Биология в лицее. ПМП при поражении органов дыхания план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему 1 помощь при поражении легких

Тема урока: Первая помощь при поражении органов дыхания

Цель урока: познакомить учащихся с возможными нарушениями дыхания; разъяснить приемы первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию, последовательность действий при методах реанимации и условия его применения.

Оборудование: мультимедийный проектор, куклы для оказания первой помощи, листы контроля.

Тип урока: урок практического применения знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент (1мин)

II. Актуализация опорных знаний (10 мин)

Опрос.

1. Грипп 2. Бронхит 3. Бронхиальная астма 4. ОРЗ 5. Туберкулез 6. Рак легких

III. Изучение нового материала (15 мин)

1. Тема урока слайд 1

2. Цели урока слайд 2

Как вы думаете, что может привести к нарушению дыхания? Ответы учащихся

3. Причины нарушения дыхания слайд 3

4. ПМП

Удаление инородного тела из дыхательных путей приемом Геймлиха слайд 4,5

слайд 6,7,8,9

Последовательность проведения искусственной вентиляции легких слайд 10

Нужно помнить! Слайд 11

  • Искусственную вентиляцию легких проводят при затрудненном дыхании.
  • Непрямой массаж сердца проводят, если не прощупывается пульс.

III. Практическая работа (10 мин)

Работа в группах. слайд 12

Определите по карточке тип поражения дыхания. Окажите первую помощь пострадавшему.

Карточка №1.

У Пети перестал работать светильник, он решил его самостоятельно починить. При этом забыл отключить светильник из розетки. Он вывернул лампочку и стал осматривать провода, дотронулся до провода. Петя потерял сознание. Пульс еле прощупывался.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Карточка №2.

Маленькая Оля играла с конструктором. Вдруг внезапно девочка стала задыхаться.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

Карточка №3.

Друг Олег ел вишни при этом, он рассказывал анекдот и хохотал. Внезапно он стал задыхаться.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

Карточка № 4

Подростки пошли купаться на речку. Вдруг Вася исчез под водой. Его вытащили на берег, он был без признаков жизни.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

Карточка № 5

Во время грозы в люду попала молния. Девочка упала без чувств.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

IV. Самоанализ работы в группах. (5 мин)

Выставление оценок.

Закрепление. (3 мин)

Рефлексия. что полезного сегодня на уроке получили?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Домашнее задание (1 мин): Повторить параграфы 23-28, подготовиться к контрольной работе

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Первая помощь при поражении органов дыхания

Изучить приемы оказания первой помощи при поражении дыхания Выяснить причины нарушения проходимости дыхательных путей; Выяснить значение и приемы оказания первой доврачебной неотложной помощи; Познакомиться с техниками наружного массажа сердца и искусственного дыхания Цель урока: Задачи урока:

Причины нарушения дыхания Язык (в бессознательном состоянии) Инородное тело - наиболее частая причина закупорки дыхательных путей у детей Травма - нарушение анатомии, кровь и тд. Отек гортани (сжатие голосовых связок) при термическом или химическом ожоге, удушье Инфекция - пленки при дифтерии, гнойники Злокачественные новообразования гортани (опухоли)

Удаление инородного тела из дыхательных путей приемом Геймлиха Признаки: Пострадавший задыхается (судорожные дыхательные движения), не способен говорить, внезапно становится синюшным, может потерять сознание. Положи младенца на предплечье левой руки, ладонью правой руки хлопни 2-3 раза между лопатками. Переверни младенца вниз головой и подними его за ноги.

Обхвати пострадавшего сзади руками и сцепи их в "замок" чуть выше его пупка, под реберной дугой. С силой резко надави - сложенными в "замок" кистями - в надчревную область. Повтори серию надавливаний 3 раза. Беременным женщинам сдавливать нижние отделы грудной клетки. Если пострадавший без сознания, сядь сверху на бедра, обеими ладонями резко надави на реберные дуги. Повтори серию надавливаний 3 раза.

Последовательность проведения искусственной вентиляции легких Обеспечь проходимость верхних дыхательных путей. С помощью марли (платка) удали круговым движением пальцев из полости рта слизь, кровь, иные инородные предметы. Запрокинь голову пострадавшего.(Приподними подбородок, удерживая шейный отдел позвоночника.) Не выполнять при подозрении на перелом шейного отдела позвоночника! Зажми нос пострадавшего большим и указательным пальцами. Используя устройство для искусственной вентиляции легких типа "рот-устройство-рот", герметизируй полость рта, произведи два максимальных, плавных выдоха ему в рот. Дай две-три секунды на каждый пассивный выдох пострадавшего. Контролируй, приподнимается ли грудь пострадавшего при вдохе и опускается ли при выдохе.

Правила проведения закрытого (непрямого) массажа сердца Определи место расположения мечевидного отростка, как показано на рисунке. Определи точку компрессии на два поперечных пальца выше мечевидного отростка, строго по центру вертикальной оси. Положи основание ладони на точку компрессии. Компрессии проводи строго вертикально по линии, соединяющей грудину с позвоночником. Компрессии выполняй плавно, без резких движений, тяжестью верхней половины своего тела.

Глубина продавливания грудной клетки должна быть не менее 3-4 см, 100-110 надавливаний в 1 минуту. - детям грудного возраста массаж производят ладонными поверхностями второго и третьего пальцев; - подросткам - ладонью одной руки; - у взрослых упор делается на основании ладоней, большой палец направлен на голову (на ноги) пострадавшего. Пальцы приподняты и не касаются грудной клетки

Чередуй два "вдоха" искусственной вентиляции легких (ИВЛ) с 15 надавливаниями, независимо от количества человек, проводящих реанимацию. Контролируй пульс на сонной артерии, реакцию зрачков на свет (определение эффективности реанимационных мероприятий). Проводить закрытый массаж сердца нужно только на твердой поверхности!

первая помощь при поражении электрическим током Обеспечь свою безопасность. Надень сухие перчатки (резиновые, шерстяные, кожаные и т.п.), резиновые сапоги. По возможности отключи источник тока. При подходе к пострадавшему по земле иди мелкими, не более 10 см, шагами. Сбрось с пострадавшего провод сухим токонепроводящим предметом (палка, пластик). Оттащи пострадавшего за одежду не менее чем на 10 метров от места касания проводом земли или от оборудования, находящегося под напряжением. Определи наличие пульса на сонной артерии, реакции зрачков на свет, самостоятельного дыхания. При отсутствии признаков жизни проведи сердечно-легочную реанимацию. Если пострадавший пришел в сознание, укрой и согрей его. Следи за его состоянием до прибытия медицинского персонала, может наступить повторная остановка сердца

Нужно помнить! Искусственную вентиляцию легких проводят при затрудненном дыхании или при отсутствии дыхания. Непрямой массаж сердца проводят, если не прощупывается пульс.

Работа в группах. Определите по карточке тип поражения дыхания. Окажите первую помощь пострадавшему.

Повторить параграфы 23-28, подготовиться к контрольной работе Домашнее задание

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Материал сайта http://www.rg.ru/2010/12/25/pomosh.html


В ходе этого урока мы узнаем о том, каким образом необходимо оказывать первую помощь пострадавшим с поражением органов дыхания. Эти знания помогут сохранить жизнь окружающим Вас людям.

Тема: Дыхательная система

Урок: Первая помощь при поражениях органов дыхания

При неосторожном поведении мелкие предметы могут попасть в дыхательные пути, что может вызвать затрудненное дыхание. Поэтому необходимо уметь оказывать первую помощь в таких ситуациях.

При попадании посторонних предметов в нос необходимо закрыть 1 ноздрю и попытаться с силой выдуть попавший предмет. Если это сделать не удается, необходимо доставить пострадавшего в травмпункт.

Рис. 1. Действия при попадании предмета в нос

Попадание посторонних частиц в гортань сопровождается сильным кашлем. Благодаря этому происходит самопроизвольное удаление этих частиц из гортани.

Рис. 2.

Если кашель не помогает необходимо сильно ударить пострадавшего по спине, предварительно перегнув его через колено так, чтоб голова оказалась как можно ниже. Если это не помогает, необходимо вызывать скорую помощь.

Иногда происходят обвалы и другие несчастные случаи, которые вызывают травмы прекращающие поступление воздуха в легкие. Если мозг в течение 2-3 минут не получает достаточного количества кислорода, он умирает.

В результате несчастного случая человек может потерять сознание. У него прекращается сердцебиение и дыхание. И если в течение 5-7 минут восстановить его нормальное дыхание и пульс, человек будет жить. Для этого необходимо провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Сначала больного надо положить на спину, на твердую поверхность. Запрокинуть его голову, расстегнуть одежду и обнажить грудь. Нос или рот накрыть марлей и энергично вдыхать воздух 16 раз/мин.

При оказании первой помощи утопающему в первую очередь нужно освободить его ротовую полость от ила и песка, а легкие от воды. Для этого пострадавшего перекидывают через живот или колено и резкими движениями надавливают на живот или встряхивают его.

Рис. 3. Первая помощь утопающему

Если сердце не бьется, то искусственное дыхание сочетают с непрямым массажем сердца. Для этого ритмически надавливают на грудину 60 раз/мин. Через каждые 5-6 надавливаний производят вдувание воздуха. Периодически необходимо проверять пульс. Его появление - первый признак возобновления работы сердца.

Рис. 4.

Оказание первой помощи заканчивают, когда пострадавший приходит в себя и начинает дышать самостоятельно.

1.Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8 М.:Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа - с. 153, задания и вопрос 3,4,5,9,10.

2. Что необходимо предпринять при попадании постороннего предмета в нос?

3. Каким образом проводят непрямой массаж сердца?

4. Представьте, что Вы вытащили из воды утопающего. Какие будут Ваши дальнейшие действия?

Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Класс: 8

Поурочный план Дата

Урок биологии

Тема урока: Жизненная ёмкость лёгких, её измерение. Дыхательная гимнастика. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца ( флипчарт, страница 60- документ Microsoft Office Word ).

Цели урока: сформировать понятие « жизненная емкость легких», познакомить с дыхательной гимнастикой Стрельниковой, с приемами оказания первой доврачебной помощи при поражении органов дыхания.

За дачи урока (флипчарт, страница 61) :

Образовательные: познакомить школьников с одним из основных показателей состояния внешнего дыхания – ЖЕЛ, спирометром – прибором для измерения ЖЕЛ, обратить внимание на необходимость знаний и умений по оказанию первую доврачебную помощь при поражении органов дыхания;

Развивающие: способствовать развитию умений сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы, применять полученные знания на практике; формировать навыки оказания первой помощи при попадании инородных тел в дыхательные пути, при утоплении, удушение, заваливание землей;

Воспитательные: воспитывать стремление к здоровому образу жизни, помочь учащимся осознать их значимость при оказании первой доврачебной помощи пострадавшему.

Тип урока: урок биологии с использованием информационных технологий.

Методы урока: словесные (частично-поисковая, беседа, объяснение), проблемный, самостоятельная работа с дополнительным материалом, наглядные, практические (постановка опыта).

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах и в группах.

Оборудование: флипчарт, торс человека с внутренними органами, «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2), интерактивная доска, компьютер, видеоролик « Определение ЖЕЛ при помощи спирометра и GLX ", т аблицы «Искусственное дыхание и непрямом массаже сердца», «Органы дыхания», «Приемы искусственного дыхания», тетрадь с заданиями для индивидуальной работы под редакцией Ж.Курмангалиевой, раздаточный материал.

Ход урока .

Вот в эту самую минуту, когда мы здесь дышим, есть , которые - задыхаются.

К.Бальмонт

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I . Орг.

момент

Здравствуйте ребята! Садитесь! Сейчас повернитесь друг к другу и улыбнитесь, вот с таким хорошим настроением мы и начнём урок.

Коллект

II . Актуализация знаний:

А). Устно:

    Какие изменения химического состава воздуха и физических свойств воздуха возникают при длительном пребывании людей в закрытых помещениях?

    Каковы основные источники загрязнения воздуха в жилых помещениях?

    Какими болезнями можно заразиться через воздух?

    Какие меры по предупреждению туберкулеза проводят в Казахстане?

    Как вы боретесь с пылью в быту?

    Что вам известно о гриппе?

Б). Работа с тетрадью с заданиями для индивидуальной работы под редакцией Ж.Курмангалиевой по вариантам:

1 вариант:

Выполните задания 1 на странице 8 и задание 3 на странице 10.

2 вариант:

Выполните задания 2 на странице 8 и задание 4 на странице 10.

Фронтал

Индивид

III .

Мотивация

Современная жизнь неотъемлемо связана с транспортом, электроприборами, не соблюдением элементарных правил при купании на пляжах в летний сезон, употреблении пищи.

По словам медиков, на месте происшествия пострадавшим оказывают доврачебную помощь в одном случае из ста.

Люди просто не знают, что надо делать. А практика показывает, что жизнь пострадавшего нередко зависит от того, какая им будет оказана помощь

в первые минуты.

Известно ли Вам, что …

по мнению японских специалистов:

3 минут, вероятность того, что жизнь удастся спасти, составляет 75%;

    при увеличении этого промежутка до 5 минут вероятность уменьшается до 25%;

    по прошествии 10 минут человека спасти не удаётся..

Как вы считаете: Каким образом можно уменьшить количество жертв и помочь пострадавшим? (оказанием первой доврачебной помощи).

Правильно, вовремя оказанная первая доврачебная помощь могла бы уменьшить количество жертв на 1/3.

Мы с вами познакомились на прошлых уроках со строением и функциями органов дыхания, способами регуляции дыхательной системы.

Как Вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться на уроке?

Запишите тему урока: Жизненная ёмкость лёгких, её измерение. Первая помощь при поражении органов дыхания.

Проблемный вопрос:

А ты сможешь оказать первую помощь при остановке дыхания?

ПП

Коллект

IV .

Изучение н/м:

А). Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и её измерение флипчарт, страница 62) :

Какие показатели здоровья вы знаете? (анализ крови, пульс, артериальное давление, плоскостопие, осанка). Сегодня мы познакомимся еще с одним показателем здоровья – ЖЕЛ - жизненной емкостью легких.

ЖЕЛ – это объем воздуха, который может вдохнуть человек после самого глубокого вдоха.

ЖЕЛ зависит от пола, возраста, роста, состояния здоровья человека и других факторов.

Известно ли Вам, что …

    в среднем у женщин ЖЁЛ составляет 2,7л, а у мужчин – 3,5л;

    во время сна человек за 1 час поглощает от 15 до 20 л О 2 ;

    когда он бодрствует, но лежит, потребление О 2 увеличивается на 1/3;

    при ходьбе – вдвое, при легкой работе – втрое, при тяжелой в шесть и более раз.

Интенсивность вентиляции зависит от физической нагрузки, т. к. работающая ткань быстрее поглощает кислород.

Работа в парах по заданиям:

Используя данные таблицы (приложение № 1), проанализируйте средние показатели ЖЕЛ спортсменов, занимающихся разными видами спорта и ответьте на вопросы:

    Почему отличаются средние показатели ЖЕЛ у спортсменов?

    Объясните, почему у спортсменов не возникает одышка при выполнении тяжелой физической работы?

(примерный ответ: в процессе физической тренировки ЖЕМ может увеличиваться на 1- 2 л, поэтому у спортсмена не возникает одышки даже при выполнении тяжелой работы. Большие порции воздуха, поступающего в легкие при вдохе, позволяют снабжать организм достаточным количеством кислорода, не увеличивая частоту дыхания).

Жизненную емкость легких (ЖЕЛ) измеряют с помощью прибора – спирометра (флипчарт, страница 62).

(провести измерение)

Определение ЖЕЛ у школьников при помощи Xplorer GLX, датчика спирометра, лабораторного оборудования «Дыхательная система» .

(Описание дается в биологии с Xplorer GLX на стр. 151-157). Видеоролик.

При тяжелой физической работе, вентиляция легких достигается за счет большей глубины дыхания. Человеку, у которого ЖЕЛ небольшая, да еще и дыхательные мышцы слабы, приходится дышать часто и поверхностно. Это приводит к тому, что свежий воздух остается в воздухоносных путях и лишь небольшая часть его доходит до легких. В результате ткани получают ничтожное количество кислорода, и человек не может продолжать работу.

Проблемный вопрос:

Но не каждый человек занимается спортом, есть ли другие пути повышения ЖЕЛ?(например, дыхательной гимнастикой).

Б). Дыхательная гимнастика (флипчарт, страница 63).

Познакомимся с гимнастикой Стрельниковой (приложение № 2) показ двух упражнений, школьники повторяют за учителем.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

    помогает в лечении хронических заболеваний носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмонии и астмы;

    при выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма;

    гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц;

    активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

В). Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей.

При некоторых заболеваниях происходит нарушение дыхания.

Известно ли Вам, что

остановка дыхания на 4- 5 минут и более неизбежно приводит к смерти.

Поэтому каждый человек должен уметь оказывать первую помощь при остановке дыхания вследствие заболевания органов дыхания или в результате несчастного случая.

Используя приложение № 2, в виде кластера выпишите причины нарушения проходимости дыхательных путей:

1.​ Язык (в бессознательном состоянии).

2.​ Инородное тело - наиболее частая причина закупорки дыхательных путей у детей.

3.​ Травма - нарушение анатомии, кровь, обломки зубов.

4.​ Отравление угарным газом.

5.​ Отек гортани (сжатие голосовых связок) при термическом или химическом ожоге, удушье.

6.​ Злокачественные новообразования гортани (опухоли)

Работа в группах по заданию (флипчарт, страница 64) :

Используя приложение № 2, изучите материал, обсудите в группах, перепишите из таблицы о предложенном нарушении проходимости дыхательных путей и выступите перед классом:

1 группа:

Причины и первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути и удушье.

2 группа:

Причины и первая помощь при утоплении или заваливании землей.

3 группа:

Причины и первая помощь при электротравмах (флипчарт, страница 66) .

Г). Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца (флипчарт, страница 65) :

(Объяснение учителя)

  1. Причина проведения искусственного дыхания - дыхание отсутствует или

нарушено в такой степени, что это угрожает жизни пострадавшего.

2. Искусственное дыхание - неотложная мера первой помощи при утоплении, удушении, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах, при некоторых отравлениях .

В случае клинической смерти, то есть при отсутствии самостоятельного дыхания и сердцебиения, искусственное дыхание проводят одновременно с массажем сердца. Длительность искусственного дыхания зависит от тяжести дыхательных расстройств, причем оно должно продолжаться до тех пор, пока не восстановится полностью самостоятельное дыхание. При появлении первых признаков смерти, например, трупных пятен, искусственное дыхание следует прекратить.

Из всех известных способов искусственного дыхания, не требующих специальных приспособлений, наиболее эффективным и доступным в настоящее время признан способ «изо рта в рот» или «рот в нос».

3. Подготовка к искусственному дыханию:

    пострадавшего необходимо уложить на спину, расстегнуть затрудняющую дыхание и кровообращение одежду, под лопатки подкладывают валик из одежды;

    встать справа от пострадавшего, подвести правую руку под его шею, левую наложить на лоб и запрокинуть голову назад так, чтобы шея с подбородком оказались на одной линии (обычно при запрокидывании головы рот самопроизвольно открывается);

    если челюсти пострадавшего крепко сжаты - выдвинуть нижнюю челюсть большими пальцами обеих рук так, чтобы нижние резцы оказались впереди верхних, или разжать челюсти плоским предметом (черенком ложки и пр.);

    пальцем, обернутым платком, марлей или тонкой материей, освободить рот пострадавшего от слизи, рвотных масс, зубных протезов;

4. Выполнение искусственного дыхания.

для выполнения искусственного дыхания

    рот или нос пострадавшего можно прикрыть чистым платком или марлей;

    спасатель делает глубокий вдох (около 1 с);

    охватывает своими губами полуоткрытый рот пострадавшего;

    сжав пальцами его нос, делает энергичный выдох 9около 2 с), вдувая воздух в дыхательные пути и легкие пострадавшего. В минуту следует делать 12-15 вдуваний; объем вдуваемого за 1 раз воздуха 1 - 1,5 л, достаточного для стимуляции дыхательного центр легких проводят до появления ритмичного и достаточно глубокого дыхания или до прибытия медицинских работников, которые переводят пострадавшего на аппаратно-ручное или аппаратно-автоматическое дыхание.

5. Непрямой массаж сердца.

Непрямой массаж сердца производят при остановке сердечной деятельности , характеризующейся:

    бледностью или синюшностью кожных покровов;

    отсутствием пульса на сонных артериях;

    потерей сознания;

    прекращением или нарушением дыхания (судорожные вдохи).

Выполнение непрямого массажа сердца:

    спасатель кладет ладонь правой руки на нижнюю половину грудины, (отступив на два пальца выше от её нижнего края), при этом пальцы приподнимают;

    ладонь левой руки он кладет поверх правой поперек и надавливает, помогая наклоном своего корпуса;

    надавливание производят быстрыми толчками продолжительностью не более 0,5 с. За 1 мин необходимо сделать 72 надавливаний.

Если оказывают помощь два человека, то один из них делает непрямой массаж сердца, а другой - искусственное дыхание. Соотношение «дыхание – массаж» должно составлять 1: 5 и делать поочередно, чтобы не создавать при надавливании на грудную клетку дополнительного сопротивления вдуваемому воздуху. Во время вдувания воздуха попеременно: 4-5 надавливаний на грудную клетку (на выдохе), затем одно вдувание воздуха в легкие (вдох).

В случае если помощь оказывает один человек, что чрезвычайно утомительно, то очередность манипуляций несколько изменяется - через каждые два быстрых нагнетания воздуха в легкие производят 15 надавливаний на грудную клетку. В любом случае необходимо, чтобы искусственное дыхание и непрямой массаж сердца осуществлялись непрерывно в течение нужного времени.

Таким образом,

надо помнить:

    Искусственную вентиляцию легких проводят при затрудненном дыхании или при отсутствии его.

    Непрямой массаж сердца проводят, если не прощупывается пульс.

ЧП

Р
НО

МК

ИП

ИП

НО

Р
ИП

ПП

МК

ИП

МК

НО

Коллект

Работа в парах

Индивид

Индивид

Работа в парах

Работа в группах

Коллект

V .

Закрепление

А). Устно (флипчарт, страница 67) :

1.​ Зачем голову пострадавшего нужно запрокидывать назад? (чтобы шея и подбородок составляли единую линию)

2.​ Как соблюдают личную гигиену при выполнении искусственного дыхания? (Нагнетание воздуха проводится через марлю или платок)

3.​ Почему нужно закрывать нос при выполнении искусственного дыхания «рот в рот» или «рот в нос»?

4.​ Почему при непрямом массаже сердца от края грудины нужно отступить, и на сколько?

5.​ Сколько спасателей нужно задействовать, делая искусственное дыхание и непрямой массаж сердца?

6.​ На сколько сантиметров нужно продавливать грудину?

Так сможешь ты или нет оказать первую помощь при остановке дыхания?

Б). Практическая часть (флипчарт, страница 68) :

Ситуации по отработке навыков спасения пострадавших:

Работа в группах:

1 группа:

У Саши перестала работать настольная лампа, он решил её самостоятельно починить, но забыл отключить лампу из розетки. Мальчик вывернул лампочку и стал осматривать провода, дотронулся до провода. Саша потерял сознание. Пульс у него еле прощупывался.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

2 группа:

Петя вместе с друзьями пошел купаться на речку. Вдруг Петя исчез под водой. Ребята вытащили его на берег, но он был без признаков жизни.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

3 группа:

Маша ела яблоко и смеясь рассказывала подруге смешную историю из школьной жизни. Внезапно она стала задыхаться.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

ПП
ЧП

Фронтал

Работа в группах

VI .

Подведение итогов

Наш урок подходит к концу. Я думаю, что поставленные задачи мы с вами выполнили.

Оценивание работы групп.

Я думаю, что главным итогом нашего урока являются не оценки, которые вы получили, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации.

Индивид

VII.

Домашнее

задание

(флипчарт, страница 69) :

выучить конспект,

ответьте письменно на вопрос:

Почему необходимо проводить обучение всего населения приемам оказания

первой доврачебной помощи пострадавшим?

Индивид

VIII.

Рефлексия

(флипчарт, страницы 70 -72) :

    Сегодня на уроке я научился…

    Своей работой на уроке я …

    Урок заставил меня задуматься о …

    А особенно мне удалось …

    Я понял, что …

Закончить блок уроков о дыхательной системе я хочу словами Д.Дьюи:

Человек, по - настоящему

мыслящий, черпает из

своих ошибок не меньше

познания, чем из своих успехов.

Индивид

Литература и Интернет – источники (флипчарт, страница 73) : :

    Алимкулова Р. Биология. Алматы: «Атамура», 2008г. - 288 с.

    Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник. М.: «АСТ - ПРЕСС». 2001г. - 815 с.

    Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: «Просвещение», 1978г. -239 с.

    Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. М.: «Медицина», 1988г. -320с.

    Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах и схемах. М.: «Издат - Школа», 1998г. - 204с.

    «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2),

    www . yandex . ru -поиск –картинки

    www . imfan . kz < http :// www . imfan . kz > - персональный сайт учителя биологии Ратушняк Н. А.

    www . kiwi . kz < http :// www . :// Спортсмен

    Показатели ЖЕЛ, мл

    Штангист

    4000

    Футболист

    4200

    Гимнаст

    4300

    Пловец

    4900

    Гребец

    5500

    Приложение № 2:

    Базовые упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой:

    1. «Ладошки» (упражнение для разминки).

    Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела.

    При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук.

    Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос. После серии вдохов отдыхаем 3-5 секунд, после – еще серия из 4 вдохов. Всего их надо сделать 96 (в методике это количество носит название «сотни»): всего 24 раза по 4 вдоха.

    «Погончики»

    Встаем прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулачки. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении пола.

    Делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

    «Насос »

    Встаем прямо, слегка расставлены, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выпрямляемся.

    Так же, как и в предыдущем упражнении, делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

    Приложение № 3:

    Нарушения дыхания

    Первая доврачебная помощь

    Попадание инородных тел в дыхательные пути:

      попадание предмета (например, гороха, камешка) в нос;

      попадание постороннего предмета в гортань

    Зажать свободную ноздрю и попытаться выдуть посторонний предмет.

    Попадание постороннего предмета в гортань сопровождается сильным кашлем.

    Если кашель не помогает, можно несколько раз хлопнуть по спине.

    Удушье

    при западании языка (чаще при обмороках)

    Открыть рот и оттянуть язык вперед или переменить положение головы.

    Полезно дать понюхать нашатырный спирт – это возбуждает дыхательный центр и содействует восстановлению дыхания.

    3.

    Заваливание землей

    После извлечения из завала необходимо восстановить дыхание: очистить рот и нос от грязи и начать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

    4 .

    Утопление

    Осмотреть полость носа и рта.

    Удалить песок и инородные предметы.

    Положить пострадавшего лицом вниз на бедро согнутой в колене ноги спасающего так, чтобы голова касалась земли.

    Сильно и ритмично давить на спину пострадавшего.

    После восстановления дыхания пострадавшего согреть: растереть спиртом, закутать в тёплую одежду, дать горячий напиток.

    Маленьких детей поднимают за ноги.

    5.

    Электротравма:

    а) током

    б) молнией

    Отключить источник тока.

    Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

    После восстановления дыхания пострадавшему дать горячий напиток.

10673 0

Острая пневмония

Острая пневмония - общее заболевание организма с преимущественным вовлечением в воспалительный процесс респираторного отдела легких. Это весьма распространенное заболевание с довольно высокой летальностью (по преимуществу среди больных пожилого и старческого возраста). Этиологически острые пневмонии могут быть связаны с бактериями (пневмококк, стафилококк, стрептококк, Фридлендера и др.), вирусами, микоплазмой, риккетсиями, а также с воздействием химических и физических факторов.

В патогенезе их существенную роль играет нарушение иммунологической реактивности организма, дренажной и защитной функции воздухопроводящих путей; в одних случаях первостепенное значение имеет экзогенный (патогенный возбудитель), в других - эндогенный (активизация эндогенной микрофлоры на фоне снижения реактивности макроорганизма) пути возникновения заболевания. Различают долевые, очаговые и интерстициальные пневмонии.

Крупозная пневмония

Это острое инфекционное заболевание, характеризующееся поражением одной (иногда более) доли легкого или ее значительной части фибринозным воспалительным процессом и своеобразным циклическим течением. Возбудитель - патогенный пневмококк. В типичных случаях заболевание начинается остро с озноба (в 80%), быстрого повышения температуры -до 39-40°С, болей в грудной клетке при дыхании, головной боли, реже - рвоты. При поражении базальной плевры боль локализуется в эпигастральной (реже - в подвздошных) области.

Ранним признаком является и кашель, сначала с трудно откашливаемой вязкой мокротой слизисто-гнойного характера, затем приобретающей красный или ржавый вид. При объективном исследовании больной нередко занимает вынужденное положение (чаще на больном боку), лицо гиперемировано (более значительно - на больной стороне), на губах часто герпетические высыпания, слизистые имеют синюшный оттенок, склеры иктеричны. Дыхание поверхностное, до 30-40 в мин.

Пульс учащен - до 110-120 уд/мин, иногда аритмичный (экстрасистолия); артериальное давление часто снижено. Границы относительной сердечной тупости могут быть расширены в поперечнике, тоны приглушены, на верхушке - часто систолический шум. На ЭКГ - признаки перегрузки правых отделов сердца, смещение сегмента ST, изменения зубца Т; встречаются нарушения ритма и проводимости.

Физикальные изменения со стороны органов дыхания зависят от локализации и объема поражения, а также от фазы патологического процесса. В первые сутки заболевания над зоной поражения определяется укорочение перкуторного звука с тимпаническим оттенком, дыхание ослабленное с усиленным выдохом, часто выслушивается крепитация, на ограниченном участке влажные (мелкопузырчатые) хрипы.

В последующие дни перкуторный звук становится тупым, дыхание - бронхиальным с большим количеством влажных хрипов, нередко определяется шум трения плевры, бронхофония усилена. В стадии разрешения болезни дыхание становится жестким (а в дальнейшем - везикулярным), появляется конечная крепитация, количество влажных хрипов уменьшается, тупость становится менее интенсивной, бронхофония нормализуется.

Атипично крупозная пневмония протекает следующим образом:

  • у детей начинается остро, но без озноба, общее состояние тяжелое из-за выраженной интоксикации; часто боли в животе, похожие на приступ аппендицита;
  • у стариков характеризуется общим тяжелым состоянием при умеренном подъеме температуры и скудных физикальных данных;
  • у алкоголиков наблюдается тяжелое течение с бредом (вплоть до картины белой горячки);
  • у больных с верхушечной локализацией - тяжелое течение при весьма скудных физикальных данных.
Осложнения: экссудативный плеврит, абсцедирование, кардит (эндо-, перимиокардит), гнойный менингит, гломерулонефрит, коллапс или инфекционно-токсический шок, отек легких.

Дифференциальная диагностика проводится с очаговой (сливной) пневмонией, фридлендеровской пневмонией, экссудативным плевритом, туберкулезной лобарной пневмонией.

Неотложная помощь: 1) при сильных болях - 2-4 мл 50% раствора анальгина или 5 мл баралгина с 1 мл 1% раствора димедрола внутримышечно; 2) подкожно или внутривенно 2 мл кордиамина или 2 мл 10% раствора сульфокамфокаина; при тяжелом состоянии - 0,5 мл 0,05% раствора строфантина или 1 мл 0,06% раствора коргликона внутривенно; 3) оксигенотерапия; 4) при резком снижении артериального давления -внутривенно капельно 200-400 мл полиглюкина и 100-200 мл гидрокортизона (или 60-120 мг преднизолона, или 4-8 мг дексаметазона).

Больной срочно должен быть доставлен (лежа, на носилках) в пульмонологическое отделение. Если госпитализация невозможна, следует начать антибактериальную терапию (под контролем участкового врача). При крупозной пневмонии наиболее эффективны антибиотики пенициллинового ряда (перед введением следует выяснить аллергологический анамнез, произвести внутрикожную пробу на чувствительность к пенициллину).

Фридлендеровская пневмония

Возбудитель - клебсиела. Поражает главным образом мужчин пожилого возраста, страдающих алкоголизмом или каким-либо истощающим хроническим заболеванием. Начинается остро с озноба, болей в боку и кашля. Лихорадка постоянная или ремиттирующая, у стариков может отсутствовать. Мокрота вязкая, часто окрашена кровью. Физикальные данные нередко скудны (ослабленное дыхание, умеренное количество влажных хрипов), течение болезни тяжелое. Прогноз серьезный, летальность высокая.

Методика лечения та же, что и при крупозной пневмонии, но следует иметь в виду, что сульфамиды и препараты пенициллинового ряда при фридлендеровской пневмонии неэффективны; нужно применять антибиотики широкого спектра действия (цепорин, канамицин и др.).

Очаговые пневмонии протекают менее тяжело и редко требуют проведения неотложных мероприятий.

Острый бронхиолит

Встречается у детей, пожилых и ослабленных людей. В основе патологического процесса лежит воспаление слизистой оболочки бронхиол с набуханием и некрозом, закупоркой просвета бронхиол воспалительным экссудатом, нарушающей вентиляцию легких. Началу заболевания может предшествовать острый трахеобронхит. Больные возбуждены, занимают в постели полусидячее положение, лицо одутловато, отмечается синюшность с сероватым оттенком, акроцианоз.

Одышка до 40 дыханий в минуту. Дыхание поверхностное, кашель редкий, с трудно откашливаемой мокротой слизисто-гнойного характера. При перкуссии -легочный звук с тимпаническим оттенком, ограничение экскурсии легких. На фоне жесткого дыхания выслушиваются влажные и сухие свистящие хрипы. Дыхательная недостаточность нередко сопровождается сердечной (из-за повышения давления в малом кругу кровообращения).

Сердце увеличено в размерах, тоны приглушены, акцент II тона на легочной артерии. Тахикардия - 100-140 уд./мин. Отмечается увеличение печени, появляются отеки на ногах. Течение болезни тяжелое. Если в течение 2-3 дней не удается улучшить дренажную функцию бронхов, прогноз крайне неблагоприятен (летальный исход наступает при прогрессировании острой легочно-сердечной недостаточности).

Неотложная помощь: 1) строгий постельный режим; 2) оксигенотерапия (40% смесь кислорода с воздухом); 3) 0,25-0,5 мл 0,05% раствора строфантина в смеси с 10 мл 5% раствора глюкозы внутривенно медленно (а также коргликон, дигоксин); 4) 10 мл 2,4% раствора эуфиллина внутривенно медленно на глюкозе (или капельно); 5) отхаркивающие средства (терпингидрат, ингаляции 2% раствора натрия бикарбоната, трипсина и др.); 6) антибиотики (пенициллин, цепорин); 7) преднизолон в дозе 30-60 мг внутривенно; 8) мочегонные препараты (фурасемид, урегит); 9) экстренная госпитализация в терапевтическое (пульмонологическое) отделение.

Бронхиальная астма

Бронхиальная астма - хроническое, рецидивирующее заболевание аллергической или инфекционно-аллергической природы, клинически проявляющееся приступами удушья. Среди населения городов развитых стран заболеваемость составляет 1-2% и более. В основе патогенеза бронхиальной астмы лежат аллергические реакции немедленного и замедленного типов. В реакции антиген—антитело выделяются активные вещества -серотонин, гистамин, брадикинин и др., развивается дисиммуноглобулинемия (повышается содержание IE и уменьшается — IA и IG). Во время приступа удушья имеют место бронхоспазм, гиперсекреция и отек слизистой оболочки бронхов.

Клиника приступа бронхиальной астмы довольно типична: удушье часто возникает внезапно, ночью (иногда ему предшествуют кашель, чихание, насморк); больной принимает вынужденное сидячее положение. Грудная клетка находится в инспираторном положении; обращают на себя внимание затруднение выдоха, шумное, свистящее дыхание, нередко - синюшность губ, щек, кончика носа. Мокрота в начале приступа отделяется с трудом, на вид - густая, вязкая, светлая. При перкуссии грудной клетки - коробочный звук, подвижность нижних краев легких ограничена.

При аускультации на фоне ослабленного дыхания определяются свистящие хрипы как на вдохе, так и, особенно, на выдохе. Тоны сердца глухие, пульс частый. АД нередко повышается. На ЭКГ во время приступа: увеличенный, заостренный, уширенный зубец Р во II и III стандартных отведениях. Продолжительность приступа различна: от нескольких минут до нескольких часов. Завершение приступа знаменуется появлением большого количества мокроты, восстановлением дыхания, уменьшением количества хрипов и признаков эмфиземы легких.

Однако в ряде случаев приступ не купируется и переходит в астматическое состояние. Это состояние удушья, которое обусловлено стойким и длительным нарушением бронхиальной проходимости, не поддающимся длительно (более суток) обычным методам лечения. Основными причинами приступа являются отек слизистой оболочки бронхиол, сгущение мокроты и нарушение ее выведения; второстепенное значение имеет спазм гладкой мускулатуры бронхов. Возникновению астматического состояния могут способствовать обострение хронического бронхита, отмена глюкокортикоидных гормонов, прием снотворных средств, бессистемный прием симпатомиметических средств.

Существенным моментом является возникновение глубокой блокады бета-адренергических структур гладкой мускулатуры бронхов и закупорка их просвета вязкой мокротой. В результате развивается газовый и метаболический ацидоз, гиповолемия, повышение концентрации натрия в крови. Это происходит на фоне резистентности адренореактивных структур легких к симпатомиметикам.

По степени тяжести выделяют 3 стадии астматического статуса:

I стадия - стадия сформировавшейся резистентности к симпатомиметикам (стадия отсутствия вентиляционных расстройств или стадия компенсации). Больные в сознании; наблюдаются экспираторная одышка, тахипное до 40 в мин, акроцианоз, потливость, умеренная тахикардия; АД может быть несколько повышено. Над легкими выслушивается жесткое дыхание, на фоне которого определяются рассеянные сухие хрипы (в сравнительно небольшом количестве). Количество мокроты уменьшено. Эта стадия обратима, однако летальный исход может наступить из-за многократного применения симпатомиметических средств.

II стадия - стадия декомпенсации (стадия прогрессирующих вентиляционных расстройств). Сознание сохранено. Больные возбуждены или. наоборот, апатичны. Выраженная синюшность кожи и слизистых, вены набухшие, лицо одутловато. Дыхание шумное, с участием вспомогательной мускулатуры, резкая одышка. Легкие эмфизематозны. на фоне резко ослабленного дыхания выслушивается небольшое количество сухих хрипов; встречаются участки, где дыхание не выслушивается вообще. Эта стадия прогностически очень опасна, требует немедленного начала интенсивной терапии.

III стадия - стадия гиперкапнической и гипоксической комы. Характерны дезориентация бред, заторможенность и. в конечном итоге, полная потеря сознания. Кома чаще развивается медленно, реже - быстро. Дыхание поверхностное, резко ослабленное. Прогноз весьма тяжелый.

Все больные с астматическим статусом нуждаются в немедленной госпитализации в отделение реанимации и интенсивной терапии (лежа, на носилках с приподнятым головным концом).

Приступ бронхиальной астмы следует дифференцировать с бронхоспастическим вариантом сердечной астмы, развивающимся нередко у пожилых людей, больных ХИБС или инфарктом миокарда (особенно на фоне хронического бронхита).

Неотложные лечебные мероприятия включают:

  • мероприятия, направленные на снятие спазма бронхов (стимуляторы бета-адренорецепторов, эуфиллин);
  • применение противоотечных средств (глюкокортикоидные гормональные препараты, ингибиторы протеолитических ферментов);
  • санацию трахеобронхиального дерева (при астматическом статусе);
  • оксигенотерапию и ИВЛ;
  • коррекцию метаболизма.
Для купирования приступа бронхиальной астмы чаще всего в настоящее время используют ингаляции симпатомиметиков. Сальбугамол (вентолин) является стимулятором В2-адренорецепторов бронхов, не вызывает тахикардии и гипертензии. Для купирования приступа обычно достаточно 1-2 вдохов препарата. Беротек (фенотерол) обладает мощным бронхолитическим эффектом, действие его достаточно селективно. Иногда может вызвать мышечное дрожание.

Широко применяют и алупент или астмопент (орципреналин), вызывающий хороший бронхорасширяющий эффект (3-4 вдоха по 0,75 мг, а также подкожно внутримышечно по 1-2 мл 0,05% раствора или внутривенно по 1 мл 0,05% раствора медленно, в разведении). Следует иметь в виду, что препарат может вызывать тахикардию, а также парадоксальное усиление бронхоспазма на фоне применения других адреномиметических средств. Изопреналин (изопропилнорадреналин, изопротеренол, изупрел, эуспиран, новодрин, изадрин) стимулирует В1- и В2-адренорецепторы.

Наряду с выраженным бронхоспастическим действием вызывает тахикардию (на фоне гипоксии возможно развитие аритмий). Адреналин, возбуждающий не только В-рецепторы, но и а-рецепторы, используется редко из-за риска возникновения побочных явлений (гипертензии, тахикардии, аритмии): при отсутствии противопоказаний вводят подкожно 03-05 мл 0,1% раствора. Надежным бронхолитическим эффектом обладает эуфиллин. который вводят внутривенно по 10 мл 2,4% раствора в смеси с 10 мл 40% раствора глюкозы в течение 3-5 минут.

Больные с купированным приступом бронхиальной астмы при ранее установленном диагнозе не подлежат экстренной госпитализации, но лица с первичным приступом должны быть госпитализированы.

Неотложная терапия больных с астматическим статусом начинается (и продолжается во время транспортировки) с внутривенного капельного введения 15-20 мл 2,4% раствора эуфиллина и 60-90 мг преднизолона в смеси с 500 мл 5% раствора глюкозы. При отсутствии противопоказаний вводят 5 тыс. ед. гепарина (в дальнейшем суточная доза составляет 20 тыс. ед.). Терапия преднизолоном продолжается и в стационаре (суточная доза может достигать 10 мг/кг).

Оксигенотерапия используется с самого начала оказания помощи больным с астматическим статусом (с помощью аппаратов КИ-3, КИ-4 или через любой аппарат для ингаляционного наркоза кислород подают в равной смеси с воздухом с положительным давлением в конце выдоха), В случае угнетения дыхания необходим переход на вспомогательную ИВЛ. Прямым показанием для перехода на ИВЛ на догоспитальном этапе является астматический статус III степени - гиперкапническая и гипоксемическая кома.

На догоспитальном этапе предпочтительнее ИВЛ осуществлять ручным способом с помощью аппаратов типа РДА или ДП-10 (мешок АМБУ), при этом частота дыхания постепенно снижается - до 12—16 в минуту. Следует помнить, что ИВЛ у таких больных может осложняться напряженным пневмотораксом.

Все больные с астматическим статусом нуждаются в срочной госпитализации в палату интенсивной терапии и реанимации, для чего используются бригады интенсивной терапии или специализированные бригады СП.

Б.Г. Апанасенко, А.Н. Нагнибеда

Требующими неотложной помощи, являются аллергический отек (Отек Квинке, син.: ангионевротический отек - гистаминзависимая аллергическая реакция немедленного типа, характеризующаяся внезапным развитием у человека ограниченного или диффузного отека жировой клетчатки и слизистых оболочек; чаще наблюдается на губах, лбу, щеках, веках, дорсальных частях стоп, в гортани.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip4" id="jqeasytooltip4" title="Отек Квинке">отек Квинке), приступ брон­хиальной , дыхательная Недостаточность, -и; ж. Глубокое нарушение функций какого-л. органа, вызывающее негативные последствия для организма в целом, напр., сердечная недостаточность

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip11" id="jqeasytooltip11" title="Недостаточность">недостаточность , сопровождающая .

Отек Квинке (аллергический отек)

Отек Квинке - быстро развивающийся и быст­ро проходящий отек кожи, подкожной клетчат­ки, слизистой оболочки протекает тяжело, с рас­пространением на гортань и резко выраженным удушьем.

Причины разнообразны: это наследствен­ность, различные инфекции, пищевые и лекарс­твенные аллергены и др.

Признаки

Заболевание начинается с «лающего кашля», осиплости голоса, затруднения вдоха и выдоха, появления частого поверхностного прерывисто­го дыхания. Лицо приобретает синюшную окраску. Смерть наступает вследствие удушья.

Первая помощь

Начинать ее следует с немедленного вызова «Скорой помощи» , устранения причины (если это аллерген), избавления от стесняющей одеж­ды, обеспечения притока свежего воздуха, на­ложения холодного компресса на место отека, закапывания нафтизина или називина в нос, ус­покоения больного. До приезда «Скорой помо­щи» можно ввести ампулу димедрола или супрас-тина. Разрешена ингаляция сальбутамола, алупента, беретека или других препаратов, использующих­ся при приступе астмы.

Дыхательная недостаточность

Это недостаточное поступление кислорода в Ткани, -ей; мн. Биол. Системы преимущественно однородных клеток и продуктов их жизнедеятельности, сходных по происхождению и строению, выполняющие в животном или растительном организме одни и те же функции (напр, покровную, опорную и т. п.), к к-рым относятся мышечная ткань, соединительная ткань, эпителий, нервная ткань, проводящие ткани растений и др.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip19" id="jqeasytooltip19" title="Ткани">ткани , связанное с нарушением дыхания. Часто возникает как Осложнение, -я; ср. Болезнь, развившаяся после или в течение др. болезни, иногда переходящая в более тяжёлую её форму, ухудшение состояния, вызванное приёмом лекарств, хирургическим вмешательством, травмами и т. п., напр., митральный стеноз может развиться как осложнение нелеченной стрептококковой ангины

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip8" id="jqeasytooltip8" title="Осложнение">осложнение при крупоз­ной пневмонии.

Признаки

Такая пневмония развивается внезапно, с рез­кого подъема температуры до 40 °С, наблюдают­ся выраженная слабость, одна половина грудной клетки отстает при дыхании, в ней отмечается боль. При развитии дыхательной недостаточно­сти дыхание становится поверхностным, частота дыхательных движений доходит до 25 в минуту и выше.

Первая помощь

Требуется немедленная госпитализация. Могут понадобиться реанимационные мероприятия . Для облегчения состояния необходимо обеспечить при­ток свежего воздуха, удобное положение с припод­нятым изголовьем, снять стесняющую одежду.

Приступ бронхиальной астмы

Астматический приступ является осложнени­ем течения бронхиальной астмы , характеризует­ся возникновением острого спазма и отека брон­хов, что становится причиной удушья и смерти.

Признаки

Проявляется приступом удушья со слышимы­ми на расстоянии свистящими хрипами. Иногда приступу предшествуют насморк, Зуд, -а; м. Ощущение болезненно-щекочущего раздражения кожи, вызывающее потребность чесать раздражённое место.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip6" id="jqeasytooltip6" title="Зуд">зуд в носоглот­ке, сухой Безусловный рефлекс, обеспечивающий очищение дыхательных путей от различных посторонних веществ, попавших в них извне. Начальной фазой К. является глубокий идох, после которого следует напряженный выдох, как правило, через рот. Струей воздуха извлекается слизь и скопление чужеродных элементов (мокроты). В зависимости от наличия мокроты, различают сухой и мокрый кашель.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip0" id="jqeasytooltip0" title="Кашель">кашель , чувство давления за грудиной.

Первая помощь

Она включает в себя те же мероприятия, что и при отеке Квинке . Однако у больных бронхиаль­ной астмой часто имеется при себе ингалятор, по­этому необходимо помочь им воспользоваться лекарством. Следует обеспечить приток свежего воздуха, удобное положение, нужно успокоить па­циента. В случае затяжного приступа следует вы­звать «Скорую помощь».

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома