Марма-точки и нарушения движения праны. Мармы и чакры: главные энергетические центры тела

Марма-видья – наука о мармах, жизненно важных точках человеческого тела, повреждение которых может вызвать смерть (мармы связаны между собой особыми энергетическими каналами, известными как нади, в организме человека насчитывается 350 тысяч таких каналов). Эта огромная область тайных знаний, существующая не одно тысячелетие, передавалась по парампаре (цепи ученической преемственности) и до настоящего времени является закрытой. Основной формой использования знания Марма-видьи является Марма-терапия.

Традиционная аюрведическая школа марм, принадлежащая Сушруте, основателю индийской медицинской школы, автору древнейшего индийского медицинского трактата «Сушрута Самхита», дошла до наших дней. Позднее появились произведения других авторов, такие как Мармарахасьянгал и Марманиданам. Все эти книги рассматривают вопросы местонахождения марм; каждой жизненной точке даются название, номер; определяются их расположение, размер, классификация; указываются признаки прямого и полного повреждения, время жизни после такого повреждения и симптомы при слабом повреждении точки.

Мармы – энергетические центры, точки стыка между физическим телом и тонкими энергетическими телами. Слово «marma» означает «тайный», скрытый» или «жизненно важный». В древности знания об этих центрах использовались в военном деле: ранение или удар в жизненно важную точку подрывали энергетику врага. Врачам знание марм помогало излечивать воинов, раненных в битве.

Существует также школа марм, чье знание передавалось в семьях потомственных аюрведических докторов. Эта школа использует науку и технику марм для понимания того, как работает ум, для лечения болезней и достижения трансформации. На практике такой метод дает возможность доступа к подсознательному уровню ума (буддхи) с помощью специальной техники воздействия на определённые точки и участки тела.

Состояние нашего сознания (манас) во многом зависит от того, что хранит в себе наше подсознание, запрограммированное нашими родителями, учителями, опытом, окружением, культурой, воспитанием и т.д. Эти “программы” определяют актуальное состояние нашего ума и действий. Чтобы изменить это состояние и улучшить качества ума, нужно поменять “программы“. Работа с сознательным уровнем ума - это работа с хранящейся там информацией. Работа с подсознанием - это преобразование самих “программ“ и их алгоритмов.

С помощью техники марм аюрведический доктор может открыть доступ к подсознанию и трансформировать “программы“. Сила марм подобна действию ножа, которым можно выполнить целительную операцию, а можно убить. Но такое знание должно использоваться только для служения человечеству и никогда – в целях манипуляции. Марма - это метод, который должен быть детально изучен целителем прежде всего на самом себе и только после этого может применяться в отношении других людей.

Марма-терапия является одной из разновидностей аюрведического массажа, это самая древняя из известных ныне техник восполнения жизненной энергии и восстановления обмена веществ. В результате точных и деликатных прикосновений к особым точкам тела (мармам) оказывается энергетическое воздействие на глубинные структуры мозга и эндокринную систему.

Марма-терапия имеет широкое применение при лечении многих хронических заболеваний, а также оказывает мощный омолаживающий эффект на организм в целом, обуславливая надёжную защиту и профилактику онкологии. Отмечено также, что после сеанса марма-терапии восстанавливается и увеличивается энергоинформационное поле пациента, происходит разблокировка и коррекция работы энергетических потоков.

Марма-терапия успешно применяется для лечения больных, страдающих от страхов, неврозов, шизофрении, агрессивности, депрессии, склонности к самоубийству. Ее применение эффективно в борьбе с пагубными привычками, ее целительному и трансформирующему воздействию подвластны зависть, злость, замешательство, нервозность, плохая память, неспособность к концентрации, бессонница, вялый ум. Это сильный инструмент для повышения самооценки и формирования самодисциплины, для создания новых целей, ценностей и системы верований, а также для помощи людям, которые не способны преодолеть сложившуюся ситуацию.

В ходе марма-терапии применяется марма-массаж, древняя техника восстановления организма. Поскольку многие из марм связаны с определенными мышцами, органами или тканями и являются биологически активными зонами-проекциями жизненно важных центров нашего организма, то воздействие на них в процессе массажа способствует гармонизации энергий и восстановлению функций тех или иных органов, придает силы, помогает расслабиться и быстрее справиться с заболеванием.

Болезнь возникает тогда, когда возникает дисбаланс энергий: орган или какая-то система недополучают энергию или получают её в избытке, либо возникает блокировка энергии в жизненно важных центрах физического, эфирного или тонкого тел человека. Наш организм здоров, когда он энергетически наполнен, когда энергия течёт в нём беспрепятственно и распределена правильно. Во время марма-массажа врач воздействует на мармы и может перераспределить энергию таким образом, что она будет двигаться равномерно. Во время массажа учитывается индивидуальное строение тела, состояние грубого и тонкого тела, болезни и многое другое, - все это помогает массажу быть более эффективным.

Марма-массаж способствует лучшей детоксификации мягких тканей, укреплению мышц и связок. Он с успехом применяется для профилактики и быстрого выздоровления при следующих болезнях и недомоганиях: грыжа, прогрессирующий деформирующий артрит, спондилит, смещение дисков, астма, головная боль, мигрень, эпилепсия, проблемы с почками и сердцем, боль в груди, кровяное давление, расстройство биоритмов, загиб матки, проблемы с желудком и кишечником, понос, запоры, воспаление миндалин, закупорка пазух и проблемы с глазами.

Марма-массаж снимает энергетические блоки, улучшает кровообращение, поднимает общий тонус организма и балансирует нервную систему. Он воздействует не только на физическом, но и на более тонком уровне, помогая восстановиться всем системам и органам. Улучшает функционирование спинного и головного мозга, помогает вернуть подвижность суставам, успокоить ум и ускорить процесс исцеления и омоложения. Способствуя рассасыванию энергетических блоков и закупорок, марма-массаж решает кожные проблемы, связанные с диабетом, восстанавливает функции печени, поджелудочной, щитовидной и вилочковой желез, а также функции гипофиза. Массаж включает не только плавное втирание масла и активацию марма-точек, но и мягкую растяжку, т.е. комбинацию движений для открытия суставов и восстановления эластичности сухожилий. Это способствует особенно глубокому расслаблению и насыщает тело жизненной энергией.

Марма-терапия показана как детям, так и взрослым. Противопоказания – острые инфекционные заболевания, неотложные состояния, беременность. Результат марма-терапии всегда один – радость, спокойствие, хороший сон, отсутствие тревоги и депрессии.

Одним из методов лечения в древней альтернативной индийской медицине является аюрведический массаж . Наиболее распространен такой его вид, как марма массаж, который имеет свои особенности, технику пользу и противопоказания.

Что это?

"Зоны жизни" или "Особо чувствительные точки" именно такое значение имеет марма в переводе с санскрита. Поэтому марма терапия представляет собой особый способ аккуратного и одновременно глубокого воздействия на биоэнергетические центры или мармы, расположенные по всему телу человека. Такой вид массажной техники, согласно аюрведической медицине, способствует глубокому восстановлению и энергетической перезагрузке человеческого организма.

Согласно древнему индийскому учению, на человеческом теле располагается 107 марма точек, при этом по 22 на верхних и нижних конечностях, 12 на груди и животе, 14 на спине и 37 на голове и шее и еще одной (108) некоторые считают разум.

Эти энергетические центры представляются в аюрведической медицине как пересечения между материей и сознанием. Они находятся в мышечных волокнах, в крупных кровеносных сосудах, в связках и сухожилиях, а также в костях и суставах, при этом располагаются они близко к поверхности и эти зоны имеют особую чувствительность.

Также, воздействуя на эти марма-зоны, возможно поддерживать и управлять равновесием основных человеческих дош – питта , капха и вата .

Как появилось

Зародилось эта техника массажа около полутора тысячелетий до н.э. Открыли эти важные точки на человеческом теле мастера древнего боевого искусства Каларипаятту (калари), поскольку при точном попадании в такой марма центр, возможно, причинить противнику очень сильную боль и травму.

Мастерами калари выявлено 12 марма-точек, при ударе в которые возможно вызвать мгновенную смерть противника. Поэтому бойцы защищали эти места на себе и лошадях доспехами.

Со временем марма массаж стал применяться не как орудие убийства, а как способ лечения и исцеления. Многие аюрведические индийские врачи специально обучались у мастеров калари этому виду терапии. Через некоторое время изучение этой техники стало обязательным для врачей-хирургов, что позволило справляться с некоторыми проблемами без особо риска для жизни пациента. Сейчас техника марма терапии широко используется в аюрведической медицине.

Как проходит массаж

Согласно учению аюрведы, большинство человеческих болезней неразрывно связаны с дисбалансом энергии в теле, поэтому с помощью такого рода массажа, возможно, устранить энергетические блоки и наладить естественное течение энергии не только в теле, но и в уме, мыслях и желаниях человека.

Различают такие типы марма массажа, как:

    сукха тирумма (для общего укрепления и профилактики организма);

    ракша тирумма (для лечения любых по происхождению болезней);

    кача тирумма (предпочтителен для спортсменов), которая подбирается для каждого индивидуально.

Правильная техника массажа включает в себя вначале снятие энергетических блоков – воздействие на точку против часовой стрелки, а затем наполнение этого центра новой энергией – массирование по часовой стрелке.

Обязательно при таком способе массажа используют смесь из масел (растительных и эфирных), которая подбирается в соответствии с преобладающей дошей у человека.

    Капают масляную смесь на подлежащую воздействию марма-точку.

    Большим пальцем совершают мягкие и неторопливые движения вокруг точки, начиная с маленького радиуса и постепенно с каждым кругом его увеличивая.

    Вначале их по спирали против часовой стрелки расширяют, а затем также по спирали, но уже по часовой стрелке сужают с более сильным нажимом. Каждый такой цикл проводят трижды на одной точке.

В случае энергетического дисбаланса при массировании некоторых марма-зон могут возникать болевые ощущения.

Также допускается осуществлять самомассаж марма-зон в домашних условиях, но при этом необходимо для начала освоить правильную его технику.

Польза

Врачи, проводящие марма-массаж, выделяют следующие полезные свойства для человеческого организма:

    улучшение пищеварения;

    вывод токсинов из тела;

    снятие боли при различных заболеваниях суставов;

    ослабление защемления нерва;

    повышение жизненной энергии;

    поддержание и корректирование баланса дош;

    способствует глубокому расслаблению.

Противопоказания

Такая массажная техника, как и другие в аюрведической медицине, имеет некоторые противопоказания:

Такая разновидность массажа имеет давнюю историю и при этом даже в наши дни широко используется. Несмотря на имеющиеся противопоказания, марма массаж оказывает положительное воздействие, как на физическое, так и сознательное тело человека.

Марма-терапия — один из древнейших методов аюрведического лечения, техника глубокого восстановления и энергетической перезагрузки организма. В ее основе — мягкое и при этом глубокое воздействие на мармы (в переводе с санскрита — «зоны жизни», «особо чувствительные точки») — биоэнергетические центры человеческого тела.

На протяжении тысячелетий марма-массаж оставался великим тайным знанием. В Индии оно было доступно только избранным — царям и воинам, владевшим искусством традиционного индийского боя Каларипаятту. Зная расположение «точек жизни» и «точек смерти» на теле человека, а также понимая как их активизировать, они могли врачевать, восстанавливать свои силы и поражать врага одним лишь прикосновением к мармам. По сей день, марма-терапия считается самой древней из известных ныне техник восполнения жизненной энергии (праны) и восстановления обмена веществ.

В Индии марма-терапия уже давно используется лучшими врачами в повседневной практике, эти знания бережно хранятся и передаются из поколения в поколение.

Согласно аюрведе, на нашем теле расположены 107 марма-точек: 22 на ногах, 22 на руках, 12 на груди и животе, 14 на спине, 37 на голове и шее. Сто восьмой мармой считается разум.

Мармы находятся в мышцах, венах, связках, сухожилиях, костях и суставах. Воздействие на них в процессе массажа или самомассажа восстанавливает функции тех или иных органов, возвращает силы и энергию, помогает расслабиться. С точки зрения марма-терапии главной причиной большинства болезней является нарушение распределения жизненной энергии, праны, в теле и сознании. Точечное воздействие на мармы снимает энергоблоки и восстанавливает нормальное течение праны.

Мармы в аюрведе описываются как перекрестки материи и сознания. Они располагаются близко к поверхности кожи и чрезвычайно чувствительны. Все эти точки связаны между собой невидимыми энергетическими каналами, нади, пронизывающими тело. Мармы играют ключевую роль в поддержании равновесия дош (ваты, питты и капхи) и в стимуляции трех циркулирующих систем — лимфатической, кровеносной и нервной.

Жизненно важные марма-зоны: ступни, голени, колени, бедра, живот, солнечное сплетение, грудная клетка, спина, кисти, предплечья, плечи, шея, затылок, челюсти, глаза, макушка.

Марма-терапию практикуют отдельно, а также в сочетании с традиционным индийским массажем и другими терапевтическими методами аюрведы, например .

Как работает марма-терапия

Согласно науке о мармах, большая часть заболеваний связана с энергетическим дисбалансом в теле. Марма-массаж способствует устранению энергетических блоков и налаживанию естественного течения праны на уровне тела и ума.

Марма-терапия включается следующие методы:

* Марма-массаж.

* Применение лечебных масел и пасты (на основе травяных порошков, масел и специй).

* Бандажные обертывания.

* Специальная гимнастика.

Типы марма-массажа

Марма-массаж может выступать в качестве лечения или предупреждения любых заболеваний, связанных с дисбалансом праны в теле. В зависимости от физического и психического состояния пациента, его возраста, а также природы заболевания, применяются различные техники марма-массажа.

* Сукха тирумма . Этот вид массажа направлен на общее укрепление организма и используется в качестве профилактики болезней.

* Ракша тирумма . Этот массаж выполняется для лечения самых различных заболеваний, как соматической, так и психической природы.

* Кача тирумма . Такой массаж рекомендуют танцорам, спортсменам, тем, кто занимается любым видом борьбы — для улучшения гибкости и физической формы.

Преимущества марма-массажа

* Балансирует доши.

* Улучшает пищеварение, усиливает агни — «пищеварительный огонь».

* Выводит токсины.

* Повышает энергию.

* Омолаживает.

* Снимает боли при артрите и боли в суставах.

* Ослабляет защемление нерва.

* Способствует глубокой релаксации.

Техника марма-массажа

Специалисты аюрведы уверяют, что при помощи марма-массажа поддаются лечению астма, мигрень, повышенное артериальное давление, ишиас, заболевания опорно-двигательного аппарата, а также другие болезни, которым особенно подвержены современные горожане. Научившись воздействовать на определенные точки, можно активизировать скрытые силы организма. «Самомассаж — это отправная точка и ключ к самоизлечению, — говорит Ниил Венугопал , бакалавр аюрведической медицины и хирургии, практикующий доктор аюрведы, марма-терапевт, специалист Центра аюрведы и йоги “Керала”. — Сейчас у многих людей есть проблемы, связанные с головной, поясничной, желудочной болью, и они все решаются с помощью марма-массажа».

Воздействуя на марма-точки, можно исправить сбои в сложнейшем механизме тонкого тела человека (ум, чувства, мысли, желания). А в экстренных ситуациях знание марма-точек может вывести человека из бессознательного состояния, спасти жизнь.

На марму наносят небольшое количество смеси и масел (их выбирают в зависимости от доминирующей доши, как именно — см. ниже). Массаж проводят большим пальцем. Начинают с мягких и плавных круговых движений малого радиуса по часовой стрелке. Каждый следующий круг делают шире предыдущего. Выполнив пять расширяющихся по спирали движений, круги сужают, медленно усиливая нажим. Цикл из пяти расширяющихся и пяти сужающихся кругов повторяют трижды. Мармы, находящиеся в дисбалансе, более чувствительны, при воздействии на них возможны болевые ощущения.

Техника марма-массажа определяется тем, какую именно дошу следует гармонизировать. Для этого нужно понять свою конституцию и установить, какая доша у вас доминирует, а какая находится в состоянии дисбаланса — в этом поможет наш .

Массаж при дисбалансе ваты

Признаки ваты : сухость, холодность неравномерность и шероховатость.

Основные вата-мармы : адхипати (макушка), стхапани (центр лба, третий глаз), нила и манья, (под ухом на передней стороне шеи и на боковой стороне щитовидной железы), набхи (точка на 5 см ниже пупка), басти (в нижней части брюшной полости, примерно на 10 см ниже пупка), гуда (конец копчика).

Особенности массажа : согревающий, плавный, питательный, с обилием теплого масла. Прикосновения должны быть мягкими, но уверенными. Резкие движения представителей данной доши выводят из равновесия. Излишки масла можно оставлять на коже, чтобы она ими пропиталась. Особенно важно обильно умастить маслом живот. После массажа вату нужно укрыть простыней или одеялом, а при местном массаже приложить грелку для сохранения тепла.

Массажные масла : любые базисные, но лучше всего кунжутное или лесных орехов с добавлением эфирных масел аира, базилика, ветивера, джатамамси (аралии индийской), имбиря, камфоры, кардамона, кориандра, лаванды, лемонграсса, ромашки, сандала, шалфея или эвкалипта. Смешивайте масла по формуле: 40 капель эфирного на 100 мл растительного.

Массаж при дисбалансе питты

Признаки питы : маслянистость, жар, напряженность и текучесть.

Основные питта-мармы : стхапани (центр лба, третий глаз), нила и манья (под ухом на передней стороне шеи и на боковой стороне щитовидной железы), хридайа (прямо под сердцем в нижней части грудины), басти (в нижней части брюшной полости, примерно на 10 см ниже пупка).

Особенности массажа : успокаивающий, расслабляющий, с умеренным количеством охлаждающего масла. Прикосновения глубокие, последовательные и медленные. Кожа питта-типа склонна к воспалениям и раздражению — при массаже особенно чувствительных зон следует соблюдать осторожность.

Массажные масла : охлаждающие растительные, вроде кокосового или оливкового, в миксе с эфирными маслами мяты, мелиссы, ветивера, жасмина, кориандра, кумина, лаванды, розы, сандала, тысячелистника или фенхеля. На 40 капель эфирного масла должно приходиться 100 мл базового.

Массаж при дисбалансе капхи

Признаки капхи : холодность, влажность, плотность, жирность.

Основные капха-мармы : адхипати (макушка), урви (середина плеча и середина бедра), басти (в нижней части брюшной полости, примерно на 10 см ниже пупка), талахридайа (точка в центре тыльной стороны ладони), кшипра (основание большого пальца руки, а также основание мизинца руки), ани (наружный верхний слой коленной чашечки, а также внутренняя поверхность плеча над локтевым суставом).

Особенности массажа : бодрящий, стимулирующий, с минимальным количеством теплого масла. Движения энергичные, быстрые, порой даже резкие. Капха нуждается в маслах меньше, чем другие доши. Поэтому массаж нередко делают со спиртом или присыпкой, иногда в шелковых перчатках.

Массажные масла : согревающие растительные, такие как миндальное, горчичное или рапсовое, в сочетании с эфирными маслами тысячелистника, шалфея, эвкалипта, апельсина, базилика, имбиря, камфоры, кардамона, корицы, мирры. Так как масла в данном случае требуется меньше, чем для массажа других типов дош, концентрацию эфирных масел можно увеличить: 60—80 капель эфирного на 100 мл растительного масла.

Аюрведа считает, что на теле человека 107 жизненно важных точек, 37 из которых находятся на шее и голове, 22 на руках, столько же на ногах.

Казалось бы, что общего у техники массажа и боевых искусств? Однако учение о мармах, особых «точках жизни», расположенных на теле, зародилось именно в рамках древнего индийского боевого искусства Каларипаятту.

Зная расположение точек, воины могли как убить противника одним правильным прикосновением, так и исцелять себя, избавляясь от боли и восстанавливая силы. Знание о мармах и сегодня может быть ценным «оружием» в руках того, кто готов помогать своему организму.

Точное расположение марм и их функции описаны еще Ачарьями Сусртата и Вагзбата. Аюрведа считает, что на теле человека 107 жизненно важных точек, 37 из которых находятся на шее и голове, 22 на руках, столько же на ногах, 14 на спине, 12 на груди и животе. Ключевыми считаются хрудая (сердце), набхи (пупок) и гуда (конец копчика). Воздействие на мармы может проводиться с помощью гимнастики и через бандажные обертывания, но ключевым методом остается массаж. Помимо общей помощи организму, он крайне эффективен при травмах и патологиях позвоночника, суставов, а также в качестве ортопедической реабилитации. На нем целиком основана аюрведическая спортивная медицина.

Учение о мармах основано на теории, которая гласит, что точки в мышцах, венах, сухожилиях, костях и суставах связаны с определенными внутренними органами, через них можно восстанавливать силу этих органов. Мармы можно назвать биоэнергетическими центрами тела, а большая часть заболеваний так или иначе связана с дисбалансом энергии. Считается, что этот метод обеспечивает «энергетическую перезагрузку» организма. Кроме того, правильное надавливание на мармы балансирует нервную систему – именно поэтому во время массажа пациенты часто ощущают эйфорию, погружаются в медитативное состояние. Это связано с выбросом эндорфинов и гормонов-антидепрессантов. Именно поэтому массаж марм принято считать одним из наиболее эффективных способов избавления от боли.

Понятно, что профессиональный лечебный массаж марм по клиническим показаниям может выполнить только специалист. Он должен обладать не только знанием анатомии в целом и точного расположения точек, но и иметь серьезный практический опыт. Тем не менее, в несложных случаях воздействовать на свои «точки жизни» можно и самостоятельно. Так, пациентам, прошедшим курс профессионального лечебного массажа при тех или иных болезнях, советуют после выздоровления заниматься самомассажем. Многие специалисты говорят о самомассаже марм как об «отправной точке и ключе к самоизлечению». Кроме того, нельзя недооценивать роль знания о мармах в ситуациях, требующих экстренной помощи. Ведь знания не бывают лишними. Понимание, какие точки и где находятся, может спасти кому-то жизнь в критическую минуту.

Следует рассказать хотя бы о нескольких видах «общеукрепляющего», базового массажа марм. Прежде чем начинать воздействовать на точку, надо нанести на нее небольшое количество смеси растительного и эфирного масел. Массаж проводят большим пальцем, начиная с плавных движений по часовой стрелке (чтобы не запутаться, представьте, что часы лежат на вашем теле циферблатом вверх). Круги, которые описывает палец по коже, постепенно расширяются, но начиная с шестого снова начинают сужаться к одной точке. Цикл из пяти расширяющихся и пяти сужающихся кругов следует повторить трижды. Не стоит удивляться, если возникнут легкие болевые ощущения – это может быть признаком того дисбаланса, избавить от которого как раз и призван массаж марм.

Речь идет о возможном дисбалансе трех аюрведических дош – Ваты, Питты или Капхи. Дисбаланс Ваты может быть описан такими категориями, как «холодность», «сухость», «неравномерность», «шероховатость». Ключевые точки, которые могут быть задействованы в таком массаже – адхипати (макушка), стхапани (он же «третий глаз», точка в центре лба), нила и манья (под ухом на переднем и боковом участках шеи), набхи (ниже пупка на 5 см), басти (ниже пупка на 10 см), гуда (конец копчика).

Делая массаж, важно соблюдать плавность движений и использовать много теплого масла, излишки которого необязательно убирать с кожи – пусть впитываются. Особенно полезно обильно покрывать маслом живот. Ощутимый эффект можно описать как согревающий, и его надо поддержать: после окончания массажа остаться лежать под одеялом, можно положить грелку на места, которые массировались. В процессе массажа лучше использовать кунжутное масло или масло лесных орехов в качестве базового. Из эфирных прекрасно себя зарекомендовали масла аира, базилика, аралии индийской, имбиря, камфоры, кардамона, кориандра, лаванды, ромашки, сандала, эвкалипта, шалфея. Масла смешиваются исходя из пропорции – 40 капель эфирного на 100 мл растительного.

При дисбалансе Питты (горячность, напряженность) эффект должен восприниматься, наоборот, как умеренное охлаждение. Поэтому в качестве растительного масла желательно использовать оливковое или кокосовое, а в качестве эфирного – какое-либо из масел мелиссы, мяты, жасмина, кумина, лаванды, розы, сандала, тысячелистника или фенхеля. Ключевые точки – стхапани, нила и манья, хридайа (прямо под сердцем), басти. Прикосновения должны быть медленными и осторожными.

При дисбалансе Капхи (определяющая черта – влажность) массаж должен оказывать бодрящий эффект. Движения – энергичные, даже резкие. Масла должно быть немного, оно должно быть согревающее: растительное – миндальное, горчичное или рапсовое, эфирное – масла тысячелистника, мирры, корицы, кадрамона, имбиря, базилика, апельсина. Их жирность может быть снята добавлением спирта или присыпки. Ключевые точки – адхипати, урви (середина плеча и середина бедра), басти, талахридайа (центр тыльной стороны ладони), кшипра (основания большого пальца и мизинца руки), ани (наружная сторона колена и внутренняя поверхность локтя).

Ключевые «точки жизни» полезно массировать – на этом отчасти основан эффект и традиционного массажа, а масляный массаж всего тела задевает почти все наружные мармы, поэтому его воздействие на организм так благотворно.

Гикку Бенни,

врач аюрведы (B.A.M.S.), Марма специалист, больница МУВАТТУПУЖА, Кочи, Индия

Привязанность к чувственным наслаждениям развивается в каждом из нас чуть ли не с рождения. Мы млеем, когда кашемировый свитер ласкает кожу, и часто не в силах отказаться от нежного тортика «Тирамису». Не удивительно поэтому, что многим может показаться трудновыполнимой практика пратьяхары, пятой из восьми ступеней йоги, описанных Патанджали. В переводе с санскрита «пратьяхара» означает «сдерживать» и заключается в обращении внимания, которое обычно направлено на внешние объекты, внутрь, к самому себе.

В результате наши чувства: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, – подобно верным псам, следуют за сознанием и тоже обращаются внутрь. Мы перестаем отвлекаться на то, что происходит вокруг, и успешно фокусируем внимание. Подобная работа готовит нас к последующим ступеням классической практики – дхаране (концентрации) и дхьяне (медитации). Пратьяхару обычно уподобляют черепахе, которая втягивает ножки под панцирь. А один из ранних толкователей Патанджали, Вьяса, очень точно сравнил наши чувства с роем пчел, а сознание – с пчелиной маткой: «Подобно тому как пчелы следуют за маткой и успокаиваются в минуты ее отдыха, чувства прекращают свою работу, когда прекращаются колебания ума».

Энергетическая лестница

Яркие образы и метафоры, столь любимые восточными философами и активно используемые в определении пратьяхары, безусловно, помогают понять суть практики. Но вместе с тем Патанджали и его толкователи почти не уделили внимания конкретным рекомендациям по ее выполнению. К счастью, несколько вполне определенных техник все же существует. Одна из них дана в произведении «Йога-Яджнавалкья Гита» (Йогическая песнь Яджнавалкьи), написанном в форме диалога между мудрецом Яджнавалкьей и его супругой Гарги.

Техника Яджнавалкьи – вайю-пратьяхара (удержание ветра) или прана-пратьяхара (удержание жизненной силы) – заключается в том, что ученик последовательно сосредоточивает внимание на мармах – жизненных точках в теле. Их количество варьируется в зависимости от источника (например, в традиционных аюрведических текстах называют 107). Но в Песни Яджнавалкьи их всего восемнадцать. Это большие пальцы ног, лодыжки, середины икр, «корни икр», колени, середины бедер, промежность, «центр тела», органы репродуктивной системы, пупок, сердечный центр, «колодец горла», корень языка, основание носа, глаза, межбровье, лоб, макушка. Яджнавалкья рекомендует начинать с концентрации на макушке и заканчивать большими пальцами ног. Однако движение снизу вверх тоже вполне допустимо, и многие предпочитают именно этот вариант.

Технику вайю-пратьяхара можно использовать в качестве самостоятельной дыхательной практики или как подготовку к пранаяме. Работа с мармами может носить и терапевтический характер: каждая жизненная точка энергетически связана с определенным органом или системой (нервной, кровеносной и т. п.). Поэтому массаж или воздействие иного рода на ту или иную марму может благотворно влиять на соответствующую систему или орган. Более подробно о марматерапии написано в книге Д. Фроули, С. Ренаде и А. Леле «Марматерапия. Энергетические точки йоги и аюрведы».

Система точек

Приступая к вайю-пратьяхаре, примите удобную позу сидя или любую другую, в которой вы можете расслабиться, например Шавасану. Начните с упрощенного варианта, ограничившись двенадцатью мармами: большими пальцами ног, лодыжками, серединой икр, коленями, серединой бедер, промежностью, пупком, центром сердца, «колодцем горла», межбровьем, лбом и макушкой. Включить в практику остальные точки можно будет позже.

Чтобы отчетливо осознать каждую точку, прикоснитесь к ней рукой. Можно даже представить, что в каждой из них присутствует ваше любимое божество, учитель или мантра. Затем сосредоточьте внимание на больших пальцах ног (или на макушке, в зависимости от того, в каком направлении вы решили двигаться) и представьте, что дышите ими: каждый вдох и каждый выдох текут через пальцы.

Продолжайте осознанно продвигаться по двенадцати ступеням «энергетической лестницы»: вы можете концентрироваться на каждой марме в течение одного-двух циклов дыхания или задерживаться на каждой из них на более длительное время. В первом случае вы учитесь быстро и четко направлять внимание и дыхание в определенную область, во втором – удерживать внимание на объекте.

Работать с последовательностью можно по-разному. Например, «пробежаться» по всем центрам один раз, используя технику как своеобразную разминку перед медитацией. А можно двигаться вверх и вниз несколько раз, превращая процесс в самостоятельную медитативно-дыхательную практику, – в этом случае в конце выполните короткую Шавасану.

По мере овладения техникой можно увеличивать количество марм, постепенно доведя его до восемнадцати. А затем поэкспериментировать с нетрадиционными точками – большими пальцами рук, основанием черепа, ушами. Если верить Яджнавалкье, пратьяхара предупреждает все болезни, приводит к внутреннему освобождению и – самое заманчивое – продлевает жизнь. «Преданный практик будет жить, пока не угаснут звезды и Луна», – говорит мудрец. Будем надеяться, что пенсионный фонд нас в этом поддержит.

Фото: yogawithbriohny/instagram.com

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома