О влиянии тяжелого физического труда на здоровье мужчины. «Все профессии вредны»: наиболее вредные для здоровья работы

Урок № 27 «ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ»

(рассчитан на сильный класс)

Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества, сформировать у обучающихся представление о христианской семье.

Задачи урока:

а) образовательные: познакомить с составляющими компонентами (категориями), необходимыми для создания Семьи, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся; познакомить с таинством венчания;

б) воспитательные: формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям, воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи».

в) развивающие: развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Участники: учащиеся 4-ого класса

Подготовительная работа: подготовить карточки с напечатанными опорными словами (компоненты), презентацию для сопровождения теоретического материала, запись мультфильма «Сказание о Петре и Февронии» , запись песни «Гимн семьи».

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация «Христианская семья», учебное пособие «Основы православной культуры» 4–5 класс, рабочие тетради (у учащихся), магнитная доска и магниты, карточки с опорными словами.

Ключевые слова: семья, венчание, обручальное кольцо, венец, традиции, тактичность.

Ход урока

Организационный момент

Проверка наличия учащихся на уроке, наличия учебников, тетрадей, ручек.

Проверка д/з .

Тема прошлого урока христианин в труде. Давайте вспомним.

Какие заповеди получили первые люди от Творца?

умножения жизни (.плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю.);

Возделывания и хранения сада;

Познания мира (нареки имена животным.);

Поста.

Что такое пост? пост - это временное воздержание от чего–то хорошего ради того, чтобы приобрести нечто лучшее.

Какой труд вреден для человека? человек работает только для своего обогащения, работа, которая приводит к горю людей.

Что значит работать на совесть? Если же человек работает, принося пользу людям, его труд радует и Бога. Христианин считает, что весь его рабочий день проходит перед Божьим взором, и потому старается работать честно. Если подняться под самый купол древнего храма, то можно видеть роспись такую же тщательную и прекрасную, как и ту, которая находится прямо перед глазами стоящих внизу людей. Это значит, что древние художники работали на совесть.

Что же дает труд человеку? Труд дает человеку опыт, знания, закаляет его характер.

Представь, что ты в будущем будешь владельцем предприятия. Как ты будешь относиться к своим работникам? незадерживает заработную плату работникам. Также неправ хозяин, заставляющий работать людей без отдыха и без выходных.

Актуализация знаний учащихся - Роман

Как появилось слово “семья”?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева кротко ответила “я”

Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья .

Целепологание и мотивация

Из стихотворения догадайтесь, о чем именно пойдет речь на уроке, и прошу сформулировать тему урока.

Совершенно верно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает Итак, Тема нашего урока: «Христианская семья».– Я попрошу открыть ваши рабочие тетради и записать тему урока . (открываю доску+ д/з : мини - сочинение моя семья, урок 27 в раб. тетради».) ключевые слова: семья, венчание, обручальное кольцо, традиции, тактичность.

Изучение новой темы

Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.

Работа с понятием

Что же означает слово семья? Как вы думаете?

Семья - самое главное в жизни для каждого человека.

Семья – дом, где живу я, папа, мама, сестра и т.д.

Семья - где все заботятся друг о друге.

В словарь запись СЕМЬЯ - группа живущих вместе близких родственников

Её основные признаки :

а) брачные или кровно родственные связи между всеми её членами,

б) совместное проживание в одном помещении,

в) общий совместный бюджет.

Практическая работа

- Какие важные вопросы должна решать каждая семья? (убираем лишнее на доске)

Вести общее

хозяйство

Воспитывать

Ысмеивать ближних

радоваться только за свои успехи

Переживать каждому за себя

Организовывать

совместный досуг

Заботиться

о старших

Семья играет особую роль в нашей жизни. В семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья в православии часто именуется Церковью, только не большой, в которой есть епископы и священники, а маленькой, малой , но тоже - Церковью . Запись в тетрадь

На каждой парте я приготовила материал для работы – русскую народную пословицу. Однако у вас только первая часть народной мудрости, а вторую вы сейчас постараетесь дописать.

Пословица: «Семья без детей, что… , что пустая шкатулка, мир без солнца, что дом пустой.

В народе говорили: «Семья без детей, что очаг без огня ». К какой же мысли привела нас русская пословица? Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть.

Правильно. Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. (На магнитной доске – «Семья», «Радость» .)

Ребята, произнося слово «семья», что или кого вы представляете в первые секунды? Свой дом, маму, любимые игрушки, бабушку и дедушку ,

Работа с текстом учебника

А сейчас откройте стр. 86 учебника. Прочитайте первое предложение.

Практическая работа

Составьте синквейн к понятию «семья»

Составить синквейн на тему «Семья»

Название темы_______________(одно существительное )
Описание________________________(два прилагательных)
Действия ____________________________(три глагола)
Чувство______________________________ (фраза )
Обобщение сути_______________________________

Родная, любимая самая лучшая

Любит, поддерживает, воспитывает оберегает,

Семья - это самое родное для меня близкое, хорошее настроение

Защита, опора

Молодцы.

Два человека встретились, полюбили друг друга. Каждая встреча влюбленных доставляет им радость. Но любовь это не всегда радость. Порой она включает в себя также и боль. Почему? Ответы. Любить – значит всю жизнь другого человека сделать своей и если он болеет, переживает - и мне плохо.

Фронтальная работа

Вернемся к учебнику стр. 86 – комментированное чтение

    Как в православии называется вступление в брак? венчание

    Что возлагают жениху и невесте на головы во время венчания? венец

    Какие значения имеет венец? Награда за решимость людей подарить себя друг другу

    О чём напоминает «мученический венец»? о терновом венце Христа

    На что готовы по-настоящему любящие друг друга жених и невеста? Все претерпеть ради сохранения семьи.

    Почему венец как и обручальное кольцо не имеет конца? Муж и жена должны быть верны друг другу до смерти. Даже если в их жизни будут болезни и несчастья, они должны оставаться вместе и поддерживать друг друга

вывод: « Отличие православной семьи состоит в том, что по-настоящему любящие друг друга жених и невеста, готовы все претерпеть ради сохранения семьи, даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе». На слайд

Чтение и анализ текстов

На партах у вас лежат карточки с текстами по вариантам. Прочитайте самостоятельно свои истории и подготовьте ответ на вопрос (устно).

1 вариант

Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились.

Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.

Если крутятся колеса у телеги – это дело,

Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело,

Э-ге-гей, не ленись,

Э-ге-гей, улыбнись!

Если крутятся колеса, то не стоит горевать,

Если трудная работа, нужно дружно напевать,

Э-ге-гей, не ленись,

Э-ге-гей, улыбнись!

Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье? В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети.

(На магнитной доске – «Труд каждого»; «Общее дело» .)

2 вариант

Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую.

Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:

Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.

Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:

Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.

Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.

Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата? Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате. (На магнитной доске – «Братская любовь», «Нравственный долг» .)

Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень новыми словами.

Физкультминутка. Мы с вами очень хорошо поработали. Теперь пора нам и размяться

Работа с текстом учебника (выборочное чтение)

Продолжаем работать. В семье очень важно заранее замечать, что может причинить боль дорогому человеку. Обратимся к учебнику стр. 87 последний абзац . Как же называется такое умение? Тактичность. Пример из книги. В семье без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь невозможна. Т.о. на доске слов прибавляется . (На магнитной доске - Тактичность, постоянное прощение и терпение).

Данные компоненты необходимы, чтобы семья христианина была дружной и крепкой.А если вы прочитаете четвертый абзац на странице 87, то сможете назвать мне еще несколько составляющих.

На какие праздники обращено внимание автора?

- Рождество Христово, Пасха. Почему? В эти дни люди становятся ближе друг к другу. А какие праздники, посвященные семье ты знаешь? День матери, день пожилого человека, день семьи. День зашиты детей. Что еще выделяет автор для сохранения дружной семьи? Семейные традиции То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Какие традиции может есть в вашей семье? (Выносятся на магнитную доску - Общие события и праздники . Традиции).

Молодцы.

Ребята, вот теперь наша опорная запись представлена широко, емко. Посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы христианская Семья была счастлива, дружна, крепка. Давайте зачитаем вслух.

Скажите, пожалуйста, какую ценность мы не назвали с вами. Ведь именно с нее начинается семья и ее нам необходимо поставить первой в понятии «семья»? Любовь.

Я вам дала опережающее задание - прочитать сказание о Петре и Февронии Муромских. Давайте вспомним. Просмотр мультфильма «Сказание о Петре и Февронии»

- Ребята кто написал для нас эту историю? писатель и публицист Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный).

Вы посмотрели мультфильм. прочитали сказание . О чем оно?

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА - История рассказывает о недуге князя, его встрече с Февронией и чудесном исцелении, их совместной жизни и испытаниях. По легенде, благоверный князь Петр страдал от проказы. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение: исцелить его сможет дева Феврония из Рязанской земли. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме. Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Молодец.

Петр и Феврония стали примером для многих христианских семей. Почему? Они показали, что семья должна появляться только по любви, нужно быть верными друг другу, преданными и жить в согласии.

Сегодня все знают, что 14 февраля - день Святого Валентина, покровителя всех влюбленных. А вот про наших собственных заступников любви Петра и Февронию часто забывают. - покровители и , чей супружеский союз считается образцом . В России с 2008 года введен новый праздник - «День семьи, любви и верности» .

Инициатива проведения «всероссийского дня семьи, любви и верности» принадлежит жителям города Мурома, где обрели свой покой тела Петра и Февронии. Именно в Муроме был поставлен первый памятник святым. Для популяризации праздника во многих городах России были тоже поставлены : Архангельск, Сочи, Тула, Благовещенск, Омск, Иркутск и т.д.

Лучшим семьям России в день праздника 8 июля вручается медаль за любовь и верность (общественная награда). Семьи должны соответствовать следующим критериям:

Долгая история семейного союза (от 25 лет);
- Крепость отношений, основанных на любви и верности;
- Благополучие семьи, обеспеченное трудом её членов;
- Воспитание детей как достойных членов российского общества.

С одной стороны медали изображается символ праздника «ромашка», с оборотной - лики святых Петра и Февронии. Лозунг медали: за любовь и верность семье. Вместе с медалью вручаются также ценные подарки, которые соответствуют «семейной тематике», и определяются местными властями и организаторами.

Посмотрим на символ праздника. - Что символизируют лепестки цветка? Членов семьи.

На чём держатся лепестки? На сердцевинке.

Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевинку? - Он погибнет.

Что же символизирует сердцевинка? Ценности, на которых основывается семья.

В нашем районе есть тоже 2 семьи, которые были удостоены этой награды: 2011 год – семья Краюшиных: Алексей Михайлович и Татьяна Николаевна – жители села Октябрьское. 2012 год – семья Кондратьевых: Степан Григорьевич и Федора Алексеевна – жители села Ильинка. В 2 – по 6 детей.

У этого праздника кроме медали и символа есть еще и гимн, который так и называется «Гимн семье».

Просмотр видеоролика «Гимн семье».

Закрепление

- Чему был посвящен сегодня урок?

- Что узнали вы сегодня на уроке для себя нового?

- Стихотворение - Антонина

Семья Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!

Домашнее/з: мини- сочинение «Моя семья», урок № 27 в рабочей тетради.

Рефлексия

Хоть эти слова приписывают перу В. Белинского, их в свое время на разные лады воспроизводили многие: Маркс, Толстой, Геббельс и т.д.

Что несет в себе эта мысль и каким образом на человека действует физический и умственный труд? В чем различия между физическим и умственным трудом? Обо всем этом можно узнать в нашей статье.

Гигиена умственного и физического труда

В медицине, а точнее, в санитарно-гигиеническом деле существует отдельный раздел, который так и называется – гигиена труда. Ее задача состоит в том, чтобы изучить влияние разного рода работы на организм человека и разработать профилактические, гигиенические и лечебные мероприятия для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье работающих людей, а также стремится к тому, чтобы повысить их выносливость и производительность.

Ученые, которые занимаются этим вопросом, говорят о том, что важно различать понятия «работа» и «труд». Работа – это, скорее, термин из физики, который являет собой процесс преобразования одного вида энергии в другую. И когда говорят про работу и человека, то имеют ввиду его мышечный аппарат. Труд, в свою очередь, направлен на создание чего-то, ценностей; того, что имеет вес в социальной жизни (несмотря на то, что основой труда являются все те же физиологические процессы организма).

Фридрих Энгельс в своей работе, которая имеет всемирную известность, «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал, что трудовая деятельность, проходящая в благоприятных условиях, стимулировала развитие как человеческого тела, органов чувств, моторики рук, так и интеллекта и способности к абстрактному мышлению.

Сейчас не только специалисты всех стран мира говорят о том, что рациональное сочетание физического и умственного труда приводит к гармоничному существованию и позволяет человеческому организму развиваться во всех направлениях. В этом убеждены все люди, которые сумели совместить одно с другим.

Как бы там ни было, различия между физическим и умственным трудом существенны и нам предстоит ознакомиться с ними.

Для физического труда характерно вовлечение в процесс мышечного аппарата и различных систем организма. И основной характеристикой физического труда является тяжесть труда.

Тяжесть труда – это характеристика уровня трудового процесса, которая отражает величину нагрузки на опорно-двигательный аппарат и системы жизнеобеспечения организма (дыхательная, сердечно-сосудистая и т.д.).

Тяжесть труда имеет следующие характеристики, которые принципиально важны в процессе определения уровня нагрузки:

    Масса груза, который поднимают и перемещают

    Количество повторений

    Характер позы

    Глубина наклона тела

    Перемещение в пространстве

    Величина нагрузки в покое

Чем же физический труд полезен? В первую очередь, он помогает поддерживать тело в форме. Так или иначе. А это, к слову, повышает самооценку. Люди, занимающиеся ручным трудом, более приспособлены к жизни и «выживанию». Также польза физического труда заключается в том, что он делает человека более дисциплинированным и терпеливым. Да и что тут говорить, когда человек видит результат своих усилий и он приносит радость и пользу другим, то это делает его счастливым.

И не забывайте о таком полезном и приятном виде физической активности как... секс. А чем именно он так полезен для здоровья, вы можете прочесть в нашей статье .

Вред… помимо установленной гигиенистами категории «профессиональные болезни» (то есть, определенные заболевания, которые могут возникать от определенного вида деятельности), есть еще один существенный минус, который может таить физическая работа – травматизм. И он, как вы понимаете, может иметь существенные последствия.

Еще одна побочная реакция (присуща всем видам физической активности) – усталость. Сложно сказать, при какой разновидности занятий, усталость может принести больше вреда, но в случае физического труда, она может стать причиной травматизма. Поэтому очень важно рационально чередовать физическую активность и отдых (сон).

Особенности питания людей, занятых физическим трудом

Ручной труд, точнее, труд, который связан с физической нагрузкой, требует много силы, потому что во время его выполнения в расход идет мышечная энергия. Учитывая это, энергетическая ценность поглощаемых продуктов, как и количество белков, жиров, углеводов увеличивается пропорционально выполняемой работе.

С этой целью, во время разработки гигиенических норм питания людей было выделено 4 группы интенсивности труда, в зависимости от которых и определяли, какое количество питательных веществ должен получить той или иной человек, исходя из его возраста, пола и рода занятий. Это если сильно углубляться, но в целом вы должны знать, что людям, которые интенсивно работают физически, необходимо употреблять: куриные яйца, кисломолочные продукты, фрукты (бананы, киви, ананасы), устрицы и лосось, крупы (овсянка в приоритете), орехи и сухофрукты, томатный и апельсиновый сок, имбирь, черный шоколад, мед.

Сколько тратится калорий (ккал) при различных видах активности, можно легко найти в интернете, все эти данные представлены в виде разнообразных и удобных для восприятия таблиц.

Чтобы знать, как правильно организовать режим умственного труда и извлечь из него максимальную пользу, нужно знать его критерии.

Напряженность интеллектуального труда характеризуется:

    Объемом информации, которую нужно обработать/запомнить

    Скорость поступления информации

    Скорость принятия решения

    Степень ответственности за принятое решение и возможные ошибки

При умственном труде основная нагрузка приходится на головной мозг (точнее, на его кору).

Представители умственного труда ведут сидячий образ жизни и чаще всего не занимаются ни физическими нагрузками, ни спортом. Гиподинамия, психофизиологическая утомляемость, напряжение зрительного, слухового анализаторов, нервное напряжение – все это сопровождает людей, которые трудятся умственно.

Польза умственного труда заключается в том, что человек постоянно стимулирует свой мозг и «прокачивает» его способности: память, абстрактное мышление, фантазию и т. д.

Особенности питания людей, занятых умственным трудом

Люди, уделом которых является интеллектуальный труд, как правило, ведут малоподвижный образ жизни, во время организации их питания это нужно учитывать. Потому, составляя их меню, нужно помнить, что содержание белков, жиров и углеводов, наряду с энергетической ценностью продуктов, должно быть существенно ниже, чем у людей, занимающихся физическим трудом. При этом, количество витаминов и минералов должно быть идентичным, потому что интеллектуальный труд требует достаточного количества гормонов и ферментов.

Людям, занимающимся умственным трудом, нужно налегать на рыбу (лосось), зеленые листовые овощи (шпинат, капуста), яйца, морковь, помидоры, свеклу, коричневый рис, овсяную крупу, фасоль, чернику, орехи и семечки (грецкие, миндаль, тыквенные), авокадо, яблоки, виноград, черный шоколад, зеленый чай. Так любимый всеми кофе попробуйте иногда заменять на более .

Как вы видите (а может быть, уже успели ощутить на себе) - нельзя заниматься одним видом работы. Нужно чередовать. Физический труд с умственным (чтение книг, решение различных задач, искусство) и умственный с физическим (посещение тренажерного зала, бассейна, занятие бегом, фитнесом, каким-то видом единоборства).

Даже самый здоровый и жизнерадостный человек порою испытывает упадок сил. Попробуйте внедрить в свой распорядок дня .

Но также важно помнить об, чтобы давать возможность организму отдохнуть от вашей бурной деятельности и набраться сил для новых свершений.

физический труд, умственный труд,


В производстве еще далеко не все работы механизированы. Поэтому немало людей занято тяжелым физическим трудом. Это грузчики, стропальщики, обрубщики, строители, шахтеры, лесорубы, рабочие по ремонту шоссейных и железных дорог, многие труженики полей и пр.

Тяжелая физическая работа требует большой физической силы, выносливости, гибкости позвоночника, подвижности суставов, крепкого здоровья. Во время ее выполнения у человека практически задействованы все группы мышц - крупные и мелкие, утомление которых наступает в разное время. Но происходит это довольно быстро. Уже через 1,5-2 ч тяжелой работы начинает ощущаться общая усталость, снижается мышечная сила и выносливость, начинает проявляться нарушение устойчивости тела, падает работоспособность и пр.

Для восполнения затраченных сил и энергии необходим довольно продолжительный отдых, до нескольких часов. В производственных условиях это невозможно. Сократить период восстановления работоспособности и этой категории рабочих поможет физкультура. Специально подобранные для активного отдыха упражнения на расслабление, на растягивание мышц и позвоночника, дыхательные и др., чередующиеся с приемами самомассажа и периодами пассивного отдыха, снижают напряженность внутренних органов и систем, улучшают регуляторную функцию ЦНС. Нормализация дыхания, артериального кровяного давления, урежение пульса, уменьшение чувства усталости происходят за довольно короткие отрезки времени - 5-10 мин активного отдыха.

При 8-часовой рабочей смене для рабочих тяжелого физического труда на отдых отводится до 36 мин. В каждом регламентированном перерыве часть времени предназначается для производственной физкультуры. Наиболее целесообразны такие ее формы: вводная гимнастика, физкультурные паузы (в первой и второй полусмене), физкультурная минутка. Для части рабочих, нуждающихся в дополнительных занятиях, рекомендуется восстановительно-профилактический комплекс специального содержания.

Вводная гимнастика подготавливает опорно-двигательный аппарат, мышечную и сердечно-сосудистую системы к предстоящей тяжелой работе. Разогревая мышцы и связки, активизирует другие системы организма. Комплекс включает специальные упражнения - выполняется энергично, как зарядка.

Физкультурная пауза делается после 1,5-2 ч работы в первой и второй полусмене. Комплекс состоит преимущественно из упражнений на расслабление и растягивание, приемов самомассажа отдельных частей тела и конечностей, пассивного отдыха. Выполняется в течение 5 мин, снижает утомление, устраняет чувство усталости. Во второй полусмене, когда утомление становится более глубоким и ощутимым, ФП должна быть продолжительнее (7-10 мин), но с меньшей нагрузкой. Необходимо предусмотреть и пассивный отдых.

Физкультурная минутка выполняется по усмотрению работающего для какой-то отдельной части тела, чаще в конце рабочего дня, вне регламентированных перерывов.

У рабочих тяжелого физического труда чаще, чем у других, наблюдаются перегрузки опорно-двигательного аппарата, что может вызвать болевые ощущения и развитие остеохондроза разных отделов позвоночника. Поэтому им рекомендуется выполнять восстановительно-профилактический комплекс чаще всего после окончания работы в специально оборудованном помещении.

Такую форму занятий охотно использовали, например, портовые рабочие Мурманского морского грузового порта, где большие помещения курилок и неуютные комнаты отдыха были превращены в «комнаты здоровья». Их снабдили оборудованием для занятий физическими упражнениями в рабочее время. Установленные удобные кресла и специальные приспособления позволяют принимать определенные положения для разгрузки позвоночника и быстрого восстановления работоспособности после тяжелых разгрузочно-погрузочных работ.

Введение

Физиология труда - это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности.

Её задача - выработка принципов и норм, способствующих улучшению и оздоровлению условий труда, а также нормирование труда.

Физиология - это наука о жизнедеятельности организма и его отдельных частей - клеток, органов, функциональных систем. Физиология изучает механизмы осуществления функций живого организма (рост, размножение, дыхание и т.д.), регуляцию и приспособление к внешней среде. В частности, она изучает регулирующую и интегрирующую роль нервной системы в организме.

С физиологической точки зрения труд есть затрата физической и умственной энергии человека, но он необходим и полезен человеку. И только во вредных условиях или при чрезмерном напряжении сил человека в той или иной форме могут проявляться негативные последствия труда. Труд принято характеризовать тяжестью и напряжённостью.

Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряжённость труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Эргономика - наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с точки зрения анатомии, антропологии, физиологии, психологии и гигиены в целях создания орудий и условий труда, а также технологических процессов, наиболее соответствующих требованиям человеческого организма.

Эргономика и эстетика производства являются составными частями культуры производства, т.е. комплекса мер по организации труда, направленных на создание благоприятной рабочей обстановки. В основе повышения культуры производства лежат требования научной организации труда. Культура производства достигается правильной организацией рабочих процессов и отношений между работниками, благоустройством рабочих мест, эстетическим преобразованием рабочей среды.

Различают труд умственный и физический.

Физический труд

Что касается физического труда, то для него определены достаточно объективные критерии оценки тяжести, это энергозатраты.

Все виды физических работ совершаются при участии мышц, которые, сокращаясь, совершают работу в физиологическом смысле слова. Пополнение энергии мышц происходит за счёт потребления ими питательных веществ, поступающих постоянно с кровотоком. Этим же кровотоком от мышц уносятся отработанные вещества -- продукты окисления. Основным источником энергии является процесс окисления гликогена кислородом, тоже содержащимся в крови. Гликоген -- полисахарид, образованный остатками глюкозы. Он откладывается в цитоплазме клеток печени и мышц. При недостатке в организме глюкозы гликоген под действием ферментов расщепляется до глюкозы, которая поступает в кровь.

Физические работы принято делить на три группы по степени их тяжести. В основе этого деления лежит потребление кислорода как один из доступных для измерения объективных показателей энергозатрат. В связи с этим различают работы: лёгкие, средней тяжести и тяжёлые.

К лёгким относятся работы, выполняемые сидя, стоя или связанные с ходьбой, но без систематического напряжения, без поднятия и переноса тяжестей. Это работы в швейном производстве, в точном приборостроении и машиностроении, в полиграфии, в связи и т.д.

К категории средней тяжести относятся работы, связанные с постоянной ходьбой и переноской небольших (до 10 кг) тяжестей, и выполняемые стоя. Это работа в механосборочных цехах, в механизированных мартеновских, прокатных, литейных, кузнечных, термических цехах и т.д.

К категории тяжёлых относятся работы, связанные с систематическим физическим напряжением, а также с постоянным передвижением и переноской значительных (более 10 кг) тяжестей. Это кузнечные работы с ручной ковкой, литейные с ручной набивкой и заливкой опок и т.д.

Для увеличения доставки кислорода и питательных веществ, а также для удаления продуктов их окисления сердечно-сосудистая система увеличивает кровоток. Это осуществляется двумя путями: учащением пульса и увеличением объёма каждого сокращения сердца.

Итак, основными физиологическими реакциями организма на физическую работу являются учащение пульса, повышение кровяного давления, учащение дыхания и повышение лёгочной вентиляции, изменение состава крови, увеличение потоотделения. Изменения постепенно нарастают, доходя до определённого уровня, при котором усиленная работа органов и систем уравновешивается с потребностями организма.

По прекращении работы наступает восстановительный период, когда изменённые функции постепенно возвращаются к норме. Но продолжительность восстановления различных функций не одинакова:

пульс, давление, частота дыхания и лёгочная вентиляция восстанавливаются за 10--15 минут;

состав крови и др. -- за 45--50 минут.

Это вызвано тем, что во время интенсивной работы происходит мобилизация внутренних ресурсов организма, происходит обеднение кислородом и питательными веществами неработающих тканей и органов, а также поглощение запасов самих мышечных клеток, которые за счёт этих внутренних запасов некоторое время могут работать без потребления кислорода (так называемая анаэробная фаза работы мышц). Чтобы пополнить эти запасы во время отдыха, организм продолжает потреблять повышенное количество кислорода.

Если при продолжительной тяжёлой работе и при мобилизации всех ресурсов организма доставка необходимого количества кислорода и питательных веществ не обеспечивается, наступает утомление мышц.

Мышцы работают не только, когда человек перемещает тяжести, но и когда удерживает их на месте, или удерживает вес собственного тела или отдельных его частей (туловища, рук, головы).

В связи с этим основными показателями тяжести трудового процесса являются:

· масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;

· стереотипные рабочие движения;

· рабочая поза;

· наклоны корпуса, перемещение в пространстве.

Вынужденное и тем более неудобное положение тела, даже в случае лёгкой работы, может приводить к быстрому утомлению, т.к. статическая нагрузка на одни и те же группы мышц более утомительна. Рабочая поза может быть свободная, неудобная, фиксированная и вынужденная. К свободным позам относятся удобные позы сидя, с возможностью изменения рабочего положения тела или его частей. Фиксированная рабочая поза -- невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга. Подобные позы встречаются при выполнении работ, связанных с необходимостью в процессе работы различать мелкие объекты. Наиболее жёстко фиксированы рабочие позы у представителей тех профессий, которым приходится выполнять свои основные производственные операции с использованием оптических увеличительных приборов -- луп и микроскопов. К неудобным рабочим позам относятся позы с большим наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением нижних конечностей. К вынужденным позам относятся рабочие позы лёжа, на коленях, на корточках и т.д.

Физиологи выделяют несколько стадий в процессе работы:

· в начале работоспособность нарастает (врабатываемость);

· достигнув максимума, производительность труда держится на этом уровне более или менее длительное время (стабильная работа);

· затем наступает постепенное снижение работоспособности (утомление).

ь Организация кратковременных перерывов в конце максимума работоспособности, снижает утомляемость и повышает общую производительность труда.

Кроме физиологических изменений в виде утомления, различные виды физического напряжения могут вызвать и некоторые патологические явления в организме, т.е. заболевания:

· длительная работа в неудобном положении может привести к искривлению позвоночника вбок (сколиоз), или вперёд (кифоз);

· при длительном стоянии или хождении под нагрузкой -- плоскостопие или варикозное расширение вен нижних конечностей;

· постоянное статическое напряжение или однообразные движения при тяжёлой интенсивной работе приводят к нервно-мышечным заболеваниям (воспаление сухожилий, неврозы, люмбаго и др.);

· частые и длительные напряжения одних и тех же групп мышц живота -- грыжи;

· напряжение органов зрения -- близорукость.

ь Особенно чувствителен к неблагоприятным воздействиям различных вредных факторов женский организм. В частности, при физической нагрузке свыше 15 кг наблюдается опущение тела матки. Постоянная статическая и динамическая нагрузка на позвоночник и ноги у женщин может привести к нарушению формы и функции стоп, изменениям крестцово-тазового угла. У женщин, условия труда которых связаны с вибрацией, могут случаться самопроизвольные аборты, преждевременные роды, токсикозы первой и второй половин беременности. Большое практическое значение представляет собой влияние на специфические функции женского организма химических веществ, даже, когда их содержание не превышает предельно допустимых концентраций (ПДК).

Термин «здоровье» в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определён как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов». На здоровье населения в этом смысле влияют условия труда и быта, жилищные условия, уровень заработной платы, обеспеченность продуктами питания и их качество, состояние медицинского обслуживания, климатогеографические и другие социальные и гигиенические факторы.

Все профессии важны, все профессии… вредны! Нет, ну а как иначе?! На работе нам приходится проводить большую часть своей жизни, в результате чего она отбирает у нас молодость и вообще лучшие годы. Но если время уходит по нашему личному распоряжению, то отдавать работе здоровье, еще никто не подписывался. А ведь именно так и происходит. Будь то многочасовое сидение за компьютером, постоянное перемещение по городу на ногах, сидение в водительском кресле или постоянное поднимание тяжестей. Практически любая работа непоправимо бьет по здоровью

Так что, да, если вы хотите оставаться всю жизнь красивым и здоровым, сделайте правильный выбор – перестаньте работать… ну, или хотя бы не занимайтесь тем трудом, который наиболее опасен и вреден для вашего здоровья. Чтоб вы понимали, о чем идет речь, Карьерист.ру изучил данные исследования Американской медицинской ассоциации, на основе которых Аналитический центр составил рейтинг наиболее вредных для здоровья профессий. Учтите все нижеизложенное и подумайте: возможно, пришло время задуматься о смене профиля?

Бухгалтер и другие офисные работники

Едва ли ваша спина скажет вам спасибо за 9 часов сидячей работы в душном офисе. По статистике, около 40 % офисных работников страдают от болей в спине . Не спасает даже регулярная зарядка – колоссальные нагрузки на шейный и поясничный отдел позвоночника невозможно компенсировать практически ничем. Все усугубляется, если ваше рабочее место не оборудовано удобной офисной мебелью – боли и ожирение в таком случае вам гарантированы.

Впрочем, несколько компенсировать утрату здоровья все же помогут регулярные физические нагрузки. Нет, это не работа на даче по выходным, а стабильные занятия в спортзале. Заодно и фигуру в порядок приведете. И да, специалисты АМА советуют почаще гулять на свежем воздухе.

Повара и другие работники общепита

В советские времена работа повара в столовой считалась весьма хлебной – редкий работник общепита уходил домой без нескольких сумок, набитых продуктами. Сегодня, собственно, ничего не изменилось. Как результат – 75% работников данной сферы страдают ожирением из-за постоянного переедания . Стрессов у них на работе, конечно, поменьше, чем у других представителей данного списка, однако позавидовать им по этому поводу сложно. Им постоянно приходится стоять на ногах в условиях повышенных температур, что также неблагоприятно отражается на здоровье. Повышенное артериальное давление, постоянные боли в спине, сердечные проблемы – это лишь часть того, с чем приходится сталкиваться поварам.

Продавцы

Продавцы и прочие работники торговли – это очередное направление, представители которого традиционно страдают повышенным уровнем холестерина, ожирением и проблемами с сердцем. Неблагодарные покупатели, стоячая работа, ежедневное хамство, стрессы – все это негативно отражается на здоровье продавцов.

Плюс, весьма низкая зарплата, за счет которой невозможно компенсировать все профессиональные утраты и позволить себе нормально питаться. Проблемы со здоровьем, вызванные такой работой, налицо, поэтому далеко не все сегодня готовы выбрать эту ранее почитаемую профессию.

Работники медицины

Медики, безусловно, ведут куда более подвижный образ жизни, чем офисные работники, что, однако, не делает влияние их работы на здоровье менее существенным. Так, традиционно плохой режим питания, серьезный перебор гормонов стресса, вызванный постоянными ночными сменами, множеством пациентов и их проблемами со здоровьем, оставляют неизгладимый отпечаток на здоровье врачей, фельдшеров и медицинских сестер. Это, в частности, выражается в повышенном риске возникновения и развития диабета, распространении среди них кишечных колитов и проблем с сердцем, например, инфарктов .

Полицейские

Работа правоохранителей традиционно связана с серьезными стрессами, вызванными как спецификой работы, ненормированным режимом труда, так и контингентом, с которым приходится общаться. Помимо серьезной угрозы получить из-за стрессов инфаркт, каждый третий сотрудник правоохранительных органов страдает повышенным артериальным давлением и высоким уровнем холестерина, который, естественно, не оказывает совершенно никакого благоприятного влияния на их организмы.

Плюс, объективные угрозы для жизни и здоровья, вызванные самой работой – огромное количество полицейских ежегодно получает травмы и даже расстается с жизнью при поимке преступников.

Водители

Работа за рулем еще никому пользы не приносила. У водителей имеется постоянный риск попасть в ДТП, что требует от них постоянной внимательности, поскольку часто они отвечают еще и за пассажиров, а это вызывает у них постоянную напряженность. Как итог, переутомляемость и риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Но это не единственная проблема. Дело в том, что работа за рулем чревата застоем крови в малом тазу. А это, как известно, является причиной возникновения таких неприятных болезней, как геморрой и простатит. Плюс, постоянно приходится дышать выхлопными газами – организму они точно не понравятся.

Пожарные

Риск получить ожог или травму – отнюдь не самое страшное, что ждет отечественных пожарных. Дело в том, что большинство из них не заканчивает жизнь от старости и не погибает в огне – их обычно сражает инфаркт . Всему виной постоянные стрессы, напряженность, работа в нестандартном, ненормированном режим и постоянная боеготовность.

Фактически пожарным вообще трудно когда-либо расслабиться, ведь в любой момент может возникнуть необходимость ехать на вызов! В дополнение к этому постоянные недосыпы, неправильное питание, участие в физически тяжелых мероприятиях. Немудрено, что инфаркты преследуют пожарных…

Шахтеры, металлурги и другие рабочие профессии

Трудно вообще представить, чтоб подобного рода профессии вообще могли приносить пользу для здоровья. Тяжелый физический труд говорит сам за себя. Но проблемы, например, со спиной, это лишь мелочи, по сравнению с тем, чем для трудяг чревата работа на металлургических заводах или шахтах. Крупные отечественные промышленные предприятия буквально отравляют своих работников, заставляя их дышать коксохимическими и агломератными выбросами и канцерогенами. Уже неоднократно доказано, что работники металлургических заводов в разы больше подвержены риску развития раковых опухолей и болезней сердечно-сосудистой системы. Похожая ситуация и с шахтерами, которым приходится дышать угольной пылью. Не зря все эти профессии отнесены к классу самых вредных и опасных на уровне законодательства.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома