Открытие межполушарной асимметрии мозга. У мужчин больше связей внутри полушарий мозга, а у женщин — между полушариями

У большинства людей - правшей - вопреки распространенному мнению активно левое полушарие головного мозга, которое управляет правой половиной тела. У левшей, наоборот, - правое.

Левое полушарие

3)рассуждения

4) агрессивность

5) последовательность

6) способность к обучению

Но функциональная асимметрия не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половин тела. Она отражается и на работе органов чувств. У человека есть доминирующие глаз и ухо, даже половина носа или языка могут по-разному чувствительными. У 62% людей ведущий глаз - правый, который в случае частичной потери зрения не теряет своего лидирующего положения. Выключение левого полушария (перестает обрабатываться информация) приводит к депрессии. Правого - к эйфории. То есть, левое полушарие улавливает негативные моменты, правое - позитивные. Не только изображения, но и слова с точки зрения эмоций воспринимаются по-разному. Правши зарекомендовали себя большими оптимистами, чем левши, наибольшую же склонность к пессимизму проявляют амбидекстры (одинаково хорошо владеющие обеими руками).

Давно установлено, что Вселенная асимметрична. В ней все - от спиралей ДНК до галактик - закручено в одну сторону. Однако, по заверениям физиков, существует и «зеркальная» Вселенная, которая в свою очередь, возможно, и объясняет появление леворуких людей. Большинство из нас считают «левизну» аномальной, хотя сама жизнь, по определению, морфологически - левая. Существует гипотеза, согласно которой праворукость - результат естественного отбора, потому что центральная нервная система левшей более подвержена воздействию ядов, отчего они и погибали в то время, когда человечество промышляло охотой и собирательством.

Можно сказать, что мозг состоит из двух одинаковых полусфер, связанных т.н. «корпус коллосум» - мостом, состоящим из нескольких миллионов нервных волокон. Для того чтобы работать в полную силу, каждое полушарие должно успевать анализировать полученную информацию, эти сведения передаются другому полушарию, когда большая часть полученного уже обработана. У левшей связи между полушариями не такие жесткие, как у правшей, поэтому у них информация в коре головного мозга обрабатывается, гораздо медленнее. Подтверждением особенностей функционирования и взаимодействия левого и правого полушария мозга могут служить многие документальные источники, согласно которым левшу-Эйнштейна в школьные годы считали туповатым. Однако у правшей эта связь оставляет мало пространства для свободы творчества. Вплоть до 1970-х гг. XX века в нашей стране левшей безжалостно переучивали, считая их патологией, в связи, с чем многие дети теряли свои незаурядные способности. В то же время есть исследования, доказывающие, что человек, вернувшийся к своей природе, вновь обретал «божественную искру».Если вы левша - значит, у вас гораздо больше работает правое полушарие коры головного мозга, а если вы правша - ваши мысли отвечают за взаимодействие работы левой коры головного мозга. Советуем вам по большей мере тренироваться, можно даже заниматься своеобразной тренировкой: решать ребусы, загадки, головоломки и другие кроссворды, помогающие думать.

Головной мозг является главным регулятором всех функций человеческого организма. Структурные особенности полушарий отличаются друг от друга, как и набор функций, которые они выполняют. В этом проявляется межполушарная асимметрия мозга.

Процесс ее формирования носит название латерализации и длится примерно 10–15 лет. Таким образом, эта характеристика мозга не является врожденной, а приобретается в ходе жизни человека, хотя некоторые предпосылки могут передаваться генетически. Психические функции обусловлены деятельностью коры больших полушарий (так как эта структура является самым поздним образованием), поэтому межполушарная асимметрия формируется именно в этой области.

Классическая теория фокусируется, в основном, на речевых и моторных зонах больших полушарий, а также говорит о том, что признаки асимметрии не изменяются на протяжении жизни человека (в основном, благодаря опоре на то знание, что праворукость и леворукость остаются неизменными на протяжении всего жизненного цикла). Современные представления об этом феномене несколько отличны от традиционных.

Функциональная асимметрия основывается на различиях в типах мышления . В книгах и публикациях по популярной психологии кратко даются характеристики, которые сводятся к выделению логического мышления (у левого полушария) и творчества (у правого). Но на самом деле оба полушария в равной мере участвуют в творческом и логическом мышлении, способны воспринимать слова и образы, перерабатывать их, но эти процессы протекают различно.

Вопрос о разделении функций между двумя половинами конечного мозга впервые поднялся в 1836 г. М. Даксом, который обнаружил повреждение левого полушария у больных с нарушениями речи. Впоследствии ученые находили все новые подтверждения теории: П. Брока, К. Вернике, Дж. Джексон.

Латерализация

Межполушарная асимметрия формируется с чередованием доминирования правого и левого полушарий, переходом к функциональной специализации от дублирования, то есть имеет нелинейный характер. Это процесс, на который существенное воздействие оказывает среда.

Первой начинает проявляться асимметрия головного мозга по биоэлектрическим показателям: в моторных и сенсорных зонах коры (далее – в префронтальных и теменно-височных).

У новорожденных детей отмечаются некоторые анатомические различия правого и левого полушария – так, сильвиева борозда в левом больше по размеру, чем в правом . У взрослых людей такие различия могут проявляться в большей по масштабу площади речевого центра Вернике.

Данные о том, что асимметрия полушарий головного мозга у новорожденных детей действительно может отражать функциональные различия, были получены при изучении реакций детей первого года жизни на речевые звуки. Амплитуда, зарегистрированная с помощью электроэнцефалографии, в левом полушарии была больше, чем правом. Неречевые звуки, такие как музыка или шум, показывали большую амплитуду в правом полушарии.

В раннем детстве оба полушария одинаково участвуют в осуществлении речевых функций (то есть являются эквипотенциальны друг другу). Развитие речи начинается с овладения правополушарными способами обработки информации (используются квази-слова, звукоизобразительные элементы, которые являются эмоциональным выражением ситуации, а не переносчиком информации). Левополушарное овладение способами информации начинается с процесса фонематического восприятия – способности определять фонему, звуковой состав слова, и к 3 годам у ребенка развивается фонематический слух. Впоследствии ему становятся доступны категории числа, падежа и степени сравнения речи. Осмысление значения также является прерогативой коры левого полушария, а понимание метафоры и переносного значения слова – правого.

Свойства мозговой асимметрии

Исходя из этого примера, можно предположить, что другие функции также имеют парциальный характер: доминантность одного из полушарий проявляется при развитии слуха, манипулятивной функции рук (предпочтение правой или левой руки) и т. д. Но так происходит не всегда. Например, зрительное восприятие не требует столь выраженной латерализации коры больших полушарий.

Функциональная асимметрия мозга (ФАМ) способствует лучшей адаптации человека к реальности: поражение одного полушария может быть скомпенсировано за счет другого.

По современным данным, механизмы ФАМ оказывают влияние не только на психические функции, но и работу вегетативной нервной системы: так, раздражение конкретных участков левого полушария вызывают брадикардию и падение кровяного давления, а правого – тахикардию и повышение давления.

Вместе с тем такая активация симпатической и парасимпатической нервной системы в естественных условиях (например, под воздействием стресса) направлена на то, чтобы оптимизировать когнитивные процессы. Например, энергетический метаболизм, необходимый для определенной познавательной деятельности должен поддерживаться на определенном уровне за счет выброса в кровь катехоламинов, повышения артериального давления и частоты сердечных сокращений.

Исходя из вышесказанного, можно выделить три основных свойства, которыми обладает функциональная асимметрия полушарий:

  1. Доминирование одного полушария. Предполагается активация зон одного во время какого-либо типа деятельности. Это устойчивая характеристика – особенно в отношении речевых и моторных функций.
  2. Переключаемость. Подразумевает смену активации полушария при изменениях состояния организма (болезнь, стресс).
  3. Пластичность. Когнитивные способности, обусловленные асимметрией, могут изменяться и закрепляться во время обучения или под воздействием других различных факторов.

Современные представления также позволяют выделить:

  • стационарность – в некоторых сферах деятельности асимметрия коры больших полушарий неизменна на протяжении жизни;
  • динамичность – предполагает, что латерализация может происходить на протяжении долгого времени и измеряться поведенческими, физиологическими и биохимическими методами.

В настоящее время актуальной задачей исследования такого явления, как функциональная асимметрия мозга, является определение стационарных и динамических характеристик, их взаимодействие в норме и условиях дизонтогенеза (нервно-психической патологии).

Основные различия

Их удобнее представить в виде таблицы.

Таблица 1. Функциональные различия левого и правого полушария

Оперирует понятиями

Оперирует целостными конкретными образами

Центры Вернике и Брока позволяют понимать речь и говорить

Функция сформирована недостаточно

Происходит последовательная обработка поступающей информации

Осуществляется параллельная обработка данных

Позволяет детализировать и анализировать информацию, воспринимать ее локально, рассматривать от общего к частному

Определяет способности к синтезу, рассмотрению информации от частного к общему.

Осуществляет разграничение времени на прошлое, настоящее и будущее

Дает восприятие момента «здесь и сейчас»

Позволяет воспринимать и считывать карты и схемы

Дает оценить конкретное пространство

Отвечает за запоминание символов, цифр, имен, дат

Участвует в запоминании образов и событий

Дает понимание смысла

Дает понимать эмоциональные реакции

Позволяет воспринимать реальность детально

Осуществляет целостное восприятие

Определяет способности к оптимистичному восприятию окружающего

Определяет пессимистичное восприятие мира

Отвечает за восприятие ритма музыки

Отвечает за определение мелодии

Формирует вербальный интеллект

Отвечает за невербальный интеллект

Считается, что межполушарная асимметрия мозга также выражается в том, что левое полушарие поддерживает связь с объективной реальностью и сознательными действиями, а правое – с измененным состоянием сознания, так как поддерживает бессознательную мозговую деятельность.

Взаимодействие между двумя частями мозга происходит благодаря мозолистому телу, которое представляет собой переплетение нервных волокон и соединяет полушария. В условиях старения – нормального и патологического – эта структура уменьшается в размерах из-за нарушения деятельности миелина и снижения кровообращения мозга, что сказывается на том, что память и внимание ослабляются с разной степенью выраженности. Атрофия мозолистого тела также грозит больным, страдающим психическими заболеваниями, что может вести к недостаточной активности левого (как правило) или правого полушарий.

Нарушенное взаимодействие между двумя частям мозга в условиях старения или заболевания не просто сказывается на мозговой асимметрии, но и на продолжительности жизни человека.

Итак, функциональная асимметрия мозга – основополагающая характеристика организации полушарий, которая проявляется в различном строении и отличных друг от друга функциях. Представления о ней продолжают корректироваться по настоящее время. В соответствии с современными исследованиями выделены такие свойства, как доминантность, переключаемость и пластичность, а также стационарность и динамичность. Это позволяет прояснить становление, нарушение и угасание психических функций в норме, при расстройствах психики и старении.

Образное. Эти типы мышления имеют ряд синонимов. По В. Ротенбергу:

  • Вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление левого полушария в отличие от образного мышления правого полушария базируется на способности к продуцированию речи);
  • Аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мышления в левом полушарии осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление в правом полушарии обеспечивает цельность восприятия);
  • Дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышления левое полушарие осуществляет ряд последовательных операций, тогда как с помощью образного мышления правое полушарие приобретает способность к одномоментному восприятию и оценке объекта).

Было показано, что правое полушарие, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества, но поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеству .

Вместе с этим всё ещё не выясненными остаются вопросы соотношения ведущей руки и ведущего речевого полушария, связи межполушарной асимметрии с эмоциональной сферой и такими психическими познавательными процессами, как память и воображение.

Понятие межполушарной асимметрии

Межполушарная асимметрия психических процессов - функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других - правое. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

В левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, а в правом - конкретного образного мышления . Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое - на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.

В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется - происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.

Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции (Аршавский В.). Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных.

Асимметрия усиливается и в процессе обучения: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие - в образных.

Краткая история изучения проблемы

  • В 1836 году врач Марк Дакс выступил с докладом на заседании медицинского общества. Он обнаружил признаки повреждения левого полушария у наблюдавшихся больных с потерей речи. Случаев потери речи при поражении правого полушария ему выявить не удалось.
  • 1844 год: А. Ваган привлек внимание общественности, написав «Трактат о двойственности мозга». Он считал человека существом двойственным. «Рассогласованность в работе двух полушарий ведет к помешательству» (в тот период каждое полушарие считалось отдельным мозгом, идея асимметрии ещё не возникла).
  • В середине XIX века отмечено бурное развитие афазиологии (науки о нарушениях речи). Идея Франца Галля : разные функции контролируются разными областями мозга. Джордж Буйо связывал афазию при поражении левого полушария с правшеством у большинства людей.
  • 1861 год: Обуртен повторил утверждение Галля о том, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях мозга. Через несколько месяцев Поль Брока сформировал правило, связывающее левшество с представительством речи в правом полушарии. Через 10 лет после наблюдений Брока концепция, известная в наши дни как концепция доминантности полушарий, стала основной точкой зрения на межполушарные отношения. В этом же году Поль Брока исследовал больного с грубым нарушением речи - пациент понимал, но ничего не говорил. У наблюдаемого было разрушено левое полушарие, лобная доля отвечающая за речь - моторная афазия . Брока посчитал, что открыл центр речи.
  • 1869 год: Дж. Джексон сформулировал идею ведущего полушария «Для важнейших и главнейших процессов обязательно должна быть одна ведущая сторона»…
  • 1874 год: Немецкий психиатр Карл Вернике первым зафиксировал иной вид афазии - сенсорную афазию . Это был случай, противоположный случаю Брока: больной мог говорить, но ничего не понимал.

Современные представления о межполушарной асимметрии

В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной Лурия А. Р. (1969, 1973 и др.)

Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций. Также важно отметить, что в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков.

Объяснения причин возникновения

Эволюционная теория асимметрии

Единая теория, объясняющая с эволюционных позиций многие аспекты межполушарной функциональной асимметрии у животных и человека была предложена В. А. Геодакяном в 1993 г. Согласно теории, латеральная асимметрия возникает в результате асинхронной эволюции полушарий мозга и контролируемых ими сторон тела.

Объяснение с точки зрения этологии

Основные функции полушарий и связь между ними

Логика и распознавание образов

Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.

Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной.

Распознавание цветов

Ряд исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов.

Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий (синий, красный). Здесь характерны минимальные латентные периоды названия и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира.

Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны и т.п.

Организация речи

Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:

  1. правое формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов;
  2. формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое - на точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты».

90% взрослого населения имеет локализацию речевых функций в левом полушарии, более 95% правшей и около 70% левшей имеют локализацию речи в левом полушарии. Люди, у которых речевые функции сосредоточены в правом полушарии, сохраняют фонемные и семантические способности но имеют дефицит синтаксических способностей.

Люди с поврежденным правым полушарием в большей мере испытывают сложности с улавливанием смысла из контекста фразы, с пониманием метафор или юмора , со следованием смыслу воспринимаемого разговора и т.п. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи.

Синдром «расщеплённого мозга»

Так как межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций, нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводить к формированию синдрома «расщепленного мозга».

Этот синдром проявляется в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы.

Связь асимметрии мозга с полом

Асимметрия мозга тесно связана с полом. Среди детей леворуких, заик, косоглазых , дислектиков , невротиков , страдающих недержанием мочи и кала на каждую девочку приходится около пяти мальчиков. Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли по поводу эпилепсии , дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин, по сравнению с женщинами. Афазия вследствие повреждения левого полушария возникает у мужчин в три раза чаще, чем у женщин, и имеет более тяжелый характер. Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственные способности представлены более симметрично, чем у мужчин.

Психологический половой диморфизм - разные способности и склонности мужчин и женщин, разная профессиональная пригодность и предпочтение, разная обучаемость и сообразительность - может быть связан как с половыми различиями в латерализации мозга, так и с социальными факторами. Например, по вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления во всех возрастных группах выше уровень у женщин. У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом. Обнаружен половой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей. Половые различия отмечаются в анатомических, клинических, дихотических, тахистоскопических, электрофизиологических и психологических исследованиях полушарий.

В настоящее время, подавляющее большинство авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга четче выражена у мужчин. Например, Леви считает, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, то есть отличается пониженной асимметрией полушарий. В большом критическом обзоре, специально посвященном половым различиям по асимметрии мозга, Мак-Глон пришла к выводу, что «существует впечатляющее скопление данных, позволяющее допустить, что мужской мозг может быть организован более асимметрично, чем женский, как по вербальным, так и невербальным функциям. Эти тенденции редко наблюдаются в детстве, но часто существенны для взрослого организма». Вительсон исследовала тактильное узнавание предметов левой и правой рукой у 200 праворуких детей и пришла к выводу, что мальчики уже в шесть лет имеют правополушарную специализацию, а девочки показывают билатеральное представительство до 13 лет. Это и ряд других исследований позволяют заключить, что в онтогенезе асимметрия мозга усиливается. Споры, в основном, - о возрасте завершения латерализации. Одни считают, что она завершается в период полового созревания, когда утрачивается способность, находясь в соответствующей среде, овладеть новым языком и говорить на нём без акцента. Другие - что это происходит примерно к пяти годам, а третьи считают, что асимметрия закладывается ещё раньше, что мозг новорожденного по степени асимметрии не отличается от мозга взрослого. Последнюю точку зрения можно отбросить, так как нельзя говорить об асимметрии функции мозга новорожденного, когда нет ещё самих функций, а только их зачатки.

Половые различия в асимметрии мозга. Гипотезы

Для объяснения половых различий было высказано несколько гипотез. Вейбер предположила, что они связаны не с полом, как таковым, а с разными темпами развития мужчин и женщин. Такая трактовка может объяснить, в лучшем случае, половой диморфизм у детей и подростков, но не у взрослых. Леви предположила, что в основе половых различий лежат социальные факторы: мужчины занимались охотой и руководили переселениями, что и привело к лучшему развитию у них пространственных способностей, а вербальные превосходства женщин обусловлены тем, что они воспитывали детей, а это требует словесного общения.

Существующие трактовки связывают половой диморфизм по асимметрии мозга в основном с чисто человеческими или социальными факторами. Однако все больше и больше накапливается данных, свидетельствующих о том, что не только асимметрия мозга, но и половой диморфизм по ней, распространены среди животных. Например, есть сообщения о большей степени асимметрии мозга у самцов по сравнению с самками у крыс, кошек, китообразных.

См. также

Примечания

  1. Бианки В. Л. (1985) Асимметрия мозга животных. Л.: Наука. 295 с
  2. Walker S.F. (1980) Lateralization of Functions in the Vertebrate Brain. Brit. J. Psychol. 71 P. 329-367.
  3. А. Вейн - «Мозг и творчество» («Наука и жизнь», № 3, 1983)
  4. Сергеев Б. Ф. Ум хорошо … М.: «Молодая гвардия», 1984, с. 187.
  5. Геодакян В. А. (1993) Асинхронная асимметрия. Журн. высшей нервной деятельности. 43 вып. 3. С. 543-561.
  6. Геодакян В. А. (1992) Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга. Докл. РАН. 324 № 6. С. 1323-1326.
  7. Геодакян В. А., Геодакян К. В. (1997) Новая концепция леворукости. Докл. Акад. Наук. 356 № 6. С. 1-5.
  8. Геодакян В. А. (2003) Homo sapiens на пути к асимметризации (Теория асинхронной эволюции полушарий и цис-транс трактовка левшества). Антропология на пороге Ш Тысячелетия. Москва, 1 с. 170-201.
  9. Виктор Дольник , «Непослушное дитя биосферы »
  10. Там же, глава «Путшествие в мир предков».
  11. Gazzaniga, M. S., & Hutsler, J. J. Hemispheric specialization. In R. A. Wilson & F C. Keil (Eds.), The MIT encyclopedia of the cognitive sciences (pp. 369-372). Cambridge, MA: MIT Press. 1999
  12. McGlone J. (1978) Sex Difference in Functional Brain Asymmetry. Cortex. 14 P. 122-128.
  13. McGlone J. (1980) Sex Difference in the Human Brain Asymmetry: a Critical Survey. Behav. and Brain Sci. 3 No. 2. P. 215-263.
  14. Спрингер С., Дейч Г. (1983) Левый мозг, правый мозг. М.: Мир. 256 с
  15. Buffery A., Gray J. (1972) Sex differences in the development of spatial and linguistic skills. Gender differences, their ontogeny and significance / Ed. C. Ounsted L Edinburg, P. 123-158.
  16. Harris L.J. (1978) Sex Differences in Spatial Ability. Asymmetry of the Function of the Brain. (Ed. Kempbel). L.: Cambridge.

Функциональную асимметрию левого и правого полушарий можно рассматривать как эволюционное приобретение, отражающее достигнутый человеком исключительно высокий уровень функциональной дифференциации его мозга. По одной из гипотез с появлением зачатков абстрактного мышления и речи у далеких предков современного человека эти функции взяло на себя левое полушарие. В связи с этим связанная с левым полушарием правая рука постепенно становилась более активной и вместе с тем более сильной и ловкой. Абстрактное мышление и речь, находясь во взаимозависимости, постепенно совершенствовались и приобретали для человека все большую значимость.

Существует предположение, что полушария мозга пластичны, относительно простых функций, и специализированы, относительно сложных.

В научно-популярной литературе стало укореняться несколько упрощенное представление, что различие между полушариями целиком определяется видом информации, которой полушария оперируют: левое - словами и другими условными знаками, а правое - образами и другими невербальными (несловесными) сигналами. В соответствии с этим основная деятельность левого полушария получила название логико-вербального мышления, а правого – пространственно-образного. Эта теория выдвинута на основе того, что большинство левополушарных функций явно эволюционно моложе, чем правополушарные. Так, по мнению Леутина, левое полушарие специализируется на новых задачах, включается в исполнение тех или иных действий до тех пор, пока не выработается конкретная стратегия решения задачи, либо действие дойдет до автоматизма, и не будет нуждаться в участии левого полушария. Когда уже процесс решения задачи или действия закрепился, то вся информация о методах решения переходит в правое полушарие, где и хранится.

Левое полушарие служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, арифметического, логического и абстрактного мышления. Было обнаружено, что у 95 % людей левое полушарие отвечает за запоминание имен, математические операции, логику, прямолинейность - это функция левого полушария. Левое полушарие отвечает за языковые способности, контролирует речь, способность к чтению и письму, оно запоминает факты, даты, понимает глаголы. Гипотетически, правое полушарие функционирует в настоящем времени с опорой на прошлое, а левое - в настоящем с опорой на будущее время.



Обычно правое полушарие головного мозга ассоциируется исключительно с интуицией и творческим вдохновением, при этом чуть ли не кардинально противопоставляя «логическому» левому полушарию. В действительности столь строго деления нет: функции правого полушария неотделимы от логической деятельности.

Сферой специализации правого полушария является интуиция, обработка невербальной информации, которая выражается не на словах, а в символах и образах. Параллельная обработка информации, т. е. одновременной множественной целостной обработки без детального анализа, совокупное целостное восприятие пространственной, глобальной мобилизацией. Музыкальные способности, метафизические, передача смысла, художественны, изобразительные способности свойственны правому полушарию.

Таким образом, у человека, у которого оба полушария «бодрствуют», передача информации из одного полушария в другое происходит непосредственно во время процесса восприятия и обучения или же на ранних стадиях кратковременной памяти. Если этого не произошло, то память о предмете или событии может храниться в закодированной форме, например в правом полушарии, и быть недоступной для левого, для его речевой системы, а, следовательно, и для сознания.

Легко заметить, что в исследовании с помощью теста Вада (временное «угнетение» полушария, путем введения в сонную артерию амитала натрия) получена экспериментальная модель бессознательного психического явления, которое 3. Фрейд описал как феномен «вытеснения в подсознание». Логично предположить, что и в реальной жизни по тем или иным причинам (например, по механизму обратной маскировки.) временно может быть заблокирована передача информации по волокнам мозолистого тела или других комиссур, соединяющих оба полушария, из правого в левое. В результате, событие, которое было воспринято правым полушарием, остается неосознанным для субъекта, хотя след его хранится в правом полушарии и может влиять на когнитивную деятельность.

Переработка информации в левом полушарии более медленная, словесно-знаковая и последовательная, в правом полушарии – быстрая в образах, и мгновенно проводимая при чувственном анализе сложных стимулов.

Что касается осознаваемых и неосознаваемых процессов, то левое полушарие является центром сознания и контроля, управления произвольными психическими процессами, имеет чувство осознания и выделения человека из окружающей среды – «Я».

По мнению сторонников концепции об особой роли правого полушария в функциях бессознательных психических явлений, некоторые аспекты в деятельности этого полушария совпадают со способом познания, получившим в учении о психоанализе название первичного процесса, формы мышления, относимой 3. Фрейдом к системе бессознательного. Таких аспектов несколько: в правом полушарии представлено в основном невербальное мышление; правое полушарие работает по нелинейному принципу образования ассоциаций, «схватывает» внешнюю среду, как целое по восприятию какой-либо ее отдельной части; правое полушарие анализирует и может «произносить» отдельные слова, но не в состоянии организовать их в предложения.

Известен факт, что деятельность каждого полушария сопряжена с определенной гаммой эмоциональных состояний: левого – с положительной гаммой, правого – с отрицательной. Можно предположить, что за таким «расхождением» эмоций кроется важная закономерность более тесная связь абстрактного мышления с положительным эмоциональным тонусом и образного мышления с отрицательным эмоциональным тонусом. Эта закономерность уже подмечена нейрофизиологами. П. В. Симонов на основании анализа особенностей условных рефлексов, образованных на фоне отрицательных и положительных эмоциональных состояний, высказал мысль, что отрицательные эмоции склонны к оперированию конкретными образами, положительные эмоции способствуют переходу к абстрактным, обобщенным моделям. Интересно также то, что при поражении правого полушария было замечено повышенное настроение, состояние эйфории и снижение агрессивности.

Было выявлено доминирование правого полушария в оценке эмоций вне зависимости от ее знака по тону прослушиваемого текста и преимущество левого полушария в оценке семантического содержания. Установлено, что в процессе прослушивания музыки у музыкально необразованных людей происходит активация правого полушария, что, казалось бы, вполне соответствует общепринятой точке зрения о его роли в корковой организации эмоциональных реакций и образного невербального мышления. Но у профессиональных музыкантов или у знатоков и любителей музыки подобной асимметрии. Это связано с тем, что при прослушивании, музыка вызывает более сложную когнитивную деятельность на уровне апперцепции с оживлением ассоциаций при участии системы речи, что приводит к активации левого полушария. Поэтому связать восприятие музыки с тем или другим полушарием у обычного человека довольно затруднительно.

Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие - фундаментальные закономерности работы мозга как парного органа. Межполушарная асимметрия является частным случаем межполушарного взаимодействия.

Взаимодействие полушарий возможно благодаря комиссурным нервным волокнам (спайкам). Правое и левое полушария соединены между собой тремя комиссурами, из которых самая большая – мозолистое тело. Оно объединяет лобные, теменные и затылочные области больших полушарий головного мозга и, соответственно, подразделяется на передние, средние и задние отделы. Экспериментальные исследования показали, что через мозолистое тело передается уже первично обработанная сенсорная информация. Информация низшего порядка, отражающая сенсорные и физические характеристики стимула (яркость, световой поток, контур, расположение, движение), поступает в оба полушария через ипсилатеральные или подкорковые пути. Для переноса более сложной информации необходимо целое мозолистое тело. Исследователи также указывают, что роль мозолистого тела невелика в переносе моторных команд, но оно является более значимым для переноса латерализованной вербальной или зрительно-пространственной информации. Роль межполушарного взаимодействия возрастает при повышении трудности выполняемого задания. Одна из важных функций мозолистого тела - обеспечение возможности межполушарного торможения для дифференциации активности полушарий и более эффективной обработки информации. От качества межполушарного взаимодействия зависит и уровень интеллекта.

Характер психической деятельности состоит в дифференцированном участии различных мозговых образований и полушарий мозга в организации высших психических функций. Ни одно полушарие не может быть рассмотрено как доминирующее по отношению к какой-либо функции или деятельности. Каждое полушарие доминирует по свойственному ему принципу работы, по тому вкладу, которое оно вносит в организацию психической функции. Таким образом, можно сказать, что межполушарная организация психических процессов основана на единстве двух факторов: функциональной асимметрии (специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в психической деятельности человека.

“Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.
Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!”
(И. Соньер)

Функциональная асимметрия является одной из важнейших психофизиологических закономерностей в деятельности головного мозга человека. Как утверждают исследователи, асимметрия связана с оптимизацией процесса принятия решений. Правое и левое полушария работают на разной частоте. Два раза в сутки, в момент засыпания и просыпания частота синхронизируется. В этот момент человек обладает несопоставимо большими возможностями.

В зависимости от условий жизнедеятельности полушария головного мозга развиваются постоянно, поэтому по одной методике невозможно с точностью установить асимметрию. Давайте, исследуем работу наших полушарий по знакомым вам методикам.

Для определения профиля асимметрии (левополушарный, правополушарный, амбидекстр) можно использовать следующий метод тестирования:

Определение ведущей руки:

а) Переплетение пальцев рук - сомкните руки в “замок”. Большой палец какой руки оказывается сверху, та рука и есть ведущая;

б) тест на аплодирование: активна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь не ведущей руки;

в) какой рукой вы бросаете мяч в цель?

г) поза “Наполеона” или скрещивание рук (ведущей считается рука, которая быстрее начинает движение и оказывается на предплечье);

Определение ведущей ноги:

а) закинуть ногу на ногу (нога сверху – ведущая);

б) сделать шаг с места (ведущая нога первая);

в) постоять на одной ноге (более устойчивая – ведущая);

Под сенсорной асимметрией понимается функциональное неравенство парных органов чувств и разных видов чувствительности на правой и левой половинах тела.

Определение ведущего глаза:

а) моргните одним глазом (закрывается обычно не ведущий глаз);

б) каким глазом вы рассматриваете предметы в подзорную трубу?

в) возьмите в руку карандаш, вертикально взяв его, вытяните руку и зафиксируйте его взором на определенной точке, отстоящей на 3 – 4 м, обоими глазами. Попеременно закрывайте один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в сторону.

Определение ведущего уха:

а) каким ухом вы предпочитаете слушать, когда говорите по телефону?

б) каким ухом вы лучше слышите тиканье часов?

в) каким ухом оборачиваетесь при оклике?

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга: 1) доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
2) доминирование правого полушария – конкретно-образное мышление, развитое воображение;
3) отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий.

Как вы думаете, как воспринимают информацию:

Левополушарные дети? (с помощью логического характера мышления).

Правополушарные? (Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления, интуиции, эмоциональной сферы, воображения.)

Известно, что к односторонне представленным правополушарным и левополушарным типам принадлежат чуть меньше половины людей. Остальные имеют равнополушарное развитие.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга.

Левое полушарие Правое полушарие
Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций:

Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:
Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подход, который необходим для решения математических задач, тоже являются продуктом работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела.

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации:
которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом, можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения.

Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. Художественные способности: правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Параллельная обработка информации:
Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Правое полушарие также распознает лица, благодаря ему, мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.

Контролирует движения левой половины тела

Любопытная деталь, подмеченная учеными, – способность асимметрии изменяться с возрастом. Экспериментально доказано, что доминирующее полушарие работает экономичнее и стареет медленнее. Следует помнить, что доминирование правого полушария рано или поздно обязательно проявит себя. У многих людей, выросших в левополушарном рациональном мире, творческое начало проявляется только во второй половине жизни. Кто-то вдруг начинает в сорок лет вышивать крестиком, кто-то втайне ото всех пишет картины...

Правое полушарие прекрасно справляется с различными заданиями на обобщение и систематизацию. Его функция - схватывание целостного образа изображения вместо его поэтапного постоянного анализа.

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо.

Левому полушарию , напротив, легче даются задания на анализ, потому что оно обрабатывает информацию по частям, соблюдая строгую очередность анализа деталей.

Хорошо о функциональной асимметрии сказали ученые: "Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные - за отдельными деревьями не видят леса".

Современные педагогические методики в основном ориентированы на левополушарное восприятие. Отметим, что при всех неврозах происходят нарушения полушарного взаимодействия! Научить творчеству во взрослом состоянии практически невозможно. А школьник имеет все возможности развития как аналитических, так и творческих функций своего мозга. Вывод: ребенок должен иметь равные возможности для творчества, исследования и фантазирования. Что делать? (Наиболее целесообразно развивать оба полушария).

А каким образом можно узнать левополушарный или правополушарный перед вами ребенок? (анализ тетрадей, ответов на уроке, домашних заданий, асимметрия лица, куда ребенок смотрит при ответе (вверх - вправо или вверх - влево), из каких источников лучше усваивает информацию (с учебника или на слух со слов учителя, с помощью рисунков и т.д.))

Для кого схемы, таблицы лучше для восприятия? (для всех).

Учение, как и любую деятельность, можно представить в виде следующей последовательности действий:

  • установка на деятельность (подготовка ученика для решения учебной задачи);
  • обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных психологических и половых особенностей (создание условий для успешного решения учебной задачи);
  • сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).

Можно ли создать ситуацию успеха на уроке для всех учащихся сразу? Для всех ли детей подходят общепринятые методики обучения? Можно ли ожидать, что школьники одинаково отреагируют на предложенные учителем приемы и условия?

Рассмотрим организацию ситуации успеха с учетом психофизиологических особенностей учащихся поэтапно.

1. Мотивационный этап (установка на деятельность).

Учитель формирует у учеников мотив достижения успеха.

Что же формирует мотив?

Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в обществе. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.

Для лучшего восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска - темный мел. А посадить их необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 32%. Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.

Мотивационный этап Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся
Восприятие материала Целостное

Интонационная сторона речи

Визуалы (зрительное)

Дискретное (по частям)

Смысловая сторона речи

Аудиалы (слуховое)

Переработка информации Быстрая

Мгновенная

Медленная

Последовательная

Интеллект Я Невербальный

Интуитивный

Вербальный

Логический

Деятельность Приверженность к практике Приверженность к теории
Эмоции Большая эмоциональность Сдержанность
Память Непроизвольная

Наглядно-образная

Произвольная

Знаковая

Мышление Наглядно-образное Оперирование образами Спонтанное

Эмоциональное

Интуитивное

Абстрактно-логическое Оперирование цифрами, знаками Формальное

Рациональное

Программируемое

Если способы преподавания учителя не совпадают с психофизиологическими возможностями учащихся, то возникает внутренний конфликт: способ изложения информации не совпадает с типом восприятия этой информации учеником.

Чаще всего левополушарные учителя хотят полностью разобрать учебный материал, в то время как правополушарные учащиеся интуитивно схватывают общее содержание и не интересуются деталями.

Левополушарный учитель в 82% случаев лучше оценивает детей своего типа, правополушарный и равнополушарный учитель в 73% случаев дает положительную оценку детям своего типа. Для учителя главным является его способность научить ребенка по своей методике: “Люблю того, кого умею научить”. Если же у учителя возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающего. В результате этого ребенок, постоянно страдающий от неуспеха, изменяет свое поведение: становится пассивным, капризным, раздражительным, нестарательным и т.д.

Обобщим сказанное. Продолжите фразы:

  • Если Я, правополушарный, работаю с учеником логиком, я.... (не буду требовать от него творческих ответов)
  • Если Я левополушарный, работаю с учеником правополушарного типа, то Я.... (жду когда он закончит мысль, ...)

Как вы думаете, есть ли разница в восприятии, обработке информации у мальчика и девочки?

Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Мальчиков интересует суть оценки, а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми. Для девочек важно, какое они произвели впечатление.

Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются. Для мальчика не имеют смысла оценки типа: “Я тобой не доволен”. Мальчик должен знать, чем конкретно вы не довольны, и вновь “проиграть” в мозгу свои действия. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, при этом у них активизируются все отделы мозга.

2. Операционный этап (обеспечение деятельности).

Задача учителя на операционном этапе - обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.

Обычно учителя предпочитают абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, что развивает навыки левого полушария. И большинство учебников отражает эти характеристики: информация в них преподносится логично, последовательно и в абстрактной форме. Учащихся же ставят перед необходимостью самостоятельно связывать информацию с реальностью.

Осознающий свою задачу учитель может так модифицировать задания, связанные с текстом, занятия по учебнику и использование раздаточного материала, чтобы адаптировать их ко всем стилям обучения, представленным в классе - как лево так и правополушарным. В этом случае неуспеваемость резко снижается, а положительные результаты столь же быстро растут.

3. Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной оценкой).

Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего задания.

Постоянная установка педагога на поиск ошибок, а ученика - на уменьшение возможности их сделать приводит к формированию исполнительского стиля у ребенка и дидактичности у педагога. Это чревато множеством негативных результатов. Каких, например? (агрессивность, тревожность, негативизм, отрицательное отношение к школе и т.д.)

Учитель оценивает итог деятельности: грамотность, аккуратность, правильность и т.д. Ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.

Выбирая методы проверки знаний учащихся, также необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.

Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа. Письменное решение задач позволит левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы “закрытого” типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.

Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с “открытыми” вопросами с фиксированным сроком выполнения. Вопросы “открытого” типа дадут им возможность проявить свои творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.

При планировании урока необходимо учитывать эти особенности. (приложение 1)

Следует отметить, что основные трудности, возникают у правополушарных детей при сдаче Единого государственного экзамена.

Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях.

Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты, то есть деятельность прохождения тестирования левополушарна по своей сути.

Чем мы можем в этом отношении помочь правополушарным ученикам?

На этапе подготовки. Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал необходимо проиллюстрировать примерами или картинками.

Во время проведения пробного экзамена. Правополушарным детям имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях (типа А), сколько там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, им стоит начинать именно с заданий В и С, а уже потом переходить к тестам множественного выбора. До начала экзамена важно донести до детей мысль о том, с каких заданий им разумнее будет начать, а во время экзамена напомнить им об этом.

Таким образом, мы с вами выработали стратегию решения проблем обучения детей с точки зрения межполушарной асимметрии головного мозга, которую вы можете с успехом применять в вашей деятельности.

А теперь я раздам вам памятки с упражнениями, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия. Некоторые из них мы сейчас сделаем. (приложение 2)

Литература

  1. Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2001.
  2. Бабаев Ю. Психология одарённости детей и подростков. – М.: Академия, 2000.
  3. Безруких М. В. Функциональное созревание мозга и адаптация в школе. /М. В. Безруких, Р. И. Мачинская, Д. Фарбер // XVIII съезд физиологического общества им. И. П. Павлова. – Казань; М.: ГЭОТАР – МЕД, 2001.
  4. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: “5 за знания”, 2006.
  5. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. - М., “Восхождение”, 1997.
  6. Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии мозга. – М.: Медицина, 1988.
  7. Ефимова И.В. Амбидекстры: Нейропсихология индивидуальных различий. – СПб.: КАРО, 2007.
  8. Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. – М.: МГУ, 1978.
  9. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., 2001.
  10. Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007
  11. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Москва – “Мир”, 1983.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома