Что такое социальное благополучие населения. Фундаментальные исследования

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

7universum.com

СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

канд. социол. наук, доцент кафедры социальных наук, ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ),

SOCIAL WELLBEING AND SOCIAL SECURITY IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION OF MODERN SOCIETY

Candidate of sociological sciences, associate professor, Department of Social Sciences, Far Eastern Federal University (FEFU),

Russia, Vladivostok

В статье рассматриваются основные характеристики социального благополучия населения. Особое внимание уделено установлению взаимосвязи социального благополучия и социальной безопасности в условиях глобализации современного общества.

The article discusses the main characteristics of the social welfare of the population. Special attention is paid to the establishment of the relationship of social welfare and social security in the context of globalization of modern society.

Костина Елена Юрьевна

Россия, г. Владивосток E-mail: kostina. eyu@dvfu. ru

АННОТАЦИЯ

Костина Е.Ю. Социальное благополучие и социальная безопасность в условиях глобализации современного общества // Universum: Общественные науки: электрон. научн. журн. 2015. № 6 (16) . URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2277

Ключевые слова: социальное благополучие, социальная безопасность, глобализация, общество.

Keywords: social welfare, social security, globalization, society.

В современных условиях постоянных и довольно бурных общественных, культурных, экономических изменений в мире наблюдается рост интереса науки и общества к проблеме социального благополучия человека. Большинство национальных и региональных обществ сегодня ориентированы на достижение социального благополучия в различных сферах жизнедеятельности и в целом в обществе, считая его серьезным достижением. Так, в России социальное благополучие выступает одновременно и целью реализации социальной политики государства, а также критерием оценки ее эффективности, делая тождественными понятия уровня и качества жизни и понятия социального благополучия. Одной из функций социального государства выступает функция гаранта безопасности жизнедеятельности, и очень важно, чтобы государство ее не утратило, так как иначе оно потеряет доверие со стороны своих граждан и не сможет обеспечить им социальную безопасность, без которой невозможно общественное благополучие. Основным инструментом социальной политики и важнейшим регулятором социального благополучия выступают социальные законы, приоритетные национальные проекты и социальные программы, кроме того, государство устанавливает социальные стандарты, которые представляют собой принятые нормы и нормативы в предоставлении социальных услуг. «Социальное благополучие - это высшая социальная ценность, социальный идеал, область социальной оптимальности, с которой связаны жизненно важные интересы человечества» . Социальное благополучие всегда надо рассматривать как одну из важнейших характеристик экономического и социального развития общества, ведь отсутствие такого благополучия почти всегда говорит о неудовлетворенном уровне жизни и недостатке или недоступности ряда благ.

Благополучие - это пространство существования человека, которое в большей степени обусловлено вполне реальными показателями экономического и социального общественного развития . Объективные и субъективные показатели и факторы социального благополучия позволяют проанализировать нормативные данные с учетом индивидуальных

особенностей. Человеческое благополучие определяют, прежде всего, три фундаментальных фактора: материальное благосостояние, здоровье

и безопасность. В мультикомпонентной структуре можно выделить следующие показатели:

Материального благополучия (уровень дохода, жилищные условия);

Физическое благополучие (состояние здоровья, самочувствие, личная безопасность);

Социальное благополучие в узком смысле (межличностные отношения, участие в жизни социума, удовлетворенность своим социальным статусом и социальными ролями);

Эмоциональное благополучие (позитивное функционирование личности, личностный рост, социальное уважение и статус, психическое здоровье, стресс, верования и убеждения);

Профессиональное благополучие (профессиональные компетенции, производительность труда), здесь речь идет не столько о наличии трудовой занятости, сколько о возможности реализовать себя в профессии. Профессионально благополучные люди видят в работе любимое дело, которое позволяет им реализовать свои сильные стороны и достичь поставленной цели.

Стоит отметить, что достижение благополучия только в одной из рассмотренных выше сфер не означает достижения социального благополучия в целом, а позволяет говорить лишь об избирательном благополучии данного общества.

Социальное благополучие не определяется только внешними по отношению к человеку или социальной группе мерами социальной политики государства, это во многом субъективная оценка самими индивидами

и группами степени удовлетворения их социальных, экономических и культурных потребностей. Для населения, помимо традиционных показателей эффективности социальной и экономической политики, нужно учитывать также и потребности человека, оказывающие влияние на осознание и ощущение социального благополучия: социальный престиж, уважение, социальная

защищенность, свобода выбора, возможность реализации социальных ожиданий и претензий. По мнению ряда современных российских исследователей, собственные личностные свойства человека при их правильном сочетании и синергетическом функционировании могут выступать в качестве внутреннего фактора (блага) его же благополучия. Психологическая основа личностного благополучия - «это особое сочетание свойств темперамента, личности и позитивных черт характера, обеспечивающих человеку условия для того, чтобы совершать позитивные поступки, иметь благополучные межличностные отношения, глобальное позитивное отношение к себе и миру» . Все это позволяет человеку чувствовать и оценивать себя благополучным.

Отдельное внимание стоит уделить и анализу социально взаимосвязанных систем в современном социуме. В данном вопросе необходимо рассмотреть основные показатели качества и уровня жизни, такие как доступ к образовательным услугам, медицинской помощи, спортивным и культурным сооружениям, общий прожиточный уровень, правовая защищенность, наличие безопасной экологической обстановки. Особый интерес для анализа представляют модели социального благополучия, которые не только акцентируют внимания на внешней среде, но указывают на то, что человек, как разумное и обучающееся существо, может изменять среду в соответствии с собственными потребностями и стремлениями. Так, Г.В. Разинский предлагает говорить о двух моделях социального благополучия/неблагополучия, которые, по его мнению, и будут составлять суть социально-ценностной и поведенческой основы личности. Во-первых, это консервативно-инерционная (патерналистская) модель, базирующая

на традиционных представлениях о жизненном успехе, ожидании помощи из вне, слабых адаптивных механизмах и пассивности. Во-вторых, деятельностно-динамическая (антипатерналистская) модель, отличающаяся нацеленностью на активное освоение окружающей среды, высокие адаптивные способности и социальная активность .

Но не стоит забывать, что в формировании субъективного благополучия важную роль играют внешние относительно личности социальные институты, которые обеспечивают социализацию и адаптацию человека на разных уровнях и с учетом жизненных обстоятельств. Социальное благополучие человека - это сумма субъективной оценки человеком себя и собственной жизни, эффективное и позитивное функционирование личности и отлаженная система социальной политики, гарантирующая человеку социальную защищенность. Важной основой для социального благополучия выступает социальная безопасность, которая в свою очередь является результатом деятельности органов государственной, региональной и муниципальной власти, ведь именно она позволяет выбрать стратегию взаимодействия государства и человека, государства и общества. Ответственность за социальное благополучие и социальную безопасность человек, общество и государство делят между собой.

Социальная безопасность в первую очередь предполагает защиту от угроз разрушения и деградации социальной сферы государства как основы социального благополучия. Это защита от ситуации, когда неясно, как достичь благополучия, какие социальные ценности и идеи могут объединить людей, какие социальные нормы определяют их взаимодействии. Социальная безопасность создает условия для благополучного существования человека как внешнего - экономического и политического, так и внутреннего - эмоционального. Как и социальное благополучие, социальная безопасность включает в себя и ощущение безопасности самим человеком, и реальные объективные угрозы, формирующиеся в обществе. А.В. Шиловцев предлагает

рассматривать два подхода к пониманию природы социальной безопасности :

1. безопасность как проявление объективной природы живых систем сохранять свою целостность на основе саморегуляции с внешней средой;

2. безопасность как субъективная естественная защитная реакция или деятельность по созданию определенной среды для своего самосохранения.

Для саморегуляции и самосохранения человеческое общество активно использует культуру, политику, экономику и социальность, а исходя из основных направлений человеческой жизнедеятельности, в структуру социальной безопасности входят: политическая, экономическая, экологическая и культурная безопасность. Это довольно крупные сферы человеческой жизнедеятельности, и, по мнению ряда современных исследователей, внутри каждой из них можно выделить крупные блоки. Исследователи предлагают следующую систему внутреннего ранжирования: «В экономической сфере <...> государственная, военная, информационная. В экономической сфере выделяют такие виды, как финансовая, продовольственная, промышленная. Экологический аспект состоит из безопасности атмосферы, гидросферы, литосферы. Наконец, культурная сфера представляется в формах духовной, технологической, правовой» .

По мнению современных исследователей «источником угрозы функционирования общества социального благополучия выступают процессы глобализации и модернизации (информатизации) . В процессе глобализации идет нарастание рисков и угроз социальной безопасности человека, так как к «привычным» региональным угрозам присоединяются «непривычные» и неоднородные угрозы, по своей сути глобальные, транснациональные. В современном обществе границы страны перестают быть непреодолимым барьером, сдерживающим весь спектр угроз. При современном развитии общества для информационных, экологических и ядерных угроз границы открыты, да и финансовая, психологическая и духовно-нравственная опасность легко преодолевает их. Ведь «глобализация

предполагает не просто системную упорядоченность, а сращивание производственно-экономических структур всех стран и практически полную утрату их политического, социокультурного и образовательного суверенитета. Процессы глобализации начинают охватывать и область духовного производства» . Так многие исследователи видят угрозу глобализации сферы образования, которая и должна формировать успешную личность в так называемом Болонском процессе, который задает единые стандарты образования и разрушает формировавшуюся веками национальную систему образования. Можно заключить, что с появлением все новых и новых локальных, региональных и глобальных опасностей в последнее время возникает угроза существования не только отдельных государств и обществ, но и самого человечества. Сложившаяся ситуация заставляет человечество искать социальную защищенность и пути безопасного развития цивилизации и самого человека как социального существа.

Стоит также отметить различия во влиянии, оказываемом процессами глобализации на разные государства и общества и, как следствие, на социальную безопасность и благополучие в них, ведь страны подошли к процессу глобализации в разной степени экономического, информационного и военного развития. Как следствие, более развитые начинают использовать и расширять свои возможности за счет менее слабых стран, а также навязывая им свои ценности, нормы и модели поведения. «Отдельные культуры и цивилизации столкнулись в последнее время с мощными попытками доминирующей североатлантической цивилизации не столько расширять свое влияние экономическими и политическими средствами, сколько углубить его за счет направленной трансформации глубинных оснований иных культур» . Что воспринимается как явная угроза социальной безопасности этих культур и цивилизаций.

Глобализация с ее стремлением к изменению и развитию производственных и информационных технологий способствует развитию общества. Но это движение настолько стремительное, что приводит к утрате людьми и государствами

привычных социальных функций, когда теряется основа для социальной солидарности и компромисса. Современный человек, к сожалению, почти полностью утратил способность и возможность контроля социальных процессов, что выбивает почву из-под его ног и наполняет жизнь страхами и угрозами. И как следствие, данная ситуация не позволяет говорить о достижении им субъективного социального благополучия. Функции государства в условиях глобализации также серьезно сокращаются, все решения приходят от транснациональных сил, понятно, что такое государство не может выступить гарантом социального благополучия и безопасности для своих граждан. Стоит также отметить, что чаще всего индивид готов сохранять и защищать общество только тогда, когда оно ориентировано на поддержание социальной безопасности для него, и в противном случае отсутствия защищенности и безопасности от общества, человек не стремится к его сохранению. Ситуация социального беспорядка и неопределенности может привести к появлению общества социальной безответственности, к отсутствию доверия между социальными субъектами, к ситуации, когда достижение социального благополучия становится невозможным.

В настоящее время, когда в процессе глобализации человек теряет привычные культурные и социальные ориентиры, когда учащаются случаи нестабильности в различных сферах общественной жизни, растет необходимость понять, как избежать социальной нестабильности и из чего складывается социальное благополучие, а также как можно выстраивать свою социальную активность, чтобы обеспечить максимальное социальное благополучие.

Список литературы:

1. Ардашкин И.Б., Корниенко А.А. Общество социального благополучия versus общества социальной безответственности: pro et contra// Общество и непрерывное благополучие человека. Сборник научных трудов Международного научного симпозиума «Общество и непрерывное благополучие человека» под ред. Г.А. Барышевой, Л.М. Борисовой. - Томск, 2014. - С. 165-174.

2. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафарова Н.В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ, Серия «Психология». -

2012. - Т. 6, № 4. - С. 4-14.

3. Мерзлякова И.В. Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Барнаул, 2007. - 19 с.

4. Попов Е.А. Социальное благополучие человека в научном дискурсе // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2010. - № 2. - С. 16-23.

5. Разинский Г.В. Факторы, определяющие социальное благополучие / неблагополучие в современном городе // Власть. - 2014. - № 6. - С. 136-140.

6. Шиловцев А.В. К вопросу об онтологических основах категории «социальная безопасность» // Инновационное образование и экономика. -

2013. - № 12. - С. 45-48.

7. Шиловцев А.В. Проблема сущего и должного в морфологии феномена «социальная безопасность личности» // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 2. - С. 31-33.

8. Яценко М.П. Исторические аспекты глобализации как управляемого процесса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 110. - С. 101-108.

Типы теорий социального благополучия. Экономическое благополучие. Социальное

Благополучие. Психологическое благополучие.

Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом

и актуальным состоянием общества, к которому личность себя причисляет. Социальное

благополучие проявляется в широкой динамичной системе социальных связей, с наличием

позитивных межличностных отношений в форме дружбы, любви. Также оценивается

успешным функционированием в социуме. У людей с высоким уровнем социального

благополучия есть близкие, которые помогают им добиваться своего, наслаждаться жизнью и

оставаться здоровыми. Они окружены людьми, которые их уважают, поощряют их развитие и

рост и принимают их такими, как есть. Люди с высоким уровнем социального благополучия

сознательно уделяют время общению со своим окружением.

Понятие «психологическое благополучие» описывает состояние и особенности

внутреннего мира человека, которые определяют переживание благополучности, а также

поведение, продуцирующее и проявляющее ситуативное благополучие. В качестве

базовых составляющих психологического благополучия человека выделяются:

позитивные отношения с другими, принятие себя (позитивная оценка себя и своей жизни),

автономия (способность следовать своим собственным убеждениям), компетентность

(контроль над окружающей средой, способность эффективно управлять своей жизнью),

наличие целей, придающих жизни направленность и смысл, личностный рост как чувство

непрекращающегося развития и самореализации.

Экономическое благополучие – основывается на удовлетворении трудом и доходом, удовлетворение

потреблением и гражданское удовлетворение (системой, экономической политикой).

Историко-культурном контексте.

Благополучие-это спокойное течение жизни, не нарушенное несчастьями и неудачами. Социальное

благополучие- проявляется в широкой (достаточной для данного индивида) динамичной системе

социальных связей, с наличием позитивных межличностных отношений в форме дружбы, любви. С. б. в

зарубеж. исследованиях оценивается успешностью физич., психич., социального и эконом.

функционирования в социуме (Raphael et al., 199 6). В зап. психологии понятие благополучие определяется в

самом широком смысле - wellbeing, как многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь

культурных, социальных, психол., физич., эконом. и духовных факторов. В используемой ВОЗ дефиниции

здоровья («состояние полного физич., душевного и социального благополучия, а не только отсутствие

болезней и физич. дефектов») понятие «благополучие» включает элементы, к-рые обеспечивают индивиду

способность жить полноценной для него жизнью. Русский язык содержит много слов, корень к-рых «благо».

В зап. практике также наряду с термином «благо» используются термины «благополучатель»,

«благодаритель» и др. Человек не только испытывает или не испытывает состояние благополучия, но

способен к его рефлексии. В общее состояние С. б. каждая из его составляющих (субъективное физич.,психич., духовное, социальное благополучие) вносит свой вклад. Восприятие личностью своего положения

в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в к-рых она живет, а также в соответствии со своими

целями, ожиданиями, стандартами и заботами ВОЗ характеризует как качество ее жизни Оценивание

собственной жизни может происходить в разных системах измерения: (а) в социально признанной для

данной культуры на данном временном истор. отрезке, (б) в субъективной системе измерений, опирающейся

на субъективную иерархию жизненных ценностей и представление о субъективном благополучии. Эти

оценки в разных системах измерения могут не совпадать. При разработке понятия «благополучие» авторы

делают акцент как на субъективной оценке человеком себя и собственной жизни, так и на аспектах

позитивного функционирования личности. Благодаря процессу О. личность может влиять на уровень своего

социального благополучия, к-рый нежестко связан с субъективным переживанием его.

Индивидуальное благополучие, коллективное благополучие. Субъективное и

Объективное в трактовке социального благополучия.

Индивидуальное социальное благополучие - отражает субъективные переживания индивида своей

удовлетворенностью или неудовлетворенностью положения в обществе.

Коллективное с.б - это совокупность объективных (исчисляемых) критерием удовлетворенности членами

общества своим положением в нем (определенной социальной группы).

Субъективное благополучие - понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности,

жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных

представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности. В

субъективном благополучии (и его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента:

когнитивный (рефлексивный) - представление об отдельных аспектах своего бытия, и эмоциональный -

доминирующий эмоциональный тон отношение к этим аспектам.Субъективное благополучия (или

неблагополучия) человека состоит из частичных оценок различных аспектов ее жизни, что является

предметом изучения различных научных дисциплин. Благополучия является интересным предметом

изучения и актуальной проблемой для психологии и психогигиены.

Человеческая жизнедеятельность и общественная жизнь как неотъемлемое условие

Социального благополучия. Творчество как условие социального благополучия.

Смысл человеческого существования как вопрос о высшем благе. Экзистенциальные

Концепции бытия человека.

Вопрос о высшем благе ставился в философии в связи с уяснением смысла бытия и

человеческого существования, в зависимости от которого определялась соотносительная

ценность всех других благ.

Развернутую концепцию этого рода впервые создали немецкие экзистенциалисты. В

целом ряде работ 20 - 30-х годов К. Ясперс предложил свой вариант онтологии.

Впоследствии, опираясь на разработки немецких мыслителей, Ж.-П. Сартр создал

обновленное понимание бытия (особенно в книге "Бытие и ничто"). Еще раньше новые,

неклассические варианты онтологии, повлиявшие на экзистенциалистов, разрабатывал Э.

Гуссерль. Избирается обратный путь - .от человеческого существования, т. е. от

экзистенции, к миру, как он видится человеку и "выстраивается" вокруг него. Такой

подход представляется философам XX в. предпочтительным с точки зрения не только

реалистической (ведь по-другому, говорят они, человек и не осваивает мир), но и

гуманистической: в центр ставится человек, его активность, его уникальность,

возможности свободы, открываемые самим бытием.

Учение Аристотеля о двух видах справедливости. Историко-философские учения о

Благополучия.

Благо - понятие, обозначающее нечто положительное для телесного и духовного развития

человека, ценное для удовлетворения его потребностей. Различают материальные и

духовные блага, а среди последних – абсолютное благо, или Бог, и субъективные блага,

т.е. добро, красота, радость и т. д. Понятие блага трактовалось очень широко, в

зависимости от исходных установок различных философско-этических школ. Под ним

понимали и наслаждение, и воздержание, и разумность и полезность, и свободу и

необходимость. В новоевропейской мысли понятие блага постепенно вытесняется

понятием ценности. В христианской этике понятие блага входит в концепцию благодати,

исходящей от Бога, а в философских системах анализируется чаще всего в терминах

общечеловеческих ценностей. Ценность, то есть жизненная и практическая установка,

рождает, в свою очередь, конкретный образ блага. Приверженец честности уважает чужое

достояние. Любовь к ближнему делает благом подарок другому. Тот, кто считает веру

благом, почитает эту установку жизненного поведения. Тот, кто испытывает верность

другого, пользуется верой как благом.

Религиозные или производные от них представления о человеке продолжают оказывать

влияние и на сегодняшний мир людей. Несколько религий получили мировое

распространение. Различия мировых религий свидетельствуют об устойчивой

неоднозначности трактовки "я" в мире людей. Религии помимо того, что удовлетворяют

творческую и поведенческую потребность человека в представлениях о себе и мире,

привносят внечеловеческий, надчеловеческий подход к отношениям между людьми,

стремление людей к замене стихийного внутривидового противоборства на общепринятые

нормы взаимоотношений.9. Народные сказки, поговорки, пословицы как источник формирования представлений о

благополучии.

Представления о счастье – ключевая черта мировоззрения человека, входящая в смысла

жизненную систему его ценностей. Мечты о счастье всегда были свойственны человеку. В

современном же обществе особенно ярко выражен как тяготение к счастью-удаче и

счастью-наслаждению.Человек современности блуждает в поисках счастья и блага в

пространствах социума и культуры не менее, нежели человек прошлых эпох. Один из

ключевых концептов культуры "счастье" занимает важное положение в картине мира,

которая видится сквозь призму русской сказки затрагивают ряд актуальных вопросов:

каково счастье подлинное и как не спутать его с обманчивым, ложным? Что за путь к

такому счастью ведёт и как отыскать его, и как с него не сбиться? Как счастье с

житейским благополучием связано? Соотносится ли с добродетелями? С благом? С не–

счастьем, которого так много в судьбе сказочных героев? Примечательно, что сказочные

притеснители "несчастных" героев (сирот, падчериц и т.п.) предстают перед слушателем

вполне житейски благополучными; у них есть все то, что, казалось бы, нужно для счастья

: и родительская защита, и свой дом, и хозяйство, и достаток, у них все в жизни в порядке.

Однако повествователь наделяет подобных героев особыми чертами. Так, если любимым

сказочным героям будет свойственно трудолюбие, то антигероям – праздность;

искусность героя будет противопоставлена неумелости антигероя, милосердие –

жестокости, терпение – гневливости, послушание – властолюбию, скромность –

самолюбованию, кротость – негодованию, безропотность – мстительности.

Противопоставление по принципу "герой - антигерой", "добродетель - порок",

разворачиваемое в динамике развития сказочного сюжета, приводит тех и других

персонажей к разному для каждого финалу. Счастье одних и несчастье других меняются

местами в развязке сюжета, знаменуя победу или поражение разных путей

жизни.Антигерои, в лучшем случае, теряют, что имели: цари - царство, богатые -

богатство, а иногда отнимается и человеческий облик или сама жизнь. Счастье же

открывается "несчастным", невольно вызывая воспоминание о евангельском обетовании

блаженства "плачущим и кротким". Ценностная специфика счастья выражается сказкой в

его итоговом, результирующем характере: образ разбитого корыта, образу свадебного

пира, как выражение оппозиции "ложное понимание счастья - подлинное понимание."

Счастье в сказке может проявить себя через житейский идеал достатка и налаживания

хозяйства, но это становится возможным, как правило, благодаря чудесной помощи герою

в ответ на доброту сердца и его готовность отдать последнее. Сказочное счастье может

являть себя в судьбе героя в образе доброго супруга или супруги, сумевших угадать свою

суженую половинку в неприметном, скромном облике, Сказочное счастье может

обнаруживать себя и в получении героем или героиней простого происхождения нового,

царского статуса, что также сопряжено с супружеством. В разных культура счастье

трактуется по разному и передается через народное творчество.

Экономических систем.

1.Традиционная: Традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие

товары и услуги как и для кого производить.Отсталая технология производства.

Преобладание ручного труда. Многоукладность экономики. Консерватизм и неприятие

нововведений.

2.Командная: Экономические решения принимают в основном представители

государственной власти. Отсутствие у производителей свободы выбора. Отсутствие у

производителей заинтересованности в повышении эффективности производстваДостоинство: Возможность концентрации усилий и ресурсов на отдельных направлениях

экономической деятельности

Обеспечение экономической и социальной стабильности, так называемая «уверенность в

завтрашнем дне»

Недостатки: Невозможность быстрого развития и внедрения достижений научно-

технического прогресса Отсутствие свободы производства и потребления-Низкий

уровень удовлетворения потребностей Возникновение «черного рынка», хронический

дефицит предметов потребления

3.Рыночная: Свободное решение основных экономических вопросов на основе

рыночных механизмов регулирования. Преобладание частной собственности

Экономические субъекты осуществляют деятельность в соответствии со своими

личными экономическими интересами Свободная конкуренция Минимальное влияние

государства

Достоинство: Способствует эффективному распределению ресурсов, так как

направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше

всего нуждается («невидимая рука рынка») Свобода выбора и деятельности

предпринимателейСпособствует повышению качества товаров и услуг Гибкость, высокая

адап-тированность к изменяющимся условиям Стимулирование научно-технического

прогресса

Недостатки: Неравное распределение дохода; рынок ориентирован на удовлетворение

потребностей тех, кто платит деньги Нестабильность развития, что приводит к инфляции

и безра-ботице, социальным противоречиям

Недостаточное финансирование научных исследований, сферы образования

Ослабление конкуренции, происходящее вследствие слияния небольших предприятий

Расточительное отношение к природным ресурсам

4.Смешаная Одновременное сочетание частного и государственного секторов

экономики, рынка и госу-дарственногорегулирования, капиталистических тенденций и

социализации жизни

Недостатки рыночной экономики сглаживаются государственным регулированием

Непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ

Достоинство: Обеспечение экономического роста и экономической стабильности

Социальные гарантии Защита и поощрение конкуренции, борьба с монополиями

Обеспечение политической стабильности Стимулирование технологических и

организационных инноваций Поддержка сферы образования, культуры, науки

Недостатки: Отсутствие стандартных схем

Необходимость разработки национальных моделей с учетом национальной специфики

В благополучие как феномене социальной реальности можно выделить три смысловых аспекта: духовно-нравственный, политико-правовой и финансово-экономический. Основными структурными элементами духовно-нравственного аспекта являются смысл жизни и достоинство личности. В политико-правовом аспекте центральной ценностью, влияющей на эффективность использования общественных и личных ресурсов для достижения благополучия, оказывается справедливость. В финансово-экономическом аспекте ключевыми факторами благополучия выступают деньги и институт частной собственности.

Самобытность понятия "благополучие" и невозможность выразить его смысл через другие близкие к нему по значению слова (благосостояние, счастье). При всякой новой попытке это сделать, сущность феномена благополучие ускользает, а все эти термины фиксируют лишь различные аспекты проблемы. Термин "благосостояние" выражает материальный достаток людей. Понятие "счастье" наряду с тем, что указывает удовлетворенность человека своей жизнью, подразумевает причастность человека к чему-либо. Традиционно под чем-либо мыслятся духовные и материальные блага. Поэтому счастье в отличие от благосостояния связывается не только с материальным, но и духовным измерением человеческого бытия. Но понятия счастья и благополучия между собой взаимодействуют по принципу взаимодополнительности. Они схватывают различные аспекты одной ситуации. В понятии "счастье" причастность к благу потенциальна, а в понятии "благополучие" причастность к благу актуальна. Это видно из этимологии этих слов.

- 11. Показатели социального благополучия в либеральной рыночной экономике. Теория А. Смита и Д. Рикардо.. Одно из ключевых положений теории Смита - необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. Он подверг острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма, направленную на обеспечение положительного баланса во внешней торговле посредством системы запретительных мер. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег.

Благосостояние общества Смит связывал с ростом производительности труда. Наиболее эффективным средством ее повышения он считал разделение труда и специализацию,

Согласно теории Смита первоначальная стоимость продукта при распределении распадается на три части: заработную плату, прибыль и ренту. С ростом производительности труда, отмечал он, происходит повышение заработной платы и ренты, зато доля прибыли во вновь произведенной стоимости снижается.

В 1777 г. А. Смит выпустил книгу «Исследование о природе и причине богатства народов» . Ее главная идея состояла в обосновании теории трудовой стоимости, в доказательстве того, что источником богатства является труд во всех сферах производства, а не только в земледелии, благодаря затратам которого образуется стоимость, а затем – цена товара.

«Невидимая рука» – это, по сути, стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо, а часто против воли людей.

Капитал по Рикардо:

Часть богатства страны, которая употребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструментов, сырых материалов, машин и пр., необходимая, чтобы привести в движение труд

Из-за неравенства прибыли на вложенный капитал последний «перемещается из одного занятия в другое».

Рента всегда платится за пользование землей, поскольку ее количество не беспредельно, качество - неодинаково, а с ростом численности населения обработке начинают подвергаться новые участки земли, худшие по своему качеству и расположению, затратами труда на которых определяется стоимость сельскохозяйственных продуктов.

Рентообразующие факторы - плодородность земли (неодинаковый природный потенциал) и разная удаленность участков от рынков, где полученная с них товарная продукция может быть реализована. Источником ренты является не особая щедрость природы, а прилагаемый труд.

Труд имеет естественную и рыночную стоимость: «естественная цена труда» - возможность рабочего содержать за свой труд себя и семью, оплачивая расходы на пищу, предметы насущной необходимости и удобства. Зависит от нравов и обычаев, так как в некоторых странах не требуется, скажем, теплой одежды; «рыночная цена труда» - плата, складывающаяся с учетом реального соотношения спроса и предложения.

Рикардо прогнозировал, что при росте заработной платы рабочие начнут заводить большее количество детей, и в итоге заработная плата будет падать из-за того, что количество рабочих будет увеличиваться быстрее, чем спрос на их труд.

Безработица в рыночной экономике невозможна, так как избыточное население вымирает. В этом суть рикардианского «железного» закона заработной платы.

Позиции Рикардо по теории денег базировались на положениях, характерных для формы золотомонетного стандарта. При этом «ни золото, ни какой-либо другой товар не могут служить всегда совершенной мерой стоимости для всех вещей». Рикардо был сторонником количественной теории денег.

Модели социальной политики.

4. Модель «социально- ориентированного рыночного хозяйства». Действует определенная система «социальных амортизаторов», которая обеспечивает уровень жизни не ниже черты бедности. При этом задачи, которые могут решить сами граждане, государство на себя не берет. Концепция “социального рыночного хозяйства” наиболее полно была реализована в ФРГ.

5. Рыночная социальная модель. Отличается наибольшей социальной жесткостью, разгосударствление социальной сферы, сведением до минимума социальных трансфертов (пособий, пенсий). В России – жесткая социальная модель (все платы есть, но они крайне низкие).

Основной идеей данной модели является тезис о необходимости усиления рыночного начала в социальной сфере взамен широкого государственного вмешательства. Это находит свое воплощение в частичном разгосударствлении социальной сферы, во-вторых, в расширении применения рыночных инструментариев в функционировании социальных отраслей

38. Национальная программа демографического развития России. Цель Национальной программы - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140-142 млн. чел. с обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения.

Приоритетные задачи Национальной программы: создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми; улучшение здоровья населения и снижение смертности; привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию; улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам; ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны; формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

Расчетный период реализации Национальной программы - 2006-2015 гг

Условия, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы.

Поэтому условиями, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы, являются:

Общее повышение доходов и благосостояния населения, включая повышение доходов низкооплачиваемых профессиональных групп, реализация мер по борьбе с бедностью;

Совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний;

Совершенствование системы образования;

Улучшение экологической обстановки, снижение рисков воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на человека.

Закладываемыми в Национальную программу общими ожидаемыми результатами являются:

Прекращение убыли, стабилизация к 2015 г. численности населения Российской Федерации на уровне не ниже 140-142 млн. человек, создание условий для ее устойчивого роста с 2030 г.;

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно - предотвратимой смертности, в первую очередь - в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, сокращения уровня потребления алкоголя, наркотиков, табакокурения;

Укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, улучшение демографических показателей постоянного населения;

Создание предпосылок для повышения уровня рождаемости посредством улучшения репродуктивного здоровья населения и путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей.

39. Национальный проект «Здоровье» - программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В. В. Путиным, стартовавшая 1 января 2006 года в рамках реализации четырёх национальных проектов.

Цели проекта

Укрепление здоровья граждан

Повышение доступности и качества медицинской помощи

Развитие первичной медицинской помощи

Возрождение профилактического направления в здравоохранении

Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью

В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 78,98 млрд руб. Кроме того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муниципальными образованиями. В 2007 году предусмотрено выделение 131,3 млрд рублей.

Основные направления

В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены мероприятия:

подготовка и переподготовка врачей общей практики

повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины.

С 1 января 2006 года врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей (семейной) практики дополнительно выплачивается 10 тыс. руб., медицинским сестрам, работающими с ними, - 5 тыс. руб.

С 1 июля 2006 года персонал Скорой медицинской помощи получает стимулирующие выплаты в размере: 5000 руб. для врачей, 3500 руб. для фельдшеров и 2500 руб. для медсестёр.

укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи

В рамках обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью запланировано:

повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи

строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров (планируется строительство 15 федеральных медицинских центров).

Итоги реализации

Ожидаемая продолжительность жизни в России

На начало июля 2007 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача (2939 по специальности «Терапия», 2298 - «Педиатрия» и 597 - «Общая врачебная практика»). В первом полугодии 2007 года более 150 тыс. медицинских работников (более 70 тыс. врачей и 79 тыс. медицинских сестер) получили дополнительные денежные выплаты на общую сумму более 6,6 млрд руб.

В регионы на начало июля 2007 года было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования (512 комплектов лабораторного оборудования, 71 ультразвуковой аппарат, 788 рентгенологических аппаратов с 443 проявочными машинами, 438 единиц эндоскопического оборудования, 465 электрокардиографов и 550 фетальных мониторов). Планировалось, что в 2007 году современным диагностическим оборудованием будет оснащено 375 детских поликлиник.

По итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет. В феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов.

31. Модели социальной политики .

Модель социальной политики - это комплекс средств, используемых государством для решения социальных вопросов.

Как правило, модель основана на определенной доктрине, которая отличается по степени вмешательства государства в социальную сферу. В зависимости от содержания выделяют следующие модели социальной политики:

1. Патерналистская социалистическая. Всесторонняя ответственность государства за социально-экономическое положение граждан; государственная монополия производства всех благ, включая социальные; централизованное распределение социальных благ.

государство сосредотачивая в своих руках основную массу ресурсов, необходимых для экономического и социального развития, может распределять их с наибольшей эффективностью, удовлетворяя по мере возможности наиболее насущные потребности членов общества. Однако, в условиях тоталитарного правления патернализм оборачивается засильем и бесконтрольностью бюрократии, что создает предпосылки для возникновения коррупции, принятия неэффективных решений, вторжения государства в частную жизнь граждан. Еще худшим последствием патернализма является рост социальной пассивности граждан, упование на государство как на “высшую инстанцию” в решении всех социальных проблем.

Достоинства модели: чувство социальной защищенности, социальной стабильности.

Недостатки: это система не в состоянии обеспечить уровень благосостояния всех граждан; уравнительный принцип распределения социальных благ; высокая степень зависимости человека от государства.

2. Шведская модель (шведский социализм). Высокий уровень регулирования социальной сферы, но при этом – это рыночная система (Швеция, Норвегия, Финляндия).

Важнейшим положением данной модели является идея солидарности различных социально-экономических групп и слоев населения. Равноправие отдельных классов и групп, присущее шведской модели социальной политики в свою очередь породило ее эгалитаризм. Шведское государство взяло на себя не только равную защиту интересов всех членов общества, но и добивалось относительного сближения благосостояния отдельных групп населения. Однако достижение всеобщего благосостояния в сочетании с высоким качеством предоставляемых благ и услуг требовало значительных затрат со стороны шведского государства.

Достоинства модели: обеспечивает высокий уровень социальной защиты граждан; высокие показатели уровня жизни.

Недостатки: высокое налоговое давление на бизнес; чрезмерная система унификации социальной сферы и ограничение свободы выбора социальных благ людьми.

3.Модель «Государство благосостояния». Типичная рыночная модель с высоким уровнем регулирования социальной сферы. Государство берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан, обеспечивает широкий спектр социальных услуг, который рынок обеспечить не может.

В основе концепции “государства благосостояния” лежало предположение, что государство - единственный институт современного общества, не имеющий собственных интересов и поэтому способный выступать посредником между классами и действовать в соответствии с общественными интересами. Получила распространение в индустриально развитых странах. Концепция “государства благосостояния” получила наибольшее развитие в Великобритании, Франции и ряде других европейских стран

Под понятием «здоровье» многие люди подразумевают лишь перечень конкретных физиологических особенностей человека. Такое понимание является ложным, на самом же деле его стоит рассматривать на нескольких уровнях. Только так можно дать ответ на вопрос о том, насколько здоров человек. Итак, разберем виды здоровья и остановимся подробнее на каждом из них.

Говоря о здоровье, нужно знать, что это психического и человека и общества в целом (не только отсутствие физиологических проблем и недостатков).

Критерии здоровья человека

Сейчас, чтобы сделать вывод о состоянии людей, обращаются к пяти основным критериям:

  1. Наличие или отсутствие недугов, болезней.
  2. Нормальная работа в системе «окружающий мир - индивид».
  3. Благополучие в социальной жизни, духовной деятельности, физические способности человека.
  4. Умение приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
  5. Возможность качественно выполнять отведенные в социальной жизни.

Основные разновидности здоровья

Каждого человека рассматривают как взаимосвязанную систему и при исследовании выделяют виды здоровья: нравственное, физическое, социальное, психическое, психологическое. Из этого следует, что нельзя судить о нем по одной из перечисленных сфер, не рассмотрев многогранность личности.

На данный момент ученым не удалось выделить конкретную методику для изучения состояния по всем перечисленным критериям, поэтому остается лишь судить о нем, рассматривая уровни здоровья по отдельности. Итак, приступим.

Виды здоровья. Психологическое и психическое равновесие

Среди главных условий устойчивого психосоциального прогресса личности (кроме здоровья нервной системы) выделяют дружескую и приятную обстановку.

По результатам проведенных сотрудниками ВОЗ исследований и экспериментов отклонение психического детского здоровья чаще всего зафиксировано в семьях, где царят разногласия и конфликты. Также страдают дети, которые не могут найти общий язык со сверстниками: находятся с ними в недоброжелательных отношениях или попросту не имеют друзей. Психологи объясняют такую ситуацию влиянием дискомфорта и переживаний на психическое здоровье.

Доктор наук Никифоров Г. С. выделяет следующие уровни здоровья психики: биологический, социальный и психологический.

Первый из них связан с врожденными особенностями организма, работой внутренних органов, динамическим или отклоняющимся выполнением ими основных функций, реакцией на процессы, происходящие в окружающем мире.

Второй уровень говорит о степени включенности индивида в социальную жизнь, его способности взаимодействовать с окружающими в процессе деятельности, находить к ним подход.

Третий уровень свидетельствует именно о состоянии внутреннего мира человека, а именно: собственной самооценке, веры в собственные силы, принятии или непринятии себя и своих особенностей, отношении к миру, обществу, происходящим событиям, представлении о жизни и мироздании.

Если психическое и психологическое здоровье человека не вызывает опасений, значит: его душевное состояние благополучно, у него отсутствуют какие-либо отклоняющиеся психические особенности, явления, болезненные представления, он способен адекватно оценивать происходящую действительность и регулировать свое поведение.

Отдельной проблемой психологического здоровья в 21-м веке считается стресс и депрессия. В России они выделены в отдельную болезнь с 1998 года в связи с данными ВОЗ, свидетельствующими о повышении стрессовых ситуаций в обществе. Так как культура здоровья развивается, выработаны специальные пути подавления депрессивного состояния, формирования стрессоустойчивости, терпения.

Социальное здоровье

Социальное здоровье напрямую зависит от способности личности адаптироваться в условиях окружающей среды, качеств и характеристик, позволяющих это сделать. Влияет и тяга к самовоспитанию и саморазвитию, возможность использования самообразования, реализации жизненных целей, преодоления и решения проблем, касающихся социальных отношений. Они могут быть связаны и с физическими отклонениями.

Человек, который социально здоров, ставит в качестве цели собственную реализацию, имеет стрессоустойчивость, он может спокойно и достойно преодолевать жизненные проблемы и трудности, не причиняя ущерба близким и другим окружающим людям. Этот уровень неразрывно связан и с духовностью, желанием постичь смысл жизни, ответить на вечные вопросы, найти нравственные ориентиры и ценности.

Показатели социального здоровья

При исследовании вышеперечисленных критериев используется несколько показателей, главные из них - адекватность и адаптивность действий и поступков человека в социальной среде.

Адекватностью считается прежде всего способность нормально реагировать на воздействия мира, адаптивностью - эффективно выполнять деятельность и развиваться в новых условиях, которые диктует среда и общество.

Выделяют главные критерии степень адаптации в обществе, степень активности деятельности в нем и эффективность применения разных социальных ролей.

Физическое здоровье

За оценку физического состояния принимается выявление разных биологических дефектов, болезней, устойчивости к влиянию отрицательных факторов, возможности работать в сложных условиях (в том числе при изменении окружающей среды). Одним словом, за основы здоровья принимаются адаптационные успехи индивида.

С точки зрения медицины под этим понятием отражают и состояние внутренних органов, систем организма, сплоченность их работы. - функциональные и морфологические резервы, благодаря которым происходят адаптации. Под внимание попадает не только отсутствие очевидных отклонений, болезней и жалоб пациента, но и диапазон приспособительных процессов, уровень возможностей организма, касающихся выполнения конкретных функций.

В педагогических материалах основа понятия «физическое здоровье человека» не трансформирована, т. е. её также характеризуют регулятивной способностью организма, равновесием физиологических процессов, адаптационными реакциями.

Духовно-нравственное здоровье

Под духовно-нравственным здоровьем подразумевают осознание человеком сущности добра и зла, способность самосовершенствоваться, проявлять милосердие, протягивать руку помощи нуждающимся, оказывать бескорыстную помощь, отстаивать законы морали, создавать благоприятную обстановку для ведения (понятие «культура здоровья» складывается благодаря этому критерию).

Главное условие достижения успехов на этом уровне - стремление жить в согласии с самим собой, близкими, друзьями и обществом в целом, умение грамотно ставить цели и добиваться их путем прогнозирования и моделирования событий, формулировки конкретных шагов.

Именно обеспечение развития нравственности, моральных качеств каждого - необходимая основа и условие социализации молодежи (касается всех типов современных обществ). Оно является главной целью функции воспитания социальных институтов, влияет на социализацию личности.

Нравственные качества входят в список приобретенных характеристик личности, они не могут быть присвоены человеку врожденно, и их формирование зависит от многих критериев: обстановки, социального окружения и т. п. Нравственно воспитанный человек должен обладать конкретными чертами характера (которые соответствуют общепринятым моральным нормам, обычаям и укладу в обществе).

Нравственное здоровье - перечень установок, ценностей и мотивов поступков людей в социальной среде. Оно не существует без общечеловеческих представлений о добре, любви, красоте и милосердии.

Главные критерии нравственного воспитания

  • Положительное моральное направление индивида.
  • Степень нравственного сознания.
  • Глубина мыслей и моральных суждений.
  • Характеристика реальных поступков, способность следовать важным правилам общества, выполнение главных обязанностей

Таким образом, состояние человека действительно складывается из разных, но в то же время тесно взаимосвязанных между собой сфер, которые понимают как «виды здоровья». Поэтому заключение о нем можно сделать, только рассмотрев каждую из них по отдельности и проанализировав общую картину личности.

Уровень здоровья ПоказателиКритерии оценки Соматический Генетические Генотип, отсутствие признаков дизэмбриогенеза, наследственных дефектов Биохимические Показатели биологических жидкостей и тканей Метаболические Уровень обмена веществ в покое и после нагрузок Морфологические Уровень физического развития, тип конституции (соматотип)


Соматический ФункциональныеФункциональное состояние органов и систем: а) норма покоя; б) норма реакции; в) резервные возможности; г) функциональный тип реагирования Психический ПсихологическиеЭмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы Доминантность полушария Тип высшей нервной деятельности Тип темперамента Тип доминирующего инстинкта Нравственный Морально-этические ценности и правовые нормы Социальная востребованность, система ценностей и способов их удовлетворения, целевые установки, нравственность, отношение к себе и окружающим, т. д.


Для оценки здоровья человека следует выделить основополагающие принципы, на которых будет основана его диагностика. 1) холистический подход - представление о целостности организма и его компонентов, которые характеризуют возможности и способности личности удовлетворять свои биологические, духовные и социальные потребности при совершенной адаптации к внешним экологическим факторам и социальным условиям.


2) Уровень здоровья можно оценить количественно, если принять за основу величину резервных возможностей организма, обеспечивающих сохранение гомеостаза его внутренней среды при адаптации к постоянно меняющимся условиям внешнего мира (или нагрузкам). 3) Организм и среда его обитания являются единым целым, что обусловливает взаимные влияния друг на друга.


4) Детский организм находится в постоянном развитии, поэтому параметры, характеризующие его здоровье, в онтогенезе изменяются. Следовательно, при оценке здоровья детей и подростков необходимо учитывать не только состояние в данный момент времени, но в первую очередь динамику (изменение) показателей. 5) При характеристике здоровья важен интегративный подход, учитывающий динамику физического развития, функционального, психо-эмоционального состояния организма и среду обучения, которая должна иметь здоровьесберегающий характер.


Индивидуальный подход к здоровью тесно связан с количественным подходом к его оценке и понятием нормы, которую можно рассматривать как эволюционно сложившийся оптимальный диапазон колебаний показателей, характеризующих структурно-функциональное состояние организма, его органов и систем, в рамках которого сохраняется данное качество.




Рождаемость - процесс возобновления населения за счёт новых рождений; в статистике частота рождений в определённой группе населения. Уровень рождаемости измеряется коэффициентом отношением числа родившихся живых детей к 1000 населения. На уровень рождаемости оказывают влияние социальные, экономические, правовые, исторические, этнографические, географические, биологические и другие факторы, например степень участия женщин в общественном труде, обеспеченность детскими учреждениями, культурный уровень населения, уровень развития здравоохранения, возраст вступления в брак, внутрисемейное регулирование рождений детей и т.п.


Динамика рождаемости и смертности в России за гг.


Смертность РоссияСШАКанад а Германи я Велико- британи я Япони я Младенческая (на 1000 родившихся) 14,28,76,57,08,23,8 Общая (на населения) Женщины мужчины Коэффициенты смертности в России и в развитых странах (2010 г.)


Существует два типа смертности – традиционный, определяемый преимущественно экзогенными, внешними по отношению к человеку факторами (экология, социально-экономические условия, медицинская профилактика и т.д.), и современный, для которого преобладающими являются эндогенные факторы (индивидуальная активность в борьбе за сохранение своего здоровья и жизни – образ жизни).


Заболеваемость в настоящее время обусловливается возросшим значением эндогенных факторов. В связи с достижениями медицины и развитием социально-экономических условий среди населения возрастает доля лиц, страдающих различными заболеваниями, не приводящих к смертельным исходам, а накоплению хронически больных.


Показатель средней (или ожидаемой) продолжительности жизни является одним из основных показателей уровня благосостояния государства и населения. Он входит, наряду с уровнем образования и уровнем жизни, в индекс человеческого развития, который используется ООН для измерения степени развития человеческого общества.





Под идеальной понимается оптимальная, наилучшая продолжительность жизни вообще Под желаемой – сколько лет человек хотел бы прожить. Желаемая продолжительность жизни различается по полу, возрасту и самооценки здоровья: у мужчин во всех возрастах он выше, чем у женщин; с возрастом этот показатель уменьшается; чем выше самооценка здоровья, тем он выше.


Качество жизни – это совокупность материальных, социальных, духовных, демографических и т.п. условий жизни и уровень их развитости, субъективно воспринимаемую как оценку своей жизни. Оно включает такие показатели как состояние окружающей среды, соотношение полов, возможности образования, степень социальной защищенности, уровень оказания медицинской помощи, демократизация общества и т.д.


Качество жизни тесно связано с уровнем жизни – категорией, оцениваемой количественными показателями и выражающей степень удовлетворения материальных и культурных потребностей населения страны (региона), классов, социальных групп, семьи, индивида в обеспеченности потребительскими благами.


Осанка это непринужденное, привычное, положение тела при стоянии, ходьбе, сидении, отражающая особенности конфигурации тела. Осанка характери­ зуется положением головы, туловища, лопаток, выраженностью изгибов позвоноч­ ника в сагиттальной плоскости (лордоз - выпуклость вперед, кифоз- выпуклость назад), положением линии остистых отростков, симметричностью лопаток.


Недостаточная либо чрезмерная выраженность любого из физиологических изгибов позвоночника, возникающая под действием различных факторов, приводит к формированию неправильной осанки: прямая спина, круглая, кругло-вогнутая, сутулость а б в г Виды осанки: а правильная; б плоская спина; в круглая спина; г кругло-выгнутая спина.


Правильная осанка характеризуется свободным, без мышечного напряжения, удерживанием головы и туловища в прямом положении. Ось головы и туловища расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления, соответствующие воз­расту и полу, в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз)


Для выпрямленной осанки (плоская спина) характерна очень ровная спина, вызванная сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника и даже их отсутствием. Уменьшение изгибов позвоночника снижает его амортизационную способность. Дети с плоской спиной предрасположены к сколиозу.


При сутуловатой осанке (круглая спина) увеличивается грудной кифоз на фоне уменьшения шейного и поясничного лордоза, голова наклоне­на вперед, плечи опущены и сведены кпереди. Развитию круглой спины способствует продолжительное сидение в согнутом положении, стояние с опущенной грудной клеткой, а также слабость мышц спины.




Частота сердечных сокращений (ЧСС) - важная характеристика, позволяющая судить об адаптации системы кровообращения к потребностям организма. Она зависит от возраста, психологического состояния (при нервных нагрузках пульс учащается), физического перенапряжения, положения тела человека, температуры окружающей среды, принятия пищи. У людей с преобладанием симпатической регуляции имеет место тенденция к учащению (тахикардия), при преобладании парасимпатической регуляции - к редкой ЧСС (брадикардия).


Частота сердечных сокращений в покое в зависимости от возраста Возраст, летЧСС, уд/мин Взрослые 60-80


Вторая группа факторов, отрицательно влияющих на здоровье населения, связана с психоэмоциональным напряжением и стрессом. Это обусловлено экономической необеспеченностью большого процента населения (до 60%), правовой незащищенностью, невостребованностью интеллектуального потенциала в обществе, утратой социального статуса, тяжелой криминогенной обстановкой, неуверенностью в будущем, миграционными процессами, конфликтной обстановкой в семье и на работе.


Медицинские проблемы миграции связаны со следующими основными факторами: бытовая необустроенность, безработица, низкий уровень материального дохода, плохие условия; санитарно-эпидемиологическое неблагополучие; сложности психологической адаптации к новым условиям жизни, состояние хронического стресса; сложности медицинского обслуживания; изменение климато-географических факторов.


К третьей группе причин плохого здоровья населения России следует отнести неблагополучную экологическую обстановку в большинстве регионов страны. Техногенное загрязнение водного и воздушного бассейнов, интенсификация воздействия физических факторов способствуют ухудшению состояния здоровья населения, росту заболеваемости.


Четвертая группа причин связана с несоблюдением санитарно-гигиенических норм на рабочих местах и в быту (недостаточная освещенность, температурный дискомфорт, несоответствующая мебель, несоблюдение техники безопасности и охраны труда, отсутствие спецодежды, инструментов и т. д.).



1. Дать определение: что такое здоровье? 2. Какие основные факторы определяют здоровье человека? (выбрать все варианты) а)Состояние окружающей среды б)Генетические факторы в)Образ жизни г)Наличие хронических заболеваний. 3. Какие показатели включает соматическое здоровье? а)психические б)функциональные в)биохимические г)морфологические 4. Какие заболевания школьников чаще всего встречаются? а)сердечно-сосудистые заболевания б)болезни эндокринной системы в)болезни органов дыхания г)болезни органов пищеварения. 5. К школьным болезням относятся: а)сахарный диабет б)нарушение осанки в)близорукость г)хронический гастрит


6. Что понимается под осанкой? а)правильное положение тела во время стояния, ходьбы или сидения. б)привычное положение тела во время стояния, ходьбы или сидения. в)уровень регулирования процессов роста и развития в организме. 7. Какие виды осанок вы знаете? (перечислите) 8. Как менялась динамика смертности в России с гг. а)смертность возрастала б)смертность не менялась в)смертность понижалась. 9. В каких странах младенческая смертность наиболее выше? а)США б)Япония в)Канада г)Россия. 10. Какая ожидаемая продолжительность жизни у женщин на сегодняшний день? а)70 лет б)65 лет в)75 лет г)73 года

Здесь акцент сделан на гармоничном сочетании всех аспектов человеческого существования. Эта формулировка созвучна с определением здоровья, которое было дано Всемирной Организацией Здравоохранения в 1948 году. Несмотря на то, что определение здоровья ВОЗ часто подвергается критике за его чрезмерную идеалистичность и умозрительность, его всегда упоминают при необходимости описать понятие здоровья.

Можно выделить следующие виды здоровья.

Физическое здоровье – это состояние организма человека с достаточным адаптивным потенциалом, хорошим уровнем физического развития, функциональной подготовленностью организма к выполнению нагрузок различного уровня и интенсивности.

Психическое здоровье – совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. Примером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго – изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас – как вариант сексуальной адаптации.

Душевное здоровье – это динамическая характеристика индивидуальности; способность ставить принципиально реализуемые цели и достигать их; способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Мерой душевного здоровья считается способность человека продуктивно преодолевать трудные ситуации.

Социальное здоровье – это интегральный показатель, описывающий уровень распространения заболеваний в общей популяции и распространение различных форм социальных девиаций.

Исходя из многозначности определений здоровья и его функционирования на различных уровнях, становится понятным, что здоровье зависит от целого комплекса факторов.
Ю. П. Лисицын и Ю. М. Комаров выделили показатели, выступающие факторами риска для здоровья (табл. 1).

Таким образом, на здоровье человека влияют четыре группы факторов, среди которых наибольший удельный вес приходится на образ жизни. Именно поэтому, чтобы поддерживать высокий уровень здоровья, необходимо не только расширить и изменить представление о здоровье и болезни, но и умело использовать все факторы, влияющие на различные составляющие здоровья (физическое, психическое, социальное и духовное), использовать оздоровительные, общеукрепляющие методы и технологии, сформировать установку на здоровый образ жизни.

1. Античная концепция здоровья

Одним из наиболее ранних определений здоровья считается понятие, выдвинутое греческим философом Алкмеоном в V веке до нашей эры. Он определил здоровье как гармонию или равновесие противоположно направленных сил. Аналогичное определение есть у Платона, который считал, что здоровье, как и красота, требует согласия противоположностей и выражается в соразмерном соотношении душевного и телесного.

Здоровье в античном понимании прежде всего, ориентировано на внутреннее устройство человека. В гораздо меньшей степени оно связывается с системой отношений индивида с окружающим миром и другими людьми.

2. Адаптационная модель здоровой личности .

Этот подход рассматривает здоровье в контексте отношений личности с окружающей средой. Такое представление о здоровье возникает в ХІХ веке. Теоретические предпосылки этого направления лежат в представлениях О. Конта и Э. Дюркгейма, которые любые проявления жизни человека рассматривали как функцию его социальных отношений. В рамках адаптационного направления можно выделить психофизиологический (биологический), эволюционистский и социально-ориентиро­ванный подходы к здоровой личности.

С позиций психофизиологического (биологического) подхода уровень здоровья – это оптимум психофизического реагирования на внешние стимулы. Его поддержание обеспечивает целостность и стабильность организма. Биологическое здоровье связано с сохранением постоянства внутренней среды организма в условиях непосредственного и активного контакта с окружающей средой. Данный подход к здоровью отражает понятие гомеостазиса.

Эволюционистский подход рассматривает приспособление на уровне человечества в целом. В частности, Конрад Лоренц рассматривал человечество как живую макросистему, которая приобретает в процессе эволюции новые свойства. Таким образом, здоровым является все, что полезно и целесообразно для выживания вида. Человечество не только приспосабливается к окружающей среде, но и активно ее преобразует. В рамках теории биосферы В. И Вернадского к здоровым видам деятельности человечества можно отнести те, которые упорядочивают среду обитания. Если же социальные институты используют формы деятельности, которые вступают в противоречие с природными закономерностями, это приводит к разрушению и вырождению популяции.

Социальный аспект адаптационной модели здоровья рассматривает его как результат того или иного уровня взаимодействия в обществе. Например, Э. Дюркгейм считал, что условием психического здоровья индивида являются его включенность в систему социальных отношений и высокий уровень интеграции социальных связей. Таким образом, здоровье здесь рассматривается со стороны взаимодействия индивида с социальной средой. Здоровая личность – это человек, поведение которого соответствует принятым в обществе нормам и правилам. Таким образом, здоровье в рамках этого направления отождествляется с нормальностью, с нормальным социальным функционированием. Например, нормальный (здоровый) человек это тот, кто окончит школу, получит образование, создаст семью, будет нормально трудиться и т. д. Следовательно, в рамках данного подхода здоровье является важной социальной предпосылкой нормального функционирования общества.



3. Антропоцентрический эталон здоровья .

В основе антропоцентрического подхода лежит представление о высшем (духовном) предназначении человека. Личность рассматривается как свободно развивающаяся, открытая опыту и ориентированная на высшие достижения индивидуальность. К наиболее устойчивым характеристикам здоровой личности можно отнести следующие:

Самоактуализация – направленность на саморазвитие и раскрытие личностного потенциала;

Полноценное развитие и личностный рост, что предполагают готовность к жизненным переменам, умение активно преодолевать трудности и переходить к более высоким уровням существования;

Открытость опыту, что означает способность принять жизненные неудачи как уроки и не терять доверия к миру при любых невзгодах;

Способность к подлинному диалогу – умение принять другого человека таким, какой он есть и не стараться изменить его;

Свобода в переживании и самовыражении, что является условием творчества;

Стремление жить осмысленно.

Термин «болезнь» - не только описательное понятие. Оно представляет общую абстрактную модель, служащую для того, чтобы определить необычные и необъяснимые изменения у человека и, тем самым, понять эти изменения. Кроме того, этот термин указывает, как вести себя по отношению к таким людям.

Подобные основополагающие абстрактные модели играют важную роль в науке; Кун назвал их парадигмами. Парадигма представляет собой основную модель, по которой выверяется и организуется исследование отдельных проблем.

В медицине такой основной моделью является общая концепция болезни, включающая следующие элементы:

Жалобы, отклонения физических функций и отклоняющееся от нормы поведение («плохое самочувствие»), что объясняется каким-то первичным расстройством или специфическим дефектом (возможно, пока не известным);

Этот дефект имеется в индивиде и образует собственно болезнь;

Этот дефект можно объяснить однозначной причиной либо набором причин, всегда повторяющимся;

Согласно классической биомедицинской модели болезни этот дефект (необязательно являющийся причиной) имеет соматическую природу.

Рассмотрим наиболее распространенные подходы к пониманию болезни.

Современная медицина использует биомедицинскую модель болезни. Биомедицинская модель основывается на представлении о существовании неизменных биологических структур и процессов, функционирующих в норме и патологии. При объяснении причин и природы нарушений функций в этой модели отдается предпочтение данным, полученным в ходе научного исследования этих структур и процессов.

Социально-экономическая модель болезни при анализе факторов, причин и распространенности заболевания исходит из необходимости анализа влияния внешних условий на проявления заболеваний. Основные идеи этого подхода в явной и законченной форме были сформулированы в работе Ф. Энгельса "Положение рабочего класса в Англии".

Рисунок – Плоскости общей модели болезни

Таким образом, модель болезни предполагает следующую цепочку причин и следствий: причина болезни - болезнь - плохое самочувствие - роль больного.

В исследовании общая модель болезни - это прообраз для создания гипотез, поисковая модель для объяснения отклонений, нуждающихся в таком объяснении: жалобы гипотетически обобщаются в некую нозологическую единицу, после чего ищут дефект, лежащий в основе данной единицы, и причину этого дефекта.

В практике модель болезни дает возможность сразу использовать результаты исследований. Врачебную диагностику следует понимать именно как процесс классификации. Сделав диагностику и выделив основные симптомы, врач может перенести на своего пациента все, что он знает благодаря исследованиям о причинах, течении и возможностях лечения данной нозологической единицы.

Модель болезни имеет значение не только для науки, практики и больного, но и для общества . Со времен Средневековья заботу о тех, кого определили как больных, взяло на себя общество и учредило специальные заведения - больницы. Обеспечить эту заботу должным образом доверялось особой профессиональной группе – врачам, имеющим соответствующие обязанности и права.

Если чье-либо состояние было определено как болезнь, то ответственность за этого человека возлагается на систему здравоохранения. И наоборот, если по поводу соответствия модели болезни и некоторого отклоняющегося от нормы состояния возникают сомнения, то компетентность врача может оказаться под вопросом. Поэтому вопросы здравоохранения и профессиональные интересы неизбежно связаны с научной дискуссией о сфере значимости модели болезни..

В документе “Ликвидация разрыва” Всемирная Организация Здравоохранения (1995) заявляет: “Самый беспощадный убийца мира и главная причина страдания на Земле это чрезмерная бедность”.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома