Обеспечение охраны правопорядка. Другие (правоохранительные) органы обеспечения безопасности

Понятие обеспечения охраны правопорядка . Общая характеристика правопорядка в Российской Федерации. Правовые основы обеспечения охраны прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Система обеспечения охраны правопорядка. Принципы обеспечения охраны правопорядка. Силы и средства обеспечения охраны правопорядка.

Органы внутренних дел Российской Федерации. Задачи, функции, система и структура, правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел РФ, их полномочия и компетенция. Федеральные законы “О милиции”, “Об оперативно-розыскной деятельности”; УК РФ; УПК РФ; КоАП РФ; положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, о милиции общественной безопасности РФ, об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, постановления Правительства РФ о структуре милиции общественной безопасности и о структуре криминальной милиции. Основные направления и формы деятельности органов внутренних дел.

Система органов внутренних дел РФ: МВД Российской Федерации; Главные управления МВД России по федеральным округам; МВД республик, ГУВД или УВД краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; УВД на железнодорожном, воздушном, водном (речном и морском) транспорте (УВДТ); УВД на закрытых территориях и режимных объектах.

Службы Министерства внутренних дел РФ и его основных структурных звеньев: милиция общественной безопасности; криминальная милиция; следственный аппарат; экспертно-криминалистическая служба; федеральная миграционная служба; внутренние войска; информационно-аналитическая служба; служба тыла; образовательные и научно-исследовательские учреждения; другие службы, подразделения, предприятия, учреждения и организации.

Структурные подразделения Министерства внутренних дел РФ (департа-менты, следственный комитет, бюро, центры и др.).

Полномочия Министра внутренних дел РФ и первых руководлителей структурных звеньев системы органов внутренних дел РФ. Коллегии и оперативные совещания в системе органов внутренних дел РФ.

Милиция в системе органов внутренних дел Российской Федерации, ее задачи, функции, система, правовые основы организации и деятельности. Федеральный закон “О милиции”. Криминальная милиция и милиция общественной безопасности, их структура, полномочия и формы деятельности.

Структурные подразделения криминальной милиции, осуществляющие борьбу с экономическими и налоговыми преступлениями, с организованной преступностью, с другими видами преступлений, их задачи, функции, полномочия, правовые основы организации и деятельности.


Структурные подразделения милиции общественной безопасности, их задачи, функции, полномочия, правовые основы организации и деятельности.

Экспертно-криминалистическая служба органов внутренних дел, ее правовая основа, задачи, функции, система, компетенция, полномочия и формы деятельности.

Федеральная миграционная служба, ее задачи, функции, полномочия, система, правовые основы организации и деятельности.

Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, их правовая основа, задачи, функции, система, компетенция, полномочия и формы деятельности.

Службы тыла и кадрового обеспечения органов внутренних дел, образовательные и научно-исследовательские учреждения в системе МВД России.

Кадры органов внутренних дел и внутренних войск, их правовая защита, материальные и социальные гарантии.

Международная организация уголовной полиции (Интерпол): правовая основа, задачи, функции, структура и органы; советники; бюджет и ресурсы; отношения с другими организациями. Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпол при МВД Российской Федерации: правовая основа, задачи, функции, основные формы деятельности. Юридические результаты деятельности Интерпол и НЦБ Интерпол при МВД Российской Федерации

Органы по контролю за оборотом наркотических средствт и психотропных веществ, их задачи, функции, система и структура, правовые основы организации и деятельности. Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”; УК РФ; УПК РФ; КоАП РФ; Указы Президента РФ: “О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных чвеществ”; РФ “Вопросы совершенст-вования государственного управления в Российской Федерации”; “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”. Положение об органах по контролю за оборотом наркотитческих средств и психотропных веществ; ведомственные нормативные правовые акты об организации и деятельности органов по наркоконтролю. Основные структурные звенья системы: Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; главные управления по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по федеральным округам; региональные управления и управления РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по субъектам Российской Федерации.

Полномочия органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Полномочия Директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и первых руководлителей структурных звеньев системы по наркононтрлю. Коллегии и оперативные совещания в системе наркоконтроля.

Кадры органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их правовая защита, материальные и социальные гарантии.


Если для всей системы исполнительной власти характерна значительная информационная закрытость, то органы, обеспечивающие внутреннюю безопасность страны, традиционно выходят в этом отношении в лидеры. Из этого, однако, не следует, что они должны быть полностью закрытыми от общества и, следовательно, бесконтрольными.
Так, общественное мнение и общественная критика существенно влияют на эффективность как управленческой, так и административно-служебной деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности. Своевременное реагирование милиции на критические замечания и рациональные предложения, высказываемые гражданами в связи с ее деятельностью, способствует не только исправлению ошибок и предупреждению их нежелательных последствий, но и укреплению законности, служебной дисциплины, повышению ответственности сотрудников милиции. Для информирования населения о положении дел в сфере обеспечения общественной безопасности используются каналы «прямой» телефонной связи с гражданами, предусматриваются меры по улучшению пропаганды среди населения работы органов внутренних дел и общественных формирований по укреплению законности и правопорядка, охране прав, свобод и законных интересов граждан.
Органы внутренних дел, с учетом особенностей социально-экономического и культурного развития того или иного региона, сложившихся местных традиций, используют различные формы взаимодействия со средствами массовой информации, трудовыми коллективами, населением по месту жительства: регулярные встречи (брифинги, пресс-конференции, интервью) руководителей и ответственных работников органов внутренних дел различного уровня с представителями средств массовой информации, творческих союзов, органи
заций и населением для информирования их об особенностях оперативной обстановки, положительных результатах и имеющихся проблемах деятельности органов внутренних дел. Не менее важными являются выступления в центральной и местной печати, по радио, телевидению представителей органов внутренних дел по актуальным вопросам обеспечения общественной безопасности и укрепления законности.
Статья 21 Закона Российской Федерации «О безопасности» в общей форме предусматривает общественный контроль за деятельностью по обеспечению безопасности. Согласно данной статье общественные и иные объединения и организации, граждане Российской Федерации имеют право на получение ими в соответствии с действующим законодательством информации о деятельности органов обеспечения безопасности.
Согласно ст. 30 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» информация о служебно-боевой деятельности соединений, воинских частей (подразделений), военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск может предоставляться только с разрешения командира соответствующего соединения, воинской части (подразделения), начальника военного образовательного учреждения высшего профессионального образования или учреждения внутренних войск в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.
В судах неоднократно рассматривались дела, связанные с признанием недействительными различных положений нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. На одном из таких дел, касающемся процедуры рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах Федеральной службы безопасности, целесообразно остановиться подробнее.
Общероссийское общественное движение «За права человека» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействительным п. 3 Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности, утвержденной Приказом ФСБ России от 4 декабря 2000 г. № 613, поскольку оспариваемые положения Инструкции противоречат действующему законодательству и нарушают права граждан. Верховный Суд Российской Федерации не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно п. 3 Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах Федеральной службы безопасности обраще
ния, не содержащие личной подписи автора, его фамилии, имени и отчества, а также данных о месте его жительства (работы, учебы), признаются анонимными и не рассматриваются. Решение об этом принимает начальник органа безопасности или его заместители. Регистрация таких обращений осуществляется в порядке, установленном Инструкцией, после чего они уничтожаются, за исключением тех анонимных обращений, в которых содержатся признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также сведения о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших (такие анонимные обращения направляются для проверки в соответствующие подразделения органов безопасности либо по подследственности). Коллективными обращениями признаются обращения, поданные от имени двух и более лиц.
Как пояснили в суде представители ФСБ России, данное положение соответствовало действовавшему в то время Указу Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». При этом обязательное уничтожение анонимных обращений после их регистрации в полной мере соответствует конституционным требованиям о запрете на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и направлено на защиту прав и свобод граждан.
Из объяснений представителя ООД «За права человека» следует, что заявителя не устраивает сам факт регистрации анонимных обращений в органах безопасности, а также допущенные в п. 3 Инструкции исключения в отношении анонимных обращений, в которых содержатся признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также сведения о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, когда такие обращения не уничтожаются, а направляются для проверки в соответствующие подразделения органов безопасности либо по подследственности.
Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» обязывал государственные органы при рассмотрении обращений граждан внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости требовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, осуществлять другие меры для объективного разрешения вопроса, принимать обоснованные решения, обеспечивать своевременное и правильное их исполнение, сообщать гражданам в письменной или устной форме о принятых решениях. Согласно ч. 3 ст. 2 этого указа письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы, данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмот
рению не подлежит. Оспариваемые положения п. 3 Инструкции не предусматривают рассмотрение анонимных обращений.
По мнению Верховного Суда, факт регистрации анонимных обращений в органах безопасности и направление анонимных обращений, в которых содержатся признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также сведения о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, для проверки в соответствующие подразделения органов безопасности либо по подследственности не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав и свобод граждан.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1).
Согласно ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и ст. 10 Федерального закона «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» органы ФСБ осуществляют оперативнорозыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий названы в ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В частности, к ним относятся ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Учитывая, что положения оспариваемого нормативного акта не противоречат действующему законодательству, приняты ФСБ России в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают права и свободы граждан, Верховный Суд пришел к выводу, что заявление ООД «За права человека» не подлежит удовлетворению.

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институтКафедра «Уголовного процесса»Дисциплина «Правоохранительные органы в РФ» РЕФЕРАТ

по теме : «Обеспечение охраны правопорядка»

рядовой милиции

Ловин В.А.

Белгород - 2008

Литература: 1.Основная:

II .Дополнительная:

1. “О внутренних войсках МВД РФ” Федеральный Закон РФ от 6 февраля 1997 г.// СЗ. 1997. №6. Ст.711.

3. Положение о министерстве внутренних дел: Указ Президента РФ от 18 июля 1996 г.// СЗ. 1996 . №30. Ст.3605.

4. Положение о федеральной службе безопасности РФ: Указ Президента РФ от 6 июля 1998 г.// СЗ. 1998 . №28. Ст.3320.

5. Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ: Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г.// СЗ. 1993.г, №7. Ст.5б2.

Введение.

Конституция Российской Федерации исходит из того, что Россия будет развиваться эволюционным путем на базе согласия всех основных слоев общества при полном и безусловном соблюдении прав и свобод граждан, которые названы в ней высшей ценностью, с возложением на государство обязанности из признания, соблюдения и защиты (ст.2 Конституции РФ). Осуществлять защиту прав и свобод граждан вне общества невозможно, поэтому одной из задач правоохранительных органов является обеспечение охраны правопорядка.

На лекции будут рассмотрены вопросы, касающиеся охраны правопорядка, а также компетенция, структура органов, осуществляющих данный вид деятельности.

1. Обеспечение охраны правопорядка.

Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039, на МВД возлагаются следующие основные задачи:

Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

Организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

Руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;

Совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности и некоторые другие.

Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации. Основными структурными звеньями этой системы являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) и управления внутренних дел (УВД) краев, областей и других субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте (УВДТ, ОВДТ), управления и отделы 8 Главного управления внутренних дел (на режимных объектах), региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУБОП). Кроме того, в структуру МВД входят также Следственный комитет при МВД РФ, главные следственные управления, управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел субъектов Федерации, городов, районов, а также на транспорте, Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТ и ВС), образовательные учреждения (Академия управления, Санкт- Петербургский университет, институты, высшие школы, средние специальные учебные заведения), Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ) и другие научно-исследовательские учреждения, а также иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел. В систему МВД Российской Федерации входят и внутренние войска.

Правовой основой деятельности МВД являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, а также приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД РФ.

Свою деятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами уважения и соблюдения прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными объединениями, гражданами, средствами массовой информации.

В соответствии с возложенными задачами МВД РФ определяет основные приоритетные направления деятельности органов внутренних дел, разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования их деятельности, участвует в формировании и выполнении государственных федеральных целевых программ в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

МВД организует и проводит научные исследования проблем охраны общественного порядка, предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, безопасности дорожного движения и пожарной безопасности, деятельности внутренних войск в сложных условиях, опытно-конструкторские и проектно-технологические работы, обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта работы в деятельность органов внутренних дел.

В органах внутренних дел широко налажено обобщение практики применения законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции МВД, разрабатываются предложения по совершенствованию действующего законодательства, подготавливаются проекты нормативных актов, связанных с регулированием деятельности органов внутренних дел. Вышестоящие органы системы МВД организуют оказание подведомственным органам и подразделениям методической и практической помощи по всем вопросам, отнесенным к их компетенции.

Реализуя свои функции, МВД РФ организует в масштабах Российской Федерации: оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности, экспертно-криминалистическую деятельность органов внутренних дел; расследование преступлений (в форме дознания и предварительного следствия) по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает исполнение органами внутренних дел уголовно-процессуальных обязанностей. МВД осуществляет руководство криминальной милицией, милицией общественной безопасности и другими службами, в ходе, которого оказывает помощь подведомственным органам внутренних дел в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений; проводит в пределах компетенции органов внутренних дел работу по выявлению, раскрытию и расследованию тяжких преступлений, носящих межрегиональный характер или же имеющих особое общественное значение; осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотиков; участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, охране государственной границы, обеспечению безопасности представительств иностранных государств.

Министерством внутренних дел организуется на территории Российской Федерации розыск лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством; идентификация неопознанных трупов, розыск похищенного имущества. В необходимых случаях МВД координирует деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и иных правонарушений, охране общественного порядка.

Структурными подразделениями МВД обеспечивается выполнение требований паспортно-визовой и разрешительной систем, установление правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, ими осуществляются охрана объектов собственности по договорам, выдача разрешений (лицензий) на занятие частной детективной и охранной деятельностью и контроль за ней.

МВД Российской Федерации руководит отрядами милиции особого назначения (ОМОН), специальными моторизованными частями милиции; организует охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий республиканского масштаба. Министерство внутренних дел в необходимых случаях участвует наряду с другими компетентными органами в обеспечении (в соответствии с законом) правового режима чрезвычайного или военного положения в случаях их введения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях. МВД и его органы на местах участвуют в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии.

На Министерство внутренних дел возложено руководство Государственной противопожарной службой. МВД РФ обязано осуществлять оперативное управление силами и средствами органов внутренних дел, привлекаемыми для ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных событий (т. е. в особых условиях); организует на территории Российской Федерации работу по выявлению и устранению причин и условий пожаров, непосредственно организует тушение крупных пожаров.

Структурными подразделениями МВД осуществляется разработка правил, стандартов и иных нормативов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В пределах своей компетенции оно принимает меры по совершенствованию его организации и предупреждению дорожно-транспортных происшествий, реализации межправительственных соглашений о развитии международного автомобильного сообщения; организует работу по регистрации и учету автомототранспортных средств, выдаче удостоверений на право управления автомототранспортом; руководит Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Органы внутренних дел осуществляют деятельность по социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание и утративших социально полезные связи.

Работе по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений и правонарушений в значительной степени помогают формируемые и ведущиеся министерством общереспубликанские справочно-информационные фонды и учеты, автоматизированные банки данных (АБД), необходимые для эффективной деятельности органов внутренних дел. На это же направлена и организованная ведомственная статистика преступлений и административных правонарушений.

По вопросам организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью МВД налаживает и осуществляет контакты с правоохранительными органами зарубежных государств. С этой целью оно сотрудничает в установленном законом порядке с правительственными и правоохранительными органами зарубежных стран, а также с зарубежными и международными неправительственными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, участвует в подготовке проектов международных договоров и соглашений, организует их выполнение по вопросам, относящимся к ведению МВД.

МВД подчиняется Президенту Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией и законодательными актами Российской Федерации, а также Правительству Российской Федерации.

Министерство внутренних дел возглавляет министр, который, как и его заместители и главнокомандующий внутренними войсками, назначается и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по предложению Правительства РФ. Руководство конкретными направлениями деятельности МВД в соответствии с распределением функциональных обязанностей осуществляют заместители министра и главнокомандующий внутренними войсками.

В МВД образуется коллегия в составе министра, его заместителей, главнокомандующего внутренними войсками (по должности) и руководящих работников органов внутренних дел. Численность коллегии устанавливается Президентом РФ.

Состав коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждается Правительством РФ. Коллегией рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Решения коллегии принимаются большинством голосов и затем объявляются приказом министра внутренних дел Российской Федерации.

Решения, принятые на совместных заседаниях коллегий МВД и других министерств и ведомств Российской Федерации, объявляются совместными приказами министра внутренних дел и руководителей соответствующих министерств и ведомств.

2. Милиция, как составная часть ОВД: ее задачи, структура, права и обязанности.

Одним из основных структурных подразделений органов внутренних дел является милиция, осуществляющая охрану общественного порядка и борьбу с преступностью в Российской Федерации. Правовой основой ее деятельности является принятый 18 апреля 1991 г. Закон РСФСР «О милиции». В этом Законе впервые комплексно урегулирован правовой статус милиции, определены ее организационная структура, а также место и роль милиции в обществе и государстве. На уровне нормативного акта высшей юридической силы получили правовое регулирование общественные отношения, касающиеся правовой защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, всех видов собственности, а также интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. С принятием этого Закона в деятельности правоохранительных органов, и прежде всего милиции, произошел ряд кардинальных изменений. Принятие Закона о милиции, можно сказать, означает, что «процессы демократизации привели, наконец, к широкому осознанию давно уже признанного международным сообществом положения, в соответствии с которым должностные лица, стоящие на страже закона, должны быть свободны в своей деятельности от политических пристрастий, сохраняя при любых условиях "политический нейтралитет» и служа лишь закону и народу».

В Законе о милиции (ст. 2) в известной мере была воплощена идея де универсализации милиции, которая впоследствии нашла свое дальнейшее развитие в Федеральном законе от 31 марта 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции"», что в настоящее время позволило оставить за ней решение следующих задач:

Обеспечение безопасности личности;

Предупреждение и пресечение преступлений и административных
правонарушений;

Выявление и раскрытие преступлений;

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

Защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

Оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.

Решение первой задачи обеспечивается милицией в рамках предоставленных полномочий по предотвращению угрозы жизни, здоровью, достоинству и имуществу граждан. Такая угроза может возникнуть в результате каких-то или чьих-то противоправных действий либо проявления бездействия со стороны какого-то лица.

Выполняя вторую задачу, милиция призвана выявлять обстоятельства, причины и условия, способствующие совершению правонарушений, и в пределах своей компетенции принимать меры по их нейтрализации, ослаблению либо устранению. Эта задача предполагает также предотвращение замышляемых и подготавливаемых преступлений.

Очень важной и сложной является задача по обеспечению выявления и раскрытия преступлений. Выполняя эту задачу, милиция осуществляет деятельность, направленную на обнаружение, выявление преступлений, установление и розыск лиц, их совершивших, а также обеспечение возмещения причиненного в результате преступления материального ущерба и компенсации морального вреда.

Реализуя задачу по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, милиция призвана поддерживать установленный нормами права порядок отношений между людьми при их нахождении в различных местах; предотвращать или же снижать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, например, создаваемую каким-то источником повышенной опасности (оружие, автомототранспорт) либо возникшую в результате каких-то чрезвычайных событий (катастрофы, наводнения, крупные пожары, стихийные бедствия, аварии с тяжкими последствиями и др.).

В соответствии с Законом о милиции она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности, которые являются органами дознания.

Основными задачами криминальной милиции являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, т. е. наиболее опасных преступлений; организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Для решения указанных задач в составе криминальной милиции созданы и функционируют оперативно-розыскные подразделения: уголовного розыска; по борьбе с преступлениями в сфере экономики; экспертно-криминалистические. В состав криминальной милиции входят также специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью: Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) - в составе МВД РФ и региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУБОП)- в соответствующих регионах Российской Федерации. Компетенция этих подразделений смешанная, они осуществляют борьбу с преступлениями как по линии уголовного розыска, так и по линии борьбы с экономической преступностью.

Перечисленные подразделения призваны выполнять задачи, стоящие перед криминальной милицией, а в необходимых случаях оказывать помощь милиции общественной безопасности.

Начальники криминальной милиции назначаются на должность и освобождаются от нее начальником вышестоящего органа внутренних дел. Начальники криминальной милиции одновременно являются заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел. Криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета.

В связи с тем, что деятельность криминальной милиции направлена на достижение целей, выходящих за рамки местных интересов, и нуждается в независимости от местных влияний, закон вывел криминальную милицию из подчинения местным органам власти, сохранив ее подчинение и подконтрольность только по вертикали - вышестоящему органу внутренних дел.

В отличие от криминальной милиции милиция общественной безопасности (МОБ) призвана решать следующие основные задачи: обеспечение безопасности личности, общественной безопасности; охрана собственности, общественного порядка; выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно; розыск отдельных категорий лиц, установление местонахождения которых отнесено к компетенции МОБ.

Численный состав милиции общественной безопасности составляет примерно 60 % от общей численности милиции. В состав МОБ входят: дежурные части, подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения с дорожно-патрульной службой, подразделения патрульно-постовой службы, участковые уполномоченные милиции, подразделения милиции вневедомственной охраны, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВС), отряды милиции особого назначения (ОМОН), подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, специализированные подразделения дознания, и некоторые другие.

Деятельность милиции общественной безопасности в большей степени призвана решать вопросы местного уровня, в связи, с чем она подчиняется и подконтрольна не только вышестоящему органу внутренних дел, но и органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления, т. е. имеет двойное подчинение. Вместе с тем, исходя из требований закона, эти органы не вправе вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность милиции и осуществляемое ею производство по делам об административных правонарушениях.

В настоящее время органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации подразделения милиции, содержащиеся за счет бюджета субъекта Федерации и местного бюджета. Органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления могут увеличивать в пределах имеющихся средств расходы на содержание милиции, а также устанавливать дополнительную штатную численность подразделений милиции общественной безопасности.

Начальник милиции общественной безопасности является заместителем начальника органа внутренних дел. Начальник милиции общественной безопасности субъекта Федерации назначается (освобождается) органом исполнительной власти данного субъекта по представлению министра внутренних дел (начальника ГУВД, УВД). Начальник милиции общественной безопасности города (района) назначается министром, начальником ГУВД, УВД по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.

Таким образом, органы местного самоуправления получили ряд возможностей реально влиять на деятельность милиции общественной безопасности. И все же ее пока нельзя отождествлять с муниципальной милицией в ее «чистом виде», поскольку двойное подчинение и подконтрольность милиции общественной безопасности (не только органам местного самоуправления, но и вышестоящему органу внутренних дел) сохраняется.

3. Иные структурные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации

Полное представление о направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации не может быть достигнуто без освещения других важных и достаточно крупных его структурных частей.

1. Следственный комитет при МВД Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации» является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД РФ. Помимо обеспечения организационно-методического руководства деятельностью подчиненных органов предварительного следствия СК при МВД РФ осуществляет также процессуальный контроль за производством предварительного следствия, организует расследование преступлений по наиболее сложным уголовным делам.

Возглавляет Следственный комитет начальник, который подчиняется непосредственно министру внутренних дел, являясь одновременно его первым заместителем.

В составе Следственного комитета создаются подразделения зонального контроля и методического обеспечения предварительного следствия. Кроме них функционирует также следственная часть (на правах управления). В составе Следственного комитета и его следственной части создаются специализированные подразделения (например, для расследования уголовных дел о преступлениях в сферах экономики, организованных преступных формирований и др.). Во исполнение названного выше Указа Президента РФ в составе СК при МВД РФ было образовано Региональное управление по расследованию организованной преступной деятельности на Северном Кавказе. Деятельность Следственного комитета осуществляется по предметно-зональному принципу на основе перспективных и текущих планов.

Основными задачами Следственного комитета являются:

Обеспечение в пределах компетенции защиты личности, ее прав и свобод, собственности, а также прав предприятий, учреждений и организаций от преступных посягательств путем всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, правильного применения закона и привлечения к ответственности виновных;

Совершенствование следственной работы на основе внедрения в практику достижений науки и техники, передового опыта, прогрессивных форм организации и методов предварительного следствия;

Осуществление контроля за соблюдением законности на предварительном следствии; обеспечение процессуальной самостоятельности следователей;

Подбор, расстановка и воспитание кадров; повышение профессионального мастерства следственных работников, оказание помощи в социально-бытовом обеспечении сотрудников.

В соответствии с возложенными на него задачами Следственный комитет имеет определенные функции, касающиеся: анализа и обобщения информации о состоянии преступности, результатах деятельности следственного аппарата; изучения следственной и судебной практики по делам о наиболее опасных и распространенных преступлениях по регионам Российской Федерации; планирования следственной работы; организации работы органов предварительного следствия, контроля за их деятельностью, оказания им методической и практической помощи; обеспечения взаимодействия следственных подразделений со службами и подразделениями криминальной милиции и милиции общественной безопасности; изучения, обобщения и распространения положительного опыта работы; кадрового и ресурсного обеспечения деятельности органов предварительного следствия; других направлений работы.

Примерно аналогичны структурное построение и организация работы следственных управлений (следственных отделов) при МВД республик, ГУВД, УВД, УВДТ. Начальник следственного управления (отдела) подчиняется непосредственно руководителю соответствующего органа внутренних дел (министру, начальнику управления), являясь одновременно его заместителем, а также начальнику Следственного комитета при МВД РФ.

Следственные подразделения при городских и районных органах внутренних дел и органах внутренних дел на транспорте расследуют основную массу уголовных дел о преступлениях обще-уголовной подследственности, совершаемых на территории Российской Федерации. Начальники следственных подразделений при этих органах подчиняются непосредственно начальнику соответствующего органа внутренних дел, являясь одновременно его заместителями, а также начальнику вышестоящего следственного аппарата.

Руководители следственных подразделений при горрайлинорганах организуют работу руководимых ими подразделений по выполнению следующих задач: быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных и обеспечению правильного применения закона; принятию в ходе следствия мер по возмещению гражданам и юридическим лицам ущерба, причиненного преступлениями; осуществлению предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

Главное управление Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД Российской Федерации как самостоятельное структурное подразделение МВД возглавляет систему Государственной противопожарной службы России. ГУГПС является федеральным органом государственного пожарного надзора в Российской Федерации, лицензирования и центральным органом сертификации в области пожарной безопасности, а также государственным заказчиком на пожарную технику и пожарно-техническую продукцию.

Основными задачами ГУГПС являются:

Руководство системой Государственной противопожарной службы;

Организация и осуществление: разработки государственных мер и нормативного регулирования в области пожарной безопасности; государственного пожарного надзора в Российской Федерации; единой научно- технической политики в области пожарной безопасности; лицензирования и сертификации в области пожарной безопасности; взаимодействия противопожарных служб министерств и ведомств, а также международного сотрудничества в области пожарной безопасности;

Организация тушения пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ; организация профессиональной подготовки кадров для Государственной противопожарной службы;

Содействие работе по совершенствованию социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы;

Противопожарная пропаганда, организация взаимодействия в установленном порядке со средствами массовой информации;

Содействие укреплению и всемерному развитию добровольных противопожарных объединений и формирований с целью привлечения граждан к участию в охране от пожаров населенных пунктов и предприятий.

ГУГПС возглавляет начальник, который по должности является Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору. Начальник и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел. При ГУГПС создается Координационный совет по вопросам пожарной безопасности, положение о котором и его состав утверждаются министром.

Подводя итог сказанному, необходимо сделать вывод, что в целях выполнения названных выше задач в структуре ГУГПС образованы следующие структурные подразделения: организации госпож надзора;

4. Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации

В систему МВД Российской Федерации входят внутренние войска.

Они состоят из округов, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск и органов управления ими.

В соответствии с Федеральным законом от 6 февраля 1997г. №27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» внутренние войска предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. В этих целях на внутренние войска возложены следующие задачи:

Участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

Охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

Конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу;

Участие в территориальной обороне Российской Федерации;

Оказание содействия пограничным войскам Федеральной пограничной службы РФ в охране Государственной границы.

Деятельность внутренних войск осуществляется на основе конституционных требований законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также организационных основ единоначалия и централизации управления.

Правовой основой деятельности внутренних войск являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», федеральные законы и нормативные акты федеральных органов государственной власти.

Должностные и специальные обязанности военнослужащих внутренних войск и порядок их исполнения, кроме указанных актов, определяются также общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом внутренних войск МВД РФ и нормативными правовыми актами МВД РФ.

Комплектование внутренних войск осуществляется путем поступления граждан Российской Федерации на военную службу по контракту, а также путем призыва граждан на военную службу по экстерриториальному принципу.

Законом регламентированы полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации в сфере деятельности внутренних войск. В частности, полномочия Президента Российской Федерации заключаются в следующем: он осуществляет руководство внутренними войсками; утверждает состав, численность и структуру внутренних войск; принимает решения о дислокации и передислокации внутренних войск; принимает решения о привлечении внутренних войск для участия совместно с органами внутренних дел в обеспечении режима чрезвычайного положения; назначает на должность по представлению министра внутренних дел главнокомандующего внутренними войсками и освобождает его от должности и др.

Соответствующие полномочия предоставлены в отношении внутренних войск Федеральному Собранию и Правительству РФ. Они относятся к законодательному регулированию деятельности внутренних войск, их финансовому, материально-техническому обеспечению и к решению других вопросов.

Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере деятельности внутренних войск включает полномочия и обязанности этих органов по вопросам содействия внутренним войскам в организации их деятельности Органы государственной власти субъектов Федерации в пределах своих полномочий: участвуют в рассмотрении предложений МВД РФ по формированию воинских частей, созданию военных образовательных учреждений и учреждений внутренних войск; создают условия для их деятельности в соответствии с законодательством; организуют призыв граждан на военную службу во внутренние войска в соответствии с федеральным законом и обеспечивают потребности этих войск в комплектовании их гражданами, подлежащими призыву на военную службу; привлекают в случаях, не терпящих отлагательства, личный состав соединений и частей внутренних войск по месту их постоянной дислокации для ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий и эпизоотии с обязательным уведомлением об этом министра внутренних дел Российской Федерации.

Определенные обязанности предусмотрены законом и для федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц в части содействия внутренним войскам в их деятельности. Например, в отношении Министерства обороны РФ, Министерства путей сообщения РФ, Министерства транспорта РФ эти обязанности относятся к вопросам выделения транспортных средств, вооружения, техники, осуществления воинских перевозок. Порядок реализации обязанностей этих министерств и их должностных лиц определяется Правительством РФ.

Задачи государственного значения определены законом соединениям, воинским частям оперативного назначения и специальным моторизованным соединениям и воинским частям.

В число их включены: участие совместно с органами внутренних дел в локализации и блокировании районов чрезвычайного положения и районов вооруженных конфликтов; участие в принятии мер по усилению охраны общественного порядка и общественной безопасности в различных регионах с чрезвычайными ситуациями; участие в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах и исправительных учреждениях и др. Законом четко регламентирован порядок выполнения возложенных на внутренние войска задач.

Военнослужащим внутренних войск предоставлено право применять физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику. Законом предусмотрены случаи и порядок их применения.

Непосредственное руководство внутренними войсками возложено на министра внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за правомерность выполнения возложенных на них задач. Его полномочия по руководству внутренними войсками определены Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

Структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ является Главное командование внутренних войск (ГКВВ МВД РФ). Управление внутренними войсками осуществляет главнокомандующий внутренними войсками, одновременно являющийся заместителем министра внутренних дел РФ и назначаемый на должность Президентом Российской Федерации.

Оперативно-территориальными объединениями внутренних войск являются округа, в которые включаются соединения и воинские части, для личного состава которых прямым начальником является командующий войсками округа внутренних войск.

В ГКВВ и в округах внутренних войск создаются военные советы, являющиеся постоянно действующими совещательными органами во внутренних войсках. Порядок их формирования и работы определен положениями, утвержденными Президентом Российской Федерации.

Таким образом, министры внутренних дел, начальники главных управлений (управлений) внутренних дел субъектов Федерации являются старшими оперативными начальниками в отношении командиров специальных моторизованных соединений и воинских частей внутренних войск, дислоцированных на территории соответствующих субъектов Федерации. Они вправе привлекать эти соединения и части для участия совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, осуществлять контроль за их деятельностью, а также имеют ряд других полномочий.

Заключение.

Таким образом, задачи и функции Министерства внутренних дел в рамках регионов (субъектов Российской Федерации), а также городов и районов выполняют соответствующие структурные службы и подразделения нижестоящих уровней системы МВД. Их структура строится с учетом объема и содержания выполняемой ими работы. Министров внутренних дел республик в составе Российской Федерации назначают в порядке, установленном конституциями этих республик. Начальников ГУВД УВД УВДТ назначает министр внутренних дел Российской Федерации по согласованию с главами местных администраций. Начальников городских и районных органов внутренних дел назначают министры внутренних дел республик, начальники ГУВД, УВД по согласованию с главами местных администраций. Начальников линейных органов внутренних дел на транспорте назначают начальники УВДТ.

Органы местного самоуправления получили ряд возможностей реально влиять на деятельность милиции общественной безопасности. И все же ее пока нельзя отождествлять с муниципальной милицией в ее «чистом виде», поскольку двойное подчинение и подконтрольность милиции общественной безопасности (не только органам местного самоуправления, но и вышестоящему органу внутренних дел) сохраняется.

Заметим к тому же, что большая часть милиции общественной безопасности содержится за счет бюджетов Российской Федерации и входящих в нее субъектов Федерации. Видимо, можно расценивать милицию общественной безопасности, учрежденную российским законом, как переходную ступень к муниципальной милиции, создание которой, скорее всего, явится задачей дальнейшего этапа развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Учреждение в перспективе муниципальной милиции, подчиненной органам местного самоуправления, наряду с федеральной милицией, подчиненной Министерству внутренних дел Российской Федерации, позволит создать оптимальную модель полицейской системы, обеспечивающей в своей деятельности разумное сочетание интересов государства и местного самоуправления.

В целях выполнения названных выше задач в структуре ГУГПС образованы следующие структурные подразделения: организации госпож надзора;

координации и правового обеспечения пожарной безопасности; организационно-аналитическое; лицензирования и сертификации; противопожарной пропаганды, агитации и связи с общественностью; нормативно-техническое; пожаротушения; пожарной охраны объектов; пожарной техники и вооружения и некоторые другие.

ГУГПС в своей работе наряду с нормативными актами, касающимися деятельности МВД РФ, руководствуется и Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г.

министры внутренних дел, начальники главных управлений (управлений) внутренних дел субъектов Федерации являются старшими оперативными начальниками в отношении командиров специальных моторизованных соединений и воинских частей внутренних войск, дислоцированных на территории соответствующих субъектов Федерации. Они вправе привлекать эти соединения и части для участия совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, осуществлять контроль за их деятельностью, а также имеют ряд других полномочий.

Государственный контроль за деятельностью внутренних войск осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Надзор за исполнением внутренними войсками законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Список используемой литературы:

1.Правоохранительные органы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. -М., Спарк. 2004. Гл. 9-10.

2.Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. -М., Щит-М. 2000.

4. “Об органах федеральной службы безопасности РФ” Федеральный закон РФ от 3 апреля 1995 г.// СЗ. 1995 . №15. Ст.1269.

5. “О государственной охране” Федеральный Закон РФ от 27 мая 1996 г.// СЗ. 1996. №22. Ст.2594.

6. “О внутренних войсках МВД РФ” Федеральный Закон РФ от 6 февраля 1997 г.// СЗ. 1997. №6. Ст.711.

8. Положение о министерстве внутренних дел: Указ Президента РФ от 18 июля 1996 г.// СЗ. 1996 . №30. Ст.3605.

9. Положение о федеральной службе безопасности РФ: Указ Президента РФ от 6 июля 1998 г.// СЗ. 1998 . №28. Ст.3320.

10. Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ: Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г.// СЗ. 1993.г, №7. Ст.5б2.

11. Положение об аппарате Совета Безопасности РФ: Указ Президента РФ от 22 марта 1998 г.// СЗ. 1998. №14. Ст.1536.

12.О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ: Указ Президента РФ от 28 июля 1998 г.// СЗ.1998. №31. Ст.3841.

Общественная безопасность является важной составной частью национальной безопасности Российской Федерации, её стратегическим приоритетом. Цели государственной политики в данной сфере сформулированы в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 года, которая определяет главные источники угроз общественной безопасности, а также цели, задачи, принципы и основные направления деятельности по её обеспечению.

Аркадий Гостев, заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации, генерал-полковник полиции

Задачи органов внутренних дел

Приоритетной задачей обеспечения общественной безопасности является защита жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина. Также к задачам обеспечения общественной безопасности отнесены:

Выявление и нейтрализация источников угроз общественной безопасности;
оценка состояния общественной безопасности, прогнозирование её развития, информирование руководства страны, государственных органов, общественности и населения о положении дел в данной области;
принятие и сопровождение государственных программ правоохранительной направленности, нацеленных на обеспечение общественной безопасности;
постоянное совершенствование и поддержание в достаточной степени готовности сил и средств обеспечения общественной безопасности;
профилактика террористических и экстремистских проявлений, защита материальных и духовных ценностей общества от криминальных угроз;
повышение безопасности дорожного движения;
противодействие коррупции;
пресечение социальных и межнациональных конфликтов, незаконной миграции, деятельности, направленной на разжигание расовой, национальной и религиозной розни;
противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
повышение уровня материального и технического оснащения сил обеспечения общественной безопасности, а также уровня правовой и социальной защищённости их сотрудников.

С целью реализации вышеперечисленных задач органы внутренних дел Российской Федерации осуществляют комплекс скоординированных практических и организационно-правовых мер. Самое пристальное внимание уделяется укреплению законности при приёме, регистрации и рассмотрении заявлений и сообщений о происшествиях. За последние годы усилен ведомственный и общественный контроль за состоянием этой работы.

Оптимизирована структура МВД России, изменены принципы оценки деятельности его органов и подразделений, в основе которых - отказ от нацеливания на достижение валовых показателей. Обеспечена открытость ведомства для общества. Ведётся целенаправленная работа по совершенствованию законодательных основ деятельности полиции, повышению её доступности для населения, улучшению качества предоставляемых государственных услуг. Особое внимание уделено укреплению территориальных органов районного уровня, которые реализуют основной объём полномочий по обеспечению защиты прав граждан.

Результатом этой многолетней работы стал устойчивый рост числа обращений в органы внутренних дел, что рассматривается как один из индикаторов повышения доверия граждан не только к полиции, но и к государственным институтам в целом. Так, в 2015 году органами внутренних дел рассмотрено 30 млн 326,3 тыс. (+3,6%) заявлений и сообщений о происшествиях и преступлениях.

В Российской Федерации сотрудники органов внутренних дел вносят определяющий вклад в противодействие преступности. Они ежегодно устанавливают виновных лиц по 86% раскрытых криминальных деяний, заканчиваются расследованием уголовные дела почти по 77% преступлений. В последние годы растёт раскрываемость таких составов тяжких преступлений, как убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилования, грабежи и разбои.

Решая задачи по обеспечению контроля над оперативной обстановкой, правопорядка и общественной безопасности в стране, сотрудники органов внутренних дел своевременно реагируют на новые вызовы и угрозы. Максимальную опасность на сегодняшний день представляют экстремизм и терроризм.

Противодействие экстремизму

Экстремизм посягает на права и свободы граждан, а его насильственные проявления – на их жизнь. Он несёт угрозу для национальной безопасности государства и способен кардинально разбалансировать его политическую, экономическую и социальную системы. Даже одно преступление экстремистской направленности может спровоцировать массовые нарушения общественного порядка, привести к многочисленным жертвам. Для территориального единства нашей страны особенно опасны такие проявления экстремизма, как национализм, религиозная нетерпимость и сепаратизм.

Идеологи экстремизма делают основную ставку на самую активную часть общества – молодёжь. По экспертным оценкам, свыше 80% членов радикальных структур, группировок неонацистов, националистов, а также бандформирований на Северном Кавказе составляют молодые люди в возрасте до 30 лет. Исходя их этого, работе с молодёжью в вопросах профилактики преступлений экстремистской направленности и террористического характера уделяется самое пристальное внимание. Данная задача поставлена руководством страны и закреплена в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 года № Пр-2752).

В современных условиях основным средством распространения деструктивных идей стала глобальная компьютерная сеть Интернет. Этим обусловлена необходимость её постоянного мониторинга. Наряду с удалением или блокировкой противоправного контента органы внутренних дел проводят активную разъяснительную работу, раскрывая истинные цели вдохновителей радикализма. Эта задача решается в тесном взаимодействии с другими государственными структурами, образовательными организациями и институтами гражданского общества.

В системе реализуемых МВД России антиэкстремистских мер значительное внимание уделяется совершенствованию нормативной правовой базы. В последние годы по инициативе и при активном участии Министерства разработан ряд федеральных законов, которыми введена уголовная ответственность за финансирование экстремизма (статья 282.3 УК РФ), нормативно закреплён порядок досудебной блокировки интернет-сайтов, распространяющих экстремистский контент; законодательно запрещены анонимные денежные переводы (в том числе в сети Интернет); установлена уголовная ответственность за неоднократное нарушение порядка организации митингов или шествий; установлена административная ответственность владельцев сайтов или страниц в сети Интернет (блогеров), ежесуточная посещаемость которых составляет более трёх тысяч пользователей, за размещаемый контент; совершенствуется контроль за деятельностью религиозных организаций.

Значительная работа проводится в рамках Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации (образована Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 2011 года № 988), в состав которой включены представители 16 федеральных министерств и ведомств. Важное значение придаётся развитию сотрудничества на антиэкстремистском направлении с правоохранительными органами государств – участников СНГ. Тесное взаимодействие в этом формате налажено с армянскими, белорусскими и таджикистанскими партнёрами.

Борьба с терроризмом

Наиболее общественно опасным способом достижения экстремистских целей является терроризм.

В этой связи один из приоритетов в деятельности МВД России – участие в противодействии угрозе, исходящей от международных террористических организаций.

В первую очередь, эта работа направлена на выявление и привлечение к установленной законом ответственности активных участников таких организаций и их пособников, в том числе «вербовщиков», которые вовлекают новых членов в ряды незаконных вооружённых формирований, действующих на территории Сирии и Ирака. Под эгидой Национального антитеррористического комитета, образованного Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116, осуществляется тесное взаимодействие с другими субъектами этой деятельности. Большое значение придаётся перекрытию каналов финансирования террористических организаций и подрыву их экономических основ.

Противодействие терроризму является важным направлением многовекторного сотрудничества с правоохранительными структурами зарубежных стран. Ведётся совместная работа в рамках Программы сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2014–2016 годы.

Противодействие незаконной миграции



В числе угроз внутренней безопасности государства всё более заметную роль играет незаконная и неконтролируемая миграция. Нелегальное использование иностранной рабочей силы влечёт расширение масштабов теневой экономики, обострение ситуации на рынке труда и, в итоге, приводит к нагнетанию социальной напряжённости, ксенофобии, росту этнической преступности и экстремистских проявлений. Как следствие – осложнение криминогенной обстановки, финансовые потери государства в виде неполученных доходов, неуплаты налогов и вывода капиталов за рубеж.

Вопрос о совершенствовании государственной миграционной политики в интересах обеспечения национальной безопасности стал предметом рассмотрения на заседании Совета Безопасности Российской Федерации, состоявшемся 31 марта т.г. По его итогам 5 апреля 2016 года издан Указ Президента Российской Федерации № 156, в соответствии с которым функции и полномочия в сфере противодействия незаконной миграции переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.

В этой связи противодействие нелегальной миграции становится важным направлением деятельности органов внутренних дел. В решении данной задачи участвуют различные подразделения полиции. Осуществляется взаимодействие с другими органами государственной власти, проводятся совместные оперативно-разыскные и профилактические мероприятия, целевые операции. Ведётся активная работа по выявлению в миграционной среде лиц, причастных к экстремистской и террористической деятельности, пресечению фиктивной регистрации мигрантов.

В современных условиях нелегальная миграция тесно связана с религиозным экстремизмом и организованной преступностью.

Организованная преступность

Сфера интересов оргпреступности распространяется на торговлю наркотиками, оружием, нелегальный автобизнес, рейдерство, а также на закупки для государственных и муниципальных нужд, незаконную деятельность в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве.

В этой связи значительные усилия органов внутренних дел сосредоточены на противодействии наиболее крупным и общественно опасным организованным группам и преступным сообществам. В 2015 году пресечена деятельность более 9,6 тыс. (+15,1%) лидеров и активных участников организованных групп, в том числе около 1,2 тыс. – этнических. Выявлены преступления, совершённые в финансово-кредитной системе, на потребительском рынке, рынке недвижимости, в топливно-энергетическом комплексе, а также связанные с освоением бюджетных средств и легализацией преступных доходов.

Существенное внимание уделяется пресечению противоправной деятельности лидеров уголовной среды, занимающих высшее положение в преступной иерархии. Только в 2015 году сотрудниками органов внутренних дел выявлено 190 (+6,7%) преступлений, связанных с организацией преступного сообщества (преступной организации), по 130 (+11,1%) – уголовные дела окончены расследованием.

Пресечение деятельности организованных групп и преступных сообществ, вывод из-под их влияния объектов экономики остаётся одним из ключевых направлений деятельности органов внутренних дел. Международное полицейское сотрудничество в этой сфере осуществляется как на двусторонней основе, так и в универсальных форматах, таких как СНГ (Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2014–2018 годы, Программа сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с торговлей людьми на 2014–2018 годы), Интерпол (Проект «Миллениум» по борьбе с трансевразийской организованной преступностью), ШОС и ОДКБ.

Экономическая безопасность

В целях обеспечения экономической безопасности государства значительные усилия направлены на защиту от преступных посягательств бюджетных средств, выделяемых на поддержку стратегически важных и социально значимых отраслей экономики.

В финансово-кредитной сфере принимаются активные меры по пресечению нелегальных финансовых операций с использованием «фирм-однодневок», выявлению преступлений, связанных с криминальным банкротством и незаконной банковской деятельностью. С целью совершенствования противодействия преступным деяниям, связанным с «финансовыми пирамидами», на основе анализа правоприменительной практики инициировано внесение в законодательство изменений, призванных защитить граждан от мошенников (Федеральный закон от 30 марта 2016 года № 78-ФЗ).

Особое значение придаётся защите граждан от противоправных посягательств в такой социально значимой отрасли, как жилищно-коммунальное хозяйство. Первоочередное внимание уделяется выявлению и пресечению преступлений, связанных с необоснованным завышением сметной стоимости и объёма выполненных ремонтно-строительных работ, а также тарифов и расценок на предоставляемые услуги.

Борьба с коррупцией

К числу наиболее серьёзных угроз общественной безопасности относится коррупция. Она затрудняет функционирование государственных структур и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и развитию экономики. В этой области МВД России успешно взаимодействует с другими компетентными федеральными министерствами и ведомствами. Ведётся целенаправленная системная работа по реализации Национального плана противодействия коррупции на 2016–2017 годы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 147 (подобные планы формируются на двухлетний период и утверждаются Президентом Российской Федерации). Заключены соответствующие соглашения со Счётной палатой Российской Федерации, Росимуществом, Федеральной таможенной службой.

Налажено сотрудничество с зарубежными партнёрами, в том числе с целью розыска и возвращения из-за рубежа активов, полученных преступным (в том числе коррупционным) путём.

Особое внимание уделяется повышению уровня антикоррупционной устойчивости самой системы МВД России. С этой целью реализуется комплекс организационных и практических мер, направленных на выявление и пресечение фактов коррупции среди сотрудников ведомства, осуществляется активная профилактическая работа. Антикоррупционная составляющая занимает одно из центральных мест в Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел, утверждённой приказом МВД России от 2 января 2013 года № 1.

Противодействие наркоугрозе

К числу задач обеспечения общественной безопасности относится противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. Органы внутренних дел вносят основной вклад в борьбу с наркопреступностью, противодействию её организованным формам. Сегодняшнюю ситуацию в данной сфере характеризует насыщение российского наркорынка как поступающими контрабандным путём героином, кокаином, амфетаминами, так и новыми психоактивными синтетическими веществами, в том числе внесёнными в Перечень веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации (утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 681).

С целью повышения эффективности антинаркотической деятельности развивается взаимодействие с компетентными федеральными министерствами и ведомствами, а также правоохранительными органами зарубежных государств (в том числе в форматах СНГ, ОДКБ и ШОС). Успешно проведён ряд совместных оперативно-профилактических мероприятий, направленных на пресечение трансграничного наркотрафика. Особое значение придаётся совершенствованию антинаркотического законодательства и вопросам профилактики наркопреступлений.

С учётом растущей степени опасности, которую представляет современная наркопреступность, вопросы противодействия ей постоянно находятся в сфере внимания руководства страны. Эта проблема неоднократно обсуждалась на заседаниях Государственного Совета Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и межведомственных комиссиях. С целью совершенствования противодействия наркоугрозе Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 156 функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также соответствующие ресурсы переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Профилактика преступлений

В комплексе мер по обеспечению общественной безопасности значительное внимание уделяется профилактике преступлений.



В рамках работы Правительственной комиссии по профилактике правонарушений, созданной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года № 216, рассмотрен ряд актуальных вопросов, выработаны управленческие решения, направленные на снижение уровня преступности в России.

В большинстве регионов утверждены и реализуются региональные государственные программы правоохранительной направленности, ставшие ощутимым средством оздоровления криминогенной обстановки. На федеральном и региональном уровнях проводятся специализированные профилактические мероприятия. На региональном, районном и муниципальном уровнях функционируют межведомственные комиссии по профилактике правонарушений.

Важной задачей государственной системы профилактики правонарушений является предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. В данной сфере ведётся активная работа над совершенствованием законодательства и правоприменительной практики.

Одним из основных направлений профилактики преступлений остаётся административный надзор за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы.

В 2015 году судебными решениями административный надзор установлен за 50,1 тыс. (+19,5%) лиц, в том числе за 14,6 тыс. лиц, совершивших преступления, признанные опасным и особо опасным рецидивом, 33,2 тыс. лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления, более 2 тыс. лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего. Всего под административным надзором состояло 87,3 тыс. лиц. Принятые меры способствовали дальнейшему снижению (на 2%) количества преступлений, совершённых ранее судимыми.

В поддержании общественного порядка и предупреждении правонарушений органы внутренних дел получили содействие граждан, которое выражается в конкретных мерах по участию общественных формирований правоохранительной направленности в обеспечении правопорядка. С этой целью сформирована необходимая законодательная основа (Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»), получившая развитие на региональном уровне. В 55 регионах юридически закреплены меры социальной защиты народных дружинников, в 17 регионах предусмотрено страхование их жизни и здоровья.

Всего в стране действует более 15 тыс. общественных организаций общей численностью свыше 417 тыс. человек, в том числе почти 8 тыс. – народных (164 тыс. человек) и более 700 – казачьих (29 тыс. человек) дружин.

Повышению эффективности профилактики и раскрытия уличных преступлений способствует применение технических средств, в том числе внедряемых в рамках аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Его правоохранительный сегмент действует в 746 населённых пунктах, где установлено 183,3 тыс. камер видеонаблюдения, свыше 60% из которых – с выводом информации в территориальные органы МВД России. В 145 населённых пунктах функционирует 1,3 тыс. терминалов экстренной связи «Гражданин – полиция».

Безопасность дорожного движения

В сфере повышенного внимания по-прежнему находится организация безопасности дорожного движения. Принимаются активные меры по совершенствованию нормативных, организационных и технических основ в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. При участии МВД России принят ряд федеральных законов, инициировано издание указа Президента Российской Федерации, более 30 постановлений Правительства Российской Федерации, межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов.

В результате ужесточена ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения, остановку и стоянку транспортных средств в запрещённых местах. Конкретизирован порядок задержания транспортного средства и его принудительного перемещения при помощи эвакуаторов. Регламентирована процедура так называемого «европротокола», в ходе которой водители транспортных средств самостоятельно оформляют дорожно-транспортные происшествия (далее – ДТП) без вызова сотрудников Госавтоинспекции.

Продолжается реализация Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 года № 864). В её рамках решаются задачи формирования негативного отношения к нарушению правил дорожного движения, создания у детей навыков безопасного поведения на дорогах, развития современной системы оказания помощи пострадавшим в ДТП.

Во взаимодействии с органами государственной власти, общественными организациями, средствами массовой информации проведены целевые информационно-пропагандистские кампании и акции. Особое внимание уделяется контролю эксплуатационного состояния пешеходных переходов, а также участков автомобильных дорог, примыкающих к образовательным организациям, мониторингу эксплуатации транспортных средств, перевозящих детей (школьных автобусов).

С 1 января 2016 года на территории ряда регионов введена в эксплуатацию первая очередь автоматизированной системы контроля передвижения транспортных средств. Она позволяет осуществлять идентификацию средств передвижения по регистрационным номерам и марке автомобиля, устанавливать местонахождение разыскиваемого или представляющего интерес для правоохранительных органов транспортного средства, а также типичные маршруты движения.

В городах Москве и Санкт-Петербурге начато применение мультимедийных планшетов «Автоматизированное рабочее место сотрудника ДПС», используемых при оформлении административных материалов о нарушениях Правил дорожного движения.

С их помощью непосредственно на постах и маршрутах патрулирования осуществляются проверки участников дорожного движения по оперативно-справочным учётам, фактов оплаты ими наложенных штрафов.

В результате снизилось количество зарегистрированных ДТП, сократилось число погибших и раненных в них людей.

Развитие системы МВД России

В системе мер по обеспечению общественной безопасности особое место занимает кадровая составляющая. Необходимость приведения органов внутренних дел в соответствие с современными требованиями, с учётом нарастающих вызовов и угроз национальной безопасности государства, вызвала потребность в их кардинальном реформировании.

Ведётся целенаправленная работа по качественному обновлению кадрового состава полиции. Осуществлён ряд жёстких мер по укреплению служебной дисциплины. Внедряются современные технологии подбора и расстановки кадров, модернизируется ведомственная система профессиональной подготовки и морально-психологического обеспечения.



Сформирована принципиально новая правовая база деятельности органов внутренних дел, развивается их техническое обеспечение. Полиция оснащается современными комплексами экспертно-криминалистического назначения, внедряются информационные технологии и программные продукты, применение которых повысит эффективность использования сил и средств, обеспечивающих общественную безопасность.

Получили развитие новые виды судебных экспертиз. Продолжается формирование федеральной базы данных геномной информации.

Качественные изменения, произошедшие в работе органов внутренних дел за последние три-четыре года, привели к существенному росту доверия со стороны граждан (согласно исследованиям наиболее авторитетных социологических организаций – ВЦИОМ, ФОМ, АНО «Левада-центр»), что свидетельствует о правильно выбранном векторе развития системы МВД России.

На сегодняшний день органы внутренних дел Российской Федерации обладают достаточным потенциалом для решения стоящих перед ними задач, сохранения контроля над оперативной обстановкой в стране и нейтрализации современных вызовов и угроз.

02.07.2016

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома