Как сформировать правильную осанку у детей: советы родителям.

Ровная спина, развернутые плечи, красивая походка – не только черты привлекательности человека, но и свидетельство здоровья его опорно-двигательного аппарата. Как ни жаль, сегодня многие из школьников уже имеют разного рода нарушения осанки. Чтобы помочь ребенку избежать проблем с позвоночником, начинать об этом беспокоиться следует еще до школы, с раннего детства – самого благодатного периода для укрепления и сохранения здоровья. Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста осуществляется не одномоментно и не каким-то определенным воздействием, а посредством применения целого комплекса мероприятий.

Немного анатомии

Правильная осанка, слегка отведенные назад и опущенные плечи, прямой корпус, подтянутый живот, ровно стоящие ноги, начинает формироваться с самого рождения. У младенца на первом году жизни образуются все изгибы позвоночника: шейный и поясничный лордоз, грудной кифоз, что обеспечивает естественное, без излишнего напряжения мышц, положение тела в пространстве. От того, насколько внимательны взрослые будут к поддержанию у детей правильной осанки, зависит здоровое состояние организма, полноценное развитие внутренних органов, общая физическая подготовленность и красота фигуры.

Нарушенной осанкой считается:

Причины возникновения и последствия неправильной осанки

Генетическая предрасположенность к неестественным искривлениям позвоночника, его травмы и врожденные патологии – лишь малая часть причин появления неправильной осанки. Чаще проблемы возникают при нарушениях режима питания, недостаточной двигательной активности, безразличном отношении взрослых к развитию у ребенка привычки стоять, сидеть и ходить, контролируя правильное положение тела, не грамотном подборе одежды, при ношении обуви, размер которой слишком мал или велик, а также при выборе мебели не по росту.

Для профилактики и исправления ОСАНКИ наша постоянная читательница применяет набирающий популярность метод БЕЗОПЕРАЦИОННОГО лечения, рекомендованный ведущими немецкими и израильскими ортопедами. Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию.

Следствиями нарушения осанки могут быть весьма серьезные патологии в организме. Из-за смещения естественного положения позвоночника при ослабленном мышечном корсете внутренние органы, находящиеся в грудной и брюшной полостях, могут перестать нормально функционировать:

  • снижается жизненная емкость легких;
  • нарушается работа сердца, желудочно-кишечного тракта, подвижность суставов;
  • появляется быстрая утомляемость, частые головные боли.

Кроме того, из-за негармонично сложенной фигуры у детей в более старшем возрасте развивается заниженная самооценка и возникают проблемы с психологическим здоровьем.

Вырастить детей здоровыми – главная задача заботливых и мудрых взрослых, родителей и педагогов, поэтому формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста так важно. Какими способами можно достичь этого?

Питание и режим

Период дошкольного детства – это интенсивное развитие всех органов и систем организма ребенка, в том числе и опорно-двигательного аппарата. Поддержать этот процесс, в первую очередь, помогает наличие в рационе разнообразных и полезных блюд. Кальций, содержащийся в молоке и молочных продуктах, крупах, мясе, укрепит кости, а овощи и фрукты насытят организм витаминами.

Формированию у ребенка хорошей осанки способствует и продуманный режим. Солнце, воздух и вода по-прежнему остаются лучшими друзьями здоровья, поэтому пренебрегать прогулками, особенно в солнечную погоду никак нельзя. Солнце – лучший источник витамина D, который препятствует развитию рахита у младенцев. Дети постарше должны гулять каждый день минимум по два часа, а заниматься во время прогулки предпочтительнее подвижными играми, бегом и ходьбой – это обеспечивает нормальное развитие всей костно-мышечной системы, повышает жизненный тонус, обеспечивает положительные эмоции.


Плавание

Купание и плавание – отличный способ поднять настроение дошкольника и одновременно укрепить мышцы спины.

Важно ограничивать время нахождения дошкольника в одной и той же позе: сидеть за монитором компьютера и перед телевизором более 20-30 минут нельзя, поскольку это расслабляет позвоночник и снижает общий тонус мышц.

Одновременно с этим взрослые должны контролировать положение конечностей и спины во время игр за столом.

Грамотно построенный режим дня подразумевает достаточное время, отведенное на дневной и ночной сон. Он способствует расслаблению мышц, отдыху всего организма, накоплению сил для активного времяпрепровождения во время бодрствования.

Двигательная активность

Потребность в движении у детей в возрасте до 7 лет довольно высокая: дошкольники в большинстве своем предпочтут спокойной ходьбе стремительный бег, тихим играм – салочки, догонялки и спортивные соревнования. Взрослым необходимо давать малышам возможность двигаться как можно больше. Осанка у детей дошкольного возраста от этого станет только лучше, суставы не потеряют свою подвижность, а мышцы будут в тонусе.

Утренняя гимнастика

В детском саду двигательная активность детей обеспечивается разными способами. С утра организм разбудит 10-минутная утренняя гимнастика. До обеда воспитанники получат возможность развить физические навыки на занятиях по физкультуре и при купании в бассейне. После занятий необходима любимая всеми малышами прогулка, насыщенная играми с движением и всевозможными упражнениями на скорость, ловкость, гибкость, координацию и равновесие. Проснуться после тихого часа помогут зарядка пробуждения и закаливающие процедуры, а вечером – снова на прогулку, за зарядом бодрости и отличного настроения.

Родителям следует сохранять примерно такой же объем физических нагрузок для дошкольников в выходные дни, праздники и в период отпуска. Тогда вряд ли взрослым придется столкнуться с проблемой нарушения осанки у своих малышей.

Специальные упражнения

Осанка у детей дошкольного возраста формируется и за счет специально подобранного комплекса различных упражнений. При их выполнении важно следить за правильным, естественным положением тела и добиваться качества выполнения каждого упражнения.

Хорошим профилактическим средством, предупреждающим нарушения осанки, являются различные виды ходьбы: обычная, на носочках, на пятках, на внутренней и внешней сторонах стопы, ходьба с перешагиванием через препятствия. Ходьбу можно разнообразить, предложив ребенку ступать по ортопедическим массажным коврикам, по ребристой доске, по канату.

Ползание – еще один вид упражнений, предупреждающий развитие неправильной осанки. Рекомендуется научить ребенка ползать не только на четвереньках с продвижением вперед, но и задним ходом, в зигзагообразном направлении, а также лежа на животе или спине с отталкиванием ногами или руками.

Если дома или в физкультурном зале детского сада есть шведская стенка, профилактика нарушений осанки станет более эффективной: лазание укрепляет мышечный корсет, одновременно развивая четкую координацию движений. Лазать можно не только по направлению вверх и вниз, но и передвигаясь вбок. При страховке и поддержке взрослого можно практиковать чередование передвижения с висом на руках (при страховке и поддержке взрослого).

Бег – любимое занятие детей-дошкольников. Видов бега множество – на носочках, змейкой, с препятствиями, их можно чередовать в разных вариантах.

Чтобы закрепить навык постоянного сохранения правильной осанки, ребенку можно предлагают выполнить статическое упражнение: встать, выровнявшись спиной к стене, коснуться одновременно затылком, лопатками, локтями, ягодицами, пятками. После фиксации корпуса отойти, сохранив правильную осанку, затем вернуться, чтобы проверить себя. Также результативными будут упражнения, где исходное положение – правильная осанка у стены: подняться на носочки и опуститься, поднимать, сгибая в колене поочередно, правую и левую ногу. Зафиксировать положение у стены, положив на голову мешочек с песком, затем пройти с ним по комнате, вернуться и проверить сохранность осанки.

С удовольствием дети выполняют упражнения с ортопедическим мячом. Они заставляют работать разные группы мышц, а опора, то и дело пытающаяся ускользнуть из-под малыша, заставляет его координировать свои усилия для сохранения равновесия.

Обычный резиновый жгут тоже может стать помощником в формировании . Ребенок берет жгут в руки и попеременно натягивает его в стороны, а также попеременно в разные. Заставляя активно напрягаться мышцы рук и спины, он тем самым тренирует их на силу и выносливость.

Профилактические меры

К таким мерам относятся:

  • подбор мебели;
  • контроль освещения;
  • подбор обуви;
  • подбор одежды;
  • ограничение нагрузок на позвоночник.

Современные дошкольники проводят большое количество времени, практически неподвижно сидя за столом: выполняют задания, читают, играют за компьютером, рисуют, лепят, играют с пазлами, конструктором. Родители и педагоги, заботясь о здоровой осанке ребенка, должны предусмотреть наличие грамотно подобранной мебели. Важно, чтобы стол и стул подходили малышу по росту, тогда во время занятий спина будет оставаться прямой, ноги – иметь твердую опору, локти – не свисать с края стола. Нельзя допускать, чтобы дети, увлекаясь игрой, горбились или долгое время сидели, наклонившись в одну сторону. Идеально, если родители приобретут для малыша ортопедический стул, повторяющий естественные изгибы позвоночника. Но если такой возможности нет, желательно следить за тем, чтобы у спины была опора, а голова слегка наклонялась вперед. Под поясничный отдел можно подложить плотный валик.

Правильное освещение во время занятий рисованием – слева и сверху, довольно яркое, но не слепящее глаза.

Во время сна мышцы должны полностью расслабляться, поэтому пригодится ортопедический матрац – достаточно твердый, но комфортный для лежачего положения. Подушку лучше выбирать небольшую, плоскую, чтобы на ней покоилась только голова, а не плечи.

Требования к подбору обуви дошкольника простые, но не менее важные. Малышам следует приобретать удобную обувь из натуральных материалов, подходящего размера, причем с небольшим каблучком. Плоская подошва или слишком высокий каблук могут привести к нарушению свода стопы, которое, в свою очередь, может спровоцировать развитие плоскостопия. Для обеспечения комфорта во время движения обувь маленького ребенка должна зашнуровываться или застегиваться, прочно обхватывая ногу, но не создавая при этом ощущение тесноты.

В одежде важно, чтобы она соответствовала по размеру. Слишком свободная или тесная одежда приведет к тому, что малыш будет постоянно поправлять ее, приподнимая плечи, из-за чего осанка может ухудшиться. Взрослым надо следить за тем, чтобы ребенку не приходилось время от времени поправлять лямки платьев и сарафанов. Если малыш будет бояться наклониться или прогнуться, чтобы заправленные в юбку или шорты концы рубашки, футболки не вылезли, его спина также будет в постоянном напряжении, что не приведет к здоровью. Главный принцип подбора одежды – это удобство и обеспечение свободы движений.

Формированию у детей правильной осанки способствует и предупреждение перенапряжения позвоночника. Родители и педагоги не должны допускать, чтобы дошкольник переносил тяжести, непомерные для его возраста. Свои личные вещи ребенок может носить в небольшом рюкзачке, оптимальном для детей этого возраста аксессуаре, сохраняющем здоровье позвоночника.

Если же малыш собирается поднимать что-то с пола, взрослым стоит проконтролировать, как он это делает. Нельзя наклоняться за предметом и поднимать его, резко разгибая спину. Правильный способ – сгибание ног в коленях с сохранением прямой спины и подъем без наклона вперед.

Дошкольный возраст – благодатное время для развития физических качеств, укрепления здоровья ребенка и сохранения правильной осанки, которая в основном формируется за счет профилактических мер и внимательного отношения к этому взрослых, окружающих малыша. Любовь, забота и знание основных правил ухода за позвоночником дошкольника позволят родителям и педагогам вырастить детей счастливыми и успешными.

Формирование правильной осанки. Нарушение осанки, степени и профилактика нарушений. - раздел Биология, Знание анатомо-физиологических особенностей организма Известно, Что Для Хорошего Физического Развития И Крепкого Здоровья Необходим...

Известно, что для хорошего физического развития и крепкого здоровья необходимо формирование правильной осанки.

Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека.

Нормальной, или правильной, считается такая осанка которая наиболее благоприятна для функционирования как двигательного аппарата, так и всего организма. Она харак­теризуется умеренными естественными изгибами позвоноч­ника, расположенными параллельно и симметрично (без выпячивания нижнего края) лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. При правильной осанке глубины шейного и поясничного изги­бов позвоночника близки по значению и колеблются у де­тей дошкольного возраста в пределах 3-4 см. Люди с пра­вильной осанкой отличаются стройностью: голову они держат прямо, их мышцы упруги, живот подтянут, движения собранные, четкие, уверенные. Правильная осанка свиде­тельствует о хорошем общем физическом развитии.

Деформации различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мы­шечный тонус, который нередко возникает при подавленном состоянии человека, могут привести к нарушению осанки.

Неправильная осанка неблагоприятно сказывает; функциях внутренних органов: затрудняется работа серд­ца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, по­являются головные боли, повышенная утомляемость, пло­хой аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избе­гает подвижных игр.

Признаки неправильной осанки: сутулость, усиление естественных изгибов позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной области (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз - боковое искривление позвоночника.

Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины. При этом гон: _ и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены вперед, живот несколько выпячен.

При кифотической осанке все вышеперечисленные сим­птомы особенно заметны, так как кроме слабого развития мышц наблюдаются изменения в связочном аппарате по­звоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области за­метно увеличивается.

Для лордотической осанки характерна сильно выражен­ная изогнутость позвоночника в поясничном отделе: шей­ный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встреча­ется довольно часто, так как у них еще слабо развиты мыш­цы живота.

Сколиозы сопровождаются асимметричным положени­ем плеч, лопаток и таза, а также различной величиной так называемых треугольников талии (просветы, образующие­ся между внутренней поверхностью опушенных рук и бо­ковыми сторонами туловища).

Различают 3 степени нарушения осанки. При наруше­нии первой степени изменен лишь тонус мышц. Все де­фекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Это нарушение легко исправляется при систематических заня­тиях корригирующей гимнастикой мышечной системы.

При второй степени нарушения осанки изменения по­являются в связочном аппарате позвоночника. Эти изме­нения могут быть исправлены лишь при длительных заня­тиях корригирующей гимнастикой под руководством ква­лифицированных медицинских работников в специальных кабинетах лечебной физкультуры.

Третья степень нарушения осанки характеризуется стой­кими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника; эти нарушения с помощью корригирующей гимнастики не восстанавливаются.

Нельзя укладывать детей спать или отдыхать в очень мягкие кровати или на прогибающиеся под их тяжестью раскладушки. Детей в возрасте до 6 мес, особенно страда­ющих рахитом, нельзя сажать, до 9-10 мес. надолго ста­вить на ножки. При обучении ходьбе не следует водить ребенка за ручку, так как при этом положение его тела становится несколько асимметричным. Лучше пользовать­ся специальными приспособлениями.

Маленькие дети не должны стоять и сидеть продолжи­тельное время на корточках на одном месте, ходить на боль­шие расстояния (во время прогулок и экскурсий), перено­сить тяжести. Чтобы малыши, играя в песок, не сидели подолгу на корточках, песочные ящики следует делать со скамейками и столиками. Мебель, которой пользуются дети, должна соответствовать их росту и пропорциям тела. Надо следить за правильной осанкой детей во время занятий и приема пищи, игры, работы на участке. Не следует разре­шать им подолгу стоять с опорой на одну ногу.

В формирований правильной осанки играет роль и одеж­да. Она не должна быть тесной, затруднять свободные дви­жения (короткие бретели на юбках и штанишках).

Плоскостопие. Профилактика плоскостопия .

Форма стопы. Плоскостопие

Формирование осанки ребенка в значительной степени зависит от состояния его стоп.

Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опи­рается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспе­чивается эластичность походки. Если мышцы, поддержи­вающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают сто­пу. У детей до 4-4,5 лет на подошве стопы хорошо развита так называемая жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие по отпечатку стопы невозможно. При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, отчего появляются боли в ногах, а иногда и судороги. Стопа ста­новится потливой, холодной, синюшной. Боли могут воз­никать не только в стопе и икроножных мышцах, но и в коленных суставах, а также в поясничной области. Упло­щение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоско­стопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка их напряженная, неуклюжая.

Плоскостопие редко бывает врожденным. Причинами развивающегося плоскостопия могут быть рахит, общая сла­бость, пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрез­мерная весовая нагрузка. Плоскостопие особенно легко раз­вивается, если дети преждевременно (до 10-12 мес.) начи­нают много стоять и передвигаться. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твер­дому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука. Дефор­мация стоп может возникнуть также в результате параличей (полиомиелит) и травм мышц, связок и костей ног.

У детей с сильным плоскостопием при толчках во вре­мя прыжков и бега наблюдаются головные боли и недомо­гание в связи с потерей амортизационной роли свода сто­пы, смягчающей толчки.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашива­ется обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подо­швы и каблука. К концу дня дети часто жалуются на то, что ботинки или туфли, которые с утра были им впору, начинают давить на пальцы и как бы становятся тесными. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается и вследствие этого удлиняется.

Профилактика.

Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы дет­ская обувь не была тесной, плотно облегала ногу, имела жесткий задник эластичную подошву и каблучок не выше 8 мм. Не рекомендуется носить обувь с узкими носами или жесткой подошвой. Не следует также разрешать детям хо­дить дома в теплой обуви, так как перегрев ног ослабляет связочный аппарат стопы, способствует развитию плоско­стопия. Желательно также проводить умеренные упражне­ния мышц ног и стоп: ходьбу на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча но­гами, приседание стоя на палке. Длительность упражне­ний - 10-20 мин, в зависимости от во Хорошо укрепляют стопу ежедневные прохладные ван­ны с последующим массажем ног, особенно мышц подо­швы и внутренней поверхности голени, а также хождение босиком по рыхлой земле, неровной поверхности (свежескошенный луг, галька). При этом ребенок непроизволь­но переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы.

При начальной форме плоскостопия и не резко выра­женном уменьшении свода применяют исправляющие фор­му стопы стельки, так называемые супинаторы. Их подби­рает по гипсовому слепку, полученному от стопы ребенка, врач-ортопед.

Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием не реже 2 раз в сутки целесообразно проводить специальную лечебную физкультуру под наблюдением медицинского пер­сонала.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Знание анатомо-физиологических особенностей организма

Физическое воспитание изменяет организм человека причем изменения затрагивают иногда очень глубоко и строение организма и его функциональные... Анатомия изучает форму и строение организмов составляющих их клеток органов... Физиология устанавливает закономерности функционирования живых систем изучает взаимосвязи и особенности...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Привычное положение тела человека в состоянии покоя или во время движения называется осанкой. Это положение во многом является индикатором здоровья. Осанка оказывает значительное влияние на уровень жизни.

Правильная осанка – лучшая профилактика одних из главных болезней современного человека: остеохондроза, радикулита и других.

Формирование осанки

Младенческий позвоночник имеет форму дуги и первый изгиб – шейный лордоз – начинает формироваться в тот момент, когда малыш начинает держать голову.

Малыш начинает ползать и садиться начинается формирование второго изгиба – грудного кифоза. Далее появляются поясничный лордоз – когда ребенок начинает ходить, а к 3 годам и арочная форма стопы.

До 6-9 лет осанка полностью не выработалась. Основное формирование позвоночника происходит с 9 до 17 лет, и постоянно устойчивое положение он принимает только к 23 годам.

В этом возрасте на его состояние патологически могут повлиять:

  • Нарушение статики тела;
  • болезни различного характера, приводящие к органическим нарушениям;
  • неполноценное питание;
  • нарушение режима труда и отдыха.

Если родители не обращают внимания на то, как ребенок развивается в подростковом возрасте, как формируется его телосложение, то вряд ли успеют подключить упражнения для у детей и это может создать благоприятные условия для развития заболеваний внутренних органов.

Из-за неправильного изгиба позвоночника легкие недостаточно развернуты, органы брюшной полости отклоняются от заданного положения, кровоснабжение внутренних становится недостаточным. Это приводит к их частичной дегенерации и патологии развития.

Физические упражнения укрепляют мышцы и связки, правильно устанавливают положение скелета.

Признаки и причины нарушения положения позвоночника

Можно понять, что позвоночник у ребенка формируется неправильно по следующим факторам:

  • Появляются жалобы на боль в спине и за грудиной;
  • Родители замечают, что ребенку трудно сосредоточиться;
  • Повысилась утомляемость, появилась слабость;
  • Со стороны видно, что фигура стала сутулой, в районе талии наблюдается асимметрия.

Обратиться к врачу следует, если у ребенка появилась следующая симптоматика:

  • болезненные ощущения в ногах и области спины при ходьбе;
  • заметна асимметрия в области лопаток;
  • явное нарушение положения спины в положении сидя – выраженная сутулость;
  • в позе лежа одна нога кажется длиннее другой за счет изгиба позвоночника;
  • участилась заболеваемость сезонными ОРВИ.

Нарушения осанки вызываются наружными и внутренними факторами, а также классифицируются как врожденные и приобретенные.

К внутренним относятся различные патологии на фазе внутриутробного формирования. Из-за этого фактора форма позвонков патологически меняется, они могут приобрести клиновидную форму. Также есть вероятность образования дополнительных позвонков или недоразвитие позвоночного столба.

Приобретенные факторы – это патология, возникающая вследствие травматических воздействий, а также возникновение различных заболеваний, вызванных нарушением обменных процессов или вторжением инфекций.

К ним относятся такие заболевания, как:

  • рахит;
  • полиомиелит;
  • туберкулез и ему подобные.

К внутренним причинам, влияющим на нарушение в развитии скелетной системы, относятся системные и инфекционные заболевания, ослабляющие мускулатуру, а также дефекты зрения и слуха. Чтобы компенсировать эти недостатки, ребенку приходится принимать неудобную позу, вследствие чего формируется неправильное положение позвоночного столба.

Внешние причины патологии позвоночника можно корректировать вовремя, если упражнения для осанки для детей войдут в обязательный ежедневный режим дня. Такие занятия не дадут ослабнуть мышцам живота и спины, функция которых – удерживать позвоночник в правильном положении.

Кроме того, родители должны составить для ребенка такой распорядок дня, при котором у формирующегося организма будет сбалансированный режим труда и отдыха: достаточно времени для сна и обязательный период физической активности.

Лечение нарушений формирования позвоночного столба



Остановить заболевания позвоночника в детском возрасте возможно, как только осанка начинает подвергаться выраженным изменениям. Наиболее часто при ее изменении диагностируется сколиоз – фиксированный изгиб позвоночника в сторону.

Скорректировать положение спины возможно, как только у ребенка замечают проявление сколиотической осанки. Она вызывает отклонение позвоночника из-за слабости грудных мышц и мышц спины.

Отличить уже сформировавшийся сколиоз от сколиотической осанки просто: при горизонтальном положении видимые отклонения исчезают, спина выравнивается.

Упражнения для детей при развитии сколиотической осанки направлены на укрепление мышц спины и грудного отдела:

  • Необходимо поставить ребенка около стены так, чтобы он касался ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. По стене требуется скользить руками, не сгибая и поднимая их до уровня плеч. Мышцы корпуса наряжены: живот обязательно втянут;
  • После этого упражнения нужно попробовать сохранять правильную осанку, отходя от стены, наблюдая себя в зеркале;
  • Исходное положение – также у стены. Выполняются медленные приседания скользящего типа, спина не отрывается от стены.

Следующие упражнения при нарушении осанки у подростков и детей выполняются из положения лежа:

  • Сухое плавание. Требуется приподнять ноги, и выполнять движения, как при плаванье баттерфляем;
  • Лодочка: лежа на животе, нужно вытянуть горизонтально и напрячь прямые руки и ноги. Медленно конечности приподнимаются на возможную высоту, чтобы тело повторило контур плывущего челна, медленно опускаются;
  • Лежа на животе, упереться ладошками в пол, и максимально сильно прогнуть назад позвоночник;
  • Велосипед. Упражнение выполняется лежа на спине. Спина максимально расслаблена, руки свободно лежат вдоль туловища. Ногами имитируется кручение велосипедных педалей.

Достаточно выполнять по 5 повторений каждого упражнения в 3 подхода. Между подходами желательно дать ребенку 10-15 минут отдыха. К упражнениям, укрепляющим мышцы спины, необходимо добавить дыхательные.

Легкие эффективно расслабляются при следующем упражнении:

  • садишься по-турецки на пол;
  • спину держат ровно, руки складывают крест-накрест на груди;
  • руки на вдохе тянут вверх;
  • на выдохе возвращают в исходное положение.

Имитация ходьбы по канату и работы дровосека, отжимания, кошка – прогибание спины и ползание на четвереньках – все эти физические упражнения необходимы для правильной осанки детей. Выполнять их следует в комплексе, регулярно, и желательно в игровой форме.

Нарушения осанки, требующие дополнительных терапевтических мер

При фиксации таких нарушений, как кифотическая и лордодическая осанка, одних упражнений для правильного формирования позвоночного столба недостаточно. Кифотическая осанка проявляется при выраженной сутулости спины, патологически меняет строение грудной клетки, ограничивает дыхательные функции.

Лордотическая изменяет внешний вид, поясница неестественно прогибается, сдавливаются органы брюшной полости. Перераспределение веса приводит к возникновению спондилолиза – разрушению дуг позвоночника.

Вовремя выявленная кифотическая осанка исправляется так же, как сколиотическая. Но если заболевание уже прогрессирует, то необходимы более серьезные меры: использование специальных корректирующих корсетов.

При лортодической осанке необходимо внести в режим дня некоторые изменения: уменьшить физическую нагрузку, построить день так, чтобы меньше находиться в вертикальном положении.

Необходимы ограничения в приложении физических усилий и обязательное ношение ортопедических приспособлений.

Если родители обращают достаточно внимания на формирование осанки ребенка в подростковом возрасте, вовремя проводят коррекцию положения позвоночника с помощью физических упражнений – то патологических изменений удастся избежать.

Родители должны помнить: здоровье ребенка закладывается в раннем детстве и на них лежит прямая ответственность за его состояние.

А сколько
стоит написать твою работу?

Тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Контрольная работа Задачи Эссе Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Магистерский диплом Он-лайн помощь Отчёт по практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Часть дипломной работы Чертежи Срок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Сдачи Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь цену

Вместе с оценкой стоимости вы получите бесплатно
БОНУС: спец доступ к платной базе работ!

и получить бонус

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту.

Если в течение 5 минут не придет письмо, возможно, допущена ошибка в адресе.

Формирование правильной осанки


1. Значение правильной осанки

2. Виды, признаки неправильной осанки

3. Причины и пути предупреждения неправильной осанки

4. Плоскостопие, его причины, признаки и предупреждение

5. Практическое задание

Литература


1. Значение правильной осанки


Осанка - привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.

Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник - именно он опора всего организма. К сожалению многие пренебрегают им и принижают значение правильной осанки , естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.

Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. То есть больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя. Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся. Проблемы могут начаться, только если не уделять внимание сохранению правильной осанки.

Позвоночник очень тесно связан с кровеносной и нервной системой, и очень быстро реагирует на любое заболевание организма. Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений в соседних органах, расположенных рядом с сегментом. Например, из-за неудобной обуви так вышло, что одна нога стала немного короче, чем другая, это станет причиной наклона таза в сторону. Чтобы это компенсировать и сохранить равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную строну, и как следствие, высота плеч станет разной. Именно такие, незначительные на первый взгляд, мелочи, которые порой выпускаются из виду, играют решающее значение в правильной осанке человека.


2. Виды, признаки неправильной осанки


Виды нарушения осанки разделяют на нарушения осанки во фронтальной (вид сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку). Казалось бы, при всех возможных комбинациях нарушений осанки их должно быть достаточно много, но на практике виды нарушений осанки имеют ограниченное число.

А) Лордогическая.

Лордоз шейного отдела - это изгиб позвоночника вперед в области шеи. Небольшой изгиб присутствует у всех людей. Нарушением осанки считается его отсутствие, то есть шея выпрямлена полностью без изгиба, а так же чрезмерный изгиб, когда голова заметно выступает вперед относительно тела.

Наиболее часто встречается второй вариант, когда шейный лордоз увеличен. Это следствие выдвинутой вперед головы, и чтобы сохранить равновесие и равномерно нагружались шейные позвонки, шейный отдел позвоночника излишне изгибается. Многие даже и не догадываются что у них шейный лордоз, лишь у небольшой части это вызывает боли в шее.

Как выглядит шейный лордоз? При взгляде сбоку голова как бы запрокинута назад, и шея визуально выглядит укороченной. Из-за этого мышцы шеи постоянно находятся в напряжении.

Б) Кифотическая.

Кифотическая осанка (сутулость, круглая спина) - увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия, голова наклонена вперед, легко определяется выступающий остистый отросток седьмого шейного позвонка, из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, живот выпячен, отмечается привычное компенсаторное полусогнутое положение коленных суставов. При длительно существующей кифотической осанке деформация фиксируется (особенно часто у мальчиков) и коррекция ее становится невозможной при активном напряжении мышц.

В) Выпрямленная.

Плоская спина - длинное туловище и шея, плечи опущены, грудная клетка уплощена, живот может быть втянут или выпячен вперед из-за слабости мышц, физиологические изгибы позвоночника почти отсутствуют, нижние углы лопаток резко выступают кзади (крыловидные лопатки), сила и тонус мышц обычно снижены. Создаются благоприятные условия для прогрессирования бокового искривления позвоночника, обусловленного сколиотической болезнью.

Г) Сутулая

Сутулость обычно возникает из-за непропорционального развития грудных мышц и верхних мышц спины. Если грудные мышцы более развиты чем верх спины, а это очень частое явление даже для тех, кто не посещает тренажерный зал, то они будут оттягивать плечи вперед, так как не встречают сопротивления со стороны мышц прижимающих лопатки к телу.

Д) Сколиоз

Если сколиоз - это боковое искривление позвоночника, то становится понятным, откуда пошло название сколиоза грудного отдела - оно походит из места положения, в данном случае на уровне груди.

Чаще всего сколиоз грудного отдела встречается с одной дугой. То есть искривление при взгляде спереди напоминает букву “С”. Она может быть обращена вершиной в правую или левую сторону.

3. Причины и пути предупреждения неправильной осанки


У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный. Вследствие разновременных процессов роста и развития организма развитие мышечной ткани отстает от роста скелета. Например, передняя продольная связка на уровне физиологического грудного кифоза (широкая, плотная, похожая на сухожилие) до завершения роста скелета следует за удлиняющимся позвоночником с некоторым отставанием и потому не обеспечивает ему должной стабильности. Лишь после завершения роста тонус ее повышается, и она активно участвует в удержании грудного кифоза. Такого рода особенности вместе с неправильными позами и недостаточной двигательной активностью и приводят к возникновению нарушений осанки.

Причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа "калачиком", когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются. Поскольку положение таза в значительной мере зависит от равномерной тяги этих мышц, при ее нарушении увеличиваются наклон таза и поясничная кривизна позвоночника, что и наблюдается в положении стоя. Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.

Одной из причин уплощения позвоночника является недостаточный наклон таза, дети с такой осанкой предрасположены к боковым искривлениям позвоночника. Предрасполагают к образованию плоской спины рахиты, слишком раннее усаживание младенца, вызывающее сильное вытягивание поясничного отдела позвоночника, впоследствии трудно поддающееся коррекции.

Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и к хирургу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению. Не всегда удается регулярно посещать врача-ортопеда, а нарушения желательно обнаруживать как можно раньше.

Формирование осанки происходит под влиянием многих условий: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма вследствие некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве. Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5-7 лет и в период полового созревания. Осанка в школьном возрасте весьма нестабильна и зависит во многом от психики ребенка, от состояния нервной и мышечной системы, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей.

Различные отклонения от правильной осанки считаются ее нарушениями, или дефектами, и не являются заболеванием. Чаще всего они возникают при гиподинамии, неправильной позе при работе и отдыхе, носят функциональный характер и связаны с изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых возникают "ошибочные" условно-рефлекторные связи, привычка неправильного положения тела, мышечный дисбаланс, связанный со слабостью мышц и связок. Нарушения осанки занимают промежуточное положение между нормой и патологией, а по сути, являются состоянием предболезни. Поскольку при нарушениях осанки ухудшается работа всех систем и органов организма, то сами нарушения осанки могут быть предвестниками серьезных заболеваний.

Главный принцип сохранения здоровья - профилактика. Опыт и наблюдения специалистов убеждают, что главную роль в формировании правильной осанки играют воспитание и систематические физические упражнения.

В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Мебель - стол, стул - должна соответствовать росту ребенка. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы. Холодные обтирания не только закаляют, но и способствуют повышению тонуса мышц. Большое значение имеет правильное питание с достаточным содержанием полноценных веществ - белков, витаминов, минералов.

С началом обучения особое внимание взрослых должно быть обращено на создание ребенку благоприятной рабочей обстановки - для выполнения школьных домашних заданий, для чтения, компьютерных игр и любых других занятий. Прежде всего, необходимо позаботиться, чтобы ребенку было удобно сидеть, а для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто: крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя сидящего ребенка, сиденье стула - на уровне коленного сустава.

Для предупреждения нарушения осанки и зрения необходимо также обращать внимание на следующее:

при правильном положении стола и достаточном его освещении во время чтения и письма нормальным расстоянием от глаз до книги и тетради считается 30-35 сантиметров;

очень важно следить за правильной позой, особенно во время письма. Оно у школьников младших классов вызывает наибольшее утомление. Дети начинают искать опору для головы и туловища, прислоняться грудью к краю стола, при этом затрудняются дыхание и кровообращение и, конечно, легко возникают дефекты осанки. Так как посадка наиболее сильно страдает при косом письме, то следует приучать детей писать с небольшим (10-15°) наклоном букв.

Также очень важно чередовать умственный труд с отдыхом: необходимо минимум через каждые 25-30 мин. устраивать короткие, на 10 мин., перерывы для отдыха с простыми физическими упражнениями, которые быстро восстанавливают работоспособность, и обязательной гимнастикой для глаз.

Систематические занятия физической культурой и спортом - самое лучшее средство предупреждения нарушений осанки. Воспитание правильной осанки можно сравнить с выработкой особого вида условного двигательного рефлекса, который должен время от времени подкрепляться безусловным (похвалой, поощрением). Такими условными раздражителями для ребенка являются замечания и напоминания родителей и педагогов и понимание необходимости сохранения правильного положения тела.


4. Плоскостопие, его причины, признаки и предупреждение


Плоскостопие - это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия - все это приводит к неправильному развитию стопы. Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия.

При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу.

При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.

Развитию плоскостопия способствует заболевание рахитом, общая слабость и пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. У детей, преждевременно (до 10-12 месяцев) начинающих много стоять и передвигаться на ножках, развивается плоскостопие. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра она была им впору. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, а, следовательно, удлиняется.

Виды плоскостопия.

В соответствии с причинами, из-за которых происходит уплощение стопы, плоскостопие делится на пять основных видов. У большинства встречается так называемое статическое плоскостопие.

Часто статическое плоскостопие вызывают и длительные нагрузки, связанные с профессиональной деятельностью человека: "весь день на ногах".

Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки:

на подошве, в центре свода стопы и у внутреннего края пятки;

на тыле стопы, в ее центральной части, между ладьевидной и таранной костями;

под внутренней и наружной лодыжками;

между головками предплюсневых костей;

в мышцах голени из-за их перегрузки;

в коленном и тазобедренном суставах;

в бедре из-за перенапряжения мышц;

в пояснице на почве компенсаторно-усиленного лордоза (прогиба).

Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха, иногда у лодыжки появляется отечность.

Другой вид этой болезни - травматическое плоскостопие.

Как и следует из названия, этот недуг возникает в результате травмы, чаще всего переломов лодыжек, пяточной кости, костей предплюсны и плюсны.

Следующий вид - врожденное плоскостопие. Его не следует путать с "узенькой пяткой" аристократических леди, характерной для статического плоскостопия. Причина врожденного плоскостопия иная.

У ребенка до того, как он твердо встал на ноги, то есть лет до 3-4, стопа в силу незавершенности формирования не то чтобы слабая, а просто плоская, как дощечка. Трудно оценить, насколько функциональны ее своды. Поэтому малыша надо постоянно наблюдать и, если положение не меняется, заказать ему корригирующие стельки.

Редко (в 2-3 случаях из ста) бывает так, что причиной плоскостопия является аномалия внутриутробного развития ребенка. Как правило, у таких детей находят и другие нарушения строения скелета. Лечение подобного вида плоскостопия надо начинать как можно раньше. В сложных случаях прибегают к хирургическому вмешательству.

Рахитическое плоскостопие - не врожденное, а приобретенное, образуется в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина D в организме и как следствие недостаточным усвоением кальция - этого "цемента" для костей. От статического плоскостопия рахитическое отличается тем, что его можно предупредить, проводя профилактику рахита (солнце, свежий воздух, гимнастика, рыбий жир).

Паралитическая плоская стопа - результат паралича мышц нижних конечностей и чаще всего последствие вялых (или периферических) параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.

Часто человек не догадывается, что у него плоскостопие. Бывает, вначале, уже при ярко выраженной болезни, он не испытывает болей, а только жалуется на чувство утомления в ногах, проблемы при выборе обуви. Но позже боли при ходьбе становятся все ощутимее, они отдают в бедра и поясницу; икроножные мышцы напряжены, появляются натоптыши (участки омозоления кожи), костно-рубцовые разрастания у основания большого пальца, деформация других пальцев стопы.

Профилактика плоскостопия.

Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по физической культуре и утреннюю гимнастику вводят специальные корригирующие упражнения.

Следующим методом профилактики является проведение занятий по развитию движений. С первых месяцев жизни для развития двигательной активности игрушки подвешивают над кроваткой и раскладывают на полу манежа. Стремясь дотянуться до них, дети быстрее овладевают новыми движениями. Очень важно, чтобы одежда не стесняла движений ребенка. Дети, которые постоянно лежат в кроватях, особенно плотно завернутые, становятся вялыми, апатичными, мышцы их делаются дряблыми, развитие движений запаздывает.

Занятия по развитию движений проводятся с детьми до года индивидуально, ежедневно по 5-8 минут, а с детьми от 1 до 3 лет - не только индивидуально, но и группами по 4-5 человек: продолжительность занятий постепенно увеличивается до 18 - 20 минут. Для детей 3 лет и старше проводятся специальные гимнастические упражнения, подвижные игры, утренняя гимнастика.

Нагрузка в подвижных играх и физических упражнениях должна строго дозироваться. Не рекомендуются упражнения с длительным напряжением мышц, что связано с задержкой или напряжением дыхания. Общая продолжительность занятий для детей 3-5 лет - 20 минут, для детей 6-7 лет - 25 минут.

Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Большая активность мышц влечет за собой усиление сердечной деятельности, иными словами, тренировку сердца - органа, от работы которого зависит обеспечение всего организма питательными веществами и обмен газов.

Вот почему в настоящее время придается такое большое значение правильной организации физического воспитания детей всех возрастов.


5. Практическое задание


Определить вид осанки (3 мальчика, 3 девочки).

В обследовании принимало участие 6 детей. Были получены следующие результаты: Весельева К. - нормальная осанка, Скобелев Ю. - сутулая осанка, Тюрина А. - нормальная, Гладун А. - сколиотическая, Плешков И. - сутулая, Кожухов К. - нормальная.

Выявить все нарушения осанки у детей вашей группы и дать рекомендации по их исправлению или коррекции.

В обследовании участвовало 10 детей. Из них 2 ребенка имеют сколиотическую осанку (Гладун А., Румянцева М.), 4 ребенка сутулую осанку (Скобелев Ю., Чебкасова Л., Сучкова Н., Плешков И.).

Следует регулярно проводить с ребенком физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие его здоровье и опорно-двигательный аппарат.

Не допускать, чтобы ребенок лежал или спал в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью его тела кровати, и притом всегда на одном и том же боку.

Не следует разрешать ребенку подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при катании на самокатах.

Следить за тем, чтобы ребенок не стоял и не сидел на корточках продолжительное время на одном месте, не ходил на большие расстояния (дозировка прогулок и экскурсий), не переносил тяжестей.

Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой ребенка. Мебель должна соответствовать его росту и пропорциям тела.

Определить стопу ребенка (5 детей).

В обследовании принимало участие 5 детей. Из них 3 ребенка имеют плоскостопие: Плешков И., Зенкова Н. - статическое плоскостопие, Кожухов К. - врожденное.

Литература


Кабанов А.Н. и Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста [Текст]. - М., Просвещение. 1975 г.

Халезин Х.Х. Правильная осанка [Текст]. - М., Медицина. 1972 г.

Танкова-Ямпольская Р.В. и др. Основы медицинских знаний [Текст]. - М., Просвещение. 1981 г.

Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]. - Новокузнецк. 1998 г.

Коростелев Н.Б. От А до Я [Текст]. - М., Медицина. 1980 г.

Похожие рефераты:

Гигиенические требования к трудовой деятельности детей. Воспитание правильной осанки. Предупреждение плоскостопия, профилактические мероприятия в условиях дошкольного учреждения и дома. Диагностика, симптоматика и методы лечения кори и ветряной оспы.

Общее понятие осанки и процесс ее формирования. Правильная осанка как требование эстетической культуры и здоровья. Основные причины нарушения осанки и ее влияние на деятельность внутренних органов. Методы профилактики и лечения нарушений осанки.

Осанка - внешность, манера держать себя, физическая характеристика человека как отражение его здоровья и развития. Виды осанки, значение, причины ее нарушения; плоскостопие. Коррекция, лечение и исправление осанки, комплексы упражнений, детская методика.

Теоретические подходы к проблеме формирования свода стопы у детей и методика ее обследования. Физические упражнения как главное средство предупреждения заболевания. Содержание педагогической деятельности по профилактике и коррекции плоскостопия у детей.

Основные функции позвоночника человека: опорно-двигательная и защитная. Причины возникновения сколиоза. Характеристика дугообразного и угловатого кифоза. Причины и классификация искривлений. Коррекция деформации позвоночника. Показатели правильной осанки.

Воспитание и формирование правильной осанки, ее эстетическое значение и основные признаки. Влияние нарушения осанки на физические функции организма. Причины нарушения осанки у детей разных возрастов. Комплексы упражнений для предупреждения дефектов.

Плоскостопие

Пути формирования осанки и виды ее нарушений. Гигиеническая оценка школьной мебели и освещения. Простые и доступные упражнения для исправления и поддержания осанки. Исследование пригодности школьной мебели и освещенности кабинетов для младших школьников.

Позвоночник как основа здоровья. Методика проведения занятий при различных нарушениях осанки. Внедрение лечебной физкультуры в дошкольные учреждения. Подвижные игры, упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки в дошкольном возрасте.

Рассмотрение причин возникновения, видов (статический, варусный), признаков, последствий, методов диагностики (ихнография, плантография) плоскостопия у детей дошкольного возраста. Изучение комплекса мероприятий, направленных на профилактику болезни.

Анатомическая характеристика строения опорно-двигательного аппарата. Позвоночник как опора всего организма. Элементы сустава, скелетная мускулатура человека. Функции опорно-двигательного аппарата, заболевания и их лечение. Нарушение осанки, радикулит.

Плоскостопие как результат недоразвития мышц стопы. Уплощение поперечного и продольного сводов стопы. Полная потеря всех рессорных функций стопы. Основной метод исправления плоскостопия. Профилактика и лечебная физкультура при плоскостопии у детей.

Про осанку все, безусловно, слышали ещё с детства. Обычные фразы родителей: «Сядь прямо!», «Не сутулься», «Держи спину ровно», «Ну что у тебя за осанка!». О ней толкуют многие: и родители, и преподаватели, и врачи. Так что такое осанка, как правильно она формируется, и почему так важно держать Об этом сегодня пойдёт речь в статье.

Определение термина

Сейчас узнаем, что такое осанка и какой она может быть. Итак, это слово обозначает способность человека держать своё тело в разных положениях. Осанка может быть двух видов:

1. Правильная.

2. Неправильная.

В первом случае - это привычная естественная поза стоящего человека. Здесь люди без лишних активных напряжений могут держать корпус и голову правильно. У человека с безупречной осанкой лёгкая походка, плечи чуть-чуть опущены и отведены назад, живот подтянут, грудь расправлена.

Во втором случае человек не умеет правильно держать своё тело, ходит и стоит на полусогнутых конечностях, сутулится, опускает голову и плечи, выпячивает живот. Неправильная осанка не только портит фигуру, а и вредит его здоровью. При такой манере держать себя у многих жителей нашей планеты усложняется деятельность органов, что в итоге выливается в сплошной букет различных недугов.


Признаки правильной осанки

  1. Положение головы и позвоночника прямое.
  2. Симметричными должны быть очертания надплечий и шеи.
  3. Лопатки располагаются на одном уровне.
  4. Линия ключиц должна быть горизонтальной.
  5. Одинаковая длина ног.
  6. Положение ягодиц должно быть симметричным.

Что такое осанка, мы определили. Теперь самое время рассмотреть, как самостоятельно человек может узнать, в порядке его спина и фигура или же нет.

Собственная диагностика

Нужно подойти к стене и, повернувшись спиной, прижаться к ней затылком, лопатками и ягодицами. При этом пятки необходимо на несколько сантиметров отставить от стены. Теперь следует попробовать вставить руку между стеной и поясницей, при этом нельзя отрывать плечи и голову от поверхности. Если у вас это получилось, значит, проблем с осанкой нет.


Причины нарушения

Что такое правильная осанка, понятно, теперь нужно определить, какие факторы приводят к её нарушению. Причины нужно искать ещё в детстве, и это могут быть такие обстоятельства:

Неверное положение тела во время занятий (сутулость, закидывание одной ноги на другую).

Проведение большей части времени перед телевизором, за компьютером.

Ношение на спине тяжёлых портфелей, которые и делают осанку неправильной.


Формирование правильной осанки у ребёнка

У мальчишек и девчонок позвоночник в юном возрасте только образует свои изгибы, мышцы формируются постепенно, и малышу легче, чем взрослому, привыкнуть к определённому положению тела в пространстве.

Формирование осанки у детей обязательно должно проходить под присмотром взрослого. Как родители должны помогать ребёнку сохранить этот важный показатель, характеризующий физическое развитие? Для этого нужно придерживаться таких простых рекомендаций:

Мама с папой должны следить за тем, как сидит их малыш, правильно ли выбрана у него поза во время выполнения уроков. Ребёнок не должен сутулиться, держать плечи не на одном уровне, наклоняться набок.

Необходимо верно обустроить сына или дочки. Важно подобрать стол, а также стул, который бы подходил росту отпрыска. Также необходимо обеспечить школьнику правильное освещение рабочего стола (местное, а также общее).

Нужно покупать ребёнку качественную обувь, которая бы не давила, не стесняла движений.

Важно приобрести своему отпрыску правильный рюкзак, портфель (желательно с ортопедической спинкой), и не класть туда много книжек и ненужных вещей.

Необходимо приобщать ребёнка к утренней гимнастике. очень важна в период роста малыша. Можно совершать пешие прогулки - они тоже пойдут на пользу осанке.

Желательно записать сына или дочь на занятия по плаванию, ведь оно отлично влияет на правильное привычное положение тела ребёнка.

Можно научиться закаляться самому и приучить до этого мероприятия и своего отпрыска.

Важно, чтобы малыш правильно питался. В еде должны содержаться свежие овощи, фрукты, мясо, рыба, яйца, зелень.

Немаловажным фактором в развитии верной осанки является подбор мебели для сна. Мальчики и девочки должны отдыхать на жёстких матрасах, причём важна также поза, в которой дети спят. Желательно дремать на животе, а лучше - на спине, а не сворачиваться калачиком.

Нельзя забывать и о пользе солнца, ведь оно, как многие знают, помогает укрепить кости и сформировать правильную осанку. Поэтому необходимо выходить в тёплую солнечную погоду на улицу со своим ребёнком (но не в самый солнцепёк) и заниматься интересными и полезными для здоровья занятиями (игра в футбол, баскетбол, теннис и т. д.).


Осанка и плоскостопие: связаны ли эти понятия?

В организме человека всё тесно взаимосвязано, поэтому, если возникает сбой в одном каком-то органе, то страдают и остальные. Это можно сказать и о плоскостопии, которое приводит к Как же это происходит?

При гладкой стопе центр тяжести меняется и человек отклоняется назад, в результате нарушается равновесие, и при ходьбе корпус тела наклоняется вперёд. Образуется цепная реакция, которая приводит к развитию сутулости. Естественно, плоскостопие - не смертельный недуг, однако, если оно присутствует, то человек испытывает массу других проблем: у него быстро устают ноги, страдают колени. Поэтому, чтобы не запустить такую цепную реакцию, необходимо следить за своим ребёнком ещё с детства; нужно наблюдать за тем, как он ходит, посещать детского ортопеда. И если специалист обнаружит какие-то проблемы с ножками, то следует выполнять все рекомендации врача, чтобы у отпрыска не появилось плоскостопие, которое впоследствии приводит к ряду проблем.

Теперь вы знаете, что такое осанка и к каким последствиям может привести неправильная манера сидения, стояния, лежания. Мы выяснили, каких рекомендаций стоит придерживаться людям, желающим сохранить ровную и Узнали также о том, какая существует связь между плоскостопием и осанкой.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома