Что такое интеллект и можно ли его развить. Как развить в себе экстрасенсорные способности в домашних условиях: упражнения, советы

Одним из самых уважаемых качеств считается интеллект. Но признавая его ценность, люди часто не очень хорошо понимают, что это такое. «Он интеллектуал», – можно услышать об эрудированном, много знающем человеке. Однако знания вовсе не гарантируют высокого уровня интеллекта. Эрудиция, которая связана в большей степени с и широтой интересов, имеет ценность, но интеллект относится совсем к другой сфере – .

Мышление нуждается в информации, но само по себе оно является процессом получения новых знаний, тех, которых нет в опыте человека. Мышление занимается переработкой данных наших органов чувств и того, что хранится в памяти. Благодаря ему рождаются новые идеи, создаются новые вещи, да и сама человеческая цивилизация не что иное, как продукт мышления.

А что же такое интеллект? Любая , в том числе и мыслительная, предполагает наличие . У кого-то их больше, у кого-то меньше. Вот способности к мыслительной деятельности и есть интеллект.

Поэтому эрудированность, объем информации, которую мы имеем, создают условия для проявления интеллекта, ведь именно с этой информацией работает мышление. Но если уровень интеллекта низок, то никакого толка от знаний не будет. Еще древнегреческий философ Гераклит говорил, что «многознание уму не научает». Это все равно, что неспособному к изобразительной деятельности человеку дать качественный холст, дорогие кисти и краски самых разных оттенков. Лучше от этого нарисованная им картина не будет.

Структура интеллекта

Как любая способность, интеллект представляет собой комплекс различных качеств личности. Психологи до настоящего времени не пришли к единому мнению о том, что входит в структуру интеллекта. И дело здесь не столько в недостаточной изученности этого психического явления, сколько в том, что интеллект разный. Согласитесь, умственные способности математика и писателя отличаются, причем не количественно, а именно качественно. Но о видах интеллекта и их особенностях мы поговорим с вами в другой .

Чтобы не путаться в разнообразных проявлениях этой способности к мышлению, выделили понятие общего интеллекта или первичных умственных способностей.

Основной, генеральный фактор (фактор G), определяющий уровень интеллекта человека – это скорость переработки информации, в том числе и скорость получения новых знаний, их осмысление, установление связей (ассоциаций) с прежним опытом и длительное сохранение в памяти.

Кроме генерального фактора, выделяют еще несколько первичных умственных способностей, составляющих основу интеллекта:

  • Вербальные способности, определяющие понимание речи и использование слов как для передачи информации, так и в процессе мышления.
  • Память, в том числе объем сохраняемой информации, скорость ее запоминания и продолжительность хранения.
  • Способность ориентации в пространстве, соотношение объема, размера и формы объектов.
  • Умение выполнять мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, создавать сложные мыслительные конструкции и делать выводы.
  • Способность оперировать числами в рамках элементарных арифметических действий.

Это самые основные, элементарные факторы, определяющие уровень интеллекта. На самом деле их значительно больше. Например, один из известных исследователей интеллекта Дж. Гилфорд выделил 120 первичных умственных способностей, развитие которых может обеспечить человеку высокий уровень интеллекта.

Основная функция интеллекта

Чем так ценен интеллект? Почему людям важно иметь высокий уровень умственных способностей? Успешное, продуктивное мышление дает человеку многое:

  • открывает путь для самореализации и проявления способностей;
  • служит необходимым условием достижения успеха;
  • гарантирует быстрое овладение новыми знаниями и навыками;
  • позволяет заработать уважение и высокий социальный статус.

Все это верно, но вторично. Интеллект – это продукт эволюционного развития, а значит, в прошлом (да и сейчас нередко) он обеспечивал человеку возможность выжить и оставить потомство, то есть продолжить свой род. Выживают не самые сильные и быстрые, а самые умные, интеллектуально развитые особи. Это, кстати, касается не только человека, но и животных.

Поэтому главная функция интеллекта – адаптационная. И часто интеллект определяют как способность человека максимально быстро и эффективно приспосабливаться к окружающей среде. В зависимости от проявления адаптационной функции выделяют 3 уровня интеллектуальной активности.

  • Низкий. Находящиеся на нем люди со слабыми умственными способностями не в состоянии сопротивляться воздействию среды, и она их подавляет. Существуют они за счет социального окружения, если оно согласно их опекать.
  • Средний уровень. К нему относятся люди, обладающие хорошими мыслительными способностями и достаточным для адаптации уровнем психической активности. Они могут найти в мире свое место, соответствующее способностям и .
  • Высший уровень – уровень , когда человек не приспосабливается к среде обитания, а меняет ее, приспосабливая к собственным потребностям.

Большинство людей находятся на среднем уровне, и это совсем неплохо. Общество не нуждается в большом количестве креативов, которые стремятся кардинально изменить мир в соответствии со своими интересами.

Индивидуальные особенности интеллекта

Люди отличаются и по уровню, и по характеру интеллекта, то есть по проявлению специальных способностей. Многочисленные тестирования, проходившие с помощью разнообразных методик, позволяют утверждать, что различия в интеллекте заметны уже в самом раннем детстве.

Главным показателем потенциально высокого интеллекта считается любознательность детей, стремление их к новым, ярким впечатлениям и овладению новыми видами деятельности. То есть непоседливый ребенок, который везде лезет, тащит в рот что попало, колотит погремушкой по кроватке, стене, голове мамы, ломает игрушки, размазывает кашу по столу и считается сущим наказанием, на самом деле имеет более высокий интеллектуальный потенциал, чем спокойный тихоня.

К школьному возрасту уровень интеллекта уже можно определить, и считается, что он остается всю жизнь примерно на одном уровне, конечно, с поправкой на возраст. В современных тестах интеллекта для каждого возраста свои задания.

От чего зависит уровень интеллекта

На наши умственные способности влияют две группы факторов: биологические и социально-культурные. Долгое время считалось, что умственные способности носят врожденный и даже генетический характер. Поэтому о развитии их говорить не приходится – что дано, то дано.

Но сейчас психологи не так категоричны и считают, что интеллект от врожденных характеристик нервной системы зависит в среднем на 50 %. Как и все способности, интеллект опирается на врожденные : скорость реакций, подвижность нервной системы, развитость разных центров коры головного мозга, например, отвечающих за вербальные способности или математические.

Частично биологические задатки передаются по наследству, но далеко не всегда у гениальных родителей рождаются интеллектуально одаренные дети. Зато достоверно известно, какие причины могут привести к рождению детей умственно отсталых или с ослабленным интеллектом:

  • хромосомные аномалии (синдром Дауна, например);
  • пожилой возраст родителей;
  • неполноценное питание матери во время беременности;
  • злоупотребление родителями, особенно, матерью алкоголем, курением и наркотиками;
  • некоторые болезни, например, краснуха, перенесенные матерью во время беременности.

Но даже родившийся с высоким интеллектуальным потенциалом ребенок для его развития требует постоянной заботы и внимания. Проведенные исследования показали, что огромное влияние на уровень интеллекта малыша оказывает эмоциональная связь с родителями, особенно с матерью. Чем больше она общается с ребенком и более позитивные эмоции сопровождают это общение, тем лучше развиваются умственные способности. А вот недостаток внимания и общения приводят к отставанию умственного развития ребенка. То есть шанс иметь более высокий уровень интеллекта у тех детей, которых любят.

Возрастные различия интеллекта

Если основа, база интеллекта закладывается от момента зачатия до 5-7 лет, то раскрывается его потенциал в возрасте до 20 лет. В целом в этот период идет повышение уровня интеллекта с небольшой задержкой и даже иногда снижением в . Причина этого связана с периодом полового созревания, когда мозг занят развитием совсем другой сферы, и психическая энергия направляется на это.

Может ли интеллект развиваться после 20 лет? Да, может, но значительно медленнее и преимущественно в связи с развитием качеств мышления в области профессиональной деятельности. Разные специальные способности имеют различную динамику:

  • Математические способности достигают пика своего развития к 30-35 годам, и если к этому времени человек не стал выдающимся математиком, то вряд ли уже станет.
  • Способности в области медицины и естественных наук достигают вершины в 42-45 лет, а в области психологии и философии – в 50-55.
  • Что касается способностей к художественному творчеству (литература, живопись и т. д.), то возрастной ценз их не установлен, не исключено, что они развиваются всю жизнь.

Снижается ли уровень интеллекта в старости? Это довольно сложный и неоднозначный вопрос. С одной стороны, в пожилом возрасте происходят необратимые изменения в головном мозге и развиваются возрастные патологии, например, склероз сосудов, не говоря уже о болезнях, связанных со старческим слабоумием. С другой стороны, многочисленные исследования показали, что люди, активно занимающиеся интеллектуальной деятельностью, до глубокой старости сохраняют ясный, живой ум и высокий интеллектуальный уровень. Недаром же говорят, что мозг – это мышца, которую постоянно нужно упражнять.

Гендерные различия

Вопрос о различии интеллектуального уровня мужчин и женщин всегда был полем ожесточенных дискуссий. И дело тут не столько в устоявшихся стереотипах и культурных традициях, сколько в реальных различиях. Но различия эти не количественные, а качественные. То есть речь идет не об уровне интеллекта, а о различных частных способностях, которые так или иначе связаны с мышлением.

  • Средний уровень интеллекта одинаков по значению как у мужчин, так и у женщин, но среди мужчин больше и глупцов.
  • Отличается динамика развития интеллекта. До 15 лет девочки опережают в развитии юношей, а затем представители сильного пола резко повышают свой интеллектуальный уровень, и начинается своеобразная специализация умственных способностей. Так, мужчины существенно превосходят женщин в сфере математических способностей (на 13 математически одаренных мужчин приходится лишь одна женщина). Зато у женщин выше уровень вербальных способностей, которые обеспечивают им успех во многих профессиях, таких как писательство и журналистика, педагогика и сфера коммуникации др. Кстати, превосходство представительниц прекрасного пола в речевой деятельности становится заметно с самого раннего детства – девочки в основном начинают говорить раньше, чем мальчики.
  • У женщин более яркое , а нестандартное мышление делает их потенциально более творческими натурами, чем мужчины.

Можно ли развить интеллект

Интеллект, несомненно, нужно развивать, если речь идет о детском возрасте. Неразвитые умственные способности так и останутся потенциальными. Что же касается взрослых, то возможность развития интеллекта во многом зависит от уровня природных задатков.

Для взрослых существенно повысить свой интеллектуальный уровень может оказаться весьма непросто. Но наша психика очень пластична, а эффективность работы мозга во многом зависит от количества нервных связей в его коре. Образуются эти связи в процессе обработки и осмысления информации. То есть чем больше мы думаем, тем умнее становимся.

Итак, несколько советов тем, кто хочет развить свой интеллект:

  • Интересуйтесь новым. Новая информация требует осмысления и переработки, заставляет мозг работать активнее и повышать продуктивность мышления.
  • Расширяйте круг своих интересов. Это позволит включать в мыслительный процесс разнообразную информацию и сделает мышление более сложным. К тому же интересы в различных сферах и областях активизируют ассоциации, необходимые для полноценного мыслительного процесса.
  • Увлекайтесь. Найдите то, что станет вашим увлечением, хобби. Не важно, что это – собирание пробок от пивных бутылок или вышивка гобеленов. Главное – посвящайте своему увлечению время, изучайте его историю и различные аспекты, общайтесь с единомышленниками, благо сейчас интернет предоставляет такую возможность.
  • Творите. Творчество – это высшая форма познавательных процессов, занятие им неизбежно повысит и уровень вашего интеллекта. Творческие виды деятельности развивают и другие важные способности, в том числе особый тип восприятия мира.
  • Пишите. Можете сочинять фантастические рассказы или жизненные повести, описывать окружающее – природу, городские пейзажи, встречи с людьми, или просто вести дневник. Занятие письменной речью упорядочивает мышление, а литературное творчество делает его ярче, живее, интереснее.
  • Рисуйте. Рисование прекрасно развивает образное мышление и делает вас интеллектуальнее. Вы не умеете рисовать? Ничего страшного – вы и писать когда-то не умели, и даже говорить и ходить. Но научились же? Чтобы научиться чему-то, надо этим заниматься. Рисуйте сначала для себя, старайтесь запечатлеть то, что вас поразило, заинтересовало или возмутило. След, оставленный на бумаге вашей рукой – это шаг к развитию интеллекта.
  • Будьте разносторонними. Старайтесь не оставлять без внимания ни одну сферу жизни: общайтесь с друзьями, занимайтесь спортом, украшайте свою квартиру, играйте с детьми, совершайте прогулки на природе.

Но самое важное, что нужно для развития интеллекта – это желание. К сожалению, большинство людей хочет развить способности к мышлению абстрактно и надеется, что кто-то скажет им простой рецепт или даст «волшебную таблетку». Но так не бывает, для развития любой способности нужно приложить труд, потратить время и силы.

Поэтому очень важно наличие мотива, стимула. Вы хотите развить свой интеллект? Начните с того, что задайте себе вопрос: «Зачем мне это нужно?» Возьмите лист бумаги и запишите не менее 10 важных причин. Вы их нашли? Они достаточно важные и значимые? Тогда вперед, успех придет к упорным.

Что такое интеллект? Как выглядит развитие интеллекта в онтогенезе? Полезно ли раннее развитие ребенка? Ответы на эти и другие вопросы вы получите, просмотрев видео.

Безусловно, те люди, которые хотят научиться петь для профессионального исполнения музыкальных композиций, должны посвятить этому всю свою жизнь. В процессе творческой деятельности у певцов постоянно совершенствуются навыки, поэтому стиль исполнения может с течением жизни незначительно изменяться.

В большинстве случаев те, кто хочет развить голос, записываются в различные музыкальные студии на уроки вокала. Там профессиональные педагоги оценят слух, тембр и другие данные, которыми обладает каждый человек с рождения, и с учетом индивидуальных особенностей ученика подберут для него подходящий комплекс эффективных упражнений.

Вместе с тем далеко не все люди готовы выступать на публике и хотят избрать занятия музыкой в качестве основной сферы своей деятельности.

В некоторых случаях мужчины и женщины просто хотят петь красиво для самого себя или своих близких. В такой ситуации вам на помощь придут простые упражнения, которые можно делать в домашних условиях так часто, как вы сами можете себе это позволить.

Можно ли развить голос, если его изначально нет?

Многие люди отказываются от занятий вокалом просто потому, что уверены в том, что у них нет музыкального таланта. Про таких девушек и молодых людей нередко говорят «медведь на ухо наступил» , подразумевая, что от природы у них напрочь отсутствуют вокал и слух.

В действительности, для того чтобы стать известным исполнителем и собирать огромные концертные залы, совершенно необязательно иметь красивый голос изначально. Именно это качество можно развить путем многочисленных и длительных тренировок. Тем более, это относится к тем людям, которые хотят просто петь в компании близких и родных. Для того, чтобы научиться петь, как профессионалу, так и любителю, достаточно лишь регулярно заниматься, а не обладать отличными данными от природы.

как развить красивый голос самостоятельно?

  1. Чтобы самостоятельно развить голос для пения, достаточно регулярно выполнять следующие упражнения:


  • Встаньте перед большим зеркалом, сделайте максимально глубокий вдох, а затем на выдохе произносите один звук из следующей последовательности: «и», «э», «а», «о», «у» . Каждый из них необходимо произносить так долго, как это возможно, при этом менять их местами категорически не рекомендуется.
  • Самое первое упражнение – произнесение звука «и» способствует улучшению кровообращения. Данный звук несет в себе самую высокую частоту, и, если вы все делаете правильно, то во время выполнения упражнения сможете ощутить легкую вибрацию кожи, положив ладонь на голову. Все это свидетельствует о том, что ваши кровеносные сосуды начинают снабжаться кислородом значительно быстрее, благодаря чему идет разработка голосовых связок.
  • Следующий звук, «э», активизирует работу области шеи и горла. Это также можно ощутить собственной ладонью, положив ее под подбородок. «А» в свою очередь благотворно воздействует на грудную клетку и диафрагму. Правильное произнесение звука «о» нормализует работу сердечной мышцы и позволяет ей эффективнее справляться со своими функциями. Наконец, «У» оказывает положительное влияние на нижнюю часть живота.
    Так, шаг за шагом, вы опускаетесь вдоль своего туловища, заставляя все органы и системы принимать участие в развитии ваших голосовых связок.
  • Произносить каждый из вышеуказанных гласных необходимо друг за другом, повторяя их по три раза. Будьте осторожны со звуком «у» , если у вас изначально низкий голос, так вы можете усугубить ситуацию и начать разговаривать и петь грубым басом. Обладателям звонкого и высокого голоса необходимо, наоборот, как можно чаще выполнять данное упражнение, чтобы в результате получить красивый глубокий тембр.

2. После выполнения этого комплекса необходимо задействовать область верхней части живота. Для этого сомкните губы и 3 раза произнесите звук «м» . Сначала вы должны сделать это как можно тише, затем – чуть громче, и, наконец, так громко, как только сможете. Делая последнее задание, вы должны обязательно почувствовать сильное напряжение со стороны голосовых связок.

3. Для развития необходимо добиться идеального произношения любых слов. Наиболее часто трудности в этом вопросе вызывает звук «р» . Следующее упражнение позволит вам не только поставить этот сложный звук, но и придаст вашему голосу ощутимую силу и энергичность. Сначала поднимите кончик языка к верхнему небу за зубами и порычите наподобие трактора. Это делается для того, чтобы максимально расслабить язык.

После этого эмоционально и с выражением произнесите следующую последовательность слов, сильно выделяя звук «р»:

  • роль, ритм, рубль, ринг, руль, рис;
  • повар, сыр, ковер, забор, товар;
  • сирень, трава, мороз, крыло.

Как развить не только голос, но и слух?


Для достижения красивого и впечатляющего пения это очень важно. Начинать следует с трех нот – «до, ре, ми» . Несколько раз пропойте их вверх по звукоряду, а затем вниз. Далее прибавляйте по одной ноте до тех пор, пока не дойдете до полной гаммы из восьми последовательных нот – «до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до» .

Чуть позже, когда вы хорошо освоите основную гамму, чередуйте ноты по принципу – вверх через одну, затем вниз через одну, например, так: «до, ми, соль, си, до, ля, фа, ре» .

Спустя еще некоторое время можно попробовать петь следующим образом: «до, ми, ре, фа, ми, соль, фа, ля, соль, си, ля, до, си, ре, до» .

Также очень полезно для развития и голоса, и слуха пропевать на разные лады слово «мяу», поскольку в нем используются все основные гласные звуки русского языка – «и», «а» и «у» . Старайтесь произносить это слово как можно медленнее, чтобы ощутить, где именно резонирует каждый звук – в груди, в носу, в ротовой полости и так далее.

– Доктор, я умру?

– Обязательно!

В этом черном анекдоте и заключен ответ на все вопросы, считает руководитель отдела НИИ морфологии человека РАМН, доктор биологических наук, профессор Сергей Савельев.

Факт смертности

Внутри каждой нашей клетки есть специальные структуры-добавки – теломеры, побуждающие эту клетку делиться. Таких теломер должно быть 50, максимум 55. С каждым делением их остается на одну меньше (они отцепляются особым ферментом): 49, 48... – и так далее по нисходящей. И неважно – медитируете ли вы в Тибетских горах, целуете ли кресты в Риме: когда способность клеток к делению кончается, то бишь истощается запас теломер, наступает естественная биологическая смерть.

50-55 делений – вот наш предел. В среднем это тонна клеток – столько вырабатывает наш организм за всю жизнь. В принципе эти ресурсы позволяют прожить и 150 лет – но вдали от цивилизации, в благоприятнейшей экологической обстановке и, как правило, жизнью дождевого червя. При активной жизни возможности организма серьезно сокращаются. Предел – 80-90 лет, дальше просто идет медленное умирание. Замечали: у стариков кожа становится пергаментной, появляются странные пигментные пятна на местах былых ожогов, ударов… Это клеток вырабатывается все меньше и меньше.

Так что физиологические ресурсы человека весьма скромные.

В поисках вечной клетки

Еще у нас есть невозобновляемая система – нервная. Все теории, будто клетки мозга размножаются и чуть ли не каждый день в нашей черепушке появляется до миллиона новых нейронов, построены на некорректных экспериментах на животных.

Фальсификацией является и то, что число нейронов можно увеличить с помощью стволовых клеток. Как правило, этой идеей увлекаются психологи и физиологи и, конечно, спекулянты от медицины, делающие бизнес на страданиях и чаяниях больных.

О поисках «вечной» клетки написаны тысячи статей. В США есть исследователи, которые утверждают, будто им удалось выделить из клеток то ли крови, то ли подкожного жира «вечно живущие» клетки, которые можно помещать в разные химические условия и таким образом получать разные типы клеток – сердца, легких, печени – и даже разные типы ткани!

Как им удается морочить всем голову? Да очень просто. Скажем, из одной клетки получают сто и замораживают. Потом, когда первая на издыхании и вот-вот прекратит делиться, из холодильника достают такую же вторую, третью... А чтобы доказать, что клетка потихоньку превращается, скажем, в сердечную, ее помещают в вытяжку из кардиомиоцитов (нарубленная и отфильтрованная ткань сердца), где она, естественно, «жрет» и накапливает соответствующие метаболиты, характерные белки. Потом эту «вечную» клетку пересаживают в чистую среду, показывают публике и говорят, что это будущий кардиомиоцит. Правда, мышечной ткани сердца еще нет, но она точно будет, ведь вы же видите специфические антитела, характерные для сердечной ткани. А клетка просто наелась того, что было вокруг.

На сегодняшний день нет ни одной работы, доказывающей, что преодолен 50-кратный цикл деления. Если бы подобное случилось, фармацевтические компании праздновали бы победу: ведь разрабатывать лекарства от того же СПИДа надо не в раковых, поистине бессмертных, а в здоровых клетках. Но многолетние опыты ученых Германии показали: ни одна соматическая ткань в культуре клеток не живет более 4,5 года.

Шумиха вокруг клонирования

По этой же причине нельзя никого клонировать. Если ядро соматической клетки пересадить в яйцеклетку, зародыш просто умрет от старости, ведь у соматической уже выработана значительная часть ресурса делений. Поэтому вопрос клонирования – дело бизнеса и мистификации, а не медицины. Кстати, была ли овечка Долли клоном, генетически не доказано. Серьезные работы говорят лишь о том, что можно добиться пересадки ядра: при этом зародыш какое-то время делится, а потом погибает. Сей факт ученым был известен уже четверть века назад…

Но почему, спрашивается, не утихает журналистско-ветери­нарная шумиха про якобы клонированных здесь и там кошечек, собачек, хрюшек? Увы, это чистой воды политика. В свое время английское правительство, поддавшись на историю с Долли, выделило на исследования громадные деньги. Когда же стало ясно, что все это, мягко говоря, надувательство, пошла борьба за сохранение лица, отстаивание не столько научных интересов, сколько собственного бутерброда. Именно тогда и придумали чудо-терапию стволовыми клетками, выращивание с их помощью органов…

И уж если говорить по большому счету, то и программа «Геном человека» – чисто американское шоу. На самом деле в геноме исследовано лишь 10% генов, кодирующих белки. Остальные 90% – terra incognita, хотя уже объявлено о завершении программы. Да и те 10% генов изучены только у одного – одного! – человека, о чем почему-то все «забывают» говорить.

Так что приходится признать: наш мозг, будучи продуктом биологическим, конечен. И никаких новых ресурсов создать нельзя – ну не размножаются клетки мозга!

Работа мозга – очень энергозатратный процесс. Даже если мы тихо дремлем у телевизора, мозг поглощает до 10% всего, что мы выпили и съели за сутки. А при активной жизни расход увеличивается как минимум вдвое. Неслучайно при неблагоприятных условиях мозг отключается первым.

Сколько ни разгоняй «Запорожец»…

Бытует мнение, что мы используем мозг на 10%. На самом деле он всегда работает весь! Даже когда вы читаете газету и, казалось бы, активизированы лишь зоны, ответственные за зрение, память и логику, в это же время трудятся и другие нейроны, например те, что отвечают за поддержание вашей позы. Правда, они менее активны, но также передают сигналы и в любой момент готовы выполнить новое задание. Вам позвонили в дверь? И вот уже зашустрили нейроны, ответственные за слух, ходьбу, распознавание.

И тут мы сталкиваемся еще с одним заблуждением: будто можно развить способности человека. Нет! Их можно только реализовать. Мозг каждого человека имеет свою структурно-морфологическую организацию, определяющую характер, сенсорные, моторные, другие возможности и ограничения. Нет абсолютно идентичных извилин. Все умственные, физические ресурсы мозга определены с рождения: как генами родителей, так и тем, что за материалы – белки, жиры, углеводы – приносила на постройку новой нервной системы будущая мама. Если в это время она занималась сыроедением, голоданием, мозг ребенка, скорее всего, будет развит отнюдь не идеально.

Образно говоря, сколько ни разгоняй «Запорожец», он не будет ездить, как «Мерседес». И нет смысла запихивать в языковую или математическую школу того, чьим извилинам в радость слесарное дело. В каждом конкретном случае нужно заниматься не проблемой развития функций, которых нет, а реализовывать то, что точно досталось от папы с мамой.

Как это определить? Очень просто – предъявите мозгу много вариантов. Дайте попробовать разное. Человек сам схватится за «свое». Если лучше выражены слуховые и голосовые области мозга – будет петь. Аналитические – не оторвешь от шахмат, точных наук.

Но всему есть предел: от непосильных задач даже «Мерседес» может заглохнуть и оказаться на обочине. А «Запорожец», который не пыжится, а живет в ладу с собой, пусть медленно, но верно будет реализовывать свои таланты.

И нельзя всех заставить думать и жить одинаково. Как и достигать одних и тех же высот.

От редакции. В одном из следующих номеров в рубрике «Дискуссионный клуб» мы поговорим о плюсах и минусах долгой жизни. Ваши высказывания присылайте нам по адресу: 107996, Москва, ул. Электрозаводская, д. 27, стр. 4, «АиФ. Здоровье», с пометкой «Дискуссионный клуб», или по электронной почте med@сайт

Кстати

Наша кожа (верхний слой эпителия) обновляется:

>> на руках – каждый день,

>> на лице и голове – раз в три дня,

>> на теле – раз в неделю.

Клетки крови заменяются:

>> у обычного человека – каждые 80 дней,

>> у спортсмена – каждые 40 дней.

Сердце способно сократиться только 800 миллионов раз за жизнь.

Многие из нас хотели бы обладать экстрасенсорными способностями. Предсказывать будущее, обладать поисковыми способностями, лечить людей и т.д., но данными способностями отнюдь награждены не многие. Кто-то обладает такими способностями с детства, у кого-то они просыпаются уже в зрелом возрасте, так каким же образом у человека открываются экстрасенсорные способности? Можно ли их развить самостоятельно?

Как работает экстрасенсорика?

Экстрасенсы могут заряжаться различными способами: от космоса, от солнца, деревьев, воды и непосредственно от других энергетических систем, все зависит от того, каковы индивидуальные способности и личные предпочтения.

Если Вы не владеете умением восстанавливать свою биоэнергию, заниматься лечением других людей Вам категорически воспрещается.

Что касается непосредственно заклинай, и разного рода молитв, то они необходимы магу для самонастройки, которая непосредственно позволяет ему сконцентрироваться на своих мыслях. Только за счет концентрации собственной мысли дается выход биоэнергии, которая в свою очередь и позволяет творить чудеса.

Следует помнить о том, что человек хорошо накапливает энергию, в том случае, когда его нервная система уравновешена и абсолютно спокойна. Когда человек раздражен, он теряет довольно много энергии. В том случае, когда человек испытывает довольно сильные эмоции страха или зависти, то это тоже ослабляет его энергетику. Что бы энергия была в порядке, следует вырабатывать в себе только доброту.

Стоит учесть тот факт, что при наборе энергии одной из важнейших составных частей при любом способе накопления энергии организмом является именно образное представление процесса накопления энергии.

Набирая энергию, Вы должны почувствовать то, как она будет вливаться в тело, в каждый орган, в каждую клеточку организма. Чем это представление будет ярче и образнее, тем эффективнее будет ее набор.

Настраивающие упражнения

Что же непосредственно касается развития своей интуиции и соответственно шестого чувства, то для этого можно пользоваться некоторыми настраивающими упражнениями.

Для развития шестого чувства нужно как можно чаще проводить физкультминутки, много времени они не займут, а делать это необходимо. Следует задать себе задачку, сделать глубокий вдох и сосредоточиться на своем внутреннем Я. Каждый экстрасенс настраивается по разному, но что касается новичков, то им рекомендуется мысленно сконцентрироваться на точке посередине лба, над глазами, именно там, согласно восточной мудрости, и расположен третий глаз. Также рекомендуется, развивая свою интуицию, очень важно получать от этого удовольствие.

  • Когда ждете на остановке автобус или маршрутку, загадывайте какой номер приедет первым.
  • Слыша телефонный звонок, попробуйте угадать, кто бы это мог быть.
  • Прежде чем посмотреть на часы, постарайтесь сами определить точное время.
  • Проснувшись, попытайтесь уловить то, какими будут новости. Для начала следует почувствовать их настрой: будет ли новость позитивной или негативной.
Вот такими небольшими тренировками и подобными им Вы сможете развивать свои способности.

По утверждениям экстрасенсов, каждая неделя тренировок будет приносить больше успеха, Вы сможете угадывать все больше и больше ежедневных мелочей. В этих упражнениях главным является то, что Вы научитесь отличать экстрасенсорную информацию от мышлений логики.


Для того, чтобы почувствовать силу интуиции и ощутить уверенность в собственных силах довольно важно вести дневник. Для этого можно завести блокнот, который не доставит Вам особого труда, если Вы будете носить его с собой. В этот дневник следует записывать все результаты своих тренировок, отмеченные случаи совпадений и т.д. Записывая, таким образом, не стоит осмыслять и редактировать полученную информацию. Следует писать автоматически, можно зарисовывать картинки и т.п. Больше всего люди учатся именно на своих ошибках, и только со временем Вы сможете понять насколько Вы были правы. Может даже случиться так, что информация, которая будет записана с Вами в качестве бреда, пересечется как-то с реальной жизнью, так как расшифровывать точно и правильно сигналы шестого чувства Вы еще не умеете. В том числе в дневник стоит записывать сны, картинки, которые Вам просто захотелось изобразить. И не стоит забывать о том, что при каждой новой записи стоит ставить дату.

Многие люди раскрывают в себе экстрасенсорные способности после таких случаев, как клиническая смерть, удар током, молнией и т.п. Скорее всего, это происходит за счет того, что у них после пережитого организмом стресса начинает гораздо лучше работать правое полушарие, они прислушиваются к своему шестому чувству, и продолжают его развивать. Организму легче перестроиться, он как бы начинает заново работать, происходит процесс перезагрузки, и в этот момент важно сделать выбор, положиться на логику или интуицию.

В каждом человеке есть скрытые способности, просто кто-то занимается их непосредственным развитием, а кто-то просто живет по программе большинства, логически смотря на различные происшествия, притупляя тем самым свою интуицию и шестое чувство. Если же Вы хотите развить в себе экстрасенсорные способности или просто развить свою интуицию, то в таком случае занимайтесь своим саморазвитием и у Вас все получится, главное верить в это и стремиться к достижению поставленной цели.

  • Перевод

Большинство из нас регулярно говорит себе: «Если бы только у меня было больше силы воли». Однако возможно ли на самом деле развить ее? И если да, то с чего лучше всего начинать?

Какая-то из этих ситуаций покажется вам знакомой:

  • Вы хотите превратиться в «жаворонка» , но когда звонит будильник, вы даете себе послабление и продолжаете спать.
  • Вы решаете перейти на более здоровое питание, но неожиданно для себя делаете заказ в МакДональдс.
  • Вы думаете, что было бы неплохо походить в спортзал и сбросить несколько лишних килограммов перед началом лета, но после долгого рабочего дня оказываетесь на диване перед телевизором.
Да? Вы не одиноки. У науки есть несколько ответов на вопрос о том, как развить силу воли, которые, вероятно, вас удивят.

Почему нам следует заботиться о силе воли?

Рой Баумайстер, один из ведущих исследователей силы воли, отмечает:
Основной причиной большинства проблем, докучающих нашим современникам, - зависимостей, переедания, преступности, домашнего насилия, передаваемых половым путем заболеваний, предрассудков, долгов, нежелательных беременностей, недостатка образования, низкой успеваемости в школе и на работе, нехватки средств, отсутствия физических упражнений - является в той или иной степени низкий уровень самоконтроля.
Психология выявила 2 основных параметра, обеспечивающих, кажется, чрезвычайно широкий спектр преимуществ: интеллект и самоконтроль. Несмотря на многолетние попытки, психология так и не выяснила, что же человек может сделать для стойкого повышения уровня умственных способностей. А вот усиление самоконтроля вполне доступно. Следовательно, самоконтроль - это редкий и мощный инструмент, используя который психология способна внести ощутимые и полезные изменения в жизни обычных людей

Исследования в данной области убедительно поддерживают идею о том, что рост силы воли человека положительно влияет на все сферы его жизни. У людей, более склонных к самоконтролю, здоровье крепче, отношения стабильнее и счастливее, заработок выше, а карьера успешнее . Не удивительно, что обладатели более сильной воли еще и счастливее.

Поэтому заявление о готовности поработать над своей силой воли может оказаться одним из лучших решений в вашей жизни.

Что такое сила воли?

Чтобы понять, как работает сила воли, нам сначала нужно выяснить, что мы подразумеваем, используя данное слово. Всем нам кажется, что мы понимаем, о чем идет речь. Однако как ученые, изучающие данный предмет, определяют силу воли?

В книге «Максимальная сила воли» («Maximum Willpower») профессор Келли МакГонигал, ведущая курс «Наука силы воли» («The Science of Willpower») в Stanford, упоминает о трех различных аспектах этого явления:

  • Сила «Я не буду» - способность противостоять искушениям.
  • Сила «Я буду» - способность делать то, что необходимо.
  • Сила «Я хочу» - осознание личностью своих долговременных целей и желаний.
По словам МакГонигал, сила воли напрямую связана с использованием власти над этими «я буду», «я не буду» и «я хочу» для достижения собственных целей и избегания неприятностей.

Откуда у нас сила воли?

Сила воли - это поразительный феномен. Действительно, некоторые ученые даже говорят о том, что, возможно, именно она делает человека человеком. Это логично, ведь других животных, обладающих настолько развитой способностью контролировать свои импульсы, не существует. Что же сделало нас такими особенными?

Древние люди жили в обществе, где выживание каждого индивидуума очень сильно зависело от группы. Чтобы ладить с окружающими , каждому нужно было следить за своими импульсами. Это оказало огромное влияние на мозг и привело к развитию методов контроля над порывами, из-за которых человек мог попасть в беду.

Наша нынешняя способность бороться со своими импульсами - это результат продолжавшейся несколько тысяч лет адаптации к постоянно усложняющейся социальной среде.

Мозг и сила воли: знакомьтесь, префронтальная кора

Префронтальная кора - это часть мозга, расположенная сразу за лобной костью и глазами. На протяжении эволюции она в основном контролировала физические перемещения (ходьбу, бег, подъем и т. п.). Со временем она не только увеличилась, но и усилила связи с другими отделами мозга и взялась за выполнение некоторых новых функций. Сейчас префронтальная кора отвечает за ваши действия, мысли и даже чувства.

В префронтальной коре выделяется 3 самостоятельных отдела, контролирующих различные аспекты силы воли:

  • Левая доля префронтальной коры отвечает за часть «я буду».
  • Правая доля заведует сферой «я не буду».
  • А нижняя средняя доля обслуживает «я хочу».
Все вместе эти отделы обеспечивают наш самоконтроль и самосознание или, иначе говоря, нашу силу воли.

Лучше всего значение префронтальной коры иллюстрируют случаи, когда люди получали травмы, затрагивающие именно эту часть головного мозга. В 1848 году Финеас Гейдж, спокойный, вежливый и трудолюбивый бригадир, оказался в ситуации, результатом которой стала очень серьезная травма головы, повредившая префронтальную кору. Ранение изменило его навсегда. Друзья не могли узнать Гейджа: он превратился в раздражительного, импульсивного человека - буквально в противоположность самого себя.

Случай Финеаса - это один из многих примеров того, что происходит, когда человек страдает от повреждения префронтальной коры. Это делает очевидным, что сила воли - не нечто мистическое, а всего лишь одна из функций нашего мозга.

Почему наши бабушки и дедушки были более дисциплинированными, чем мы

Одно из самых шокирующих открытий, касающихся силы воли, таково: сила воли похожа на мускул, устающий при чрезмерном использовании.

Рой Баумайстер провел множество экспериментов, во время которых он просил людей проявлять силу воли в контролируемых лабораторных условиях (отказаться от пирожных, скрывать свой гнев, держать руки в ледяной воде и т. д.). Оказалось, что детали этих требований не имели большого значения: люди, которым приходилось использовать свою силу воли, сталкивались с ослаблением способности контролировать себя. Это выражалось разными путями: те, кого просили сдерживать эмоции, были более склонны к покупке ненужных вещей, отказ от сладостей приводил к прокрастинации и так далее. В конце Баумайстер пришел к заключению, что в процессе использования сила воли оскудевает.

Более того, исследование показало, что существует множество факторов, способных истощить силу воли, причем о некоторых из них мы никогда бы не подумали. Присутствие на скучном совещании, попытка произвести впечатление на свидании, неподходящее рабочее место - все это иссушает силу воли. Каждый раз, когда вы вынуждены сдерживать порыв или принимать решение - неважно, насколько обыденное - вы используете свою «мышцу силы воли» и, следовательно, опустошаете соответствующие резервы.

Кэтлин Вонс, доцент маркетинга в школе менеджмента Carlson в University of Minesota, отмечает:

Существует исследование, которое демонстрирует: уровень самоконтроля людей остался таким же, как и десятилетия назад, но нас атакует все больше и больше искушений. Наша психология не рассчитана на взаимодействие со всеми нынешними потенциальными удовольствиями

Мы могли бы смотреть на людей, принадлежащих предыдущим поколениям, и восхищаться их самодисциплиной. Будучи мастером боевых искусств, я помню, как когда-то читал истории о мастерах прошлого и корил себя за то, что, в отличие от них, день за днем не отрабатывал часами один и тот же прием.

Но кажется, причиной того, что наше поколение не так прилежно, как предшествующие, является вовсе не слабость характеров, а окружающие раздражители. Были бы эти мастера боевых искусств столь же преданы своему делу, если бы у них был доступ к Facebook, Twitter и YouTube? Боюсь, мы никогда не получим ответа на этот вопрос.

Стероиды для силы воли: медитация

Хорошая новость: мы сможем увеличить свою силу воли и получим возможность регулярно применять ее, если начнем тренировать свой мозг .

Медитация зарекомендовала себя как один из наиболее действенных методов повышения силы воли. Исследования данного вопроса показывают, что 3 часа медитации улучшают самоконтроль и способность к концентрации, а после 11 часов практики можно заметить реальные изменения в мозге. Почему она столь эффективна?

Медитация усиливает приток крови к префронтальной коре. Кажется, что мозг реагирует на упражнения так же, как и мышцы: отжимаясь, вы получаете сильные руки, а медитируя, улучшаете нервные связи между отделами мозга, ответственными за самоконтроль. Как лучше всего медитировать, если вы хотите развить свою силу воли?

Келли МакГонигал говорит, что описанная техника медитации заставит кровь хлынуть к префронтальной коре, а это, пожалуй, самое простое, что мы можем сделать для ускорения эволюции и доведения потенциала нашего мозга до максимума.

  1. Сидите и не двигайтесь. Вы можете сидеть на стуле, поставив ступни на пол, или расположиться на полу, скрестив ноги. Постарайтесь сдерживать двигательные импульсы: выясните, можете ли вы игнорировать зуд и потребность изменить позу. Неподвижность - важная часть медитации, она учит не поддаваться порывам автоматически.
  2. Переключите внимание на дыхание. Закройте глаза и сконцентрируйтесь на дыхании. Мысленно говорите «вдох», втягивая воздух, и «выдох», выпуская его наружу. Заметив, что мозг начал блуждать, верните его на место и продолжайте фокусироваться на дыхании. Это активизирует префронтальную кору и успокоит центры мозга, реагирующие на стресс и желания.
  3. Фиксируйте ощущения при дыхании и моменты, когда разум «блуждает». Через несколько минут отбросьте слова «вдох» и «выдох» и сконцентрируйтесь исключительно на ощущении дыхания. Ваш разум может немного «заблудиться» без этих слов. Но заметив, что вы думаете о чем-то постороннем, вновь верните внимание к дыханию. Можете несколько раз повторить «вдох» и «выдох», если вам будет сложно сконцентрироваться. Эта часть помогает тренировать как самосознание, так и самоконтроль.
В самом начале занятий медитация может показаться очень сложной. Это вполне нормально: в повседневной жизни мы часто не замечаем, насколько рассеян и шумен наш разум, а неподвижность во время попыток сконцентрироваться на дыхании наглядно это демонстрирует. Однако неважно, насколько неумелым вы себя считаете: исследование предполагает, что даже 5-минутная ежедневная медитация принесет пользу в виде повышения уровня самоконтроля и самосознания. Не бойтесь начать с малого.

Заключение: не корите себя слишком сильно!

Думаю, один из важнейших выводов, который мы можем сделать из недавнего исследования силы воли, таков: нам следует перестать испытывать чувство вины и корить себя каждый раз, когда не удастся успешно ей воспользоваться.

Чаще всего за недостатком силы воли скрываются химические процессы в мозге, а не природные слабости характера. Как нет смысла ждать от мышц неограниченной физической силы, так и нерезонно надеяться на то, что разум проявит нелимитированную силу воли. Необходимо понять, что вам нужно тренироваться, чтобы увеличить силу воли точно так же, как вы занимаетесь, чтобы повысить физические возможности. Медитация вам в помощь!

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома