Влияние негативных факторов на репродуктивное здоровье человека. Репродуктивное здоровье человека

Рассматривая проблему наличия неблагоприятных факторов, влияющих на репродуктивное здоровье, необходимо отметить, что репродуктивный потенциал будущих родителей начинает формироваться с самого рождения, особенно девочки, которую необходимо рассматривать как потенциальную мать. Поэтому сохранение здоровья с детства, укрепление его в подростковом периоде у молодежи, вступающей в репродуктивный возраст, - одна из ключевых проблем рождения здорового поколения.

Нельзя переоценить значение здорового образа жизни, как активно избираемого человеком стиля поведения, включающего рациональное питание, двигательную активность, гигиенические навыки, правильный режим труда и отдыха, культуру сексуальных отношений, отсутствие вредных привычек, медицинскую активность. Количество публикаций по этим вопросам практически необозримо, и рассматривать подробно в данной работе каждый из его аспектов не целесообразно.

К сожалению, необходимо отметить, что до сих пор большинству россиян свойственно потребительское отношение к собственному здоровью. Несбалансированное питание, в первую очередь дефицит белковой пищи, существенное ограничение рациона, может привести к расстройству менструальной функции и даже ановуляции у девочек и расстройству сперматогенеза у мальчиков. Недостаточная физическая активность в сочетании с высокими «гиподинамичными» школьными и внешкольными нагрузками также не способствует подготовке девочки к будущему вынашиванию беременности и родоразрешению, а юношу не сделает в перспективе «суперпроизводителем». Но это практически никак не учитывается родителями, максимум, о чем помнится, так это об осанке и проблемных зубах. В России мало по-настоящему здоровых или хотя бы «практически здоровых» граждан, но встретить в лечебно-профилактическом учреждении человека, который хочет узнать актуальное состояние своего здоровья при субъективном отсутствии болезненных проявлений, почти невозможно.

Как позитивный момент можно отметить, что все большее внимание стало уделяться дифференцированному подходу к сексуальному образованию детей и подростков. Поскольку интерес к сексу у детей возникает с раннего возраста (первые вопросы из этой области они начинают задавать в 3-5 лет), сексуальное воспитание должно начинаться с периода первых вопросов и длиться до тех пор, пока ребенок в нем нуждается. Причем сексуальное воспитание, которое касается взаимоотношения полов в самом широком смысле этого слова, наиболее продуктивно именно в семье. Между тем успех сексуального воспитания возможен лишь при комплексном воздействии на ребенка. Проблемами до настоящего времени остаются недостаточная грамотность самих родителей, отсутствие у населения практики обращения к психологам и малое количество школьных педагогов, готовых к обсуждению проблем секса с учениками. Нам далеко еще до практики зарубежных стран, где уроки сексуального воспитания начинаются с младших классов и ведутся на протяжении нескольких лет.

В подростковый период человеку свойственна гиперсексуальность. Формирование органов репродуктивной сферы и их функционирование часто опережает развитие интеллекта, а групповые формы поведения при недостаточном сформировании морально-этических норм, отсутствии понимания ответственности за свои действия могут спровоцировать раннее начало половой жизни с беспорядочной сменой половых партнеров (подростковый промискуитет), что приводит чаще всего к стойкому циркулированию в подростковых группах ЗППП и нежелательной беременности у неполовозрелых девушек.

Это особенно важно, поскольку при раннем вступлении в половую жизнь последствия для организма девушки могут быть крайне негативными. Девушки-подростки вступают в репродуктивный процесс зачастую анатомически и физиологически незрелыми, социально не адаптированными, что существенно снижает здоровье матерей и новорожденных. Тем более что репродуктивное здоровье девушек-подростков в настоящее время оценивается как крайне неудовлетворительное. Показатели заболеваемости девушек на 10-15 выше, чем у юношей. Расстройства менструальной функции возросли почти в 2 раза, в 1,3 раза - частота заболеваний воспалительного характера. Девушки-подростки при вступлении в репродуктивный процесс имеют очень высокий индекс инфекционных заболеваний, в том числе в 62,6 % случаев - перенесенные венерические болезни (2,2 % - сифилис), у 65,7 % отмечается экстрагенитальная патология органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, печени, почек, у 52,4 % - гинекологические заболевания (кольпиты, эрозии шейки матки, хронические воспаления придатков), у каждой шестой наблюдается нарушение менструального цикла.

При обследовании 1000 девушек-подростков (10-20 лет), вступивших в детородный процесс, большинство из которых (84,3 %) состояли в зарегистрированном или гражданском браке, и 1000 женщин благоприятного репродуктивного возраста (20-24 года), число незамужних среди которых было всего 7,5 %, и состояния здоровья их новорожденных было выявлено следующее. Осложненное течение родов отмечено у 80,4 % юных рожениц. Несколько чаще, чем в группе сравнения, использовалась родостимуляция, отмечался клинически узкий таз в родах. У юных родильниц достоверно чаще отмечалось гипотоническое кровотечение и в раннем послеродовом периоде проводилось ручное обследование полости матки. Только 0,6 % девушек-подростков отказались от ребенка в роддоме (все они не были замужем, половина из них употребляла наркотики).

В группе юных рожениц 60 детей (6,0 %) родились с никотиновой интоксикацией, 7 новорожденных (0,7 %) в состоянии наркотической зависимости. Поскольку состояние новорожденных связано с репродуктивным здоровьем матери, был разработан метод скрининговой оценки репродуктивного здоровья девушек-подростков, с помощью которого возможно оценить степень его нарушения, что позволяет активизировать мероприятия и сконцентрировать усилия врачей, социальных работников, педагогов, родителей на решении проблем каждой конкретной девушки-подростка и тем самым обеспечить перинатальную охрану плода.

Еще большей проблемой, чем физическая и психическая нагрузка родоразрешения в юном возрасте, является прерывание беременности. По данным Красноярского центра планирования семьи, количество абортов на тысячу подростков в 2002 году составило 54,8, причем среди девушек-подростков, родивших ребенка, у каждой пятой в анамнезе был аборт, у 4,2 % по 2 - 3 аборта. Аборт является серьёзным эндокринным стрессом для организма женщины, требует гормональной реабилитации, приводит к репродуктивным проблемам: воспалительным заболеваниям, бесплодию, нарушению менструального цикла, формированию гормонозависимых заболеваний (миом, эндометриоза, кист яичников, патологии молочных желёз), большинство из которых являются фоновыми в развитии онкологической патологии.

Грамотное предупреждение нежелательной беременности (контрацепция). В настоящее время существует немало способов предохранения от зачатия - контрацепции. Большой арсенал современных контрацептивных средств и способов, к сожалению, используется не столь часто, что связано, прежде всего, с недостатком полового воспитания и нежеланием обращаться по таким «постыдным» (в понимании российского обывателя) вопросам к специалисту.

Поскольку желание мужчин при выборе методов контрацепции учитывают большинство женщин, интересно исследование характера и особенностей контрацептивного поведения и информированности по этим вопросам юношей-подростков и мужчин (возраст 15-45 лет) - городских жителей, проведенное в ряде территорий Российской Федерации. Оказалось, что нынешнее изобилие контрацептивных средств для женщин снизило ответственность сексуального партнера за последствия близости. Несмотря на то, что большинство опрошенных мужчин (81,5 %) знают о противозачаточных средствах (80,6 % назвали презерватив, 59,9 % - ВМС, 49,6 % - гормональную контрацепцию), 43,6 % мужчин вообще не обсуждают, 51,2 % не советуются с женщиной в вопросах о предохранении от нежелательной беременности и только 4,9 % мужчин хотели бы взять на себя решение проблем контрацепции.

Хотя среди опрошенных мужчин 65,2 % применяют противозачаточные средства, к сожалению, только 18 % подростков используют методы и средства контрацепции, в то время как в других возрастных группах - около 80 % мужчин, независимо от семейного положения.

К сожалению, несмотря на то, что женщины в России стали активнее применять современные методы контрацепции (в конце 90-х годов ХХ века ими пользовались только 19 % россиянок, хотя даже в развивающихся странах этот показатель доходил до 79 %), до настоящего времени аборт, по мнению специалистов, остается для них «предпочтительным» средством регуляции рождаемости. Поскольку женщина может узнать о наступившей беременности более или менее достоверно по отсутствию очередного менструального кровотечения, а иногда такая мысль приходит к ней еще позднее, практически не остается выбора, кроме искусственного прерывания вынашивания.

Прерывание беременности - аборт. Россия - страна, первой разрешившая (в 1920 г.) производство абортов, и несомненный лидер по их количеству в настоящем. В соответствии с современным законодательством РФ каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Значительная часть мужчин и женщин знают о вреде аборта. Обстоятельством, провоцирующим решение о прерывании беременности, в ряде случаев служит социальная норма, которая диктует, что лучший возраст для рождения детей от 20 до 30, в крайнем случае до 40 лет. Если это происходит раньше или позже, то сами матери воспринимают свое родительство как отклонение от «правильного» поведения и зачастую принимают крайние меры. В настоящий момент общественная и государственная поддержка женщины-матери минимальна, материнство стало практически полностью ее личным делом, осуществляемым на свой страх и риск. Только введение социальной и законодательной политики, предполагающей реальную, в том числе психологическую, помощь тем матерям, которые хотели бы сохранить беременность, могло бы поменять решение, принятое не в пользу ребенка. Тем более что в последующем бесплодие в браке может стать настоящей трагедией и причиной большинства разводов. Бесплодный брак. Проблема бесплодия довольно серьёзна, однако целенаправленное изучение ее началось лишь в ХХ веке. Стандарты Всемирной организации здравоохранения выделяют 21 фактор женского и 19 факторов мужского бесплодия. Установлено, что 75 % бесплодия в браке обусловлено хроническими воспалительными процессами в гениталиях, вызванными простейшими (трихомониаз), бактериальной микрофлорой (стрептококки, стафилококки, кишечная палочка), хламидиями, а также плохо леченными венерическими заболеваниями. Только при комплексном подходе к проблеме профилактики и лечения бесплодия возможны позитивные сдвиги, поскольку при устранении выявленных причин бесплодия и предупреждении заболеваний, которые служат медицинскими показаниями к прерыванию беременности, можно было бы ожидать увеличения общего показателя рождаемости в пределах 7 %, а при ликвидации вторичного послеабортного бесплодия - до 30 %. Заболевания, передающиеся половым путем. Венерические болезни - одна из серьезных социальных и психологических проблем современности. Социальное значение их определяется большой распространенностью, тяжестью последствий для здоровья заболевших, опасностью для общества, влиянием на воспроизводство потомства. По данным ВОЗ, сифилис, гонорея, хламидиоз являются наиболее часто встречающимися болезнями в мире, за исключением гриппа во время эпидемии и малярии. Ежегодно в мире регистрируется около 200 млн больных гонореей, 250 млн - хламидиозом и 50 млн - больных сифилисом. Таким образом, для молодых людей основными неблагоприятными факторами, влияющими на репродуктивное здоровье, факторами риска можно назвать, во-первых, раннее начало половой жизни у подростков, которое сопровождается восприятием ими сексуальной жизни в упрощенной форме, когда до 82 % юношей и до 45 % девушек не связывают половую жизнь с любовью и браком, во-вторых, самолечение и несвоевременное обращение в медицинские учреждения, которые являются результатом низкой санитарно-гигиенической культуры молодежи и психологически неверной модели профилактики ЗППП, построенной на запугивании. Кроме того, негативную роль играет низкая информированность о здоровьесберегающем поведении в сфере сексуальных отношений.

Репродуктивное здоровье

Репродуктивное здоровье , по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), - это состояние физического, умственного и социального благополучия по всем пунктам, относящимся к репродуктивной системе на всех стадиях жизни.

Репродуктивное здоровье является важнейшей частью общего здоровья и касается личных аспектов жизни. Репродуктивное здоровье предполагает, что человек может вести удовлетворительную и безопасную половую жизнь, что он способен рожать детей и свободен выбирать, при каких условиях, где и как часто это делать. Под этим подразумевается право мужчин и женщин получать информацию и иметь доступ к безопасным, эффективным, доступным и приемлемым методам планирования семьи по своему выбору, а также право на соответствующие услуги здравоохранения, которые позволяют женщинам безопасно пережить период беременности и роды. Забота о репродуктивном здоровье определяется как совокупность методов, способов, технологий и услуг, которые способствуют репродуктивному здоровью и благополучию путем предотвращения и решения проблем репродуктивной сферы.

Сексуальное здоровье

Репродуктивное здоровье тесно связано с сексуальным здоровьем , которое, по определению ВОЗ, является состоянием физического, эмоционального, психического и социального благополучия, связанного с сексуальностью. Сексуальное здоровье требует позитивного и уважительного отношения к сексуальности и сексуальным отношениям и возможности вести сексуальную жизнь, приносящую удовлетворение, свободную от принуждения, дискриминации и насилия. Достижение и поддержание сексуального здоровья неразрывно связано с уважением, защитой и соблюдением присущих людям сексуальных прав.

Репродуктивное и сексуальное здоровье необходимо рассматривать как составную часть здоровья человека, на которую влияют образ жизни и привычки, способствующие сохранению здоровья или, наоборот, приводящие к возникновению заболеваний. Подростковый возраст - это важнейший период приобретения знаний, навыков и ценностей, которые могут помочь сохранить здоровье на протяжении всей жизни.

Сохранение и укрепление репродуктивного и сексуального здоровья тесно связано с реализацией репродуктивных и сексуальных прав .

Социально-демографическое значение

Сохранение репродуктивного здоровья подростков и молодежи имеет большую социальную значимость. Состояние репродуктивного здоровья сегодняшних детей и подростков, вступающих в фертильный возраст, напрямую будет влиять на демографические процессы последующих 10-15 лет. То, как впоследствии будет развиваться демографическая ситуация, в значительной степени зависит от представлений о семейно-брачных отношениях, сексуальном поведении, а также репродуктивных установок современных подростков.

Репродуктивный потенциал

Это понятие более широкое, чем собственно репродуктивное здоровье. Оно означает возможность мальчиков и девочек при вступлении в период социальной зрелости воспроизвести здоровое полноценное потомство. При оценке репродуктивного потенциала целесообразно опираться на следующие компоненты: соматическая заболеваемость и ее влияние на репродуктивную функцию , состояние физического, полового и психосексуального развития, заболеваемость органов репродуктивной системы (гинекологическая, андрологическая), состояние репродуктивной функции в конкретных социально-бытовых условиях и образе жизни; характер сексуальной активности и поведения в молодые годы, уровень полового и сексуального воспитания подростков, психологическая готовность к материнству (отцовству), уровень репродуктивных установок, воспитание ответственного родительства.

Обеспечение правильного развития и профилактика нарушений в репродуктивной системе

Важной предпосылкой полноценной репродуктивной функции подростка оказывается хорошее репродуктивное здоровье его родителей к моменту зачатия и в последующем вынашивании беременности. Уже в родильном доме специалист может обнаружить аномалии развития наружных половых органов. В первые годы жизни отклонения в развитии наружных половых органов могут заметить родители при одевании и купании ребенка. Тревогу родителей должны вызвать следы крови и выделений из половых органов на нижнем белье. У мальчиков яички должны прощупываться в мошонке, а головка полового члена должна легко обнажаться. Мама должна подготовить девочку к менархе, чтобы непонятное кровотечение не оказалось для нее шоком. Очень важно, чтобы родители привили навыки личной гигиены не только девочкам, но и мальчикам. На своевременное выявление отклонений в репродуктивном здоровье и оценку правильности полового развития нацелены обязательные профилактические осмотры гинеколога и андролога.

Сексуальные отношения и беременность

С чисто медицинской точки зрения половая жизнь у физиологически зрелых девушек и юношей не вредит их здоровью. Явная физиологическая потребность в сексе реально имеется только у подростков с ускоренным психосексуальным развитием . У остальных ее начало относительно легко может быть отложено до достижения полной психологической и социальной зрелости.

Ранний дебют половой жизни вызывает ряд проблем, одной из которых является подростковая беременность . В начале половой жизни, особенно, когда это происходит в раннем возрасте (15-17 лет), риск наступления незапланированной беременности довольно высокий. Как правило, подростки недостаточно осведомлены в вопросах, связанных с предупреждением беременности, не всегда имеют доступ к презервативам и другим контрацептивам.

Подростковая беременность нередко заканчивается ее искусственным прерыванием. Частота осложнений после абортов и материнская смертность у подростков выше, чем у женщин старше 20 лет. Незрелость и незавершенность формирования подросткового организма является главной причиной осложнений при беременности, аномалий родовой деятельности, материнской смертности и неблагополучия здоровья рожденных юными матерями детей.

Ранние браки

По данным ВОЗ за 2000-2009 гг., 19% женщин в странах Европы и Центральной Азии в возрасте 20-24 лет состояли в гражданском или официальном браке, в который они вступили до достижения возраста 18 лет. Самые высокие показатели детских браков наблюдаются в Республике Молдова, Грузии, Турции и Таджикистане. Негативные последствия таких браков для физического и психологического здоровья девочек сохраняются на протяжении всей жизни.

Сексуальное и репродуктивное здоровье девочек, состоящих в ранних браках, часто подвержено риску, так как зачастую они вынуждены вступать в половые отношения против своей воли с мужчиной более старшего возраста, который обладает большим, чем у них, сексуальным опытом. Молодые женщины часто не обладают статусом и достаточными знаниями обсуждения практик безопасного секса и контрацепции, что повышает риск заражения ВИЧ-инфекцией или другими передаваемыми половым путем инфекциями, а также вероятность беременности в раннем возрасте. Осложнения беременности и родов - ведущие причины смерти среди девушек в возрасте 15-19 лет.

Ранние браки также оказывают негативное воздействие на психологическое благополучие девочек: девочки, состоящие в таком браке, лишены нормального детства и юности, они в большей степени подвержены психологическому и домашнему насилию, ограничению личной свободы, часто не могут завершить образование, устроиться на работу.

Инфекции, передаваемые половым путем

Раннее начало сексуальных отношений, частая смена партнеров, плохая осведомленность об инфекциях, передаваемых половом путем (ИППП), нерегулярное использование средств защиты (презерватива) увеличивают риск наступления незапланированной беременности и заражения ИППП, в том числе ВИЧ-инфекции.

Инфекции, передаваемые преимущественно половым путем, отрицательно влияют на состояние репродуктивного здоровья. Невыявленные и невылеченные своевременно, они могут стать причиной серьезных осложнений и хронических заболеваний репродуктивной и мочеполовой системы и бесплодия как у девочек, так и у мальчиков.

Охрана репродуктивного и сексуального здоровья подростков

Для сохранения репродуктивного и сексуального здоровья подросткам необходимы информация, обучение жизненным навыкам и доступные и доброжелательные медико-социальные службы, предоставляющие услуги в области сексуального и репродуктивного здоровья и планирования семьи.

В первую очередь, подростки нуждаются в комплексном профилактическом образовании по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья, которое даст им знания и навыки для принятия ответственных решений, касающихся своего поведения, а также для построения отношений, свободных от насилия и основанных на взаимном уважении и гендерном равенстве. Результаты многочисленных исследований в разных странах, убедительно показали, что опасение того, что сексуальное образование может привести к большей и ранней сексуальной активности у молодых людей, не обосновано.

Для раннего выявления и лечения заболеваний, приводящих к ограничению репродуктивной функции, необходимы периодические осмотры детей и подростков акушером-гинекологом, урологом-андрологом и другими специалистами по показаниям.

Комплексная медицинская и социально-психологическая помощь подросткам для сохранения репродуктивного и сексуального здоровья предоставляется на принципах добровольности, доступности, доброжелательности и доверия специализированными службами, дружественными к молодежи (КДМ).

Подготовлено по материалам ВОЗ и ЮНЕСКО

Лекция

«Репродуктивное здоровье»

Учебные вопросы.

Определение репродуктивного здоровья человека. Особенности факторов, определяющих и влияющих на него.

На биологическом уровне функционирования человека решаются две задачи – выжить и воспроизвести потомство. Решение первой задачи связано с адаптационными возможностями человека, высоким уровнем индивидуального здоровья. Вторая задача решается только репродуктивно здоровыми людьми.

По определению ВОЗ репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия репродуктивной системы, ее функций и процессов, включая воспроизводство потомства и гармонию психосексуальных отношений в семье. В данном контексте мы видим, что репродуктивное здоровье является неотъемлемой частью здоровья человека в широком смысле. Но, тем не менее, очевидна специфичность этой составляющей, что и позволяет выделить и рассматривать репродуктивное здоровье как бы отдельно.

Как на здоровье человека в целом, репродуктивное здоровье определяется рядом показателей, на него влияют различные условия и факторы. В идеале уровень репродуктивного здоровья оценивается по результатам репродуктивной функции – количеству состоявшихся зачатий и количеству своевременно родившихся детей при отсутствии каких-либо при этом искусственных ограничений. В современной жизни последние являются неизбежным, и поэтому реально репродуктивное здоровье рассматривается как результат сознательной регуляции человеком своей детородной функции.

Уровень репродуктивного здоровья зависит от ряда факторов, имеющих некоторую специфичность содержания и воздействия:

репродуктивный потенциал человека, который зависит от генетически заложенной мощности репродуктивной системы человека. Например, это количество половых клеток, созревающих в организме мужчины или женщины в детородном возрасте;

совместимость партнеров, которая прослеживается на различных уровнях: на генетическом, например, совместимость по Rh -фактору; на физиологическом и физическом, что связано со степенью анатомического сходства партнеров, с ритмом их жизнедеятельности, например, с биоритмами; на психологическом уровне, в этом случае рассматривается сходство, например, особенности характера и темпераментов партнеров;

половая культура, определяет образ жизни, поведение индивидуума определенного пола в обществе;

регулирование деторождения неизбежно оказывает влияние на уровень репродуктивного здоровья человека. Влияние этого фактора определяется целесообразностью и грамотностью использования различных методов контрацепции, осуществление планирования семьи.

Понятие пола индивида, основные этапы его формирования. Первичные и вторичные половые признаки. Общая характеристика половой функции человека.

Профилактика нарушений и возникновения причин, снижающих репродуктивное здоровье, в значительной степени связана с половым воспитанием и половым просвещением, составляющими основу половой культуры индивида. Половая культура понятие неизмеримо большее, чем культура половых, сексуальных отношений. В связи с этим необходимо определить содержание и смысл понятий «пол» и «секс». В некоторых языках эти слова являются синонимами, в русском языке их содержание различно.

Пол – это совокупность анатомических, физиологических, психологических и сексуальных признаков и особенностей, определяющих половую принадлежность индивида к мальчикам-мужчинам или девочкам-женщинам.

Секс характеризует собой межполовые, интимные отношения, половую жизнь.

Выделяют: генетический пол – определяется наличием половых хромосом. В каждой клетке человека находятся 23 пары хромосом: 22 пары аутосом и одна пара половых хромосом. Каждая пара аутосом у мужчины аналогична соответствующей паре у женщины. Генетически мужчина отличается от женщины строением и количеством половых хромосом – это одна Y -хромосома и одна X -хромосома, у женщины половые хромосомы одинаковы и представлены Х-хромосами. Информация, которая заложена в этих хромосомах, определяет развитие у будущего плода половых желез или гонад. Таким образом, генетический пол обуславливает формирование гонадного. Гонадный или истинный пол идентифицируется по основному показателю половой принадлежности – гистологическому строению половой железы, это могут быть или яичники, в которых созревают женские половые клетки – яйцеклетки, или могут быть яички, продуцирующие сперматозоиды, а также секретировать специфические половые гормоны женские или мужские.

В результате функционирования половых желез развивается организм с определенным внешним и внутренним строением, т.е. у индивида формируются как внутренние, так и внешние половые органы. В этом случае речь идет о морфологическом или соматическом поле субъекта. Строение наружных половых органов определяется как первичные половые признаки, по которым врач-акушер определяет гражданский пол новорожденного. В период полового созревания, связанного с активизацией деятельности половых желез появляются и вторичные половые признаки, проявляющиеся в анатом-физиологических и психологических изменениях индивидуума.

Гражданский пол во многом зависит от воспитания и других воздействий, которые оказываются на индивида в течение всей его жизни., например, выбор одежды, прически, игр и т.д.) и при этом обязательно происходит формирование полового сознания. В конце концов, человек выбирает определенный тип полового поведения в обществе, например, он определяется в выборе полового партнера.

Как видно из вышеизложенного, категория «пол» - многогранна. И наука рассматривает ее с учетом своей специфики: биологической, медицинской, психологической, педагогической, социальной и других. С медицинской точки зрения пол – принадлежность организмов или специальных клеток к одной их двух групп, отличающихся между собой тем, что половой процесс происходит между представителями разных групп, но не внутри данной группы. Определение психологического пола связывается с чувством и осознанием своей половой принадлежности, а также и с психосексуальной ориентацией, например, влечение к противоположному полу, Также при рассмотрении этого аспекта пола учитываются и социосексуальные ориентации, т.е. реализуемую систему половых ролей, на основании которых он осуществляет соответствующую деятельность и достигает определенного социального статуса. С педагогической точки зрения пол рассматривается как биосоциальная категория. Так как биологическое определяется действием генетических структур, а социальное – как результат его поведения, сформировавшего в результате воспитания и влияния окружающей среды. Мнение биологов, медиков и психологов сводится к тому, что «пол» бисексуален, т.е. каждый пол потенциально заключает в себе возможности развития другого пола. Реализация пола зависит от среды и от генных факторов, причем эффект тех и других носит количественный характер, в связи с чем признаки противоположного пола подавляются в разной степени.

Наука, изучающая специфику психологических и социальных аспектов взаимодействий полов, физиологию и патологию половой жизни, называется сексологией . Сексологи в своей работе опираются на знания, практический опыт самых разных направлений современной науки. В связи с этим принято выделять несколько аспектов:

1. Биолого-медицинский , который изучает вопросы строения, функционирования мужского и женского организмов, физиологию полого созревания, специфику половой функции. Половая функция является одной из основных биологических функций организма, наиболее ярко проявляющаяся с момента половой зрелости, определяющаяся способностью к воспроизводству полноценного потомства с последующим его воспитанием.

2. Психологический аспект включает изучение вопросов сексуального поведения. Личностные особенности половой жизни, сексуальность индивида на разных этапах его сексуальной жизни и т.п.

3. Социально-исторический аспект рассматривает специфику сексуального поведения, закрепленную в соответствии с моральными, религиозными, гражданскими и другими нормами, принятыми в том или обществе, также изучается реальное половое поведение, сексуальная символика, вопросы эволюции полового поведения и т.п.

Все эти звенья, определяющие методологическую основу сексологии, отражают единство усилий, целей, деятельности со стороны родителей, воспитателей, медиков, социологов и других специалистов в осуществлении полового воспитания и просвещения подрастающего поколения.

Формирование правильного взаимоотношения полов.

Состояние репродуктивного здоровья во многом зависит от образа жизни человека, а также от ответственного отношения к половой жизни. И то и другое влияет на стабильность семейных отношений, на общее самочувствие человека.

Негативным фактором, влияющим на состояние репродуктивной функции, является нежелательная беременность. Нередко женщина стоит перед непростым выбором: родить ребенка или сделать аборт. Особенно сложно эту проблему решить в подростковом возрасте. Аборт, тем более при первой беременности, может нанести серьезную психическую травму и во многих случаях даже привести к необратимым нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время решение родить часто ставит под угрозу дальнейшую учебу, другие жизненные планы, поэтому каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально и бережно. Для того чтобы такие ситуации происходили реже, подростки должны иметь зрелые представления о значении репродуктивного здоровья и о таком понятии, как планирование семьи.

Планирование семьи необходимо для реализации следующих задач :

Рождение желанных здоровых детей;

Сохранение здоровья женщины;

Достижение гармонии в психосексуальных отношениях в семье;

Осуществление жизненных планов.

Многие годы планирование семьи сводилось к ограничению рождаемости. Однако, прежде всего это обеспечение здоровья женщины, способной родить детей именно тогда, когда она сама хочет этого. Другими словами, планирование семьи – это появление на свет детей по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи является международно признанным правом каждого человека.

Планирование семьи помогает супругам сознательно выбирать количество детей в семье, примерные сроки их рождения, планировать свою жизнь, избегая ненужных волнений и тревог.

Оптимальный возраст для рождения детей – 20 – 35 лет. Если беременность возникает раньше или позже, то она обычно протекает с осложнениями, и вероятность нарушений здоровья у матери и ребенка выше. Интервалы между родами должны быть не менее 2 – 2,5 лет; это позволяет женщине восстановить силы, сохранить свое здоровье и здоровье будущих детей. В этой связи следует еще подчеркнуть: аборт – это отнюдь не лучший метод регулирования рождаемости, его можно избежать, применяя современные методы контрацепции (предупреждение нежелательной беременности).

Подросток не должен замыкаться в себе со своими проблемами. Он должен знать, что на помощь ему всегда готов прийти мудрый и тактичный взрослый.

Начнем этот раздел с разговора о значении семьи в жизни человека. Подчеркнем, что в системе здорового образа жизни молодежи ведущее место занимает правильное взаимоотношение полов, выбор партнера противоположного пола и создание семьи.

Молодая семья является первичной ячейкой общества. В семье формируется комплекс привычек, стереотипы поведения, непосредственно влияющие на здоровье.

Семья - это группа людей , связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы.

Воспроизводство является одной из основных функций семьи. Важной социальной демографической группой населения является молодая семья в период ее образования и становления. Молодой семьей большинство демографов считают супругов в возрасте не более 24-25 лет и состоящих в браке не более 5 лет.

По данным статистики, в большинстве молодых семей первый ребенок рождается в первые 2 года брака и значительная часть молодых семей в первые 5 лет супружества имеют двух детей.

В семье удовлетворяются основные потребности человека. Семья обеспечивает в значительной степени социальные потребности ребенка. Для каждого человека, как и для общества в целом, важно здоровое функционирование семьи.

Юноши и девушки как потенциальные родители должны понимать значение семьи в личной жизни и роль семьи в обществе.

Неподготовленность молодежи к семейной жизни часто является причиной распада молодой семьи. Распад семьи на ранней стадии ее развития приводит к тому, что дети с раннего возраста часто воспитываются без отцов, а разведенные молодые люди не сразу вступают в повторный брак. Это снижает рождаемость и является главной причиной неблагоприятной демографической ситуации в России и фактором, отрицательно влияющим на состояние здоровья молодежи.

Выделим несколько факторов, оказывающих отрицательное влияние на прочность молодой семьи. Прежде всего, это ранний возраст вступающих в брак. В таких семьях, как правило, наблюдается отсутствие экономической самостоятельности и достаточной материальной обеспеченности. Юные супруги часто не готовы преодолеть все трудности семейной жизни в первые годы супружества.

К распаду семьи приводит неподготовленность молодых супругов к ведению домашнего хозяйства, рациональному распределению семейного бюджета и обязанностей, неправильное их отношение к трудностям, всегда возникающим в молодой семье.

Молодые люди, прежде чем вступить в брак, должны знать обо всех особенностях и трудностях совместной жизни и готовить себя к ней, воспитывать в себе моральные и физические качества, необходимые для создания крепкой и счастливой семьи. Нет в жизни таких трудностей, которые нельзя преодолеть ради любимого человека, чтобы эти трудности не заслонили великое чувство любви, к ним надо быть готовым. Здоровым и счастливым можно быть только в семье.

Каждый молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен иметь представление о здоровом образе жизни, правильном сексуальном поведении, информацию о факторах риска для здоровья при ведении неупорядоченной половой жизни с частой сменой половых партнеров и о болезнях, передающихся половым путем.

Необходимо отметить, что лучшим для вступления в брак считается возраст от 20 до 24 лет. К этому периоду завершается образование и общее умственное развитие человека, а трудовая деятельность создает необходимую материальную основу для семейной жизни. Молодой человек к этому времени имеет определенное правильное представление об анатомии и функциональных особенностях половых органов - мужских и женских. В определенной степени знает механизм зачатия и зарождения новой жизни и осознает ответственность супругов за рождение здорового ребенка.

Юноша и девушка, прежде чем вступить в брак, должны оценить общность своих жизненных интересов, уровень развития, серьезность

намерений и глубину уважения и любви друг к другу. Только на такой основе можно построить нормальную семейную жизнь.

Коротко затронем вопрос о нравственности и гигиене ранней, добрачной половой жизни, а также о половой жизни без любви, без понимания ответственности, без моральных и юридических обязательств.

По данным наблюдений, интенсивная половая жизнь в молодом возрасте имеет своим последствием преждевременное прекращение половой деятельности. Кроме того, раннее начало половой жизни не благоприятно сказывается на потомстве. Браки, заключенные между юношами и девушками, еще не достигшими полной половой зрелости, нередко бывают бесплодными, а дети, рождающиеся у таких родителей, - слабыми.

Исследования показывают, что здоровые дети рождаются, как правило, от женщин в возрасте 25-35 лет и от мужчин в возрасте 24-40 лет.

Необходимо особо подчеркнуть, что самое большое зло для будущего ребенка - употребление алкоголя одним или обоими родителями. Даже умеренное потребление спиртных напитков перед зачатием обычно не проходит бесследно. Ребенок, родившийся от таких родителей, возбужден, беспокоен, плохо спит, часто вздрагивает во сне, всего пугается.

Кроме того, у родителей, злоупотребляющих спиртным, дети часто рождаются с различными уродствами. Учеными многих стран выполнены сотни исследований, подтверждающих неоспоримый факт: если зачатие произошло в период, когда один или особенно оба родителя находились в состоянии алкогольного опьянения, у них рождаются неполноценные дети с различными патологическими отклонениями.

Важно отметить, что нормальная половая жизнь благотворно действует на здоровье, работоспособность и долголетие человека, но при этом подчеркнуть - основу личного счастья составляет семья, созданная на глубокой взаимной привязанности и уважении супругов. Вырабатывать же качества бережного отношения друг к другу необходимо начинать еще до брака, в период знакомства.

Особо стоит еще раз подчеркнуть опасность для здоровья беспорядочной половой жизни. Такая жизнь ведет к преждевременному изнашиванию организма, чревата опасностью заражения венерическими болезнями.

В то же время в браке супруги познают взаимную любовь, имеют поддержку, утешение в сложных жизненных ситуациях. Православная Церковь считает, что только в браке возможна сексуальная близость, потому что брак является источником продолжения рода. В православной религии высоко ценится семья, где основные устои - это любовь между мужем и женой, родителями и детьми. Брак в христианстве рассматривается как обет взаимной любви и верности, который хранится в течение всей жизни.

Большинство мировых религий высоко ценит семью. Так, например, в исламе брак рассматривается как воля Аллаха, а брачные отношения являются не только источником деторождения, но и источником сексуального наслаждения. Супругам отводятся определенные социальные роли: муж обеспечивает материальное благополучие, жена воспитывает детей. Сексуальные отношения вне брака не приветствуются, так как не делают супружескую жизнь стабильной.

В современном обществе семья остается главной структурой. Семья, основанная на кровном родстве, малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В большинстве культур брак освящается традициями и связан с удовольствием и радостным подъемом, счастливыми ожиданиями и планами на будущее.

В то же время необходимо отметить, что пару, вступающую в брак, ожидает много проблем. В любом случае, если два человека сходятся, чтобы 24 ч в сутки проводить вместе, они столкнутся со многими проблемами. Каждый из супругов имеет свою сформировавшуюся систему поведения, свои взгляды на отношения в семье, свое понимание социальных ролей супругов. На этой почве могут возникнуть конфликты, когда ожидания приходят в противоречие с действительностью. С определенного момента начинается процесс переговоров по достижению баланса и гармонии в отношениях. Необходим элемент компромисса с обеих сторон. Важно хорошо помнить, что в природе не существует полностью совместимых людей, но в то же время каждый человек тренируем в определенной степени, т. е. может изменить свои взгляды на жизнь и свое поведение. Вот эти возможности и необходимо уметь использовать, продвигаясь друг к другv навстречу, создавая в семье атмосферу гармонии и любви.

Многого можно достигнуть воспитанием в себе умения выслушать собеседника, понять его точку зрения. Поэтому очень важно до вступления в брак в период ухаживания более детально познакомиться, друг с другом и выяснить отношение к основным моментам совместной жизни. Будущий брак следует рассматривать как союз, необходимый не только для рождения детей, но и для развития личности каждого из супругов. Юноши и девушки в период добрачного знакомства сами должны определить, подходят ли они друг другу.

Для удачного брачного союза можно обозначить ряд факторов, оказывающих влияние на гармонию совместной жизни: психологический, культурный, материальный.

Психологический фактор определяет степень соответствия взглядов партнеров на элементы совместной жизни (черты характера, волевые качества, интеллект, лидерство в семье).

Культурный фактор определяет интеллектуальные и культурные запросы супругов и зависит от их образовательного уровня, профессии, досуговых интересов. Хорошо, когда мужчину и женщину объединяют общие интересы, связанные с физической культурой (туризм, лыжи, спортивные игры и др.). Активный отдых снимает многие проблемы. Отдых сам по себе подразумевает отсутствие причин раздражению и ссорам.

Материальный фактор определяет вклад каждого из супругов в создание материальной базы семьи. В совместной жизни главным можно считать умение понимать и простить спутника жизни, видеть все его достоинства и прощать недостатки.

Союз мужчины и женщины должен удовлетворять не только биологические потребности, но и потребности эмоциональные, оральные и интеллектуальные. Это создает базу прочной совместной жизни, помогает сохранить и пронести через всю жизнь чувства первой любви, обеспечить счастливую жизнь.

Вопросы для самоконтроля:

    Что такое репродуктивное здоровье?

    Что такое пол? Виды пола.

    Как формируются правильные взаимоотношения полов?

    Что такое семья?

    Половое воспитание. А.Г. Трушкин, В.В. Баташев,. Л.Ю. Трушкина и др. Ростов-на-дону. «Феникс» 2001 С.310

    Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. «Вопросы психологии» № 5 , 1987 г.

    Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов. «Вопросы психологии» № 2, 1987 г.

    Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991 г.

    Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола. «Соотношение биологического и социального в человеке. Под ред. Банщикова В.М., Ломова Б.Ф., М. 1975 г.)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Система здорового образа жизни, факторы, положительно влияющие на здоровье. Влияние наследственности и состояния окружающей среды на организм человека. Значение правильного распорядка дня, труда и режима питания. Влияние вредных привычек на здоровье.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2011

    Понятие и сущность здоровья. Репродуктивное здоровье – часть здоровья человека и общества. Рекомендации по выработке личных качеств, необходимых для здорового образа жизни. Условия проведения закаливающих процедур. Основные правила рационального питания.

    реферат , добавлен 02.03.2010

    Проблемы здоровья и здорового образа жизни в России: история и современное состояние. Специфика ПР–деятельности в здравоохранении по формированию здорового образа жизни. Анализ формирования здорового образа жизни на примере деятельности ГУЗ "РКДЦ МЗ УР".

    дипломная работа , добавлен 04.08.2008

    Инфекции, передаваемые половым путем, как причина нарушений репродуктивного здоровья женщины. Вирусы папилломы человека и простого герпеса. Перечень заболеваний, влияющих на репродуктивное здоровье женщины. Профилактика заражения во время беременности.

    презентация , добавлен 28.05.2015

    Современные подходы к пониманию здоровья. Влияние факторов жизни на здоровье человека. Стиль жизни студенческой молодежи. Факторы обучения, отражающиеся на ее психофизиологическом состоянии. Роль культуры в обеспечении здоровья. Валеология как наука.

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Понятие о здоровье. Виды физической активности, рекомендуемые для поддержания здорового образа жизни. Понятие о здоровом питании. Основные принципы рационального питания. Пять важнейших принципов безопасного питания Всемирной организации здравоохранения.

    реферат , добавлен 25.07.2010

    Сущность здоровья, влияние на него социальных и природных условий. Классификация факторов риска здоровья. Актуальные аспекты формирования здорового образа жизни. Модели и программа улучшения здоровья населения. Профилактика стоматологических заболеваний.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека.

Репродуктивная система – это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).

Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте. Для того чтобы на свет появлялись здоровые дети, каждый современный человек должен знать, как сохранить свое репродуктивное здоровье.

Пол человека закладывается уже в первые недели внутриутробного развития плода. На восьмой неделе, когда плод весит около четырех граммов, начинают формироваться половые органы. Очевидные внешние отличия мальчиков и девочек – это результат работы половых гормонов, синтезируемых половыми железами. Мужские половые гормоны называются андрогены, а женские – эстрогены. Андрогены и эстрогены изначально присутствуют в организме противоположных полов, однако способность к размножению достигается только по завершении процесса полового созревания.

Преобладание эстрогенов в женском организме обусловливает циклические процессы, осуществляющиеся при участии центральной нервной системы. Еще в период полового созревания у девочек за счет гормонов округляются контуры тела, увеличивается грудь, кости таза становятся шире – таким образом их организм постепенно готовится к выполнению будущей функции воспроизводства.

Мужской организм за счет андрогенов крепче женского, хотя не всегда выносливее. Неслучайно важнейшую миссию вынашивания ребенка природа возложила именно на женщину.

Состояние репродуктивного здоровья во многом зависит от образа жизни человека, а также от ответственного отношения к половой жизни. И то и другое влияет на стабильность семейных отношений, на общее самочувствие человека.

Негативным фактором, влияющим на состояние репродуктивной функции, является нежелательная беременность. Нередко женщина стоит перед непростым выбором: родить ребенка или сделать аборт. Особенно сложно эту проблему решить в подростковом возрасте. Аборт, тем более при первой беременности, может нанести серьезную психическую травму и во многих случаях даже привести к необратимым нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время решение родить часто ставит под угрозу дальнейшую учебу, другие жизненные планы, поэтому каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально и бережно. Для того чтобы такие ситуации происходили реже, подростки должны иметь зрелые представления о значении репродуктивного здоровья и о таком понятии, как планирование семьи.

Планирование семьи необходимо для реализации следующих задач:

    рождение желанных здоровых детей;

    сохранение здоровья женщины;

    достижение гармонии в психосексуальных отношениях в семье;

    осуществление жизненных планов.

Многие годы планирование семьи сводилось к ограничению рождаемости. Однако, прежде всего это обеспечение здоровья женщины, способной родить детей именно тогда, когда она сама хочет этого. Другими словами, планирование семьи – это появление на свет детей по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи является международно признанным правом каждого человека.

Планирование семьи помогает супругам сознательно выбирать количество детей в семье, примерные сроки их рождения, планировать свою жизнь, избегая ненужных волнений и тревог.

Оптимальный возраст для рождения детей – 20 – 35 лет. Если беременность возникает раньше или позже, то она обычно протекает с осложнениями, и вероятность нарушений здо ровья у матери и ребенка выше. Интервалы между родами должны быть не менее 2 – 2,5 лет; это позволяет женщине восстановить силы, сохранить свое здоровье и здоровье будущих детей. В этой связи следует еще подчеркнуть: аборт – это отнюдь не лучший метод регулирования рождаемости, его можно избежать, применяя современные методы контра цепции (предупреждение нежелательной беременности).

Подросток не должен замыкаться в себе со своими проблемами. Он должен знать, что на помощь ему всегда готов прийти мудрый и тактичный взрослый.

На репродуктивную функцию негативно влияет стресс, особенно хронический, качество питания, образ жизни Подобное бывает не только при действии чрезмерных факторов, но и при токсикозах у беременных, когда адаптация к изменениям во время беременности становится недостаточной из-за низкого уровня физического здоровья матері.

Курение отражается на сексуальном здоровье, влияет на обмен половых гормонов Н Ширрен установил, что у людей, курящих сексуальная активность вдвое ниже

Алкоголь несколько повышает сексуальные желания, поскольку снимает тормозящее влияние воспитания и внешней среды, но нарушает эрекцию В Шекспир в \"Мак-бета\" писал: \"выпивка способствует желанию, но лишает яе возможностиавляє можливості".

Чем больше человек пьет, тем меньше у нее половых сил, ухудшается качество половых клеток Под воздействием больших доз алкоголя меняется проявление половых рефлексов

Человеческая сексуальность может приносить не только радость и счастье, но и великие страдания, поскольку многие инфекционных болезней передается половым путем Эти болезни называются венерическими Большинство ни их излечивается, если вовремя поставить диагноз, но повреждения, вызванные их возбудителями, сказываются на репродуктивном здоровье"ї.

Сексуально активные люди, часто меняют партнеров, должны периодически проходить медицинское обследование, особенно после смены сексуального партнера, не заниматься самолечением.

Короче говоря, чтобы сохранить репродуктивное здоровье надо следовать здоровому образу жизни, хорошо и правильно питаться, не пить, не курить, не заболевать инфекционными болезнями передаваемых половым путем (помните о их последствиях), использовать контрацептивы (если делать аборт, то тоже не факт, что все закончится благополучно)

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома