Перинатальная энцефалопатия у детей до года лечение. Перинатальная энцефалопатия последствия, последствия гипоксии у детей. Что делать маме

Многие пары предпочитают планировать беременность заранее, и нередко в процессе подготовки к зачатию ребенка они сталкиваются с таким понятием, как перинатальная энцефалопатия. Это довольно серьезное заболевания, однако в настоящее время его можно лечить.

Благодаря адекватной и своевременной терапии удается добиться неплохих результатов и стабилизировать развитие малыша. А проводимые исследования позволяют с каждым годом повышать эффективность лечения болезни.

Причины

Перинатальная энцефалопатия заключается в появлении различных нарушений мозга у ребенка, которые возникают перед родами или непосредственно в их процессе.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту !
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

Основной причиной этого заболевания у новорожденных считается воздействие отрицательных факторов на материнский организм еще в процессе беременности.

К ним относят следующее:

  • острые инфекционные болезни будущей матери во время вынашивания ребенка или наличие у матери хронических патологий, который обостряются при беременности;
  • неправильный режим питания женщины при беременности и лактации;
  • проблемы в процессе родовой деятельности – к примеру, слабость или стремительные роды;
  • травматические повреждения ребенка во время родов – например, переломы или атипичное положение плода;
  • токсикозы – ранние и поздние;
  • очень молодой возраст будущей матери;
  • наследственные болезни, врожденные отклонения метаболизма;
  • влияние негативных факторов – токсических веществ, радиации, выхлопных газов и т.д.;
  • преждевременные роды;
  • угроза прерывания беременности;
  • врожденные пороки развития;
  • вредные привычки будущих родителей – алкоголизм, наркомания, курение, избыточное потребление кофе.

Поскольку развитие перинатальной энцефалопатии может происходить под влиянием самых разных факторов, родители должны заранее подготовиться к рождению малыша, а для этого им нужно в первую очередь позаботиться о своем собственном здоровье.

Симптомы

Поскольку перинатальная энцефалопатия развивается в самом раннем возрасте, родители могут уже буквально с первых дней жизни увидеть отклонения в развитии малыша.

По мере прогрессирования болезни симптомы будут нарастать, что приведет к появлению отличий больного малыша от здоровых детей.

Патология сопровождается большим количеством симптомов нервных нарушений.

К самым типичным признакам этого вида энцефалопатии у младенцев относится следующее:

  • слабый или слишком поздний крик во время рождения ребенка;
  • отсутствие сосательных рефлексов;
  • нарушение сердцебиения;
  • рефлекторные вздрагивания;
  • частые плач;
  • повышенное беспокойство;
  • аномальные реакции на свет и звук;
  • высокий тонус мускулатуры;
  • вялость;
  • запрокидывание головы;
  • пучеглазость или косоглазие;
  • постоянные срыгивания во время или сразу после еды;
  • проблемы со сном.

У детей более старшего возраста появляются следующие симптомы:

  • проблемы с памятью;
  • нарушение сознания;
  • частые депрессии;
  • апатия, безынициативность;
  • повышенная утомляемость;
  • отсутствие аппетита;
  • рассеянность;
  • нарушения речи;
  • плохой сон;
  • раздражительность;
  • многословие;

Сложность диагностики перинатальной энцефалопатии заключается в том, что патология имеет множество общих признаков с другими нарушениями в работе центральной нервной системы.

Многие родители по незнанию игнорируют симптомы этого опасного заболевания, надеясь, что ребенок со временем догонит своих сверстников в развитии.

Стоит учитывать, что при сложных формах энцефалопатии этого добиться не удастся. Поэтому так важно своевременно начать лечение – именно от этого в конечном счете зависит его эффективность.

Классификация

В зависимости от причин и особенностей течения болезни выделяют довольно много видов перинатальной энцефалопатии.

Виды
Такой диагноз ставят в том случае, если ребенок после полученных травм при родах переносит воспалительные или инфекционные заболевания. Также немаловажную роль в развитии патологии играет недостаточное кровоснабжение мозга. У таких детей нередко возникают головные боли, нарушения психики, интеллектуальные отклонения.
В этом случае ткани мозга страдают от недостаточного кровоснабжения. Причиной такого недуга может стать дистония, остеохондроз, высокое внутричерепное давление или гипертоническая болезнь.
Ишемическая Является следствием недостаточного кровоснабжения головного мозга и деструктивных процессов в определенных очагах. Заболевания ишемического генеза зачастую становятся результатом употребления алкогольных напитков, курения, стрессовых ситуаций.
Является результатом отравления мозга ядовитыми веществами. Эта проблема имеет место при инфекционных патологиях, воздействии химических веществ или алкогольных напитков. Существенное отравление мозговых тканей может спровоцировать развитие эпилепсии.
Лучевая Развивается вследствие влияния ионизирующего излучения на головной мозг человека.
Является результатом дефицита кислорода в периферической крови. Перинатальная энцефалопатия гипоксического генеза также может быть следствием асфиксии в момент рождения.
Сопровождается большим количеством симптомов и жалоб пациента, поэтому поставить достоверный диагноз под силу лишь квалифицированному врачу.
Степени тяжести

Течение заболевания может иметь несколько периодов. Так, острый период начинается сразу после рождения и продолжается в течение первого месяца жизни. С года до двух имеет место восстановительный период. После этого наблюдается исход болезни.

Для каждого из периодов характерно особое течение и развитие определенных синдромов. Иногда могут сочетаться разные проявления болезни. В любом случае каждый период требует назначения специальных препаратов.

Даже при наличии легких симптомов болезни пациента следует детально обследовать. Если вовремя не начать лечение, могут наблюдаться задержки в развитии и неблагоприятный исход.

Если у ребенка имеет место тяжелая или среднетяжелая форма заболевания, он нуждается в квалифицированной помощи в условиях стационара. Легкие отклонения обычно лечат амбулаторно под тщательным контролем невропатолога.

Синдромы

Существует целый ряд синдромов, которые сопровождают перинатальную энцефалопатию:

Гипертензионно-гидроцефальный синдром
  • В этом случае у ребенка скапливается повышенное количество жидкости в головном мозге, что провоцирует изменение внутричерепного давления.
  • Чтобы поставить точный диагноз, врач должен наблюдать за размерами головы и большим родничком.
  • Гипертензионный синдром сопровождается нарушениями сна, усиленной пульсацией родничка, постоянным плачем.
Синдром гипервозбудимости
  • В таком случае появляется усиление двигательной активности, нарушение сна, постоянный плач.
  • У ребенка снижается порог судорожной готовности и повышается тонус мышечной ткани.
Судорожный синдром
  • Это состояние известно как , причем для него характерно достаточно много форм.
  • К ним относят вздрагивания, движения тела, которые возникают в виде приступов, судороги и всевозможные подергивания конечностей.
Коматозный синдром
  • Проявляется в виде сильной вялости и снижения двигательной активности.
  • У ребенка наблюдается угнетение важных функций, отсутствуют рефлексы глотания и сосания.
Синдром вегето-висцеральной дисфункции
  • Для такого состояния характерна высокая нервная возбудимость, постоянные срыгивания, энтериты, нарушения стула.
  • Нередко нарушается работа пищеварительной системы и наблюдается аномальное состояние кожных покровов.
Синдром двигательных нарушений
  • В этом состоянии у малыша может снижаться или повышаться мышечный тонус.
  • Нередко данный симптом сопровождается нарушением развития, у ребенка возникают трудности с овладением речью.
Детский церебральный паралич
  • Это заболевание имеет сложную структуру, которая включает поражение конечностей, нарушение речи, проблемы с мелкой моторикой, поражение зрения.
  • Также у ребенка наблюдается отставание в психическом развитии и снижается способность к обучению, а также адаптации в обществе.
Синдром гиперактивности Это нарушение проявляется в виде снижения способности ребенка концентрировать внимание и сосредотачиваться.
Диагностика

Обычно это заболевание выявляют педиатры, которые случайно обнаруживают проявление энцефалопатии при плановом осмотре малыша. Также диагностировать патологию можно на основе рассказов родителей.


Для оценки состояния ребенка врач назначает такие исследования:
Анализ анамнеза жизни матери, малыша и истории болезни Имеют значение негативные факторы, которые присутствуют до и в период беременности, а также отклонения в процессе родовой деятельности.
Изучение клинической картины Анализ признаков и синдромов, которые присущи этой группе нарушений:
  • двигательные расстройства;
  • угнетение нервной системы;
  • высокая нервно-рефлекторная возбудимость;
Пренатальная диагностика С помощью ультразвукового исследования удается обнаружить обвитие пуповиной или неправильное положение плода, а допплерография дает возможность выявить нарушения в работе сердца и сосудов ребенка.
Нейросонография С помощью УЗИ головного мозга диагностируют наличие очагов кровоизлияний.
Электроэнцефалография Выявляет наличие патологических волн или нарушений активности мозга.
Лечение перинатальной энцефалопатии

Если признаки патологии проявляются слабо или умеренно, ребенок находится на домашнем лечении, а врачи дают родителям советы по поддержанию его состояния в норме.

Иногда применяют средства фитотерапии и гомеопатии.

Медикаментами
  • Лечение заболевания зависит от тяжести диагноза. Чтобы улучшить кровоснабжение головного мозга, новорожденному может быть назначены такие препараты, как актовегин, пирацетам, винпоцентин.
  • При серьезных двигательных нарушениях могут применяться такие средства, как дибазол и галантамин. Если наблюдается повышенный тонус, используют мидокалм и баклофен.
  • Чтобы ввести лекарства, используют разные варианты, включает и метод электрофореза. Очень полезны физиотерапевтические процедуры, массаж, выполнение лечебных упражнений.
  • Если у ребенка имеется эпилептический синдром, врач назначает противосудорожные средства в нужной дозировке. При выраженной эпилепсии показано применение антиконвульсантов. Физиотерапевтические методы в этом случае противопоказаны.
  • Если есть нарушения психомоторного развития, показаны лекарственные препараты, направленные на стимулирование работы мозга и нормализацию кровотока. К ним относят актовегин, пантогам, ноотропил. Также может применяться кортексин или винпоцетин.
  • Если есть в наличии гипертензионно-гидроцефальный синдром, терапия зависит от интенсивности его проявлений. В легких случаях показаны фитопрепараты – в частности, отвары хвоща или толокнянки. В тяжелых ситуациях необходимо использовать диакарб, который способствует увеличению оттока спинномозговой жидкости.
  • В сложных случаях врач может назначить методы нейрохирургического лечения. Также может возникнуть необходимость в гемодиализе, вентиляции легких, рефлексотерапии.
  • Иногда требуется парентеральное питание. Детям, которые имеют синдромы перинатальной энцефалопатии, часто выписывают витамины группы В.
В домашних условиях
  • Малыши, имеющие такой диагноз, буквально с первых дней жизни, нуждаются в особом внимании. Родители должны закаливать ребенка, регулярно делать ему массаж, обеспечить занятия плаванием и прием воздушных ванн.
  • Лечебный массаж и специальная гимнастика помогают улучшить тонус тела, нормализовать моторные функции рук, укрепить общее состояние ребенка. Если у малыша есть асимметрия тонуса мышц, ему очень важен лечебный массаж.
  • Стоит учитывать, что в период высоких нагрузок синдромы могут обостряться. Это обычно происходит тогда, когда ребенок идет в детский сад или школу.
  • Также к обострению могут приводить перепады погоды или изменения климатических условиях. Это нередко происходит и в период активного роста. На появление признаков перинатальной энцефалопатии нередко влияют инфекционные болезни.
  • Чтобы минимизировать вероятность рецидива, нужно принимать витамины, регулярно гулять на свежем воздухе, делать специальные упражнения. Немаловажное значение имеет правильное питание и спокойная обстановка в доме. Ребенок не должен подвергаться стрессовым ситуациям или резкому изменению привычного режима.
  • Адекватное лечение и правильный уход за ребенком с перинатальной энцефалопатией существенно минимизируют вероятность развития тяжелых поражений головного мозга.

Последствия

Перинатальная энцефалопатия может провоцировать весьма неприятные последствия во взрослой жизни:

  • раннее появление остеохондроза;
  • гипертоническая болезнь;
  • импотенция;
  • тяжелые формы мигрени;
  • сколиоз;
  • гиперактивность;
  • нейроциркуляторная дистония;
  • нарушения зрения;
  • проблемы с мелкой моторикой;
  • синдром дефицита внимания.
Что делать маме?
  • В первую очередь ни в коем случае нельзя поддаваться панике, ведь перинатальную энцефалопатию весьма успешно можно корректировать, и в большинстве случаев этот недуг полностью излечивается.
  • Для начала следует обратиться к квалифицированному неврологу и пройти комплексное обследование. Благодаря этому удастся обнаружить механизм и причины развития перинатальной энцефалопатии у ребенка. Категорически не рекомендуется отвергать факт наличия болезни.
  • После этого можно самостоятельно ознакомиться с особенностями патологии, чтобы понимать, какие процедуры требуются ребенку для успешного лечения. Важно соблюдать установленный врачом режим сна, питания и лечения.
  • Можно познакомиться с родителями детей, которые имеют такие же проблемы. Это поможет вам делиться своим опытом и получать поддержку. Немаловажное значение имеет четкое соблюдение всех врачебных рекомендаций. Чтобы улучшить состояние ребенка, его нужно поддерживать и всеми доступными способами демонстрировать свою любовь.
  • Конечно же, следует систематически проходить контрольные обследования. В этой ситуации стоит вести дневник здоровья малыша, в котором каждый день необходимо отмечать появляющиеся симптомы, проведенное лечение и реакцию ребенка на него. Благодаря этому родители смогут организовать правильный уход, а врач получит возможность контролировать динамику развития болезни.
  • Чтобы проводить психокоррекционную работу, следует посещать медицинского психолога или психотерапевта. Не рекомендуется ограничивать социальные контакты малыша – наоборот, стоит способствовать его общению с другими детьми.

Перинатальная энцефалопатия – это достаточно сложное заболевание, которое может сопровождаться целым рядом серьезных синдромов. Однако своевременно назначенная терапия и постоянные занятия с ребенком помогут полностью избавиться от этого диагноза.


Поэтому так важно при любых нарушениях в поведении малыша сразу же обращаться к врачу. Если вовремя этого не сделать, во взрослой жизни ему может грозить инвалидность.

– различные поражения центральной нервной системы, возникшие в период внутриутробного развития, во время родов или в раннем неонатальном периоде. Перинатальная энцефалопатия может заявлять о себе синдромом угнетения или гипервозбудимости ЦНС, двигательными нарушениями, гипертензионно-гидроцефальным, судорожным, вегето-висцеральным синдромом, задержкой темпов моторного, психического и речевого развития. Диагностика перинатальной энцефалопатии включает нейросонографию, допплерографию, МРТ и КТ головного мозга, ЭЭГ. Лечение перинатальной энцефалопатии предполагает проведение посиндромной медикаментозной терапии, повторных курсов массажа, ЛФК, логопедической коррекции.

Общие сведения Причины перинатальной энцефалопатии

Ведущей причиной повреждения головного мозга плода и новорожденного в перинатальном периоде выступает внутриутробная гипоксия . Т. о., перинатальная энцефалопатия может являться следствием отягощенного соматического анамнеза беременной (пороки сердца , сахарный диабет , пиелонефрит , бронхиальная астма , гипертоническая болезнь и др.), неблагополучного протекания беременности (угроза выкидыша , внутриутробные инфекции , гемолитическая болезнь плода , гестоз , фетоплацентарная недостаточность) и родов (узкий таз , преждевременные роды , затяжные или стремительные роды , слабость родовой деятельности и пр.). Повреждающее действие на плод могут оказывать вредные привычки беременной (курение, употребление алкоголя и наркотических веществ), прием потенциально опасных для плода лекарственных препаратов, профессиональные вредности, экологическое неблагополучие.

Кроме этого, перинатальная гипоксическая энцефалопатия может развиваться и в первые дни после рождения, например, при синдроме дыхательных расстройств , врожденных пороках сердца , сепсисе новорожденных и т. д.

Независимо от непосредственной причины, во всех случаях гипоксического поражения ЦНС пусковым механизмом служит недостаток кислорода. Другие дисметаболические нарушения (ацидоз, гипогликемия, гипо-/гипернатриемия, гипо-/гипермагниемия, гипокальциемия) обычно возникают вслед за гипоксическим поражением ЦНС.

Исходом перинатальной энцефалопатии у детей может являться выздоровление, темповая задержка развития (ЗПР , ЗРР), минимальная мозговая дисфункция , синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), грубые органические поражения ЦНС (ДЦП, эпилепсия, олигофрения , прогрессирующая гидроцефалия).

Диагностика перинатальной энцефалопатии

Признаки перинатальной энцефалопатии обычно выявляются при осмотре и объективном обследовании ребенка педиатром или детским неврологом . При этом важно учитывать данные о течении беременности, родов, состоянии ребенка сразу после рождения. Однако для определения характера поражения головного мозга и оценки степени тяжести перинатальной энцефалопатии требуется проведение дополнительных лабораторных и инструментальных исследований.

В целях изучения показателей метаболизма проводится определение КОС и газового состава крови, уровня глюкозы, электролитов, анализ состава спинномозговой жидкости.

Самую первую диагностическую информацию, позволяющую косвенным образом судить о наличии перинатальной энцефалопатии, получают с помощью ультразвукового исследования анатомических структур мозга - нейросонографии через большой родничок.

Для уточнения гипоксически-ишемических изменений мозговой ткани, обнаруженных при НСГ, проводится КТ или МРТ головного мозга ребенку . С целью оценки кровоснабжения головного мозга выполняется допплерография сосудов шеи ребенку и дуплексное сканирование артерий головы . ЭЭГ ребенку представляет наибольшую ценность в диагностике перинатальной энцефалопатии, протекающей с судорожным синдромом. При необходимости обследование ребенка может дополняться ЭхоЭГ , внутричерепной гипертензии проводится дегидратационная терапия (маннитол), вводятся кортикостероиды (преднизолон, дексаметазон и др.), выполняются лечебные спинномозговые пункции .

С целью нормализации метаболизма нервной ткани и повышения ее устойчивости к гипоксии осуществляется инфузионная терапия – введение растворов глюкозы, калия, кальция, аскорбиновой кислоты, препаратов магния и т. д. Для борьбы с судорогами используется фенобарбитал, диазепам и др. В рамках терапии перинатальной энцефалопатии показано назначение препаратов, улучшающих кровообращение и метаболизм головного мозга (винпоцетина, пирацетама, кортексина, депротеинизированного гемодеривата крови телят и др.).

В восстановительном периоде лечение ребенка с перинатальной энцефалопатией, как правило, осуществляется амбулаторно или в условиях дневного стационара. Проводятся повторные курсы лекарственной терапии ноотропными препаратами и ангиопротекторами, лечебная физкультура

Профилактика перинатальной энцефалопатии включает минимизацию факторов риска при беременности и родоразрешении. Основной задачей будущей мамы и акушеров-гинекологов на этапе ведения беременности служит предупреждение внутриутробной гипоксии, что может быть достигнуто терапией хронических заболеваний, коррекцией патологического течения беременности. Во время родов необходимо проводить профилактику интранатального травматизма плода.

По статистике у 30% — 70% новорожденных диагностируют ПЭП (перинатальную энцефалопатию). В статье мы собрали материал, который поможет родителям понять причины возникновения этой болезни, распознать ее проявления у малышей по симптомам, а также узнать о методах лечения перинатальной энцефалопатии.

Что может означать диагноз ПЭП

Перинатальная энцефалопатия – это собирательный термин, обобщающий в себе патологии головного мозга, возникшие в перинатальный период, то есть с 28 недели беременности и до достижения новорожденным возраста 7 дней.

Введен данный термин в 76 году 20 века и используется только на территории стран СНГ (за рубежом энцефалопатия перинатальная не диагностируется). Поводом для постановки данного диагноза является наличие симптомов поражения головного мозга.

Перинатальная энцефалопатия: причины возникновения

Этиологией возникновения ПЭП могут быть:

  • Хронические заболевания матери.
  • Перенесенные во время беременности вирусные заболевания либо обострение хронических болезней.
  • Неправильное или неполноценное питание.
  • Беременность в очень молодом возрасте.
  • Наследственность.
  • Наличие патологий беременности (токсикозы, угрозы прерывания и т.д.).
  • Патологии родового процесса (стремительное либо затяжное родоразрешение, возникшие вследствие оказания помощи при родах и др.).
  • Неблагополучие окружающей среды и экологической обстановки.
  • Преждевременные роды, рождение недоношенного плода.
  • Внутриутробная гипоксия.
  • Асфиксия плода во время рождения.
Как у ребенка может проявляться ПЭП?

Выделяют три периода ПЭП :

  • Острый (от рождения до конца 1 месяца жизни).
  • Подострый или ранний восстановительный (от 1 до 4 месяца жизни).
  • Поздний восстановительный (от 4 месяцев до 1-2 лет).
  • Во избежание неблагоприятных последствий необходимо провести своевременное лечение ПЭП. Однако для этого нужно вовремя диагностировать патологию по соответствующим симптомам.

    Симптомы перинатальной энцефалопатии у новорожденного в острый период болезни (от рождения и до конца первого месяца жизни):

  • Угнетение центральной нервной системы вследствие травмы или гипоксии.
  • ПЭП может проявляться вялостью, слабой реакцией на окружающих, проблемами с рефлексами глотания, срыгивания и даже сосания.
  • Отсутствие реакции на раздражители (кома).
  • Повышенная возбудимость нервной системы (повышенная реакция на звук, дрожь, беспокойство, нарушение сна, головные боли).
  • Судороги от чуть заметных до эпилептических припадков.
  • Сочетанная гидроцефалия с гипертензией (повышенное внутричерепное давление на фоне скопления излишнего количества жидкости в голове).
  • На фоне данных симптомов в будущем могут быть установлены такие диагнозы как:

    • эпилепсия;
    • нарушения двигательной активности;
    • вегето-висцеральная дисфункция с соматическими отклонениями;
    • гидроцефалия;
    • задержка развития (речевого, психического, моторного);
    • неврозы;
    • ДЦП и др.

    Симптомы, характерные для раннего и позднего восстановительного периода ПЭП:

    • повышенная нервно-рефлекторная возбудимость;
    • эпилептический симптом;
    • синдром гидроцефалии и гипертензии;
    • вегетативно–висцеральный синдром;
    • двигательные нарушения;
    • симптоматика задержки психомоторного развития.

    Проявление клинических периодов может быть разным по силе, поэтому специалисты различают легкую, среднюю и тяжелую формы ПЭП.
    В первом случае лечение может проводиться амбулаторно. В случае среднего и тяжелого поражений мозга обязательным является лечение в стационаре.

    Как выявить ПЭП: обследования, диагностика

    Постановка любого диагноза, в том числе и ПЭП, требует комплексного подхода. Для этого специалисту необходимо знать, как протекала беременность, особенности течения родового периода, а также какие проявлялись симптомы в неонатальном периоде. Для уточнения диагноза проводятся дополнительные обследования:

    Методы лечения перинатальной энцефалопатии
    • Среднетяжелые и тяжелые проявления перинатальной энцефалопатии острого периода лечатся в стационаре. В остальных случаях возможен подбор индивидуального режима, массажа, ЛФК и физиотерапевтических методов для лечения ПЭП. В качестве медикаментозного лечения чаще всего используют фитотерапевтические средства и гомеопатию.
    • В случае гипертензионно-гидроцефального синдрома рекомендуется приподнять головной конец кроватки на 30 градусов. Лекарственные препараты назначает лечащий врач с учетом клинических проявлений и данных нейросонографии. При легком поражении назначают отвар хвоща полевого, листа толокнянки и т.д. В более тяжелых случаях может быть назначен препарат Диакарб. Он позволяет уменьшить количество выработки ликвора с увеличением его оттока. В особо тяжелых случаях прибегают к нейрохирургическому вмешательству.
    • В случае выраженных двигательных отклонений прибегают к массажу, физиотерапии и лечебной физкультуре.
    • В случае назначают Мидокалм либо Баклофен, способствующие его снижению. Если преобладает синдром мышечной гипотонии назначают средства для улучшения нервно-мышечной передачи. Это может быть Галантомин либо Дибазол.
    • При эпилептическом синдроме ребенку назначают противосудорожные препараты (антиконвульсанты). Дозировку и время приема лекарств определяет специалист. Массаж и физиотерапия в данном случае противопоказаны.
      Отсутствие своевременного лечения способствует нарушению психического развития.
    • Если наблюдается задержка психомоторного развития рекомендуют социально-педагогическую коррекцию совместно с лекарствами активирующими деятельность мозга и улучшающие мозговой кровоток. Ассортимент таких препаратов широкий: Ноотропил, Актовигил, Пантогам и др.
      Схема лечения в каждом случае подбирается индивидуально.
    • Общим лечением при всех синдромах данного заболевания является прием витаминов группы В.

    При своевременном лечении признаки перинатальной энцефалопатии полностью проходят к годовалому возрасту либо остаются незначительные симптомы, практически не оказывающие негативного воздействия на развитие ребенка. Неблагоприятным исходом в тяжелых случаях ПЭП может быть детский церебральный паралич или эпилепсия.

    Часто после первого осмотра невропатолога в поликлинике или в роддоме малышу ставится диагноз перинатальная энцефалопатия. По различным источникам, ее имеет от 30 до 70% новорожденных. Какие же жалобы мамы заставляют врача поставить такой диагноз? Продолжительный плач и вообще плаксивость, частое сосание, срыгивания, вздрагивания или вскидывания рук и ног, плохой ночной (частые просыпания, беспокойный поверхностный сон) и дневной сон (мало спит днем), трудности с засыпанием (долгое укачивание на руках). При осмотре ребенка врач может заметить нарушения мышечного тонуса – гипертонус или гипотонус, дистонию. При нейросонографических исследованиях иногда видны затемненные или измененные участки мозга, иногда нет. Врач назначает средства, улучшающие мозговое кровообращение (пирацетам, ноотропил, кавинтон) и успокоительные (глицин, микстура с цитралью, валериана, иногда люминал или фенобарбитал), а так же рекомендует провести курсы массажа, купания в сборах успокаивающих трав. Это вы наверняка все знаете.

    А теперь стоит сказать о другом подходе к проблеме.

    Перинатальная энцефалопатия является осложнением патологии беременности и родов и диагностируется у новорожденных до 5% случаев (или у 1,5-3,6%)!!! Откуда же такое несоответствие? В книге Пальчик А.Б. и Шабалова Н.П. “Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных: руководство для врачей”. (СПб: «Питер», 2000) причины поголовной заболеваемости энцефалопатией новорожденных объяснены очень хорошо. Причина, в общем-то, одна, и называется она гипердиагностика.

    В чем причина гипердиагностики? Что заставляет врачей ставить “всем подряд” этот диагноз? В рамках проведенной петербургскими учеными исследовательской работы были выявлены следующие причины «гипердиагностики» перинатальной энцефалопатии:

    Во-первы х, это нарушение принципов неврологического осмотра:

    а) нарушения стандартизации осмотра (наиболее частые из них: диагностика повышенной возбудимости у дрожащего и скованного ребенка в холодном помещении, а также при возбужденном состоянии или чрезмерных манипуляциях исследователя; диагностика угнетения центральной нервной системы у вялого ребенка при перегревании или в дремотном состоянии).

    Например, в роддоме педиатр поставила ПЭП, так как ребенок часто громко плакал, но когда невропатолог пришел осмотреть ребенка, малыш крепко спал, и врач сказал, что тонус в норме, и он не видит никаких патологий. Через месяц в поликлинике осмотр производился, когда ребенок спал, проснулся и испугался, что его чужая тетка за руки-ноги дергает. Естественно, что он заплакал и напрягся. ПЭП подтвердили.

    Так, у одного ребенка могут диагностировать то гипер, то гипотонус.

    б) некорректная оценка ряда эволюционных явлений (то есть патологией считают то, что норма для такого возраста, особенно для 1 мес ребенка). Это диагностика внутричерепной гипертензии на основании положительного симптома Грефе, симптом Грефе может выявляться у доношенных детей первых месяцев жизни, у недоношенных детей, при задержке внутриутробного развития, конституциональных особенностях); диагностика спастичности на основе скрещивания ног на уровне нижней трети голеней новорожденным при проверке реакции опоры или шагового рефлекса (может быть физиологическим вследствие физиологического гипертонуса некоторых мышц бедер, но патологическим у детей старше 3 мес); диагностика сегментарных нарушений при выявлении «пяточной стопы» (тыльная флексия стопы - 120° является нормой); гиперкинезов у ребенка 3-4 мес при беспокойстве языка (является физиологическим этапом созревания моторики ребенка).

    Сюда можно отнести и срыгивание, как результат незрелости нервной системы и слабости сфинктера – мышечного клапана, находящегося в верхней части желудка, который не слишком хорошо удерживает его содержимое. Нормой считается срыгивание после каждого кормления в объеме 1-2 стол ложек и однократно в день рвота «фонтаном» более 3 ложек, если при этом малыш часто писает, хорошо себя чувствует и нормально прибавляет в весе. Диагностика симптома мраморности кожи – вследствие незрелости вегето-сосудистой системы.

    Но до 3-х лет - это абсолютно нормальное явление, потому что она только формируется!

    Плохой ночной сон – когда ребенок часто просыпается. Но для грудного ребенка характерен преимущественно поверхностный неглубокий сон и сосание во время такого сна. С 3-4 месяцев у детей ночное сосание может становиться более активным, т.к. днем они начинают легко отвлекаться от груди и сосут относительно не долго. За счет активного ночного сосания они добирают необходимое количество молока.

    Американский исследователь сна Джеймс Маккена в своей работе Breastfeeding & Bedsharing Still Useful (and Important) after All These Years пишет, что при исследовании сна грудных детей было выявлено, что средний интервал между ночными кормлениями грудью составлял около полутора часов - приблизительная длина взрослого цикла сна. Минимизировать время маминого «недосыпа» можно с помощью рациональной организации совместного сна и ночных кормлений. Очень часто дети лучше спят рядом с матерями. Укачивание можно так же заменить прикладыванием к груди перед сном(но не у всех получается). Когда я узнала, что так «можно» делать, время укачиваний значительно сократилось. Часто дети просыпаются после сна в плохом настроении, также можно предложить грудь, и мир будет снова радовать малыша!

    Во–вторы х, это отнесение к патологическим ряда адаптационных, проходящих явлений со стороны нервной системы новорожденного (например, вздрагивания или вскидывании рук и ног, дрожание подбородка при сильном плаче или испуге, постнатальная депрессия, физиологическая мышечная гипертония и т. д.).

    В-третьих , плохая осведомленность в классификации Гипоксической Ишемической Энцефалопатии (в основном, в связи с иностранным происхождением исследований на эту тему) и недостаточная квалификация врача.

    Например, месячному ребенку был поставлен диагноз Минимальная Мозговая Дисфункция, который должен ставиться после 2, а то и 5 лет, по разным источникам. Другому ребенку назначили пить настойку женьшеня, что недопустимо в его возрасте. Часто медикаментозные методы лечения приводят к еще большему ухудшению в поведении детей. Врачи знают о вреде различных лекарств для детей, но или просто не информируют родителей, или сознательно или неосознанно не обращают их внимание на побочные эффекты.

    В-четвертых , это психологические причины. Они заключается в том, что в связи со сложившейся в отечественном здравоохранении ситуацией, «гипердиагностика» не имеет никаких административных, юридических, этических последствий для врача. Постановка диагноза ведет к назначению лечения, и в случае правильности или неправильности диагноза исход (чаще выздоровление или минимальные расстройства) благоприятен. Таким образом, можно утверждать, что благоприятный исход есть следствие «правильного» диагноза и «правильного» лечения.

    Гипердиагностика заболевания ничуть не лучше гиподиагностики. При недостаточной диагностике понятны негативные последствия – из-за отсутствия своевременной помощи возможно развитие инвалидизирующего заболевания. А гипердиагностика? По мнению петербургских исследователей, с которым сложно не согласится, «гипердиагностика» не является безобидным явлением, как иногда считают некоторые врачи. Негативные последствия “гипердиагностики” заключаются, прежде всего, в том, что длительная работа в рамках доктрины «гипердиагностики» приводит к «размыванию» границ в представлениях врачей между нормальными и патологическими состояниями. Диагностировать «заболевание» оказывается «беспроигрышным» вариантом. Диагностирование «ПЭП» превратилось в безотчетный ритуал детского невролога, что закономерно ведет к малообъяснимой статистике заболеваний «ПЭП».

    В исследовании петербургских ученых подробно описаны наиболее часто встречающиеся ошибки при проведении эхоэнцефалография, нейросонографии, допплерографии, аксиальной компьютерной и магнитно-резонансной томографии.

    Причины ошибок различны и связаны с тем, что при интерпретации полученных данных используются параметры и нормы, разработанные для детей старшего возраста и взрослых, используется неадекватная оценка полученных данных и их абсолютизация, используются методы, имеющие при диагностике данного заболевания недостаточную информативность, используются также аппараты, имеющие неподходящие технические характеристики.

    В-пятых , это непонимание врачами и родителями естественных потребностей новорожденного ребенка. Чаще всего ребенок сигнализирует об ошибках в уходе своим плачем. Ребенку нужен контакт с мамой постоянно сразу после рождения.

    Общеизвестно, что сосание оказывает на ребенка своего рода седативное действие, не сравнимое по своей полезности ни с какими лекарствами. Содержание аминокислоты таурина в женском молоке, в отличие от коровьего, очень высоко. Таурин необходим для усвоения жиров, а также служит нейропередатчиком и нейромодулятором при развитии центральной нервной системы. Поскольку дети, в отличие от взрослых, не способны синтезировать таурин, считается, что его нужно рассматривать как аминокислоту, необходимую для маленького ребенка. Среди полиненасыщенных жирных кислот особенно важны арахидоновая и линоленовая кислоты, которые являются необходимыми компонентами для формирования головного мозга и сетчатки глаза ребенка. Их содержание в женском молоке почти в четыре раза выше, чем в коровьем (0,4 г и 0,1 г/100 мл соответственно). В женском молоке представлены нуклеотиды и многочисленные факторы роста. К последним относится, в частности, фактор роста нервной ткани (NGF). Именно поэтому ребенку очень важно находится на естественном вскармливании, если у вас были проблемы при родах или во время беременности, которые могли повлечь за собой гипоксию плода и травму его нервной системы.

    Четкой общепринятой тактики ведения детей с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости до настоящего времени не существует, многие специалисты относятся к данному состоянию как к пограничному, и советуют только наблюдать за такими детьми, воздерживаясь от лечения. В отечественной практике некоторые врачи продолжают применять детям с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости достаточно серьезные препараты (фенобарбитал, диазепам, сонапакс и т.п.), назначение которых в большинстве случаев мало оправдано…

    Если вас все же беспокоит состояние вашего ребенка, стоит сходить или пригласить на дом нескольких специалистов (по-крайней мере, двух, желательно по рекомендации (есть врачи, искренне радеющие за здоровье детей, и не стремящиеся сделать на детских «проблемах» деньги), ведь действительно, иногда проблемы бывают очень серьезные, такие как ДЦП и гидроцефалия. Про ребенка моей подруги, например, с той же симптоматикой, как и у моего сына, районный невропатолог заявила, что к каждому ребенку можно придраться, и никакой диагноз ставить не стала.

    У гомеопатов есть хороший опыт лечения неврологических расстройств, и официальная медицина это подтверждает. Но общеизвестна высокая пластичность детского мозга, его способность компенсировать структурные дефекты. Так что можно никогда не узнать, помогла ли ребенку терапия или он сам справился с проблемами. Очень хорошо помогает массаж, и мамин, и профессиональный (но только если ребенок хорошо на него реагирует, не плачет, не перевозбуждается, не теряет в весе и не приостанавливает прибавку) Показана витаминотерапия, и, учитывая хорошую усвояемость витаминов из материнского молока, обратите на это внимание.

    Стоит еще сказать о прививках для беспокойных детей. В одной из московских клиник, где выхаживают малышей с тяжелыми гипоксическими нарушениями, упор в лечении сделан на немедикаментозные методы и максимальное избежание инъекций (введение препаратов с помощью электрофореза, физиотерапия и т.п). У моего сына после прививок (инъекций) усиливался тонус конечностей, общее беспокойство, тем не менее, никто отвода нам не дал, так как вообще перинатальная энцефалопатия считается ложным противопоказанием к вакцинации, якобы врачи и пациенты оберегают от прививок детей на основании «общечеловеческих» и «общенаучных» соображений, не подтвержденных официальной медициной.

    Также скажу, что в побочных эффектах вакцин можно найти слово «энцефалопатия», то есть прививка может вызывать это состояние! Ребенок родился здоровым, мы сделали ему в первые дни несколько прививок, изолировали от мамы, сказали ей кормить по часам, поить ребенка лекарствами, которые употребляют шизофреники, и в месяц с удовольствием констатируем, что половина детишек страдает перинатальной энцефалопатией! Что еще добавить?!

    Диагноз синдром гиперактивности очень популярен в Америке и все больше проникает к нам. С другой стороны, в Америке и Германии не знают, что такое перинатальная энцефалопатия. Есть еще один взгляд на проблему – что все дело не в неврологической патологии и не в болезни, а просто в особом типе людей, индивидуальном устройстве их нервной системы. Книга «Дети Индиго» Ли Кэрролла этому доказательство.

    Изменить психоэмоциональную конституцию (тип личности), сами понимаете, не в силах ни один препарат. Большое значение имеет психологических настрой в семье (понимание потребностей маленького ребенка, забота по методу «сближения» Серзов) и правильный уход за ребенком (грудное вскармливание, ношение на руках (очень помогает слинг), совместный сон, уважение личности ребенка).

    В нашей поликлинике висит плакат о пользе грудного вскармливания со словами древнегреческого философа: «Вместе с молоком матери в ребенка входит душа». Мамино молоко – не просто пища, это и лекарство, и связь с миром, и передача ребенку маминых знаний о жизни.

    Что же заставляет направить ребенка к неврологу? Во-первых, сведения о том, как проходили беременность и роды. Насторожиться заставляют:

    сильные проявления токсикоза (особенно позднего);

    подозрения на внутриутробную инфекцию;

    анемия матери (гемоглобин ниже 100 единиц);

    слабость родовой деятельности, длительный безводный период, применение в родах медикаментозной стимуляции или акушерских щипцов;

    обвитие пуповиной; слишком большой вес ребенка или, наоборот, признаки незрелости и недоношенности;

    роды в ягодичном предлежании и т.п.

    Словом, все, что может привести к гипоксии плода в родах, то есть к нехватке кислорода, почти неминуемо приводящей к временному нарушению деятельности центральной нервной системы (ЦНС). Нанести урон ее работе могут также вирусные инфекции у женщины в период закладки нервной системы плода, нарушенная экология жилища или места работы.

    Прямой зависимости между уровнем и длительностью имевшего место кислородного голодания нет: иногда мозг ребенка переносит серьезный дефицит кислорода без большого для себя вреда, но случается, что небольшой дефицит приносит довольно ощутимый вред.

    Кроме выяснения обстоятельств беременности и родов, существуют и определенные клинические признаки, настораживающие педиатра. Ребенок слишком вял или, что чаще, возбужден, много кричит, при крике у него дрожит подбородок, он часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды. Или ко всему этому у него вздувается животик, никак не налаживается стул - он с зеленью, частый или, напротив, имеется склонность к запорам.

    Сопоставив все эти данные, убедившись, что малыша правильно кормят, врач-педиатр направляет такого ребенка к неврологу - специалисту, нацеленному на исследование состояния центральной и периферической нервной системы. Задача - выяснить, в какой степени имевшаяся в родах гипоксия оставила свой неприятный след.

    Только без паники!

    Тут часто начинается то, ради чего, собственно, и затевалась эта статья - родителей охватывает страх. Как, у нашего ребенка не все в порядке с головой?! Этот страх восходит к общей нашей ментальности, говорящей, что иметь отклонения в сфере нервной системы прежде всего стыдно.

    Убеждаешь, говоришь о том, что эти отклонения скорее всего временны, что чем раньше мы поможем ребенку, тем быстрее он с ними справится… Большинство родителей, вняв уверениям педиатра, идут к неврологу и возвращаются с записью, которая гласит обычно следующее:

    ПЭП (перинатальная энцефалопатия), восстановительный период, СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости).

    То, что написано в скобочках, расшифровано автором статьи - к сожалению, неврологи не часто снисходят до пояснения непонятных аббревиатур. Они пишут для себя и для врача-педиатра, и обе стороны прекрасно понимают друг друга. Но не родители.

    Насколько это страшно? Чаще всего с этим вопросом они бегут к педиатру, служащему в этот момент переводчиком с непонятного медицинского на бытовой язык.

    И все бы ничего, если бы не один прискорбный факт: некоторые родители вообще ничего не делают. Этому способствуют сердобольные окружающие, успокаивая примерно следующими словами: «Да врачи каждому второму такое пишут. Нам вон написали, а мы ничего не делали и растем!»

    И ведь действительно растут и вырастают. Но родители при этом не пытаются связать свое бездействие с выраженными проявлениями экссудативного диатеза у ребенка, явлениями дискинезии желудочно-кишечного тракта, со склонностью к запорам и даже с такими явными вещами, как отставание в развитии речи, расторможенность, непослушание.

    А ведь многих из этих неприятностей можно было бы избежать, отнесись родители к проблеме так, как она того заслуживает - достаточно серьезно, но без избыточного драматизма. Названные диагнозы в карте ребенка - это не сигнал паники, а сигнал к действию! Есть сомнения в рекомендациях участкового детского невролога? Проконсультируйте ребенка у другого специалиста.

    Что скрывается за непонятными словами?

    Итак, ПЭП расшифровывается как перинатальная энцефалопатия. То есть у ребенка в родах имелись факторы, способные повредить головному мозгу. Что-то случилось, и надо разобраться, какие поломки в организме эта авария произвела.

    Слова восстановительный период совершенно справедливо указывают на то, что нервная система и сама, без постороннего вмешательства, восстанавливается - дело только в темпах и качестве этого восстановления. А они не всегда удовлетворительны.

    Что же касается труднопроизносимой аббревиатуры СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости), то она как раз и обозначает тот печальный факт, что ребенок плаксив, много срыгивает, легко возбуждается, трудно успокаивается. И ему надо помочь от этого избавиться.

    «А само не пройдет?» - спросите вы. Пройдет. У части детей. А остальным придется нести этот груз по жизни. Они будут расторможенными, неусидчивыми, не смогут нормально общаться со сверстниками.

    Глазами специалиста

    На что обращают внимание неврологи при осмотре? Во-первых, на рефлексы и мышечный тонус. Равномерны ли рефлексы справа и слева? Нет ли спазмов мышц? И наоборот - не слишком ли слабо они сокращаются?

    Затем проверяют, нет ли у ребенка признаков повышенного внутричерепного давления. Для этого через открытый родничок делают УЗИ (нейросонограмму) - смотрят, не расширены ли желудочки мозга. И в заключение исследуют поведение ребенка, соответствие его так называемого психомоторного и физического развития возрасту.

    Если дело ограничивается нарушением мышечного тонуса и возбуждением нервной системы, обычно невролог назначает массаж, легкие успокаивающие средства и препараты, улучшающие мозговое кровообращение.

    Если невролог обнаружил у малыша явления повышения внутричерепного давления, которое обычно зависит от избыточной продукции спинномозговой жидкости, он назначает ему курс так называемой дегидратационной терапии (дегидратация - обезвоживание). С этой целью даются различные мочегонные средства. Для компенсации потери калия при усиленном мочеотделении назначают препараты, содержащие калий.

    Не надо надеяться, что с ростом черепа эти явления пройдут сами собой - этого может и не случиться. Кстати, контроль за показателями внутричерепного давления нужно проводить и позже, в течение нескольких лет, что избавит вашего ребенка от головных болей и приступов так называемой вегето-сосудистой дистонии в дошкольном и школьном возрасте.

    Лечение движением

    Но самое важное значение при формах ПЭП любой сложности имеют щадящие и безмедикаментозные способы восстановительного лечения: рефлексомассаж, специальные приемы лечебного массажа, элементы лечебной гимнастики, водолечение с проведением массажа и лечебной гимнастики в воде различной температуры и состава и др.

    Они требуют настойчивости и больших усилий от родителей ребенка - лекарство дать, пожалуй, проще, чем ежедневно выполнять комплексы упражнений, - но очень результативны. Это объясняется тем, что травмированный головной мозг, получая правильную «информацию» при массаже, плавании и гимнастике, восстанавливается скорее.

    Рефлексомассаж (воздействие на активные точки) поначалу делается руками опытного массажиста, который потом передает родителям эстафету грамотного обращения с малышом. Не забывайте: младенцы быстро устают, все процедуры нужно проводить коротко, но часто, на высоте положительных эмоций.

    Раннее плавание ребенка с обязательным нырянием также является огромным подспорьем в решении неврологических проблем младенца. То, что больно и неприятно делать на суше, «на ура» проходит в воде. Во время ныряния в толщу воды организм испытывает бароэффект - нежное, мягкое и, главное, равномерное давление на все органы и ткани. Расправляются сжатые в кулачки кисти рук, спазмированные мышцы и связки тела. Толща воды восстанавливает по всем направлениям внутричерепное давление, осуществляет баромасааж грудной клетки, выравнивая внутригрудное давление.

    После выныривания ребенок получает полноценный, грамотный вдох, что особенно важно для малышей, родившихся с помощью кесарева сечения, имевших гипоксию и т.д. Вода помогает и при проблемах с кишечными коликами - улучшается стул, уходят спастические болезненные явления.

    А что с животом?

    Часто у детей с перинатальной энцефалопатией имеются серьезные расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта: запоры и поносы, вздутия живота, кишечные колики. Обычно все это начинается с дисбактериоза и, к сожалению, часто заканчивается различными кожными проявлениями - экссудативным диатезом или даже экземой.

    Какая здесь связь? Самая простая. При гипоксии мозга в родах почти всегда страдает центр созревания иммунитета, расположенный в продолговатом мозгу. Вследствие этого кишечник заселяется той флорой, которая живет в родильных домах, особенно при позднем прикладывании к груди и раннем переходе на искусственное вскармливание. В результате у малыша очень рано возникает дисбактериоз: ведь вместо необходимых бифидобактерий его кишечник заполоняют стафилококки, кишечные палочки и т.д.

    Все это усугубляется тем, что кишечник младенца из-за «поломки» нервной системы функционирует плохо, неправильно сокращается, а соединение дискинезии кишечника с «плохой» микробной флорой приводит к нарушению переваривания пищи. Плохо переваренная пища вызывает расстройства стула , беспокойство ребенка и в конце концов аллергизацию кожи.

    Бывает и наоборот: длительное действие повреждающего фактора, не связанного с ЦНС, может вызвать вторичную энцефалопатию. Например, если не обращать внимания на состояние флоры желудочно-кишечного тракта, особенно на наличие в кишечнике таких «диверсантов», как стафилококки, могут появиться и четкие знаки поражения ЦНС - задержка психомоторного развития ребенка, слабость сфинктеров, симптомы повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и т.д.

    Как быть? Для достижения лучшего эффекта лечить не только кишечник, но и нервную систему. Только совместные усилия педиатра и невролога при самой активной помощи родителей могут дать нужный эффект.

    А напоследок хочется напомнить, что малышу с неустойчивой нервной системой материнское тепло, нежные прикосновения, ласковый разговор, покой в доме - словом, все, что вызывает у него чувство защищенности, - нужны в еще большей степени, чем здоровому ребенку.

    Первые результаты

    Как же при лечении энцефалопатии понять, что усилия врачей и родителей увенчались успехом? Ребенок стал спокойнее, перестал подолгу плакать, у него наладился сон. Он вовремя стал держать головку, сел, затем встал, сделал первый шаг. У него наладилось пищеварение, он хорошо прибавляет в весе, у него здоровая кожа. Это видно не только врачам, но и вам самим. Значит, вы помогли своему малышу преодолеть повреждения нервной системы.

    И в заключение один пример того, что может сделать материнская любовь.

    В середине 60-х годов в одном из роддомов на далеком Сахалине у молодой акушерки родилась дочь. Как это, к сожалению, часто бывает у медиков, роды были крайне тяжелыми, ребенок родился в глубокой асфиксии, долго не дышал, потом несколько недель находился практически в параличе.

    Девочку кормили из пипетки, выхаживали, как могли. Честно говоря, врачи думали, что ребенок этот - не жилец. И только мать думала иначе. Она не отходила от малыша, прекрасно овладела массажем и упорно массировала с трудом оживающее тельце.

    Через 18 лет автор этой статьи встретил в Ленинграде дочь и мать. Они приехали поступать в Ленинградский университет. Оказалось, что девочка с золотой медалью окончила школу на Сахалине. От нее трудно было отвести глаза - такая она была стройная и красивая. Потом она университет закончила, защитила кандидатскую диссертацию по биологии, стала ученым, вышла замуж, родила двоих прекрасных детей. Ничего этого могло и не быть, будь любовь матери менее самоотверженной и разумной.

    Правила для всех

    Изучите и покажите опытному педиатру выписку из роддома. Если в ней проставлены низкие баллы по шкале Апгар (6 и ниже), другие пометки (например, закричал после рождения не сразу, имелась кефалогематома, гипоксия, асфиксия, судорожный синдром и т.п.), не откладывайте консультацию у детского невролога.

    Если объективных показаний к консультации невролога нет, но вам кажется, что малыш излишне возбужден, плаксив, капризен выше всех разумных пределов - доверьтесь своей родительской интуиции и покажите ребенка врачу. Малыш вряд ли здоров, если в первые недели жизни он патологически пассивен, лежит как тряпочка, или наоборот, плачет по 24 часа в сутки, если безразличен к еде или имеет рвоту «фонтаном» после каждого кормления.

    Грудное вскармливание необходимо вашему малышу! Даже самые качественные и дорогостоящие адаптированные молочные смеси являются дополнительным метаболическим стрессом для организма младенца. Научно доказано, что дети, находящиеся на естественном вскармливании, быстрее «изживают» младенческие проблемы (неврологические, кишечные и т.п.), имеют более высокий темп эмоционального и физического развития.

    Если вы планируете следующего ребенка, выясните все причины перинатальной энцефалопатии у первенца. И по возможности попытайтесь исправить ситуацию, если она связана с невнимательным отношением к своему здоровью во время беременности и в родах. Посещайте курсы по подготовке семейных пар к родам. Внимательно отнеситесь к выбору врачей и медицинского учреждения, где вы планируете рожать малыша.

    Не будет преувеличением сказать, что невролог - наиболее часто востребованный специалист для детей первого года жизни, и фраза "Вам нужно показать ребенка неврологу" звучит из уст педиатров гораздо чаще, чем хотелось бы.

    Если не хватает кислорода

    Что же заставляет ее произносить? Во-первых, сведения о том, как проходили беременность и роды. Насторожиться заставляют:

    • сильные проявления токсикоза (особенно позднего);
    • подозрения на внутриутробную инфекцию;
    • анемия матери (гемоглобин ниже 100 единиц);
    • слабость родовой деятельности, длительный безводный период, применение в родах медикаментозной стимуляции или акушерских щипцов;
    • обвитие пуповиной; слишком большой вес ребенка или, наоборот, признаки незрелости и недоношенности;
    • роды в ягодичном предлежании и т.п.

    Словом, все, что может привести к гипоксии плода в родах, то есть к нехватке кислорода, почти неминуемо приводящей к временному . Нанести урон ее работе могут также вирусные инфекции у женщины в период закладки нервной системы плода, нарушенная экология жилища или места работы.

    Прямой зависимости между уровнем и длительностью имевшего место кислородного голодания нет: иногда мозг ребенка переносит серьезный дефицит кислорода без большого для себя вреда, но случается, что небольшой дефицит приносит довольно ощутимый вред.

    Кроме выяснения обстоятельств беременности и родов, существуют и определенные клинические признаки, настораживающие педиатра. Ребенок слишком вял или, что чаще, возбужден, много кричит, при крике у него дрожит подбородок, он часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды. Или ко всему этому у него вздувается животик, никак не налаживается стул - он с зеленью, частый или, напротив, имеется склонность к запорам.

    Сопоставив все эти данные, убедившись, что малыша правильно кормят, врач-педиатр направляет такого ребенка к неврологу - специалисту, нацеленному на исследование состояния центральной и периферической нервной системы. Задача - выяснить, в какой степени имевшаяся в родах гипоксия оставила свой неприятный след.

    Диагноз ПЭП. Только без паники!

    Тут часто начинается то, ради чего, собственно, и затевалась эта статья - родителей охватывает страх. Как, у нашего ребенка не все в порядке с головой?! Этот страх восходит к общей нашей ментальности, говорящей, что иметь отклонения в сфере нервной системы прежде всего стыдно.

    Убеждаешь, говоришь о том, что эти отклонения скорее всего временны, что чем раньше мы поможем ребенку, тем быстрее он с ними справится... Большинство родителей, вняв уверениям педиатра, идут к неврологу и возвращаются с записью, которая гласит обычно следующее:

    ПЭП (перинатальная энцефалопатия), восстановительный период, СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) .

    То, что написано в скобочках, расшифровано автором статьи - к сожалению, неврологи ставят диагноз ПЭП, СПНРВ и не часто снисходят до пояснения непонятных аббревиатур. Они пишут для себя и для врача-педиатра, и обе стороны прекрасно понимают друг друга. Но не родители.

    Насколько это страшно? Чаще всего с этим вопросом они бегут к педиатру, служащему в этот момент переводчиком с непонятного медицинского на бытовой язык.

    И все бы ничего, если бы не один прискорбный факт: некоторые родители вообще ничего не делают . Этому способствуют сердобольные окружающие, успокаивая примерно следующими словами: "Да врачи каждому второму такое пишут. Нам вон написали, а мы ничего не делали и растем!"

    И ведь действительно растут и вырастают. Но родители при этом не пытаются связать свое бездействие с выраженными проявлениями экссудативного диатеза у ребенка, явлениями дискинезии желудочно-кишечного тракта, со склонностью к запорам и даже с такими явными вещами, как отставание в развитии речи, расторможенность, непослушание.

    А ведь многих из этих неприятностей можно было бы избежать, отнесись родители к проблеме так, как она того заслуживает - достаточно серьезно, но без избыточного драматизма. Названные диагнозы в карте ребенка - это не сигнал паники, а сигнал к действию! Есть сомнения в рекомендациях участкового детского невролога? Проконсультируйте ребенка у другого специалиста.

    Диагноз ПЭП у грудничка: что скрывается за непонятными словами?

    Итак, диагноз ПЭП расшифровывается как перинатальная энцефалопатия . То есть у ребенка в родах имелись факторы, способные повредить головному мозгу. Что-то случилось, и надо разобраться, какие поломки в организме эта авария произвела.

    Слова восстановительный период совершенно справедливо указывают на то, что нервная система и сама, без постороннего вмешательства, восстанавливается - дело только в темпах и качестве этого восстановления. А они не всегда удовлетворительны.

    Что же касается труднопроизносимой аббревиатуры СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) , то она как раз и обозначает тот печальный факт, что ребенок плаксив, много срыгивает, легко возбуждается, трудно успокаивается. И ему надо помочь от этого избавиться.

    "А само не пройдет?" - спросите вы. Пройдет. У части детей. А остальным придется нести этот груз по жизни. Они будут расторможенными, неусидчивыми, не смогут нормально общаться со сверстниками.

    Диагноз ПЭП в неврологии. Глазами специалиста

    На что обращают внимание неврологи при осмотре? Во-первых, на и мышечный тонус. Равномерны ли рефлексы справа и слева? Нет ли спазмов мышц? И наоборот - не слишком ли слабо они сокращаются?

    Затем проверяют, нет ли у ребенка признаков повышенного внутричерепного давления. Для этого через открытый родничок делают - смотрят, не расширены ли желудочки мозга. И в заключение исследуют поведение ребенка, соответствие его так называемого психомоторного и физического развития возрасту.

    ПЭП диагноз у ребенка поставлен. Что дальше?

    Если дело ограничивается нарушением мышечного тонуса и возбуждением нервной системы, обычно невролог назначает массаж, легкие успокаивающие средства и препараты, улучшающие мозговое кровообращение.

    Если невролог обнаружил у малыша явления повышения внутричерепного давления , которое обычно зависит от избыточной продукции спинномозговой жидкости, он назначает ему курс так называемой дегидратационной терапии (дегидратация - обезвоживание). С этой целью даются различные мочегонные средства. Для компенсации потери калия при усиленном мочеотделении назначают препараты, содержащие калий.

    Не надо надеяться, что с ростом черепа эти явления пройдут сами собой - этого может и не случиться. Кстати, контроль за показателями внутричерепного давления нужно проводить и позже, в течение нескольких лет, что избавит вашего ребенка от головных болей и приступов так называемой вегето-сосудистой дистонии в дошкольном и школьном возрасте.

    Лечение ПЭП у детей движением

    Но самое важное значение при формах ПЭП любой сложности имеют щадящие и безмедикаментозные способы восстановительного лечения: рефлексомассаж, специальные приемы лечебного массажа, элементы лечебной гимнастики, водолечение с проведением массажа и лечебной гимнастики в воде различной температуры и состава и др.

    Они требуют настойчивости и больших усилий от родителей ребенка - лекарство дать, пожалуй, проще, чем ежедневно выполнять комплексы упражнений, - но очень результативны. Это объясняется тем, что травмированный головной мозг, получая правильную "информацию" при массаже, плавании и гимнастике, восстанавливается скорее.

    Рефлексомассаж (воздействие на активные точки) поначалу делается руками опытного массажиста, который потом передает родителям эстафету грамотного обращения с малышом. Не забывайте: младенцы быстро устают, все процедуры нужно проводить коротко, но часто, на высоте положительных эмоций.

    Раннее плавание ребенка с обязательным нырянием также является огромным подспорьем в решении неврологических проблем младенца. То, что больно и неприятно делать на суше, "на ура" проходит в воде. Во время ныряния в толщу воды организм испытывает бароэффект - нежное, мягкое и, главное, равномерное давление на все органы и ткани. Расправляются сжатые в кулачки кисти рук, спазмированные мышцы и связки тела. Толща воды восстанавливает по всем направлениям внутричерепное давление, осуществляет баромасааж грудной клетки, выравнивая внутригрудное давление.

    После выныривания ребенок получает полноценный, грамотный вдох, что особенно важно для малышей, родившихся с помощью кесарева сечения, имевших гипоксию и т.д. Вода помогает и при проблемах с кишечными коликами - улучшается стул, уходят спастические болезненные явления.

    А что с животом?

    Часто у детей с перинатальной энцефалопатией имеются серьезные расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта: запоры и поносы, вздутия живота, кишечные колики. Обычно все это начинается с дисбактериоза и, к сожалению, часто заканчивается различными кожными проявлениями - экссудативным диатезом или даже экземой.

    Какая здесь связь? Самая простая. При гипоксии мозга в родах почти всегда страдает центр созревания иммунитета, расположенный в продолговатом мозгу. Вследствие этого кишечник заселяется той флорой, которая живет в родильных домах, особенно при позднем прикладывании к груди и раннем переходе на искусственное вскармливание. В результате у малыша очень рано возникает дисбактериоз: ведь вместо необходимых бифидобактерий его кишечник заполоняют стафилококки, кишечные палочки и т.д.

    Все это усугубляется тем, что кишечник младенца из-за "поломки" нервной системы функционирует плохо, неправильно сокращается, а соединение дискинезии кишечника с "плохой" микробной флорой приводит к нарушению переваривания пищи. Плохо переваренная пища вызывает расстройства стула, беспокойство ребенка и в конце концов аллергизацию кожи.

    Бывает и наоборот: длительное действие повреждающего фактора, не связанного с ЦНС, может вызвать вторичную энцефалопатию. Например, если не обращать внимания на состояние флоры желудочно-кишечного тракта, особенно на наличие в кишечнике таких "диверсантов", как стафилококки, могут появиться и четкие знаки поражения ЦНС - задержка психомоторного развития ребенка, слабость сфинктеров, симптомы повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и т.д.

    Как быть? Для достижения лучшего эффекта лечить не только кишечник, но и нервную систему. Только совместные усилия педиатра и невролога при самой активной помощи родителей могут дать нужный эффект.

    А напоследок хочется напомнить, что малышу с неустойчивой нервной системой материнское тепло, нежные прикосновения, ласковый разговор, покой в доме - словом, все, что вызывает у него чувство защищенности, - нужны в еще большей степени, чем здоровому ребенку.

    Первые результаты

    Как же при лечении энцефалопатии понять, что усилия врачей и родителей увенчались успехом? Ребенок стал спокойнее, перестал подолгу плакать, у него наладился сон. Он вовремя стал держать головку, сел, затем встал, сделал первый шаг. У него наладилось пищеварение, он хорошо прибавляет в весе, у него здоровая кожа. Это видно не только врачам, но и вам самим. Значит, вы помогли своему малышу преодолеть повреждения нервной системы.

    И в заключение один пример того, что может сделать материнская любовь.

    В середине 60-х годов в одном из роддомов на далеком Сахалине у молодой акушерки родилась дочь. Как это, к сожалению, часто бывает у медиков, роды были крайне тяжелыми, ребенок родился в глубокой асфиксии, долго не дышал, потом несколько недель находился практически в параличе.

    Девочку кормили из пипетки, выхаживали, как могли. Честно говоря, врачи думали, что ребенок этот - не жилец. И только мать думала иначе. Она не отходила от малыша, прекрасно овладела массажем и упорно массировала с трудом оживающее тельце.

    Через 18 лет автор этой статьи встретил в Ленинграде дочь и мать. Они приехали поступать в Ленинградский университет. Оказалось, что девочка с золотой медалью окончила школу на Сахалине. От нее трудно было отвести глаза - такая она была стройная и красивая. Потом она университет закончила, защитила кандидатскую диссертацию по биологии, стала ученым, вышла замуж, родила двоих прекрасных детей. Ничего этого могло и не быть, будь любовь матери менее самоотверженной и разумной.

    Правила для всех
    • Изучите и покажите опытному педиатру выписку из роддома. Если в ней проставлены низкие баллы по шкале Апгар (6 и ниже), другие пометки (например, закричал после рождения не сразу, имелась кефалогематома, гипоксия, асфиксия, судорожный синдром и т.п.), не откладывайте консультацию у детского невролога.
    • Если объективных показаний к консультации невролога нет, но вам кажется, что малыш излишне возбужден, плаксив, капризен выше всех разумных пределов - доверьтесь своей родительской интуиции и покажите ребенка врачу. Малыш вряд ли здоров, если в первые недели жизни он патологически пассивен, лежит как тряпочка, или наоборот, плачет по 24 часа в сутки, если безразличен к еде или имеет рвоту "фонтаном" после каждого кормления.
    • Грудное вскармливание необходимо вашему малышу! Даже самые качественные и дорогостоящие адаптированные молочные смеси являются дополнительным метаболическим стрессом для организма младенца. Научно доказано, что дети, находящиеся на естественном вскармливании, быстрее "изживают" младенческие проблемы (неврологические, кишечные и т.п.), имеют более высокий темп эмоционального и физического развития.
    • Если вы планируете следующего ребенка, выясните все причины перинатальной энцефалопатии у первенца. И по возможности попытайтесь исправить ситуацию, если она связана с невнимательным отношением к своему здоровью во время беременности и в родах. Посещайте курсы по подготовке семейных пар к родам. Внимательно отнеситесь к выбору врачей и медицинского учреждения, где вы планируете рожать малыша.

    Кукулевич Михаил врач-педиатр Николаева Татьяна педиатр-невролог высшей категории
    Статья из журнала "Наш Малыш", ноябрь 2001


    Предыдущие | Следующие

    Марина | 30.10.2013

    Спасибо действительно очень полезная статья жаль что я не наткнулась на нее 10лет назад

    ленок | 23.10.2013

    у меня у дочки тоже было кислородное голодание обвита была пуповиной я не поверила врачам а в 2. 5 годика у неё были судороги теперь она отстаёт от развитие так что послушайте врачей они плохого не скажут!

    Права | 07.10.2013

    если врачи до сих пор ставят этот диагноз значит это кому-то нужно или очень выгодно назначать пилюли пустышки, которые не приносят пользы, а безвредных препаратов не бывает, подумайте сто раз прежде чем травить неизвестно чем своего ребенка, он так слаб и не может себя защитить, не надо залечивать, убедитесь, что лечение ему необходимо, что есть серьезный диагноз в наше время слепо доверять врачам опасно, они удавятся за каждую копейку, которую им накинут фармацевты в виде бонуса за то что они пропишут нужную пилюлю!!! Под термином «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) в российской детской неврологии подразумевается собирательный диагноз, характеризующий различные нарушения структуры и функции головного мозга, возникающее в перинатальном периоде жизни ребенка. Перинатальный период начинается на 28 неделе внутриутробной жизни ребенка, и заканчивается к 7 суткам после рождения (у доношенных детей) или к 28 суткам (у недоношеных). Исходя из формулировки можно видеть, что этот термин не подразумевает какой-либо конкретной патологии, т.е. диагнозом как таковым считаться не может. Подразумевается, что у ребенка «что-то с мозгом» вследствие какого-то повреждения. На современном уровне диагностики такой подход не может считаться приемлемым, поэтому в мире используются более точные характеристики поражений мозга в перинатальном периоде. Термин «ПЭП» был введен в российскую неврологическую практику 30 лет назад. Нельзя не согласиться, что медицинская наука не стоит на месте, и за десятки лет произошли существенные изменения как в диагностических возможностях, так и во взглядах на причины и механизмы развития заболеваний. В настоящее время в России принята классификация мирового уровня, детально описывающая поражения мозга (гипоксические, травматические, токсико-метаболические, инфекционые) и при правильном применении передающая в формулировке диагноза информацию о состоянии ребенка и его причинах (NB! Формальная замена термина ПЭП на "гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы" при отсутствии конкретных данных ничего не меняет и все нижеследующее действительно и для таких "современных" формулировок). ДИАГНОСТИКА И ГИПЕРДИАГНОСТИКА В современной международной классификации болезней нет диагноза ПЭП, однако на постсоветском пространстве врачи упорно продолжают «цепляться» за этот устаревший и невразумительный термин. Причины и последствия этой практики суммированы известными российскими учеными: Многие доктора патологией считают те признаки, которые являются нормой для данного возрастного периода(например, вздрагивания, повышение мышечного тонуса у новорожденных, «скрещивание» ножек при опоре у детей до 3 месяцев, симптом Грефе и т. д.). нарушение принципов неврологического осмотра: (наиболее частые из них: диагностика повышенной возбудимости или мышечного гипертонуса у дрожащего и скованного ребенка в холодном помещении, а также при возбужденном состоянии или чрезмерных манипуляциях врача; диагностика угнетения центральной нервной системы у вялого ребенка при перегревании или в дремотном состоянии). Психологические причины. Они заключается в том, что в связи со сложившейся в отечественном здравоохранении ситуацией "гипердиагностика" не имеет никаких административных, юридических, этических последствий для врача. Постановка диагноза ведет к назначению лечения и в случае правильности или неправильности диагноза исход (чаще выздоровление или минимальные расстройства вследствие.наиболее характерного для гипоксических поражений мозга регредиентного течения) благоприятен. Таким образом, можно утверждать, что благоприятный исход есть следствие "правильного" диагноза и "правильного" лечения (см. ниже). Финансовые причины. Избыточная диагностика приводит к избыточной загрузке врачей, диагностических кабинетов и вспомогательных служб, что в случае бюджетного медицинского учреждения поддерживает завышенное штатное расписание и препятствует сокращению штатов или переквалификации персонала, а в условиях коммерческого медицинского учреждения прямо повышает доход медицинских работников. "Гипердиагностика" не является безобидным явлением, как иногда считают некоторые врачи. Ее негативные последствия заключаются в следующем. Длительная работа в рамках доктрины "гипердиагностики" приводит к "размыванию" границ в представлениях врачей между нормальными и патологическими состояниями. Диагностировать "заболевание" оказывается "беспроигрышным" вариантом. Диагностический процесс перестает быть творческим процессом познания, взаимодействием врача и маленькою пациента, превращаясь в манипуляцию образами, в ритуал. Диагностирование "ПЭП" превратилось в безотчетный, имманентный ритуал детского невролога, что закономерно ведет к малообъяснимой, с позиций здравой логики, статистике диагностирования "ПЭП".

    Ленуська | 17.09.2013

    Доброго времени суток всем! Огромное спасибо за статью! НО, может, кто-то может мне сказать: хотим взять ребёнка из дома малютки, - ребёнку почти 2 года, стоит диагноз: ПЭП, - мы что-то сможем с этим сделать или уже поздно?! Очень хочется, чтоб у маленького человечка всё в жизни сложилось хорошо!!!

    Лю | 23.05.2013

    Нельзя диагностировать внутричерепное по УЗИ, ЭХО-ЭГ, ВЧД настолько серьезный диагноз, что необходимо лечение только в стационарных условиях! Опасно для жизни! И диагноз можно ставить, если есть объективные причины и пункция спинномозговой жидкости, результаты МРТ или КТ... Множество различных исследований надо провести, чтобы поставить такой страшный диагноз! Бред! И еще - по данным ВОЗ (если не ошибаюсь) нет такого диагноза "дисбактериоз"! Никто не знает в каких количествах у человека должно быть соотношение каких-либо микроорганизмов! Может для меня кишечная палочка - норма и золотистый стафилококк мне жить помогает? Развивается новый человечек как ему надо и все! Подумайте о первобытном обществе и о животном мире, где-то есть грубое вмешательство в организм?

    Эля | 12.04.2012

    Спасибо большое за статью...Родилась с диагнозом ПЭП и живу уже с ним 16 лет..врачи говорили что буду инвалидкой на всю жизнь или умственно отсталой..но все хорошо слава богу.. у меня возник вопрос- "может ли этот диагноз остаться?и как можно лечиться на позднем сроке?"

    Елена | 15.03.2012

    Спасибо большое за информацию и за доступность изложения (что особенно важно для людей без медицинского образования). Ваша информация для меня была очень интересной и, самое главное, полезной!

    Роза | 13.01.2012

    Моему малышу 7 месяцев. И в последний поход на стандартный обмер/обвес педиатр оговорилась, что надо бы сходить к неврологу, может надо снимать ПЭП или, наоборот, чего нибудь напишет невролог... вот тут впервые я и услышала про пэп... через Яндекс наткнулась на эту статью... я не медик и чего они там в карте пишут не понимаю... но неужели больше полугода мне никто ничего не мог объяснить? я то уверена, что у нас все в порядке... малыш развивается по возрасту... даже чуть с опережением... никаких проблем с животом, криками и т. п. нет... во время беременности было - подозрения на внутриутробную инфекцию; - обвитие пуповиной, низкий вес и признаки незрелости... может просто из-за этого написали?

    * - поля, обязательные для заполнения.


    © 2024 nowonline.ru
    Про докторов, больницы, клиники, роддома