Социальные взаимоотношения: Чтобы обнаружить ключевые проявления симптома Аспергера, понаблюдайте за поведением ребенка.
Посмотрите, с кем предпочитает играть ребенок. Если он всегда стремится быть со взрослыми, а не со сверстниками, это может свидетельствовать о синдроме Аспергера.
Обратите внимание, если ребенок разговаривает ровным, монотонным голосом. Это один из явных признаков синдрома Аспергера. В некоторых случаях вся речь может казаться странной или на повышенном тоне. Аспергер также может ухудшать акцентирование слов и общую ритмику речи.
Будьте бдительны в период освоения речи, когда ребенок начинает соединять слова (в большинстве случаев этот процесс начинается с двухлетнего возраста).
Шелдон Купер из популярного телесериала “Теория Большого Взрыва” наглядно показал нам, что из себя представляет синдром Аспергера и как он влияет на качество жизни детей и взрослых во всём мире. Например, когда он трижды стучит в дверь соседки, повторяя её имя, или когда говорит о физике или поездах, или когда понимает шутки своих друзей буквально или испытывает трудности с выражением своих эмоций. Конечно, это всего лишь кино, однако именно так могут себя чувствовать люди с синдромом Аспергера.
Синдром Аспергера: Шелдон Купер из “Теории Большого Взрыва”
В этой статье мы расскажем вам о том, что такое синдром Аспергера, как он проявляется у детей и взрослых и каковы его причины. Вы также узнаете о диагностике, лечении синдрома Аспергера и получите 8 советов, которые помогут вам при общении со страдающими данным заболеванием людьми.
Слово “синдром” подразумевает совокупность ряда симптомов, характеризующих определённое заболевание или его клиническую картину. Далее мы подробнее рассмотрим каждый из симптомов, которые в совокупности позволяют диагностировать синдром Аспергера.
Синдром Аспергера впервые был описан в 1944 году австрийским психиатром Гансом Аспергером, в честь которого данное заболевание и получило своё название. Ровно через год после того, как Лео Каннер описал симптомы Аутизма.
Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного CogniFit. Вы хотите узнать, как работает ваш мозг? Присутствуют ли симптомы, которые могут указывать на риск наличия какого-либо когнитивного расстройства? Развейте сомнения с помощью теста!
Синдром Аспергера впервые упоминается в четвёртом издании (DSM-IV ) американского Диагностического и Статистического Руководства по психическим расстройствам в числе общих расстройств развития. В этой группе расстройств, помимо синдрома Аспергера, также упоминаются аутическое расстройство, синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство и общее неспецифическое нарушение развития (в эту категорию включены все диагнозы, которое по тем или иным причинам не отвечают критериям ранее упомянутых расстройств).
DSM-IV: Синдром Аспергера определён как качественное, тяжёлое и постоянное нарушение социальных взаимодействий, а также стереотипные и повторяющиеся шаблоны поведения, интересы и занятия. Эти нарушения приводят к значимым недостаткам в важнейших сферах деятельности страдающего данным заболеванием человека: социальной, профессиональной, школьной или семейной.
Кроме того, экспертам широко известен такой документ, как Международная Классификация Болезней (МКБ-10). Согласно классификации МКБ
МКБ-10: Синдром Аспергера – это болезнь, самостоятельность которой как нозологической единицы оспаривается, характеризующаяся тем же типом качественных нарушений социального взаимодействия, как и при аутизме, и ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и действий. Однако отличается от аутизма отсутствием задержки или отставания в речи и когнитивном развитии.
Большинство страдающих синдромом Аспергера не имеют отклонений в умственном развитии, однако обладают ярко выраженной неуклюжестью с моторной точки зрения. Данному расстройству больше подвержены мужчины. В некоторых случаях оно представляет собой лёгкую форму аутизма, но нет подтверждения, что это верно для всех случаев заболевания.
Важно отметить, что в настоящее время, в последней, пятой редакции “Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам” (DSM-5) синдром Аспергера не включён как отдельная категория . Он упоминается среди расстройств нейроразвития, в так называемом “Расстройстве Аутистического Спектра” (РАС), которое охватывает две различные области: социальные связи и повторяющиеся модели поведения, нарушение которых при данном расстройстве имеет три степени тяжести.
Представим это на примере цветового спектра: при первой степени тяжести (1) человек нуждается в помощи; при второй (2, центр спектра) – необходима серьёзная поддержка, при третьей степени (3) заболевший нуждается в постоянной помощи.
Расстройство аутистического спектра (РАС)
У людей с синдромом Аспергера, как правило, нет значительных и когнитивном развитии, в связи с чем они обычно находятся на более низких уровнях аутистического спектра.
Как проявляется синдром Аспергера у взрослых? Основной характеристикой людей, страдающих синдромом Аспергера, является стойкое нарушение социального взаимодействия . Другими словами, таким людям трудно общаться и поддерживать отношения с другими людьми. До такой степени, что без необходимой поддержки сложности в социальной коммуникации могут привести к серьёзным ограничениям в повседневной жизни .
Например, им трудно начать разговор или любое взаимодействие с другими людьми . Они демонстрируют странные реакции и неудачливы в общении с окружающими. Именно поэтому может даже показаться, что социальные связи им неинтересны вовсе.
Вы подозреваете у себя или своих близких депрессию? Проверьте прямо сейчас, присутствуют ли симптомы, которые могут указывать на наличие депрессивного расстройства, с помощью инновационного нейропсихологического
Люди, страдающие синдромом Аспергера, даже могут вступить в общение или социальное взаимодействие, однако потерпеть неудачу при попытке поддержать разговор, либо, пытаясь с кем-то познакомиться или подружиться, могут начать странную и неэффективную беседу. Узнайте, как развить .
Тем не менее, характеристики людей с синдромом Аспергера позволяют им, как правило, вести независимый образ жизни, как в личном, так и профессиональном плане. Однако, уровень проблемы, которую можно назвать “социальной инвалидностью”, очень высок . Это влечёт за собой проблемы с интеграцией в школе, усложняет поиск работы или адаптации в трудовом коллективе, затрудняет отношения со сверстниками, поиск пары или создание семьи.
У взрослых, страдающих синдромом Аспергера, нормально развита речь, но им сложно эффективно применить эти навыки при общении , т.е. на практике. Это происходит из-за того, что, с нейрокогнитивной точки зрения, они не обладают способностью понять психологическое состояние других людей. Поэтому они неправильно интерпретируют невербальное поведение окружающих, особенно, выражения лица. Также они не могут распознать намерения других людей, что делает их чрезвычайно уязвимыми.
Невербальные выражения лица и речи
Подводя итоги, необходимо отметить, что основная проблема людей, страдающих расстройствами аутистического спектра, а также синдромом Аспергера, заключается в нарушениях так называемой “теории разума”, проще говоря, способности людей, вовлечённых в социальное и культурное взаимодействие, понимать намерения и мышление окружающих для построения эффективных отношений и коммуникаций с ними.
Ещё одна особенность людей с синдромом Аспергера – буквальное понимание речи. Они не в состоянии уловить контекст, не понимают юмор или разговорный жаргон.
Помимо социальной сферы, люди с синдромом Аспергера страдают от повторяющихся и ограничивающих моделей поведения . Они могут увлекаться одной или несколькими сферами, в которых становятся настоящими экспертами, например, поездами, астрономией или квантовой физикой. Но всегда чрезмерно сосредотачиваясь на них, обращаясь к ним в любом контексте или жизненной ситуации.
Также они могут быть жёсткими и нетерпимыми в случае, если им приходится менять свои привычки или образ жизни . Некоторые даже придумывают целые ритуалы или компульсии, представляющие собой цепочку последовательных действий, не имеющих никакого отношения к тому, чем они заняты в данный момент. Например, начинают скрупулёзно и в определённом порядке раскладывать вещи (ручки или карандаши на уроке, или столовые принадлежности во время обеда или ужина …) или составлять в уме полный список знакомых (например, если коллега по работе задаёт вопрос про друзей). При этом, если ритуал будет прерван или не доведён до конца, страдающий синдромом Аспергера будет испытывать тревогу или ощущение, что на него “давят”.
Некоторая статистика по больным с синдромом Аспергера:
Как обнаружить синдром Аспергера у ребёнка и что делать? Для детей с синдромом Аспергера характерны те же симптомы, что и описанные выше.
Согласно Лорне Винг, некоторые аномалии в поведении начинают проявляться уже в течение первого года жизни ребёнка.
У детей с синдромом Аспергера часто наблюдаются проблемы социализации с ровесниками в школе или на прогулке в парке. Причём проблема заключается не в том, что они не хотят общаться со своими сверстниками, а в том, что они просто не обладают необходимыми для этого навыками . Эта “нехватка эмпатии” часто приводит к изоляции ребёнка другими детьми из-за того, что они считают его поведение и реакции странными.
Речь детей с синдромом Аспергера часто кажется “механической” из-за своей тональности и уровня громкости. Также такие дети могут буквально толковать речь и быть педантичными.
Как и взрослые, дети с синдромом Аспергера могут выделять сферы деятельности и предметы, которые им особо интересны. Например, могут играть с одними и теми же игрушками либо постоянно брать с собой в школу определённые вещи, испытывают чрезмерный, почти обсессивный интерес к каким-то определённым темам по истории, географии, математике или литературе. Также они демонстрируют повторяющиеся паттерны поведения или ритуалы, например, желание идти в школу одной и той же дорогой. Причём в данном случае, если путь меняется, такие дети испытывают сильный дискомфорт.
Нейропсихологический (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Проверьте с помощью инновационного теста CogniFit, присутствуют ли у вашего ребёнка признаки и симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё.
И, наконец, дети с синдромом Аспергера проявляют неулюжесть, моторную неловкость. Другими словами, развитие двигательных функций или моторики ребёнка медленнее, чем у других детей. Также дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности с координацией движений.
Каковы причины синдрома Аспергера? Говоря о распространённости синдрома Аспергера, можно отметить, что в настоящее время на каждые 10000 человек приходится 20-25 страдающих этим заболеванием. У мужчин оно встречается гораздо чаще , чем у женщин, на каждую женщину приходится 8 мужчин с этим синдромом.
Происхождение расстройств аутистического спектра и синдрома Аспергера точно не известно.
Тем не менее исследования указывают на биологические причины данных нарушений. Были найдены отличия в некоторых структурах и специфических областях мозга детей с расстройствами аутистического спектра по сравнению с обычными детьми без данных расстройств.
В частности, эти различия проявляются в некоторых отделах головного мозга, в которых наблюдается аномальная миграция клеток во время развития плода. Кроме того, был отмечен рост нейронных связей между лобными долями мозга, и височными областями, играющими ключевую роль в развитии способностей для правильного освоения высших функций.
При РАС важную роль играет и генетический фактор . Например, у 37-90% процентов страдающих синдромом Аспергера это заболевание является наследственным. До 15% случаев синдрома Аспергера вызвано генетическими мутациями.
Говоря о причинах расстройств аутистического спектра, также необходимо учитывать факторы риска , как, например, пожилой возраст родителей или слишком низкий вес младенца при рождении.
Ранние проявления расстройств аутистического спектра были исследованы и изучены различными источниками. Данные исследования подтверждают психологическое объяснение этих нарушений развития, при которых затрагиваются социальные навыки ребёнка, которые при нормальном развитии можно наблюдать уже в 9-12 месяцев.
Важно отметить, что утверждение о том, будто расстройство аутистического спектра как-то связано с вакциной MMR (тривакциной корь-свинка-краснуха), является абсолютным мифом.
Синдром Аспергера: Аутичный мозг (слева) и Нейротипичный мозг (справа). Рис Джейсона Вольфа, Университет Северной Каролины
Как диагностировать синдром Аспергера? Диагностировать синдром Аспергера сложнее, чем аутизм. Другими словами, чем тяжелее поражения, тем они легче диагностируемы, по сравнению с людьми, у которых не наблюдаются нарушения речи или в психическом развитии.
Диагностику должны проводить специалисты в области расстройств аутистического спектра посредством наблюдения за поведением, оценки психологических характеристик и медицинского обследования. Как правило, оцениваются такие психологические характеристики, как ум, концептуальные, социальные и практические адаптивные навыки, речь и история развития ребёнка или взрослого.
Следует иметь ввиду, что чем раньше будет обнаружено данное заболевание, тем скорее людям с синдромом Аспергера будет оказана необходимая помощь и поддержка . Эта может быть психологическая помощь, медикаментозное лечение, социальная помощь или помощь в учёбе.
При лечении синдрома Аспергера всегда необходимо как можно более строго учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого . Другими словами, его сильные и слабые стороны в коммуникации и социальных навыках, уровень интеллектуального развития и, в случае ребёнка, игры, в которые он играет.
И всегда, чем раньше начать лечение, тем эффективнее оно будет.
Необходимо разработать лечение, включающее различные техники в соответствии с индивидуальным потребностями, например, техники контроля поведения, эмоциональной поддержки и другие, направленные на улучшение социальных и коммуникационных навыков, например, понимание мимики лица или разговорного жаргона.
Синдром Аспергера
Licenciada en Psicología y Máster en Psicología General Sanitaria con formación y experiencia específica en terapias de tercera generación.
Interesada en la conducta humana, en el resultado de la interacción de los componentes biológicos con el contexto social y en la práctica clínica basada en la evidencia científica.
Аспергера болезнь является обособленной формой аутизма, для которой не характерно отставание в умственном развитии. Патология выражается нарушениями в восприятии окружающего мира, явным ограничением во взаимодействии с социумом. Первые начинают проявляться у детей с шести лет. Своевременно поставленный диагноз — залог адекватной психологической помощи, что способствует улучшению качества жизни человека в будущем.
В 1944 году английский ученый, по фамилии которого впоследствии было названо заболевание, начал наблюдать детей разных возрастов. В ходе исследования Ханс Аспергер описывал признаки поведения, отличавшие ребят от своих сверстников. Ученому удалось выявить ряд определенных закономерностей. Например, у детей с аутической психопатией полностью отсутствует интерес к окружающей действительности. Они стараются жить в своем собственном мире. Скупая речь и мимика не позволяют понять, что такие дети думают и чувствуют. Все эти симптомы стали основой для восприятия болезни или синдрома Аспергера как отдельной формы аутизма.
Ученые не смогли точно определить, является патология обособленным неврологическим расстройством или специфическим поведением. Почему? Все дело в том, что Аспергера не сопровождается умственными нарушениями. Позднее психологи разработали уникальный тест для определения уровня интеллекта. Первые его результаты добавили разногласий среди ученых. У 90 детей из 100 наблюдались высокие умственные способности. Они могли строить неоспоримые логические цепочки, решать серьезные математические задачи в уме. С другой стороны, маленькие пациенты были обделены творческим потенциалом, чувством юмора, воображением. В результате возникали трудности при взаимодействии с социумом.
Болезнь Аспергера приковывает внимание ученых со всего мира. Однако до сих пор они не могут назвать точные причины, запускающие механизм ее развития. Большинство специалистов придерживается версии о схожей с аутизмом этиологии. Поэтому среди основных причин болезни Аспергера принято выделять следующие:
Современные методы компьютерной диагностики и специальное тестирование позволяют более точно определять причины неврологической дисфункции.
В психиатрии Аспергера болезнь принято рассматривать через призму триады симптомов:
Какие еще имеет синдром Аспергера симптомы? Фото маленьких пациентов с таким диагнозом дают полное представление о картине патологии. Первые ее симптомы начинают проявляться в раннем возрасте. Например, маленьких детей раздражает любой резкий звук или сильный запах. Многие родители не понимают такую реакцию ребенка, поэтому ее редко соотносят именно с болезнью Аспергера. С возрастом ее заменяет нестандартное понимание окружающего мира. Гладкие и приятные на ощупь предметы кажутся колючими, а вкусное блюдо — отвратительным. Клиническую картину дополняет неуклюжая походка, некоторая физическая неловкость. Специалисты объясняют данный феномен чрезмерной погруженностью в себя.
У маленьких пациентов до шести лет патология практически не проявляется. Напротив, такие дети полноценно развиваются. Они рано начинают говорить и ходить, легко запоминают новые слова. Иногда проявляют удивительные способности к счету или иностранным языкам.
Основная проблема детей с болезнью Аспергера — коммуникативные нарушения. Проявления социальной неприспособленности начинаются после шести лет. Обычно этот период совпадает с временем, когда ребека отдают в школу. Среди основных симптомов патологии у маленьких пациентов можно выделить следующие:
Ребенок с болезнью Аспергера очень привязан к дому и родителям. Смена привычной обстановки может его напугать. Такие дети чувствуют себя комфортно только в том случае, если предметы обихода всегда лежат на своих местах. При незначительных изменениях в распорядке дня они буквально впадают в истерику. Например, если ребенка из школы всегда забирает мама, но тут приехал папа, может случиться приступ неконтролируемой истерики.
Лечение данного заболевания начинают с появления первых симптомов. Если с ранних лет родители вместе со специалистами не занимались корректировкой коммуникативных навыков, патология может прогрессировать. Во взрослом возрасте пациенты испытывают острую социальную изоляцию. Они с трудом находят общий язык в коллективе, не могут поддерживать приятельские отношения, испытывают проблемы в личной жизни.
Среди людей с синдромом Аспергера никогда не встречаются менеджеры или крупные руководители. Они могут досконально знать предприятие, иметь высокий уровень интеллекта, но отдавать предпочтение обычной рутинной работе. Карьерные успехи их совершенно не волнуют. Более того, нередко такие люди становятся настоящими общественными изгоями ввиду кажущейся невежливости. Они отказываются соблюдать правила этикета, когда не видят в них смысла. Часто делают нетактичные замечания и прерывают разговор, погрузившись в собственные мысли.
Дисфункции, выявленные на ранней стадии, позволяют пройти своевременную психологическую коррекцию. Заболевание практически не несет угрозы для жизни человека. Дети постепенно приспосабливаются к окружающей действительности, многие из них делают успехи в науке. Однако положительная динамика наблюдается не у всех пациентов. Одним трудно найти свое предназначение во взрослой жизни, у других развиваются фобии. Поэтому родители должны с ранних лет прививать ребенку навыки коммуникации, чтобы в будущем он смог полноценно существовать в гармонии с окружающим миром.
Опытный психолог может подтвердить Аспергера болезнь, основываясь на наблюдении за поведением и изучении анамнеза пациента. Однако определить причину патологии не всегда удается исключительно по внешним характеристикам. Часто клиническая картина болезни схожа с чертами характера обычного интроверта. Поэтому в современной психиатрии для диагностики синдрома используют различные тесты. Они позволяют выявить неврологические нарушения. Тесты для взрослых и детей с болезнью Аспергера отличаются сложностью вопросов. Кроме того, их принято условно делить на группы по назначению:
Современные методики тестирования посредством вопросов и интерпретации изображений помогают выявить Аспергера болезнь еще на ранней стадии. На основании полученных результатов врач назначает соответствующее лечение.
В первую очередь пациентам, страдающим проявлениями синдрома Аспергера, требуются консультации квалифицированного психиатра. Основа лечения — грамотная адаптация детей и взрослых к постоянно изменяющимся условиям жизни. Для борьбы с нервными расстройствами дополнительно назначают седативные препараты. В особо серьезных случаях лечение не обходится без применения антидепрессантов. Полностью изменить отношение больных к социуму нельзя, но можно скорректировать и адаптировать их поведение. Люди с диагнозом «болезнь Аспергера» обладают незаурядным мышлением, поэтому им необходимо все подробно объяснять. Только в этом случае они будут стремиться преодолевать трудности самостоятельно.
Редкое заболевание «синдром Аспергера» получило своё название в честь детского педиатра и психиатра Ханса Аспергера из Вены, который впервые описал это расстройство личности у детей как аутистическую психопатию.
Хотя люди с синдромом Аспергера встречаются и среди взрослых людей, обычно это заболевание является довольно мягким вариантом детского аутистического расстройства у детей, обладающих сохранным интеллектом. Своеобразие и специфику этого аутистического заболевания среди глубоких расстройств развития определяют такие симптомы, как сохранность речи.
Психиатрия выделяет 5 серьёзных нарушений детского развития, которые характеризуются большими сложностями социального взаимодействия в сочетании со стереотипным повторяющимся набором интересов, действий, занятий. Одним из таких нарушений детского развития считается синдром Аспергера. И хотя это расстройство долгое время называли аутистической психопатией, от истинного аутизма его отличает сохранность когнитивных и речевых способностей. Помимо этого, синдром Аспергера характеризует выраженная неуклюжесть.
Когда австрийский детский психиатр Ханс Аспергер впервые описал этот синдром в 1944 году, он наблюдал детей, отличавшихся рядом специфических признаков. Эти дети отличались физической неловкостью, были неспособны к невербальному общению, обладали ограниченной эмпатией по отношению к своим ровесникам. Распространённость этого расстройства у детей, имеющих лёгкую умственную отсталость, примерно 0,5 на 10 000. Дети с синдромом Аспергера, обладающие нормальными интеллектуальными способностями, отмечаются в 20 случаях на десять тысяч. Среди детей, страдающих синдромом Аспергера, преобладают мальчики.
Современное описание больных с синдромом Аспергера появилось только в 1981 г., а ещё через 10 лет были разработаны стандарты диагностики. Но и сегодня этот синдром вызывает у исследователей множество нерешённых вопросов. До сих пор неизвестно, какие признаки и симптомы однозначно отличают синдром Аспергера от детского аутизма, а также какова его распространённость. Дошло до того, что многие исследователи решил совсем отказаться от постановки диагноза «синдром Аспергера», предлагая переименовать его в «аутистическую болезнь, имеющую разные степени».
Действительно, синдром Аспергера — своеобразная форма детского аутизма, своеобразная пожизненная дисфункция, проявляющаяся в мироощущении человека, его отношении к окружающим. Обычно у людей с синдромом Аспергера имеется определённый спектр расстройств, а кроме того, синдром Аспергера считается «неявной дисфункцией» (расстройство никак не определяется внешне).
В отличие от детского аутизма, у ребёнка с синдромом Аспергера совсем не выражены речевые проблемы, а интеллект в норме либо выше нормы. У него отсутствует неспособность к обучению, как при детском аутизме, но определённые трудности в обучении всё же имеются. К таким затруднениям относят: дислексию, эпилепсию, апраксию, СДВГ (гиперактивность, отсутствие внимания).
Больные с синдромом Аспергера неловки в коммуникациях, они либо слишком молчаливы, либо чрезмерно разговорчивы, совсем не умеют учитывать в беседе реакции и интересы своего визави. Это происходит потому, что у них имеются нарушения невербальных навыков коммуникации, координация движений также нарушена. В речи синдром Аспергера проявляется стереотипными повторениями, странными фразами, неадекватной интонацией, неправильным применением местоимений. При тестировании больные этим расстройством показывают очень высокий уровень запоминания, благодаря чему часто достигают больших достижений в узконаправленных интересах.
При грамотной поддержке и стимуляции лица с синдромом Аспергера успешно живут полноценной жизнью. Однако детям с синдромом Аспергера бывает трудно распознавать знаки, которые обычные люди воспринимают подсознательно (интонация, разные жесты, мимика). Поэтому им бывает очень сложно взаимодействовать с ровесниками, в свою очередь, это вызывает у них сильнейшую тревогу, растерянность, беспокойство. Помимо этого, дети с синдромом Аспергера очень неуклюжи, а также склонны к повторяющимся или навязчивым действиям. Несмотря на сравнительно позитивный прогноз, такие патологии сопровождают больного ребёнка до самого взросления.
Хотя многие такие дети ходят в обычную школу, всё же некоторым детям с синдромом Аспергера из-за их особых проблем доступно только специальное образование. Подростки и молодые люди с синдромом Аспергера не умеют правильно ухаживать за собой, а также их слишком волнуют проблемы в любовных и дружеских отношениях. Несмотря на довольно высокий интеллект, большинство молодёжи с синдромом Аспергера не выходит на работу, хотя они вполне способны вступать в брак, самостоятельно работать.
Подростки, обладающие синдромом Аспергера, сильно переживают своё отличие от других. Причинами их тревоги чаще всего являются зацикленность на придуманных ими ритуалах, нахождение в неясных ситуациях, а также волнение из-за промахов в значимых социальных взаимодействиях. Стрессовая реакция, возникающая из-за такой тревоги, проявляется в виде ухода от общения, общей невнимательности, возникающей зависимости от навязчивостей, гиперактивности, а также в негативистском либо агрессивном поведении.
Помимо этого, синдром Аспергера очень часто сопровождается депрессивными состояниями. Такая депрессия возникает как следствие хронической фрустрации из-за регулярных неудач в попытках заинтересовать собой окружающих. Также возможно возникновение аффективных расстройств. Предположительно частота суицидов у взрослых с синдромом Аспергера довольно высока, но пока это ещё не доказано.
Точные причины возникновения этого заболевания до сих пор неизвестны, лечение также очень вариативно. Психотерапевтическая поддержка направлена на улучшение функционирования больного. Она основывается на методах поведенческой психотерапии, направленных на устранение специфических дефицитов и коррекцию коммуникационных навыков. Постепенно, по мере взросления, общее состояние большинства таких детей существенно улучшается, но ряд коммуникационных, личностных, социальных сложностей всё равно остаётся.
Лица с синдромом Аспергера живут столько же, сколько и обычные люди, однако риск возникновения Большой депрессии, а также невроза тревожности значительно повышен. Кроме того, существует большая вероятность суицидальных попыток. Но всё же, большинство людей, страдающих синдромом Аспергера, позитивно рассматривает своё заболевание как особенность, а не инвалидность, которую обязательно надо вылечить.
До сих пор синдром Аспергера изучен мало. Люди с синдромом Аспергера бывают какой-угодно национальности и вероисповедания, культуры и социального происхождения, однако существует определённая тенденция к повышенной вероятности этого заболевания у людей из высших слоёв общества.
Достоверно известно, что это заболевание по неизвестной причине намного чаще встречается у мужчин. Однако современные данные исследований позволяют предположить нейробиологическую природу такого аутистического расстройства. Вторая версия заключается в том, что синдром Аспергера вызывает сочетание двух факторов – фактор генетический и фактор экологический.
Помимо этого, доказано, что синдром Аспергера никак не зависит от воспитания ребёнка, его индивидуальных особенностей или социальных обстоятельств.
Люди с синдромом Аспергера отличаются особыми проблемами в таких социальных сферах: коммуникативная сфера, сфера взаимодействия и воображения. Эти симптомы – настоящая «триада аутистских нарушений».
Дети с таким синдромом сталкиваются со сложностями в таких играх, где надо уметь притворяться или кого-то изображать. Им нравится заниматься тем, что базируется на логике и системности, например, математикой.
Педантичность — стремясь сделать мир вокруг не таким хаотичным, люди с синдромом Аспергера настаивают на своих правилах, распорядках. Так, дети школьного возраста могут стремиться ходить в школу всегда одинаковой дорогой. Неожиданное изменение расписания занятий приводит их в полное замешательство. Взрослые люди с таким синдромом планируют свой режим дня согласно определённым шаблонам. Так, если они привыкли приступать к работе в определённое время, неожиданный перенос начала рабочего дня может привести их к сильнейшей панике.
Увлечённость. Люди с синдромом Аспергера отличаются сильнейшим до одержимости интересом к какому-то хобби, коллекционированию. Бывает так, что этот интерес остаётся на всю жизнь, а в другом случае одно занятие заменяется другим. Так, больной таким расстройством может полностью сосредоточиться на информации, которую надо знать о машинах, чтобы обладать исчерпывающими знаниями о них. При наличии сильного стимула люди с таким расстройством вполне в состоянии учиться либо работать, занимаясь своим любимым делом.
Проблемы сенсорики. Синдром Аспергера вызывает сенсорные сложности в одном либо сразу во всех сенсорных системах (сложности со слухом, осязанием, зрением, вкусом, обонянием). Степень сложности вариативна: все чувства больного либо чрезмерно усилены (суперчувствительные люди), либо развиты очень слабо (малочувствительные люди). Так, слишком громкие звуки, слепящий свет, неприятные запахи, специфическое покрытие или пища могут стать причиной болезненных ощущений, а также тревожности для людей, имеющих такое расстройство.
Люди с нарушенной сенсорной чувствительностью с трудом ориентируются в пространстве, избегают препятствий. Им сложно находиться на определённом расстоянии от незнакомых людей, а также выполнять задачи на тонкую моторику, например, завязывание шнурков. Больной человек может периодически кружиться либо качаться из стороны в сторону, чтобы удержать равновесие, суметь справиться с внезапным стрессом.
Диагностика синдрома Аспергера проводится между 3 и 10 годами. Экспертизу производит группа, включающая в себя специалистов из разных областей. Диагностика состоит из разнообразных методик: неврологической и генетической экспертиз, тестов на интеллектуальные особенности, проверки психомоторики, тестов на невербальные и вербальные умения, исследования стиля обучения, а также способности больного жить самостоятельно.
Взрослых людей диагностировать намного сложнее, потому что все стандартизированные диагностические критерии этой болезни были сконструированы специально для детей, а сама симптоматика заболевания сильно меняется с взрослением человека. Поэтому диагностика взрослых требует особого подхода и составления детальной истории заболевания. Анамнез собирается на основании данных, полученных от пациента, а также от его знакомых. Врачи в основном основываются на информации о поведении больного в детском возрасте.
Такой диагноз как «Синдром Аспергера» ставится, если у больного имеются следующие симптомы и признаки:
Двигательное развитие ребёнка с этим расстройством может быть довольно замедлено, а общая дискоординация бывает частым (но не фиксированным) признаком диагностики. Специфические навыки, часто связанные со специфическими интересами, являются характерными, но также совсем не обязательными для диагностики расстройства Аспергера.
Хотя это расстройство является довольно специфической болезнью, тем не менее, есть некоторые симптомы, благодаря которым дифференциальная диагностика этого заболевания может быть существенно затруднена. Проводя дифференциацию, врач-психиатр должен отделить симптомы собственно расстройства Аспергера от других аутистических расстройств и заболеваний.
Шизофрения: при дифференциальной диагностике относительно шизофрении отмечается, что при синдроме Аспергера нет галлюцинаций и бреда, отсутствует прогрессирующее ухудшение социальных навыков и наследственная отягощённость шизофренией или другими психозами.
Детский аутизм: обладает целым рядом похожих симптомов. Главным отличительным признаком отличия детского аутизма от синдрома Аспергера является то, что при синдроме не отмечается общее отставание развития речи. К тому же, больные с синдромом Аспергера хоть как-то могут понимать невербальную информацию, всё-таки могут использовать интонации для коммуникации.
Сравнение симптомов детского аутизма и синдрома Аспергера:
Детский аутизм | Синдром Аспергера |
---|---|
Симптомы заболевания проявляются на первом году жизни (могут проявляться на первом месяце жизни). | Признаки и симптомы заболевания начинают обнаруживаться лишь на второй-третий год жизни ребёнка. |
Дети сначала осваивают навыки хождения, а потом начинают говорить. | Дети начинают разговаривать раньше, чем ходить, речь развивается очень бурно. |
Речь не рассматривается как средство общения, её коммуникативная функция нарушена (речь как бы обращена к самому себе). | Речь активно используется с целью коммуникации, но очень своеобразно. |
Интеллект в большинстве случаев снижен (в 60 % случаев аутизма наблюдается умственная отсталость, у 25 % аутистов – лёгкое снижение интеллекта, ещё у 15 % – интеллект в пределах нормы). | Интеллект всегда средний или же выше среднего. |
Отсутствие визуального контакта – для больного человека не существует других людей. | Больной избегает смотреть на людей без надобности, но они определённо для него существуют. |
Живёт исключительно в своём мире. | Живёт в мире людей, но по своим правилам. |
Скорее неблагоприятный прогноз – часто случается переход в атипичную умственную отсталость. При сохранном интеллекте у больного может возникнуть шизоидная психопатия. | Скорее благоприятный прогноз – этот синдром через некоторое время становится основой для шизоидной психопатии с терпимой адаптацией в социуме. |
Часто путают с таким заболеванием, как шизофрения. | Часто путают с психопатией. |
Лечение и реабилитация людей, страдающих синдромом Аспергера, должна проводиться целой группой специалистов самого разного профиля. В составе такой группы обязательно должен быть медицинский психолог, детский психиатр, педагог-дефектолог, логопед, педиатр, невропатолог, и даже музработник.
Лечение этого расстройства строится на основе разносторонней оценки состояния ребёнка, при этом обязательно учитываются его индивидуальные особенности. Терапия включает в себя самые разные лечебные методы: психофармакотерапию, массаж, физиотерапию, лечебную физкультуру, семейную и индивидуальную психотерапию, логопедическую и педагогическую коррекцию, а также многое другое.
С возрастом симптомы заболевания у детей с синдромом Аспергера уменьшаются. Примерно двадцать процентов больных этим синдромом детей, став взрослыми, уже не соответствуют критериям заболевания, хотя определённые социальные и коммуникационные трудности могут сохраняться у них всю жизнь. Большинство людей с таким синдромом имеют неплохие математические способности, а само это заболевание не помешало некоторым больным, таким как Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, добиться значительных успехов в жизни.
Основные симптомы:
Пожалуй, многим доводилось смотреть фильм «Человек дождя». Именно этот фильм привлёк внимание общества к людям, страдающим аутизмом – заболеванием, которое характеризуется определёнными нарушениями развития головного мозга. Синдром Аспергера является разновидностью аутизма.
Этот синдром во многом влияет на восприятие человеком окружающего мира, информации, взаимодействие его с другими людьми. Увы, эта дисфункция является пожизненной, но если приложить определённые усилия, то можно в достаточной мере сделать пребывание в обществе приятным для человека.
Синдром Аспергера – врождённое генетическое нарушение, потому развиться после рождения ребёнка под влиянием внешних факторов оно не может. Если же говорить о наследственности, то здесь тоже все не совсем ясно: современная медицина пока не пришла к единому мнению по поводу того, является ли синдром Аспергера наследственным заболеванием, или же это спонтанная мутация. Однако, как бы там ни было, никаких прямых зависимостей, которые позволили бы уменьшить риск возникновения данного заболевания, нет.
Проявления синдрома Аспергера можно заметить у ребёнка примерно с трёх лет, до этого малыш может развиваться вполне нормально: он в положенный срок обучается речи, моторика тоже соответствует возрасту. А вот в дальнейшем же могут проявляться следующие признаки болезни:
Выше были перечислены наиболее характерные для синдрома Аспергера симптомы, однако это не значит, что они должны проявляться все сразу, или же то, что только этим списком признаки синдрома Аспергера и ограничиваются. Однако если множественные признаки указывают на вероятность наличия этого заболевания, то необходимо обратиться к врачу для обследования и комплексного лечения.
Диагностировать синдром Аспергера – дело не из простых, ведь симптомы этого заболевания схожи с признаками других психических расстройств. Однако чем раньше болезнь будет обнаружена, тем безболезненнее будет проходить адаптация человека с синдромом Аспергера в обществе. Но, опять же, обнаружить заболевание не так-то просто, потому требуется проводить один тест за другим. Притом к делу должны быть привлечены генетики, специалисты в области неврологии. Необходимо будет пройти тест на интеллектуальное развитие, генетические исследования, тест на психомоторику и т. д. Бояться этого не стоит: каждый тест (за исключением генетических исследований, конечно) будет проводиться в форме беседы или игры.
Непременно должна быть проведена дифференциальная диагностика. Как уже было сказано, часть симптоматики синдрома Аспергера характерна и для других заболеваний, потому важно отсеять все лишнее. В основном тест помогает исключить такие болезни:
Кроме того, все эти психические заболевания могут сочетаться с синдромом Аспергера, так что этот момент также необходимо прояснить. К тому же синдром Аспергера очень часто путают с синдромом Каннера, то есть классическим . Но различия между этими заболеваниями есть, и они будут приведены ниже.
Как видно, синдром Аспергера не является, в отличие от классического аутизма, непреодолимым барьером к нормальной жизни. Потому важно вовремя обратить внимание на присущие синдрому Аспергера симптомы и посетить врача.
В нынешнее время существует несколько тестов, которые в значительной мере облегчают диагностику синдрома Аспергера. Среди них:
Перечисленные выше тесты облегчают диагностику заболевания, нельзя говорить о наличии синдрома Аспергера, основываясь только на результатах тестирования или фото. Необходим визит к психологу, психиатру, неврологу и прочим специалистам.
Убрать синдром Аспергера как таковой нельзя, так как это генетическое заболевание, однако можно сгладить проявления этой болезни, которые мешают человеку прижиться в обществе. Конечно же, лечение это комплексное и напрямую зависит от симптомов конкретного человека. К примеру, может понадобиться помощь следующих специалистов:
Многим подобное лечение кажется довольно трудоёмким, однако оно крайне необходимо для дальнейшей жизни детей с синдромом Аспергера, в особенности для её социальной стороны. И потому важно правильно подойти к вопросу реабилитации детей, страдающих от синдрома Аспергера.
У синдрома Аспергера, а, точнее, у людей с таким заболеванием есть все шансы стать нормальными членами общества, и прогнозы относительно такого исхода радуют. Да, некоторые особенности останутся с человеком на всю жизнь, но, в конце концов, каждый человек является личностью по-своему особенной. Очень часто люди, у которых диагностировали синдром Аспергера, находят себя в точных науках: математике, физике, сфере IT, искусству фото- и видеосъёмки и т. д. Более того, некоторые известные личности обладали таким синдромом. Среди них Эйнштейн, Ньютон и другие люди науки. И уж конечно, с тем, что они добились в жизни значительных успехов, спорить трудно.
Что же касается профилактики (речь, конечно, здесь идёт о тех, кто задумывается о родительстве и хочет не допустить появления синдрома Аспергера у своих детей), то все, что здесь можно посоветовать – это следить за своим здоровьем и избегать вредных привычек. Есть ещё мнение, что на появление синдрома может влиять экологическое состояние окружающей среды. Ничего более конкретного в деле профилактики синдрома Аспергера современная медицина предложить, увы, не может.