабостью мышц.

Намного в меньшей степени изучена циркуляция ацетилхолина в головном мозге. Но, как показали недавние исследования в этой сфере, ацетилхолин является неотъемлемой частью таких явлений, как память, внимание и сон. Первичная цель учёных на настоящий момент – найти способы регенерации нервных клеток, контролирующих выброс ацетилхолина (а именно отсутствие этих клеток приводит к болезни Альцгеймера). Используемые в медицине препараты для излечения болезни Альцгеймера препятствуют действию ацетилхолинэстеразы и таким образом предотвращают снижение уровня ацетилхолина в организме.

Аминокислоты – «строительные блоки», расположенные по всему телу, в том числе и в головном мозге. Определённые виды аминокислот также могут выполнять функции нейротрансмиттеров.

Трансмиттеры глицин и гамма-аминомасляная кислота предотвращают отмирание нервных клеток. Эффект гамма-аминомасляной кислоты можно усилить при помощибензодиазепинов или противосудорожных препаратов. В ходе болезни Хантингтона концентрация гамма-аминомасляной кислоты в организме снижается, отчего, в свою очередь, ухудшается координация движений.

Глутамат и аспартат в организме выполняют функцию возбудителей. Они активируют различные рецепторы, в том числе и N-метил- D-аспартиновые (NMDA) рецепторы, которые отвечают за множество процессов, протекающих в организме – начиная от процесса обучения и развития памяти, и заканчивая развитием нервной системы в целом. Стимуляция NDMA-рецепторов влечёт за собой существенные изменения в головном мозге, однако избыточная стимуляция может нанести непоправимый вред организму – вплоть до уничтожения нервных клеток.

NDMA-рецепторы, их функционирование, структура, расположение в организме – всё это активно изучается учёными и по сей день. Для лечения различных расстройств как неврологического, так и психиатрического характера, уже разрабатываются лекарственные препараты, способные стимулировать или, наоборот, блокировать работу NDMA-рецепторов.

Катехоламины. Дофамин и норэпинефрин – неотъемлемые составляющие как головного мозга, так и периферической нервной системы. Дофамин в основном содержится в трёх участках головного мозга: в контролирующем движения организма участке, в вызывающем внешние проявления симптомов психического заболевания участке и в контролирующем гормональный отклик участке. Первый из этих участков непосредственно связан с возникновением различного рода заболеваний, как показали последние научные исследования. Симптомы болезни Паркинсона (дрожание в мышцах, потеря гибкости, затруднённые движения) проявляются как раз из-за недостатка дофамина в головном мозге. Учёными-медиками было сделано открытие: воздействие налеводопу (т.е. вещество, из которого состоит дофамин) благотворно влияет на страдающих болезнью Паркинсона, давая больным возможность более свободно двигаться и ходить.

Второй из вышеотмеченных участков (вызывающий внешние проявления симптомов психического заболевания) играет, помимо всего прочего, огромную роль в работе сознания и проявлении эмоций. Научно доказано, что шизофрения непосредственно связана с нарушениями работы этого участка. Хотя препараты, блокирующие излишнюю выработку дофамина довольно-таки успешно справляются со своей задачей – устранить симптомы психического заболевания – лучше всё-таки изучить проблему «изнутри». Детальное изучение дофамина помогает учёным лучше понять саму природу психических заболеваний.

И наконец, дофамин, содержащийся в третьем участке мозга (контролирующем гормональный отклик), контролирует работу эндокринной системы. Благодаря ему гормоны вырабатываются в гипоталамусе и затем накапливаются в гипофизе, чтобы по мере надобности быть выпущенными в кровь.

Нервные волокна, содержащие норэпинефрин, находятся за пределами головного мозга. Недостаточная или избыточная концентрация этого вещества, помимо болезней Альцгеймера и Паркинсона, также ведёт к корсаковскому синдрому (также называемому «дизнойя Корсакова») – болезнью, носящую те же симптомы, что и хронический алкоголизм. По мнению учёных, норэпинефрин также может влиять на процесс обучения и память. Также при помощи норэпинефрина симпатическая нервная система регулирует сердцебиение и кровяное давление. В ходе сильного стресса органы симпатической системы и надпочечники немедленно активизируются, начиная вырабатывать этот гормон.

Серотонин. Этот нейротрансмиттер находится не только в головном мозге, но также и за его пределами – в основном в тромбоцитах и в желудочно-кишечном тракте. Расположенный в головном мозге серотонин отвечает за такие процессы и чувства, как сон, настроение, страхи и депрессии. Учёными установлено, что вещества, схожие по строению с серотонином (к примеру, флуоксетин), могут так же, как и он, избавлять от симптомов депрессии и постоянного нервного напряжения.

Пептиды. Пептиды – это связанные между собой цепи аминокислот. Их не следует путать с протеинами – протеины имеют более обширную и более сложную структуру.

В 1973 году учёными была обнаружена область головного мозга, вырабатывающая опиаты. Это позволило сделать вывод о том, что человеческий мозг может вырабатывать вещества, оказывающие примерно такое же воздействие, что и опиум. Спустя некоторое время в ходе научного исследования был обнаружен опиат, напоминающий по своей структуре морфий (разновидность опиума, используемая ранее в медицине как обезболивающее). Это вещество получило название «энкефалин» (название буквально переводится как «в голове»). Немногим позже были открыты эндорфины – ещё один вид опиатных пептидов (слово «эндорфин» образовано от «эндогенный морфин»). Подобно морфию, эндорфины утишают боль и вызывают сонливость.

Пока ещё точно не известно, какой цели служат опиатные пептиды в нашем организме. Предположительно, они вырабатываются мозговыми клетками в моменты сильного стресса, чтобы облегчить боль и помочь адаптироваться к стрессовой ситуации, чтобы как можно быстрей преодолеть её. Если эта гипотеза верна, то она объясняет, почему травмы, полученные в ходе стресса или, например, драки, замечаются нами порой только спустя несколько часов – нервные клетки под действием эндорфинов не воспринимают сигналы о боли, полученные от органов чувств.

Опиаты неразрывно связаны с участками головного мозга, которые активируются поступающими сигналами о боли или физических травмах. Сигналы о боли передаются вцентральную нервную систему (головной и спинной мозг) при помощи миелированных волокон, главным образом класса «С» (миелированные волокна подразделяются на несколько классов в зависимости от выполняемых функций; помимо С- волокон также существуют A?-волокна, A?-волокна и т.д.). Как показали недавние открытия учёных, в С-волокнах содержится так называемое «вещество Р» - именно из-за него мы чувствуем жгучую боль при травме или во время болезни. Вещество Р вырабатывается в организме под воздействием капсацина (который, кстати, входит в состав острого перца чили).

Трофические факторы. В ходе научных исследований учёными были открыты протеины микроскопических размеров, которые, как оказалось, очень важны для развития и функционирования определённых групп нейронов. Эти протеины вырабатываются в головном мозге и никогда не покидают его пределов. Также учёными был открыт генетический код, влияющий на то, к каким из нервных клеток могут присоединяться эти протеины, а к каким – не могут. Это открытие позволило науке сделать огромный шаг к пониманию того, что собой представляют трофические факторы. Также благодаря этому открытию в будущем можно будет разработать новые методы лечения различных отклонений в работе головного мозга и таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона.

Гормоны. Эндокринная система, подобно нервной системе, служит также в качестве коммуникационной системы нашего организма. Гормоны выполняют в эндокринной системе примерно ту же функцию, что и нейротрансмиттеры выполняют в нервной системе. В нашем организме насчитывается множество источников гормонов: поджелудочная железа, почка, сердце, надпочечники, гонады, щитовидная и околощитовидная железа, вилочковая железа и т.д. Но основную роль в эндокринной системе выполняет гипофиз, направляющий поток гормонов в кровь. Эндорфины, выбрасываемые гипофизом в кровь, также могут функционировать в качестве гормонов. Эндокринная система отвечает за множество естественных процессов и потребностей человеческого организма: секс, эмоции, реакция на стресс, а также рост, размножение, метаболизм и т.д. Благодаря гормонам, наш мозг становится «пластичным», т.е. может быстро реагировать на любые внешние раздражители.

Существуют две группы гормонов: тироидные и стероидные. Стероидные гормоны, в свою очередь, подразделяются на шесть видов – андрогены, эстрогены, прогестины, глюкокортикоиды, минералокортикоиды и витамин D. Рецепторы гормонов расположены во многих органах человеческого тела, но наибольшее их количество находится в головном мозге. Как тироидные, так и стероидные гормоны способны соединяться с протеинами, которые, в свою очередь, связываются с ДНК и воздействуют на генную структуру организма. Изменения в генной структуре влекут за собой изменения в клеточной структуре организма и затрагивают многие процессы, протекающие в ней.

А вообще, головной подвергается влиянию не только тех гормонов, о которых было рассказано выше. Наряду с ними существуют метаболические гормоны, такие какинсулин (известный также как «гормон роста»), грелин и лептин. Этот вид гормонов влияет на активность нервной системы, а также на её структуру.

В моменты стресса или нарушения наших «внутренних часов» гормоны незамедлительно поступают в кровь, а затем уже распределяются по всему организму. Попадая в головной мозг, гормоны стимулируют выработку продуктов генов, которые могут, во-первых, служить в качестве синаптических нейротрансмиттеров, а во-вторых, воздействуют на структуру мозговых клеток.

В результате чего структура самого мозга также меняется – как говорится, «медленно, но верно». Также наш мозг приспосабливается к постоянной меняющейся обстановке вокруг нас. Гормоны незаменимы в ходе этой адаптации, а также защите от возможных стресс-факторов. Однако гормоны стресса - к примеру глюкокортикоид кортизол – также могут существенно повлиять на фундаментальные процессы головного мозга, включая и процесс обучения. Сильный и продолжительный стресс может нанести необратимый вред головному мозгу.

Возьмём процесс размножения у женщин как пример, чтобы на нём показать как гормоны циркулируют по нашему телу и к каким результатам это приводит. Нервные клетки гипоталамуса вырабатывают гонадолиберин – пептид, воздействующий на клетки гипофиза. Затем, и в женском, и в мужском организме вырабатываются два гормона:фолликулостимулирующий гормон (также называемый «пролан А» или «ФСГ») илютеинизирующий гормон («пролан Б», «ЛГ»). Далее, в мужском организме эти два гормона циркулируют к яичкам, где они высвобождают мужской гормон тестостерон (андроген), направляя его в кровь. В женском организме ФСГ и ЛГ воздействуют на яичники, в результате чего выделяются женские гормоны – эстроген и прогестерон. Тестостерон, эстроген и прогестерон часто называют «гормоны секса».

Повышенный уровень тестостерона у мужчин или эстрогена и прогестерона у женщин также влечёт за собой изменения в клеточной структуре, вызывая более высокую сексуальную активность. Гормоны секса также воздействуют на многие функции нашего организма: внимание, настроение, память, боль и т.д. «Половая принадлежность» головного мозга определяется тем, какие гормоны воздействовали на него в большей степени во внутриутробном и послеродовом периоде его развития, хотя последние научные изыскания выявили зависимость также от количества генов в Y-хромосоме. Тем не менее, учёными было обнаружено множество существенных физических различий между мозгом мужчины и мозгом женщины. К примеру, у них различна структура и размер нейронных соединений гипоталамуса, а также коры и гиппокампа.

Половая принадлежность – это далеко не только сексуальное поведение и различия в процессе размножения. Она затрагивает множество участков головного мозга и большинство его функций, начиная от способов восприятия болевых ощущений и реакции на стресс до выработки стратегий для решения какой-либо когнитивной задачи. Но, хотя различия и существует, всё же справедливо будет отметить, что между мозгом мужчины и мозгом женщины больше сходств, чем различий.

Также исследования в области анатомии выявили, что существуют различия между мозгом людей традиционной сексуальной ориентации и нетрадиционной. Основываясь на этом, можно сделать вывод о том, что гормоны и гены, воздействующие на организм человека в самом начале его развития формируют также и сексуальную ориентацию и вообще всё, что может быть обобщено словом «сексуальный», но об этом судить пока рано: учёные всё ещё пытаются найти последние недостающие фрагменты в этой мозаике.

Газы. Доказано, что газы также могут служить в качестве нейротрансмиттеров. Тем не менее, эти два газа – оксид азота и моноксид углерода (угарный газ) функционируют не совсем в точности так же, как и нейротрансмиттеры. Благодаря их структуре они не скапливаются в каком-либо определённом участке организма. Они вырабатываются при помощи ферментов, которые по мере надобности производятся нервными клетками. Газы не задействуют рецепторы, как это делают обычные нейротрансмиттеры. Они просто проникают в соседние клетки и уже находясь в них действуют на различные их участки или на ферменты, содержащиеся в них.

Хотя роль моноксида углерода в организме ещё до конца не изучена, уже научно подтверждено, что оксид азота выполняет сразу несколько функций. К примеру, благодаря циркуляции оксида азота мужчины могут испытывать эрекцию. Находясь в нервных окончаниях кишечника, он регулирует процесс пищеварения. Находясь в головном мозге, он контролирует работу циклического гуанозинмофосфата. Вред, наносимый нервным клеткам в ходе сильного стресса из-за избыточной концентрации вырабатываемого глутамата, также может иметь связь с оксидом азота.

В активации вторничных мессенджеров непосредственное участие принимаетаденозинтрифосфат (АТР) – химический источник энергии клеток, который есть во всех клетках организма. АТР, как правило, расположен в цитоплазме.

Здесь неплохо было бы привести пример. Выстроим последовательность событий:

1)норэпинефрин присоединяется к нейрону;

2)активированный рецептор нейрона, в свою очередь, вовлекает G-белок в клеточную мембрану;

3)уже находясь внутри клеточной мембраны, G-белок заставляет ферментАденилатциклазу трансформировать АТР в циклический аденозинмонофосфат (цАМФ);

4)вторичный мессенджер цАМФ воздействует на множество внутриклеточных процессов: начиная от изменений в работе ионных каналов и заканчивая изменениями в структуре генов в белке (естественно, при этом он продолжает выполнять свою роль передатчика).

Также считается, хоть и не доказано, что вторичные мессенджеры также играют роль в выработке и последующему выбросу нейротрансмиттеров, а также в межклеточных циркуляциях различного рода.

Сюда же стоит добавить участие вторичных мессенджеров в процессе метаболизма головного мозга и в таких процессах, как рост и развитие организма. Также стоит отметить, что воздействие мессенджеров на генную структуру клеток может привести к долговременным изменениям клеточной структуры, а как следствие – и поведения самого организма в целом.

  • Здоровье мозга
  • Основные понятия
  • Питание
  • Физическая активность
  • Умственные упражнения
  • Социализация
  • Духовность
  • О мозге
  • Стресс
  • Думайте по-новому
  • Занимайтесь музыкой
  • Новости
  • Головной мозг обзор
  • О компании
  • О компании
  • Новости

Отделы головного мозга человека - составляющие одной "команды". Важен вклад каждого участника игры, иначе не получится слаженной работы - и мы не сможем быть самими собой. Такое происходит, когда человек получает травмы мозга. Именно так ученые и установили функции различных отделов мозга - по наблюдениям за пациентами неврологов. Хотя мозг очень пластичный орган, поврежденные области могут восстанавливать свои функции за счет других отделов.

Итак, на какие составные части делится наш мозг? Каковы основные отделы Западные ученые выделяют ромбовидный и неокортекс. Рассмотрим подробнее эти отделы.

Ромбовидный мозг

Это наиболее древняя область мозга, она еще называется мозгом рептилий. То есть он общий для большинства эволюционно совершенных видов. Он отвечает за самые базовые функции организма человека. Ромбовидный мозг состоит из продолговатого мозга, моста и мозжечка. Что они делают в организме? Об этом речь далее.

Продолговатый мозг занимается автоматическими функциями вашего тела, здесь есть центры дыхания, пищеварения и регуляции сокращениями сердца. Поэтому если этот отдел мозга травмируется, человека почти невозможно спасти.

Мост определяет уровень нашей бодрости и продуктивности работы, также он передает сенсорные впечатления выше в мозг. От состояния этой части мозга зависит наша работоспособность.

Мозжечок традиционно считается главным органом, который занимается а также моторной памятью.

Лимбическая система

Эта часть мозга называется эмоциональным мозгом или древним мозгом млекопитающих. Здесь живут наши чувства, тут начинается память. В этом отделе мозга память и эмоции комбинируются, влияя на наше поведение и повседневное принятие эмоционально окрашенных решений. Здесь рождаются ценностные суждения. Эта часть мозга решает, что значимо, а что нет: происходит фильтрация информации. Входящие в нее отделы головного мозга отвечают за спонтанность и креативность.

Миндалевидное тело отвечает за накопление эмоционально окрашенной информации. Особенно важно ее участие в формировании эмоции страха. Дает команду выбрасывать стрессовые гормоны, заставляет потеть наши руки, а сердце - сокращаться чаще и чаще.

Гиппокамп занимается памятью и немножко обучением в целом. Он готовит информацию для передачи в долговременную память, помогает нам понимать пространственные взаимоотношения и интерпретировать приходящие сигналы от

Гипоталамус - эндокринный мозг, тесно связан с гипофизом. Он занимается суточными ритмами (отвечает за желание поспать подольше, а также будит нас на следующий день), поддержанием постоянства среды организма, управляет желанием подкрепиться, поддержанием баланса жидкостей.

Таламус - пункт сбора информации от всех нижележащих структур, в том числе о состоянии тела и различных ощущениях.

Неокортекс

Это самое совершенное формирование в головном мозге, самое эволюционно новое. Его называют рациональный мозг из-за чрезвычайной значимости для интеллектуальной функции человека. Кора мозга (неокортекс) делится на два полушария. Они контролируют противоположные стороны тела. В каждом из них выделяют различные функции.

Лобная доля - самый большой «начальник» головного мозга. Она не позволяет человеку быть импульсивным, тормозит влечения, отвечает за анализ и планирование, у людей с ее нарушениями также изменяются такие сложные формы поведения, как Без нормальной функции этой доли невозможны альтруизм и эмпатия.

Теменная доля - центр, который позволяет нам обрабатывать ощущения от кожи и внутренних органов, в том числе болевые. Также помогает вычислить скорость объектов, задействована в узнавании и пространственной ориентации.

Височная доля обрабатывает звуковые восприятия. Здесь находится зона Вернике, которая позволяет нам распознавать речь.

Затылочная доля воспринимает и обрабатывает зрительную информацию, задействована в некоторых формах

Мозолистое тело соединяет два полушария воедино.

Как видите, отделы головного мозга тесно связаны и выполняют разнообразные функции, но все они необходимо для того, чтобы мы могли выполнять привычные нам действия. Удачи в обучении!

Головной мозг человека до сих пор остается загадкой для всего человечества. Уникальный орган по своему строению и своей роли в жизни человека отвечает за все основные возможности: дышать, двигаться, думать, слышать, видеть и, наконец, говорить. Несмотря на огромное количество вопросов, некоторые тайны ученым удалось разгадать, в том числе определить, какая часть мозга отвечает за речь.

Строение головного мозга

Всем известно, что если головной мозг перестает функционировать, то человек не реагирует ни на какие внешние факторы, не проявляет никакой активности, превращается в «овощ». По своему строению мозг симметричен и состоит из правого и левого полушарий.

Споры ученых не утихают, однако некоторые факты доказаны и утверждены.

Важные факты:

  1. Мозг человека состоит из 25 миллиардов нейронов.
  2. Мозг взрослого человека составляет около 2 % от массы тела.
  3. Орган состоит из трех оболочек: твердая, мягкая, паутинная. Оболочки выполняют главную - защитную функцию.

С точки зрения анатомии мозг состоит из следующих частей:

  1. Продолговатый мозг. Отвечает за вегетативные функции.
  2. Средний мозг. Контролирует рефлексы на внешние раздражители.
  3. Задний мозг. Отвечает за координацию движений.
  4. Промежуточный мозг. Включает в себя центры чувств (голод, жажда, насыщение, регуляция сна).
  5. Передний мозг. Самая большая часть, которая покрыта бороздами (извилинами). Обеспечивает более совершенную работу мозга.

Функции головного мозга

Перечислить все функции практически невозможно. Зоны головного мозга отвечают за все действия человека в повседневной жизни.

Основные функции:

  1. Разумная функция, или мышление человека.
  2. Обработка внешних сигналов, которые координирует вкус, зрение, слух, обоняние.
  3. Управление психологическим состоянием, эмоциями.
  4. Регуляция основных движений, рефлекторная функция.

В обычной жизни человек не задумывается, почему поступает так или иначе. Ответственность за все действия несет головной мозг.

Отделы

Если углубляться в тему, чтобы определить, какая часть мозга отвечает за речь, необходимо знать, из каких основных отделов состоит этот орган человека. Их принято называть долями. Строение и функции головного мозга играют важнейшую роль в жизни каждого из нас.

В человеческом мозге выделяют следующие доли:

  1. Лобная.
  2. Височная.
  3. Теменная.
  4. Затылочная.

Отдельно от строения и функций больших полушарий головного мозга выделяют мозжечок, который отвечает за координацию тела в пространстве, и гипофиз, который регулирует выработку гормонов.

Не во всех случаях ученые едины во мнении, какая часть за что отвечает. Это говорит в первую очередь о большом недостатке знаний о зонах головного мозга и о несовершенстве современной медицины.

Лобная доля

Возвращаясь к вопросу, какая часть мозга отвечает за речь, необходимо остановиться на изучении лобной доли. В первую очередь существует утверждение, что за способность говорить несет ответственность левое полушарие головного мозга. Здесь находятся речевые центры.

Лобная часть больших полушарий мозга несет огромное значение в повседневной жизни человека. Она отвечает за:

  1. Характер мышления.
  2. Процесс мочеиспускания.
  3. Поддержание тела в вертикальном состоянии.
  4. Мотивацию и контроль поведения.
  5. Речь и почерк.

Лобная доля берет на себя ответственность за смысловое построение речи человека.

Височная доля

Роль этой части головного мозга не столь обширна, но гораздо более узконаправлена. находятся как в левом, так и в правом полушариях головного мозга, что откладывает отпечаток на их основные функции.

Левая височная доля отвечает за:

  1. Восприятие звуковой информации.
  2. Кратковременную память.
  3. Подбор слов во время разговора (роль в формировании речи).
  4. Синтез зрительной и слуховой информации.
  5. Взаимодействие музыки и эмоций.

Права височная доля несет ответственность за:

  1. Распознавание мимики.
  2. Восприятие ритма и музыкального тона.
  3. Восприятие интонации речи.
  4. Фиксация зрительных фактов.

Данная часть мозга позволяет человеку понять по интонации речи собеседника о его эмоциях и отношении к обсуждаемому вопросу.

Речевые центры головного мозга

Различные нарушения речи человека мотивировали ученых изучить, как влияет на данный факт работа головного мозга. Было определено, что существует несколько речевых центров, которые расположены преимущественно в левом полушарии. В совместном взаимодействии они поддерживают речь человека на должном уровне. Если хоть какая-то часть травмирована, то это непременно отразится на качестве и способности говорить.

Выделяют две основные речевые зоны мозга:

  1. Моторная зона.
  2. Сенсорная зона.
  3. Ассоциативный центр.

Каждая из них отвечает за четко определенные функции.

Функции

Моторная зона расположена в передней части лобной доли левого полушария, рядом с двигательным центром, который отвечает за мышечную деятельность. Основная функция моторной зоны (центр Брока):

  • Несет ответственность за двигательную способность языка. В случае каких-либо нарушений в этом отделе человек продолжает понимать речь, но не в состоянии ответить.

Сенсорная зона находится в задней части височной доли головного мозга. Главной задачей этого центра (центр Вернике) является:

  • Восприятие и хранение устной речи, как собственной, так и окружающих. Если в данной области происходят нарушения, то человек перестает воспринимать речь окружающих, хотя сам при этом сохраняет способность говорить, хоть и с дефектами.

Если по каким-то причина приходится удалить сенсорную речевую зону, то человек полностью теряет способность воспринимать и производить речь.

Ассоциативный речевой центр

Данная часть головного мозга развивается у человека не с рождения, а только к 2 годам жизни, когда ребенок начинает пытаться произносить осознанные фразы. Данная зона располагается в теменной части коры головного мозга и играет также одну из важнейших ролей в формировании речи человека.

Нарушения

Зная, какая часть мозга отвечает за речь, важно понимать, что мозг уязвим. Любые нарушения и повреждения не пройдут для человека бесследно. Врожденную способность к речи в человеке необходимо воспитывать и развивать с раннего детства.

Причины, которые провоцируют нарушения:

  1. Тяжелая беременность.
  2. Генетическая предрасположенность.
  3. Медленное развитие психики.
  4. Поражение слухового органа.
  5. Тяжелые заболевания и иные патологии.

Недостаточное внимание со стороны родителей, также непременно отражается на речевых способностях ребенка. В дальнейшем, чтобы установить причины нарушений, необходимы консультации как логопеда, так и психолога. Принято использовать классификацию О. Бадалян для описания и определения нарушений у детей.

Во взрослом возрасте самым распространенным фактором, нарушающим речь нормального человека, признан инсульт. Нередко после удара человек не в состоянии грамотно и полностью сформулировать фразу, мысли путаются либо не слушается язык. Это говорит о дизартрии. Такое поражение чаще всего легко поддается лечению.

Если возникает состояние афазии, то это влечет за собой системное поражение всего головного мозга. На фоне такой патологии страдает также и психологическое состояние пациента.

Вне зависимости от причин, которые повлекли за собой нарушение речевых способностей, человеку необходимо незамедлительно обратиться к врачу. Только специалист способен верно определить основную патологию и назначить лечение.

В головном мозге человека ученые выделяют три основные части: задний мозг, средний мозг и передний мозг. Все три хорошо просматриваются уже у четырехнедельного эмбриона в виде «мозговых пузырей». Исторически более древними считаются задний и средний мозг. Они отвечают за жизненно важные внутренние функции организма: поддержание тока крови, дыхание. За человеческие формы коммуникации с внешним миром (мышление, память, речь), которые будут нас интересовать в первую очередь в свете проблем, рассматриваемых в этой книге, отвечает передний мозг.

Чтобы понять, почему каждое заболевание по–разному сказывается на поведении больного, необходимо знать основные принципы организации головного мозга.

  1. Первый принцип состоит в разделении функций по полушариям – латерализации . Мозг физически разделен на два полушария: левое и правое. Несмотря на их внешнее сходство и активное взаимодействие, обеспечиваемое большим количеством специальных волокон, функциональная асимметрия в работе головного мозга прослеживается довольно четко. С одними функциями лучше справляется правое полушарие (у большинства людей оно отвечает за образно–творческую работу) , а с другими левое (связанное с абстрактным мышлением, символической деятельностью и рациональностью) .
  2. Второй принцип тоже связан с распределением функций по разным зонам мозга. Хотя этот орган работает как единое целое и многие высшие функции человека обеспечиваются согласованной работой разных частей, «разделение труда» между долями коры больших полушарий прослеживается довольно четко.

В коре головного мозга можно выделить четыре доли: затылочную, теменную, височную и лобную . В соответствии с первым принципом - принципом латерализации - каждая доля имеет свою пару.

Лобные доли можно условно назвать командным пунктом головного мозга. Здесь находятся центры, не столько отвечающие за отдельное действие, сколько обеспечивающие такие качества, как самостоятельность и инициативность человека, его способность к критической самооценке . Поражение лобных долей вызывает появление беззаботности, бессмысленных устремлений, переменчивости и склонности к неуместным шуткам. С утратой мотивации при атрофии лобных долей человек становится пассивным, теряет интерес к происходящему, часами остается в постели. Нередко окружающие принимают такое поведение за леность, не по - дозревая, что изменения в поведении есть прямое следствие гибели нервных клеток этой зоны коры головного мозга

По представлениям современной науки, болезнь Альцгеймера – одна из наиболее распространенных причин развития деменции – вызывается тем, что вокруг нейронов (и внутри них) формируются белковые отложения, которые препятствуют связи этих нейронов с другими клетками и приводят к их гибели. Поскольку эффективных способов препятствовать образованию белковых бляшек ученые не нашли, основным методом медикаментозной борьбы с болезнью Альцгеймера остается воздействие на работу медиаторов, обеспечивающих связь между нейронами. В частности, ингибиторы ацетилхолинэстеразы влияют на ацетилхолин, а препараты мемантина – на глу­тамат.окружающие принимают такое поведение за леность, не подозревая, что изменения в поведении есть прямое следствие гибели нервных клеток этой зоны коры мозга.

Важная функция лобных долей – контроль и управление поведением . Именно из этой части мозга поступает команда, препятствующая выполнению социально нежелательных действий (например, хватательного рефлекса или неблаговидного поведения по отношению к окружающим). Когда у дементных больных затронута эта зона, у них словно отключается внутренний ограничитель, препятствовавший ранее выражению непристойностей и употреблению нецензурных слов.

Лобные доли отвечают за произвольные действия , за их организацию и планирование, а также освоение навыков . Именно благодаря им постепенно работа, которая изначально казалась сложной и трудно выполнимой, становится автоматической и не требует особых усилий. Если лобные доли повреждены, человек обречен делать каждый раз свою работу будто впервые: например, распадается его умение готовить, ходить в магазин и т.п. Другой вариант нарушений, связанных с лобными долями, – «зацикленность» больного на производимом действии, или персеверация. Персеверация может проявляться как в речи (повторение одного и того же слова или целой фразы), так и в других действиях (например, бесцельное перекладывание предметов с места на место).

В доминантной (обычно левой) лобной доле много зон, отвечающих заразные аспекты речи человека, его внимания и абстрактного мышления .

Отметим, наконец, участие лобных долей в поддержании вертикального положения тела . При их поражении у больного появляется мелкая семенящая походка и согбенная поза.

Височные доли в верхних отделах обрабатывают слуховые ощущения, превращая их в звуковые образы. Поскольку слух – это канал, по которому человеку передаются звуки речи, височные доли (особенно доминантная левая) играют важнейшую роль в обеспечении речевой коммуникации. Именно в этой части мозга производится распознавание и наполнение смыслом обращенных к человеку слов, а также подбор единиц языка для выражения собственных смыслов. Недоминантная доля (правая у правшей) участвует в распознавании интонационного рисунка и выражения лица.

Передние и медиальные отделы височных долей связаны с обонянием . Сегодня доказано, что появление проблем с обонянием у пациента в пожилом возрасте может быть сигналом о развивающейся, но пока еще не выявленной болезни Альцгеймера.

Небольшой участок на внутренней поверхности височных долей, имеющий форму морского конька (гиппокамп), контролируетдолговременную память человека . Именно височные доли хранят наши воспоминания. Доминантная (обычно левая) височная доля имеет дело с вербальной памятью и названиями объектов, недоминантная используется для зрительной памяти.

Одновременное поражение обеих височных долей приводит к безмятежности, утрате способности узнавать зрительные образы и гиперсексуальности.

Функции, выполняемые теменными долями, отличаются для доминирующей и недоминирующей сторон.

Доминирующая сторона (обычно левая) отвечает за способность понимать устройство целого через соотнесение его частей (их порядок, структуру) и за наше умение складывать части в целое . Это относится к самым разным вещам. Например, для чтения необходимо уметь складывать буквы в слова и слова во фразы. То же с цифрами и числами. Эта же доля позволяет осваивать последовательность связанных движений , необходимых для достижения определенного результата (расстройство этой функции называется апраксией). Например, неспособность больного самостоятельно одеваться, часто отмечаемая у пациентов с болезнью Альцгеймера, вызвана не нарушениями координации, а забыванием движений, необходимых для достижения определенной цели.

Доминантная сторона также отвечает за ощущение своего тела : за различение его правой и левой частей, за знание об отношении отдельной части к целому.

Недоминантная сторона (обычно правая) – это центр, который, комбинируя информацию, поступающую из затылочных долей, обеспечивает трехмерное восприятие окружающего мира . Нарушение этой области коры приводит к зрительной агнозии – неспособности распознавать предметы, лица, окружающий пейзаж. Поскольку зрительная информация обрабатывается в мозге отдельно от информации, поступающей от других органов чувств, у больного в некоторых случаях есть возможность компенсировать проблемы зрительного распознавания. Например, пациент, не узнавший близкого человека в лицо, может узнать его по голосу при разговоре. Эта сторона также участвует в пространственной ориентации индивида: доминантная теменная доля отвечает за внутреннее пространство тела, а недоминантная за узнавание объектов внешнего пространства и за определение расстояния до этих объектов и между ними.

Обе теменные доли участвуют в восприятии тепла, холода и боли.

Затылочные доли отвечают за переработку зрительной информации . По сути, все, что мы видим, мы видим не глазами, которые лишь фиксируют раздражение воздействующего на них света и переводят его в электрические импульсы. Мы «видим» затылочными долями, которые интерпретируют поступающие от глаз сигналы. Зная об этом, необходимо отличать у пожилого человека ослабление остроты зрения от проблем, связанных с его способностью воспринимать предметы. Острота зрения (способность видеть мелкие объекты) зависит от работы глаз, восприятие – продукт работы затылочной и теменной долей мозга. Информация о цвете, форме, движении обрабатывается отдельно в затылочной доле коры, прежде чем будет принята в теменной доле для превращения в трехмерное представление. Для общения с дементными больными важно учитывать, что неузнавание ими окружающих объектов может вызываться невозможностью нормальной обработки сигнала в мозгу и никак не относится к остроте зрения.

Завершая короткий рассказ о мозге, необходимо сказать несколько слов о его кровоснабжении, так как проблемы в его сосудистой системе – одна из самых частых (а в России, возможно, самая частая из) причин наступления деменции.

Для нормальной работы нейронов им необходима постоянная энергетическая подпитка, которую они получают благодаря трем артериям, кровоснабжающим мозг: двум внутренним сонным артериям и основной артерии. Они соединяются между собою и образуют артериальный (виллизиев) круг, позволяющий питать все части головного мозга. Когда по какой–либо причине (например, при инсульте) кровоснабжение некоторых участков мозга ослабевает или совсем прекращается, нейроны гибнут и развивается деменция.

Нередко в научно–фантастических романах (да и в научно–популярных изданиях) работу мозга сравнивают с работой компьютера. Это не верно по многим причинам. Во–первых, в отличие от рукотворной машины, мозг сформировался в результате естественного процесса самоорганизации и ни в какой внешней программе не нуждается. Отсюда радикальные отличия в принципах его работы от функционирования неорганического и неавтономного прибора с вложенной программой. Во–вторых (и для нашей проблемы это очень важно), различные фрагменты нервной системы не соединены жестким способом, как блоки компьютера и протянутые между ними кабели. Связь между клетками несопоставимо более тонкая, динамичная, реагирующая на множество разных факторов. В этом сила нашего мозга, позволяющая ему чутко отзываться на малейшие сбои в системе, компенсировать их. И в этом же его слабость, так как ни один из таких сбоев не проходит бесследно, и со временем их совокупность снижает потенциал системы, ее способность к компенсаторным процессам. Тогда и начинаются изменения в состоянии человека (а затем и в его поведении), которые ученые называют когнитивными расстройствами и которые со временем приводят к такому заболеванию, как .

Популярные статьи

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома