Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. ‹‹Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. Фазы и признаки волевых действий, их стимулирование


Книга освещает ряд важных проблем отношений руководителей предприятий и организаций с коллективом b отдельными работниками. Развитие инициативы трудящихся при решении общественно-политических задач, формирование личности, работа с кадрами и повышение квалификации работников, подбор и подготовка специалистов, планирование и организация работы руководителей- эти и многие другие вопросы явились предметом исследования, проведенного коллективом ученых и специалистов ГДР. Книга рассчитана на руководителей организаций и предприятий. Она может быть также использована на курсах повышения квалификации.

В доступной форме и на высоком профессиональном уровне рассмотрены понятия публичного интереса и особенности его проявления в сфере страхования; исторические и сравнительно-правовые аспекты страхования публичных интересов в процессе регулирования страхового бизнеса; зарубежный опыт правового регулирования в этой сфере. Особое внимание уделено формам и методам правового обеспечения публичных интересов, организационным основам их реализации, а также формам государственного участия в страховой деятельности в современной России. Проанализированы основные направления развития в условиях глобального финансового и экономического кризиса, способы обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости в контексте реализации публичных интересов, а также юридическая ответственность в сфере обеспечения страхового законодательства. Для студентов и преподавателей экономических и юридических вузов, руководителей страховых компаний, менеджеров.

"Компетентный менеджер. Модель эффективной работы" - это книга, давшая начало исследованиям моделей компетенций и идеологии "движения компетенций". Как зародилась идея компетенций; Методы исследования компетенций; Какие ключевые характеристики значимы для эффективной работы менеджера; В чем различия компетенций, необходимых для старших, средних и младших менеджеров; В чем различия компетенций, необходимых для работы менеджера по производству, по маркетингу, по персоналу, финансовых менеджеров; Специфические компетенции. Для специалистов по управлению человеческими ресурсами, для руководителей. Формат: 15,5 см х 23,5 см.

Многие руководители не видят прямой связи между эффективным управлением коллективом, положительным психологическим климатом в коллективе и ростом производительности труда, увеличением объёма производства. А ведь в бизнесе психология оказывает огромное влияние на взаимоотношения между персоналом взаимодействующих фирм и внутри коллектива. Данная книга представляет практический подход к управлению коллективами людей. Ее цель - помочь преодолению характерных проблем в отношениях между руководителями, менеджерами и рядовыми сотрудниками, созданию в коллективе атмосферы полного доверия, необходимой для формирования сплоченной команды эффективно действующих творческих личностей. В книге собраны результаты многолетней практики автора по данной проблеме. Колоссальный объем практических примеров и высочайший профессионализм М.И.Станкина окажут большую пользу, как опытным бизнесменам, так и начинающим предпринимателям, позволят избежать многих ошибок в работе с людьми.

Если Вы - руководитель, то знаете, как это бывает... Клиенты, сотрудники, всякие неотложные дела постоянно Вас отвлекают, не позволяя сконцентрироваться на действительно важных стратегических целях, которые ставит перед Вами руководство. Добро пожаловать в мир суровой реальности управления! Время - это ресурс, которого никогда не хватает! Но успешные руководители могут сконцентрироваться и добиться потрясающих результатов. Вы никогда не задумывались, как им удается делать вовремя то, что нужно, и так, как следует? Аудиокнига "Ваш 25 час. Для руководителей" предназначена для сверхзанятых руководителей - директоров и владельцев компаний. Джон Вон Эйкен предложит Вам уникальные стратегии, которые помогут эффективно управлять Вашим временем.

Как вдохновлять людей, как эффективно взаимодействовать с коллективом, как найти собственный стиль лидерства и добиваться намеченных целей, избегая типичных ошибок руководителей, - ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете на страницах книги. В помощь начинающим лидерам приводятся интернет-ресурсы, издание также снабжено полезными приложениями и указателем. Главный урок этой книги: лидерами не рождаются, лидеры делают себя сами. Менеджерам можно и нужно воспитывать в себе лидерские качества, чтобы вести свою команду к успеху.

Книга представляет собой опыт комплексного обучения референтов. Рекомендации, как грамотно писать и красиво говорить, провести переговоры и составить речь, соблюсти протокольные требования и др., позволят референту повысить эффективность работы руководителя, а в соответствующих случаях - и самому стать отличным руководителем. Для студентов, секретарей-референтов, референтов и помощников руководителя, для самих руководителей, а также для имиджмейкеров, предпринимателей и всех, кто хотел бы улучшить стиль поведения в деловой сфере.

В книге рассматриваются ключевые вопросы организации работы помощника руководителя компании. Материал излагается комплексно, доступным языком, на актуальной нормативно-правовой основе и может быть использован для регламентации работы персонального ассистента, референта и секретаря. В содержании последовательно раскрываются задачи по организационно-информационному обеспечению деятельности руководителя компании, описываются технологии их наиболее эффективного решения. В заключительных разделах рассказывается о правовых основах работы помощника руководителя компании. Адресовано руководителям компаний, организаций, учреждений, их заместителям, ассистентам, помощникам, референтам, работникам секретариатов, а также обучающимся по соответствующим специальностям.

Обоснован системный подход к управлению персоналом организации, раскрыта сущность деятельности персонала, дана его классификация. Изложены современные концепции управления и кадровой политики, а также методы подбора (найма) и комплексной оценки персонала. Рассмотрена проблема человеческого потенциала менеджера (сущность, элементы, методы оценки, эффективность). Предложены методика оценки управленческого потенциала менеджеров и направления развития человеческих ресурсов. Впервые публикуется подход к выявлению способных к менеджменту людей, развитию потенциала менеджеров и оценке эффективности их работы. Затронуты вопросы адаптации менеджеров в организациях, планирования служебной карьеры и расстановки персонала. Для руководителей предприятий и организаций, специалистов по управлению персоналом, преподавателей и аспирантов.

В учебном пособии обобщены и системно представлены многочисленные рекомендации по организации труда руководителя. Рассмотрены вопросы передачи руководителем части своих полномочий подчиненным, заместителю и секретарю. Даны рекомендации по организации правильных взаимоотношений с подчиненными, с равными по положению руководителями и старшими начальниками. Достаточно подробно изложены основы подготовки, принятия и реализации решений, организации контроля исполнения и оценки работы подчиненных. Рассмотрены приемы совершенствования стиля работы руководителя и борьбы с бюрократизмом и демагогией. Приведен ряд рекомендаций по предотвращению и прекращению конфликтов, организации труда руководителя. Учебное пособие предназначено для студентов управленческих специальностей, а также руководителей-практиков.

В рассмотрении разных аспектов психической деятельности у больных шизофренией мы стремились реализовать широко ис пользуемый в современной психологии целостный, системный подход. При анализе патологии психической деятельности, в ча стности шизофренической, в качестве такой единой структуры выступает патопсихологический синдром, который представляет собой систему нарушенных психических процессов и свойств лич ности, составляющих психологическую основу негативных изме нений психики, входящих в структуру шизофренического де фекта. Основной задачей исследования были выделение отдельных компонентов этой системы и анализ их взаимосвязи. Проведенное исследование позволило выделить в качестве ведущего компонента патопсихологического синдрома при шизофрении нарушение пот ребностно-мотивационных характеристик социальной регуляции психической деятельности и поведения. Нарушение этого веду щего компонента проявляется в снижении социальной направлен ности личности. Как было отмечено выше, направленность является основным интегративным, смыслообразующим качеством личности, ее яд ром. Она объединяет в целостную систему личностные установки, ориентации, интересы, определяет становление жизненных пози ций по отношению к труду, социальному окружению, обществу в целом. Личностная направленность формируется на основе системы потребностей, определяющих активность человека в пости жении окружающего мира. В этой системе одно из главных мест занимает потребность в общении, создающая специфическую форму активности человека в установлении контактов с другими людьми. Нарушение потребности в общении, характерное для больных шизофренией, приводит к снижению их социальной направленности и социальной регуляции деятельности и поведения. Эти нару шения составляют психологическую сущность такого клиниче ского понятия, как аутизм, и являются важными компонентами патопсихологического синдрома шизофренического дефекта. Снижение социальной направленности и социальной регуляции поведения в первую очередь проявляется в нарушениях общения. Дефицит потребности в общении прежде всего определяет недо статочность активности в установлении эмоциональных контак тов с другими людьми. Этим обусловлено снижение инициатив ного, спонтанного общения у больных шизофренией, столь необходимого как для установления, так и регуляции неформальных личностных контактов, межличностных взаимосвязей, в том числе и семейных отношений. Такая система отношений строится на эмоциональной основе, большую роль при этом играют эмпатийные качества личности, такие, как сочувствие, сопереживание, способность понять дру гого. Дефицит именно этих качеств лежит в основе снижения потребностно-мотивационного компонента общения у больных шизофренией. Как уже было отмечено, наши исследования показали, что дефицит потребностно-мотивационных характеристик общения может быть в определенной мере компенсирован путем активи зации других компонентов регуляции деятельности. Опыт нашей работы показал, что включение больных в специально организо ванную совместную деятельность с четко обозначенной целью, направленной на получение реального результата, может значи тельно повысить уровень их общения. Мотивирующая стимуля ция, применяемая в этих условиях, не апеллирует непосредст венно к чувствам больного, а предполагает осознание больным необходимости ориентировки на партнера в условиях совместной деятельности, без которой задача вообще не может быть решена, т. е. компенсация достигается в этих случаях за счет интеллектуальных и волевых усилий больного. Этот методический прием широко используется нами в коррекционной работе с больными. Снижение потребностно-мотивационного компонента общения не может не сказаться на формировании исполнительских его компонентов, средств общения, в первую очередь связанных с активными формами общения. Это прежде всего средства выразительной речи и выразительные движения (интонации, мимика, жесты, позы, социальная перцепция и др.). Недостаточная потребность в общении ограничивает формиро вание коммуникативных способностей, а следовательно, и воз можность включения в общественные взаимосвязи, что важно не только для развития мотивов и способов общения, но и для самопознания, которое формируется из опыта взаимоотношений с дру гими людьми. Таким образом, одним из главных следствий нарушения по требности в общении и социальной направленности личности, составляющих психологическую суть аутизма, является сниже ние социальной регуляции поведения в широком смысле слова, т. е. снижение уровня регуляции деятельности и поведения с точки зрения норм, правил, установок, принятых в обществе. Как показал анализ разных видов деятельности и поведения больных, их эмоциональные проявления обнаружили тесную связь с потребностно-мотивационными характеристиками. Снижение по требностно-мотивационного компонента регуляции, характерное для больных шизофренией, означает одновременно и снижение входящих в его структуру эмоциональных и волевых компонентов регуляции. В сложной многоуровневой структуре нарушений эмоциональных процессов для больных шизофренией наиболее специфично снижение социальных эмоций. Это снижение обусловлено в первую очередь недостаточностью потребности в общении и социаль ной направленности личности. Как уже отмечалось (см. гл. I ), дефицит социальных эмоций проявляется уже на самых ранних этапах развития ребенка — в недостаточности комплекса оживления на появление близких, в отсутствии стремления привлечь внимание взрослых как к себе, так и к игрушкам, совместной игре и т. д. Дефицит симпатии к близким препятствует в дальнейшем развитию других социальных чувств, которые, будучи осознанными, превращаются в личностные чувства, такие, как самолюбие, обида, чувствительность к порицанию и похвале. Необходимо отметить, что у больных шизофренией, даже сохранных в эмоциональном отношении, от мечается прежде всего дефицит активных социальных эмоций, эмоций воздействия (привлечение к себе внимания окружающих, установление эмоциональных контактов, эмоциональное одобре ние или порицание других и пр.). Все это является прямым вы ражением недостаточности социальных потребностей. Значитель но в меньшей степени у больных выступает снижение реактив ного эмоционального реагирования, например чувствительность к поощрению и порицанию, что может создавать впечатление их эмоциональной сохранности. Особенно явно нарушение социальных эмоций у больных шизофренией сказывается в недостаточной сформированности и зре лости моральных чувств, основу которых составляет отношение к человеку, обществу. В моральных чувствах нечто объективное, общественно значимое переживается как личностно значимое для человека . Наши исследования обнаружили у больных шизо френией недостаточность регулирующей роли моральных чувств в их самооценках. Как было отмечено (см. гл. VI ), больные в качестве характерных для себя черт личности отмечали такие непривлекательные с точки зрения общественной морали свойства, как скупость, подозрительность, злопамятность, эгоизм и т. д. Отношение эмоций к потребностям выступает в двух аспек тах. С одной стороны, эмоция проявляется в качестве конкретной формы существования потребности и выражает ее активную сторону, являясь побуждением к действию. С другой — в эмоциях выражается отношение к потребностям, знак эмоций — положительный или отрицательный — зависит от удовлетворения или неудовлетворения той или иной потребности. Снижение потребностно-мотивационного компонента психической деятельности про является, таким образом, и в недостаточности его эмоциональ ного аспекта. Эта недостаточность определяет психологическую суть таких отмечаемых на клиническом уровне явлений, как отсутствие эмо ционального резонанса, эмоциональная «нивелировка», эмоцио нальное снижение, доходящее в ряде случаев до степени эмоциональной опустошенности, эмоциональная тупость и т. д. Разной степени выраженность эмоциональной недостаточности является, с нашей точки зрения, проявлением уровня снижения ведущего потребностно-мотивационного компонента регуляции психической деятельности. Однако, как мы видели, в ряде ситуаций при выполнении достаточно мотивированных видов деятельности, связанных с реа лизацией способностей, склонностей, особых интересов и при страстий больных, их аутистических установок, больные ведут себя достаточно эмоционально, проявляя главным образом положительные эмоции. Такого рода деятельность не только сопровождается положительными эмоциями, но и осознается больными как предпочтительная, интересная, доставляющая удовольствие, о чем свидетельствуют их высказывания. Часто они выражают желания продолжать такую деятельность, просят дать им дополнительные задания, обнаруживают при этом высокую продуктивность (см., например, гл. II , VI ). С другой стороны, те же больные при выполнении индифферентных для них заданий либо совсем не обнаруживали эмоционального к ним отношения, либо проявляли неадекватные, в основном отрицательные, эмоции даже в ситуации успеха. Чаще всего такие задачи требовали от больного достаточно высокого уровня социальной регуляции, ориентировки на партнера, опоры на социально значимые характеристики объекта. В обыденной жизни особую трудность для таких больных представляет установление взаимодействий с другими людьми, что требует наряду с эмпатическими способностями адекватной оценки этих людей. При построении такого рода отношений именно эмоциональный фактор является основным регулятором поведения. Снижение эмоциональной регуляции выступает в качестве основной причины особых трудностей внутрисемейных и межлич ностных отношений у больных шизофренией. Таким образом, эмоции в составе ведущего потребностно- мотивационного компонента психической деятельности имеют тен денцию к парциальному снижению: их недостаточность обнару живается не всегда и не во всех видах деятельности. Важно отметить, что даже в случаях их достаточной сохранности и адекватности они часто проявляются в гипертрофированной форме, как это наблюдается, в частности, в аффективно заряженном поведении больных, связанном с реализацией их аутистических установок и сверхценных увлечений. Такая диссоциация в эмоциональ ной регуляции поведения является характерной для больных ши зофренией и не свойственна больным с другими видами психиче ской патологии, а также здоровым людям. У больных, обнаруживающих более грубое снижение веду щего потребностно-мотивационного компонента регуляции психи ческой деятельности, распространяющееся практически на все ее виды и поведение в целом, эмоциональная дефицитарность также носит более выраженный характер и проявляется тотально. Эмо циональная недостаточность отражает в первую очередь сниже ние общей психической активности, обусловленное невысокими потребностями и слабой мотивацией их деятельности. Нарушение эмоциональной регуляции деятельности и поведе ния у больных шизофренией может быть выражено в разной сте пени и проявляться более или менее глобально. Возможности компенсации этой недостаточности зависят от ее глубины. В этих случаях успех компенсации определяется включением других ком понентов регуляции деятельности, например интеллектуального, эмоциональные оценки здесь могут быть заменены оценочными суждениями, что и наблюдается достаточно часто у больных с высоким уровнем интеллекта. Снижение потребностно-мотивацио нных характеристик психической деятельности означает в то же время снижение эмоциональных компонентов как конкретной психологической формы реализации активной стороны потребностей. Другой формой, еще более непосредственно и органически включенной в действия, направленные на реализацию потребно стей и побуждений человека, являются волевые процессы. Они в наибольшей степени выражают активную сторону мотивационных процессов. Их недостаточность, характерная для больных шизо френией, тесно связана со одним из важнейших проявлений шизофренического дефекта. В современных разработках проблемы воли подчеркивается прежде всего связь воли с произвольной регуляцией деятельно сти. С другой стороны, воля рассматривается как особый способ мотивации и как ее особая форма, а именно произвольная форма мотивации. Таким образом, волевое действие представляет собой дважды произвольное: и по способу его осуществления (регуляции), и по способу мотивации . По данным наших исследований (см. гл. V , VI ) у больных шизофренией отмечается прежде всего снижение произвольных компонентов регуляции деятельности при относительной сохран ности непроизвольных компонентов. Недостаточность развития произвольной регуляции у больных шизофренией наблюдается еще на ранних возрастных этапах. Это выражается в первую очередь в дефиците их произвольных движений, связанных с овладением орудийными функциями предме тов , которое осуществляется в совместной деятельности со взрослым, вводящим ребенка в мир человеческих предметов и отношений. Это требует овладения собственными процессами и подчинения их объективной логике действия с предметами и че ловеческих отношений . Однако недостаточность потребности в общении, свойственная этим детям, приводит к значительному недоразвитию тех сторон психической деятельности, которые определяются в первую очередь социальными факторами — обще нием со взрослыми и сверстниками (см. гл. I ). Это приводит прежде всего к дефициту социальных форм произвольной регу ляции деятельности у больных шизофренией. В произвольной регуляции психической деятельности человека особо важную роль играет осознание общественно значимого (использование социального опыта, социальных критериев, мо ральных оценок и т. д.) и превращение его в личностно значимое. Как отмечал С. Л. Рубинштейн , «воля означает пере ход от потребностей… к мотивам, или побуждениям осознанным, оцененным с точки зрения общественных норм и интересов и принятых человеком». Полученные нами результаты исследования разных видов деятельности и особенностей поведения больных шизофренией пока зали их большие трудности, связанные с переходом на этот лич ностный уровень регуляции. Специфический характер нарушения волевой регуляции у больных шизофренией выражается не только в снижении инициативности деятельности и поведения, как это часто наблюдается и при других видах психической патологии, но особенно явно на уровне контроля деятельности и поведения, которые необходимо включают социальные критерии и оценки. Характерно, что дефицитарность волевой регуляции у части боль ных проявляется парциально, не во всех видах деятельности, а у других больных — более глобально, тотально (см. гл. IV — VI ). Таким образом, у больных шизофренией обнаруживаются боль шие трудности в овладении произвольными формами регуляции поведения, прежде всего предполагающими опору на социальные факторы. Однако парадокс заключается в том, что эти формы волевой регуляции наряду с ее интеллектуальными компонентами должны являться главной опорой в процессе реабилитации этих больных, в коррекционной работе с ними. То, что здоровые дети усваивают естественно, бессознательно подражая поведению взрослых, дети-аутисты могут с большим трудом выучить с помощью понимания, сознательного усвоения. Это положение вполне применимо и ко взрослым больным шизо френией. Дефицит общения, социальной направленности и социальной регуляции может быть в определенной мере компенсиро ван лишь осознанным путем, с помощью больших волевых усилий. Снижение потребностно-мотивационных, эмоциональных и во левых компонентов психической деятельности самым тесным обра зом связано со снижением психической активности, поскольку все они являются как ее источником, побудителем, так и ее непосред ственным выражением. Полученные нами данные показали, что снижение психической активности у больных шизофренией нельзя оценивать однозначно, сводя к дефициту энергетического потенциала, РЭПу, как это часто принято в клинических исследованиях. Специфическим для этой патологии является снижение потребностно-мотивационных характеристик активности, хотя всякое снижение активности вы ражается и в дефиците энергетических характеристик. Мотивационной природой снижения психической активности объясняется парциальное, неравномерное его проявление. Как было показано, в тех видах деятельности, выполнение которых определялось интересами больных, в которых они могли реали зовать свои способности, склонности, умения, установки, сниже ния психической активности не отмечалось. Наоборот, выполне ние этих видов деятельности характеризовалось энергичностью, повышением динамических показателей активности, высокой про дуктивностью. Однако, как мы видели, это не всегда сочеталось с достаточным уровнем произвольной регуляции, прежде всего социальной, и контроля. Такая диссоциация была связана с тем, что нарушения этих характеристик приобретали характер устой чивых свойств личности. Как было показано (см. гл. VI ), повышенная ситуационная мотивация влияла на изменения динамических характеристик активности, но не могла оказать существен ного воздействия на личностные свойства. В процессе исследования выделилась группа больных, сниже ние психической активности у которых носило достаточно гло бальный характер, т. е. отмечалось при выполнении практически всех видов деятельности, затрагивало все ее аспекты, включая динамические. Однако и в этих случаях ведущую роль играло снижение потребностно-мотивационных характеристик активности. Эти больные на клиническом уровне характеризовались выражен ным дефектом, как правило, тотального типа. Ослабление социальной направленности и социальной регуля ции поведения способствует формированию особого способа поз нания внешнего мира, специфических особенностей познаватель ной деятельности. Изучение широкого диапазона разных по струк туре познавательных процессов у больных шизофренией внесло существенный вклад в разработку проблемы психологического синдрома шизофренического дефекта. Основой методического подхода этого исследования являлись рассмотрение и соотнесение разных аспектов познавательной дея тельности: с одной стороны, личностного, непосредственно связан ного и обусловленного потребностно-мотивационными факторами, социальной направленностью человека, с другой — процессуаль ного аспекта познавательной деятельности, включающего опера ционные характеристики, навыки, умения, т. е. способы ее осу ществления. В регуляции этих аспектов познавательной деятельности в неодинаковой мере участвуют разные ее компоненты. Личностный аспект связан в первую очередь с потребностно-мотивационными характеристиками регуляции, процессуальный аспект — с ее ис полнительскими характеристиками. В современной психологии различается влияние на мотивацию двух существенных факторов: личностных диспозиций, в которых отражаются устойчивые характеристики личности, направлен ность, личностные установки и ситуационные факторы, связанные с решением определенной задачи, выполнением конкретной дея тельности . Применительно к нашему исследованию изучение личностного аспекта познавательной деятельности связано с ана лизом личностной мотивации, в то время как исследование про цессуального, операционного аспекта — с анализом в первую очередь ситуационной мотивации. Такое различение не означает разделения и противопоставления этих двух аспектов мотивации. Безусловно, в ситуационной мотивации отражаются ее устойчи вые личностные характеристики. Как показали результаты исследования, наиболее нарушенным у больных шизофренией оказался личностный аспект мотивации. Его коррекция представляла наибольшую трудность. Нарушения ситуационного аспекта мотивации были выражены в меньшей сте пени, проявлялись не во всех видах деятельности, легче компен сировались. Нарушение исполнительских компонентов регуляции познавательной деятельности существенно зависело от ситуацион ной мотивации. Повышение последней способствовало более ак тивному включению в деятельность исполнительских компонентов. Экспериментальное изучение широкого круга познавательных процессов позволило четко разграничить виды деятельности и условия ее осуществления, в которых наиболее рельефно могли проявиться специфические изменения психической деятельности и выявиться основные компоненты патопсихологического синдрома, лежащего в основе этой патологии. Исследование разных видов познавательной деятельности позволило выявить общие законо мерности нарушений, специфичных для шизофренической пато логии. Эти нарушения закономерно проявлялись в определенных условиях, когда испытуемым не давались критерии для анализа свойств, признаков и отношений предметов, а эти критерии дол жны были определяться самим испытуемым на основе его прош лого опыта, жизненных установок, личностной направленности. Полученные данные показали, что мотивация и регуляция дея тельности больных шизофренией недостаточно определяются со циальными факторами. В тех видах деятельности, в структуре которых роль социального опосредования была незначительной, больные шизофренией существенно не отличались от здоровых контрольных групп. Снижение влияния социальных факторов на познавательную деятельность проявлялось в нарушении ее изби рательности (см. гл. II ). Такое закономерное нарушение позна вательной деятельности в одних условиях и его отсутствие в других проявляются в диссоциации психической деятельности, отмечаемой на клиническом уровне в качестве специфической ха рактеристики шизофренического дефекта. Диссоциация познавательной деятельности имеет тенденцию к сглаживанию у больных с большей степенью снижения потребн остно-мотивационного компонента психической деятельности, обусловленного большей тяжестью заболевания. У этих больных .помимо снижения социальной регуляции познавательной деятель ности отмечается недостаточность и ситуационной мотивации, не позволяющей выполнять предлагаемые задания на достаточном уровне, часто независимо от его структуры и сложности, даже при наличии определенных исполнительских возможностей (см. гл. V ). По клиническим данным эти больные характеризовались выраженным дефектом. Исследование познавательной деятельности больных шизо френией позволило получить данные о нарушении определенных аспектов мотивации и регуляции психической деятельности. Результаты исследования родственников больных, близнецо вых семей, в которых один или оба близнеца больны шизофре нией, обнаружили существенную роль конституционального фак тора в снижении уровня личностной мотивации, проявляющегося в первую очередь в недостаточном включении в деятельность со циальных факторов. По данным наших исследований, снижение других аспектов мотивации, в частности ситуативных, а также исполнительских компонентов регуляции деятельности, определя ется в большей степени факторами движения шизофренического процесса.


Необычайные и достаточно сложные ситуации, острые конфликты, в ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способ­ствуют развитию у человека таких психических состояний (гнев, аффект, страх и др.), которые в юридической психологии достаточно чаще становятся предметом научного, чем в других областях психологии. Однако эти состояния так же, как и устойчивые особенности характера и личности правонарушителя, развиваются и протекают не иначе как подчиняясь общепсихологическим и психофизическим законам. Спе­цифика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения, в оценке их криминогенности, в поисках научно обоснованных методов сни­жения возможности нарушений правовых норм путем психологической корреляции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.

В практической деятельности эмоциональная активация возникает, как правило, в критические моменты процесса решения тактических задач и связана с выявлением правильного направления поисков. В та­кие моменты деятельность обычно характеризуется очень быстрой реак­цией в принятии решений. Общая ориентировка в целом, предваритель­ная оценка и являются функцией эмоций как специфического знания. В эмоциональной оценке возникает первый, еще не совсем ясный образ будущего единства ощущений и восприятия.

В общении следователя и судьи с участниками уголовного процесса эмоции и чувства играют особую роль. В частности, без них было бы невозможно достижение контакта с допрашиваемыми, в особенности в конфликтных ситуациях. Однако, являясь необходимыми и неизбеж­ными, эмоции и чувства в расследовании и рассмотрении уголовного дела играют не только положительную роль. Отрицательные эмоци­ональные состояния следователя и судьи могут нарушать, а иногда и разрушать их деятельность. Эмоции и чувства способны вызывать представления, не соответствующие действительности. Под влиянием чрезмерных чувств следователь или судья могут иногда прийти к резуль­татам, лишь желаемым, но далеким от истинного положения дел.

Следует отметить, что качество восприятия также зависит не только то состояния органов чувств человека, но и от его общего физического и психического состояния в момент восприятия. Известно, что болез­ненное состояние может не только влиять на достоверность получаемых ощущений, но и быть причиной неполноты восприятия. Равным об­разом на качестве восприятия сказывается и состояние усталости, раз­дражения, опьянения, взволнованности и т. д. Усталость и болезненное состояние притупляют интерес к окружающему. Безусловно, воспри­ятие во многим зависит от настроения и особенностей характера челове­ка, его привычек, предопределяющих его отношение к окружающей действительности, его наклонности и интересы. В бодром, хорошем настроении человек склонен больше подмечать положительные стороны действительности. В мрачном, угнетенном, подавленном настроении он видит скорее отрицательные ее черты, нередко преувеличивая, переоце­нивая их.

Чувства и эмоции могут влиять на процесс приема и переработки информации. Человека одни события волнуют, другие оставляют без­различным, одних людей он любит, других ненавидит, а к третьим не имеет определенного отношения. Человек переживает радость и горе, удовольствие и неудовольствие. Испытываемые чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть глубокими. Профессиональная деятельность сле­дователя, прокурора, судьи, да и вся жизнь современного человека на­сыщены событиями и ситуациями, вызывающими самые различные эмоциональные отклики. Эти чувства пронизывают, окрашивают в оп­ределенный тон всю деятельность человека, включая его ощущения, восприятия, мысли, воображение.

Воздействие ситуации способно вызвать в организме интенсивное стрессовое состояние, которое может или усилить работоспособность юриста, поднять его или стать причиной болезни. В этих случаях гово­рят об эмоциональном стрессе. Чаще всего эмоциональный стресс про­исходит в результате воздействия отрицательных эмоций. Стрессу не­редко предшествуют неприятные процессы, конфликтные ситуации в семье и на работе, мнительность, необоснованные опасения и тревоги.

Стресс характеризуется наличием трех фаз: фазы тревоги, фазы со­противляемости, фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной сферой, как правило, преодолевают фазу тревоги и включаются в актив­ную борьбу со стрессовыми факторами: берут себя в руки, разумно взвешивают все «за» и «против». Эмоционально неустойчивых людей охватывает тревога, которая затем переходит в страх, и за фазой тревоги сразу наступает фаза истощения.

Человек, оказавшийся очевидцем страшного преступления (например, убийства) или ставший жертвой преступления, испытывает состояние напряженности. При этом все его психические процессы как бы притор­можены: человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У одних картина напряженности может быть ярко выраженной, длительной, у других - менее заметной и корот­кой. Растерянность, или фрустрация (англ. frusration буквально означает расстройство планов), указывает на ситуацию, при которой терпится неудача. Психолог Н.Д. Левитов определяет фрустрацию как психичес­кое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи*. В состоянии растерянности может находиться потерпевший, не сумев­ший отразить нападение преступника, и человек, оказавшийся не в сос­тоянии реализовать до конца свой преступный замысел из-за возникших непредвиденных преград. Отличие растерянности от напряженности состоит в их происхождении. Если при напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции - производны**.

______________________________________________________________

* Левитов Н.Д. Фрустрация - один из видов психических состояний. Вопросы психологии. М., 1967, № 6, с. 120.

** Луков Г.Д., Платонов К.К. Психология М., 1964,с.192

Устойчивость любого человека, как юридического работника, так и клиента, к стрессовым ситуациям может быть обеспечена двумя пу­тями: системой его эмоциональной тренировки и тщательным его об­учением, то есть подробнейшим информированием по интересующим клиента фактам, проигрыванием возможных сложных ситуаций и т, д.

В методологическом плане эмоциональная тренировка опирается на принцип психологической науки о связи психики и деятельности: пси­хика, сознание формируются в деятельности. Содержание тренировки базируется на положении психологии о взаимосвязи чувств и физичес­ких действий. Воспитание эмоциональной сферы человека возможно только через действие. Для этой цели применяется специально раз­работанный тренинг - «гимнастика чувств»*.

* Гиппиус С. Гимнастика чувств. М.-Л., 1967.

Применяется и аутогенная тренировка, которая представляет собой процесс самовнушения. Главным орудием тренировки является слово, обращенное к самому себе.

Человек путем систематических и упорных занятий может научиться расслаблять свою мускулатуру. Овладев навыками аутотренинга, работник юридического труда в различных ситуациях сможет по своему желанию замедлять дыхание, работу сердца, расширять кровеносные сосуды, вызывать тепло в любой части тела, засыпать где и когда захочет, оставаться хладнокровным в напряженных ситуациях.

Это достигается потому, что почти половина клеток головного мозга регулирует двигательный аппарат человека. Поэтому при самовнуше­нии, например о расслаблении мускулатуры, эти клетки посылают в мышечную структуру соответствующие импульсы. И если мус­кулатура расслабляется, в мозг поступают слабые сигналы, что успокаивающе действует на человека. Особенно важно в этом отноше­нии расслабление мышц лица: мышцы лица посылают в головной мозг гораздо больше импульсов, чем мышцы всего туловища. Вот почему, научившись управлять хотя бы мышцами лица, человек может овладеть умениями и навыками воздействия на свою нервную систему*.

_____________________________________________________________________________

* Руководство по психотерапии.М.,1974; Гиссен Л. Психология и психогигиена в спорте. М.,1973; Алесеев А. О самовнушении. Наука и жизнь, 1973, №1, 2, 3; Гримак Л.П. Общение с самим собой. М., 1991.

Юрист-практик, овладевший навыками аутогенной тренировки, при­обретает уверенность в своих силах, а это благотворно сказывается на его эмоционально-волевой устойчивости, способствует более быстрой адаптации к постоянно меняющейся обстановке и повышает работоспо­собность.

§ 6. Воля и ее воспитание

Для выполнения разнообразных служебных задач, особенно в экс­тремальных условиях, юристу-практику часто требуется напряжение всей психики. При этом достижение любой цели требует от него целеус­тремленности, инициативы, настойчивости, выдержки, самообладания, мужества, смелости и стойкости. Все эти качества неразрывно связаны с проявлением воли.

Воля - это одна из сторон человеческой психики, обеспечивающая человеку возможность сознательно регулировать свои действия и по­ступки в соответствии с поставленной целью при учете конкретно складывающихся обстоятельств.

Чтобы удержать себя в рамках, обусловленных проводимой прак­тической деятельностью, работник юридического труда в большинстве случаев должен проявить свою волю, сдерживая эмоциональное возбуж­дение. При этом он неизменно включает в действие свою вторую сиг­нальную систему (слово). «…В нормально развитом человеке. - отмеча­ет И.П. Павлов, - вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения»*. И поскольку слово является сигналом сигналов, оно может повлиять на деятельность первой сигнальной системы (впечатлительность, эмоциональность) и подчинить ее. При помощи слова, обращенного к самому себе, юрист может по своему усмотрению регулировать свою деятельность.

_____________________________________________________________________________

* Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2, с. 346.

В практической деятельности юристов имеют место случаи, когда внутреннее состояние их не отвечает требуемой внешней активности (поведение в условиях кризисной ситуации). Например, практическая деятельность требует решительных действий, а внутреннее состояние работника юридического труда, подчиняясь воздействию отрицатель­ных эмоций, тормозит требуемую от него активность. И ему приходится усилием воли заставить себя подавить тормозящие эмоции и начать соответствующую практической цели активную деятельность.

Отсутствие сильной воли может толкнуть даже стойкого человека на нежелательные, совершенно не свойственные ему поступки. Проявле­ния здесь большой воли очень много значит.

«Большая воля, - пишет А.С.Макаренко, - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда нужно. Воля - это не просто желание и его удовлетворе­ние, а это желание и обстановка, и желание и отказ одновременно»*.

_____________________________________________________________________________

* Макаренко А.С. Собр.соч. в 7 томах. Т. 4., М., 1958, с. 463

Из сказанного выше следует, что поведение по своей сущности является сознательным и целенаправленным, а не стихийным и неорганизован­ным. Такое поведение называется волевым поведением и предполагает наличие у работника юридическою труда определенных волевых качеств.

Волевые качества юриста-практика в своей основе аккумулируют в себе структурные компоненты его эмоционально-волевой устойчивос­ти, связывают интеллект и моральные структуры личности. И.М.Сеченов пишет: «Ни обыденная жизнь, ни история народов не представляют ни единого случая, где одна холодная, безликая воля могла бы совер­шить какой-нибудь нравственный подвиг. Рядом с ней всегда стоит, определяя ее, какой-нибудь нравственный мотив, в форме ли страстной мысли или чувства»*.

_____________________________________________________________________________

* Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1958. с 218.

Высокие нравственные мотивы пронизывают все волевые качества работника юридического труда*. К волевым качествам относятся: целе­устремленность, инициативность, настойчивость, выдержка и самообла­дание, мужество, смелость, решительность, стойкость. Названным по­ложительным волевым качеством противостоят их антиподы - отрицательные качества: нецелеустремленность, безынициативность, отсутст­вие настойчивости, невыдержанность, трусость, нерешительность, нес­тойкость. Человек, наделенный такими качествами, безволен, не способен к выполнению даже самой элементарной задачи.

_____________________________________________________________________________

* См.подробнее о волевых качествах личности: Военная психология. М., 1972, с. 187-192; Зимин И.И., Чуфаровский Ю.В. Воспитание воли. Ташкент. 1985.

По мнению известного психолога А.Г. Ковалева, волевая недостаточ­ность может проявляться в чрезвычайно многообразных формах, под­разделяемых на пассивные и активные формы волевой недостаточности. К пассивным формам относятся: легкая внушаемость и несамостоятель­ность, апатия, нерешительность, отсутствие настойчивости. К активным формам следует отнести импульсивность, упрямство.

Изучение общих форм проявления волевой недостаточности важно для того, чтобы отличить подлинные волевые качества от пародии на них, а также чтобы избрать правильные пути и средства для волевого воспитания и самовоспитания.

Сотрудник правоохранительных и правоприменительных органов должен хорошо осознать, что целеустремленным самовоспитанием можно развить у себя все положительные волевые качества. Многие люди думают, что для таких тренировок необходимо специальное время. Такое мнение ошибочно. Воспитывать волю можно в любой обстановке. Повседневная жизнь, учебные занятия предоставляют для такого воспи­тания немало возможностей: воля воспитывается в преодолении любых трудностей. Для этого можно применять и специальные упражнении.

Глава V
Личность и юридическая деятельность

Проблема личности является центральной среди всех проблем юридической психологии. В системе «человек - право» реализуют­ся личностные аспекты человека как общественного существа, включенного в социальные отношения, как носителя сознания, и в частности правосознания. В связи с этим юридическая пси­хология анализирует личность в двух аспектах: во-первых, в пла­не изучения и оказания воздействия на личность преступника; во-вторых, в плане определения профессиональной пригодности кандидатов для работы в правоохранительных и судебных органах и их психологической подготовки. . - М., 2001. Еникеев М.И. Юридическая психология . - М., 2002. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология . – М., 1998. 1 Васильев В.Л. Юридическая психология .- СПб.: Питер...

  • Юридическая психология (2)

    Контрольная работа >> Психология

    Проявляется взаимосвязь юридической психологии с уголовным и гражданским правом, криминологией и криминалистикой. Юридическая психология включает в... ее прикладной отраслью - юридической психологией . Подобные связи юридической психологии можно проследить и...

  • Юридическая психология (5)

    Реферат >> Государство и право

    Возможность нравственного самоисправления. ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль юридической психологии , которая призвана изучать... исследуемом событии состава преступления. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ является отраслью науки психологии , исследующей проявление и...

  • – это симптомы нарушения целенаправленности деятельности, представленные ослаблением, отсутствием, усилением и извращением произвольной активности. Гипербулия проявляется необычайной решимостью, скоропалительными действиями. Гипобулия представляет собой патологическое снижение волевых способностей, сопровождающееся вялостью, пассивностью, неспособностью выполнять задуманное. При абулии определяется полная утрата желаний и побуждений. Варианты парабулии – ступор, стереотипии, негативизм, эхопраксия, эхолалия, каталепсия. Диагностика выполняется при помощи беседы и наблюдения. Лечение медикаментозное и психотерапевтическое.

      Воля – психическая функция, обеспечивающая способность человека сознательно управлять своими эмоциями, мыслями и поступками. Основой целенаправленной активности является мотивация – совокупность потребностей, побуждений, желаний. Волевой акт разворачивается поэтапно: формируется побуждение и цель, осознаются пути достижения результата, разворачивается борьба мотивов, принимается решение, осуществляется действие. При нарушении волевого компонента происходит снижение, усиление или искажение этапов. Распространенность волевых расстройств неизвестна ввиду того, что легкие отклонения не попадают в поле зрения врачей, а более выраженные встречаются при широком круге заболеваний – неврологических, психических, общесоматических.

      Причины

      Легкие волевые нарушения рассматриваются как особенности эмоционально-личностной сферы, обусловленные типом высшей нервной деятельности, условиями воспитания, характером межличностных взаимоотношений. Так, например, часто болеющие дети оказываются в ситуации гиперопеки со стороны родителей, учителей, сверстников, в итоге их волевые качества ослабляются. Причинами выраженных изменений воли являются:

      • Депрессивные расстройства. Снижение воли вплоть до полного отсутствия побуждений наблюдается при эндогенной депрессии . При невротических и симптоматических формах сохраняется интенция, но реализация действия затормаживается.
      • Шизофрения. Ослабление волевых операций – характерная особенность шизофренического дефекта. Пациенты при шизофрении внушаемы, впадают в кататонический ступор, склонны к стереотипиям и эхолалиям.
      • Психопатические расстройства. Расстройства воли могут быть результатом неправильного воспитания, заостренных черт характера. Зависимость от окружающих, неуверенность и подчиняемость определяется у лиц с тревожно-мнительными, истероидными чертами, склонных к алкоголизму и наркомании .
      • Маниакальные состояния. Повышенное стремление к деятельности, высокая скорость принятия решений и их реализации диагностируется у людей с биполярным аффективным расстройством в фазе мании. Также выраженные симптомы развиваются при истерических приступах.
      • Органические патологии мозга. Поражение ЦНС сопровождается снижением всех компонентов волевой активности. Гипобулия, абулия обнаруживаются при энцефалитах , последствиях ЧМТ и интоксикаций.

      Патогенез

      Нейрофизиологической базой волевых расстройств является изменение сложных взаимодействий различных мозговых структур. При поражении или недоразвитии лобных отделов возникает нарушение целенаправленности, снижение способности планировать и контролировать сложные действия. Пример – подростки, имеющие множество желаний, потребностей, энергии к их удовлетворению, но не обладающие достаточным упорством и настойчивостью. Патология пирамидного пути проявляется невозможностью совершения произвольных действий – возникают параличи, парезы, тремор. Это физиологический (не психический) уровень изменения произвольности.

      Патофизиологической основой расстройств воли может стать дисфункция или поражение ретикулярной формации, обеспечивающей энергетическое снабжение корковых структур. В таких случаях нарушается первый этап волевого акта – формирование побуждений и мотивации. У пациентов с депрессией и органическими поражениями ЦНС снижен энергетический компонент, они не хотят действовать, не имеют целей и потребностей, побуждающих к активности. Маниакальные больные, наоборот, чрезмерно возбуждены, идеи быстро сменяют друг друга, а планирование, контроль деятельности оказываются недостаточными. При шизофрении происходит искажение иерархии мотивов, изменение восприятия и мышления затрудняет планирование, оценку и контроль действий. Энергетические процессы снижены либо повышены.

      Классификация

      Нарушения волевых актов относятся к патологии эффекторного звена – системы, осуществляющей передачу информации из ЦНС к исполнительным системам. В клинической практике принято классифицировать данные расстройства по характеру симптомов: гипобулия (ослабление), абулия (отсутствие), гипербулия (усиление) и парабулия (искажение). Согласно этапам произвольного акта, выделяют семь групп волевых патологий:

    1. Расстройство произвольных актов. Человек не может выполнять действия, результат которых неочевиден или отдален во времени. В частности, он не может обучаться сложным навыкам, накапливать деньги для крупных покупок в будущем, совершать альтруистические поступки.
    2. Расстройство преодоления препятствий. Совершению задуманного могут мешать физические преграды, социальные условия, новизна обстановки, необходимость поиска. Пациенты не могут прилагать усилия для преодоления даже незначительных трудностей, быстро отказываются от задуманного: при неудаче в экзаменах выпускники не пробуют повторно поступать в ВУЗы, депрессивные больные остаются без обеда, так как препятствием становится необходимость приготовления еды.
    3. Расстройство преодоления конфликта. В его основе лежит несовместимость действий, необходимость выбирать одну из целей. Клинически нарушение проявляется неспособностью осуществлять выбор, избеганием принятия решения, перекладыванием этой функции на окружающих людей или случай (судьбу). Для того чтобы начать хоть как-то действовать, больные совершают «ритуалы» – подбрасывают монетку, используют детские считалочки, связывают случайное событие с определенным вариантом решения (если проедет красная машина, пойду в магазин).
    4. Расстройство преднамеренности. Патологически изменяются сила, скорость или темп действия, нарушается торможение неадекватных двигательных и эмоциональных реакций, ослабляется организация психической деятельности и способность сопротивляться рефлекторным актам. Примеры: синдром автономной конечности с потерей контроля над моторикой руки, аффективная взрывчатость при психопатиях, препятствующая достижению цели.
    5. Расстройство с автоматизмами, навязчивостями. Патологически легко вырабатываются автоматизированные действия, теряется контроль над ними. Навязчивости воспринимаются как собственные либо чуждые. На практике это проявляется трудностями в изменении привычек: один маршрут до работы, одинаковые завтраки. При этом снижаются адаптивные способности, в изменяющихся условиях люди испытывают сильный стресс. Навязчивые мысли и действия невозможно изменить усилием воли. У больных шизофренией утрачивается контроль не только над поведением, но и собственной личностью (отчуждение Я).
    6. Расстройство мотивов и влечений. Искажено чувство первичного влечения, естественного побуждения на уровне инстинкта и целенаправленного акта. Изменяется представление о средствах и последствиях достижения цели, осознание произвольности как естественной способности человека. В данную группу включены психопатологические феномены при расстройствах пищевого поведения, сексуальной сферы.
    7. Расстройство прогностических функций. Больные имеют трудности предвосхищения результата и вторичных эффектов собственной деятельности. Симптомы вызваны снижением функции прогнозирования и оценки объективных условий. Таким вариантом расстройства частично объясняется гиперактивность и решительность подростков, маниакальных больных.

    Симптомы волевых расстройств

    Клиническая картина разнообразна, представлена усилением, искажением, ослаблением и отсутствием функций произвольности. Гипобулия – снижение волевой активности. Ослаблена сила мотивов, побуждений, затруднена постановка цели и ее удержание. Расстройство характерно для депрессий, продолжительных соматических болезней. Пациенты пассивные, вялые, ничем не интересуются, подолгу сидят или лежат, не меняя позы, не в состоянии начать и продолжить целенаправленное действие. Нуждаются в контроле лечения, постоянной стимуляции к выполнению простых бытовых задач. Отсутствие воли называется абулией. Побуждения и желания полностью отсутствуют, больные абсолютно безучастны к происходящему, бездеятельны, ни с кем не разговаривают, не прилагают усилий для приема пищи, посещения туалета. Абулия развивается при тяжелой депрессии, шизофрении (апатоабулический синдром), сенильных психозах , поражении лобных долей мозга.

    При гипербулии пациенты чрезмерно активны, полны идей, желаний, стремлений. У них определяется патологически облегченная решимость, готовность к действию без обдумывания плана и учета последствий. Больные легко вовлекаются в любые идеи, начинают действовать под влиянием эмоций, не согласуют свою активность с объективными условиями, задачами, мнениями других людей. При совершении ошибок не анализируют их, не учитывают в последующей деятельности. Гипербулия является симптомом маниакального и бредового синдрома, некоторых соматических заболеваний, может быть спровоцирована приемом лекарств.

    Извращение воли представлено парабулиями. Они проявляются странными, нелепыми поступками: поеданием песка, бумаги, мела, клея (парорексиями), сексуальными перверсиями, тягой к поджогам (пироманией), патологическим влечением к воровству (клептоманией) или к бродяжничеству (дромоманией). Значительная часть парабулий – расстройства контроля моторики. Они входят в состав синдромов, характеризующихся нарушением движений и воли. Распространенным вариантом является кататония . При кататоническом возбуждении развиваются внезапные приступы стремительного, необъяснимого неистовства либо ничем не мотивированные действия с неадекватностью аффекта. Восторженная экзальтированность больных быстро сменяется тревожностью, растерянностью, разорванностью мышления и речи. Основной симптом кататонического ступора – абсолютная обездвиженность. Чаще пациенты замирают сидя или лежа в позе эмбриона, реже – стоя. Реакции на окружающие события и людей отсутствуют, контакт невозможен.

    Другая форма двигательно-волевых расстройств – каталепсия (восковая гибкость). Утрачивается произвольность активных движений, но наблюдается патологическая подчиняемость пассивным – любая приданная больному поза сохраняется в течение длительного времени. При мутизме пациенты молчат, не устанавливают вербальный контакт при сохранности физиологического компонента речи. Негативизм проявляется бессмысленным противодействием, немотивированным отказом от выполнения целесообразных действий. Иногда он сопровождается противоположной активностью. Свойственен детям в периоды возрастных кризисов. Стереотипии – однообразные монотонные повторения движений или ритмичное повторение слов, словосочетаний, слогов. Пациенты с пассивной подчиняемостью всегда выполняют приказы окружающих независимо от их содержания. При эхопраксии наблюдается полное повторение всех действий другого человека, при эхолалии – полное или частичное повторение фраз.

    Осложнения

    При продолжительном течении и отсутствии лечения волевые расстройства могут стать опасными для здоровья и жизни больного. Гипобулические симптомы препятствуют выполнению профессиональной деятельности, становятся основанием для увольнения. Абулия приводит к потере веса, истощению организма, инфекционным заболеваниям. Гипербулия иногда является причиной противоправных действий, в результате которых пациентов привлекают к административной и уголовной ответственности. Среди парабулий наиболее опасным является извращение инстинкта самосохранения. Оно проявляется при тяжелом течении анорексии , развитии суицидального поведения и сопровождается риском летального исхода.

    Диагностика

    Основным методом обследования больных с волевыми расстройствами остается клинико-анамнестический анализ. Врачу-психиатру необходимо выяснить наличие неврологических заболеваний (изучение амбулаторных карт, выписок неврологов), психических расстройств и наследственной отягощенности. Сбор информации проводится в присутствии родственников, потому что сами больные не всегда способны поддерживать продуктивный контакт. В ходе диагностики врач дифференцирует расстройства произвольности с характерологическими чертами психастенического и возбудимого/гипертимного типа. В этих случаях отклонения эмоционально-волевых реакций являются результатом воспитания, встроены в структуру личности. К способам исследования волевой сферы относят:

    • Клиническую беседу. При непосредственном общении с больным психиатр определяет сохранность критического отношения к заболеванию, способность к установлению контакта, поддержанию темы разговора. Для гипобулии характерна бедность речи, длительные паузы; для гипербулии – переспрашивание, быстрая смена направленности беседы, оптимистичный взгляд на проблемы. Больные с парабулиями предоставляют информацию искаженно, мотив их общения отличается от мотивов врача.
    • Наблюдение и эксперимент. Для получения более разнообразной информации врач предлагает пациенту выполнить простые и сложные задания – взять карандаш и лист, встать и закрыть дверь, заполнить бланк. О расстройствах воли свидетельствуют изменения выразительности, точности и быстроты движений, степень активности и мотивированности. При гипобулических нарушениях выполнение задач затруднено, моторика замедлена; при гипербулических – скорость высокая, но целенаправленность снижена; при парабулиях ответы и реакции больного необычны, неадекватны.
    • Специфические опросники. В медицинской практике применение стандартизированных методов исследования волевых отклонений не получило широкого распространения. В условиях судебно-психиатрической экспертизы используются вопросники, позволяющие в определенной мере объективизировать полученные данные. Примером такой методики является Нормативная шкала диагностики волевых расстройств. Ее результаты указывают на особенности волевых и аффективных отклонений, степень их выраженности.

    Лечение волевых расстройств

    Нарушения волевых функций лечатся в комплексе с основным заболеванием, послужившим причиной их возникновения. Подбором и назначением терапевтических мероприятий занимаются психиатр и невролог. Как правило, лечение проводится консервативно с применением медикаментозных средств, в отдельных случаях – психотерапии . Редко, например, при опухоли головного мозга , пациенту необходимо хирургическое вмешательство. Общая схема терапии включает следующие процедуры:

    • Медикаментозное лечение. При снижении воли положительный эффект может быть достигнут применением антидепрессантов, психостимуляторов. Гипербулия и некоторые виды парабулий корректируются с помощью нейролептиков, транквилизаторов, седативных препаратов. Пациентам с органической патологией назначаются сосудистые препараты, ноотропы.
    • Психотерапия. Индивидуальные и групповые сеансы эффективны при патологии волевой и аффективной сферы вследствие психопатических и невротических расстройств личности. Больным с гипобулией показаны когнитивные и когнитивно-бихевиоральные направления , психоанализ . Гипербулические проявления требуют освоения релаксации, саморегуляции (аутотренинг), повышения коммуникативных навыков, способности к сотрудничеству.
    • Физиотерапия. В зависимости от преобладающих симптомов используются процедуры, стимулирующие либо снижающие активность нервной системы. Применяется терапия низкочастотными токами, массажи .

    Прогноз и профилактика

    При своевременном обращении к врачу и строгом выполнении его назначений прогноз волевых расстройств благоприятен – больные возвращаются к привычному образу жизни, частично или полностью восстанавливается способность регулировать собственные действия. Предотвратить нарушения достаточно сложно, профилактика основывается на предупреждении причин – психических заболеваний, поражений ЦНС. Стать более устойчивым в психоэмоциональном плане помогает соблюдение здорового образа жизни, составление правильного режима дня. Еще один способ профилактики расстройств – регулярные обследования с целью раннего выявления болезни, профилактический прием медикаментов.

    Формы, в которых может проявляться волевая недостаточность многообразны, но выделяются две наиболее ярких и чаще всего встречающихся в жизни: пассивные и активные.

    Пассивные ФВН

    Включают в себя 4 следующих формы:

    1. Легкая внушаемость и несамостоятельность. Эта форма характеризуется чрезмерной уступчивостью чужому влиянию. Такие люди легко поддаются влиянию других и делают то, что им приказывают. Они признают правоту того кто говорит последним и именно мнение последнего является и их мнением.

    Как правило, у таких людей полностью отсутствует предприимчивость и инициатива. Принципиальность и настойчивость чаще всего проявляются незначительно. Человек в этом случае не выработал определенных взглядов и убеждений, которым он мог бы следовать в жизни.

    Дошкольники, например, настолько внушаемы, что могут поверить в явно нереальные вещи. Они легко верят сказке и переживают за судьбу персонажей, как за судьбу живых людей.

    Если ребенок, например, упал и ушибся, то бывает достаточно, чтобы мать подула на ушибленное место и сказала: «Теперь не больно» - и ребенок успокаивается, перестает плакать.

    2. Апатия - это тяжелая ФВН. Она схожа с депрессивным состоянием, характеризующимся исчезновением всякого рода желаний, и устремлений.

    Человек часто безразличен, к происходящим вокруг него событиям. Ему «всё равно», сонливость - вот наиболее характерное для него состояние.

    Состояние апатии вызывается, глубокими переживаниями (горе, отчаяние), когда «у человека руки опустились», или общей притупленностью чувств, когда ни радость не возбуждает, ни горе не вызывает волнения. Апатия нередко бывает связана с болезнями истерией, неврастенией и такими устойчивыми душевными состояниями как меланхолией и депрессией.

    Хотя все дети отличаются большой активностью, все же иногда приходится наблюдать среди них и апатичных.

    Это школьники с физическими недостатками, которых оскорбляют сверстники, или дети, потерявшие веру в себя, в свои возможности, наконец, пассивные встречаются в семьях, где ребёнка слишком муштруют или же, наоборот, излишне опекают.

    3. Нерешительность - неспособность совершить выбор и двигаться в этом направлении. Для нерешительных людей характерна длительная борьба порой противоречивых мотивов. Они или совсем не принимают, или принимают случайное решение, устав от душевной борьбы.

    Но и такое решение они не могут довести до конца. Нерешительность связана с отсутствием стержневой линии поведения, отсюда возникает обилие всякого рода сомнений. Дети редко проявляют нерешительность, наоборот, они чаще опрометчивы в своих решениях.

    4. Отсутствие настойчивости. Так характеризуют тех людей, которые принимают «кучу» решений, но не доводят их до конца. Их пугает новый шаг, который они должны предпринять, и трудности, которые стоят или могут возникнуть на пути деятельности.

    Принимая решения, они боятся выйти из своего полусонного, пассивного состояния. Некоторые дети дошкольного и школьного возрастов могут горячо браться за дело, но опускать руки при первой же трудности.

    Подобная картина наблюдается у тех ребят, которых в семье всячески опекали, оберегали от трудностей, все за них делали, в том числе и уроки.

    Активные ФВН

    Этот вид волевой недостаточности противоположен первому. Люди этого вида кажутся необычайно энергичными и настойчивыми. Одни из них бурно на всё реагируют, порывисты в решениях и действиях, другие же не отказываются от принятых решений, даже когда они не верны или вредны.

    Соответственно этому можно наметить две ФВН :

    1. Импульсивность - проявляется в чрезвычайной порывистостью к действиям. Эти люди склонны действовать без промедления, они горят стремлением достигнуть желаемого.

    Импульсивные люди действуют «очертя голову», т. е. необдуманно и безпланово. Возможно, в этом кроется причина не достижения ими нужных результатов.

    Импульсивностью обладают люди с бурно проявляющимися чувствами. Они неспособны к самоконтролю и самообладанию. Особенной импульсивностью отличаются дети дошкольного возраста.

    Она связана с естественной для этого возраста недостаточной тормозимостью, то есть не умением сдерживать первоначальные порывы, с недостаточностью жизненного опыта и ограниченностью знаний.

    В школьном возрасте также встречается немало импульсивных ребят, особенно среди очень эмоциональных подростков. У старших школьников импульсивность резко снижается, но зато иногда наблюдается нерешительность, особенно, в вопросе профессионального самоопределения.

    2. Упрямство -проявляется в бессмысленной настойчивости. Такие люди стремятся во что бы то ни стало держаться своего мнения или решения, порой вопреки его неразумности. Это не что иное, как ярко выраженное безволие, пародия на волю.

    Человек нередко проявляет упрямство из страха показать свою слабость другим, из боязни уступить им. Упрямые люди бывают несносны, смешны, а иногда и жалки.

    Это качество личности сопряжено со слабостью критической оценки, когда человек неспособен всесторонне проанализировать свои основные мотивы, а также аргументы собеседника.

    Упрямство нередкое явление для детей. Особенно подростки хотят быть самостоятельными, но не всегда ещё способны принимать верные решения. Совершив проступок, не хотят в этом признаваться ни себе, ни другим.

    Даже осознавая ошибочность собственного поведения, боятся показаться окружающим слабыми и чересчур уступчивыми. В силу этого они предпочитают упираться, настаивать на своём или оправдывать совершенное действие ложными доводами.

    Анализируя все ФВН, необходимо выделить два важных аспекта.

    Во-первых, что все они не так уж часто проявляются в таком сгущенном, ярком виде. Могут быть различные степени проявления от незначительных и эпизодических до крайних, иногда болезненных, случаев.

    Во-вторых, в жизни мы редко можем наметить резкие границы между различными ФВН, например внушаемостью и импульсивностью. Чаще всего наблюдаются смешанные типы.

    И наконец, мы должны определенно указать на зависимость развития ФВН от характера воспитания в жизни людей в определенных социально-психологических условиях.

    Развитие личности ребенка характеризуется созреванием сознания и самосознания, что сказывается на возрастании его самостоятельности: стремится все делать сам, быть относительно независимым.

    А так как силы его ещё невелики, возможности ограничены, сознание не настолько созрело, чтобы учитывать далеко идущие последствия поступков и действий, ребенок ограничивается протестом против мелочной опеки взрослых.

    Они выражаются в виде негативизма - немотивированного сопротивления требованиям окружающих лиц, а также упрямства - стремления настоять на своем даже при сознании неразумности своих действий пли выставляемых требований.

    Изучение особенностей проявления волевой недостаточности весьма важно для родителей.

    Во-первых, вы сможете отличать подлинную волю от пародии на неё, то есть уметь распознавать различные формы безволия и благодаря этому предпринимать своевременно необходимые меры для их исправления.

    Во-вторых, вам легче будет предупредить появление у детей того или иного вида волевой недостаточности, продумать и выстроить систему эффективного противодействия им.

    Как избавится от страха высоты?
    Спокойствие! Страх высоты - это нормальный такой, здоровый человеческий страх. Его задача - вовр...

    Как найти общий язык с подростком
    В современном мире проблема отсутствия взаимопонимания между родителями и их детьми очень распр...

    Как пережить супружескую измену
    Очень часто супружеские пары сталкиваются с различными проблемами. Одной из проблем, с...

    Как простить родителей за детские обиды
    К сожалению, в нашей жизни нередко бывает так, что дети долгие годы де...

    Почему люди играют в игры
    Почему люди играют в игры? С помощью различных игр малыш приступает к познанию...

    © 2024 nowonline.ru
    Про докторов, больницы, клиники, роддома