До скольки формируется нервная система у грудничка. В каких случаях необходимо целенаправленное лечение. Ведущие линии НПР ребенка в различные эпикризные сроки

Тремор у младенцев является чаще всего подергиванием ручек и подбородка . Аналогично мышечному гипертонусу, тремор считается признаком отсутствия достаточного уровня зрелости нервной системы малыша, её значительной возбудимости.

Чаще всего сокращения мышц у новорождённых фиксируются периодически во время сильного испуга, крика, плача, фазы быстрого сна (при этом заметны движения глаз) или чувства голода.

Если интенсивность тремор у новорожденных высокая, а амплитуда мелкая, значит таковы особенности нервной системы новорождённого.

Тремор – довольно частое явление, встречающееся приблизительно у половины новорождённых, и в первые месяцы жизни считается нормой (к 3-4 месяцам все признаки тремора должны исчезнуть).

Тремор подбородка у новорожденного в возрасте до 1 года также редко вызывает опасения и не требует лечения, поскольку часто это доброкачественное, зависящее от возраста, специфическое состояние нервной системы.

Вместе с тем, если родители заметили тремор у ребенка, лучше посоветоваться с педиатром.

Нервная система младенца очень гибкая и весьма восприимчива к внешним влияниям, поэтому правильное лечение может легко её нормализовать и восстановить.

Причины тремора у грудничков

Причинами тремора чаще всего могут быть:

Незрелость нервной системы

В первые недели жизни младенца у него отсутствует координация движений, нервная система отличается незрелостью. Эти факторы и вызывают тремор конечностей у новорожденных.

Гипертонус мышц также повышает вероятность возникновения тремора. Также во время проявления эмоций, в крови у малыша может наблюдаться повышенное содержание норадреналина.

Гипоксия плода

На протяжении беременности и во время родов существует риск появления нарушений плацентарного кровотока, что может негативно повлиять на процессы в головном мозге. Гипоксия может быть следствием:

  • внутриутробной инфекции;
  • нарушения функциональности плаценты;
  • кровотечения;
  • повышенного тонуса матки (угроза выкидыша);
  • многоводия.

Проблемы с нервной системой ребёнка могут быть вызваны как стремительными родами, так и слабой родовой деятельностью , также отслоением плаценты и обвитием плода пуповиной.

Выше названные факторы затрудняют доступ кислорода к головному мозгу, что приводит к появлению тремора тремор рук, ног и подбородка у новорожденных.

Преждевременные роды

Недоношенный ребёнок чаще всего подвержен тремору губ, ножек иди подбородка.

Это происходит оттого, что их нервная система в принципе не отличается зрелостью. Ей приходится завершать своё формирование уже вне утробы матери, где нет, и не может быть сколько-нибудь приближённых к ней условий, даже в случае адекватного и тщательного ухода.

Тремор каких органов чаще всего присутствует у младенцев?

Чаще всего у новорождённых наблюдается:

  • тремор головы (причина – незрелость нервной системы);
  • тремор рук (реже ног), подбородка и губ (причина – недоношенность).

В каких случаях необходимо целенаправленное лечение

Если признаки тремора наблюдаются дольше 3-х месяцев, распространяются на ножки и голову, и не связаны с особенностями нервной системы или чувством голода, то это должно вызывать тревогу у родителей.

Таким образом могут проявляться:

  • внутричерепное кровоизлияние;
  • гипергликемия;
  • гипокальциемия;
  • гипоксически-ишемическая энцефалопатия;
  • гипомагнезиемия;
  • наркотический абстинентный синдром;
  • сепсис и повышенное внутричерепное давление.

Целенаправленное лечение тремора у новорожденных является обязательным после перенесённой черепно-мозговой травмы или инфекционного заболевания.

В таких случаях систематическое наблюдение должен проводить детский невролог.

Методики лечения

Методика лечения тремора рук, ног, головы у ребенка направлена на восстановление здоровья малыша в целом и нервной системы в частности.

Массаж при треморе у грудничка

Кроме этого, родителям обязательно нужно создать вокруг своего малыша приятную, уютную и доброжелательную обстановку, систематически делать массаж своему малышу (он способствует расслаблению), прививать навыки плавания (это реально даже в домашней ванне), заниматься с ним лечебной гимнастикой.

Такие усилия родителей не пройдут даром.

Легче всего в домашних условиях освоить технику массажа для новорождённых (с возраста 5-6 недель). Педиатр обязательно научит маму и папу основным массажным движениям, на основе которых далее можно переходить к выполнению разнообразных упражнений.

Базовыми движениями массажа являются:

  • вибрация;
  • разминание;
  • растирание;
  • поглаживание.

Основное правило – все массажные движения выполняются от периферии к центру (по ходу суставов).

Не последнюю роль играет психологический настрой малыша и его физический комфорт во время массажа:

Как проявляет себя и признаки, которые не оставят сомнений.

Можно ли применять новорожденным лекарство Диакарб — отзывы врачей и пациентов, противопоказания и показания к медикаменту в одном обзоре.

Основные упражнения

Вот несколько основных упражнений:

  1. «Молоточек» . Когда ребёнок лежит на спине, нужно одной рукой обхватить правую стопу, а кулаком другой постучать по внешней стороне ноги снизу вверх. Далее упражнение повторяется со стопой другой ноги.
  2. «Гладим ручки» . Ручка малыша фиксируется левой рукой, а правая аккуратно обхватывает плечо. Опускаясь к запястью, следует производить потряхивающие движения. Упражнение делают 2-3 раза и переходят к другой руке. Используя подобную тактику, можно выполнять упражнение «Гладим ножки».
  3. «Часики» . Упражнение помогает также детям, имеющим проблемы с кишечником. Животик малыша необходимо поглаживать 5-7 минут по часовой стрелке.
  4. «Топтыжка» . Младенец лежит на животике, а массажист кулаками нежно разминает ягодички. Чтобы занять малыша, перед ним рекомендуется положить яркую интересную игрушку. Он будет смотреть на неё, тянуться к ней и таким образом задействуются спинные и шейные мышцы.
  5. «Елочка» . По направлению от спинки к кобчику и под углом к позвоночнику необходимо производить поглаживающие движения.

Выводы

Педиатрия оперирует понятием критического времени развития ребёнка после рождения, особенно это относится к нервной системе, нарушения в работе которой и могут вызвать тремор у новорожденных.

Критическими периодами считаются 1-й, 3-й, 9-й и 12-й месяцы жизни малыша, когда нервные окончания отличаются высокой чувствительностью и любое отклонение от нормы может привести к развитию определённых патологий.

Чтобы предупредить развитие серьёзных проблем , которые могут быть причиной тремора, настоятельно рекомендуется систематическое наблюдение за здоровьем ребёнка. Заметив признаки тремора у новорождённого, не нужно паниковать, но обязательно стоит обратиться к специалисту-неврологу.

Видео: Массаж и зарядка для грудничка

Особенности массажа и утренней оздоровительной зарядки для новорожденных деток. Что следует знать и выполнять.

Самарский филиал Московского Государственного Педагогического Университета

Реферат на тему:

Критические периоды в развитии центральной нервной системы у ребёнка

Выполнила: Студентка 3 курса

Психолого-педагогического факультета

Казакова Елена Сергеевна

Проверила:

Коровина Ольга Евгеньевна

Самара 2013

Развитие нервной системы.

Нервная система высших животных и человека представляет собой результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых существ. Развитие центральной нервной системы происходило прежде всего в связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней среды.

Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на эти воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией. Развитие нервной системы шло также в связи с усложнением строения организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних органов. Для понимания деятельности нервной системы человека необходимо познакомиться с основными этапами ее развития в филогенезе.

Возникновение центральной нервной системы.

У самых низкоорганизованных животных, например у амебы, еще нет ни специальных рецепторов, ни специального двигательного аппарата, ни чего-либо похожего на нервную систему. Любым участком своего тела амеба может воспринимать раздражение и реагировать на него своеобразным движением образованием выроста протоплазмы, или псевдоподии. Выпуская псевдоподию, амеба передвигается к раздражителю, например к пище.

У многоклеточных организмов в процессе приспособительной эволюции возникает специализация различных частей тела. Появляются клетки, а затем и органы, приспособленные для восприятия раздражений, для движения и для функции связи и координации.

Появление нервных клеток не только позволило передавать сигналы на большее расстояние, но и явилось морфологической основой для зачатков координации элементарных реакций, что приводит к образованию целостного двигательного акта.

В дальнейшем по мере эволюции животного мира происходит развитие и усовершенствование аппаратов рецепции, движения и координации. Возникают разнообразные органы чувств, приспособленные для восприятия механических, химических, температурных, световых и иных раздражителей. Появляется сложно устроенный двигательный аппарат, приспособленный, в зависимости от образа жизни животного, к плаванию, ползанию, ходьбе, прыжкам, полету и т. д. В результате сосредоточения, или централизации, разбросанных нервных клеток в компактные органы возникают центральная нервная система и периферические нервные пути. По одним из этих путей нервные импульсы передаются от рецепторов в центральную нервную систему, по другим - из центров к эффекторам.

Общая схема строения организма человека.

Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединенных в несколько структурных уровней. Понятие о росте и развитии организма является одним из фундаментальных понятий в биологии. Под термином "рост" в настоящее время понимают увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и их количества. Под развитием понимают качественные изменения в детском организме, заключающихся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функции всех тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов их регуляции. Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.

Весь период развития живого существа, от момента оплодотворения до естественного окончания индивидуальной жизни, называют – онтогенез (греч. ОНТОС – сущее, и ГИНЕЗИС – происхождение). В онтогенезе выделяют два относительных этапа развития:

1. Пренатальный - начинается с момента зачатия до рождения ребенка.

2. Постнатальный - от момента рождения до смерти человека.

Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных атомо – физиологических преобразований.

В постнатальном развитии выделяют три таких "критических периода" или "возрастного кризиса":

Изменяющиеся факторы

Последствия

от 2х до 4х

Развитие сферы общения с внешним миром. Развитие формы речи. Развитие формы сознания.

Повышение воспитательных требований. Повышение двигательной деятельности

с 6 до 8 лет

Новые люди. Новые друзья. Новые обязанности

Уменьшение двигательной деятельности

с 11 до 15 лет

Изменение гормонального баланса с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Расширение круга общения

Конфликты в семье и в школе. Вспыльчивый характер

Важной биологической особенностью в развитии ребенка является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется.

Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков является своеобразной "страховкой", которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств.

Функциональной системой – называют временное объединение различных органов детского организма, направленное на достижение полезного для существования организма результата.

Назначение нервной системы.

Нервная система – является ведущей физиологической системой организма. Без нее было бы невозможно соединение бесчисленного множества клеток, тканей, органов в единое гормональное работающее целое.

Функциональную нервную систему делят "условно" на два типа:

Таким образом, благодаря деятельности нервной системе мы связаны с окружающим миром, способны восхищаться его совершенством, познавать тайны его материальных явлений. Наконец, благодаря деятельности нервной системы, человек способен активно воздействовать на окружающую природу, преобразовывать ее в желаемом направлении.

На высшем этапе своего развития центральная нервная система приобретает еще одну функцию: она становится органом психической деятельности, в котором на основе физиологических процессов возникают ощущения, восприятия и появляется мышление. Мозг человека является органом, обеспечивающим возможность социальной жизни, общения людей друг с другом, познание законом природы и общества и их использование в общественной практике.

Дадим некоторое представление об условных и безусловных рефлексах.

Особенности безусловных и условных рефлексов.

Основной формой деятельности нервной системы является рефлекторная. Все рефлексы принято делить на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы - это врожденные, генетически запрограммированные реакции организма, свойственные всем животным и человеку. Рефлекторные дуги этих рефлексов формируются в процессе пренатального развития, а в некоторых случаях - и в процессе постнатального развития. Например, половые врожденные рефлексы окончательно формируются у человека только к моменту половой зрелости в подростковом возрасте. Безусловные рефлексы имеют консервативные, мало изменяющиеся рефлекторные дуги, проходящие главным образом через подкорковые отделы центральной нервной системы. Участие коры в протекании многих безусловных рефлексов необязательно.

Условные рефлексы - индивидуальные, приобретенные реакции высших животных и человека, выработавшиеся в результате научения (опыта). Условные рефлексы всегда индивидуально своеобразны. Рефлекторные дуги условных рефлексов формируются в процессе постнатального онтогенеза. Они характеризуются высокой подвижностью, способностью изменяться под действием факторов среды. Проходят рефлекторные дуги условных рефлексов через высший отдел головного мозга - КГМ.

Классификация безусловных рефлексов.

Вопрос классификации безусловных рефлексов пока остается открытым, хотя основные виды этих реакций хорошо известны. Остановимся на некоторых особенно важных безусловных рефлексах человека.

1. Пищевые рефлексы. Например, слюноотделение при попадании пищи в ротовую полость или сосательный рефлекс у новорожденного ребенка.

2. Оборонительные рефлексы. Рефлексы, защищающие организм от различных неблагоприятных воздействий, примером которых может быть рефлекс отдергивания руки при болевом раздражении пальца.

3. Ориентировочные рефлексы, Всякий новый неожиданный раздражитель обращает на себя снимание человека.

4. Игровые рефлексы. Этот тип безусловных рефлексов широко встречается у различных представителей животного царства и также имеет приспособительное значение. Пример: щенята, играя, . охотятся друг за другом, подкрадываются и нападают на своего "противника". Следовательно, в процессе игры животное создает модели возможных жизненных ситуаций и осуществляет своеобразную "подготовку" к различным жизненным неожиданностям.

Сохраняя свои биологические основы, игра детей приобретает новые качественные особенности - она становится активным инструментом познания мира и, как всякая другая человеческая деятельность, приобретает социальный характер. Игра является самой первой подготовкой к будущему труду и творческой деятельности.

Игровая деятельность ребенка появляется с 3-5 месяцев постнатального развития и лежит в основе развития у него представлений о строении тела и последующего выделения себя из окружающей действительности. В 7- 8 месяцев игровая деятельность приобретает "подражательный или обучающий" характер и способствует развитию речи, совершенствованию эмоциональной сферы ребенка и обогащению его представлений об окружающей действительности. С полутора лет игра ребенка все более усложняется, в игровые ситуации вводятся мать и другие, близкие для ребенка люди, и таким образом, создаются основы для формирования межчеловеческих, общественных отношений.

В заключение следует отметить также половые и родительские безусловные рефлексы, связанные с рождением и вскармливанием потомства, рефлексы, обеспечивающие передвижение и равновесие тела в пространстве, и рефлексы, поддерживающие гомеостаз организма.

Инстинкты. Более сложной, безусловно-рефлекторной, деятельностью являются инстинкты, биологическая природа которых пока остается неясной в своих деталях. В упрощенном виде инстинкты можно представить как сложный взаимосвязанный ряд простых врожденных рефлексов.

Физиологические механизмы образования условных рефлексов.

Для образования условного рефлекса необходимы следующие важнейшие условия:

1) Наличие условного раздражителя

2) Наличие безусловного подкрепления

Условный раздражитель должен всегда несколько предшествовать безусловному подкреплению, т. е. служить биологически значимым сигналом, условный раздражитель по силе своего воздействия должен быть слабее безусловного раздражителя; наконец, для формирования условного рефлекса необходимо нормальное (деятельное) функциональное состояние нервной системы, прежде всего ее ведущего отдела - головного мозга. Условным раздражителем может быть любое изменение! Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются поощрение и наказание. При этом слова "поощрение" и "наказание" мы понимаем в более широком смысле, чем просто "удовлетворение голода" или "болевое воздействие". Именно в таком смысле указанные факторы широко применяются в процессе обучения и воспитания ребенка, и каждый педагог и родитель хорошо знаком с их эффективным действием. Правда, до 3 лет для выработки полезных рефлексов у ребенка ведущее значение имеет еще "пищевое подкрепление". Однако затем ведущее значение в качестве подкрепления при выработке полезных условных рефлексов приобретает "словесное поощрение". Эксперименты показывают, что у детей старше 5 лет с помощью похвалы можно выработать любой полезный рефлекс в 100 % случаев.

Таким образом, учебно-воспитательная работа, по своей сути, всегда связана с выработкой у детей и подростков, различных условно-рефлекторных реакций или их сложных взаимосвязанных систем.

Классификация условных рефлексов.

Классификация условных рефлексов ввиду их многочисленности затруднена. Различают экстероцептивные условные рефлексы, образующиеся при раздражении экстерорецепторов; интероцептивные рефлексы, формирующиеся при раздражении рецепторов, расположенных во внутренних органах; и проприоцептивные, возникающие при раздражении рецепторов мышц.

Выделяют натуральные и искусственные условные рефлексы. Первые образуются при действии на рецепторы естественных безусловных раздражителей, вторые - при действии индифферентных раздражителей. Например, выделение слюны у ребенка при виде любимых конфет есть натуральный условный рефлекс, а выделение слюны, возникающее у голодного ребенка при виде обеденной посуды, является искусственным рефлексом.

Взаимодействие положительных и отрицательных условных рефлексов имеет важное значение для адекватного взаимодействия организма с внешней средой. Такая важная особенность поведения ребенка, как дисциплинированность, связана именно с взаимодействием этих рефлексов. На уроках физической культуры для подавления реакций самосохранения и чувства страха, например при выполнении гимнастических упражнений на брусьях, у учащихся затормаживаются оборонительные отрицательные условные рефлексы и активируются положительные двигательные.

Особое место занимают условные рефлексы на время, образование которых связано с регулярно повторяющимися в одно и то же время раздражителями, допустим с приемом пищи. Именно поэтому ко времени приема пищи усиливается функциональная активность органов пищеварения, что имеет биологический смысл. Подобная ритмичность физиологических процессов лежит в основе рациональной организации режима дня детей дошкольного и школьного возраста и является необходимым фактором высокопроизводительной деятельности взрослого человека. Рефлексы на время, очевидно, следует отнести к группе так называемых следовых условных рефлексов. Эти рефлексы вырабатываются в том случае, если безусловное подкрепление дается через 10-20 с после окончательного действия условного раздражителя. В некоторых случаях удается вырабатывать следовые рефлексы даже после 1-2-минутной паузы.

Важное значение в жизни ребенка имеют рефлексы подражания, которые также являются разновидностью условных рефлексов. Для выработки их не обязательно принимать участие в эксперименте, достаточно быть его "зрителем".

Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет).

Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов. рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце пренатального развития. Так, первые сосательные и дыхательные движения появляются у плода именно на этом этапе онтогенеза, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце внутриутробного развития. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных безусловных рефлексов, обеспечивающих ему нормальное функционирование вегетативной сферы, его вегетативный "комфорт".

Возможность простых пищевых условных реакций, несмотря на морфологическую и функциональную незрелость мозга, возникает уже на первые-вторые сутки, а к концу первого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярною аппарата: двигательные и временные. Все эти рефлексы очень медленно формируются, они чрезвычайно нежны и легко тормозятся, что, видимо, связано с незрелостью корковых клеток и резким преобладанием процессов возбуждения над тормозными и их широкой иррадиацией.

Со второго месяца жизни образуются рефлексы слуховые, зрительные и тактильные, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Важное значение в совершенствовании условно рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии.

К концу первого года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова ("мама", "папа", "деда", "тетя", "дядя" и др.), и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой.

Развитие речи - это трудная задача. Она требует координации деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки и губ. Пока эта координация не развилась, ребенок произносит многие звуки и слова неправильно.

Облегчить формирование речи можно верным произношением слов и грамматических оборотов, чтобы ребенок постоянно слышал нужные ему образцы. Взрослые, как правило, обращаясь к ребенку, стараются копировать звуки, которые произносит ребенок, полагая, что таким образом они смогут найти с ним "общий язык". Это - глубокое заблуждение. Между пониманием ребенком слов и умением их произносить существует огромная дистанция. Отсутствие нужных образцов для подражания задерживает становление речи ребенка.

Ребенок начинает понимать слова очень рано, и поэтому, для развития речи важно "разговаривать" с ребенком с первых дней после его рождения. Меняя распашонку или пеленку, перекладывая ребенка или подготавливая его к кормлению, желательно делать это не молча, а обращаться к ребенку с соответствующими словами, называя свои действия.

Первая сигнальная система - анализ и синтез непосредственных, конкретных сигналов предметов и явлений окружающего мира, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов организма и составляющих

Вторая сигнальная система - (только у человека) связь между словесными сигналами и речью, восприятии слов-слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении).

На втором году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас (250-300 слов); непосредственные раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Если у годовалого ребенка условные рефлексы на непосредственные раздражители образуются в 8-12 раз быстрее, чем на слово, то в два года слова приобретают сигнальное значение.

Решающее значение в формировании речи ребенка и всей второй сигнальной системы в целом имеет общение ребенка со взрослыми, т.е. окружающая социальная среда и процессы обучения. Этот факт - еще одно доказательство решающей роли среды в развертывании потенциальных возможностей генотипа. Дети, лишенные языковой среды, общения с людьми, не владеют речью, более того, их интеллектуальные способности остаются на примитивном животном уровне. При этом возраст с двух до пяти является "критическим" в овладении речью. Известны случаи, что дети, похищенные волками в раннем детстве и возвращенные в человеческое общество после пяти лет, способны научиться говорить лишь в ограниченных пределах, а возвращенные лишь после 10 лет не в состоянии произнести уже ни одного слова.

Второй и третий год жизни отличаются живой ориентировочной и исследовательской деятельностью. "При этом,- пишет М. М. Кольцова,- сущность ориентировочного рефлекса ребенка этого возраста правильнее может быть охарактеризована не вопросом "что это такое?", а вопросом "что с этим можно сделать?". Ребенок тянется к каждому предмету, трогает его, ощупывает, толкает, пробует поднять и т. д.".

Таким образом, описанный возраст ребенка характеризуется "предметным" характером мышления, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Эта особенность в значительной степени связана с морфологическим созреванием мозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности уже к 1-2 годам достигают достаточно высокой функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная активность ребенка. Ограничение его подвижности на этом этапе онтогенеза значительно замедляет психическое и физическое развитие.

Период до трех лет характеризуется также необычайной легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители, в том числе на размеры, тяжесть, удаленность и окраску предметов. Павлов считал эти виды условных рефлексов прообразами понятий, развиваемых без слов ("группированное отражение явлений внешнего мира в мозгу").

Примечательной особенностью двух - трехлетнего ребенка является легкость выработки динамических стереотипов. Интересно, что каждый новый стереотип вырабатывается легче. М. М. Кольцова пишет: "Теперь для ребенка становятся важными не только режим дня: часы сна, бодрствования, питания и прогулок,- но и последовательность в надевании или снимании одежды или порядок слов в знакомой сказке и песенке - все получает значение. Очевидно, что при недостаточно сильных и подвижных еще нервных процессах дети нуждаются в стереотипах, которые облегчают приспособление к окружающей среде".

Условные связи и динамические стереотипы у детей до трех лет отличаются необычайной прочностью, поэтому их переделка для ребенка всегда событие неприятное. Важным условием в воспитательной работе в это время является бережное отношение ко всем вырабатываемым стереотипам.

Возраст от трех до пяти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запоздалое торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом. Динамические стереотипы вырабатываются все так же легко. Их количество увеличивается с каждым днем, но их переделка уже не вызывает нарушений высшей нервной деятельности, что обусловлено указанными выше функциональными изменениями. Ориентировочный рефлекс на посторонние раздражители продолжительнее и интенсивнее, чем у детей школьного возраста, что может быть использовано эффективно для торможения у детей вредных привычек и навыков.

Таким образом, перед творческой инициативой воспитателя в этот период открываются поистине неисчерпаемые возможности. Многие выдающиеся педагоги (Д. А. Ушинский, А. С. Макаренко) эмпирически считали возраст от двух до пяти особенно ответственным за гармоничное формирование всех физических и психических возможностей человека. Физиологически это основывается на том, что условные связи и динамические стереотипы, возникающие в это время, отличаются исключительной прочностью и проносятся человеком через всю его жизнь. При этом их постоянное проявление необязательно, они могут быть длительное время заторможенными, но в определенных условиях легко восстанавливаются, подавляя выработанные позже условные связи.

К пяти - семи годам еще более повышается роль сигнальной системы слов, и дети начинают свободно говорить. "Слово в этом возрасте уже имеет значение "сигнала сигналов", т. е. получает обобщающее значение, близкое к тому, которое оно имеет для взрослого человека".

Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы. В связи с этим для воспитателей особо важно помнить, что только к семи годам слово может эффективно применяться для образования условных связей. Злоупотребление словом до этого возраста без достаточной его связи с непосредственными раздражителями не только малоэффективно, но и наносит ребенку функциональный вред, заставляя мозг ребенка работать в нефизиологических условиях.

Высшая нервная деятельность детей школьного возраста

Существующие немногочисленные данные физиологии свидетельствуют, что младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) - период относительно "спокойного" развития высшей нервной деятельности. Сила процессов торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка. Это переход "от рефлекторной эмоциональности к интеллектуализации эмоций"

Однако только на базе обучения письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка, все более отдаляясь от связанных с ним образов предметов и действии. Незначительное ухудшение процессов высшей нервной деятельности наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации к школе. Интересно отметить, что в младшем школьном возрасте на основе развития второй сигнальной системы условно - рефлекторная деятельность ребенка приобретает специфический характер, свойственный только человеку. Например, при выработке вегетативных и сомато - двигательных условных рефлексов у детей в ряде случаев наблюдается ответная реакция только на безусловный раздражитель, а условный не вызывает реакции. Так, если испытуемому была дана словесная инструкция, что после звонка он получит клюквенный сок, то слюноотделение начинается только при предъявлении безусловного раздражителя. Подобные случаи "не образования" условного рефлекса проявляются тем чаще, чем старше возраст испытуемого, а среди детей одного возраста - у более дисциплинированных и способных.

Словесная инструкция значительно ускоряет образование условных рефлексов и в некоторых случаях даже не требует безусловного подкрепления: условные рефлексы образуются у человека в отсутствие непосредственных раздражителей. Эти особенности условно-рефлекторной деятельности обусловливают громадное значение словесного педагогического воздействия в процессе учебно-воспитательной работы с младшими школьниками.

Конечно же, каждый орган и каждая система нашего тела играют крайне важную роль для осуществления процессов жизнедеятельности. Неправильное развитие и недостаточно верная деятельность любого из них отрицательно сказывается на качестве жизни и может сопровождаться самыми разными проблемами со здоровьем. Среди всех систем особенно выделяется нервная система человека. Ведь только благодаря ней мы являемся разумными созданиями, способными выполнять различные виды деятельности (физической и интеллектуальной). Давайте поговорим, как происходит формирование нервной системы человека.

Особенно активное формирование нервной системы ребенка наблюдается еще до его появления на свет (в материнской утробе), а также в первый год жизни.

Внутриутробное развитие нервной системы малыша

Нервная система крохи закладывается особенно рано. Так нервная трубка и мозговые пузыри формируются буквально в первые недели развития, и поддаются идентификации с помощью эхограммы уже в 8-ь - 9 недель беременности от зачатия.

Ко второму месяцу внутриутробного роста, происходит формирование элементов рефлекторной дуги. Как раз с этого времени у ребенка развиваются самые первые двигательные рефлексы, их можно проследить во время ультразвукового исследования.

По мере роста и развития малыша, его двигательная активность становится закономерной. Во 2-ой триместр беременности и внутриутробной жизни кроха обычно выполняет около трех движений за десять минут. К концу двадцатой-двадцать второй недели оканчивается время локальных проявлений рефлекторной реакции (в ответ на раздражение определенных областей тела), и возникают более сложные рефлексы. К примеру, уже на двадцать первой недели внутриутробной жизни малыша, у него появляются самые первые, совершено спонтанные сосательные движения. Как раз в это время доктора могут зафиксировать возникновение первичных электрических потенциалов головного мозга. А на двадцать четвертой неделе движения плода очень похожи на двигательную активность новорожденного крохи.

Среди рефлекторных реакций находятся и дыхательные движения малыша, они не имеют постоянного характера.

В третий триместр беременности, к окончанию внутриутробного периода, важнейшие отделы его центральной, а также периферической нервной системы, уже оканчивают свое формирование. Но развитие кортикальных функций происходит у ребенка уже после появления на свет.

После рождения

Вес головного мозга малыша является относительно большим. Большие полушария у новорожденных сравнительно гладкие – на них видны неглубокие главные борозды, и почти незаметны извилины. Крохи имеют ровно столько же нервных клеточек в больших полушария, сколько и взрослые, однако они отличаются примитивностью. Нервные клеточки у новорожденных обладают простой веретенообразной формой, у них наблюдается лишь небольшое количество нервных разветвлений, а процесс оформления дендритов только начинается.

На самом деле, развитие нервных клеточек, и усложнение их строения является очень длительным и может продолжаться вплоть до сорока лет человека и даже дольше.

Если говорить о функциональном отношении, то у новорожденных деток менее всего развита кора больших полушарий, из-за чего жизненные процессы малышей регулируются большей частью подкорковыми центрами. А развитие коры больших полушарий позволяет ребенку совершенствовать и восприятия, и движения, становящиеся более дифференцированными и более сложными. Также происходит уточнение и усложнение корковых связей между восприятием и движением, накапливается жизненный опыт (полученные знания, умения, двигательные навыки и пр.).

Максимально интенсивное развитие коры больших полушарий наблюдается у малышей на протяжении ясельного возраста – в течение первых трех лет жизни. У двухлетних детей присутствуют уже все основные черты строения головного мозга, а дальнейшее развитие состоит в совершенствовании некоторых корковых полей, а также разных слоев коры мозга. Еще происходит увеличение общего количества миелиновых и внутрикорковых волокон.

После первого полугодия жизни у малыша активно развиваются условные связи, но не так быстро, как в последующие годы. По мере развития коры больших полушарий увеличивается длительность времени бодрствования. Начинается закладывание основы будущей речи.

В первые пару лет жизни у детей продолжается формирование новых условно-рефлекторных систем и различных форм торможения. Особенно активное развитие коры больших полушарий наблюдается на протяжении третьего года жизни. На этом этапе у крохи существенно развивается речь.

В дошкольном возрасте у деток происходит закрепление дальнейшего развития деятельности коры больших полушарий. Возникает усложнение аналитических и синтетических функций этих участков. Параллельно осуществляется дифференциация эмоций. Характерная для этого возраста склонность к подражанию и повторению помогает активному формированию новейших корковых связей, быстрому развитию речи, ее совершенствованию и усложнению. Ближе к школьному возрасту у детей возникают единичные абстрактные понятия.

Прочие отделы нервной системы

Продолговатый мозг у малышей уже к моменту появления на свет является вполне развитым, он полностью созрел в функциональном смысле. А мозжечок у новорожденных еще не полностью развит, его бороздки выглядят неглубокими, а размеры полушарий – маленькими. Но уже в первый год жизни мозжечок активно растет и к трем годам его размеры схожи с объемом мозжечка у взрослого, поэтому ребенок учится сохранять равновесие и координировать движения.

Спиной мозг у деток растет не очень быстро, но при появлении на свет его проводящие пути уже достаточно развиты. Процесс миелинизации внутричерепных и спинномозговых нервов у малышей завершается к трем месяцам жизни, а периферических – лишь к трем годам.
Формирование функций вегетативной нервной системы осуществляется параллельно с развитием ЦНС, однако уже после достижения годовалого возраста этот участок в основном сформирован.

Народные средства

Для коррекции многих нарушений в деятельности нервной системы у малышей, могут применяться средства народной медицины. Так справиться с гипервозбудимостью и достичь успокаивающего эффекта у детей, можно при помощи разных трав. Для приготовления лекарственного средства соедините по одной части плоды фенхеля и цветки сырья «ромашка аптечная лекарственная», и по две части корешков пырея, корни алтея лекарственного и солодки. Измельчите и перемешайте собранные травы. Пару столовых ложек смеси заварите полулитром воды и выдержите на водяной бане в течение двадцати минут. Давайте готовый отвар ребенку по столовой ложечке перед трапезой.

Целесообразность применения средств народной медицины нужно обязательно обсуждать с лечащим врачом.

Родители, заметив отклонения в поведении, умственном развитии и эмоциональном восприятии ребенка, без промедления обращаются за помощью к специалистам. Часто в замешательство приводит поставленный диагноз – незрелость коры головного мозга. Волнения прибавляет всем доступный интернет, на просторах которого они получают информацию о том, что диагноза как такового не существует. Попробуем разобраться, что имеют в виду специалисты, давая заключение «нейрофизиологическая незрелость мозга» новорожденным детям.

Что такое незрелость коры головного мозга?

Кора головного мозга – его верхняя оболочка (1,5-4,5 мм), представляющая собой слой серого вещества. Являясь основным признаком, отличающим человека от животных, она выполняет множество функций, от которых зависит его жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.

У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования (корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания), поэтому говорить о незрелой коре головного мозга у детей, по мнению доктора Комаровского, непрофессионально. Такой диагноз отсутствует и в международной классификации болезней. Медицинские специалисты, психологи и дефектологи, диагностируя подобную патологию, подразумевают дисфункцию головного мозга.

Согласно статистике, минимальные мозговые нарушения диагностируются у каждого пятого ребенка и обозначаются как неврологическое состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения (при отсутствии отставания в умственном развитии). Например, наблюдается бессонница, нарушение координации движений, патологии речи, гиперактивность, повышенная нервозность, невнимательность, рассеянность, нарушения поведения и т. п.

Причины и признаки

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Если говорить о новорожденных детях, то к причинам нейрофункциональной незрелости часто относят сложное протекание или патологию беременности, преждевременные роды, тяжелое родоразрешение, а также воздействие токсических веществ на организм беременной женщины в течение длительного времени. К дисфункции коры головного мозга у ребенка приводят механическое травмирование черепа или инфекционные заболевания.

Проявление дисфункции мозга у новорожденных напрямую связано с причинами, провоцирующими патологию. Основные ее признаки представлены в таблице:

Причина – провокатор мозговой дисфункции Состояние Признаки мозговых нарушений
Патология беременности, инфекционные заболевания беременной Гипоксия (рекомендуем прочитать: )
  • вялость;
  • ослабление/отсутствие рефлексов.
Тяжелые или длительные роды
  • асфиксия (рекомендуем прочитать: );
  • синюшность кожных покровов;
  • частота дыхания ниже нормы;
  • сниженные рефлексы;
  • кислородное голодание.
Недоношенность (рождение ранее 38 недель) Гестационная незрелость
  • отсутствие или слабая выраженность сосательного рефлекса;
  • гипотрофия в 1-ый год жизни (подробнее в статье: );
  • инфекционный токсикоз;
  • нарушение двигательной активности;
  • слабый мышечный тонус и рефлексы;
  • большой размер головы;
  • неспособность удерживать температуру тела.
Анизокория (врожденная и приобретенная) Разница в диаметре зрачков более 1 мм
  • разная степень реагирования глаза на свет;
  • разный диаметр зрачка.
Умственная отсталость Врожденное ограничение умственных способностей и задержка психического развития (подробнее в статье: ).
  • системное нарушение интеллекта;
  • отсутствие самоконтроля.

К общим симптомам поражения мозга у новорожденных относятся следующие:

  • головная боль;
  • повышенная раздражительность;
  • гипервозбудимость;
  • нестабильность(скачки) внутричерепного давления;
  • нарушение сна;
  • низкая концентрация внимания.

По мере взросления детей к указанным признакам добавляется расстройство речи. О недоразвитии мозга у ребенка 5 лет говорят существенные речевые дефекты, еще в раннем возрасте родителей должно насторожить отсутствие лепета у малыша.

Специалисты утверждают, что указанные признаки непостоянны: могут прогрессировать, а при соблюдении режима дня и питания быть обратимыми. Задача родителей – своевременное обращение к врачу за грамотным лечением. Это гарантирует полное избавление от патологии.

Как диагностируется?

Состояние и работу мозга изучают с помощью разных методик, выбор которых зависит от причины, приведшей к мозговой дисфункции. Повреждение центральной нервной системы вследствие гипоксии диагностируется при рождении с помощью шкалы Апгар (норма - 9-10 баллов), учитывающей состояние дыхания, кожи, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы (рекомендуем прочитать: ). При гипоксии показатели значительно снижаются.

Для диагностики различных повреждений ЦНС прибегают к ультразвуковому исследованию, компьютерной или магнитно-резонансной томографии, позволяющим увидеть точную картину нарушений работы мозга. Ультразвуковая допплерография оценивает состояние кровеносных сосудов, выявляет их врожденные аномалии, которые могут стать одной из причин гипоксии плода и новорожденного.

Популярны методики, основанные на действии электрического тока – нейро / миография, электроэнцефалография. Они позволяют выявить степень задержки психического, физического, речевого и умственного развития.

Для диагностики анизокории требуется консультация врача-офтальмолога и невролога, а также вышеуказанные исследования. Часто дополнительно назначаются анализы крови и мочи.

Возможные последствия

Однако в отдельных случаях данные патологии сопровождают пациента всю жизнь, могут спровоцировать такие последствия, как ухудшение состояния здоровья, и привести к тяжелым болезням: нейропатии, эпилепсии, ДЦП, гидроцефалии.

Особенности лечения нейрофизиологической незрелости мозга

Лечить мозговую дисфункцию у ребенка должны специалисты. Терапия включает психолого-педагогические и психотерапевтические коррекционные методики, медикаментозные средства и физиотерапевтические процедуры.

Терапевтический курс назначается после комплексной оценки состояния здоровья и работоспособности пациента, обследования санитарно-гигиенических и социальных условий жизни. Результат лечения во многом зависит от участия семьи. Благоприятный психологический микроклимат в семье – залог полного выздоровления. Специалисты рекомендуют разговаривать с ребенком в мягкой, спокойной и сдержанной манере, ограничивать доступ к компьютеру (не более 60 мин.), редко использовать слово «нет», делать массаж.


Таблетки Нитразепам 5 мг 20 штук

Лекарственные средства назначаются для устранения какого-либо из симптомов. Применяют следующие препараты:

  • снотворные – Нитразепам;
  • седативные – Диазепам;
  • транквилизаторы – Тиоридазин;
  • антидепрессанты;
  • улучшающие аппетит – Фенибут, Пирацетам и др.;
  • витаминно-минеральные комплексы.

Физиотерапевтические процедуры направлены на максимальное восстановление функций ЦНС. Для полного выздоровления недостаточно вышеуказанных процедур - важно соблюдать режим дня, питания. Главным лекарством для малыша станет любовь и внимание родителей.

Нервная система объединяет и регулирует жизнедеятельность всего организма. Высший её отдел - головной мозг является органом сознания, мышления.

В мозговой коре осуществляется психическая деятельность. В коре больших полушарий происходит установление новых, приобретаемых в течение жизни нервных связей, замыкание новых рефлекторных дуг, процесс образования условных рефлексов (дуги врождённых, т. е. безусловных рефлексов, проходят в нижерасположенных частях головного мозга и в спинном мозгу). В коре больших полушарий складываются понятия и происходит мышление. Здесь осуществляется деятельность сознания. Психика человека зависит от степени развития, состояния и особенностей нервной системы и в первую очередь коры больших полушарий. Развитие речи и трудовой деятельности человека тесно, связано с усложнением и совершенствованием деятельности мозговой коры, а вместе с тем и психической деятельности.

Ближайшие к мозговой коре подкорковые центры и центры мозгового ствола осуществляют сложную безусловно рефлекторную деятельность, высшими формами которой являются инстинкты. Вся эта деятельность находится под постоянными регулирующими влияниями мозговой коры.

Нервная ткань обладает свойством не только возбуждения, но и торможения. Несмотря на свою противоположность, они всегда сопутствуют одно другому, постоянно сменяются и переходят одно в другое, представляя собой различные фазы единого нервного процесса. Возбуждение и торможение находятся в постоянном взаимодействии и являются основой всей деятельности центральной нервной системы. Возникновение возбуждения и торможения зависит от воздействия на центральную нервную систему и прежде всего на головной мозг окружающей человека среды и внутренних процессов, происходящих в его организме. Изменения внешней среды или условий трудовой деятельности вызывают возникновение новых условных связей, создающихся на основе имеющихся у человека безусловных рефлексов или старых, упроченных ранее приобретённых связей, и влекут за собой торможение других условных связей, которые при новой ситуации не имеют данных для своего действия. При возникновении в какой-либо части коры больших полушарий более или менее значительного возбуждения происходит торможение в других её частях (отрицательная индукция). Возбуждение или торможение, возникнув в той или иной части коры больших полушарий, передаётся далее, как бы разливается с тем, чтобы снова сосредоточиться в каком-либо одном месте (иррадиация и концентрация).

Процессы возбуждения и торможения имеют весьма существенное значение в деле обучения и воспитания, поскольку понимание этих процессов и умелое использование их даёт возможность развивать и совершенствовать новые нервные связи, новые ассоциации, навыки, умения, знания. Но сущность воспитания и обучения, конечно, не может быть ограничена одним лишь образованием условных рефлексов, хотя бы весьма тонких и сложных. Кора больших полушарий человека обладает свойствами разностороннего восприятия явлений окружающей жизни, образования понятий, закрепления их в сознании (усвоение, память и др.) и сложных психических функций (мышление). Все эти процессы имеют своим материальным субстратом кору больших полушарий головного мозга и неразрывно связаны со всеми функциями нервной системы.

В познание законов высшей нервной деятельности (поведения) животных и человека русская физиологическая школа в лице её гениальных основоположников - И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского и особенно И. П. Павлова с их учениками внесла блестящий вклад. Благодаря этому стало возможным материалистическое изучение психологии.

Развитие нервной системы, и в первую очередь головного мозга, у детей и подростков представляет весьма большой интерес, в связи с тем, что на всём протяжении детства, отрочества и юности происходит формирование психики человека. Формирование и совершенствование психики протекает на основе развития коры больших полушарий и при непосредственном её участии. К моменту рождения у ребёнка центральная и периферическая нервная система далеко ещё не развита (особенно кора больших полушарий и ближайшие к ней подкорковые узлы).

Вес головного мозга новорождённого относительно велик, он составляет 1/9 веса всего тела, а у взрослого это отношение составляет всего лишь 1/40. Поверхность больших полушарий у детей в первые месяцы их жизни сравнительно гладка. Главные борозды, хотя и намечены, но неглубоки, а борозды второй и третьей категории ещё не сформировались. Извилины ещё слабо выражены. Нервных клеток в больших полушариях у новорождённого имеется столько же, сколько и у взрослого, но они ещё очень примитивны. Нервные клетки у маленьких детей имеют простую веретенообразную форму с очень небольшим количеством нервных разветвлений, а дендриты ещё только начинают оформляться.

Процесс усложнения строения нервных клеток с их отростками, т. е. нейронов, протекает очень медленно и не заканчивается одновременно с завершением развития других органов и систем организма. Этот процесс продолжается вплоть до 40 лет и даже позднее. Нервные клетки, в отличие от других клеток организма, не способны размножаться, регенерировать, и общее количество их к моменту рождения остаётся неизменным на всю последующую жизнь. Но в процессе роста организма, а также в последующие годы нервные клетки увеличиваются в размерах, постепенно развиваются, нейриты и дендриты удлиняются, а последние, кроме того, по мере их развития образуют древовидные разветвления.

Большая часть нервных волокон у маленьких детей ещё не покрыта белой миелиновой оболочкой, вследствие чего при разрезе большие полушария, а равно и мозжечок и продолговатый мозг не делятся резко на серое и белое вещество, как это имеет место в последующие годы.

В функциональном отношении из всех частей головного мозга у новорождённого наименее развита кора больших полушарий, вследствие чего все жизненные процессы у маленьких детей регулируются главным образом подкорковыми центрами. По мере развития коры больших полушарий у ребёнка совершенствуются как восприятия, так и движения, которые постепенно становятся более дифференцированными и сложными. Вместе с тем всё более и более уточняются, а также усложняются и корковые связи между восприятиями и движениями, всё больше начинает сказываться приобретаемый в течение развития жизненный опыт (знания, умения, двигательные навыки и т. п.).

Наиболее интенсивно происходит созревание коры больших полушарий у детей в течение ясельного возраста, т. е. в течение первых 3 лет жизни. У 2-летнего ребёнка уже имеются все основные черты развития внутрикорковых систем, и общая картина строения головного мозга относительно мало отличается от головного мозга взрослого. Дальнейшее его развитие выражается в совершенствовании отдельных корковых полей и различных слоев мозговой коры и увеличении общего числа миелиновых и внутрикорковых волокон.

Во второй половине первого года жизни развитие условных связей у детей происходит со всех воспринимающих органов (глаза, уши, кожа и др.) всё более интенсивно, но всё же медленнее, чем в последующие годы. С развитием коры больших полушарий в этом возрасте увеличивается продолжительность периодов бодрствования, что благоприятствует образованию новых условных связей. В этот же период закладывается основа будущих речевых звуков, которые связываются с определёнными стимуляциями и являются их внешним выражением. Всё формирование речи у детей происходит по законам образования условно-рефлекторных связей.

В течение 2-го года у детей одновременно с развитием коры больших полушарий и усилением их деятельности образуются всё новые и новые условно-рефлекторные системы и отчасти различные формы торможения. Особенно интенсивно в функциональном отношении развивается кора больших полушарий в течение 3-го года жизни. В этот период у детей значительно развивается речь, и к концу этого года у ребёнка запас слов в среднем достигает 500.

В последующие годы дошкольного возраста (от 4 до 6 лет включительно) у детей наблюдается закрепление и дальнейшее развитие функций коры больших полушарий. В этом возрасте у детей значительно усложняется как аналитическая, так и синтетическая деятельность коры больших полушарий. Одновременно происходит дифференциация эмоций. В силу свойственных детям этого возраста подражания и повторения, содействующих образованию новых корковых связей, у них быстро развивается речь, которая постепенно усложняется и совершенствуется. К концу этого периода у детей появляются единичные абстрактные понятия.

В младшем школьном возрасте и в период полового созревания у детей продолжается дальнейшее развитие головного мозга, совершенствуются отдельные нервные клетки и развиваются новые нервные пути, происходит функциональное развитие всей нервной системы. При этом отмечается усиление роста лобных долей. Это влечёт за собой улучшение у детей точности и координации движений. В этот же период заметно выявляется регулирующий контроль со стороны коры больших полушарий над инстинктивными и низшими эмоциональными реакциями. В связи с этим приобретает особое значение планомерное воспитание поведения детей, разносторонне развивающее регулирующие функции головного мозга.

В период полового созревания, особенно к концу его - в юношеском возрасте, увеличение массы головного мозга незначительно. В это время происходят главным образом процессы усложнения внутреннего строения мозга. Это внутреннее развитие характеризуется тем, что нервные клетки коры больших полушарий оканчивают своё формирование, и происходит особенно энергичное структурное развитие, окончательное формирование извилин и развитие ассоциативных волокон, которые осуществляют связь отдельных областей коры между собой. Количество ассоциативных волокон особенно увеличивается у юношей и девушек в возрасте 16-18 лет. Всё это создаёт морфологическую основу для процессов ассоциативного, логического, отвлечённого и обобщающего мышления.

На развитие и физиологическую деятельность головного мозга в период полового созревания оказывают определённое влияние те глубокие изменения, которые происходят в железах внутренней секреции. Усиление деятельности щитовидной железы, а также половых желез сильно повышает возбудимость центральной нервной системы и в первую очередь коры больших полушарий. «Вследствие повышенной реактивности и создающейся неустойчивости, в особенности эмоциональных процессов, все неблагоприятные окружающие условия: психические травмы, сильные нагрузки и так далее - легко ведут к развитию корковых неврозов» (Красногорский). Это должны иметь в виду педагоги, проводящие учебно-воспитательную работу среди подростков и молодёжи.

В течение юношеского периода к 18-20 годам в основном завершается функциональная организация головного мозга, и становятся возможными наиболее тонкие и сложные формы аналитической и синтетической его деятельности. В последующие зрелые годы жизни продолжается качественное совершенствование головного мозга и дальнейшее функциональное развитие коры больших полушарий. Однако основа развития и совершенствования функций коры больших полушарий закладывается у детей в дошкольные и школьные годы.

Продолговатый мозг у детей уже к моменту рождения вполне развит и созрел в функциональном отношении. Мозжечок, наоборот, у новорождённых развит в слабой мере, борозды его неглубоки и размеры полушарий малы. Начиная с первого года жизни мозжечок растёт очень быстро. К 3 годам мозжечок у ребёнка по своим размерам приближается к мозжечку взрослого человека, в связи с чем развивается способность сохранения равновесия тела и координации движений.

Что касается спинного мозга, то он растёт не столь быстро, как головной мозг. Однако к моменту рождения у ребёнка достаточно развиты проводящие пути спинного мозга. Миелинизация внутричерепных и спинномозговых нервов у детей заканчивается к 3 месяцам, а периферических - только к 3 годам. Рост миелиновых влагалищ продолжается и в последующие годы.

Развитие функций вегетативной нервной системы у детей происходит одновременно с развитием центральной нервной системы, хотя уже с первого года жизни она в основном оформилась в функциональном отношении.

Как известно, высшими центрами, объединяющими вегетативную нервную систему и управляющими её деятельностью, являются подкорковые узлы. Когда по тем или иным причинам у детей и подростков расстраивается или ослабевает контролирующая деятельность коры больших полушарий, деятельность подкорковых узлов и, следовательно, вегетативной нервной системы становится более ярко выраженной.

Как показали исследователи А. Г. Иванова-Смоленского, Н. И. Красногорского и других, высшая нервная деятельность детей, при всём разнообразии индивидуальных особенностей, обладает некоторыми характерными чертами. Кора больших полушарий у детей дошкольного и младшего школьного возраста в функциональном отношении является недостаточно устойчивой. Чем моложе ребёнок, тем больше у него выражено преобладание процессов возбуждения над процессами внутреннего активного торможения. Длительное возбуждение коры головного мозга у детей и подростков может привести к перевозбуждению и к развитию явлений так называемого «запредельного» торможения.

Процессы возбуждения и процессы торможения у детей легко иррадиируют, т. е. распространяются по коре больших полушарий, что нарушает работу головного мозга, требующую большой концентрации этих процессов. С этим связаны и меньшая устойчивость внимания и большая истощаемость нервной системы у детей и подростков, особенно при неправильной постановке учебно-воспитательной работы, при которой имеет место чрезмерно большая нагрузка умственной работой. Если учесть, что детям и подросткам в процессе учения приходится значительно напрягать деятельность центральной нервной системы, то становится очевидной необходимость особенно внимательного гигиенического отношения к нервной системе учащихся.

мозг кровообращение моторный

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома